Не соглашаться с таким чтением этого стиха нет никаких оснований уже в силу одной авторитетности разделяющих его кодексов и переводов; напротив, такое именно чтение должно быть принято за несомненное ввиду других параллелей. В Рим. 16также на первом месте стоит Прискилла, а на втором Акила (σπσασθαι Πρσκαν κα κλας); точно такой же по- —30— рядок этих имен удержан и в 2Тим. 4:19 : σπασαι Πρσκαν κα κλαν. И во всех этих трех местах совершенно нет никаких грамматических нужд к такому именно порядку расположения имен. Таким образом, если исключить Деян.18и 1Кор.16:1 , где имя Акилы стоит ранее Прискиллы решительно во всех кодексах, переводах и изданиях, то окажется, что во всех остальных четырех случаях, где встречаются в Новом Завете эти два имени вместе 493 , обыкновенно Прискилла стоит ранее Акилы. Следовательно, такая расстановка этих имен в Деян.18является не намеренно исключительной, а обычной по отношению к этим именам со стороны и св. Дееписателя и самого Апостола Павла. Причину такого предпочтения жены пред мужем вопреки литературным обычаям древности нужно полагать скорее всего в личных качествах этой христианки, которая, возможно, превосходила своего мужа и христианской образованностью, и степенью благовестнической ревности по распространению св. веры 494 . – Таким образом самый текст ясно свидетельствует, что сообщение об остри- —31— жении волос относится к Апостолу Павлу. – Но и, кроме этого, есть еще основания, по которым нельзя относить этого сообщения к Акиле. Если бы Акила принял на себя обет назорейства 495 , то в силу вполне определенного и строгого постановления Моисеева законодательства он непременно должен был бы отправиться в Иерусалим и там, в храме, принести положенные жертвы, остричь свои назорейские волосы и сжечь их на огне под мирной жертвой 496 . Между тем АкилаПрискиллой), как известно, из Кенхрей отправился вместе с св. Павлом в Ефес, где и оставался в течение всего времени пребывания Апостола в Иерусалиме. – Наконец, допустив, что обет действительно был принят Акилой, а не Апостолом Павлом, приходится недоумевать: почему св. Дееписатель, обычно краткий в своем рассказе, считает нужным особо остановиться на обете Акилы, каковой факт совершенно не может иметь никакого значения по отношению к главной цели рассказа св. Дееписателя: говорить о распространении церкви Божией? Между тем сообщение об обете Апостола Павла имеет большую важность для уяснения ближайшего будущего в жизни этого Апостола 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Но вот, наконец, Апостол в Ефесе. Дом Акилы мог быть ему известен по первому посещению. Он, усталый от продолжительного пути, со своими спутниками спешит к своим сотрудникам, горя желанием скорее узнать об их трудах в Ефесе, где он намеревался теперь предпринять широкую и продолжительную благовестническую деятельность. Вот он уже и в дорогом ему обществе Акилы и Прискиллы. На первых порах свидания, конечно, следуют расспросы и рассказы об успехах проповеди. Акила и Прискилла благоговейно выслушивают вдохновенное повествование св. Апостола и запоминают каждое его слово. Св. Апостол со своей стороны расспрашивает о происшедшем в Ефесе. Сообщение об Аполлосе, обещавшего собой хорошего проповедника, должно было порадовать св. Павла. Увеличение братий и объединение их в общину было лучшим свидетельством успешной деятельности Акилы и Прискиллы. Теперь, конечно, сам св. Апостол должен был стать во главе общины и взять на себя ближайшее руководство его. Братья, как и те, которые сами видели св. Апостола, так и те, которые только слышали о нем от Акилы и Прискиллы, несомненно, горели к нему постоянно сильнейшей любовью и, узнав о его прибытии, поспешили повидаться с ним. В самом скором времени по прибытии Апостола в Ефес, во всяком случае ранее, чем он явился в са- —358— мом городе и выступил со своей проповедью в иудейской синагоге, он вошел в общение с некоторыми людьми, имевшими доступ к Акиле и Прискилле, которых он ранее еще не видал. Свидание и знакомство св. Апостола с этими лицами св. Дееписатель описывает, как самый первый эпизод из деятельности св. Павла в Ефесе 3259 . – Личности этих, встреченных св. Павлом, на первых же порах своей деятельности в Ефесе, людей с некоторых сторон не особенно ясно и определенно очерчены в книге Деяний. Впрочем, при внимательном изучении рассказа об этом свидании, эта неясность получает себе достаточное освещение от взаимного сопоставления различных подробностей