Возведение некоторых кремлевских храмов также связано с именем Софьи Палеолог. Первым из них был собор во имя святого Николая Гостунского, построенный около колокольни Ивана Великого. Прежде там был ордынский двор, где жили ханские наместники, и такое соседство удручало кремлевскую деспину. По преданию, Софье во сне явился сам святой Николай Чудотворец и повелел построить на том месте православный храм. Софья проявила себя как тонкий дипломат: она направила к жене хана посольство с богатыми дарами и, рассказав о явленном ей чудесном видении, просила уступить ей землю в обмен на другую – за пределами Кремля. Согласие было получено, и в 1477 году появился деревянный Никольский собор, позднее замененный каменным и простоявший до 1817 года. (Напомним, что дьяконом этого храма был первопечатник Иван Федоров). Впрочем, историк Иван Забелин считал, что по приказу Софьи Палеолог в Кремле выстроили другую церковь, освященную во имя святых Космы и Дамиана, которая не дожила до наших дней. Предания называют Софью Палеолог основательницей Спасского собора, который, правда, при возведении Теремного дворца в XVII веке был построен заново и стал тогда же называться Верхоспасским – из-за своего расположения. Другое предание гласит, что Софьей Палеолог был привезен в Москву храмовый образ Нерукотворного Спаса этого собора. В XIX веке художник Сорокин писал с него образ Господа для храма Христа Спасителя. Этот образ чудом сохранился до наших дней и теперь находится в нижнем (стилобатном) Преображенском храме как его главная святыня. Известно, что Софья Палеолог действительно привезла образ Спаса Нерукотворного, которым благословил ее отец. В кремлевском соборе Спаса на Бору хранился оклад с этого образа, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, тоже привезенная Софьей. С храмом Спаса на Бору, который тогда был соборным храмом кремлевской Спасской обители, и деспиной связана еще одна история, благодаря которой в Москве появился Новоспасский монастырь. После свадьбы великий князь все еще жил в деревянных хоромах, то и дело горевших в частых московских пожарах. Однажды самой Софье пришлось спасаться от огня, и она наконец попросила мужа построить каменный дворец. Государь решил сделать жене приятное и исполнил ее просьбу. Так собор Спаса на Бору вместе с обителью оказался стеснен новыми дворцовыми постройками. И в 1490 году Иван III перенес обитель на берег Москвы-реки в пяти верстах от Кремля. С тех пор монастырь стал именоваться Новоспасским, а собор Спаса на Бору остался обычной приходской церковью. Из-за постройки дворца долго не восстанавливалась кремлевская церковь Рождества Богородицы на Сенях, тоже пострадавшая от пожара. Лишь когда дворец был готов окончательно (а это случилось только при Василии III), у него появился второй этаж, и в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин поднял Рождественский храм на новый уровень, отчего он и сейчас виден с Моховой улицы.

http://pravoslavie.ru/791.html

В 1991-1992 годах началось постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря. В его зданиях, частично переданных Церкви, разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С 2009 года восстанавливается собственно монашеская жизнь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV в., в нём архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 г. архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского. В 1326 г. проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием. При пожаре 1493 г. обитель выгорела. По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 г. возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 г. собор был освящён. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII в. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 г. польско-литовскими интервентами. В 1612 г., после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной. В конце XVII в. монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 г. Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна.

