С. С именем преподобного местное предание связывало 2 каменных креста, стоявших при впадении р. Сяндемки в р. Тулоксу: по рассказам, эти кресты приплыли вслед за преподобным против течения реки со стороны ладожского оз. По преданию, каменные кресты на дороге между Сяндемской и Андрусовской пустынями были поставлены преподобными Адрианом Ондрусовским и А. С., когда они посещали друг друга. Считалось, что ц. во имя свт. Николая в сел. Тулокса построена на том месте, где в свое время А. С. поставил крест и предсказал постройку храма. Местное прославление А. С. предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования к-рым были установлены соответственно в 1974 и 1999 гг. Ист.: Барсов Е. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868/69 г. Отд. III. С. 63-65; АИ. Т. 1. 197. С. 361-363. Лит.: Дамаскин (Кононов), игум. Сяндемская Успенская пустынь: Ист.-стат. заметки. СПб., 1856; Шляков Н. Сяндемская Успенская Олонецкая пустынь//ЦВед. 1889. 51; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 551; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян. М., 1966. С. 328-329; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 9. Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Романенко Иконография. Сохранились в основном изображения А. С. среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упоминается образ преподобного XIX в. «на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 174). Подобное изображение А. С. в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 г. ( Адарюков, Обольянинов. С. 88). На иконе олонецких чудотворцев 2-й пол. XIX в. из ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске А. С. изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая (Опись имущества ц.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Ответы на вопросы Мне был поставлен вопрос, где границы Церкви. Есть две фразы, которые мне хочется вам повторить. Первая — это слово митрополита Платона  о том, что разделения человеческие до неба не доходят, что мы разделены на земле непониманием, греховностью, чем хотите, но эти стены ограничены. Второе — то, что мне один раз высказал отец Георгий Флоровский об одном богослове. Я с ним говорил об одном церковном писателе и его спросил: «Как вы думаете, он еретик или нет?». И отец Георгий со своей обычной едкостью ответил: «Для того чтобы быть еретиком, надо сначала быть христианином!». И это очень важный момент — не по отношению к этому писателю, а в том смысле, что когда мы говорим, что какие-то люди еретики, мы этим же утверждаем, что они принадлежат к той области понятий или опыта, пусть поврежденного, которая является христианством. Потому что ни буддиста, ни мусульманина, ни язычника мы не называем еретиком, мы просто считаем, что они не приобщены той области, в которой действует учение Христа. И это нам очень важно помнить, потому что мы можем осуждать учение — и не отвергать до конца того человека, который в плену этого учения или даже виновен в нем. Мы говорили однажды опять-таки с отцом Георгием Флоровским о ересях древности, и он мне сказал вещь, которая мне запала в душу: что Церковь была права, когда осудила учения тех или других еретиков, но Церковь до сих пор не ответила на их вопрошания. И примером он мне тогда дал учение Ария, которое ставит под вопрос и Божество Христа, и всю тайну нашего спасения. Флоровский говорил о том, что Арий ставил перед собой вопрос о соотношении времени и вечности, пространства и бесконечности, и указал, что в то время эти понятия философски не были разработаны достаточно, чтобы Арий мог понять, в чем дело. И отец Георгий мне тогда процитировал физика, математика Эмиля Бореля, который написал значительнейшую книгу о времени и пространстве, и сказал: если бы Арий знал то, что в начале ХХ века Борель знал о времени и о пространстве, он не сделал бы своей богословской ошибки… И мы справедливо отвергаем учение Ария, так же как мы справедливо отвергаем целый ряд других лжеучений, но мы должны бы с большей зрелостью в них вглядеться и поставить вопрос: откуда могла родиться такая ошибка, такое непонимание? Сказать, что просто от их греховности, что если бы они были немножко посвятей, они не могли бы так говорить о Боге, о Христе и о Божественных предметах, очень легко.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

