Грузинская Православная Церковь Описание: По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской. Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией. Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой. Каноническая территория — Грузия. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

В ходе посещения состоялись встречи Предстоятеля Грузинской Православной Церкви с главой делегации Московского Патриархата. Обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами, а также общеправославного сотрудничества. Также гости из Русской Православной Церкви побывали в храмах и монастырях Тбилиси, Алавердской, Некресской и Бодбийской епархий. Кроме того, митрополит Волоколамский Иларион встретился с учащимися Кварельской духовной семинарии и с насельницами монастыря святой равноапостольной Нины в Бодбе. 14 октября 2010 года, в день празднования в честь Хитона Господня и Животворящего Столпа (Светицховлоба) митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Божественной литургии в Мцхетском кафедральном соборе, которую в сослужении представителей Православных Поместных Церквей, архиереев и клириков Грузинской Православной Церкви совершили Святейший и Блаженнейший Католикос Патриарх всей Грузии Илия II, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение в связи с участием делегации Русской Православной Церкви в торжествах 1700-летия первой церкви на месте захоронения Хитона Господня и 1000-летия строительства собора Светицховели. 3. Благодарить Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илию II за внимание и гостеприимство, оказанные делегации Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 128 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о пребывании делегации Русской Православной Церкви в Японии. Справка: С 9 по 13 октября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом посетила Японию с целью участия в торжествах по случаю 40-летия со дня прославления святителя Николая Японского, дарования Русской Православной Церковью автономии Японской Православной Церкви и учреждения в Токио Подворья Русской Православной Церкви в Японии. В делегацию, в частности, вошли председатель Синодальной комиссии по делам монастырей, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

Памятник Ленина , просп. Ленина и все, связанное с его именем, конечно, вызывают вопросы... Хотя лично меня обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: «Он нам не мешает». Это слова мужественного ар­хи­пастыря. Но пока еще стоящие памятники Ленина говорят, наверное, о том, что темные силы только затаились. - Как на сегодняшний день идет воцерковление молодых людей в Грузии? Много ли молодежи приходит в храмы? - Неисповедимыми путями Господними приходят и молодые люди в Церковь. Для Грузинской Православной Церкви является характерным множество моло­дежи. Игумении Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадского, принадлежат слова: «Не слепо и безотчетно я верую, а сознательно, понимая - во что, почему и как верую». Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем. Монастырь Алаверди. Фото: Игорь Калядин - Расскажите немного об истории Алавердского монастыря святого Георгия. Алавердский монастырь св. великомученика Георгия был основан в VI веке. Его основателем является преподобный Авва Иосиф Алавердский. Он же является первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи носят титул «Авва Алавердский». Преподобный Иосиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. Иоанном Зедазнийским Пресвятая Богородица направила в Грузию для укрепления в вере грузинского народа, принявшего христианство от св. равноапостольной Нины в начале IV века. Вспоминается одна из проповедей митрополита Давида, в которой он сказал: «Пресвятая Богородица направила в Грузию 13 боголюбивых иноков, отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Этим Она открыла нам, на что должна надеяться и уповать страна в беде. Для нас оружие и сила - славословие и любовь к Господу. Сегодня наш народ должен знать: Матерь Божия в VI веке дала бесподобный пример того, что во всех нуждах и затруднениях спастись можно только Богом». Преподобные сирийские отцы Святые сирийские отцы являются основоположниками киновиального (обще­жительного) монашества в Грузии. По преданию преп. Иосиф Алавердский на груди носил крест, высеченный из древа Животворящего Креста Господня, с которым Он и был погребен. Этим объясняется тот факт, что особенным поклонением с самого момента основания монастыря был отмечен праздник Воздвижения Креста Господня. Позже, в XVI веке за освобождение Иеру­салима от турок-сельджуков и обновление храма Воскресения Христова, Иерусалимский Патриарх Герман передал в дар Грузинскому царю Леону большую часть Животворящего Креста Господня, которая была торжественно встречена народом в Алавердском соборе. Здесь же в XVII в. грузинский царь Теймураз I встречал святые мощи своей матери - великомученицы царицы Кетеван, которая после долгих лет заточения приняла мученическую смерть в Персии. Она является воистину «орлицей из гнезда Багратиони», как пишет о ней архимандрит Рафаил (Карелин) . Её святые мощи покоятся под престолом Алавердского собора.