Ты знаешь, что такое увеличительное стекло? Это стекло имеет такую особенность: если собрать в него солнечные лучи и направить этот сконцентрированный свет на дерево, то оно постепенно разогреется и воспламенится. Ты же собери, подобно рассеянным лучам, ум свой в глубине сердца, держи в сердце своем имя Иисуса Христа, затем размышляй о благодеяниях Божиих, о том, что ты находишься под потоком милости Божией, что каждый день жизни твоей – это дар Божий тебе. Так ты начнешь испытывать благодарность к Богу, а от благодарности рождается любовь. Затем каждый день читай Святое Евангелие, читай для того, чтобы исполнить его. Каждый вечер думай о том, как поступал сегодня, какой грех совершил, какую заповедь исполнил. Чтобы возлюбить людей, не осуждай никогда никого, а старайся помнить, что у каждого есть свои скрытые добродетели и говори: “Кто бы ни был этот человек, но он лучше меня”. Врагам своим подавай тайную милостыню и всегда молись: “Господи, дай мне возлюбить Тебя с такой силой, с какой прежде я любил грех!”». Братия и сестры! Наивысшая степень любви к Богу и людям – это жертвенная любовь, когда за ближних своих отдают жизнь, когда не отрекаются от веры в Бога даже под страхом смерти. Сегодня Святая Церковь празднует память святых мучеников – Шалвы, Бидзина и Элизбара [ 2 ]; они исполнили две наибольшие заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Они жили в тяжкое для Грузии время: страна была опустошена, разорена нашествием шаха Аббаса. Когда этот завоеватель и тиран умер, на персидский трон восшел шах Аббас Второй. Он редко вел войны с соседними странами, любил искусство и поэзию, однако в отношении к Грузии проводил такую же политику, как и его предшественник. Он посылал в Грузию, особенно в Кахетию, туркменские кочевые племена, которые уничтожали посевы, вырубали виноградники, грабили села, угоняли в плен жителей. Страна была опустошена и обезлюдела, как поле после нашествия саранчи. Жизнеописание святых говорит, что тогда погасли светильники во всех церквах, даже в кафедральном соборе Кахетии, в Алавердском храме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере. Отец Серафим с паствой      Двенадцать ассирийских подвижников Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский. В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы восприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому , и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы...». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви . Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе , а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

http://pravoslavie.ru/65278.html

Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял магометанство и, по наущению шаха Аббаса I, подослал убийц к престарелому отцу Александру II и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением. Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника–нечестивца. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворился мир и справедливость. Шах Aббac I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять дет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы Персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, — ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на древе. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года. Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим в собор святого апостола Петра монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос патриарх Захария (1613–1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память праздновать 13/26 сентября. Сентябрь 16 Иосиф и Исаак Грузинские, мученики

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В 1944 году, сразу после входа во Львов Советской армии, отправил И. В. Сталину поздравительное послание. Скончался 1 ноября 1944 года. В траурной церемонии личное участие принял первый секретарь ЦК КПУ Н. С. Хрущев, доставивший венок от И. В. Сталина. Антоний (Абашидзе Давид Ильич) (1867–1942), схиархиепископ, грузинский князь. Окончил юридический факультет Новороссийского Императорского университета (1891) и Киевскую духовную академию (1896). В ноябре 1891 г. был пострижен в мантию с именем Димитрий. По окончании академии посвящен в сан иеромонаха. Преподаватель Тифлисской духовной семинарии (1896–1897). Инспектор Кутаисской духовной семинарии (1897–1898). Инспектор Тифлисской духовной семинарии (1898–1900). В 1900 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Миссионерской духовной семинарии в с. Ардонское близ Владикавказа. В апреле 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинского экзархата. С ноября 1903 г. епископ Гурийско-Мингрельский, с апреля 1905 г. – епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С января 1906 г. епископ Туркестанский и Ташкентский, с июня 1912 г. епископ Таврический и Симферопольский. С началом Первой мировой войны стал рядовым священнослужителем Черноморской эскадры, за боевые заслуги награжден панагией на Георгиевской ленте. В 1915 г. возведен в сан архиепископа. В 1917–1918 гг. участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на Соборе избран заместителем члена Святейшего Синода. В мае 1919 г. участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного Церковного Собора, который учредил Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (ВВЦУ). При бароне Н. Н. Врангеле – председатель ВВЦУ. В сентябре 1921 г. по прошению уволен на покой и поселился в Топловском монастыре в Феодосийском уезде Таврической губернии. В 1923 г. арестован ГПУ и выслан из Крыма. С 1923 г. проживал в Китаевской киевской мужской пустыни при Киево-Печерской лавре, в 1928 г. пострижен в великую схиму с именем Антоний. В 1933 г. арестован и приговорен к 5 годам заключения условно. В последние годы жизни поселился недалеко от Киево-Печерской лавры (в то время уже закрытой) на частной квартире. К концу 1941 г. вошел в состав автономной Украинской Церкви, избран заместителем председателя ее архиерейского собора. Резко осудил вмешательство Варшавского митрополита во внутреннюю церковную жизнь Украины. Погребен в Киево-Печерской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

