Какая странная участь для властителей Иверских! Что касается Теймураза, то после многих странствований Вахтанг Шах Наваз выманил его из Имеретии, когда он еще однажды искал возвратиться на родину, ибо туда влекло его сердце κ праху своих предков. Вахтанг послал его пленником в Персию; принятый там с честью, он заболел от старости и скончался в Астрабаде, в 1663 году. Исполнилось благочестивое его желание, и если не царство, то по крайней мере обрел он себе могилу в бывшем своем царстве, близ гроба матери и предков. Но внук его Ираклий получил опять утраченную дедом державу, а правнук Τеймураз по избранию Шах Надира соединил на главе своей обе короны Карталинии и Кахетии и передал их славному сыну Ираклию II. Так исполнились над ними благословения мученицы. Какая страшная и вместе трогательная драма – весь этот ряд Царей Кахетинских, начиная от великого Леона, воителя Иерусалимского, который один только скончался в мире! Если Мученица Кетеван торжественно покоится под самым престолом, ради ее подвигов, то под сенью того же собора нашли себе упокоение и единокровные ее жертвы семейных междоусобий: Царь Александр с сыном своим Георгием, умерщвленные извергом Константином, и с ними пострадавший Епископ Руставский Павел, который тщетно старался удержать руку отцеубийцы. Тут же в числе прочих святителей храма сего и еще один закланный на самом алтаре Лезгинами, в 1480 году, Иоанн Алавердский и другой Иоанн, принесший из Персии мощи Кетеван, и Епископ Зинон, паломник, против своей воли не дошедший до Иерусалима и вместо того посетивший Россию. Тут и многострадальный Царь Теймураз великий, с сыном своим Давидом, погибшим в битве против Рустума; ими кончается в Алаверди царственная династия Кахетинская, ибо сын Давида Ираклий, вынужденный принять магометанское имя Назар-Али-Хана, лишился чести погребения между предков, а преемник его Теймураз II, искавший себе покровительства при дворе Императрицы Елисаветы, умер на обратном пути в Астрахани и там похоронен. В соборе еще покоятся две Царицы Анны, супруги первого Ираклия и второго Теймураза, и две Царевны, Елена, дочь Ираклия, и дочь Теймураза инокиня Макрина, знаменитая своими писаниями; ее канон в честь святого Иосифа Алавердского доселе поется в день его памяти 15-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Род Багратидов Мухранских доселе сохранил право хоронить своих усопших в левом крыле собора. Мне всегда трогательным казался обычай древних родов Грузии собираться на вечный покой подле гробов своих предков, чтобы вместе воспрянуть по гласу вселенской трубы. Лишиться могилы между отцов почиталось величайшим бесчестием, и многие, как Теймураз Великий Царь Кахетинский, после бурной долголетней жизни истомленный в изгнании, одного только жаждал, быть погребенным под родственной сенью Алавердского храма; самые его гонители, Персы, уважили его благочестивое желание. Католикосы Иверские погребаемы были также под сводами своего кафедрального собора, и еще там видно несколько безымянных гробниц: одна высокая, остроконечная, стоит в правом крыле соборном подле ризницы, быть может, Доментия или Виссариона; но Антоний старший, обновивший помост, велел положить себя подле амвона, и тут доселе видна его гробовая плита. Есть еще один именитый усопший в соборе Мцхетском, но он внутри святилища под престолом, потому что положен был в утверждение храма: это один из тринадцати Сирийских Отцов Св. Авив, Епископ Некресский. Епархия его была за Алазанью, но в окрестностях мцхетских окончил он свой евангельский подвиг. Маги-огнепоклонники, раздраженные против ревнителя истинной веры, потребовали от вождя Персов, воевавшего тогда в Карталинии против Греков, чтобы он вызвал к себе на суд Святителя. На пути встретился ему инок Антиохийский, посланный от Св. Симеона Столпника, и вручил пастырский жезл, долженствовавший служить ему напутствием к вечной жизни. Сподвижник его, Св. Шио, спасавшийся около Мцхета, испросил себе позволение видеть друга своего, прежде мученической его кончины. Камнями побили праведника после долгих истязаний за смелое обличение идолопоклонства, пред лицом самих магов; тело его было брошено на съедение зверям и птицам. Но Св. Шио с учениками своими поднял истленные останки и в присутствии Католикоса положил их под алтарь Мцхетского собора. Церковь совершает память Св. Авива 29-го ноября, накануне праздника Первозванного просветителя стран Закавказских. Сирийские Св. отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

