Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В сер. XIX в. М. был основательно перестроен. В 1844-1845 гг. по инициативе и под рук. митр. Имеретинского Давида (Церетели) начались работы по расширению храма, были приглашены известные груз. зодчие Леван, Моисей и Филипп Берекашвили. Храм был практически выстроен заново. В 1846 г. завершилось строительство колокольни. Над входом на вост. фасаде сохранилась 14-строчная строительная надпись настоятеля М. игум. Порфирия (Церетели), в ней указано, что работы проводились за счет частных пожертвований, особой щедростью отличились владетельный князь Абхазии Михаил Шарвашидзе и его мать кнг. Тамар Дадиани. Полностью работы по обновлению М. были завершены в 1865 г.: кафоликон был перестроен в купольную церковь, была переделана алтарная преграда ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 153; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48-49; Кезевадзе. 1984. С. 64-65; Гегечкори. 1991. С. 20-21). Реставрационные работы проводились также в 90-х гг. XIX в. настоятелем М. архим. Виссарионом (Ахвледиани), о чем на сев. стене храма была сделана пространная надпись. В тот же период были возведены кельи для монахов, марани (винный погреб) и др. хозяйственные постройки. В 1903 г. из Германии привезли глазурованные водопроводные трубы для улучшения водоснабжения мон-ря, в 1915 г. были устроены водяная мельница и лазарет. Архим. Виссарион был награжден орденами св. Анны 3-й и 4-й степени и св. Владимира 3-й степени ( Кезевадзе. 2006. С. 169). Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета М. посещали множество верующих ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 138). 2 окт., в день памяти великомучеников Давида и Константина, был установлен праздник моцаметоба (орципоба), к-рый отмечали с большим размахом. Особенно многолюдным праздник был в 1895 г., когда мощи великомучеников были перенесены в новую раку. Торжества начались 1 окт. и продолжались весь следующий день. Служили (песнопения исполнялись на груз. языке) временно управлявший Имеретинской епархией еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), ректор Кутаисской ДС архим. Димитрий (Абашидзе; см. Антоний (Абашидзе) ), инспектор школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе архим. Леонид (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), др. священнослужители из Кутаиса и братия М. (Празднество в Моцамета. 1895. С. 1-4; Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

1891. 19. С. 12). К. участвовал в восстановлении некоторых памятников ( Шуамта , Кватахеви, др. мон-ри Шида-Картли), спас от гибели множество рукописей и церковных святынь (иконы, предметы утвари и т. д.), найденных им в полуразрушенных мон-рях. Он нашел и передал музею Историко-этнографического об-ва (позже - Церковный музей) 96 рукописей. К. обнаружил и выкупил неск. списков свода груз. летописей «Картлис Цховреба» и соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели . В 1896 г. К. вошел в состав комитета Тифлисского древлехранилища при тифлисском Сионском кафедральном соборе (см. Тбилисский Сиони ). Он был пожизненно избран членом братства св. ап. Андрея Первозванного при Тифлисской ДС. 9-16 мая 1897 г. К. сопровождал экзарха Грузии сщмч. Владимира в поездке по Картли, во время к-рой они посетили 49 церквей, знакомил архипастыря со святынями ГПЦ. К. оперативно составил и опубликовал записки о поездке, снабдил их научными комментариями. Хроника, напечатанная в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , позволяет судить о том, что К. регулярно сослужил экзарху (ДВГЭ. 1897. 20. С. 27; 24. С. 13; 1898. 5. С. 22 и др.). Нек-рое время К. был председателем груз. Библейской комиссии. Как исследователь старины он был хорошо известен в российских научных кругах, являлся членом Московского археологического об-ва (1897-1899) и редколлегии Православной богословской энциклопедии (1900-1911), в к-рой было опубликовано неск. его статей. Плодотворно сотрудничал К. и со следующим экзархом, архиеп. Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), сослужил ему и сопровождал его в поездках (ДВГЭ. 1898. 