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Евфимий (Елиев) Евфимий (Блиев Евстратий), еп. Балахнинский, вик. Нижегородской епархии. Родился в 1846 году в Грузии. В 1865 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и 9 сент. определён преподавателем духовного училища в Тифлисе. 5 января 1866 года рукоположен во иерея. С 5 января 1873 года был помощником смотрителя Тифлисского духовного училища, настоятелем церкви и законоучителем женского учебного заведения Св. Нины. В 1880 году – законоучитель Тифлисской мужской гимназии. В 1884 году возведён в сан протоиерея Сионского кафедрального собора в Тифлисе. В 1891 году уволен от должности кафедрального протоиерея. 1892 г. – член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы. В 1902 г. – настоятель Тифлисской Квашветской Георгиевской церкви. 19 ноября 1903 г. пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Тифлисского Преображенского монастыря. 31 ноября 1903 года хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: Высокопр. митрополиты Антоний С.-Петербургский; Владимир Московский; Алексий, архп. Карталинский; епископы: Сергий Ямбургский, Тихон Алеутский и Северо-Американский, Вениамин Калужский и Боровский и Никанор Якутский и Вилюйский. С 19 мая 1905 г. – епископ Горийский, вик. Грузинской епархии. В июне 1906 года участвовал в Комиссии Предсоборного Присутствия и, как не поддержавший крайних притязаний по вопросу Грузинской автокефалии, не мог возвратиться в Тифлис, а потому и назначен в Нижегородскую епархию. С 10 ноября 1906 года – епископ Балахнинский, вик. Нижегородской епархии. 29 мая 1909 года уволен на покой, согласно прошению. С 2 июня 1909 года управлял, на правах настоятеля, Московским Заиконоспасским ставропигиальным монастырём. 28 окт. 1911 года назначен на должность сверхштатного члена московской Св. Синодальной Конторы. В 1913 году упоминается настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. 15 июля 1914 года переведён настоятелем московского Новоспасского монастыря. Скончался в 1918 году. Литература «Церк. Вед.» 1903, 48, стр. 383–384. 1905, 23, стр. 286. 1906, 47, стр. 493. 1909, 25, стр. 259. 1911, 46, стр. 365. 1914, 29, стр. 343 «Приб. к „ЦВ“» 1903, 49, стр. 1927–1930. 1905, 23, стр. 959, 960 «Мисс. Календ.» 1907, стр. 132 «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1903, 23–24. 1904, 4 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.» стр. 366–367 Булгаков стр. 1399, 1406 т. IX, стр. 50, 51, 52 34, стр. 6 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Грузинские епископы «под давлением Синодальной Конторы», в которой большинство членов были русские, «были просто мучениками». Преосв. Кирион жаловался, что в газетах ругают представителей грузинской Церкви. На это резко заметил Могилевский кир. Стефан, что ругают де «частные лица», которых «вы можете преследовать судом». Но на это владыка Кирион с достоинством ответил: «Далеко нечастные лица»… Владыку поносил и ругал в газетах один из членов Предсоборной Коммиссии, члены которой благословляли хулителя. «Когда грузинская иерархия станет огрузинивать не грузинские племена, – говорит грузинофобствующий папас, – поднимется общее возмущение». Но до сих пор грузинская иерархия этого не делала, а блюла и сохраняла различные народности, как греков, осетинцев и абхазцев, а других православных (если исключить русских) в Грузии нет. «Жалобы на русских экзархов за целое столетие бледнеют пред теми воплями, которые несутся из Сухума» – на преосв. Кириона, заявляет его злейший противник и при этом ссылается на факты, чуть ли не им самим опубликованные в газетах. «Грузины(?!) стали назначаться в Сухумский собор; среди населения собираются подписи под ходатайством о введении в этом соборе грузинского богослужения». Да что же здесь преступного? Ведь в Сухуме то грузин много более, нежели русских, у которых есть свои там церкви, а у грузин нет. Или может быть статистические сведения и перепись населения врут? От грузинского епископа требуется знание русского языка, а от русского нет! О. Восторгов в своей докладной записке о Грузинской автокефалии ссылается на Н. Н. Дурново, который «был гораздо последовательнее грузин – епископов, когда настаивал на восстановлении двух католикосатов». Сколько известно Н. Н. Д–во не настаивал, а не был против двух католикосатов. В делах церковных он политикой не занимается, и если Русскую Державу страшит 1,500,000-ая автокефальная Церковь родственного России по духу народа, пусть будут две: Иверская, в пределах Тифлисской губернии, с 2 полусамостоятельными епархиями Самтаврско-Горийскою и Алавердско-Бодбийскою и с двумя викариатствами: русским и греческим, с блаженнейшим архиепископом Мцхетским и Иверским во главе и Имеретинско-Мингрельская, в пределах Кутаисской и Батумской губерний и Сухумского округа, с двумя епископами: Чкондидским и Гурийско-Джуматским. Русское православное население в них, едва доходящее до 10 тыс., могло