Москва. Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи , Уара Египетского Год постройки:Между 1508 и 1509. Год утраты:1847 (разобрана из-за ветхости) Архитектор: Алевиз Новый Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, Кремль, улица Боровицкая Координаты: 55.749635, 37.615488 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва. Она стояла прямо перед Большим Кремлевским Дворцом и была снесена в 1847 году по личному повелению императора Николая I. Основание этой церкви часто связывают с борьбой на Руси с язычеством в самые первые века после принятия христианства. Праздник св. Иоанна Крестителя совпадал и по дате с языческими празднествами дня Ивана Купалы, а в то время Христианская Церковь часто замещала своими праздниками и обычаями народные языческие для облегчения обращения народа в истинную веру. Церковь Рождества Иоанна Предтечи - самый первый московский храм - была основана на Бору, где тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий московский Кремль. Примечательно, что эта церковь была выстроена деревянной, и, как долго утверждали старинные историки, из того же местного дерева, сосны, которым густо был покрыт кремлевский холм, получивший от этого леса свое историческое имя - Боровицкий. Во время археологических работ, проведенных в XIX веке при разборке церкви, на ее месте были обнаружены кости животных и лошадиный череп, и это навело исследователей на мысль, что Предтеченская церковь была построена точно на месте прежнего языческого капища, где совершались жертвоприношения.

http://sobory.ru/article/?object=40755

Архангельский собор Московского Кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Архангельский Собор Московского Кремля - один из древних, известных, православных храмов, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, между Большим Кремлёвским дворцом и колокольней Ивана Великого. Со времени своего сооружения храм служил местом захоронения великокняжеского, затем царского дома. Содержание История [ править править код ] Достоверных данных о времени появления храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм в 1505–1508 годах, доживший до нашего времени. Архитектором собора был итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангельский_...

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь 9 ноября 2012 г. 17:32 Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь  расположен в Москве на улице Петровка. Известен по письменным источникам с 1377 г. Основная часть современного архитектурного комплекса сооружена в XVII-XVIII вв. В 1918 г. был закрыт. Монашеская жизнь возобновлена в 2009 г. Существуют три версии основания Петровского монастыря в Москве. Согласно одной из них обитель была основана в 1325 г., когда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя Ивана Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. По легенде и записи в Степенной книге в 1326 г., великий князь Московский Иван Калита, проезжая по берегу реки Неглинной около Высоцкой слободы, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился впечатлениями об увиденном с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора — это князь, снег — митрополит Петр, и поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя. Считается, что в память о видении Иван Калита повелел поставить на этом месте церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, строительство которой завершили в 1379 г. Эта церковь и стала основой для создания монастыря. По второй версии монастырь был основан самим митрополитом Петром в честь апостолов Петра и Павла, но в начале XVI в. был переосвящен в честь своего создателя — святителя Петра и назывался Петропавловским, Петровским на Высоком или Высоко-Петровским (с учетом места его расположения близ слободы Высокой, находившейся недалеко от Китай-города). Согласно третьей версии, Петровский монастырь был основан князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы в 1380 г. построил его на месте старой церкви в честь Боголюбской иконы Божией Матери времен Ивана Калиты. В 1493 г. после Никольского пожара монастырь был разорен. В 1505 г. по велению князя московского Василия III в связи с его восшествием на престол монастырь перестроили. В 1514 г. деревянную церковь разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514-1517).

http://patriarchia.ru/db/text/2837114.ht...

