Пермского ун-та. Сер.: Рос. и заруб. филология. 2013. Вып. 1(21). С. 100-107; Карпук Д. А. Архиеп. Нил (Исакович) (1799-1874): Геолог, минералог, палеонтолог и богослов. СПб., 2015; Бушуева Е. С. Наследие Нерчинского Свято-Успенского мужского мон-ря: Приходской храм и его настоятели. Иркутск, 2016. С. 126-132; Правосл. духовные писатели Вост. Сибири XVIII - нач. XX в.: Мат-лы к биобиблиогр. словарю/Сост.: С. В. Мельникова и др. Иркутск, 2016. С. 21-34. Т. А. Богданова Иконография Известны живописные, графические и фотографические портреты Н. По воспоминаниям современников, он имел «статную и высокую фигуру… величественную осанку… хмурые брови и грозную речь…» (Из иркутских воспоминаний о преосв. Ниле (Исаковиче)//Ярославские ЕВ. 1880. 15. Ч. неофиц. С. 116). Живописный поясной портрет Н. в молодом возрасте, в бытность его епископом Вятским и Слободским, датируется 30-ми гг. XIX в. (после 1835; см.: Вятские преосвященные. 1909). Портрет хранился в ризнице вятского кафедрального собора (в наст. время - собрание Кировского обл. КМ, НВФ-15559/16). Владыка изображен благословляющим, с жезлом в левой руке; на нем - архиерейская мантия и клобук, на груди -панагия с образом Крещения Господня и орден св. Анны. В 1860 г. изданы 2 портрета Н.: литография П. Ф. Бореля (мастерская А. И. Траншеля, лист из изд.: Портреты духовных лиц. СПб., 1860. Вып. 1; один из экземпляров - в ЦАК МДА) и литография А. Т. Скино (лист из изд.: Слова и речи архиеп. Нила. Ярославль, 1860; внизу - факсимиле автографа). Вероятно, основой для этих близких по типу изображения эстампов послужила фотография. Владыка средних лет представлен сидящим в повороте вправо у стола, в рясе и клобуке с алмазным крестом, в его правой руке - закрытая книга, левая - обвита четками. На литографии Бореля на груди владыки - панагия, ордена св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), бронзовый наперсный крест в память Крымской войны 1853-1856 гг. для духовенства. На литографии Скино Н. изображен с панагией, орденами св. Александра Невского (знак и звезда), св. Владимира 2-й степени (знак и звезда), св. Анны (знак), бронзовым наперсным крестом в память Крымской войны и золотым магистерским знаком. Литография Скино послужила образцом для портрета Н. на эмали 60-х гг. XIX в. (ГМЗРК. Ф-1567). К этому же иконографическому типу принадлежат и 2 живописных портрета Н., созданных худож. С. М. Мартыновым в 1863 г. (ГМЗРК. Ж-317; вариант портрета - ЯИАМЗ. 21614/Ж-909). Н. изображен сидящим в кресле с высокой спинкой у стола вполоборота вправо, левая рука лежит на закрытой книге, в правой - четки. Он облачен в рясу, клобук с алмазным крестом. На груди - панагия и те же награды: ордена св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени, св. Анны (только знак ордена), наградной крест для духовенства в память Крымской войны (1853-1856) и золотой магистерский знак.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Григорий (Митькевич), еп. Калужский. Литография П. Ф. Бореля. 1860 г. (ГИМ) Григорий (Митькевич), еп. Калужский. Литография П. Ф. Бореля. 1860 г. (ГИМ) (Митькевич Николай Васильевич; 14.05.1807, с. Жуковка Черниговского у. и губ.- 13.04.1881, Калуга), архиеп. Калужский и Боровский. Род. в семье священника. В 1821 г. окончил Черниговское ДУ, в 1827 г.- Черниговскую ДС, в 1828-1831 гг. учился в КДА. В июне 1831 г. получил ученую степень магистра богословия. 10 окт. 1831 г. принял монашеский постриг в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре , 25 окт. того же года был рукоположен во диакона, 30 окт.- во иерея, назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры . 11 окт. 1836 г. возведен в сан архимандрита. С 3 окт. 1831 г. бакалавр богословских наук и греч. языка в КДА, помощник библиотекаря. 14 окт. 1833 г. переведен инспектором в Казанскую ДС, занял 2-ю кафедру богословских наук в звании профессора. С 14 авг. по 8 сент. 1835 г. временно исполнял обязанности ректора семинарии. Заботился о качестве преподавания и дисциплине. С 23 июля 1836 г. Г.