рассказа. Представленные св. Апостолу двенадцать мужей были никто иные, как ученики Иоанна Крестителя, еще не знавшие об Иисусе Христе, что Он-то именно и есть проповеданный Иоанном Мессия, и, конечно, еще не получившие христианского крещения 3260 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поздние мученические акты Акилы и Прискиллы относятся к VII в.; существует также греческое «Страдание мученицы Прискиллы», составленное не ранее VIII в. Краткое житие святых было переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси Житие получило известность с конца XIV в. Мощи мучеников находятся в Риме в храме мученицы Приски. Иногда при чтении Жития святых супругов возникает невольный вопрос: почему в четырех случаях из шести, когда имена Акилы и Прискиллы упоминаются в Новом Завете, имя Прискиллы стоит первым? Существует предположение, что Прискилла была знатной римской аристократкой, принявшей христианскую веру. До нашего времени в Риме на Авентинском холме красуется храм святой Приски, где хранятся мощи супругов-мучеников. Есть также и памятное кладбище Прискиллы – место погребения членов знатной древнеримской семьи Акилиев. Там похоронен Акилиус Глабрио, римский консул и затем христианский мученик. Возможно, Прискилла была госпожой из рода Акилиев, так как большинство женских представителей этого семейства носили имя Приска. Может быть, на одном из христианских собраний уверовавшая аристократка и встретила скромного иудейского ремесленника, они полюбили друг друга и понесли иго странствующих миссионеров... Конечно, данные предположения всего лишь догадки, версии. Но, как бы ни складывались перипетии судьбы этой супружеской пары, самое главное известно достоверно: Акила и Прискилла не искали своего, не стремились к личному благополучию, а жили для других, для славы Божией. Не случайно ведь Апостол говорит, что они «голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников...» ( Рим.16,4 ). Можно лишь добавить в заключение, что на примере жизни этих святых мы видим, как в первые годы Христианства в домах верующих рождалась сама реальность Церкви. Ведь верующие – вплоть до III в. – не имели своих мест для отправления культа: таковыми были сначала иудейские синагоги, до тех пор, пока изначальный симбиоз Ветхого и Нового Заветов не был разорван, и Церковь Народов была вынуждена придать себе новую идентичность, неизменно укорененную в Ветхом Завете. Затем, после этого «разрыва», христиане собирались в домах, которые и стали, таким образом, Церковью. И наконец, в III в., появляются самые настоящие храмы христианского культа. Но здесь, в первой половине I в. и во II в., именно дома христиан были самой настоящей Церковью, они вместе читали Священное Писание и совершали Евхаристию. Так происходило, к примеру, в Коринфе, где Павел упоминает о некоем «Гаийе, странноприимце моем и всей церкви» ( Рим. 16,23 ), или в Лаодикии, где община собиралась в доме некоей Нимфаны (ср. Кол. 4,15 ), или в Колоссах, где собрания проходили в доме некоего Архиппа (ср. Флм. 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Смотрите же здесь, как он приветствиями и вообще от Асийских Церквей, и в частности от домашней Церкви Акилы соединяет всех союзом любви. Заметьте притом и добродетель сих святых супругов, то есть Акилы и Прискиллы, кои соделали дом свой Церковию, где верные собираясь, молились и совершали Божественные тайны. Таковую Церковь имел не только Акила, но и Нимфан из Лаодикии и Филимон в Колоссаях: Филимонов же дом таковой существовал и в пятом веке по Рождестве Христове ( Кол.4:5 ?; Флп.1:2 ) (Феодорит. в предислов. посл. к Филипп.). 1Кор.16:20 . Целуют вы братия вся: целуйте друг друга лобзанием святым. Апостол, сказав сперва целуют вы Церкви Асийские и домашняя Церковь Акилы, а потом, и вся братия, показал чрез сие, что все верующие во Христа имели братнюю любовь и единство между собою: он завещевает и Коринфянам делать таковое друг друга целование. Поелику же иногда бывают лобзания лицемерные и злоковарные, как например лобзание Иудино: иногда гнусные и мерзкие, как то людей любострастных: лобзание же святое есть нелицемерно и происходит от чистейшей любви: то он и завещевает им целовать друг друга не просто лобзанием, но лобзанием святым. К сему присовокупляет и собственное целование, говоря: 1Кор.16:21 . Целование моею рукою Павлею. Павел только сказывал, а писал все послание другой: сии же слова: «целование моею рукою Павлею», он сам написал своею рукою: поелику же целования и лобзания, о которых он говорит, не другое что означают, как взаимную, чистую Евангельскую любовь: а сия есть дщерь любви ко Христу, «ибо всяк любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него» ( 1Ин.5:1 ): почему прилагает следующее: 1Кор.16:22 . Аще кто не любит Господа (нашего) Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа. Слово проклят или анафема, значит совершенное отлучение: о словах же, маран афа, некоторые говорят, что они суть слова не Еврейские, но Сирские (Феодорит на он. место): многие же утверждают, что они Еврейские: а другие говорят, что они взяты с Еврейского и Сирского языка, потому что сии два диалекта имеют сходство между собою: значат же по мнению некоторых: «Господь прииде», а по мнению других: «когда Господь приидет» (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Это недоумение просто разрешается, т. к. Акила не образовывал никакой церкви в Риме, и поэтому ему не надо было времени для этого. Если он проживал в самом Риме до своего изгнания и если он обратно вернулся в Рим, то он, вероятно, поселился в том же помещении, которое он раньше занимал. Возможно, что христиане собирались на Евхаристическое собрание в его доме до его изгнания из Рима и, может быть, продолжали в нем собираться и после того, как он покинул Рим. В том и ином случае, вернувшись в Рим, он вновь стал гостеприимцем Римской церкви. Если же Акила, вернувшись в Рим, поселился в другом помещении (он мог ликвидировать свое помещение перед отъездом из Рима), то вряд ли могло потребоваться много времени, чтобы приготовить свой дом для христианских собраний. Если же мы допустим, что у Акилы в Риме была отдельная (домашняя) церковь , то мы принуждены будем признать, что и в Ефесе у него также была отдельная церковь . При таком предположении Акила и Прискилла выступали бы как носители принципа сепаратизма: где бы они ни проживали, чуть ли не первым их делом было образование своей частной церкви. Как ни близки были отношения ап. Павла к Акиле, весьма сомнительно, чтобы он мог одобрить такую линию поведения, направленную к разъединению христиан. Напротив, Акила и Прискилла выступают перед нами как принявшие на себя как бы особое служение предоставлять свой дом для церковных собраний и быть гостеприимцами собрания. Об этом, по-видимому, упоминал сам Павел, говоря, что им должны быть благодарны церкви из язычников. Трудность, о которой мы упомянули выше, заключается в другом. В послании, которое Павел адресует в Рим, он передает приветствие Акиле и Прискилле и сейчас же добавляет «церкви, собирающейся в их доме». Последнее приветствие как будто показывает, что « церковь , собирающаяся в доме Акилы и Прискиллы», и римские христиане не одно и то же или не совсем одно и то же. В самом деле, зачем было бы ап. Павлу, передавая приветствие Акиле и Прискилле, что вполне понятно на фоне других приветствий, передавать приветствие и всей римской церкви, которой адресовано само послание: «Павел, раб Иисуса Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Посмотрите на трогательный пример христианских супругов Акилы и Прискиллы ( Деян.18:2 ). Апостол Павел некоторое время живёт в городе Коринфе в их доме. И муж, и жена делаются сотрудниками апостола, устраивают в своём доме церковь . Видно, Апостол Христов крепко привязался к обоим, потому что вспоминает оних в далёких путешествиях, полных трудов и опасностей. То он передаёт от имени Акилы и Прискиллы привет иногородным Церквам ( 1Кор.16:19 ), то узникам, приветствуя их из места далёкого заключения ( 2Тим.4:19 ), или ещё называет сотрудниками во Иисусе Христе ( Рим.16:3 ). Значение женщин видно из устройства ими «домашних церквей». Упоминание о таких «домашних Церквах» встречаем довольно часто в апостольских письмах-посланиях; сердечные же приветы женщинам ясно доказывают, сколь много эти последние потрудились для распространения и поддержания веры. Чем именно? Своим домом, в котором собирались верующие, своим имуществом, своими заботами об общине, о бедных, об учителях церковных, своею верою. Вот, любимый ученик Господень Иоанн пишет нарочитое письмо какой-то «избранной госпоже» и детям её, которых он, по его словам, «и любил поистине». И, преподав наставление, он передаёт ей привет от детей сестры её, называя и сестру также «избранной», т. е. «христианской» ( 2Ин.1:5, 13 ). Вот, Апостол Павел представляет Римской Церкви некую Фиву, называя её «сестрою», «диакониссою», и просит принять её и