Весной 1505 г. по повелению вел. кн. Иоанна III А. с. из-за ветхости был разобран. Тогда же на его месте итал. архитектор, названный в России Алевизом Новым , заложил собор, оконченный уже при вел. кн. Василии III Иоанновиче в 1508 г. (освящен 8 нояб. 1508 митр. Симоном ). Как показали реставрационные исследования 2000-2001 гг. (Ю. П. Мосунов, И. В. Калугина и др.), собор был пристроен к находившемуся на юго-западе от него одному из зданий Казенного двора - «погребу на Казенном дворе» (построено в 1485, в кон. XVIII в. в части его наземного этажа находилась Судная палата вотчин Архангельского собора), от к-рого в наст. время сохранился подвал. Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Архангельский собор Московского Кремля. Аксонометрический разрез Уникальность А. с. заключается в органичном соединении принципов построения и пластической обработки архитектурной формы, характерных для венецианской школы XV в., с пространственной структурой, определенной заказчиком. Композиция А. с. представляет собой первый в истории рус. зодчества опыт интерпретации архитектуры Успенского собора Московского Кремля. ориентацией на этот образец определены шестистолпная структура плана с 5 апсидами и пятиглавие, алтарь разделен на 5 компартиментов, что позволило расположить рядом с алтарем и жертвенником главного храма ранее существовавшие придельные церкви. Для размещения др. 4 приделов в зап. части собора были устроены полати, куда вели 2 внутристенные лестницы. Венецианская архитектурная традиция проявилась прежде всего в композиции фасадов - здесь впервые в рус. архитектуре применен двухъярусный ордер. Плоскости фасадов разделены по горизонтали классическими антаблементами, опирающимися на пилястры с капителями. Один из них вопреки рус. традиции отрезает закомары от плоскости стен, что оказало влияние на изменение системы декора рус. храмов в XVI-XVII вв. В А. с. закомары превратились в известные в Венеции в XV в. полукруглые фронтоны. Они первоначально были украшены белокаменными фиалами, от к-рых в наст. время сохранились основания в виде розеток с пальметтами (фрагменты белокаменных фиалов были найдены на сводах собора в 40-х гг. XX в.). Плоскости тимпанов закомар заполнены белокаменными раковинами, распространенными в итал. архитектуре кватроченто. Первоначально стены собора были расписаны «под кирпич», а ордерные детали побелены. Венецианская традиция проявилась и в трактовке внутреннего пространства: Алевиз Новый впервые внес в интерьер рус. храма ордерную декорацию.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем. Соборы Московского Кремля Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы — это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».      Успенский собор (возведен в 1475–1479 гг., архитектор А.Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652–1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара — мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают… Храмы Кремля — это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь — 500 руб., с экскурсией — 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.

http://pravoslavie.ru/100531.html

Из пышной церковной утвари Архангельского собора мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью, резьбой вклад Ирины Годуновой в 1598 г. (Оружейная палата). История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый. С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей - вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора. Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью. Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени.

http://sobory.ru/article/?object=03385

В нынешнем своем облике она представляет собой довольно редкое архитектурное решение. В русском церковном зодчестве первым случаем строительства ярусной колокольни из нескольких восьмериков является храм-колокольня св. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (1505-1508 г.г., архитектор - Алевиз Новый; третий ярус - 1600 г.). Долгие годы она оставалась единственной в своем роде. Вновь к такой композиции обращаются во второй половине XVII в. В качестве раннего примера можно назвать колокольню храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1665 г.). Нужно отметить, что в декоре колоколен (оформлении арок и столбиков яруса звона) много общего (в этом плане переклички можно найти с ярусами звона колоколен храма Святой Троицы в Останкино и Иоанна Златоуста в Коровниках). Однако, как в расположении храма и колокольни, так и в конструкции ярусов, между двумя колокольнями видны явные различия: нижний ярус колокольни в Поярково имеет четырехугольную форму. В 1670-е - 1680-е г.г. появляются колокольни, целиком состоящие из нескольких ярусов восьмериков, верхние ярусы при этом предназначались для звона. 1672 годом датирована колокольня несохранившегося храма Николы в Меленках в Ярославле. Деление на ярусы здесь еще только намечено, самих ярусов всего два (верхний – ярус звона). В более поздний период количестно ярусов таких колоколен могло доходить до пяти - шести, как, например, у колокольни ярославского храма Иоанна Предтечи в Толчково (1680-е г.г.), состоящей из шести восьмериков, и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве - из пяти ярусов (1683-1690 г.г.). Таким образом, дата 1672 год, когда колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Новоторжском монастыре могла быть существенно перестроена, имеет некоторое обоснование. На фотографии в издании 1913 года видна нарядная раскраска всех трех ярусов (нижнего восьмерика и двух ярусов звона). Один из исследователей пишет: «…невысокая трехъярусная колокольня, крытая восьмигранной шатровой крышей. Архитектура ее достаточно своеобразна и не позволяет отнести ее определенно к той или иной эпохе. Возможно, что она построена одновременно с Введенской церковью, но позднее подвергалась переделкам».