- инспектор и бакалавр богословских наук в КДА, с 13 февр. 1837 г. экстраординарный профессор богословских наук и управляющий киевским Братским мон-рем, с 16 авг. того же года член цензурного комитета при КДА. 8 янв. 1838 г. назначен ректором и профессором богословских наук в Ярославскую ДС, одновременно исполнял обязанности настоятеля угличского во имя свт. Алексия, митр. Московского, мон-ря . 3 марта того же года определен епархиальным цензором проповедей, инспектировал приходские уч-ща. С 28 февр. 1844 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге. В мае 1844 г. Г. был назначен ректором КазДА, открытой в 1842 г. Проявил себя как хороший администратор, организатор научной и учебной деятельности. Составил первое полное расписание предметов, уделив большое внимание изучению вост. языков, в июне 1847 г. вошел в Комитет по проверке татар. перевода НЗ и др. богослужебных книг при КазДА, руководил богословской стороной его деятельности. В академии было открыто миссионерское отд-ние, стали формироваться научные школы, воспитывались ученые (Н. И. Ильминский , А. А. Бобровников , А. П. Владимирский и др.). Г. участвовал в деятельности Строительного комитета при академии, благодаря ему было возведено большое здание КазДА на Арском поле. Помимо должности ректора он с 20 янв. 1849 г. был благочинным мон-рей Казанской епархии. С 7 янв. по 6 марта 1850 г. занимался делом о беспорядках в Пермском епархиальном управлении. 31 июля того же года был назначен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в Казанском ун-те, гимназиях и Родионовском ин-те благородных девиц.

http://pravenc.ru/text/166670.html

Leipzig, 1869. I B. («Иоанн Кальвин, его церковь и его государство в Женеве»). Вторым томом этого сочинения профессор Виппер не мог воспользоваться: он был издан в Лейпциге Вальтером Гётцем уже после смерти Кампшульте, в 1900 г., тридцать лет спустя после издания первого тома. В этом втором томе подробно раскрываются взаимные отношения партий в Женеве и по содержанию он совпадает с книгой Виппера. Кампшульте мастерски освещает запутанные отношения, столкновения и борьбу между партиями в Женеве; он оставляет в тени непоколебимую и горячую религиозную веру, которая сообщала Кальвину непреклонную энергию в деле водворения в Женеве теократии и строгого нравственного уклада жизни. Кампшульте – историк, а не богослов. Тоже можно сказать и о книге профессора Виппера: богословско-религиозного содержания в ней меньше, чем сколько можно было ожидать от книги, посвящённой исследованию кальвинизма в Женеве. Кроме этих, главнейших и лучших по истории Женевы и женевского кальвинизма, книг профессор Виппер часто ссылается на сочинения Генриха Фази, Иакова Фази, Розе, Галиффа – отца, Галиффа – сына, а при рассмотрении многих частных примеров – на сочинения Бонивара, Бореля, Лефрана, Безы, Корнелия, Мале, Селерье и друг. За исключение сочинения Кампшульте и нескольких журнальных немецкий статей, все прочие многочисленные сочинения, на которые есть ссылки в книге г. Виппера, написаны на французском языке. Иначе и быть не могло; —594— о Женеве, о Кальвине, проведшем почти всю жизнь в Женеве, и о кальвинизме, зародившемся и распространившемся в XVI веке в Женеве, писали преимущественно сами же женевцы, а они говорят и пишут на французском языке. Кстати, следует упомянуть, что после выхода в свете книги профессора Виппера иностранная литература обогатилась многими сочинениями о Кальвине и о женевском кальвинизме, из которых иные очень ценны. Так, в 1897 г. В одном из немецких журналов появилась статья Ланга под заглавием: Die Bekenrung Iohannes Calvin («Обращение Иоанна Кальвина»), в которой решается вопрос о том, когда именно в Кальвине произошло отпадение от католичества и обращение в протестантство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Местное прославление Афанасия Сяндемского предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования которым были установлены соответственно в 1974 и 1999 годах. Иконография Сохранились в основном