9. С. 10; 15. С. 15; 16. С. 19; 1899. 219. С. 15-16 и др.). 10 мая 1898 г. К. по определению Синода 1231 от 3-9 апр. был возведен в сан архимандрита (Там же. 11. С. 2; 12. С. 2). 22 авг. 1898 г. во исполнение указа императора от 27 июня в тифлисском кафедральном соборе экзархом Грузии архиеп. Флавианом в сослужении епископов Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе) и Горийского сщмч. Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх Грузии) К. был хиротонисан во епископа и назначен на кафедру Алавердского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата (ДВГЭ. 1898. 16. С. 1; Натроев. ДВГЭ. 1898. 17. С. 8); он окормлял грузинские исторические провинции Кахети и Кизики. За короткое время К., лично покрыв все издержки, обновил кафедральный Алавердский собор , увеличил число церковноприходских школ с 6 до 21 ( Мельникова. 2012. С. 64). В 1901 г. постановлением Синода за успешную деятельность в епархии К. был награжден орденом св. Анны 2-й степени (Цнобис пурцели (Информ. листок). Тифлис, 1900. 190). 12 авг. 1900 г. К. был назначен архиереем Горийского викариатства Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата. На свои средства К. основал приходские школы и библиотеки-читальни в Ванати, Квемо-Никози и др. селах. Служение во внутренних российских епархиях

http://pravenc.ru/text/1840501.html

То же проделали 30 января 1917 г. представители имеретинского духовенства. Однако наместник напомнил, что вопрос об автокефалии будет рассматриваться на Всероссийском Соборе. Случившаяся вскоре Февральская революция в определенной степени «развязала руки» сторонникам автокефалии, и 12 марта 1917 г. они во главе с епископами бывшим Полоцким и Витебским Кирионом (Садзегелли (Варианты фамилии: Садзаглишвили, Садзегали, Садзагелов )), Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе), Имеретинским Георгием (Аладовым), Горским Антонием (Георгадзе) и Алавердским Пирром (Окропиридзе) без ведома Экзарха Грузии созвали в древней столице Грузии Мцхете церковный Собор и провозгласили автокефалию Грузинской Церкви. В принятом на Соборе постановлении говорилось: «Мы, архипастыри Грузинской Церкви, клир церковный и представители мирян [...] уяснили себе происшедший в России коренной переворот и установление в ней нового правительства, а также основные руководстве иные положения этого правительства, в особенности исповедание им свободы совести и веры и, приняв во внимание, что: 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное существование, уничтожение или упразднение которого не подлежит компетенции никакой силы за исключением Вселенского Собора, совершенно антиканонически приостановлено было автокефальное управление, и что: 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: 3) с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии». Постановление было доведено до сведения председателя Временного правительства М. В. Родзянко, председателя Совета министров Г. Н. Львова, обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова и кавказского Комиссариата в Тифлисе. Соответствующее письмо 14 марта было передано и Экзарху Грузии архиепископу Карталинскому и Кахетинскому Платону (Рождественскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Визит Свят. Патриарха Пимена//ЖМП. 1973. 2. С. 20-24). В марте 1973 г. Католикос-Патриарх Давид и митр. Сухумско-Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) присутствовали на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид V (VI) (Девдариани). Фотография. 60-е гг. ХХ в. Католикос-Патриарх Давид рукоположил неск. епископов: на Манглисскую кафедру - Георгия (Гонгадзе), на Алавердскую - Григория (Церцвадзе), на Бодбийскую - Илариона (Самхарадзе), однако возраст большинства архиереев по-прежнему превышал 60-летний рубеж. В янв. 1974 г. ГПЦ насчитывала, как и прежде, 15 епархий, из к-рых лишь 5 были замещены: Мцхетско-Тбилисская (Католикос-Патриарх Давид), Цилканская (митр. Гайоз (Кератишвили)), Манглисская (еп. Георгий (Гонгадзе)), Кутаисско-Гаенатская (митр. Роман (Петриашвили)), Сухумско-Абхазская (митр. Илия); еще 5 имели временное управление: Бодбийская, Урбнисская, Маргветская (Католикос-Патриарх Давид), Чкондидская, Батумско-Шемокмедская (митр. Роман); 5 были вдовствующими (Алавердская, Ацкурская, Агарак-Цалкская, Цагерская, Никорцминдская) (Груз. церк. календарь. 