98 Архимандрит Василий Базилевич с 1778 г. Ректор Год кончины его в 1798 г. в Ист. Российск. иерархии (Т. 1, стр. 643) показан неверно. 100 Иеракс (Емельянов) – префект Харьковского Коллегиума. Сведения о нём в Ист. российс. иерархии (стр. 643) не точны. 101 Амфилохий Леонтович из Ростовского Яковлевского монастыря переведён в 1786 г. в Киевский Межигорский. 102 Иоиль с 1776 г. архимандрит Спасского в Ярославле монастыря: 3-го июля 1787 г. уволен на покой, а монастырь обращён в архиерейский дом. 103 Из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря 21 апреля 1786 г. рукоположен в епископа Старорусского, Викария Новгородской епархии; с 6-го мая 1788 г. епископ Тамбовский, – скончался 23 декабря 1811 года. 104 Арсений (Димитрий) Тодорский родился в 1744 г., учился в Коломенской и Рязанской семинариях, и затем в Московской академии. В 1771 г. пострижен в монашество и назначен префектом Коломенской семинарии; 1773 г. определён игуменом Спасского Коломенского монастыря; с 6 апреля 1774 г. архимандрит Голутвина Богоявленского монастыря и ректор семинарии; 30 июня 1788 г. настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря и ректор Ярославской семинарии. Отсюда вызван в Петербург на чреду священнослужения и в 1792 г. назначен настоятелем Троицко-Сергиевой пустыни, близ Петергофа; 16-го декабря того же года переведён в Кириллов Белоезерский, а отсюда 21-го июня 1796 г. – в Новгородский Юрьев монастырь; 15-го августа того же 1796 года рукоположен в епископа Вологодского, и там 15-го июня 1802 года скончался. 106 В дневнике А. Арсения под 20 марта 1786 г. записано: «писаны по почте письма к Обер-Секретарю Наумову и Каменскому. 107 Царевич Грузинский (Карталинский?) Антоний II – хиротонисанный 30 июля 1786 года в Царском селе в митрополита Ниноуминдского, вступил на Мухедскую кафедру из митрополитов Алавердских в 1789 г.; вызван 1811 г. июня 10 дня в Москву; жил с 1812 г. в Нижнем-Новгороде, сохраняя звание католикоса; скончался 21 декабря 1827 г. и погребён в Нижегородском Преображенском соборе. (Иерархия Всероссийской церкви, Н. Д. М. 1892 г., стр. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Это было 13 сентября 1624 года. Латинские миссионеры тайно взяли тело святой великомученицы и, по смерти шаха, принесли часть святых мощей ее в город Тифлис, где с торжеством и неизобразимою радостью приняты были останки ее всем народом и положены в кафедральном соборе великомученика Георгия, называемом Алавердским, под престолом – в новое утверждение Церкви и народа грузинского. Житие царицы Кетевани описано очевидцем страданий ее, и после него и другими, и в том числе – в стихах – и даровитым сыном ее Теймуразом I. День пятнадцатый Святой Марии Егисской Два старца шли из Егов в Тарс, город Киликийский, пишет Иоанн Мосх . Пришедши, по усмотрению Божию, в гостиницу, расположились отдохнуть в ней. Было знойно. Здесь нашли они трех молодых людей, отправлявшихся из Егов вместе с блудницею. Старцы сели поодаль. Один из них, взяв из сумки Святое Евангелие, начал читать. Блудница, бывшая с молодыми людьми, увидав, что старец читает, оставив их, подошла и села подле старца. Старец, обратясь к ней, сказал: «Несчастная! как ты бесстыдна! Ты не устыдилась подойти к нам и сесть». Она отвечала: «Нет, отец, не отвергай меня. Я полна грехами, но Владыка Бог всех не отвергнул приблизившейся к Нему блудницы». Старец сказал ей: «Та блудница после уже не была блудницею». Она отвечала ему: «Надеюсь на Сына Бога Живого, что с этого часа и я не возвращусь к грехам моим». Оставив молодых людей и все, что имела, последовала она за старцами. Они отослали ее в монастырь, что близ Егов, называемый Нахиба. И я видел ее уже в старости, весьма благоразумно рассуждающею, и от нее самой это слышал 438 . По другим известиям она называлась Мариею и столько наконец возвысилась в духовной жизни, что творила чудеса 439 . Так как блаженный Иоанн видел Марию старицею в 606 году, то кончина ее последовала вероятно в 607 году. Прибавим к этому рассказ того же Мосха о событии Ликийском, современном деяниям Марии, тем более, что оно, выражая необходимость твердой верности добрым намерениям, служит дополнением к истории Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