помочь ей, в чём нужно, «ибо и она была помощницею многим и мне самому», пишет он ( Рим.16:1, 2 ). В других местах он упоминает Мариамь, много «потрудившуюся» для него ( Рим.16:6 ). Видим мы Юнию, вместе с Андроником и апостолом бывшую узницею и прославившуюся среди апостолов ( Рим.18:7 ), Персиду «возлюбленную», говорит апостол, «которая много потрудилась о Господе», Трифенуи Трифосу, много потрудившихся для Господа ( Рим.16:12 ). Иногда даже упоминается о Церкви, устроенной одною только женщиною вне её дома. Такова церковь в доме Нимфы ( Кол.4:15 ). В других случаях Павел приветствует «целованием святым» целое семейство – Руфа и матерь его ( Рим.16:3 ), Филолога и Юлию, Нифея и сестру его ( Рим.19:3 ) и других, вспоминает целые дома – дом Стефанов ( 1Кор.1:16 ), дом Онисаифоров ( 2Тим.1:16 ) и др. А в других древних писаниях значение женщины в церковном строительстве делается ещё более очевидным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Этот перевод нетождественен с переводом «домашняя церковь » 177 . Тогда как последний перевод, будучи некоторого рода толкованием, ясно указывает, что речь идет о церкви, составленной из насельников одного дома, первый перевод свидетельствует только о том, что в доме какого-либо лица, например Акилы и Прискиллы, собирались христиане для совершения Евхаристии. Если мы отбросим всякого рода априорные предпосылки, то мы должны признать, что само по себе выражение κατ’ οκον κκλησα оставляет открытым вопрос, идет ли речь действительно о «домашней церкви», составленной из насельников одного дома, или о местной церкви, члены которой собирались в доме Акилы и Прискиллы. Поэтому оно не может быть приведено в качестве решающего аргумента в пользу существования нескольких Евхаристических собраний в пределах одной местной церкви. Если бы мы знали, что в пределах одного города имелось не одно Евхаристическое собрание, а несколько, то на этом основании мы бы могли утверждать, что κατ’ οκον κκλησα означает «домашнюю церковь ». Этого мы как раз не знаем. Поэтому мы должны попытаться найти у Павла иные указания, в свете которых мы бы могли дать ответ на поставленный нами вопрос о значении κατ’ οκον κκλησα. «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви ( σπζεται μδς Γαος ξνος μου κα δλης τς κκλησας)» ( Рим. 16:23 ). Гаий был гостеприимцем ап. Павла 178 , т. е. во время второго пребывания в Коринфе ап. Павел проживал в доме Гаия, которого он крестил ( 1Кор. 1: 14 ). В каком смысле ап. Павел называл Гаия гостеприимцем δλης τς κκλησας? Было бы странно думать, что ап. Павел хотел назвать Гаия не только своим гостеприимцем, но и гостеприимцем других членов церкви. Вполне понятно, почему ап. Павел пользовался гостеприимством Гаия, но почему могли пользоваться его гостеприимством другие христиане, проживающие постоянно в Коринфе? Если бы ап. Павел имел в виду сказать, что гостеприимством Гаия пользовались не только он, но все или почти все христиане, временно проживающие в Коринфе, то выражение «вся церковь » было бы непонятным преувеличением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Туда же в то время для него может быть пришли и настоятели Церквей Галатийской, Ликаонийской, Фригийской или и других Асийских Церквей: почему как бы от лица их приветствует Коринфян. Акилу же и жену его Прискиллу нашел он в Коринфе тогда, как в первый раз туда приходил (Деян.18:1). «И зане единохудожником быти им», говорит Святый Лука, «пребысть у них, и деляше: бяху бо скинотворцы хитростию» (Деян.18:3). И так они, видно, переселись из Корнифа во Ефес, где был тогда Павел: почему он и от их лица приветствует Коринфян. Смотрите же здесь, как он приветствиями и вообще от Асийских Церквей, и в частности от домашней Церкви Акилы соединяет всех союзом любви. Заметьте притом и добродетель сих святых супругов, то есть Акилы и Прискиллы, кои соделали дом свой Церковию, где верные собираясь, молились и совершали Божественные тайны. Таковую Церковь имел не только Акила, но и Нимфан из Лаодикии и Филимон в Колоссаях: Филимонов же дом таковой существовал и в пятом веке по Рождестве Христове (Кол.4:5?; Флп.1:2) (Феодорит. в предислов. посл. к Филипп.). 1Кор.16:20. Целуют вы братия вся: целуйте друг друга лобзанием святым.    