1974. С. 119). Патриарх Давид скончался 9 нояб. 1977 г., похоронен в Тбилисском Сиони. В 1975 г., во время церковного праздника, были совершены теракты в кафедральных соборах - Тбилисском Сиони и мцхетском Светицховели. 14 апр. 1978 г. была подожжена резиденция Патриарха ГПЦ. Грузинская Церковь с 1977 г. На XII Церковном Соборе ГПЦ Католикосом-Патриархом был избран митр. Сухумско-Абхазский Илия II (Гудушаури-Шиолашвили). 25 дек. 1977 г. в мцхетском кафедральном соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовали представители Поместных Церквей (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, представитель Болгарской Церкви архим. Наум, представитель Александрийской Церкви архим. Григориос), Католикос всех армян Вазген I, многочисленные представители общественности и зарубежные гости. В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия рукоположил новых епископов на большинство кафедр: на Сухумско-Абхазскую - Николая (Махарадзе), на Чкондидскую - Иоанна (Ананиашвили), на Кутаисско-Гаенатскую - Шио (Авалишвили), на Цилканскую - Фаддея (Иорамашвили), на Бодбийскую - Афанасия (Чахвашвили), на Урбнисскую - Константина (Меликидзе), на Самцхе-Джавахетскую - Ананию (Джапаридзе), на Никорцминдскую - Амвросия (Катамадзе).

http://pravenc.ru/text/638558.html

рукава. Роспись основного пространства храма исполнена в XV в. и имеет характерные черты позднепалеологовской живописи: в конхе - изображение Богоматери Кипрской с фланкирующими ее архангелами Михаилом и Гавриилом; в арке вимы - изображение Св. Духа в виде голубя с архангелами Уриилом и Салафиилом. Юж. рукав храма первоначально был расписан в кон. XV в. и целиком переписан в XVI-XVII вв. В арке вимы представлен Христос Пантократор, в конхе - Рождество Богоматери, в остальных 4 регистрах фрагментарно сохранились композиции: Воскрешение Лазаря, Вознесение и Сошествие Св. Духа. Внизу представлена сцена коронования царя и царицы, по-видимому заказчиков этой росписи. Завершает роспись широкая полоса орнамента. Отдельные фрагменты кон. XVI в. сохранились в сев. рукаве (40 Севастийских мучеников (?)) и на зап. стене зап. рукава над порталом - Христос Пантократор, по сторонам - Благовещение. К этому же времени относится роспись портика, пристроенного к храму с зап. стороны: в люнете над входом в храм - изображение вмч. Георгия на коне, а на отрезках стен с сев. и юж. сторон - фигуры арх. Михаила и ап. Петра. Высокий иконостас был пожертвован в XVIII в. царевичем Ираклием Георгиевичем Багратиони и сщмч. Досифеем , митр. Тбилисским († 1795). В соборе покоятся святые мощи свт. Иосифа Алавердского (пам. 7 марта, 15 сент.) и вмц. Кетеваны († 1624, пам. 13 сент.); здесь же погребены еп. Алавердский Иоанн, убитый лезгинами в соборе († 1480), цари Кахети Александр I и сын его Георгий († 1605), Теймураз I, митрополиты Алавердские Зенон († 1772) и Николоз (XVIII в.), св. царевна Макрина , гимнограф Грузинской Церкви († 1732), и др. С сер. 80-х гг. ХХ в. в А. с. ведутся реставрационные работы. Лит.: Полиевктов М. Новые данные о московских художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941; Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества. М., 1947; Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1956 (Табл.); он же. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. С. 371; Вачнадзе М. Вновь раскрытая роспись Алавердского кафедрала//XXII Научная сессия Ин-та истории грузинского искусства АН ГССР: Тез. Тбилиси, 1967; Беридзе В. В. Архитектурные памятники Грузии. М., 1970. С. 24-26; Джанберидзе Н., Цицишвили И. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. С. 203-210. М. Вачнадзе, В. А. Никитин, Д. Туманишвили Рубрики: Ключевые слова: АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/63982.html