http://sobory.ru/article/?object=03404

В годы гонений в храме служили прославленные в лике святых священномученики Владимир Амбарцумов и Александр Покровский. В 1932 г. был арестован последний из служивших в храме священников – протоиерей Евгений Климентовский, и храм был закрыт. http://s-kn-vladimir-ch.ru/ Построен в 1514-16 гг. (предп. зодчий Алевиз Фрязин Новый) на загородном дворе Великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах (позднее, в XVII в., переведены в Садовники) на месте одноименного храма (1423 г. постройки). Главный престол — равноапостольного князя Владимира. В 1670-е гг. полностью перестроена (сохранена часть стен, южный портал с колонками, украшенными фигурными дыньками и сноповидными капителями). Сооружена трапезная, приделы: мучеников Кирика и Иулиты (в юж. части притвора; 1677 г.) и благоверных князей Бориса и Глеба (сев.; 1689 г.) В 1737 и 1812 гг. сильно пострадал от пожаров. В XVIII в. перестроена колокольня, возвышавшаяся над северо-западным углом трапезной (шатер заменен шатрообразным шпилем). Так же обновлялся в 1814 и 1874 гг. Квадратный в плане, бесстолпный, с 3 алтарными выступами, заканчивающимися наверху арочками и 5 главами. Окна декорированы наличниками, кровля — двумя ярусами кокошников. Южное крыльцо (первоначальное) с кубышчатыми опорами, западное построено по его образцу в XIX в., украшены белокаменной резьбой. Арх. выделяется юж. перспективный портал. Оформлен полихромными изразцами, филенчатыми лопатками, со вставленной полуколонкой, барабаны глав украшены переплетающимися рельефными жгутами. Внутри — остатки росписей XIX в. Колокольня со шпилем. Закрыт и обезглавлен в 1933 г. В советские времена церковь уцелела, видимо, только потому, что понадобилась всемогущему ведомству: 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство о закрытии церкви " так называемого Владимира " и постановил: " принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви „т. н. Владимира " , ее закрыть и передать ОПТУ " . Перестроен под учреждения и библиотечный фонд. В 1937 г. частично разобран. В 1974-80 гг. отреставрирован. В 1991 г. возобновлены богослужения (в 1998 г. — в приделе благоверных князей Бориса и Глеба). При храме — воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, издательство.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Воздвигся храм Фасад Ярославского вокзала. Москва. Архитектор: Федор Шехтель В 1901 году, после сооружения русского павильона в виде сказочного терема с башенками на Международной выставке в Глазго, Шехтель стал академиком архитектуры. Однако есть версия, что именно после декорации Тверской в 1896 году он получил заказ на строительство Ярославского вокзала, после которого Шехтеля стали считать апологетом неорусского стиля. Конечно, вокзал, открывающий дорогу к младшему брату Москвы и на русский Север, мог быть построен только в русском стиле. Шехтель при этом нисколько не копирует исторические образцы. Верно замечание современного исследователя, что зодчего интересует не воссоздание прототипов, а связанные с ними переживания. Отмечена еще одна интересная деталь: вокзал хорошо запоминается. Стоит на него посмотреть и закрыть глаза – его облик представляется во всех деталях. Даже скупые на похвалы газетчики оценили творение Шехтеля: «Нечто свое, стоящее того, чтобы показать иностранцам». Он не замыкался в архитектурном мирке особняков, замков, театров. Шехтель мыслил всеохватно, в контексте русской цивилизации. С конца XIX века Шехтель строил и храмы, в которых историческое начало диктовалось самим их смыслом: храм более всех остальных творений рук человеческих имеет глубинные исторические и национальные корни. Архитектор и здесь всеохватен. Он возводит и старообрядческие, и лютеранские (часовня лютеранской кирхи в Старосадском переулке), и православные храмы, часовни. И не только в Москве. Как уже говорилось, первым проектом была часовня в Таганроге. На рубеже веков Шехтель перестроил в Москве древнюю церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором на Пятницкой, которую возводил Алевиз Фрязин в начале XVI века – у ее стен в 1578 году встречали мощи князей Михаила и Феодора Черниговских. Под наблюдением Шехтеля в ней были построены западный притвор и паперть с крыльцом, обновлены росписи и устроены мраморные иконостасы.В Куркине под Москвой он построил часовню-склеп с мозаичным распятием по эскизу В.М.

