Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ) Иван Сергеевич (26.09.1823, с. Куроедово (Надёжино) Белебеевского у. Оренбургской губ.- 27.01.1886, Москва), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства . Сын С. Т. Аксакова , брат К. С. Аксакова . В 1842 г. окончил уч-ще правоведения в С.-Петербурге. До 1851 г. находился на гос. службе в Сенате в Москве, затем в Калужской уголовной палате, с 1848 г. чиновник по особым поручениям Мин-ва внутренних дел. Службу совмещал с лит. творчеством. В марте 1849 г. А. был арестован по неподтвердившемуся подозрению в заговоре против существующей власти и вскоре освобожден под негласный надзор полиции. После ухода со службы посвятил себя лит-ре, издательской и общественной деятельности. В 1852 г. под редакцией А. вышел 1-й т. славянофильского «Московского сборника», 2-й т. был конфискован и уничтожен, после чего А. был лишен права издавать и редактировать. В 1858-1859 гг. он негласно редактировал журнал славянофильского направления «Русская беседа», впосл. издавал и редактировал газеты «День» (1861-1865), «Москва» (1867-1868), «Русь» (1880-1886). В 1858 г. А. совершил поездку за границу, в Лондоне посетил А. И. Герцена . Опубликовал в «Полярной звезде» социальную сатиру «Судебные сцены, или Присутственный день в уголовной палате» (1858). В годы русско-тур. войны 1877-1878 гг. А., будучи председателем Московского слав. об-ва, организовывал общественное мнение в поддержку славян за освобождение их от тур. владычества. Возглавлял Московский слав. комитет. Из лит. произведений А. наиболее известны неоконченная поэма из крестьянской жизни «Бродяга» (1852) и гражданская поэзия. (О мировоззрении А. см. ст. Славянофильство .) Соч.: Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886; Сб. стихотворений. М., 1886; Соч. М., 1886-1887. Т. 1-7; Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М., 1888-1896. СПб., 1896. Ч. 1-2; Собр. соч. Пг., 1918; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981; 19822. Лит.: Сб. статей, напечатанных в разных периодических изданиях по случаю кончины И. С. Аксакова. М., 1886; Языков Д. Д. Литературная деятельность И. С. Аксакова//ИВ. 1886. Т. 24; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 318-344; Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978; Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.

http://pravenc.ru/text/63922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла К. С. Аксаков. Литография П. Ф. Бореля. 1869 г. (ГИМ) Константин Сергеевич (29.03.1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ.- 7.12.1860, о-в Занте (Закинф), Греция), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства . Сын С. Т. Аксакова и брат И. С. Аксакова . В 1832-1835 гг. учился на словесном отд-нии Московского ун-та. В 30-х гг. входил в кружок Н. В. Станкевича . В 40-х гг. сблизился с А. С. Хомяковым и И. В. Киреевским , стал одним из создателей славянофильского учения. В 1847 г. защитил магистерскую дис. «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (написана еще в кон. 30-х гг.). А. были написаны сочинения «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842) и «Обозрение современного состояния литературы» (1857). В 40-50-х гг. принимал участие в славянофильских изданиях газеты «Молва», «Московском сборнике», ж. «Русская беседа». Свое осмысление истории А. дал в работах 40-50-х гг. «Голос из Москвы», «Родовое или общественное явление был изгой», «Об основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и в записке к имп. Александру II «О внутреннем состоянии России». (Подробнее о взглядах А. на об-во и историю см. в ст. Славянофильство .) Соч.: ПСС. М., 1861-1880. Т. 1-3; Сочинения исторические. М., 1861. Т. 1; 18892; Сб. стихотворений. М., 1886; Ранние славянофилы. М., 1910; Соч. Пг., 1915. Т. 1; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981, 19822; О русском воззрении//Русская идея. М., 1992; Еще несколько слов о русском воззрении//Там же. Лит.: Костомаров Н. И. О значении критических трудов Константина Аксакова по русской истории. СПб., 1861; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 201-318; он же. Передовой боец славянофильства К. Аксаков//Собр. соч. СПб., 1912. Т. 3; Литературные взгляды и творчество славянофилов//Науч. сб. М., 1978; Носов С. Н. Первые исторические сочинения Константина Аксакова//ИЗ. 1981. Т. 106. С. 271-290; Самарин Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.