http://sobory.ru/article/?object=05515

Варвары на Варварке. Новый храм на месте древней 4-лепестковой в плане церкви (1514, архит. Алевиз Новый ) был выстроен в 1796-1804 гг. на средства артиллерии майора И. И. Барышникова и купца Н. А. Самгина, чьи жены исцелились от мощей вмц. Варвары. Компактная постройка, поставленная на высоком белокаменном цоколе, обладает одновременно изяществом и монументальной выразительностью. Крестообразный план почти центричен и лишь слегка вытянут с востока на запад. Прямоугольный алтарь внешне не выделен. С севера и юга устроены 4-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. По центру над 2-светным объемом возвышается широкий барабан с пологим куполом, увенчанным главкой-фонариком. С запада примыкает небольшая 2-ярусная колокольня (верхний ярус перестроен в 20-х гг. XIX в., позднее сломан и воссоздан в 60-х гг. XX в.). На торцевых фасадах сев. и юж. ветвей креста, скрытых за колонными портиками, прямоугольные окна расположены по 3 осям. Между окнами - пилястры, соответствующие колоннам. На боковых фасадах алтаря и зап. притвора окна заглублены в арочные ниши. Причем нижние окна фланкированы ионическими пилястрами малого ордера. В нижнем ярусе колокольни применены круглые окна, а в барабане - окна-серлианы, чередующиеся с арочными. Нек-рые характерные детали позволяют говорить, что прототипом для храма на Варварке была Никольская ц. в усадьбе кн. И. А. Прозоровского Николо-Прозорово (ныне Мытищинского р-на Московской обл.; 1792). Крестообразный план, 4-колонные портики с фронтонами и полуциркульные окна верхнего света на боковых фасадах перекликаются с московской постройкой. Интересно, что Никольский храм в свою очередь скорее всего повторял крестообразную композицию ц. ап. Иоанна Богослова в усадьбе Прозоровских Кузьмищево (ныне Калужской обл.; 1789). При этом необычный по форме венчающий купол Никольского храма, прорезанный 8 арочными люкарнами под треугольными сандриками, во многом схож с завершениями московских церквей свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе (1777-1788) и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1794-1801), построенных М.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Впрочем, уже в конце XIII века наблюдается оживление храмоздательства в тех областях, где происходит политическая и гражданская консолидация. Усиление новых княжеств делало необходимым строительство новых кафедральных соборов, одним из которых стал Спасо-Преображенский собор в Твери (1285–1290). Во второй четверти XIV века бурное строительство началось в Москве, где были построены Успенский собор (1326–1327), храм Спаса-на-Бору (1330), Архангельский собор (1333) и колокольня Иоанна Лествичника (1329). В 1367 году, когда был выстроен первый Московский Кремль, все эти постройки оказались внутри Кремля. Ни одна из них не сохранилась до настоящего времени; на их месте впоследствии были построены новые одноименные храмы. Среди наиболее значительных храмов периода последней четверти XIV и первой половины XV века – Успенские соборы в Коломне (1380) и Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (ок. 1420) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422–1423). Последняя четверть XV и начало XVI века ознаменовались строительством пяти выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни Святого Иоанна Лествичника (1505–1508), известной под названием «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Главными архитекторами трех кремлевских соборов были итальянцы: Аристотель Фиораванти из Болоньи строил Успенский собор, венецианец Алевиз Новый – Архангельский собор, а Бону Фрязину поручили строительство колокольни Ивана Великого. За образец московского Успенского собора был взят Успенский собор во Владимире, однако Фиораванти не стал слепо копировать образец: он опирался на традиции русско-византийского зодчества, но использовал приемы западноевропейского строительного искусства. В итоге на соборной площади Кремля был выстроен собор правильной формы, пропорции которого строго геометричны. Своды собора покоятся на шести столпах – двух квадратных (они отделяют алтарь от остального пространства храма) и четырех круглых, колоннообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Остался еще один, архитектурный, свидетель того замысла – высокий Иван Великий. Поскольку кремлевская звонница была окончательно достроена при Борисе Годунове, она получила свое второе, менее известное, имя – Годунов столп. Иногда его даже сравнивают с памятником императору Юстиниану в Константинополе. Он представлял собой восьмигранный столп, увенчанный конной статуей правителя. В Москве такой памятник монарху несколько иначе воплотился в кремлевской колокольне: ее восьмигранный столп венчал купол с крестом, но под куполом во славу своего правления Годунов приказал выложить надпись славянской вязью: «Изволением Святыя Троицы повелением Великого Государя царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича и Великого князя Федора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во вторыя лето государства их 7108». Эта горделивая надпись, гласившая о новой династии Годуновых, была замазана в Смутное время. Лишь Петр I приказал ее возобновить. До возведения храма Христа Спасителя главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением Москвы. Из звонниц ее превзошла по высоте только колокольня Симонова монастыря, возведенная тем же Константином Тоном в 1839 году, но тогда Симонов находился за чертой Москвы, и древняя традиция не была нарушена. По замыслу архитектора, эта гигантская подмосковная колокольня должна была перекликаться с Иваном Великим. В народе было поверье: пока стоит Иван Великий, будет стоять и Россия. Царское богомолье За многовековую историю в Кремле не раз возводились великокняжеские чертоги. Иван III велел построить для своей жены Софьи Палеолог роскошный каменный дворец, но строительство растянулось надолго: государь и его супруга умерли в начале XVI века, а их сын, великий князь Василий III, в 1514 году достроил дворец по своему вкусу, пожелав, чтобы он вышел наподобие Миланского замка. Когда итальянский архитектор Алевиз Старый исполнил его желание, государь подарил мастеру восемь одежд со своего плеча.

http://pravoslavie.ru/4167.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009