22 Потомки его существуют и в настоящее время и известны в Мцхете под фамилией Гедевановых. Они одни только имеют право на жительство в ограде Мцхетского собора. 23 Присланное в дар Константином Великим царю Мириану подножие св. Креста унесено было назад в Грецию императором Ираклием в конце 629 года, при правителе Грузии Адарнасе, сыне Бакара III; возвращённое вновь, оно сохранялось в Ананурском храме, по военно-грузинской дороге, откуда пропало при последнем грузинском царе Георгии XII. См. историю грузинской церкви до конца VI b., стр. 41. 24 Гвоздь Спасителя хранится ныне в Московском Успенском соборе, подаренный России царём Арчилом в 1686 году. См. там же, стр. 13, и исследование Садзагелова в журнале «Пастырь» 1892 г., и 2. 25 Одна из этих икон, а именно икона Божией Матери, стоит ныне в Руисском соборном храме, в средней Карталинии, весьма замечательная по своей древности; а другая – Спасителя в Алавердском кафедральмом соборе, хранящаяся в ризнице величественного храма. 26 Эрушети находится в Ахалцихском уезде, по обеим сторонам верховья реки Куры. Здесь существует величественный храм, построенный от имени Константина Великого . Он имел епископа, управлявшего епархиями Эрушетской и Артаанской. Храм ныне в развалинах. Христианство подавлено здесь в конце XVII века. Платон Иосселиани. Жизнеописания святых грузинской церкви, стр. 41. 27 А. Натроева. Мцхета и его собор Свэти-Цховели. Тифлис. 1901 г., стр. 80–158. Платон Иосселиани. История грузинской церкви до конца VI века, стр. 2–48. Кавказская война... стр. 222–225. Очерки из истории Грузии... стр. 42–61. Краткая история грузинской церкви, стр. 1–19. 29 Архимандрит Арсений. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб. 1880 г., стр. 225. 30 Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново-Афонской обители в Абхазии, на Кавказе, и о некоторых знамениях над сей обителью. Ст. Сов. А. Г., издание 7. Одесса, 1900 г., стр. 37–38. 31 Сборник сведений о кавказских горцах. Издание Кавказ. Горского Управления. Выпуск 2. Тифлис. 1869 г., стр. 21–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По воспоминаниям И., реставрировать росписи никто не брался, лишь в нач. 50-х гг. XIX в. церковный живописец Малахов, выполнивший аналогичные работы в Пицундском (Бичвинтском) соборе во имя ап. Андрея Первозванного, согласился на реставрацию; ему было выделено 5 тыс. р. Однако живописец, уехавший в Москву на поиски материалов и помощников, неожиданно умер, и «предприятие… кончилось ничем» (Там же. С. 78-79). В Самтавро, по сведениям И., проживали свыше 10 «произвольных подвижниц» (в то время в Грузии не было действующих жен. мон-рей), к-рыми управляла «благоразумной и строгой жизни» старица Дария, а после ее кончины - ее воспитанница кнж. Самегрело Дария (Дадиани; в мемуарах И. приводит сведения из ее биографии). И. указал, что строения Самтавро были отреставрированы на сумму ок. 15 тыс. р.; освящена келлия, построенная на месте, где в IV в. подвизалась св. равноап. Нина. Экзарх архиеп. Исидор постриг подвижниц и их руководительницу в монашество, назначил мон. Дарию настоятельницей монастыря; служил в обители причт из Светицховели. Синодальная контора составила штат, по к-рому на содержание мон-ря выделялось ок. 800 р. ежегодно; также обители были переданы огород и сад в Мцхете, приносившие доход свыше 1 тыс. р. в год (Там же. С. 79-82). На реставрационные работы в Алавердском соборе, «уважаемом не только христианами грузинского и армянского племени, но и непокорными горцами-язычниками и магометанами», было истрачено свыше 10 тыс. р. Тифлисский Сиони снаружи был обложен плитами алетского камня желтого и голубовато-серого цветов, была поставлена решетчатая ограда и сделан подъезд к церкви, крыша перебрана, вызолочен крест, установлен одноярусный иконостас, обновлена роспись. Наместник Кавказа кн. М. С. Воронцов, узнав, что для росписи собора недостаточно средств, выделил 3 тыс. р. и дал ссуду, а также предложил пригласить в качестве живописца кн. Г. Г. Гагарина , прибывшего в Тифлис по вызову Воронцова для росписи основанного в Тифлисе театра. Император одобрил предложение Воронцова и разрешил Гагарину годовое путешествие по Европе «для приискания образцов древней церковной живописи».

