Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Афанасий Сяндемский. Литография П.Ф. Бореля. XIX в. Афанасий Сяндемский [Сямженский] (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в субботу между 31 окт., 6 нояб.- в Соборе Карельских святых и 7 авг.- в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь О жизни преподобного известно из сказаний, собранных Е. В. Барсовым и игум. Дамаскином (Кононовым) в монастырских архивах Олонецкого края. Существовала древняя традиция отождествлять А. С. с Афанасием, учеником и сотаинником прп. Александра Свирского , присутствовавшим при явлении прп. Александру Пресв. Богородицы, к-рое случилось за неск. лет до преставления прп. Александра ( 1533). Прп. Александр рассказал о чуде Иродиону (Кочневу), позднее составившему житие преподобного, будто бы со слов своего ученика Афанасия (РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186). Барсов и архим. Никодим (Кононов) предполагали, что А. С. был одним из наиболее юных учеников прп. Александра и пришел к нему в Александров Свирский мон-рь приблизительно в кон. 20-х гг. XVI в. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сяндемской пуст. Литография П. Ф. Бореля1855 г. Кто были родители А. С., неизвестно. В XIX в. в Сяндемской пуст. хранился древний монастырский синодик, в к-рый был вписан род «игумена Афанасия, начальника Сяндемския пустыни», в числе первых в нем упомянуты имена Алексия, Иоанна, монахини Анны, Агафии ( Дамаскин. С. 21-22). Согласно преданию, после преставления прп. Александра Свирского А. С. ушел в Валаамский мон-рь , где начинал свой монашеский подвиг прп. Александр Свирский. Пробыв здесь нек-рое время, он вернулся на олонецкий берег Ладожского оз. В 30 верстах от г. Олонца на перешейке между Сяндемским и Рощинским озерами А. С. основал Сяндемскую пуст., впервые упоминаемую в тарханной грамоте Новгородского архиеп.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Высоким уровнем исполнения отличаются литографированные портреты И. 1866 г. мастерской А. Руднева в Москве (ГИМ, РГБ; И. с книгой и четками в руках) и Бореля с фотографии Муренко в С.-Петербурге (ок. 1865, ГИМ, ЦАК МДА; И. с наградами и крестом в память Крымской войны); последний был отпечатан для изд. А. Э. Мюнстера «Портретная галерея русских деятелей» (СПб., 1865. Т. 1: Сто портретов с биографиями. Вкл. между с. 8 и 9). Очевидно, на основе фотографии в посл. трети XIX в. был создан также эстамп из собрания Ф. М. Плюшкина (ГРМ; см.: Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. С. 427), на к-ром И. представлен в кресле, с четками в руке. Литография с портретом И. находилась в ряду изображений архиереев и подвижников в приемной комнате прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68). Эстампы или воспроизведения портретов И. (в т. ч. работы И. Матюшина) помещались в различных изданиях (Слова и речи синодального члена, высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. СПб., 1876; Архипастырь и его паства: Два приветствия С.-Петербургской паствы высокопреосв. Исидору, митр. Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому, в дни 50-летних юбилеев: священнослужения - 5-го сент. 1875 г. и святительства - 11-го нояб. 1884 г. СПб., 1884; К юбилею (1834-1884) высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, в день 50-летнего служения его в архиерейском сане 11-го нояб. 1884 г. СПб., 1884; Русские деятели в портретах, изд. редакцией ист. журнала «Рус. старина». СПб., 1886. Собр. 2. С. 112). Изображения И., возглавлявшего в авг. 1861 г. торжества открытия мощей свт. Тихона Задонского, встречаются на гравюрах и литографиях, запечатлевших эти события (напр., на московских литографиях 1861 г. Е. Яковлева и 1872 г. П. Глушкова, ГИМ). Однако фигуры архиереев в таких композициях, как правило, условны и лишены индивидуальной характеристики, даже если их имена упомянуты в тексте под эстампом.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Ответы на вопросы Мне был поставлен вопрос, где границы Церкви. Есть две фразы, которые мне хочется вам повторить. Первая – это слово митрополита Платона. 41 Мы говорили однажды опять-таки с отцом Георгием Флоровским о ересях древности, и он мне сказал вещь, которая мне запала в душу: что Церковь была права, когда осудила учения тех или других еретиков, но Церковь до сих пор не ответила на их вопрошания. И примером он мне тогда дал учение Ария, которое ставит под вопрос и Божество Христа, и всю тайну нашего спасения. Флоровский говорил о том, что Арий ставил перед собой вопрос о соотношении времени и вечности, пространства и бесконечности, и указал, что в то время эти понятия философски не были разработаны достаточно, чтобы Арий мог понять, в чем дело. И отец Георгий мне тогда процитировал физика, математика Эмиля Бореля, который написал значительнейшую книгу о времени и пространстве, и сказал: если бы Арий знал то, что в начале ХХ века Борель знал о времени и о пространстве, он не сделал бы своей богословской ошибки… И мы справедливо отвергаем учение Ария, так же как мы справедливо отвергаем целый ряд других лжеучений, но мы должны бы с большей зрелостью в них вглядеться и поставить вопрос: откуда могла родиться такая ошибка, такое непонимание? Сказать, что просто от их греховности, что если бы они были немножко посвятей, они не могли бы так говорить о Боге, о Христе и о Божественных предметах, очень легко. Но вопрос стоит порой гораздо, гораздо глубже: почему этот человек стал таким, почему он таков? Я сейчас сделаю отступление. Представьте себе, что тогда было на Голгофе. Стоял крест. На этом кресте умирал Господь наш Иисус Христос; а вокруг была толпа. У подножия креста были Его распинатели, которым было совершенно все равно, кого они распинают. Это были ремесленники, солдаты, которые распяли бы кого угодно, их не интересовало, кого осудили. Они разделяли добычу, хитон Христов и другие предметы. Два разбойника умирали как бы поделом. У подножия креста стояла Божия Матерь, Которая была едина с Сыном Своим во всем и Его отдавала на смерть людям для их спасения и Богу с тем, чтобы Сын Ее вернулся в недра Отчии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Нижняя Добринка. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Нижняя Добринка Жирновского района стоит небольшая, но удивительно красивая церковь с интересной судьбой. Она поставлена в 1838 г. в честь Рождества Христова. При въезде в село сразу видно ее купол и колокольню. Классика и простота храма напоминают о Вечном, а кипельно белые стены создают ощущение чего-то невесомого и чистого. Внутри пространство как бы раздвигается и, небольшая снаружи, она кажется огромной. Взлет иконостаса заставляет почувствовать величие Спасителя. Стены и купол расписаны великолепными фресками начала XIX века. В церковной ограде, по обычаю, хоронили священников, людей, положивших жизни свои за народ, за веру, членов попечительского совета. Возле храма когда-то было 8 могил. Говорят, что в одной захоронена княжна. Во времена воинствующего атеизма кладоискатели могилы вскрыли и перекопали. Надгробия растащили и разбили, обломки использовали в качестве точильных камней, оставив нетронутой только могилу сестры милосердия с надписью: «Александра Тель…ова представившаяся при исполнении долга 15 июля 1892». В то лето в Поволжье бушевала эпидемия холеры. В село Александра приехала вместе с земским врачом на помощь больным и, заразившись, умерла сама. В благодарность за этот подвиг вот уже более 100 лет на каменной плите надгробия в любое время года живые цветы. Заезжали сюда и знаменитости. Во время подавления восстания Емельяна Пугачева великий полководец А.В. Суворов проезжал через Нижнюю Добринку. Он с детства воспитывался человеком верующим, поэтому выстоял на воскресной службе в ещё бывшей деревянной церкви, где читал Псалтырь, пел на клиросе. Будущий премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин, ещё в свою бытность губернатором Саратовской губернии, приезжал сюда для разрешения конфликта о незаконном захвате земель у помещика Бореля. Столыпин каждое дело начинал с молитвы, поэтому и отстоял службу в Христорождественском храме. К концу 19 в. в селе стояло уже 2 церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35274

