Прославление личностей и семей, внесших вклад в жизнь В., способствует частому обращению к мемориальным темам и мотивам античного искусства, напр., получает распространение тип конной статуи, его высшее выражение - памятник кондотьеру Б. Коллеони (начат А. Верроккьо в 1479, завершен А. Леопарди в 1496) на Пьяцца Санти-Джованни э Паоло. Скульптура того времени, напр., А. Риццо (3 алтаря для ц. Сан-Марко по заказу дожа К. Моро, 1465; Адам и Ева на арке Фоскари, ныне Музей истории создания Дворца дожей; надгробия в ц. Санта-Мария деи Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло, 70-е гг. XV в.; работы по украшению Дворца дожей, в т. ч. лестница гигантов, ок. 1485) создавалась под сильным влиянием живописцев, вдохновлявшихся античностью, таких как А. Мантенья, с подчеркнутым интересом к мускулатуре и анатомии, сочетанию драматических движений и идеального облика персонажей. Мастера того периода, уроженцы В., напр. Алевиз Новый , оказали влияние на развитие рус. архитектуры кон. XV - нач. XVI в. в связи со строительством Архангельского собора Московского Кремля . Со 2-й пол. XV в. В. играет особую роль в сохранении визант. художественного наследия, иконописцы обширной греч. колонии работают в традициях визант. живописи (см. ст. Византийская империя . Поствизант. живопись). Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Влияние Мантеньи сказалось и на живописи В. (1450-1515), особенно в творчестве старшего поколения мастеров из семейства Беллини ; среди др. живописцев В. знамениты В. Карпаччо, мастер алтарных образов и циклов, как, напр., «Жизнь св. Урсулы» (1490-1495, Галерея Академии), Чима да Конельяно, молодые Джорджоне и Тициан. живописную школу В. отличает особая любовь к цвету, умение сочетать изысканные оттенки, передавать сложные эффекты света. После 1527 г. В. стала одним из крупнейших центров гуманистической культуры в Италии, центром книгопечатания европ.

http://pravenc.ru/text/150247.html

В непосредственной близости от Свибловой находится сохранившаяся до наших дней башня Пятницких ворот. Название Пятницкие ворота, вероятно получили от стоявшей на посаде церкви Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Единственные сохранившиеся ворота дают представление о проездных башнях Коломны. Двухъярусная ступенчатая башня с бойницами усилена отводной стрельницей - дополнительной кубической постройкой ниже первого яруса башни. Стрельница позволяла навесить ещё одни ворота, а за ними устроить простреливаемый внутренний дворик. Проездная арка ворот необычной формы, она выложена подковой. Внутри в башне остались огромные петли от створок ворот, а если задрать голову, можно увидеть в толще наружных стен щели для опускной решётки - герсы. Подобная щель сохранилась в Троицкой башне Московского Кремля. Коломенский кремль не просто похож на Московский, его строили также итальянские инженеры. После окончания строительных работ в Москве князь Василий III перевёл в Коломну освободившихся зодчих и каменщиков. Стены длиной 2 километра с 16-ю башнями возвели за 6 лет. Начали в мае 1525 года и закончили летом 1531 года. Историки считают, что работами руководили итальянские специалисты Алевиз Новый и Петрок Малый. После завершения возведения башен Коломенского кремля Петрок вернулся в Москву и построил стену Китай-города. Территория Коломенского кремля 24 гектара, Московский же кремль раскинулся на 27 гектарах. Кремль в Москве обширнее, поэтому у него на одну башню больше - семнадцать против шестнадцати коломенских. Размеры и архитектура двух кремлей схожи. Остатки кремля в Коломне являются прекрасной моделью. По ним можно представить, как выглядел Московский кремль до надстройки его башен во второй половине XVII столетии многоярусными шатрами. Пятницкие ворота похожи на Спасские, какими они были в XVI веке. Здесь мы видим такие же ряды итальянских зубцов - ласточкиных хвостов, узкие бойницы, простую боевую крышу из тёса. Если мысленно убрать часы, белокаменные украшения и шатёр, выложенный муравлёными изразцами, со Спасской башни - то получите сохранившиеся коломенские ворота.