http://pravenc.ru/text/674987.html

27 марта того же года Временное правительство признало автокефалию ГПЦ как национальной Церкви, не ограниченной конкретной территорией (ДВГЭ. 1917. 7/8), 25 июля - как Церкви грузин в Грузии и за ее пределами (ЦВ. 1917. 30). Рус. духовенство на Закавказском Церковном Соборе 25-29 мая 1917 г. вынесло решение о подчинении рус. приходов в Грузии Синоду РПЦ; он в свою очередь отложил рассмотрение дела до созыва Поместного Собора. 15 авг. 1917 г. местоблюстителем Католикоса-Патриарха был избран митр. Леонид, в тот же день начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , куда приходили известия из Тифлиса о присвоении груз. стороной имущества Грузино-Имеретинской синодальной конторы и экзаршего дома, об изгнании рус. монахов из мон-рей ( Герман (Веретенников). 1974. С. 65). В сент. 1917 г. на Поместном Соборе ГПЦ был избран Католикос-Патриарх Грузии - сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , открыто 13 епархий. Фактически ГПЦ заявила о себе как о территориальной Церкви, подчинившей своей юрисдикции также и большинство рус. и греч. приходов на территории Грузии. Католикос-Патриарх сщмч. Кирион разослал Главам Поместных Церквей обращения с просьбой о признании автокефалии ГПЦ, однако ни одна Церковь ее не признала. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Собор Грузинской Православной Церкви, избравший Католикоса-Патриарха Кириона III (Садзаглишвили). Фотография. 1917 г. Методы восстановления автокефалии ГПЦ повлекли разрыв молитвенного общения с РПЦ. Патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон , обращаясь с посланием (29 дек. 1917) к Католикосу-Патриарху Кириону, митр. Гурийско-Одишскому Леониду, еп. Кутаисско-Гаенатскому Георгию (Аладашвили), еп. Горийскому Антонию (Гиоргадзе) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе), признал правомерность постановки вопроса о восстановлении автокефалии, однако на основании 9, 13 и 16-го правил Антиохийского Собора осудил самочинный характер ее восстановления (текст см.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Он отдал дань памяти таким выдающимся деятелям национально-освободительного движения, как Мераб Костава, Зураб Чавчавадзе, Георгий Чантурия, Акакий Бакрадзе и, конечно, Звиад Гамсахурдиа. Когда в 2007 году из Грозного в Грузию привезли для перезахоронения в Пантеоне писателей и общественных деятелей на горе Мтацминда прах первого президента Грузии, Его Святейшество лично служил панихиду. По субботам в Сионском соборе собираются одетые в траур женщины. Эго матери, потерявшие детей. Если бы не Церковь и не внимание патриарха, их жизнь закончилась бы тогда, когда они простились с сыновьями. Но патриарх направил их по пути спасения и духовного возрождения. В Тбилиси более 800 матерей героически погибших сыновей, их объединяет общая боль и скорбь. Как сказал Его Святейшество: «Такое единение скорбящих матерей происходит впервые за двадцативековую историю христианства – это бессловесная проповедь православной веры». Группа скорбящих матерей стала инициатором многих благотворительных акций. Особенно важно отметить их работу в открытом при патриархии Доме милосердия (основан в 1994 году), где готовят еду для сотен нуждающихся и оказывают бесплатную медицинскую помощь. В 1917 году после восстановления автокефалии Грузинской Церкви избранный на Соборе в Тифлисе Католикос-Патриарх Кирион III сразу же начал широко информировать православный и неправославный