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Филарет (Гумилевский). Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в. Мальчика назвали Димитрием в честь св. Димитрия Солунского . Первоначальное воспитание и образование получил он в семье родителей. Отец его отличался истинным благочестием и был известен как замечательный проповедник и примерный священник. Мать его была образцом древнерусской благочестивой женщины. Благочестие родителей и аскетическая жизнь тетки-наставницы, умершей 90 лет девицей, рано развили в будущем Филарете склонность к монашеству. Димитрий был небольшого роста, всегда худенький, живой и резвый, в глазах его светились ум и энергия. Умственные способности Мити обнаружились очень рано. Пяти лет он уже читал в церкви Псалтирь , которую знал почти всю наизусть. Семи лет отец поместил Димитрия в Вышенскую пустынь к ученому иеродиакону Никону, пробыв у которого два года, он поступил в Шацкое духовное училище . Во время учебы Тамбовский преосвященный Иона (Васильевский) , приняв во внимание его малый рост и смирение, переменил его прежнюю фамилию Конобеевский на Гумилевский. Способности у Димитрия были замечательные, память необыкновенная, острота слова и находчивость удивительные. Выросший в деревне, он с детства любил природу, цветы, пение, что откладывало свой отпечаток на характере будущего святители. Любовь к пению сохранилась у него на всю жизнь и уже будучи архиереем, несмотря на свою постоянную занятость, он часто присутствовал при спевках, у него был замечательный хор. Однажды Димитрий со своей теткой посетил Саровскую пустынь и были у старца Серафима . Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: " Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж " . Двоюродному брату Димитрия Никите старец Серафим сказал про Димитрия еще раньше, чем " он будет солить, солить на всю Россию! " . Когда позднее старший брат Димитрия Василий пришел к преп. Серафиму за благословением принять монашество, то старец сказал ему: " Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи, как укажет Бог " .