В 1847-1848 гг. Е. безуспешно принимал экстренные меры по сохранению и обретению мощей св. прав. Боголепа Черноярского , погребенного под Иоанновским приделом Воскресенской ц. Но в нач. 1849 г. та часть берега, где находилась могила св. Боголепа, обрушилась в Волгу. В 1855 г. Е. способствовал почитанию Астраханских святителей Феодосия (Харитонова) (прославлен в 2002), Иосифа (прославлен в 1918) и др., а также сохранению их мощей. В 1850 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, в 1855 г. участвовал в погребении имп. Николая I. 15 апр. 1856 г. Е. возглавил Псковскую и Порховскую кафедру. В Пскове Е. освятил Преображенскую ц. (1859) в здании кадетского корпуса, возобновил иконостас в древней ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (XV в.). В нояб. 1861 г. тяжело заболел, свои денежные сбережения завещал на восстановление псковского кафедрального Троицкого собора. Больного архиерея регулярно посещал архиеп. Рижский Платон (Городецкий) . 9 июля 1862 г. в Троицком соборе вик. С.-Петербургской епархии еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) отслужил панихиду, 10 июля состоялось погребение Е. в усыпальнице Псковских архиереев - крипте Троицкого собора. Свящ. М. Благонравов писал, что Е. «отличался знанием языков древних и новых», его проповеди «по образу и силе речи сходны с проповедями» свт. Филарета (Дроздова), но «доступнее, чем речи» Московского святителя, т. к. «в провинции были далеко не такие слушатели, какие в столице» (Архиереи Астраханской епархии. С. 113, 114). Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й степени большого креста (1837), св. Александра Невского (1851), алмазным крестом для ношения на клобуке (1855). В собрании Псковского музея-заповедника хранятся рукописные сборники его проповедей, а также Библия (1829-1830, 298 л., скоропись) и др. книги, принадлежавшие Е. (см.: Кат. славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника: XIV - нач. ХХ в. Псков, 1991. Ч. 1. С. 137, 148). Известна литография П. Ф. Бореля , напечатанная в мастерской А.

http://pravenc.ru/text/186965.html

Уникальной по иконографической программе является картина 1847 г., посвященная основанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. в 1821-1822 гг. ( Федосеева Е. А. «Беседа митрополита Платона с клиром» - редкая иконография 1-й пол. XIX в. К истории создания//Сб. студенческих науч. работ, 2013/ПСТГУ. М., 2013. С. 62-70; некоторые духовные лица в статье идентифицированы ошибочно). В центре композиции представлен свт. Филарет (Амфитеатров), к-рому во время пребывания его епископом на Калужской кафедре принадлежала идея основания скита (детали изображения соответствуют иконографии его портретов сер. XIX в.). Справа - благотворитель скита калужский купец Д. В. Брюзгин и оптинский схим. Вассиан (Гаврилов). Слева, по правую руку от иерарха - настоятель Оптиной пуст. игум. Даниил (Александров), в руке которого книга «Устав обители», и М. в профиль, с четками и рисованным планом скита на свитке. На картине собраны все лица, непосредственно связанные с историей основания скита, хотя композиция имеет в большей степени не исторический, а духовно-символический характер. На это событие указывают и детали обстановки: вид скита с церковью за окном, пейзаж со скитом в раме на стене (напоминает хромолитографию сер. XIX в., один из экземпляров - ГИМ; см. также: Преподобный Моисей/Св.-Введенская Оптина пуст. [Козельск], 2004. С. 68. (Жития Оптинских старцев)), иконы великих рус. скитоначальников - преподобных Нила Сорского и Елеазара Анзерского. Своеобразием этого произведения является то, что персонажи показаны в том сане и с теми наградами, которые они имели на момент создания композиции (напр., свт. Филарет изображен в сане митрополита, а не епископа, М.- с золотым наперсным крестом). Особенности живописи сближают полотно с работами иеросхим. Гавриила (Спасского). Прп. Моисей Оптинский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Прп. Моисей Оптинский. Литография. 1862 г. Мастерская А. И. Прокофьева (РГБ) Наиболее ранняя из известных литографий - прижизненный групповой портрет оптинских старцев кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., отпечатанный в мастерской П. Ж. Поль-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622). М. представлен вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Макарием (Ивановым). Он сидит в центре, голова покрыта клобуком, правой рукой держит посох, левой перебирает четки. На груди - 3 наперсных креста: золотой, украшенный драгоценными камнями и наградной для духовенства в память Крымской войны 1853-1856 гг. Проницательный взгляд подвижника устремлен на зрителя. Эстамп из собрания Оптиной пуст., вероятно сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 114. Ед. хр. 8), по иконографии, за исключением наперсных крестов, совпадает с живописным портретом 60-70-х гг. XIX в. (ЦАК МДА): М. показан фронтально, в левой руке длинные четки, локтем этой руки опирается на лежащую на столике книгу. На груди старца - те же 3 креста, что и на групповой литографии.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