10 окт. 1925 г. М. принял постриг и был возведен в сан архимандрита, 14 окт. хиротонисан во архиерея и назначен епископом Алавердским. 18 нояб. он прибыл в епархию. В письме исп. Амвросию (26 янв. 1926) он описал состояние дел в епархии ( Мачуришвили. 2009. С. 25-26). 17 окт. 1927 г. М. временно был назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией. С 24 марта 1928 г. епископ Цилканский (Архив Груз. Патриархии. Д. 1823. Л. 140, 175). С 11 мая 1928 г. настоятель тифлисского Преображенского муж. мон-ря. 2 янв. 1935 г. М. возведен в сан митрополита, переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). Свою первую проповедь он начал словами прор. Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13. 1), что оскорбило властей и восстановило их против нового архиерея. Ему не давали возможности проводить изменения в епархии, на протяжении неск. лет М. оставался практически без дохода ( Рафаил (Карелин). 2006. Т. 2. С. 100). Репрессии в отношении духовенства коснулись и Сухумо-Абхазской епархии: в письме католикосу-патриарху всей Грузии Каллистрату (Цинцадзе) (2 мая 1937) М. писал о сложностях, которые возникли в епархии с назначением священника в 3 греч. деревни,- не нашлось подобающей кандидатуры. 9 окт. 1937 г. были арестованы протоиереи Симеон Гигинеишвили и Элизбар Анчабадзе, в епархии осталось 2 представителя духовенства: священник в Сухуми и М. (Архив Груз. Патриархии. Д. 1613. С. 23-24). 9 июля 1938 г. М. получил назначение в Тбилиси. С 1 апр. 1943 г. служил в ц. во имя св. Нины в Кутаиси, с 30 апр. 1944 г.- митрополит Урбнисский, настоятель тбилисской церкви Дидубе в честь Рождества Пресв. Богородицы (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). М. был ревностным участником движения в защиту мира: неоднократно выступал на различных конференциях, в 1949 г. возглавил делегацию ГПЦ на 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира (25-27 авг., Москва). 5 апр. 1952 г. на IX Соборе ГПЦ, проходившем в Тбилисском Сиони, М. посредством открытого голосования единодушно был избран католикосом-патриархом всей Грузии.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_168.htm...