http://sobory.ru/article/?object=17597

Придел, как и весь Архангельский собор, был расписан «под кирпич». В советские времена в приделе был сделан вход в камеру кондиционеров. http://rubooks.net/book.php?book=10642&page=7 Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель русских князей, поэтому в княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя его. Не была исключением и Москва. Еще в XII веке на месте нынешнего Архангельского собора стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в 1333 году, в лихую годину " морового поветрия " (чумы). В этом же храме, в 1340 году, Иван Калига впоследствии и был погребен. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей, уступив при Петре I эту функцию государственного некрополя Петропавловскому собору в Петербурге. Первоначальный Архангельский собор, расписанный в 1399 году Феофаном Греком, был " по ветхости " разобран в 1505 году для строительства нового храма. Возводить новый Архангельский собор было поручено приехавшему в Москву итальянцу, известному в России под именем Алевиза Нового или Алевиза Фрязина. В исторической литературе его иногда ошибочно называют выходцем из Милана, путая с его предшественником - Алевизом Фрязином Миланцем. На самом деле Алевиз Новый, вероятнее всего, происходил из круга венецианских архитектор-ров, так как построенный им Архангельский собор имеет черты венецианской архитектуры той поры. Некоторые итальянские исследователи полагают, что под именем Алевиза Нового на Руси знали Алевизе Ламберти ди Монтаньяно, венецианского мастера-резчика по камню. В 1503-1504 годах он строил дворец крымского хана в Бахчисарае, от которого до наших дней сохранился только резной каменный портал, выполненный в духе венецианского Ренессанса. В 1504 году Алевиз приехал в Москву по приглашению великого князя московского Ивана III. Прозвище Алевиз Новый он получил относительно другого ранее приехавшего в Москву итальянца - Алевиза Фрязина Миланца.

http://sobory.ru/article/?object=03385

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти , П. А. Солери и Петроком Малым ). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого) . А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198. Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле//Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый//Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора//ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря//Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1. Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома

http://pravenc.ru/text/64042.html

В итоге, единственным путем обретения утраченного знания стало натурное исследование, а именно археологические раскопки. Здесь стоит отметить особый вклад в исследования этого памятника Б.П. Дедушенко, возглавлявшего археологические раскопки и реставрационные работы в Высоко-Петровском монастыре в 1980-х годах. Именно ему удалось установить, что собор митрополита Петра действительно был построен в начале XVI века. Тогда же, в 1986 году, храму был возращен его первоначальный облик, а Москве возращен один из уникальных примеров зодчества XVI века, явивший уникальный синтез итальянской и русской традиции. При создании главного собора монастыря итальянский мастер прибегает к очень редкому типу центрического храма квадрифолия («четырехлистника»). К тому же при постройке собора Алевиз Новый усложняет рисунок «квадрифолия», в итоге в плане собор образует восьмилепестковую розу – октаконх. Здесь уместно привести еще один крайне важный для современного изучения этого памятника факт: благодаря новейшим археологическим исследованиям храма великомученицы Варвары на улице Варварка в Москве было установлено, что изначальное строительство Варваринского храма возглавлял также Алевиз Новый. За основу плана алевизовской постройки, как и в соборе митрополита Петра, был взят квадрифолий, об этом говорит сохранившийся фундамент начала XVI века. Сейчас на этом месте одноименный храм, построенный уже в XVIII веке архитектором Родионом Казаковым в стиле классицизм. Тот факт, что Алевиз Новый строил не один храм такого редкого типа, крайне любопытен, и тем ценнее для нас то, что собор митрополита Петра сохранился и почти не утратил свой первоначальный облик. Касаясь архитектурных форм Петровского собора, также весьма важно вспомнить о том, что авторитетные историки архитектуры XX века, такие как М.А. Ильин или П.А. Раппопорт, в своих трудах относили собор к периоду «нарышкинского барокко». «Нарышкинское барокко» – условное название стиля русской архитектуры конца XVII – начала XVIII вв. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных. В «нарышкинском барокко» соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западно европейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках «нарышкинского барокко» начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют, ярусной, пирамидальной композиции зданий. Яркий пример «нарышкинского барокко» – церковь Покрова в Филях.