поиск:   разделы   рассылка Заключение НИИ Теории архитектуры и градостроительства Российской Академии Архитектуры на Международный конкурс архитектурных проектов Русского православного и культурного центра в Париже Перед участниками конкурса была поставлена чрезвычайно трудная и во многом противоречивая задача. Следовало сохранять традиции, характерные для русского православного храма, но церковь не должна быть нарочито несовременной. Принципиальная форма православной церкви не могла быть изменена, но должна была сочетаться с современностью в духе недавних знаковых проектов в Париже (в качестве примеров были выбраны работы Ж. Нувеля – Институт Арабского мира, Музей Примитивных искусств). Жюри должно было фактически признать противоречивость задания, поскольку в число проектов, допущенных ко второму туру, вошли работы, не отвечающие такому заданию. Предложения М.Филиппова и В. Митрофанова, также, как и группы Е Ленок, традиционны, но в их формах нет искомой современности. Проекты Д. Леграна и Ф. Бореля явно карикатурны, что тоже запрещено условиями конкурса. Следует рассмотреть, как решают поставленные задачи остальные участники, допущенные ко второму туру. О. Копылов достаточно формально избегает " нарочитой несовременности " , прорезав ленточным окном завершения апсид и сделав в южном и северном фасадах громадные прямоугольные световые проемы. Эти проемы решительно деформируют традиционно замкнутый характер интерьера: ведь сакральное пространство должно быть изолировано от внешнего мира. Если же предположить, что внешний мир может быть отделен применением витражей, мы получим решение, переключающее внимание с алтаря на боковые свето-цветовые пятна. Заметим, что на плане ошибочно показано, как открываются боковые двери алтаря – вправо или влево, что свидетельствует о полном отсутствии у автора, как и большинства других участников, опыта проектирования храмов. А. Бешю решил проблему " осовременивания " храма тоже чисто формально, но более кардинально: храм накрыт стеклянным футляром. Традиционный храм становится музейным экспонатом, причем таким, который виден практически только при вечерней подсветке, днем же только слегка просвечивает сквозь стекло. Витринность, экспозиционность такого подхода продемонстрирует чуждость объекта современному Парижу. Это явно не может быть приемлемо для православных посетителей Центра.

http://religare.ru/2_84146.html

- – июль 2009. – С.56-57. – (раздел « Люди », рубрика « Монолог »). Монашество в мегаполисе . Духовник Ново-Тихвинского женского монастыря – о городском монашестве. Рассказывает схиигумен Авраам ( Рейдман ), духовник одной из крупнейших российских обителей – Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбургской епархии. Записала Ирина Свистунова . Фото Валентины Свистуновой//Фома. - – июль 2009. – С.58-60. – (раздел « Люди »). Реклама : С.61. КУЛЬТУРА (раздел). – С.62-88. Вечный спор. Западники и славянофилы . Беседа с известным историком и политологом, академиком Юрием Сергеевичем Пивоваровым. Беседовал Виталий Каплан . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Юрий Федорович Самарин (1819-1876). Портрет работы художника В. А. Тропинина; Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). Дагерротип 1840-х годов; Александр Иванович Герцен (1812-1870). Портрет работы художника Н. Н. Ге; Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Литография П. Бореля//Фома. - – июль 2009. – С.62-66,68. – (раздел « Культура »). Имеется биографическая справка « Юрий Сергеевич Пивоваров » (С.63). Реклама : С.67,69. Они пошли и проповедовали