изображения Афанасия Сяндемского среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 года упоминается образ преподобного XIX века " на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох " . Подобное изображение Афанасия Сяндемского в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 года . На иконе олонецких чудотворцев второй половины XIX века из церкви вмц. Екатерины в Петрозаводске Афанасий Сяндемский изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая . Образ преподобного представлен на иконах " Собор святых, в земле Карельской просиявших " 1876 года из Валаамского монастыря , кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских в г. Куопио. На иконе кон. XX в. из собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске святой представлен в зеленой мантии, с поднятыми в молении руками. Литература Использованные материалы   Дамаскин. С. 21-22   РГБ. Унд. 1253. Л. 183об.-186   НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 174   Адарюков, Обольянинов. С. 88   Опись имущества ц. вмц. Екатерины. 1988 г. 174   Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия Редакция текста от: 15.07.2019 21:44:39 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4929.html

Ильинский. Никольский Адриано-Андрусовский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1546. Адрес: Россия, Республика Карелия, Олонецкий район, п. Ильинский Координаты: 60.993669, 32.596768 Проезд:Олонецкий район, в Еройла перед мостом(со стороны Олонца)повернуть налево, далее до Ильинской, поворот налево, по грунтовой дороге 12 км. Изменить описание Добавить фотографии Андрусово-Николаевская пустынь. Лит. П. Бореля по рис. с натуры Марии Р. из книги игумена Дамаскина (Андрусово-Николаевская пустынь: Историческо-статистический очерк/Сост. усердием настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина/Изд. в пользу пустыни. СПб.: 1856г Дмитрий Волохов 1 января 1850 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Андрусова пустынь была основана прмч. Адрианом Андрусовским в первой половине XVI века на каменистом полуострове восточной части Ладожского озера. Никаких древних письменных жизнеописаний прмч. Адриана не сохранилось. Устные предания, передаваемые верующими от поколения к поколению, были записаны только в XIX веке и помещены в Олонецкий патерик, из которого нам и известны обстоятельства основания пустыни. При жизни прмч. Адриана в ней появились две церкви - Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Монашеская община состояла из самого игумена и 15 братьев. В монастырской ризнице бережно хранились списки с древних грамот, по которым игумену с братьями в разные времена жаловались всякие угодья и льготы. Василий III повелел каждые два года «безволокитно» выдавать братии из казны милостыню и запретил брать пошлины с монастырских ловцов и тоней. В 1546 году Иван IV Грозный подтвердил эти привилегии, только вместо прежней милостыни предписал отпускать из Новгорода игумену и братьям «с году на год» ругу - рожью, овсом, солью и деньгами, а также на расходы по церкви выдавать мед на кутьи, воск на свечи и пшеницу на просфоры. К тому же он добавил от себя рыбные тони на Ладоге, которые и в XIX веке принадлежали пустыни под своими старинными названиями. Унаследовавший царский трон Федор Иванович, особый почитатель христианских древностей, часто посещавший монастыри, переписал на свое имя отцовскую грамоту. Василий Шуйский, поспешно избранный на трон после расправы над Лжедмитрием, хоть и правил недолго и был занят делами военными, выполнил просьбу бывшего тогда строителем Андрусовой пустыни Павла и оставил за монастырем все его прежние угодья и льготы. Первый царь новой династии Романовых Федор Михайлович также подписал прежде данные грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=30231

