В 2016 г. завершена реставрация монастырской стены-ограды. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru В 1360 г., на берегу Москвы–реки, недалеко от Кремля по благословению великого светильника Церкви Русской, святителя Алексия, митрополита Московского, основан Зачатьевский (Алексеевский) женский монастырь. Первоначальницами этой первой на Москве девической обители стали родные сестры святителя – преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексеевской. Монастырь имел общежительный устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. В 1514 г. иждивением Великого Князя Василия Иоанновича, чаявшего рождения наследника, была построена первая каменная соборная церковь, с престолом в честь Зачатия святой праведной Анны. Архитектором ее стал известный итальянский зодчий Алевиз Фрязин. Во время Большого Московского пожара 1547 года монастырь полностью сгорел. Царем Иоанном Васильевичем Грозным даруются земли в урочище Чертолье на устройство новой обители, куда и переводится Алексеевский монастырь с большинством сестер и всем монастырским хозяйством. Часть сестер остается на прежнем месте, освященном трудами почитаемых основательниц, прпп. Иулиании и Евпраксии, и трудится в надежде на восстановление монастыря, образуя собой малую обитель, именуемую «Зачатейской». В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью подается помощь в чадородии. Посещали святую обитель и бездетные супруги царь Феодор Иоаннович и царица Ирина Годунова. В 1584 г. царь Феодор, получив благословение святителя Иова, по обету восстанавливает Зачатьевский монастырь. Был отстроен соборный комплекс, состоящий из храма Зачатия святой праведной Анны с приделами во имя небесных покровителей царственной четы - великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, и церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митр. Московского и шатровой колокольней. Господь послал благочестивому государю дочь Феодосию.

http://sobory.ru/article/?object=02269

Алексеевский женский монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Алексеевский монастырь был первым женским монастырем Москвы и оттого назывался стародевичьим – по старшинству над остальными московскими женскими обителями. 16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря. Содержание История [ править править код ] История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители. Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит. Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав. Существует предание, согласно которому первой настоятельницей обители стала одна из сестёр святителя – Иулиания. По летописным же сведениям, первой игуменией Алексеевского монастыря была другая Иулиания, родом из Ярославля, «дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» [Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 442.]. В 1451 году монастырь вместе с Москвой подвергается нашествию татар и разорению. В 1514 году по повелению великого князя Василия Иоанновича итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил на месте сгоревшей деревянной церкви каменный храм во имя Алексия, человека Божия. Но «большой московский пожар» 1547 года не пощадил и его: «И бысть буря велика, и потече огонь, яко же молния и пожар силен, и промче во един час за Неглинною огнь и до Всполья за Неглинною и Чертолья погоре до Семчинского сельца...» [Полное собрание русских летописей. Т. 34. М., 1978. С. 182.]

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Мещёрском (кирпичная). Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 2016 - 2018. Адрес: Россия, г.Москва, поселок Мещёрский, Воскресенская улица, 1А (пересечение улиц Воскресенская с Мещерским проспектом) Координаты: 55.675587, 37.408783 Проезд:От пл. Сколково Киевского направления автобус 883 до остановки Мещерский пруд. Можно этим автобусом ехать от ст. м. " Славянский бульвар " , но ехать долго Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первые упоминания о землях, на которых расположен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в Мещерском, относятся к 13 в. Часть территорий ранее входила в состав обширных владений Александра Невского, а затем перешли к его сыну - Даниилу Московскому, основателю Московского княжества. В 16 в. в здешних лесах и пустошах, богатых разным зверьем, любил охотиться Иван Грозный, а позднее царь Алексей Михайлович Романов. Самые ранние сведения о «пустоши Ваулино» датируются 1628 годом, в то время она принадлежала церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что близ Гостиного двора в Китай-городе. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая». Каменный храм Введения на Великом посаде за Торгом был заложен в 1514 году. Ктитором храма был великий князь Василий Иоаннович, а возводил его итальянский мастер Алевиз Фрязин, построивший Архангельский собор в Кремле. Храм располагался в нынешнем Рыбном переулке между Ростовским архиерейским подворьем и Гостиным двором, поглотившим церковь в конце XVIII века. «Златоверхой» церковь называли за золоченый купол, что было в XVI веке большой редкостью. В день праздника 21 ноября государи обязательно бывали здесь «у обедни». Во время выездов царя к вечерне во Введенскую церковь был положен трезвон во все колокола на Ивановской колокольне в Кремле, после вечерни сам патриарх служил молебен и всенощное бдение. Издавна храм владел двумя пустошами в Сетунском стану – Ваулинской и Хоботовской, где имелись покосы и дровяной лес. Такие земли обычно были «вкладными», т.е. завещались как вклад на вечное поминовение. Загородные земли, принадлежавшие московским церквям, отдавались в оброчное содержание, и храм имел дополнительный доход. В 1766 году Ваулино и Хоботово, пустоши Сетунского стана, владение церкви Пресвятой Богородицы «Златоверхая», были отданы в вечное владение из оброку генерал-аншефу Никите Федоровичу Соковнину. В «Экономических примечаниях к Планам Генерального межевания Московского уезда» (изданы в 1766 г.) отмечалось, что церковная земля, которую межевал 12 октября 1766 г. Дельвиг, имела под разным строением 2376 с., сенной покос 41 д. 685 с., лес дровяной 190 д. 2088 с., дороги 1125 с., полуручей и болото 4 д. 300 с., всего 205 д. 1042 с. Владел Соковнин этой землей недолго, поскольку скончался в 1770 г.