При строительстве базилик в Грузии появилась тенденция к укорочению их плана. В нач. VI в. были приняты 2 новых типа бескупольной архитектуры. 3-церковная базилика, представляющая собой строение, где вместо разделяющих нефы колонн использовались стены, а церкви соединялись между собой дверями, имели коробовые своды, средняя была выше и обширнее боковых (Ванати, Квемо-Болниси, VI в.). Этот тип получил распространение только в Грузии и особенно часто встречается в Кахети (Амидастури в Вачнадзиани, Зегаани, Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) в Сабуе, VI-VII вв.; Вакири, VIII-IX вв.) и Абхазии (Ст. Гагра, Абаата, VI в.; Амбара, Мюссера, VIII-IX вв.). Др. тип - 2-нефная церковь, главный неф к-рой высокий и широкий и боковой - низкий и узкий (редкий архитектурный тип, но распространенный почти во всей Грузии) (Шалаури в Кахети, VI в.; Бзиана в Картли, VIII в.; Килда в Джавахети, Х в.). Для этих архитектурных типов характерны уменьшенные пропорции. Главный принцип груз. зодчества раннего периода заключался в стремлении к созданию центрического пространства. Со 2-й пол. VI в. центральнокупольный тип храма становится основным; первые постройки имеют небольшие размеры и простую структуру: крестообразный план, вост. рукав к-рого заканчивается апсидой, купол, опирающийся на выступы стен с помощью тромпов (ранние церкви мон-рей Шиомгвиме и Икалто, малая крестовая церковь в Мцхете). Строили также храмы в форме триконха (Иси, IX в., ныне на территории Турции). К этому же типу относятся памятники развитого средневековья (Ошки, Х в.; храм Баграта в Кутаиси, 1103; Алавердский кафедрал, XI в.). Тогда же появляются церкви с планом в виде тетраконха, занимавшего особое место в развитии груз. зодчества. Самый простой тип тетраконха встречается в церкви в Дзвели-Гавази (нач. VI в.), где 4 апсиды соединены куполом. В кафедральном соборе Ниноцминда композиция усложняется: к 4 апсидам добавлены закругленные соединительные пазухи. Завершающим этапом развития типа тетраконха можно считать храм Джвари в Мцхете (586/7-604), строительство к-рого относят уже к классическому периоду груз. зодчества. К 4 апсидам добавлены по углам квадратные комнаты, соединяющие их полукруглые ниши изящной формы придают композиции завершенность. Храм увенчан куполом на 8-гранном световом барабане, опирающемся на тромпы. Фасады храма 3-частные: 3-гранные снаружи апсиды возвышаются над боковыми помещениями, отделенными от основного объема неглубокими, плоскими нишами. Храм возведен на священном месте, где 1-й христ. царь св. Мириан воздвиг крест, его подножие до наст. времени сохраняется в интерьере церкви. В 545-586 гг. картлийский эристав Гуарам построил рядом с крестом небольшую церковь; храм Джвари был возведен сыном Гуарама Степанозом I и его братом Деметре Ипатосом. Их рельефные изображения, а также Адарнасе Ипатоса с сыном Степанозом II высечены на гранях вост. апсиды.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Весьма изящна резьба, на внешних стенах храма Самтавийского, особенно виноградные лозы и крест, изваянный со стороны алтаря, с надписью: «да утвердит Господь в век века». Местное предание указывает самое углубление, отколе исторглось пламя, во дни Тамерлана, когда свирепый завоеватель хотел сокрушить на стене большой крест, досель ее осеняющий. Как утешительны такие предания и как отрадно для народа молиться в храме, ознаменованном столь чудным событием! С такою твердою вкрою прошла и устояла бедная Грузия, сквозь все завоевания, огнепоклонников персов, арабов, сельджуков, монголов Батыя и татар Тамерлана, оттоманов и новых персов Шах-Исмаила, Шах-Аббаса и Надира, до наших времен. Каменная ограда, уже обветшавшая, с башнями и бойницами, свидетельствует о бранной эпохе; еще недавно, без укрепления, не могла держаться никакая обитель, потому что шайки лезгин беспрестанно скитались по большим дорогам, и тут лежал главный путь их в Ахалцых, где продавали они своих пленных. Церковь Самтавийская величественна внутри, хотя уже приходит в ветхость и почти обнажена: она празднует Вознесению Господню и имеет еще один придел, во имя Предтечи. Замечательна древняя икона Спасителя, при которой хранится несколько драгоценных складней и крестов, с частицами святых мощей. Живопись её напоминает Цилканскую, светлыми красками, хотя не столь густыми, по ее почитают современною царю Вахтангу, жившему в V веке. Иконостас