мир об истинном положении Грузинской Церкви. Он выразил желание наладить дружественные отношения с Русской Церковью, однако 29 декабря 1917 года Патриарх Московский и всея Руси Святейший Тихон призвал грузинских архипастырей Кириона, Полоцкого и Витебского, Леонида Гурийско-Мингрельского, Георгия Имеретинского, Антония Горийского и Пирра Алавердского соблюсти требования церковных канонов, прибыть на Всероссийский Священный собор, отказаться от своих заблуждений и «предать свои вожделения об автокефальном устроении Грузинской Церкви на суд Всероссийского Собора». Общение между двумя Церквами было разорвано, и разрыв длился 25 лет. И только 31 октября 1943 года евхаристическое общение между Церквами было восстановлено. Документ о признании Русской Церковью автокефалии Грузинской Церкви был подписан патриархом Сергием и членами Синода; митрополитами Ленинградским Алексием (Симанским), Киевским Николаем (Ярушевичем) , архиепископами Казанским Андреем (Комаровым), Куйбышевским Алексием (Палицыным) и Сарапульским Иоанном (Братолюбовым).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательна надпись сей иконы, что точно такая же послана была в дар Царю Алексею Михайловичу Теймуразом I; но где она находится теперь в Москве, неизвестно. Память великого Леона ознаменовалась в соборе Алавердском еще богатой иконой Николая Чудотворца и наперстным крестом с мощами, которые также принес с собой из Иерусалима и постоянно имел при себе в течение пятидесятилетнего своего царствования, озарившего лучом славы Кахетию и Палестину. Икальто и Шуамта Мы спешили оставить собор Алавердский, потому что уже вечерело, и провели ночь в Икальто, селении князей Макаевых, из дома коих был Митрополит Иоанн Бодбель. По давнему обычаю страны, гостеприимный хозяин, в лучшей своей одежде и на лучшем коне, проводил нас на следующее утро в соседний монастырь Икальтский, место погребения его предков. Положение обители весьма живописно, на лесистых холмах; только недавно обновил ее старец Митрополит ради памяти Св. Зинона, одного из Сирийских отцов, ее основавшего и в ней почившего. Некогда славилась она своей ученостью, многолюдством братии, ибо тут устроил свое знаменитое училище духовник Царя Давида Возобновителя, игумен Арсений, который сам был в Палестине, собрал все жития святых Грузинских и для многих составил службы. Около его обители основалось по окрестным горам до шестидесяти малых скитов церквей, коих остатки еще видны в лесах, и даже сохранилась народная пословица: «В Икальто шестьдесят церквей без одной». Развалины обширного училища Арсениева, отколе вышли многие светильники Церкви Грузинской, просиявшей и на святой горе Афонской, доселе видны на дворе монастырском. Соборный храм невелик, но приятного зодчества и современен Св. Зинону; празднует же нерукотворному образу Спасову, ибо сию икону принес из Сирии один из тринадцати отцов, Св. Антоний Марткопский, хотя с тех пор не сохранилась самая икона, но списки ее повторяются во всех почти церквах Грузии, по глубокому к ней уважению народа. С благоговением поклонился я гробу святого основателя Зинона, житие коего нам не сохранилось, равно как и житие его сподвижников Иосифа Алавердского и Стефана Хирского; но храмы их служат живой летописью их деяний вместе с исцелениями, доселе истекающими от их раки, потому что одна только проповедь блаженных отцов утвердила Христианство в сих некогда диких пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010