XIX в. (НКПИКЗ). Фигура благословляющего И. в мантии и клобуке, с панагией и орденской звездой на груди закомпонована в овал; сулок на жезле декорирован цветочным орнаментом. Для конгрегационного зала КДА в 60-х гг. XIX в. был написан портрет И. (НКПИКЗ; см.: Для посетителей портретной залы КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 34. 116; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 295), сидящего за столом вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке, с наградами, в руках - книга и четки. Близкий по иконографии поясной портрет митрополита в овале хранится в Нововалаамском мон-ре в Финляндии (после 1883, предположительно из древлехранилища Валаамского мон-ря; см.: АФВМ. Bd: 13. 51; Bd: 15. Л. 47. 97; см.: Зеленина. 2009. С. 32). И. изображен с 2 панагиями, крестом, орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, рук не видно, борода седая. На портрете посл. трети XIX в. из митрополичьих покоев Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) И. одет в лиловую рясу и клобук, на груди - панагия и 3 орденские звезды (справа), на кисти левой руки - четки, правая лежит на столе. В 1912 г. для лаврских покоев митрополита худож. П. Клименко написал еще один портрет И. в свободной живописной манере (НКПИКЗ). В Валаамском монастыре хранилась картина худож. П. И. Балашова 1863 г. с изображением молебна, совершенного И. в обители 6 авг. 1862 г. «по случаю водружения новых крестов на соборном монастырском храме» (упом. в описях 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/4. Л. 238. 67; Bd: 15. Л. 48. 123; пожертвована А. П. Никитиной в 1875). Совр. изображение И. с наградами на груди (90-е гг. XX в.; см.: Фирсов С. Старейший митрополит//Вода живая: С.-Петербургский церк. вестн. 2007. 9(92). С. 8-9) имеется в составе комплекса портретов С.-Петербургских митрополитов в портретном зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2006. С. 235). Известны несколько портретов И. на эстампах, они повторяют иконографические варианты живописных портретов. Погрудное гравированное изображение И. (70-е гг. XIX в., ЦАК МДА) вполоборота вправо, в мантии и клобуке заключено в овал и обрамлено коричневой рамкой с цветочным орнаментом; внизу факсимиле автографа: «Исидоръ Митрополитъ» (очевидно, именно эта гравюра на стали указана в кн.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1001). Литография П. Ф. Бореля отпечатана в мастерской А. И. Траншеля (1860, ГИМ, ЦАК МДА; см.: Духовные светочи России. С. 174. Кат. 154) в год назначения И. в С.-Петербургскую епархию: поколенное изображение благословляющего архиерея в мантии и клобуке, жезл высокий, с темным сулоком. К этому же типу относится портрет И. 1862 г., изготовленный в литографии А. В. Морозова в Москве (РГБ).

http://pravenc.ru/text/674896.html

При составлении же первых одиннадцати глав, т. е., более трех четвертей книги, главным пособием ему служила «История» Роже, очень облегчившая его труд. Много пользовался он также сочинением Кампшульте, тоже неоконченным: «Iohann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf». Leipzig, 1869. I В. («Иоанн Кальвин, его церковь и его государство в Женеве»). Вторым томом этого сочинения профессор Виппер не мог воспользоваться: он был издан в Лейпциге Вальтером Гётцем уже после смерти Кампшульте, в 1900 г., тридцать лет спустя после издания первого тома. В этом втором томе подробно раскрываются взаимные отношения партий в Женеве, и по содержанию он совпадает с книгой господина Виппера. Кампшульте мастерски освещает запутанные отношения, столкновения и борьбу между партиями в Женеве; но оставляет в тени непоколебимую и горячую религиозную веру, которая сообщала Кальвину непреклонную энергию в деле водворения в Женеве теократии н строгого нравственного уклада жизни. Камшульте – историк, а не богослов. То же можно сказать и о книге профессора Виппера: богословско-религиозного содержания в ней меньше чем, сколько можно было ожидать от книги, посвященной исследованию кальвинизма в Женеве. Кроме этих, главнейших и лучших по истории Женевы и женевского кальвинизма, книг профессор Виппер часто ссылается еще на сочинения Генриха Фази, Иакова Фази, Розе, Галиффа-отца, Галиффа–сына, а при рассмотрении многих частных