новый, деревянный, прислонен к старому каменному, весьма низкому. В алтарь, кругом горнего места, сохранились отчасти лики апостолов и двадцати четырех святителей, имена коих трудно разобрать. Помост весь устлан гробницами Амилахваровых, благодетелей обители. В жертвеннике каменная плита знаменует место погребения св. Исидора, пришедшего из Сирии, вместе с аввою Иоанном, но житие коего совершенно неизвестно. Это был последний из отцов сирийских, могиле коего я поклонился. В Кахетии посетил я гробы Давида Гареджийского в его пустыни, Стефана в обители Хирской, епископа Иосифа в кафедральном соборе Алавердском, Зинона в уединенной церкви Икальто и Антония Марткобского, среди развалин его монастыря, ныне обновляемого. В Мцхете мне указали, под алтарем, место упокоения св. Авива мученика, епископа Некреского, и в пещере Мгвимской пустыни могилу её основателя св. Шио, а на горе Зедазенской, в оставленной всеми церкви, самый гроб великого аввы Иоанна, главы 13 отцов сирских. И вот, оставляя Грузию, успел я еще помолиться, над гробами св. епископа Иессея, в Цилкане, и отшельника Исидора в Самтависе. Остальные три гробницы сирские были мне недоступны; только издали увидел я церковь , где почиет Пирр Бретский; Михаил же Улумбийский и Фаддей Степан-цминдский были слишком далеки от моего пути; но для меня утешительно и то, что из числа тринадцати, я мог по крайней мере поклониться десяти. Гори, Уплисцихе, Атене, Сион

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О кафедрах грузинских епископов в X–XIII ст. в городах великой Армении: Ани, Карс или Эрзерум и Алашкерт и об их храмах, из которых анийский и алашкертский доселе уцелели, см. некоторые данные и грузинские источники в соч.: Об отношениях Армении и Грузии к Византии – Известия Кавказ. Общ. ист. и археол, 1882, стр. 87–90 и История Грузии на грузинском языке 1889, стр. 264–268. 77. Наружная сторона складня Анчийской иконы Спаса в Анчисхатской церкви в Тифлисе 78. Внутренняя сторона створок Анчийского складня 2 . Митра Елены (а не Теймураза). Надпись на ней: «Я, царя царей государя Теймураза и царицы-цариц, дочери грузинских царей Хорешани невестка и первородного сына их Давида супруга, дочь Месха Диасамидзе Елена пожертвовала тебе, великомученику и победоносцу Георгию Алавердскому как в воспоминание сих государей и детей моих: Луарсаба и Георгия и царицы Нестан-Дареджаны, так и в долгоденствие, и в избавление семейством, сына моего Ираклия и царицы Кетевани, с ее мужем и сыном и в поминание обо мне. Заказала (сию митру) с израсходованием на нее моего добра, в Испагани в то время, когда я приехала туда от великого русского царя к шаху Сулейману в короникон 371 (1683 г.)». Приписка. «Мария». Мастер Папуа Бебуришвили». Упоминаемая в этой надписи Елена, вышедшая замуж очень молодой в 1628 г. за сына кахетинского царя Теймураза I, Давида, была дочерью Левана и племянницей грузинского католикоса Евдемона Диасамидзе. Елена называет отца своего Месхом на том основании, что предки его были, как об этом мы выше заметили (Гелат 12), коренными жителями Месхии или Самцхе (Ахалц. уезда), выселившимися в нынешнюю Карталинию при покорении их родины турками. Леван же первый покинул Месхию, или ранее его кто другой из его дома, не знаем. Полный перевод надписи с текстом и анализом ее см. в Voyage archéol., V Rapp. 38–39. Объ Елены и ее пребывания в Испагани в 1680 г. см. Переписку рузинских царей с русскими государями, стр. XXXVII и 103–105. Елена умерла, как показывает ет надгробный камень в Сионском же соборе, около 95 г. (Voyage archéol., Rapp., 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В продолжение этого времени духовные лица посольства исполнили все возложенные на них поручения, осмотрели монастыри и церкви в Кахетии и свои подробные замечания обо всём, ими виденном, занесли в статейный список; подали учительную грамоту патриарха Иова, за отсутствием грузинского митрополита, Алавердскому архиепископу Гавриилу, а по возвращении первого, вели с ним речи о духовных делах; были «на соборе» у митрополита «об исправлении веры христианской»... По привезённым ими донесениям, не всё в христианских церквах было «по преданию свв. апостол и свв. отец правилам»: престол не украшен, сорочки, препоясания, антиминса, индитии, креста и евангелия на престоле нет, а на жертвеннике на святых сосудах не было никаких изображений ни деисуса, ни крестов. Московское духовенство не раз решительно отказывалось