http://pravoslavie.ru/31977.html

Из современных блаженному Геннадию происшествий в Новгороде замечательны следующие. «Зимою в 6997 (1489 г.), – сказано в летописи, – князь великий Иван Васильевич переведе из Новгорода из Великого многих бояр и житьих людей, гостей, всех голов, болши тысячи и жаловал их на Москве, давал поместья, и в Володимери, и в Муроме, и в Новгороде Нижнем, и в Переславле, и в Юрьеве, и в Ростове, и на Костроме и по иным городом: а в Новгород в Великий на их поместья послал Московских многих лутших гостей и детей боярских и из иных городов из Московския вотчины многих детей боярских и гостей, и жаловал их в Новгороде в Великом». «В лето 6998 (1490 г.) поставлен бысть град каменной в Великом Новеграде, повелением великого князя Иоанна Васильевича всея России, при архиепископе Геннадии: на две части великого князя денги, а треть владыка своими деньгами». А в 1499 г. в мае князь великий «велел заложити двор свой, полаты каменные и кирпичные, а под ними погребы и ледникы, на старом дворе у Благовещенья, да и стену каменну от двора своего до Боровицкые стрельницы; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолапа». В этом же году великий князь Иван Васильевич «нарекл сына своего Василия государем великим князем и дал ему Великий Новгород и Псков великое княженье». В 1495 г. прекратилась в Новгороде Ганзейская торговля, существовавшая не одно столетие и служившая источником богатства и просвещения страны через сношения с иностранцами. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: ревельцы, как пишет летописец, обижали купцов Новгородских, грабили их на море, без обсылки с Иоанном, делая несносные грубости послам московским, которые ездили и Италию, и в Немецкую землю. Раздраженный государь требовал, чтобы Ливонское правительство выдало ему Магистрат Ревельский, и, получив отказ, велел схватить ганзейских купцов в Новгороде: их было там 49 человек из разных городов. Запечатали немецкие гостиные дворы, лавки и божницу; отняли и послали в Москву все товары, ценою на миллион гульденов; заключили несчастных в тяжкие оковы и душные темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Здесь же стояли и слушали воины, коим вскоре предстояло идти в сражение – было уже известно о начале восстания в Венгрии, и он говорил им: – Да поможет Бог Державной мудрости держать Российское воинство в таком, как ныне, положении, чтобы один грозный вид его достаточен был отражать войну и чтобы не было нужды поражать врагов. Но если когда дерзость врагов и царственное правосудие вызовут вас к брани: вы вспомните тогда особенно сей чертог, и каждый полк, и каждый воин скажут единым сердцем: станем подвизаться так, чтобы царь в своем Георгиевском чертоге веселым оком воззрел на имена полков наших! Но с открытием и освящением Большого Кремлевского дворца связано не только светлое воспоминание в жизни Филарета. Он не мог забыть о сносе древнейшей кремлевской церкви, отданной в жертву дворцу. Храм Рождества Иоанна Предтечи был построен еще в XII веке, то есть был ровесником Первопрестольной. Дорог он был сердцу православного москвича тем, что являлся памятником низвержения язычества. На месте его некогда находилось языческое капище, при коем совершались обряды в честь божества Купалы и непотребные радения, сопровождаемые купанием в реке и свальным грехом. Принявшие истинную веру москвичи на месте разрушенного капища воздвигли храм в честь праздника Рождества Иоанна Предтечи, совпадающего по времени с днем Купалы. Так языческое купание было заменено почитанием Крестителя, «купавшего» Христа во время крещения в Иордане. Деревянная Предтеченская церковь простояла до времен Василия Темного, который возвел на ее месте каменную. Затем архитектор Алевиз Фрязин построил другую, она-то и простояла до 1847 года, когда выяснилось, что после возведения нового дворца ей грозит разрушение – езда на лошадях, неизбежная вблизи дворца, создаст вибрацию, и постройка не выдержит. Приняли решение храм перенести внутрь Боровицкой башни. Но Филарет, узнав об этом, загоревал и возмутился. Пришлось его долго уговаривать. В итоге он смирился, но лично составил таблички, объясняющие причину переноса, и эти таблички с разрешения императора были помещены на стенах башни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Календарь Материалы 17 декабря 2002 г. [Интернет-журнал/Культура] Елена Лебедева Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Косово и Метохия продолжает оставаться черным пятном на мировой карте человеческих прав. Вопреки всем выше приведенным фактам, ведущие международные организации по правам человека упорно остаются глухи к обещаниям, данным сербскому обществу и незаинтересованными в том, чтобы сделать хоть что-нибудь для того, чтобы правда стала достоянием общественности. Новости 17 декабря 2002 г.

http://pravoslavie.ru/archive/021217

Приходу столичного храма пророка Илии на Воронцовом поле переданы помещения Москва, 15 октября 2004 г. Православному приходу храма пророка Божия Илии на Воронцовом поле в безвозмездное пользование передаются помещения общей площадью свыше тысячи кв метров в строении по улице Воронцово поле, передает РИА " Новости " . Соответствующее постановление подписал мэр Москвы Юрий Лужков, сообщили в Департаменте имущества города. Решение принято в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В течение двух лет приход за счет собственных средств обязуется провести ремонт помещений. Справка: В 1514 году по распоряжению Василия III Алевиз Фрязин построил в Воронцове церковь Благовещения, более известную по ее приделу во имя пророка Ильи. Церковь Ильи в 1702 г. была построена вновь. Впоследствие была перестроена, декоративные шатры не сохранились. После закрытия храма в 1920-х годах в его здании разместился филиал Государственного музея народов Востока, фонды которого до сих пор занимают здание церкви, несмотря на принятые правительством Москвы постановления о передаче здания Русской Православной Церкви. 15 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11473.html

Календарь Материалы 10 августа 2004 г. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Виктор Аксючиц Интеллигенцией обличается не столько историческая затхлость быта, сколько глубинная народная природа, которая претила тонким чувствам и изощренному уму просвещенного сословия. Утопические интеллигентские лозунги не обличали пороки действительности, а разрушали органичную жизнь. [Интернет-журнал/Культура] Елена Лебедева Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин - по образу кремлевского Успенского собора. Новости 10 августа 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/040810.htm

Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице. Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти. Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера. Увлечение пышным убранством сказалось в обработке порталов резным растительным орнаментом. Портал главного, западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (фреска на стене лоджии, посвященная деяниям князя Владимира Святославича и крещению Руси, была написана в XVI в., затем неоднократно поновлялась). Заслуживает внимания " горнее место " в алтаре, исполненное в стиле всей архитектуры собора и напоминающее ренессансные ниши-табернакли в итальянских церквах, служащие для помещения в них статуй святых. В создании этого " горнего места " , отличающегося гармонией пропорций и благородной простотой декора, Алевиз проявил себя таким же увлеченным сторонником ренессансных форм, каким он показал себя во всех деталях отделки Архангельского собора.Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы.

http://sobory.ru/article/?object=03385

   001    002    003    004    005   006     007    008    009