http://sobory.ru/article/?object=02165

Археологи склонны полагать, что ныне стоящий храм был построен в 1514–1517 гг. на месте деревянного храма, пришедшего в ветхое состояние. Считается, что первый храм на этом месте был посвящен апостолам Петру и Павлу и что именно митрополит Петр был его основателем в 1315 году. Наименование храма связано с небесным покровителем первого московского святителя. И даже после канонизации митрополита Петра и освящения храма в его честь обитель еще долго именуют Петропавловской. В начале XVI века великий князь всея Руси Иоанн III принимает решение о перестройке храма в камне, но вскоре умирает. Дело возведения храма продолжает его преемник великий князь Василий III. Возглавил строительство итальянский зодчий Алоизо Ламберти да Монтанья, на Руси больше известный как Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле и еще 10 храмов в разных частях Москвы. Перед ним, как перед исполнителем великокняжеских заказов, стояла особая задача – создать образ храма-монумента, величественного и целостного. Эта постройка, как и большинство московских построек XVI века, должна была стать своего рода символом возвышения Москвы. А сам процесс осмысления был связан непосредственно с первосвятителем Петром и, конечно, не случайно в строительстве храма Алевиз обращается к новой для Москвы архитектурной форме. Будучи первой каменной постройкой монастыря, собор митрополита Петра становится отправной точкой для строительства последующих веков и центром всего ансамбля. Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, один из очень немногих примеров каменного церковного строительства Петра I в Москве. Впоследствии император создаст свой новый город, где будет уже новая архитектура, величественная и праздничная, с роскошными дворцами и грандиозными соборами, но пока он в Москве, его взор обращен именно на Высоко-Петровский монастырь, теснейшим образом связанный с историей его семьи по материнской линии. В разговоре о соборе митрополита Петра важно отметить, что кардинальные перемены в архитектурном облике царских заказов не сильно коснулись главного собора монастыря, хотя сделали его облик более парадным и нарядным. К 1690 году происходит перестройка собора: были растесаны щелевидные окна и порталы, изменен декор (известно, что по приказу Петра I фасад был богато декорирован росписями, фрагменты которой сохранились по сей день). В целом, измененный облик собора очень сблизил его с постройками конца XVII века, что впоследствии стало вводить в заблуждение многих исследователей, так как в таком виде собор просуществовал вплоть до реставрации 1980-х годов. Л.А. Беляев, археолог, научный сотрудник Института Археологии РАН, работавший на раскопках и на реставрации собора в 1980-х, отмечает парадоксальный факт: в XIX веке никто не сомневался в древности собора, а в XX веке эти знания были утрачены и возникли ошибочные датировки.