покаяние. Полемику о кризисе современной российской культуры, начатую в июньском С.72-77) выпуске «Фомы» Максимом Яковлевым и Александром Ткаченко, продолжает публицист Сергей Худиев . Фото Мадины Астаховой, Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2009. – С.70-71. – (раздел « Культура »). Монолог: Елена Зелинская , вице-президент общероссийской общественной организации «МедиаСоюз». Ни страны, ни погоста /не хочу выбирать… Эссе, посвященное поэту Иосифу Бродскому , его восприятию Венеции и Петербурга, соотнесенному с личным духовным опытом. Фото из архива автора и Аллы Стецун//Фома. - – июль 2009. – С.72-73. – (раздел « Культура », рубрика « Монолог »). На иллюстрации к статье напечатано стихотворение Иосифа Бродского «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…», 1962г. (С.73). Галерея: Все дышит любовью . Фотопоэзия Юрия Кавера. Подборка фотографий мастера и статья, посвященная его творчеству.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Свящ. Александр Берташ Архиеп. Евсевий (Ильинский). Портрет. 2-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Живописный портрет Е. 2-й пол. XIX в. (НКПИКЗ), находившийся в КДА (возможно, написан после избрания Е. почетным членом КДА), представляет архиерея сидящим в кресле, вполоборота вправо, в клобуке с крестом, в серой рясе с зелеными обшлагами, на груди панагия с образом Спасителя и неск. наград, скрещенные ладони лежат на корешке книги. Он не стар, с карими глазами, волосы и борода с проседью. На др. портрете 50-х гг. XIX в. из архиерейского дома в Каменце (не сохр.?) (см.: Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. Вкл.) Е. был изображен сравнительно молодым, с длинными волосами и окладистой темной бородой, в рясе и клобуке, с орденом и звездой св. Анны, орденом св. Владимира 3-й степени, руки сложены на книге, на левой четки. 3-й живописный портрет, очевидно 1883 г. (НКПИКЗ),- фронтальное изображение Е.-старца, в черной рясе и клобуке с крестом, с книгой в правой руке и четками в левой, на груди панагия с образом Спасителя, ордена св. Александра Невского, св. Владимира и 2 звезды. Судя по монохромному колориту и упрощенной манере письма, произведение могло входить в число портретов, предназначенных для Киевской ДС (Е. служил там ректором). Хотя внешний облик изображенного близок к портретам Е., не исключено, что здесь запечатлен архиеп. Евсевий (Орлинский) , в таком случае надпись на обороте («1883 г. П. В. Пр. Евсевий») указывает не дату создания полотна, а год преставления архипастыря. В период служения Е. экзархом Грузии напечатаны литографии с его портретом: работа П. Ф. Бореля в мастерской А. И. Траншеля, нач. 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА), и лист с тоном А. Швана в литографии К. Томсона в Тифлисе, 1866 г. (ГИМ). На 1-м эстампе Е., с длинными густыми прядями волос и окладистой раздвоенной бородой, представлен почти фронтально, по пояс, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память Крымской войны, орденским знаком св. Александра Невского и звездой св. Анны, в правой руке книга, в левой четки. Др. лист показывает иерарха поколенно, в архиерейской мантии и клобуке с крестом, с многочисленными наградами, благословляющей десницей и жезлом с сулоком в левой руке, рисунок вписан в овал. Эстамп с поколенным изображением Е. (с орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени и звездами, правая рука на книге, левая с четками на коленях) помещен в издании: Слова и речи Евсевия, архиеп., экзарха Грузии. СПб., 1870 (экземпляр РГБ - из б-ки Новомихайловского дворца в С.-Петербурге).