бы остаться в подчинении грузинского епископа, знающего русский язык; но при этом оно должно быть выделено в особое благочиние. И в материальном отношении такое разделение было бы выгодно, ибо потребовалось бы всего 2 духовных управления, а епископы сохранили бы при себе канцелярии, пользуясь правом поставлять в своих епископиях иереев и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Димитрий (Абашидзе) Димитрий (в схиме Антоний), (грузинский князь Абашидзе Давид Ильич), архп. Таврический. Родился 2 окт. 1867 года в Тифлисской губ. из Грузинских князей. Окончил Новороссийский университет в 1891 году. В 1892 г. на первом курсе Киевской духовной академии пострижен в монашество. В 1896 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и рукоположен в иеромонаха. 16 авг. 1896 г. назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. В 1897 г. – инспектор Кутаисской духовной семинарии. В 1898 г. – инспектор Тифлисской духовной семинарии. В 1900 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской миссионерской духовной семинарии. 23 апр. 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского и назначен сверхштатным членом Грузино-Имеретинской Св. Синодальной Конторы. Хиротония совершалась в военном Александро-Невском соборе г. Тифлиса Экзархом Грузии Алексием и епископами: Владикавказским Владимиром, Александром Гурийско-Мингрельским, Арсением Сухумским, Леонидом Имеретинским и Вениамином Горийским. С 4 ноября 1903 года – епископ Гурийско-Мингрельский. С 16 апреля 1905 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 20 янв. 1906 г. – епископ Туркестанский и Ташкентский. С 25 июня 1912 года – епископ Таврический и Симферопольский. 13 мая 1913 года награждён панагией с драгоценными камнями. В 1914 г. – участник войны в качестве рядового священнослужителя Черноморской эскадры. 6 мая 1915 года возведён в сан архиепископа Таврического и Симферопольского. В 1919 году эмигрировал за границу, но ненадолго. В конце 20-х годов проживал в Киеве, принял схиму с именем Антония и пребывал в затворе. Старчествовал. Мирно скончался в декабре 1943 года в Киеве. Погребён у входа в ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. В Киеве его почитают как великого подвижника, молитвенника и прозорливого старца. Труды Письмо Преосв. Председателю Всерос. Национального клуба «Приб. к „ЦВ“» 1910, 49, стр. 2188 Литература «Церк. Вед.» 1905, 26, стр. 325. 1903, 46, стр. 377. 1906, 4, стр. 65. 1912, 28, стр. 271. 1913, 21, стр. 307. 1913, 21, стр. 307. 1914, 34, стр. 409 «Приб. к „ЦВ“» 1902, 23, стр. 743–746. 1903, 46, стр. 1806 «Рус. Паломн.» 1912, 32, стр. 492, 496. 1915, 22, стр. 352 1933, 13, стр. 6 «Мис. Календарь» 1907, стр. 132 «Изв. Каз. Еп.» 1912, 45, стр. 1359 п/стр. 1913, 2, стр. 32–34 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1916 год» стр. 148, 149 7, стр. 1 ФПС III 36, стр. 4 т. IX, стб. 52 Булгаков стр. 1399, 1400, 1408 Дополн. к Кат-ЕС Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Герман – духовник царей Теймураза II и сына его Ираклия Кахетинского; он был отправлен с Ираклием в Персию, к Надир-шаху, – умер в 1748 году. Восьмая и последняя глава последней части состоит из 13 отделов, в которых восхваляются следующие лица. Теймураз I, сын мученицы-царицы Кетеваны, воцарившийся в 1605 году; он скончался схимником в Астрабаде, в 1663; оттуда его тело перевезено в Кахетию и погребено в Алавердском соборе. Теймураз описал в стихах мученичество своей матери; ему же принадлежит стихотворение под названием «Роза-соловей» и др. Арчил, известный так же под именем Шах-Назара, царствовал в Кахетии с 1664 г. и в Имеретии, откуда удалился в Россию и умер в Москве 1712 г 18 . Вахтанг V, также умерший в России, куда отправился в 1724 г., составил «Летопись Груз и Законы»; перевёл сочинение «О сотворённых» с персидского; вторую часть книги «Хила и Мана» с персидского же, первая часть переведена Давидом, сыном Теймураза I, Амир-Насариони, Дастулама и Аиати, с персидского. Сын Вахтанга Вахуштий написал «Летопись Грузии» (издано в 1850 году Академиком Броссе, с французским переводом), «Географию Грузии», «Висрамиани» – стихотворение, и перевёл с русского «Всеобщую Географию». Сулхан Савва – Орбелиани, как видно из сведений о его жизни, находящихся в конце составленного им «Лексикона», принял монашество 18 марта 1698 г.; в 1710 отправился в Хорасан, посетил царя Кайхосра (?) и в том же году возвратился в Грузию; в апреле 1712 года поехал с царём Вахтангом в Испагань; приехав обратно в Грузию, он через год отправился во Францию, видел Париж, Женеву, Сикилию (Сицилию?), Рим. Французский Король, Папа Римский, Гранд, Дука(??) отлично его приняли; ему показали всё, что только было редкого в этих городах. Папа подарил ему часть от животворящего креста, главу (?) Св. Климента и много других мощей. На обратном пути Сулхан поклонился св. местам и через Мальту на корабле французского короля прибыл в Константинополь; здесь он пробыл до исхода 1716 года, живя у французского посланника в роскоши и довольстве. Наконец отправился в Москву, где