http://pravenc.ru/text/63924.html

Сам Аксаков не считал себя теоретиком. Всю свою энергию он направлял на популяризацию славянофильского учения. Как политический деятель Аксаков сыграл значительную роль в российской и славянской жизни 1850-80-х, но положение практического политика не предполагает излишнее теоретизирование. И тем не менее Аксаков по заслугам может считаться одним из виднейших теоретиков славянофильства. Если основатели славянофильства А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков заложили философскую и культурную основу славянофильства, то Аксаков может считаться создателем его политической теории. Помимо отражения " злобы дня " Аксаков много писал в своих изданиях и об основах славянофильской доктрины, хотя по своему темпераменту Аксаков действительно не любил и не писал теоретических трактатов. Основополагающие принципы Аксакова заключали единство " земли " и " государства " при духовной власти Православной церкви. Народ ( " земля " ) должен не просто повиноваться царю (воплощающему " государство " ), он должен иметь и свои права, в первую очередь право высказывать свое мнение, свои надежды и чаяния. " Силу мнения - народу, силу власти - царю! " - эту славянофильскую формулу Аксаков отстаивал всей своей деятельностью. Однако ссылкой на " народное мнение " уже в те времена все правительства оправдывали любые, даже самые антинародные поступки. Поэтому Аксаков ввел в славянофильское учение наряду с понятиями " земля " и " государство " еще и третий элемент - " общество " . Общество, по Аксакову, есть лучшая часть народа, разрабатывающая народное самосознание, и именно в этом заключается принципиальное отличие общества от т. н. " интеллигенции " (сам Аксаков всегда писал это слово в кавычках). Нигилизм был логичным концом, до которого могла дойти лишенная национальной почвы " интеллигенция " . Нигилизм появился не случайно и не внезапно. Он готовился исподволь, имея своими предтечами Курбского и " тушинских перелетов " . Во времена петровских реформ произошел отрыв дворянства от народа, Церковь превратилась в звено государственного бюрократического аппарата. Отрыв просвещенного слоя от народа и национальной веры не мог не привести к появлению прослойки антинациональной " интеллигенции " . Результатом был разрыв " просвещенной публики " и народа. Изменилось также и русское государство, из земской самозащиты превратившееся в бюрократическое, абсолютистское, чуждое русскому самодержавию, европеизированное образование. Аксаков называл его Петербургом.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/24/...

2793 1) «Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись/Под ред. Б. Ф. Егорова, А. М. Пентковского и О. Л. Фетисенко. СПб.: Пушкинский Дом, 2011; 2) Разумевающие верой. 2794 Аксаков И. С., Аксаков К. С. Литературная критика/Сост., вступ. статья и коммент. A. С. Курилова. М.: Современник, 1981; Аксаков И. С. 1) И слово правды… Стихи, пьеса, статьи, очерки/Предисл., сост. и коммент. М. А. Чванова. Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1986; 2) Письма к родным, 1844–1849/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988; 3) Письма из провинции; Присутственный день в уголовной палате/Авт. предисл. Т. Ф. Пирожкова. М.: Правда, 1990; 4) Письма к родным, 1849–1856/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994; 5) Биография Федора Ивановича Тютчева/Репр. воспр. изд. 1886 г. М.: АО «Кн. и бизнес», 1997; 6) Еврейский вопрос. М.: Изд. дом «Социздат», 2001; 7) Отчего так нелегко живется в России?/Сост., вступ. статья, примеч. B. Н. Грекова. М.: РОССПЭН, 2002; 8) Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: Эпистолярный дневник 1838–1886 гг. с предисл., коммент. и воспоминаниями А. Ф. Аксаковой: В 3 т./Сост., подгот. текста, примеч., указ. имен Т. Ф. Прокопова. М.: Русская книга, 2003–2004; 9) У России одна-единственная столица…: Стихотворения и поэма. Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об И. С. Аксакове. Венок И. С. Аксакову. Москва И. С. Аксакова (путеводитель)/Сост., вступ. ст., путеводитель, примеч. Г. В. Чагина. М.: Pycckiй мipъ, 2006; 10) И. С. Аксаков – Н. Н. Страхов. Переписка/Сост. М. И. Щербакова. , 2007; 11) Наше знамя – русская народность/Сост. и коммент. С. Лебедева. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008; 12) О державности и вере. Минск: Белорус. правосл. церковь , 2010; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Избранные труды/Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова, Е. Б. Фурсова. М.: РОССПЭН, 2010. 