26 июля 2015 г. 23:55 На Валааме открылся I международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель» Главное российское музыкальное событие в программе торжеств, посвященных 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, собрало музыкантов со Святой Горы Афон, с Украины, из Грузии, из Сербии, из Белоруссии, а также ведущие российские коллективы опытных певчих-профессионалов. Праздник начался сегодня, в день памяти св. отцов VI Вселенского собора, с Божественной литургии в Преображенском соборе Валаамского ставропигиального мужского монастыря , которую в сослужении руководителя грузинской фестивальной делегации митрополита Алавердского Давида возглавил наместник обител  епископ Троицкий Панкрати й. За богослужением пели оба хора Валаамского монастыря (братский и праздничный), а также Хор насельников Великой лавры Святой Горы под управлением иеромонаха старца Фомы, Архиерейский хор Киевской православной духовной академии и семинарии под управлением игумена Романа (Подлубняка) и Хор Грузинского Патриархата «Басиани» под управлением Георгия Донадзе. По отпусте участников и гостей фестиваля сердечно приветствовал игумен Великой лавры архимандрит Продром, передает с места события корреспондент «Церковного Вестника». «В нынешнем апостольском чтении вы слышали великие и святые слова апостола Павла: " Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе " (Гал. 3, 28), - обратился с архипастырским словом к собравшимся епископ Панкратий. – У каждого из народов, чьи представители сегодня присутствуют в этом храме, есть свой апостол, равноапостольные муж или жена. Но все мы едины во Христе и должны единым сердцем и едиными усты славити и воспевати Отца и Сына и Святаго Духа, как говорится в Евхаристическом Каноне. Сегодня за Литургией прозвучали песнопения, которые славят Господа по-гречески в византийской исполнительской традиции, по-грузински, по-славянски в древнем и современном богослужебных вариантах этого языка. Замечательно, что мы услышали все разнообразие, все богатство того, как разные народы и Церкви славят Христа. Надеюсь, эта наша новая традиция получит продолжение, и мы ежегодно будем собираться на такие праздники в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Причем, возможно, с приглашением православных хоров и из других частей света, в том числе с Запада».

http://e-vestnik.ru/news/valaamskiy_pevc...

Над гробом Зинона устроена недавно резная сень усердием Митрополита Бодбийского, а у ног его избрал себе место упокоения другой великий труженик, Авва Арсений, много подвизавшийся ко благу своей родной Церкви. Как умилительно должно было видеть Царя Возобновителя в промежутке браней, смиренно слушающего назидания святого отшельника в сей мирной обители, посреди многочисленной братии, когда в то же время бежали отовсюду сарацины, пред победоносным оружием царственного ученика Арсениева. Не более трех верст от Икальто до Шуамта; дорога спускается в дикое ущелье, поросшее лесом, где видны на скалах следы пустынных келий. Поток шумит на дне ущелья, проникающего до сердца гор Гамборских, и на скате лесистого холма возвышается обитель с башнями и оградой, которые защищали от хищников лезгинских великолепное здание Царицы Тинатины, супруги Леоновой. Молния недавно разбила колокольню; паперть, бывшая около собора с боковыми приделами, уничтожена при последнем обновлении, как и в Алаверди, хотя она служила не только украшением, но и опорой для стен; уцелел один только придел во имя Архангела. Но, несмотря на то, красуется еще своим зодчеством храм Богоматери, в малом виде напоминающий Алавердский. Внутренность церкви столь же приятна для глаз, как и наружность: два столба посередине поддерживают высокие своды, на коих еще сохранилась стенная живопись, и даже чем выше, тем ярче. Иконостас новый недавно прислан из Москвы Царевичем Ираклием. Храмовая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем в золотом, жемчужном окладе, есть список чудотворной иконы Хахульской, которая доселе чествуется в Гелатском монастыре Имеретии. Надпись на ней свидетельствует, что она пожертвована Царем Леоном и его супругою, в исходе XVI века, а серебренные подсвечники пред иконостасом принесены в дар благочестием двух последних Царей Грузии. Алтарь разделен на три части, и с правой стороны существовал малый придел Святителя Николая. Все стены внутри святилища расписаны символически, соответственно его назначению, но лики Святых исколоты Лезгинами. На горнем месте умовение ног, ради непрестанной памяти смирения пастырского, и болезненная молитва Господа на Элеоне, в три разные ее минуты, как я это видел в Венецианском соборе Св. Марка: первое моление Господа о чаше, да мимо идет, потом совершенно простерт Он долу, с каплями кровавого пота, и наконец укрепляется Ангелом человеческая Его природа. Внизу четыре Иерарха, образователи литургии, с хартиями в руках, на коих начертаны возгласы ектений, и между ним Господь в образе жертвы на дискосе и два Ангела, его осеняющие рипидами. Над дверьми в жертвенник и придел также святители со свитками, где вписаны молитва проскомидии: «Боже, дающий нам хлеб небесный» и предшествующая Херувимской песни: «Никто же достоин от связавшихся земными сластьми»; а на арке алтарной львиные головы в арабесках, один из символов Серафимов, или, быть может, напоминание имени созидателя Леона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010