http://sobory.ru/article/?object=45449

Придворные Кремлевские церкви Церковь Рожественская Праздник Рождества Богородицы 8 Сентября памятен победою Донского над Мамаем в 1380 году. Благочестивая супруга В. К. Димитрия Иоанновича Евдокия, без сомнения, желала увековечить знаменитый день Куликовской битвы сооружением храма в честь сего праздника на своем дворе. После нашествие Туктамышева и после кончины супруга своего, Евдокия в 1393 году, на месте деревянной церкви Лазарева Воскресения 810 построила каменную в честь Рождества Богородицы с приделом праведного Лазаря внутри, близ большаго алтаря, 811 украсила ее св. иконами, книгами, пеленами многоценными, серебряными и золотыми сосудами. В присутствии храмоздательницы, Великого Князя Василия и братьев его Юрия, Андрея, Петра и Константина, Митрополит Киприан, Февраля 1, освятил великим священием сию церковь , названную в летописи «зело чудною». В 1395 году внутренние ее стены чудно расписаны были Феофаном Гречином и Симеоном Черным с учениками. Другой летописец прибавляет, говоря об этой самой церкви, что в ней «на десной стране, идеже и доныне есть Воскресение Лазарево». 812 Едва прошло полвека сооружению сего храма, как его постигли разные бедствия, одно за другим: в 1445 году с него сломило бурею крест; в 1454 году проразил сию церковь ужасный гром, в 1473 г. она сгорела, а в 1480 г. внезапно ночью обрушились ее своды и побили св. иконы и множество сосудов в казне Великого Князя, которая, как видно, по обычаю того времени, хранилась под сводами этой церкви. После этого летописи нам не говорят, была ли она возобновлена, или оставалась разрушенною до 1514 года, когда, повелением Великого Князя Василия III Алевиз Фрязин построил на Государевом дворе церковь Рождества Богородицы с приделом праведного Лазаря. В современном описании свадьбы Вел. Князя Василия Иоанновича 1526 г. упоминается о церкви Рождества Богородицы, у которой тогда были хоромы Великия Княгини и решетка к оной из дворца от Спаса. 813 Как первоначальная церковь в течение столетия могла обветшать и притом она неоднократно испытала повреждения: то вероятно в 1514 году она была перестроена, или вновь сооружена на прежнем, или на другом месте, именуясь то по главному престолу, то по приделу и Рождественскою и Лазаревскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Слово же «Кремль» или «Кремник» , как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах – тогда, когда Калита повелел возвести новые городские стены из прочного дуба. Возможно, слово «кремль» произошло от древнегреческого «кремнос» – «твердый», но более вероятно, что в основе лежит славянское слово «крем» , «кремник» , означавшее «бор» или «лес». Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый Кремль из красного кирпича. Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым – в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь. Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее – возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился. 21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место – на столпе против главного входа в храм. Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.

http://pravoslavie.ru/191.html

Состояние и размеры Аптекарского дома в первые же годы работы ун-та перестали удовлетворять его потребности. На углу Моховой и Б. Никитской улиц у кн. П. И. Репнина были арендованы земельные участки. В стоявших здесь зданиях стали читать лекции и проводить конференции. На новую территорию перенесли б-ку, открытую 3 июля 1756 г., уникальный минералогический кабинет, к-рый в 1791 г. был преобразован в Музей натуральной истории. Но полностью проблема размещения ун-та не была решена. В 1775 г. профессора подали в Сенат записку «О недостатках и нуждах Московского университета», предлагая перевести ун-т за город, но это предложение не было поддержано. В 1786 г. имп. Екатерина II Алексеевна разрешила ун-ту купить владения на Моховой ул. в приходе храма вмч. Георгия на Красной Горке и выделила 125 тыс. р. Среди новых университетских владений оказались земли неск. храмов, в т. ч. ц. во имя сщмч. Дионисия Ареопагита (упом. в 1625, была завещана Репниным ун-ту в 1780, разобрана в 1791 из-за ветхости), ц. свт. Леонтия Ростовского (возведена в 1514; архит. Алевиз Фрязин (Новый), к кон. XVIII в. обветшала и снесена в 1793) и ц. прор. Илии (основной престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). Последняя была обновлена в 1770 г., но в 1812 г. настолько пострадала от пожара, что уцелевшие святыни пришлось перенести в храм вмч. Георгия на Красной Горке. Проектированием здания ун-та занимался архит. В. И. Баженов, затем архит. М. Ф. Казаков . Симметричные крылья здания были возведены уже в 1784 г., закладка основной части состоялась 23 авг. 1786 г., церемония открытия прошла 23 авг. 1793 г. в новом, величественном актовом зале. Университетская ц. во имя мц. Татианы располагалась в левом крыле здания, она была расписана итал. худож. А. Клауди и освящена 5 апр. 1791 г. Московским и Коломенским митр. Платоном (Левшиным) . Перенесенные в нее древние иконы из разобранной ветхой ц. сщмч. Дионисия Ареопагита размещались в иконостасе, расположенном вдоль стены трапезной части храма.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