http://sobory.ru/article/?object=02165

В соборе погребены 19 предстоятелей Русской Православной Церкви, живших в XIV-XVII вв., 11 из к-рых причислены к лику святых. Первым в 1326 г. в еще недостроенном первоначальном храме был похоронен свт. Петр, митр. Московский; последним, в 1700 г.,- патриарх Адриан. Надгробия над могилами митрополитов располагаются у сев. стены собора, патриархов - у западной и южной. Раки святителей Петра и Феогноста, находящиеся слева близ алтаря, скрыты за иконостасом. С противоположной стороны, у правого клироса, расположена рака свт. Филиппа (Колычева). В сев.-зап. углу собора погребен свт. Иона - митрополит, при к-ром Русская Церковь стала фактически независимой от К-польского Патриархата (избран в 1448 Собором рус. епископов). Серебряная рака, в к-рой он похоронен, изготовленная в 1585 г. по заказу царя Феодора Иоанновича, и сень над ней (1803) - единственные в соборе, сохранившиеся после наполеоновского нашествия. Вблизи захоронения свт. Ионы, у сев. стены, 4-я слева, находится гробница свт. Макария, совершившего первое в России венчание на царство. У юго-зап. угла собора близ раки патриарха свт. Ермогена помещена рака святителей Киприана и Фотия, митрополитов Московских. Рядом, среди др. гробниц у юж. стены,- захоронения 1-го российского патриарха свт. Иова и патриарха Филарета. II. Существующее ныне здание Архангельского собора было возведено в 1505-1508 гг. по заказу вел. кн. Иоанна III Алевизом Новым (по мнению большинства исследователей - Алоизио Ламберти да Монтаньяно). После революции 1917 г. в храме, ставшем музеем, временно прекратились богослужения. Они были возобновлены в 90-х гг. XX в. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор. Архит. Алевиз Новый. 1505–1508 гг. Архангельский собор - 6-столпный крестово-купольный храм, увенчанный 5 главами и завершенный на востоке 5 апсидами. Декорация фасадов в значительно меньшей степени, чем у Успенского собора, сохраняет связь с древнерус. зодчеством, но более подчиняется принципу ордерного членения, характерного для итал. архитектуры эпохи Возрождения. Вместо создания равновеликих по ширине прясел архитектор разделил фасады по вертикали неравномерно, располагая пилястры, увенчанные резными капителями, на разных друг от друга расстояниях. Горизонтальное членение фасадов на 2 яруса профилированным карнизом не отвечает внутренней структуре основной части храма, но соответствует пропорциональному строю ордерных деталей. Обильную декорацию фасадов дополняют вставленные в полукружия закомар изящные резные раковины и расположенные с севера и запада белокаменные резные порталы. До сер. XVIII в. закомары были увенчаны декоративными столбиками - фиалами, а центральная глава имела, как и все остальные, шлемовидное покрытие. Первоначально на фоне небеленых краснокирпичных стен четко выделялись белокаменные детали.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Москва. Кремль. Церковь Лазаря Четверодневного. Лазаревская церковь; Лазаря Праведного Воскрешения церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм возведен княгиней Евдокией Дмитриевной в период 1393-1394 гг. на месте, где ранее находилась деревянная церковь Воскрешения Лазаря, во имя церкви Рождества Богородицы, Лазаревский придел был сохранен (Дворцовая ул.). Церковь Лазаря Четверодневного имеет уникальную роспись, великолепные иконы, которые, по преданию, назывались «зело чудною». В 1395 г. церковь была расписана Семеном Черным и Феофаном Греком. В XVI в. церковь была разрушена, но по указу князя Василия Иоанновича она осталась внизу. В 1514 г. зодчий Алевиз надстраивает другой храм, носящий название Рождества Богородицы, что на Сенях, а церковь под ним переименована в Воскрешение Лазаря. По некоторым сведениям, примерно в конце XVII века Лазаревская церковь была замурована, и только в 1842 г. храм нашли при возведении Большого Дворца. Император Николай Павлович распорядился восстановить церковь в первозданном виде. Работы проводились под руководством арх. П.А. Герасимов и худ. Ф.Г. Солнцева. С 1923 по 1928 гг. реставрацией церкви занимались Н.Н. Померанцев и Д.П. Сухов, в период 1949-1952 гг. проведена капитальная реставрация храма. В настоящий момент доступ к церкви Лазаря Праведного Воскрешения закрыт и прохода нет. Лазаревская церковь представляет собой одно из древнейших построек не только Кремля, но и Москвы. http://www.apartment.ru/Article/48792932.html В архитектурном комплексе Большого Кремлевского дворца с западной стороны Теремов сохраняется один из самых древних памятников Кремля и Москвы — церковь Лазаря, относящаяся к концу XIV в. Первоначально церковь Лазаря была деревянной и примыкала к княжескому дворцу как домовая церковь. В 1392— 1393 гг. рядом с ней была построена белокаменная церковь во имя Рождества Богородицы, и церковь Лазаря стала ее приделом. В 1395 г., как свидетельствует Воскресенская летопись, церковь Рождества Богородицы была расписана художниками Феофаном Греком и Семионом Черным. После того, как в 1514 г. зодчий Алевиз построил над ней новую кирпичную церковь, нижняя стала называться церковью Лазаря, а новая — Рождества Богородицы. В XVII в. церковь Рождества была вновь перестроена и в таком виде сохранилась до наших дней. Эти церкви снаружи увенчаны одним куполом, который хорошо виден со стороны Оружейной палаты.