http://drevo-info.ru/articles/12673.html

Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Архиепископ Херсонский 1 апреля 1847 года был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде и прямо оттуда 24 февраля 1848 года был назначен в епархию Херсоно-Таврическую . Здесь его разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар , евреев и немецких колонистов. По-прежнему, стремясь воспитывать в своей пастве дух религиозного благочестия, высокопреосвященный Иннокентий учредил в Одессе два новых торжественных крестных хода , собрал в Одессе и поместил в особой часовне копии со всех чудотворных икон России, восстановил Георгиевский-Балаклавский монастырь . Желая сохранить развалины древнего Херсона , преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит . Во время своего путешествия по Крыму владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников. В новой своей епархии архиепископ Иннокентий также заложил и обновил множество храмов, занимался благоустройством семинарии . Как и в иных местах его святительства, жители Одессы с благоговением и жадным вниманием слушали проповеди своего знаменитого архипастыря. В Херсонской епархии святителю Иннокентию пришлось также войти в соприкосновение с движением болгар за освобождение своей страны и за восстановление автокефалии своей Церкви , упраздненной в то время Церковью Константинопольской . Хотя многие в России в то время относились сочуственно к болгарам, ни император, ни Святейший Синод не принимали идею восстановления полной независимости Болгарской Церкви. Святитель Иннокентий стал единственным гласным защитником права болгар на восстановление Патриаршества среди русской иерархии тех лет. В Одессе им основано " болгарское настоятельство " , которое до освобождения Болгарии давало приют и образование сотням болгарских юношей. В связи с этим надо заметить, что по близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, владыка Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия.

http://drevo-info.ru/articles/18986.html

Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский , был учеником преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа). После кончины своего наставника он основал в лесах Карелии, недалеко от города Олонца, Успенскую пустынь, между озерами Сяндема и Рощинское. Клевета и нападки местных жителей вынудили преподобного Афанасия переселиться в Свирский монастырь, где его избрали игуменом. Вернувшись в Успенскую пустынь, преподобный скончался около 1550 года глубоким старцем и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Впоследствии над его могилой был построен храм во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, в который в 1720 году были положены нетленные мощи святого. Иконописный подлинник Россия. 1855. Прп. Афанасий. Литография П.Ф. Бореля. Россия. 1855 г. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909749.htm...

   001    002    003    004    005   006