«Кроме Юрия Звенигородского (сына Дмитрия Донского. — М. К.), некому было строить храм в стиле первой половины XV века. Троицкий собор построен вскоре после загорского Троицкого собора, если не теми мастерами, то тем же заказчиком». «Он занимает весьма значительное место в истории нашего зодчества. Своей старой основой XV века он говорит о пространственной эволюции в идее создания обширных пространств еще до приезда итальянских зодчих, а в переработке XVI века этот собор закладывает основы разложения обширного пространства на самостоятельные пространственные единицы по пути к созданию знаменитых групповых памятников XVI века». Таким образом, по его мнению, в 1513 году происходила лишь перестройка храма, в которой, возможно, принял участие знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Так ли это, покажет будущее. Внутри собора стены, столпы и своды были расписаны фресками, закрытыми поздней живописью. Проведенные в некоторых местах расчистки подтвердили это. Возможно, фрески были написаны вскоре после сооружения храма в честь Богородицы. В арке при входе в храм по кирпичной стене нанесена фреска, изображавшая «Покров». Несмотря на большую порчу ее, все же видны прекрасная композиция и удивительный колорит. «Вряд ли будет ошибкой, — писал А. И. Некрасов, — видеть здесь руку одного из учеников Дионисия». На предалтарных столбах фрески уцелели от записей, и по ним можно судить, что работала здесь группа больших мастеров. Лики семи святых написаны чрезвычайно выразительно. Волосы и бороды — редкими прядями, одежда с прямыми складками, фигуры удлиненные, фоны голубые, надписи исполнены белилами. Нижняя часть южного столба, расчищенная от записей, изображает событие из жизни Богоматери. По характеру исполнения — соответствует изображениям святых. В монастырский период стены внутри были расписаны картинами на евангельские сюжеты, панель сделана в виде завесы с цветочным орнаментом. На северной стене изображено явление Тихвинской Богоматери в разных вариантах. На южной — клейма из жизни Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей. И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим». Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель. Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.

http://pravoslavie.ru/171.html

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III , наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?» Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства. Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле , где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье , Русь фактически прекратила выплату дани Орде. Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти , Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату , Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля ; завершилось строительство Архангельского собора . Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

http://drevo-info.ru/articles/16552.html

Шесть веков на горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства»; на этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX в. Два священника Владимирского храма — священномученик Александр Покровский (служивший здесь с 1909 г., сначала диаконом, а в 1919–22 гг. священником) и священномученик Владимир Амбарцумов (служивший в храме в 1928–30 гг.), прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Оба они были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 г. Последний настоятель — священник Сергий Борделиус (в монашестве Феодор) служил во Владимирском храме с 1927 г. Арестованный в начале 1932 г., он скончался в Бутырской тюрьме 7 апреля (на праздник Благовещения) во время следствия. После о. Сергия Борделиуса с мая 1932 г. во Владимирском храме служил священник Евгений Климентовский. Его арестовали 26 января 1933 г., а храм был закрыт по постановлению президиума Мособлисполкома от 23 марта 1933 г. В 1937 г. церковь стали разбирать, но не кончили. В изуродованном виде — лишенная глав и внутреннего убранства — она простояла до 70-х гг., когда к Московской Олимпиаде 1980 г. началась медленная реставрация. В конце 1990 г. храм был передан Православной общине. Освящение храма св. князя Владимира и первое богослужение в нем состоялось 24 мая 1991 г. в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. http://s-kn-vladimir-ch.ru/history/ Церковь во имя св. равноапостольного и благоверного князя Владимира в Старых Садех - одна из древнейших московских святынь, известная с начала XV в. Впервые церковь «Святого Владимира» (вероятно, деревянная) упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I Дмитриевича (сына св. князя Димитрия Донского) в 1417 г. В 1514–1516 гг. итальянский архитектор Алевиз Фрязин построил в загородном имении великого князя Василия III Ивановича каменный храм. Нынешнеее здание храма относится к 1670–1680 гг. и, возможно, является результатом сознательного обращения к формам существовавшего ранее алевизовского храма. Главный престол освящён во имя святого равноапостольного князя Владимира, боковые приделы — в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба и святых мучеников Кирика и Иулитты. Святейший Патриарх Алексий II 28 июля 1992 г. совершил великое освящение главного престола и возглавил в храме Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=02187

   001    002    003    004   005     006    007    008    009