служить в таких храмах литургию и требовало дозволения освятить их вновь, но так как на это оно получило положительный отказ, то во всё время своего пребывания в Кахетии оно ни разу не служило литургии, а только молебны, часы, вечерни и утрени. По этому вопросу между ними и грузинами неоднократно происходили споры; московские духовные лица вели об этом рассуждения и с грузинским митрополитом, но они не привели ни к каким результатам – каждая сторона осталась при своём мнении. В ноябре 1590 года посольство возвратилось в Москву, сопровождаемое новыми послами кахетинского царя Александра – князем Сулейманом и Хуршитом, прибывшими с тем же челобитьем, с которым обращался к царю Феодору и ранее того новый подданный, с просьбой о помощи против шамхала тарковского. Помощь, уже и ранее оказанная не раз и не два, была обещана снова; с уведомлением об этом и были отправлены в Кахетию Плещеев и Кудрин (1591–1592), с которыми также были посланы новые иконописцы, в обмен на оставленных в Грузии, и грамота от патриарха Иова к царю Александру. Грузины и после этого неоднократно возобновляли свои просьбы о помощи, поддерживая всё время (1593–1599 г.) дипломатические сношения с русскими 117 . Вообще говоря, у грузинских царей XVI и XVII веков создалось, по-видимому, преувеличенное представление о могуществе московского государя. Доказательством этого может служить случай, происшедший при том же царе Александре. Однажды турки потребовали от Александра запасов и пропуска их войск через его землю в Дербент и Баку. Александр, рассчитывая на сильную поддержку со стороны России, дал резкий и смелый ответ: «С запасом через свою землю не пущу и своих запасов не дам; я – холоп царя русского и турецкого не боюсь». Когда об этом стало известно в Москве, то Александру дали знать, чтобы он жил с турецким султаном, переманивая его, пока промысл над ним учинится 118 . Вышло недоразумение. Александр, вероятно, полагал, что русскому царю легко будет вступить из-за него во всякое время в войну и с Турцией...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковым викарным епископом назначен был 29 декабря 1874 года из архимандритов Гелатского монастыря Виссарион (князь Дадиани), состоявший в этой должности и звании по 12 июня 1885 года и затем назначенный 1 марта 1886 года епископом Алавердским, вторым викарием Грузинской епархии. 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийскою под общим названием Гурийско-мингрельской. В Гурии также предположено было приступить к устройству духовной части в 1819 году, в силу указанного выше высочайше утвержденного 28 декабря 1818 года доклада Святейшего Правительствующего Синода, но так как посланный туда для собрания необходимых сведений о числе церквей, монастырей, духовенства, церковных крестьян, количества церковных доходов, прокурор Грузино-имеретинской Синодальной Конторы, надворный советник Чиляев донес экзарху, что хотя владетель Гурии князь Мамия Гуриели и расположен к ведению во владении его предположенного по духовной части порядка и устройства, но к исполнению сего ему препятствуют частые набеги на владения его турок, а равно и происходившие в Гурии раздоры между знатнейшими вельможами его; поэтому приведение в известность количества церквей и собрание других сведений по духовной части было приостановлено до более благоприятного времени, о чем преосвященным экзархом Грузии, митрополитом Феофилактом и было донесено Святейшему Правительствующему Синоду 8 июля 1819 года. В эпоху присоединения Грузии к России, в ней была всего одна епархия, которою управлял преосвященный митрополит Николай (князь Шервашидзе), имевший кафедру свою в городе Озургетах, в Преображенском соборе и умерший в 1827 г. В 1833 г. епархия эта, называвшаяся раньше Джуматскою митрополией, присоединена к Имеретинской епархии, а с 1 апреля 1844 года снова восстановлена под названием Гурийской, с кафедрою в Джуматском монастыре и пребыванием епископа в Джуматах и местечке Нагомери. Епархией этою управляли следующие епископы: 1) Евфимий (князь Цулукидзе), хиротонисанный из архимандритов Гелатского монастыря 29 июня 1844 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45 Такова архитектура старых грузинских больших комнат в домах, известных под именем дарбази; подобные большие комнаты вроде теперешних зал строились из больших бревен с полусферическим красиво выложенным потолком. Свет проникал сверху. У подобных комнат потолки поддерживаются одной или несколькими большими деревянными колоннами. 