2795 Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни России 1860-х годов: Дис. канд. ист. наук/Моск. гос. ун-т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Утвержденная Грамота объ uзбpahiu на Московское Государство Михаила едровича Романова съ предисловиемъ С.А.Белокурова. 2-е uздahie Императорскаго Общества Ucmopiu и Древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ Университете. М., 1906. Использованная литература Абсолютизм в России XVII-XVIII веков. Сборник статей. М., 1964. Авалиани С.Л. О представительности на Земских Соборах XVI-XVII в.//Записки Новороссийского Университета. Т. 2, Одесса, 1900. Авалиани С.Л. Земские Соборы. Литературная история Земских Соборов. 2-е издание, исправленное и дополненное. Одесса, 1916. (Шифры РГБ: V 11/411; Шифры ГПИБ: МЕ/А-18; ч20 4/14). Авалиани С.Л. Земские Соборы. Историография, состав и теория представительства. Одесса, 1910. (Шифры РГБ: R 283/129; И 49/279; Шифры ГПИБ: А1 8/63; ч39 -/991). Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго//ТОДРЛ. М.; Л., 1947, т. 5, с. 95-96. Аксаков И.С. Собрание сочинений. Т. 1-7, М., 1886-1887. Т.1 Славянский вопрос. 1860-1886. Т.2. Славянофильство и западничество. 1886. Т. 3. Политические вопросы и западно-русское дело. Т. 4. Общественные вопросы по церковным делам. Т. 5. Государственный и земский вопрос. Т. 6. Прибалтийский вопрос. Т. 7. Общеевропейская политики. (Шифры ГПИБ: ДБ300/А41; Б2 3/7; К62 2/36; К102 4/7; И20 5/4; ЗС). Аксаков К.С. Дела давно минувших дел. О Земском Соборе 1642 г.//Голос, 1863, 77. Аксаков К.С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлёцер и анти-историческое направление».//Русская Беседа. 1857, т. III. Аксаков К.С. Земский Собор 1642 г.//День. 1863, 9. Аксаков К.С. О русских глаголах. М., 1855. (Шифры ГПИБ: 115 01/45; 16 2/68; ОИК). Аксаков К.С. Опыт исторической грамматики Русского Языка Ф.Буслаева. М., 1859. (Шифр ГПИБ: 125 3/70). Аксаков К.С. По поводу VI т. Истории России г. Соловьева.//Русская Беседа. 1856, т. VI (или т. IV). Аксаков К.С. Полное Собрание Сочинений. Т. 1, Сочинения исторические, М., 1861; т. 2 Сочинения филологические, М., 1875; т. 3, Опыт русской грамматики, М., 1880 (Шифры ГПИБ: ДБ20/А41; Б2/5/17; А11 8/45; И23 3/5). Издание второе, т. 1, Сочинения исторические, М., 1883, (ГПИБ: ДБ20/А41; 128 -/30; Т10 -/10).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Надо еще много очиститься душою... " : И.С.Аксаков и его воззрения в 1840-1850-е годы 9 февраля день памяти русского мыслителя 08.02.2006 543 Время на чтение 16 минут Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) зачастую без всяких оговорок вот уже более полтора столетия считают истинным славянофилом. На самом же деле формирование его мировоззрения имело немало своеобразия. И стоит обратить на это внимание, ведь славянофильство явилось первой и едва ли не единственной в XIX в. соборной попыткой в светской части русского образованного слоя осмыслить историю русского народа как православного духовного организма. В данной статье мы кратко рассмотрим формирование религиозных воззрений И.С.Аксакова в 1840-1850-е гг. и понимание им исторической судьбы России. При этом главным источником для нас будут его письма (о которых он как-то заметил: " Мои письма заменяют мне дневники " ). Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября (все даты по старому стилю) 1823 г. в селе Надежино Оренбургской губернии. Был он третьим сыном в большой (14 детей) семье впоследствии известного писателя - Сергея Тимофеевича Аксакова. Спустя четыре года Аксаковы переезжают в Москву . После четырёхлетнего обучения в закрытом императорском училище правоведения в Петербурге И.С.Аксаков возвращается в Москву (1842 г.) и поступает на службу в Уголовный департамент Сената. В конце следующего года его включают в состав специальной комиссии, назначенной для ревизии Астраханской губернии, в письме откуда (2 мая 1844 г.) он пишет о себе как о человеке, не имеющем " никаких твердых убеждений, к которым бы питал глубокое душевное участие и которые бы считал Божьею правдою... " ч.1, т.1, с.130]. Конечно, И.С.Аксаков понимает, что истина должна быть одна, но " где она, у кого она и всегда ли торжествует " ? На это он не знает ответа. Потому-то так противоречивы его поведение и суждения. И.С.Аксаков не может удержаться от скоромной пищи в пост, который не пробудил в душе " никакого особенного чувства " , хотя заутреня Светлого Христова Воскресения его восхитила ч.1, т.1, с.78, 98, 104]. Он " совершенно рознится " с братом Константином в отношении к " национальности " , русскому костюму ( " я никогда не надену зипуна прежде времени " ), ч.1, т.1, с.218]. Да и по другим вопросам молодой Аксаков имел собственное суждение.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/08/...