http://pravenc.ru/text/187365.html

ошибочно назван схиархимандритом). Прп. Макарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (Оптина пуст.) Прп. Макарий Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (Оптина пуст.) По сведениям жизнеописания, М. позволил сфотографировать себя только в 1858 г. Еще в 1842 г. просившим его о портрете он говорил, «что они получат оный за год до его кончины» (Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария/Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18812. С. 106-107). Эстампы, отпечатанные на основе фотоснимка, быстро распространились среди почитателей старца. На литографии, созданной, очевидно, между 1858 г. и сер. 60-х гг. XIX в. (ГИМ; РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 6), М. изображен вполоборота влево, в полном монашеском облачении, с 2 крестами на груди, правой рукой опирается на посох, левой перебирает четки. Профессионально исполненный рисунок отражает характерные особенности внешности М.: неправильные черты лица, крупный широкий нос, небольшие, слегка асимметрично посаженные глаза, густая окладистая борода с мелкими вьющимися прядями, отдельные волнистые локоны седых волос, ниспадающие по плечам на мантию (репродукции портрета подобной иконографии и изображения М. в очках за чтением книги опубл.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. Вкл.). В литографиях Троице-Сергиевой лавры в 1865 и 1868 гг. отпечатаны ростовой и поколенный тоновые варианты такого же по типу портрета (вплоть до сходства в рисунке складок мантии и прядей волос), четки преподобного спускаются до колен (экземпляры эстампа в РГБ). На групповом литографированном портрете кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., изготовленном в мастерской П. Ж. Поля-Пети по рис. П. Ф. Бореля (опубл. в 1862 на фронтисписе кн.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622), М. показан вместе с преподобными Антонием (Путиловым) и Моисеем (Путиловым). Он сидит справа в рясе и клобуке, немного сдвинутом к затылку, на груди наперсный и наградной кресты, ладонь правой руки лежит на колене, в левой - четки.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Г. вел строгий, аскетический образ жизни, точно исполнял церковный устав. Еще в 1868 г. составил послание к пастве в качестве предсмертного завещания, в нем просил у всех прощения и молитв. После известия о гибели имп. Александра II Николаевича 1 марта 1881 г. состояние здоровья Г. стало ухудшаться. Скончался на 2-й день Пасхи. Похоронен 17 апр. 1881 г. в калужском Троицком соборе, в зап. углу, погребение совершил Тульский архиеп. Никандр (Покровский) . После смерти Г. почитался в Калужской епархии, особенно в Оптиной пуст., где ежегодно 25 янв. (в день памяти свт. Григория Богослова ) по нему служились панихиды. К 2006 г. в Троицком соборе совершаются богослужения, захоронение Г. утеряно. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 71; К. 91. Ед. хр. 41; К. 106. Ед. хр. 10, 11; Ф. 214. Опт. 151-9, 151-10, 151-11; Опт. 361. Л. 56 об.-69 об., 268-274. Соч.: Воззвание [к настоятелям церквей о содействии успехам Миссионерского об-ва]//Калужские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 8. С. 219-220; [Предсмертное послание к пастве]//Там же. 1881. Ч. офиц. 8. С. 81-82; Письма ректора КазДА архим. Григория к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//ПС. 1889. 1. С. 125-133. Лит.: Можаровский А. Ф. История Казанской ДС. Каз., 1868; Торжество празднования 25-летнего управления Калужской епархией//Калужские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 23. С. 427-440; 24. С. 448-462; Там же. 1881. 8. [вып., посв. Г.]; [Некролог]//Моск. вед. 1881. 113; Благовещенский А. История Казанской ДС с 8 низшими уч-щами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881; Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; [Агапит (Беловидов), архим. ] Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). М., 1995. С. 40-51, 106-108. Г. М. Запальский, Е. В. Липаков Иконография Сохранилось неск. изображений Г., напр. поколенный портрет 1860 г. в овале, напечатанный в литографии В. Бахмана в Москве (РНБ),- иерарх представлен сидящим в кресле возле стола, в рясе и черном клобуке, с панагией и крестом в память Крымской войны, орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени на груди и четками в руках, у него узнаваемые черты лица, высокий лоб и окладистая, темная борода; под изображением факсимиле автографа («Гpuropiй Епскпъ Kaлyжckiй»). На эстампе 1861 г. работы П. Ф. Бореля, вышедшем из литографии А. И. Траншеля (ЦАК МДА),- сходный тип изображения Г. с наградами (возможно, обе литографии восходят к неизвестному живописному оригиналу), но в правой руке архиерея - книга (Портреты духовных лиц. СПб., 1861). Его ростовое изображение в архиерейской мантии и клобуке, с теми же орденами, с поднятым вверх указательным пальцем правой руки имеется в росписи 80-90-х гг. XIX в. трапезной Оптиной пуст. в ряду портретов выдающихся иерархов, содействовавших духовному расцвету этой обители (возле свт. Филарета Московского). Портрет Г., как и мн. др. подвижников, находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166670.html

отпускалось из казны: священнику 400 руб. жалованья и 300 руб. на разъезды, каждый причетник получал по 120 руб.» . Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в. Нет ничего удивительного в том, что преосвященный Филарет часто напоминал высшему начальству о необходимости увеличения содержания православному духовенству края и жаловался на недостаток денег. Он непрестанно ходатайствовал перед вышестоящими инстанциями, чтобы в Лифляндию присылали хорошо подготовленных выпускников духовной академии. Его просьбы частично были удовлетворены, священники с академическим образованием появились с начала 1848 г., и к концу года их было уже 9 человек (Карелин, Еленский и др.). Но еще более целесообразным, чем приглашение образованных священников из других епархий, считал епископ Филарет подготовку кандидатов на священнослужительские должности в самом крае. Еще в 1845 г. задумал он учредить в Риге собственное духовное училище для подготовки таких кандидатов. Существовавшее в то время начальное училище при Петропавловской церкви было, очевидно, недостаточным. В 1845 г. владыка выработал проект нового училища, в основу которого положил мысль о «взаимном сближении разноплеменных воспитанников при преподавательском языке русском». 11 февраля 1846 г. император Николай I утвердил проект и повелел открыть в Риге пятиклассное духовное учебное заведение (с двухгодичным курсом в каждом классе) с программой, близкой семинарской (исключающей только такие предметы, как греческий, еврейский языки и некоторые другие). В марте 1846 г. епископ Филарет предпринял первые шаги для организации православного духовного училища в Риге. Генерал-губернатор распорядился подобрать из числа православных мальчиков, имеющих хорошее здоровье, 10 эстонцев и 10 латышей для зачисления в организуемое училище . Поиски здания затянули его открытие до 1 сентября 1847 г. Учащиеся на первых порах совершенно не понимали друг друга . Ректором новооткрытого училища был назначен протоиерей Вл.

http://sedmitza.ru/lib/text/430280/

   001    002    003    004   005     006