и умер, осознав перед смертью своё заблуждение и отрекшись от католической церкви, в которую был совращён из православия. Его сочинения: 1) « Райская Дверь», в защиту латинизма; 2) «Путешествие по Европе»; 3) «Лексикон» и 4) «Мудрая ложь» или «Ложь мудрости», в этой книге содержатся мелкие нравоучительные басни, остроумные анекдоты, в которых высмеивается порок и т. п.; отсюда и произошло название книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священный Синод постановил, что указанный документ содержит экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. Если эти изменения не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать. По инициативе митрополита Потийского и Хобийского Григория (Бербичашвили), Священный Синод постановил, создать богословскую группу, которая по ряду богословских вопросов представит свои предложения на рассмотрение Священному Синоду. Священный Синод выслушал доклад митрополита Хонского и Самтредийского Саввы (Гигиберия) по организационным вопросам. Священный Синод определил делегацию Грузинской Православной Церкви в следующем составе: Католикос-Патриарх Илья II; митрополит Кутаисский и Гаенатский Каллистрат (Маргалиташвили); митрополит Даниил Сачхерский и Чиатурский (Датуашвили); митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе); митрополит Ткибульский и Терджольский Георгий (Шаламберидзе); митрополит Алавердский Давид (Махарадзе); митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили); митрополит Шемокмедский Иосиф (Киквадзе); митрополит Николай Ахалкалакский, Кумурдойский и Южноамериканский (Пачуашвили); митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе); митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия); митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе); митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава); митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили); митрополит Сенакский, Чхороцкуйский и Австралийский Шио (Муджири); митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели); архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе); архиепископ Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе); епископ Тианетский и Пшав Хевсуретский Михаил (Габричидзе); епископ Хорнабуджский и Геретский Дмитрий (Капанадзе); епископ Самтависский и Каспийский Дамиан (Хупения); епископ Цалкийский Григорий (Кациа); епископ Бельгийский и Голландский Досифей (Богверадзе); епископ Североамериканский Савва (Инцкирвели); Никорцминдский епископ Вахтанг (Липартелиани); Протопресвитер Георгий Звиададзе;

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-ne...

В 1122 г. Д. С. завладел Тбилиси, к-рый на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу Грузинского гос-ва. В 1123 г. освобождением Дманиси завершилось освобождение и политическое объединение Грузии. В авг. 1124 г. к Д. С. прибыли послы из столицы Армении Ани с просьбой о помощи в освобождении города от турок-сельджуков, обещая Д. С. «сдать город». Как пишет «историк Давида», царь за 3 дня снарядил 60-тысячное войско, освободившее Ани и присоединившее его к Грузии. В том же году был присоединен Ширван. В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» (Завещание царя царей Давида Гелатскому мон-рю. 1984. С. 62). Д. С. стал титуловаться как «царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян ( Дундуа Г. , Дундуа Т. 2006. С. 196-198). В 1105 г. по инициативе Д. С. был созван Руис-Урбнисский Собор , 19 правил (уложений) к-рого установили основные дисциплинарные и адм. нормы ГПЦ. Почти полностью был сменен архиерейский состав: недостойные епископы были отлучены от Церкви, кафедры заняли единомышленники царя. Д. С. объединил в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели - Чкондидский епископ) и гос. (мцигнобартухуцеси - канцлер). Став важнейшим лицом в гос-ве и Церкви после царя и католикоса-патриарха, чкондидел-мцигнобартухуцеси, должность которого занял воспитатель царя еп. Георгий, контролировал все ведомства центрального управления. Ему же царь вверил высший апелляционный суд (Жизнь царя царей. С. 327). Объединив под управлением одного архиерея 2 наиболее крупные епархии - Бедийскую (Зап. Грузия) и Алавердскую (Вост. Грузия), Д. С. еще более упрочил церковное единство в Зап. и Вост. Грузии. Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) При Д. С. был возобновлен мон-рь Шиомгвиме , по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по к-рому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до нач. XIX в. «Историк Давида» писал, что Д. С. «щедро одарил лавры, церкви и монастыри» не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Д. С. также связаны строительные работы в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Д. С. имел тесные связи с крестоносцами. Из письма (1108) кантора ц. Гроба Господня Ансенуса известно, что Д. С. передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида», хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции ( Авалишвили. 1989. С. 17-21).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010