По поручению Русского географического общества Аксаков описал украинские ярмарки и был удостоен Демидовской премии. Во время Крымской войны Аксаков записался в московское ополчение, но в боевых действиях принять участия не успел. В 1856 был членом комиссии, расследовавшей злоупотребления в снабжении продовольствием войск в Крыму. В 1857 путешествовал по Европе, где познакомился с Герценом, и в течение пяти лет был одним из его тайных корреспондентов. С 1859 года и до самой своей смерти он издавал целый ряд славянофильских газет и журналов: " Парус " , " Пароход " , " Русская Беседа " , " День " , " Москва " , " Русь " . В конце 1860-х Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой. В 1869 он стал одним из основателей Московского купеческого общества взаимного кредита, а в 1874 возглавил его. Безупречная репутация Аксакова вместе с его организаторскими способностями привели к процветанию этого банка. В 1872 - 1874 Аксаков - председатель Общества любителей российской словесности. Звездный час настал для Аксакова в период войны за освобождение балканских славян. Турецкие зверства над единоверцами Балкан всколыхнули русское общество. В движении солидарности с болгарами и сербами огромную роль сыграли Славянские комитеты и лично Аксаков. Эти годы принесли Аксакову ораторскую славу и всемирную известность. Его кандидатуру даже выдвинули на болгарский престол. За речь, произнесенную в Славянском Комитете во время Берлинского конгресса, порицавшую царских дипломатов за уступчивость, Аксаков был выслан из Москвы в провел несколько месяцев в селе Варварино Владимирской губернии. В 1882 министр внутренних дел Н. П. Игнатьев под влиянием Аксакова попытался созвать Земский собор, приурочив его к коронации Александра III. Однако проект Игнатьева был отклонен советником нового императора К. П. Победоносцевым. Умер Иван Аксаков 27 января 1886 года. Похоронили его под Москвой территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при небывалом стечении народа. Многие читатели Ивана Аксакова отмечают непреходящую актуальность его мыслей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

П.В. Безобразов Г. Туху от 17 января 1866 г. Константин Тишендорф в одном письме своем известил меня, что он передал вам мою книгу под заглавием «Четыре беседы Фотия», и что вы тот самый Тух, которого я критиковал в своем сочинении под названием «Письмена Кинея Манафы на синайских утесах». Этого сочинения у вас нет. Посему я посылаю его вам вместе с другими произведениями пера моего, посылаю в знак памяти и отменного уважения моего к вам, как ориенталисту, и прошу вас принять их братски и обратить особенное внимание на синайские надписи, помещенные в моем картинном издании Христианского Востока. Об этих надписях сохранились особые заметки в моей путевой тетради, которых я не печатал в своих книгах, и которые не излишне вам знать. Итак, примите их к сведению. Синайские надписи в долине Леджа, у Хорива, я списал, начиная с устья этой долины у развалин монастырька святых апостолов и восходя по ней к верховью ее далее монастыря 40 мучеников (Арбаин). Литограф. лист LXVII 1-я надпись близ монастырька святых апостолов начертана на большом и высоком камне, который одиноко стоит по правую сторону Леджайского русла. 2-я надпись находится весьма близко от первой на малом камне. 3-я надпись на левой стороне Леджайского русла. Тут вторая строка почти изгладилась. Литограф. лист LXVIII 4-я находится близ 3-й надписи, налево от дорожки, ведущей в монастырь Арбаин. Она сохранилась хорошо и списана мною отчетливо. 5-я дальше 4-й на огромном камне, отвалившемся от Хорива, направо от сказанной дорожки, не доходя до первого сада. 6-я дальше 5-й надписи на малом камне. 7-я еще дальше, налево от дорожки, на сером камне. 8-я еще дальше на большом гранитном камне с крестом. Эта надпись велика. Но я списал кое-что. Литограф. лист LXIX 9-я немного дальше, на большом камне. Эта надпись мала. 10-я подле 9-й, налево от нее. Эта надпись велика. Но я скопировал только три слова. 11-я на огромном камне, в расселине которого растет фиговое дерево (γρισκα), и повешена стеклянная лампадка. Тут – одна строка.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