46 Потомки первосвященника Авиафара существуют и поныне, известные в Мцхете по фамилии Гедеоновых. Они одни имеют право на жительство в ограде католикосского Мцхетского собора. 47 Глубокой полночью две горы, где были капища идолов Армаза и Задена, обрушились в реки Куру и Арагву, которая затопила город Мцхет. При этом раздавались дикие вопли, вой и страшные удары. Затем, по молитве святой Нины, все стихло, но перед первыми петухами вновь раздался громкий звук военной трубы персов, которые разломали городские ворота, заполонили город и с криком начали убивать жителей, заливая город потоками крови. 48 Течение св. мира из пня, по словам стариков очевидцев, продолжалось и в их время. У самой каменной четырехгранной колонны, заключающей пень св. столпа, возле маленьких серебряных дверец, земля, пропитанная миром, издает до сих пор благовонный запах. 49 Одна из этих икон, а именно икона Божией Матери, стоит по ныне в Руисском соборном храме – в Средней Карталинии. Она весьма замечательна по своей древности и надписям на обороте; а другая – Спасителя в Алавердском кафедральном соборе, в ризнице величественного храма. 50 Подножие Св. Креста унесено было назад в Грецию императором Ираклием в конце 629 года при правителе Грузии Адарнасии, сыне Бакара III († 639 г.), снова возвращено и сохранялось в Ананурском храме, по Военно-грузинской дороге, откуда пропало при последнем грузинском царе Георгии XIII. 52 Не были ли Кахетия и Албания под управлением упомянутой царицы? Албания во дни св. Нины, как известно, занимала собой весь бассейн реки Алазани до берегов Каспийского моря; в Житии же святой ясно говорится, что она простерла свое благовестие на всех кахетинцев, среди которых были также и кизикцы. Кизикцы, часть албанского народа, свое просвещение христианской верой ведут от времен св. Нины. Кухетия, или Внутренняя Кахетия и Кулмухетия – заалазанские области части прежнего Кахетинского царства, а по другим – западные области Албании, началом своего христианства считают также проповедь св. Нины. Значит, к трудам святой следует отнести западные и южные области Албанского царства. Для подтверждения нашего показания см. Моисея Хоренского, с. 152–153 и историю Агафангела, современника святой и секретаря армянского царя Тиридата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Врангеле. Схиархиепископ, местночтимый святой Киевской епархии. Родился в с. Веджины Сигнахского уезда Тифлисской губ. В 1891 г. окончил юридический факультет Императорского Новороссийского университета в Одессе. В 1892 г. на первом курсе Киевской духовной академии принял постриг. В 1896 г. окончил академию со степенью кандидата богословия, рукоположен во иеромонаха. Преподавал Св. Писание в Тифлисской духовной семинарии, где в это время обучался Иосиф Джугашвили. С 1897 г. – инспектор Кутаисской духовной семинарии, с 1898 г. – Тифлисской духовной семинарии. С 1900 г. – архимандрит, ректор Александровской Миссионерской духовной семинарии в с. Ардонское близ Владикавказа. В 1902 г. хиротонисан во епископа Алавердского, второго викария Грузинской епархии. С 1903 г. – епископ Гурийско-Мингрельский, с 1905 г. – Балтский, викарий Подольской епархии, с 1906 г. – Туркестанский и Ташкентский, с 1912 г. – Таврический и Симферопольский. В 1914–1916 гг. – в годы Первой мировой войны, будучи епископом, служил рядовым священником на броненосце «Св. Пантелеймон» Черноморского флота, за боевые заслуги награжден панагией на Георгиевской ленте. С 1915 г. – архиепископ, почетный председатель Таврического отдела Русского собрания. В 1917–1918 гг. участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви, избран председателем Отдела по устройству Православной Церкви в Закавказье в связи с автокефалией Грузинской Церкви, член Отделов: о богослужении, проповедничестве и храме, о монастырях и монашестве. Участвовал в делегации Собора, которая посетила Московский Военно-революционный комитет и ходатайствовала о смягчении участи борцов против советской власти в Москве. Несмотря на уговоры, не захотел покинуть пределы России вместе с уходившими белыми войсками, митр. Антоний (Храповицкий) назвал его решение «самоубийством». В мае 1921 г. поселился в Топловском женском монастыре под Феодосией, именовавшимся трудовой артелью. Официально отошел от церковных дел и был уволен Патриархом на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010