предметов – на сочинения Бонивара, Бореля, Лефрана, Безы, Корчелия, Мале, Селерье и др. За исключением сочинения Кампшульте и нескольких журнальных немецких статей, все прочие многочисленные сочинения, на которые есть ссылки в книге г. Виппера, написаны на французском языке. Иначе и быть не могло: o Женеве, о Кальвине, проведшем почти всю жизнь в Женеве, и о кальвинизме, зародившемся и распространившемся в 16-м веке в Женеве, писали преимущественно сами же женевцы, а они говорят и пишут на французском языке. Кстати следует упомянуть, что после выхода в свет книги профессора Виппера иностранная литература обогатилась многими сочинениями о Кальвине и о женевском кальвинизме, из которых иные очень ценны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Начало епископского служения Филарета Прибыв в Ригу с инструкцией быть осторожным и осмотрительным в отношениях с местными властями, преосвященный Филарет первые три года провел в уединении и занимался лишь делами своей епархии и учеными трудами. В инструкции Святейшего Синода прямо указывалось, что «единомыслие и согласное действование» с местными властями «должно быть охраняемо с крайним тщанием». Утвердив же себя в глазах правительства, можно было действовать и смелее. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский. Литография П. Бореля. 2-я пол. XIX в. Преосвященный Филарет нашел дело православия в Риге почти погибшим, из обращенных епископом Иринархом более половины отпало от православия. Епископ Филарет писал обер-прокурору графу Протасову о положении в крае: «Надобно сожалеть, что помещики сильно обеспокоены желанием крестьян присоединиться к святому православию. Тревоги пасторов естественны, хотя некоторые из них доходят до исступленных выходок против православия. В искренних разговорах в Риге помещики сознавались, что собственно не ослабление лютеранства занимает их, но они боятся только того, что а) при православных священниках они не будут иметь той безотчетной власти над крестьянами, какую имели при лютеранских пасторах, и б) что им вообще хочется удержать в Лифляндии дела в отдельном виде от России и не допускать в нее ничего русского» . Протоиерей Александр Горский. Фотография. 2-я пол. XIX в. Но преосвященный Филарет не мог удовлетвориться лишь заботой о сбережении того немногого, что осталось от сделанного его предшественником. Тем более, как писал он своему другу протоиерею Горскому, «грешно было бы жаловаться на недостаток любви здешней паствы к пастырю. Нет, паства обрадовалась, обрадовалась тем более, что несчастные обстоятельства, взволнованные немцами, заставили думать о невозможности быть здесь пастырю» . Зная хорошо историю, понимая, насколько несправедливы и противны политическим интересам отечества притязания баронов, епископ Филарет намеревался возродить православие, прочно оградить его от козней врагов и сделать все возможное для утверждения духовного единства с Россией. Для выполнения этой задачи он разработал специальную программу:

http://sedmitza.ru/lib/text/430241/

Ф. 214. Ед. хр. 366. Л. 51-51 об.). Наряду с изображениями др. подвижников портрет Л. висел в келье его ученика прп. Макария Оптинского ( Агапит (Беловидов). 1997. С. 70). Сохранились неск. живописных и литографированных изображений Л., которые являются вариантами одного извода с различной психологической характеристикой портретируемого. К наиболее ранним относится эстамп (не позднее 1846), изготовленный в литографской мастерской М. А. Тюлева по рис. П. Ф. Бореля, к-рый был опубликован в 1847 г., спустя 6 лет после кончины старца, в кн. «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847). Л. изображен по пояс, вполоборота влево, в монашеской мантии и схиме, на голове - клобук, на груди - наградной крест в память Отечественной войны 1812 г., правая рука скрыта под мантией, в левой - книга. Л. представлен в возрасте 45-50 лет; черты лица правильные, длинные густые волосы распущены по плечам, у него небольшая вьющаяся борода, взгляд устремлен вдаль. Рисунок исполнен с высоким профессионализмом и отражает характерные черты облика Л. Репродукция портрета подобной иконографии опубликована в кн. «Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария» ( Агапит (Беловидов). 