К.С.Аксаков полагает, что призвали " варягов-русских " , или " варягов-Русь " , единоплеменных по общему славянскому происхождению, но составлявших совершенно отдельное племя и по месту жительства, и по образу жизни. Это событие есть исходная точка, и она определяет дальнейшую русскую историю. Анализируя 1-й том " Истории... " С.М.Соловьева, К.С.Аксаков выдвигает предположение, что время написания истории, как " окончательного плода " , еще не наступило, ибо для нее необходима незыблемая основа в виде изысканий, исследований источников и т.д. Основание всей русской истории К.С.Аксаков видел в истинном понимании христианской веры: " вот союз наш " , " дух нашего народа есть христианско-человеческий " . Так как " цель человечества - осуществить нравственный закон на земле " , то этот " внутренний закон " очень важен, ибо поддерживает нравственное достоинство человека. К.С.Аксаков считает, что русскую историю лучше разделять так, как исторически сложилось - по столицам (он насчитывает три периода: киевский, владимирский и московский). Здесь он усматривает нигде не виданную преемственность: каждая эпоха имеет свою столицу, в которой народ исторически сознает себя. Во времена Петра I государство совершает переворот, сопровождаемый насилием; подчиняет себе Землю, начинает гонение на все русское, строит новую столицу. Но это не столько новый период русской истории, сколько эпизод, ибо Москва не перестала и не перестанет быть истинной русской столицей. Но, несмотря на то, что петербургский период называется лишь эпизодом, К.С.Аксаков уделяет ему большое внимание. Прежде всего, он отказывается от прежней трактовки понятия " национальная исключительность " . До Петра I ее в России не было. Именно Петр I, отстаивая исключительно западную национальность, всюду истреблял всякое выражение русской жизни: " Переломлен был весь строй русской жизни, переменена была самая система " . Особенность, историческое дело Петра I, по К.С.Аксакову, именно в том и заключается, что это был переворот, революция. В результате Россия разделилась " на две резкие половины: на преобразованную Петром, или верхние классы, и на Россию, оставшуюся в своем самобытном виде, оставшуюся на корню, или простой народ " . Петр I нарушил добровольный союз Земли и Государства. Народ еще держится, но, если он сам проникнется государственным духом, тогда погибнет и самое дорогое - внутреннее начало свободы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/20/...

Антон отвечает, что деньги для бедных собираются в церкви и что если танцы будут организованы, то они потратятся не ради Бога, а ради увеселения. На предложение князя снабдить крестьян различного рода книгами, Антон отвечает, что крестьяне при случае читают очень хорошие религиозные книги, однако таких книг в деревне слишком мало; если князь купит их, то это принесет, несомненно, большую пользу. Князь крайне заинтересовался тем, как деревенская сходка решит вопрос о выделении рекрута для армии. На сходке предложено послать на службу молодого человека Андрея, сироту, но за него вступается всеми уважаемый крестьянин. Этот крестьянин говорит, что вся община должна выступить против несправедливости и защитить сироту Андрея. У управляющего Антона много сыновей, но все крестьяне любят его и не хотят огорчать. Итак, деревенская сходка находит выход, приемлемый для всех, хотя он и приносит денежные расходы для всех общинников. Принято решение уплатить за «волю рекрута» 800 рублей серебром. Здесь Аксаков старается наглядно показать» что крестьяне обладают религиозно-нравственным мировоззрением благодаря православной вере, что в разрешении социальных вопросов они руководствуются справедливостью и соблюдают интересы всей общины в целом и каждого общинника в отдельности.   В своем критическом очерке, посвященном Аксакову, С. Венгеров писал, что высокие качества, которые Аксаков приписывал русскому народу, могут быть названы «демократическим альтруизмом». Венгеров также писал, что Аксаков был проповедником «мистического демократизма».   К. Аксаков выступал против ограничения самодержавной власти царя, будучи в то же время сторонником духовной свободы индивидуума. Когда в 1855 г. на трон взошел Александр II, Аксаков представил ему через графа Блудова «Записку о внутреннем состоянии России». В «Записке» Аксаков упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, который привел к нравственной деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к достижению свободы революционным путем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010