http://sobory.ru/article/?object=23547

О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и нас, ныне с честью празднующих их Собор! Аминь. Приложение IV Храмы святых Архангелов Архангельский собор в Московском Кремле Архангельский собор построен в 1505–1508 годах. Архитектор Алевиз Новый (Алоизо Ламберти да Монтаньяно). Первоначально на этом месте находилась деревянная церковь, построенная при одном из первых Московских князей Михаиле Хоробрите. Затем в 1333 году, при Иване Калите, на этом месте был построен каменный храм во имя Михаила Архангела. С тех пор храм служил усыпальницей для великих князей, а потом и царей. В 1505 году государь всея Руси Иван III пригласил из Италии архитектора Алоизо Ламберти да Монтаньяно для сооружения нового Архангельского собора. В 1509 году строительство было закончено. Храм был пятиглавым, шестистолпным, согласно традиции. Во внешнем оформлении были применены новые для Москвы элементы: тонкопрофилированные карнизы, пилястры с капителями, настенные филенки, многочисленные ложные арки, раковины в кокошниках и декоративные детали в их завершении. Западный фасад Алевиз украсил лоджией, а северный, выходящий на Соборную площадь, – аркадной галереей, повторявшей декоративное убранство нижнего яруса северной стены (галерея не сохранилась). Входные двери были декорированы порталами с ренессансным орнаментом. Барабаны глав с аркатурой и щелевидными окнами были выполнены по русским образцам. Собор первоначально имел красно-белую окраску (белокаменный декор на красном фоне). Кровлю покрывала красная и чернолощеная черепица. Двуэтажный притвор с западной стороны выделен капитальной стеной, средняя часть его образует лоджию. Входы в небольшие помещения по сторонам лоджии отмечены изящными порталами. Из этих помещений винтовые лестницы ведут наверх в небольшие приделы и центральную палатку во втором ярусе лоджии. Декорация фасадов двухъярусная. Нижний ярус, обработанный архивольтами, воспринимается как аркада, несущая верхний ярус, в котором простенки между пилястрами заполнены филенками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Московский Кремль: Архангельский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. В 1471 г. при Иване III в храме появились еще два придела: апостола Акилы и Воскресения Господня. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. Архитектором собора был выбран итальянец Алевиз Новый. В западной части храма зодчим была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной апсиды и мч. Уара у северной были пристроены в середине XVI в. Во второй половине XVI в. в соборе появляется престол в честь Покрова Божией Матери. В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей. Первым здесь был похоронен Иван Калита, последним — Иван Алексеевич, брат Петра I. Исключение составляют святой благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе Московского Кремля, а также Борис Годунов, останки которого были вынесены отсюда в 1606 году по повелению Лжедмитрия I. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Также в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от оспы. Сюда же были пенесены мощи св. мчч. князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 г.

http://patriarchia.ru/db/text/138918.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009