1997. С. 7. Вкл.). В более зрелом возрасте Л. представлен на портрете (без подписи художника), к-рый был создан в 40-х гг. XIX в. иером. Гавриилом (Спасским) (РГБ. Опт. Ф. 213. К. 112. Ед. хр. 21), поступившим в Оптину пуст. за полгода до кончины Л. Вероятно, портрет создавался по натурным наблюдениям художника. Он выполнен в спокойных серо-голубых тонах, изображение поясное, фронтальное, с небольшим поворотом фигуры влево, Л. в правой руке держит посох, в левой - книгу. Особое внимание автор уделил проработке лика: черты некрупные, брови сдвинуты к переносице, борода небольшая, средней длины, раздвоенная книзу, седые волнистые волосы распущены по плечам. Во взгляде преподобного мастеру удалось одновременно запечатлеть духовную мудрость и скорбь от перенесенных страданий. К этому портрету очень близок по стилистике большой живописный портрет Л. (без подписи художника, 70-е гг. XIX - 1-я треть XX в.), к-рый был передан в Оптину пуст. из ТСЛ в 90-х гг. XX в. Художник использовал др. цветовое решение. Образ написан теплыми коричнево-охристыми красками. Более тщательно прорисовано облачение: складки мантии, наградной крест на ленте ордена св. Владимира и Голгофские кресты на схиме; дана иная психологическая трактовка: взгляд подвижника строгий и проницательный.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Супруга св. князя Мария умерла. – Он отправился в орду, где принят был с прежнею благосклонностью. Для брака его с дочерью хана оставалось одно препятствие – вера ее. Ханша не прочь была от того, чтобы дочь ее была христианкою. Хан принял на себя предложить дело на разрешение патриарха. Сарайский епископ Феогност отправился послом от Менгу-Темира в Константинополь. Патриарх разрешил брак князя Феодора с дочерью хана с тем, чтобы она приняла христианство ; 161 в то время дочь императора Евфросиния уже была в супружестве за Ногаем, ханом ногайской орды. 162 Дочь Менгу-Темира наречена в крещении Анною и вступила в христианский брак с кн. Феодором. Хан назначил зятю и дочери на содержание несколько городов; по дозволению хана благочестивый князь построил не один храм в улусах орды. Это было великим благодеянием для тысячи христиан, то состоявших в свите князей русских при хане, то обращенных в невольных слуг мурзами. – Блаж. князь не изменялся в счастье: по-прежнему любил он Господа своего более всего и старался о славе имени Его. 163 Между тем мечты властолюбивой Ксении рассеялись: кн. Михаил умер. Благов. князь Феодор отправился в Ярославль с супругою и с двумя сыновьями Давидом и Константином, родившимися в орде. Жители Ярославля и теперь не хотели было принять его: но кн. Феодор со смоленским войском принудил их к покорности, а виновники возмущения, согласно с волею хана, были наказаны. Грамота 1284 г. к рижскому епископу о торговых сношениях Смоленска с Ригою, писанная от имени кн. Феодора Ростиславича смоленского, показывает, что кн. Феодор в тоже время усердно заботился и о счастье своих подданных в смоленском княжестве, оставаясь там главным властителем. 164 Письмо к нему рижского архиепископа, писанное около того же времени, говорит, что благов. князь строго вступался за обиды подданных его, ведших торговые дела с немцами. 165 Это однако не мешало ему решить тогда же: «судил есмь Бореля с Армановичем про колокол немецкий. Борель прав, а Арманович виноват. – Выдал есмь Армановича и с двором немцем за колокол». 166 Решение образцовое по беспристрастью! Но едва ли не оно подало повод к тому, что в 1285 г. брянский князь Роман восстал против Феодора и Смоленска: Роману жаловались на обиду витебцев рижанами, которая по суду кн. Феодора оказалась недоказанною. И Роман мечтал быть лучшим судьёй–князем в Смоленске. Но Смоленск не дался ему: город был хорошо укреплен. 167

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006