Апостол, сказав сперва целуют вы Церкви Асийские и домашняя Церковь Акилы, а потом, и вся братия, показал чрез сие, что все верующие во Христа имели братнюю любовь и единство между собою: он завещевает и Коринфянам делать таковое друг друга целование. Поелику же иногда бывают лобзания лицемерные и злоковарные, как например лобзание Иудино: иногда гнусные и мерзкие, как то людей любострастных: лобзание же святое есть нелицемерно и происходит от чистейшей любви: то он и завещевает им целовать друг друга не просто лобзанием, но лобзанием святым. К сему присовокупляет и собственное целование, говоря: 1Кор.16:21. Целование моею рукою Павлею.    Павел только сказывал, а писал все послание другой: сии же слова: «целование моею рукою Павлею», он сам написал своею рукою: поелику же целования и лобзания, о которых он говорит, не другое что означают, как взаимную, чистую Евангельскую любовь: а сия есть дщерь любви ко Христу, «ибо всяк любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него» (1Ин.5:1): почему прилагает следующее: 1Кор.16:22. Аще кто не любит Господа (нашего) Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

417 Пребывание Павла в Коринфе было более благоплодно, нежели в Афинах. Он останавливался здесь у супругов Акилы и Прискиллы, которые незадолго перед ним прибыли сюда из Рима, откуда Евреи были высланы по указу императора Клавдия, о чем между прочим сообщает и Светоний. Как сами странники, и притом люди небогатые, они не могли доставить многое Павлу, но он умел довольствоваться и малым ( 2Кор.11:8 ), особенно когда оно предлагалось с сердечным расположением и лицами, преданными ему. Что касается до ознакомления с городом и настроением его обитателей, то Апостол мог достигнуть сего так же скоро, как и в Афинах. Если в Афинах жизнь била ключом на площадях, то здесь она разливалась потоками во всех улицах и переулках, ибо густонаселенный город Коринф был городом приморским, торговым, куда стекалось множество всякого люда из всех мест Греции и даже из далеких стран. И память об Истмийских играх привлекала сюда многих на приволье богатой жизни среди роскошной природы, полной чарующих видов на горы и море, утопающие в массе света и тепла, достигавших и до бедного уголка Павлова в скромной хижине родных по нации и вере. Преосвящ. Михаил полагает, что Акила и Прискилла имели в Риме постоянное жительство, и что пребывание их в Коринфе, а потом в Ефесе, было лишь вынужденное именно изгнанием Иудеев из Рима Клавдием; впоследствии они опять были в Риме ( Рим.16:3 ), когда многие из Иудеев возвратились туда по смерти Клавдия ( Деян.28:17 ). И там они были самыми видными лицами в христианской общине, почему, писав приветы, Апостол ставит их в числе первых, приветствуемых им ( Рим.16:3 ). Благоплодную встречу святого Павла с приютившею его четою нельзя считать простым случаем, но должно видеть в ней устроение Промысла... Жизнь в доме скинотворца была для Апостола Павла и полезна, так как доставляла ему некоторые средства к существованию, и приятна, так как позволяла ему наблюдать сначала постепенное приближение приютивших его супругов ко Христу, затем быстрое развитие в них чисто Апостольской готовности служить тому, что они считали величайшею истиною. Трудно изобразить словами высокое достоинство той вероучительной школы, которую проходили Акила и Прискилла, живя с Апостолом Павлом. Святой Иоанн Златоуст , желая показать, как в высшей степени полезно было оказаться сожителем великого Апостола, вот что говорит в своей беседе о Прискилле и Акиле: «хижину их я смело мог бы назвать небом и церковью, ибо где был Павел, там был и Христос ( 2Кор.13:3 ), а где был Христос, там постоянно привитали и Ангелы. Если же и прежде Прискилла и Акила оказывались достойными служения Павлу, то представь, какими сделались они, прожив вместе с ним два года, наблюдая и вид его, и походку, и взор, и род одежды, и входы и исходы. Если мы, имея только его 14 посланий, носим их по всей вселенной, то те, которые имели у себя самый источник посланий, какими ни могли сделаться, живя с таким ангелом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

13-го числа Преподобного Мартиниана Преподобный Мартиниан с 18-ти-летнего возраста подвизался в окрестностях Кесарии Палестинской. Блудница, хотевшая соблазнить праведника, уцеломудрилась его терпением и незлобием и, под именем Зои, скончалась монахиней в Вифлееме. Мартиниан же, задумав искать более уединенного места, пошел к морю и нашел корабельщика, который свез его на скалу среди моря и обещал доставлять ему пищу (хлеб и воду – раза два или три в год) и финиковые ветви; «а я, сказал Мартиниан, буду тебе за это плесть разные изделия и молиться за тебя Богу». Шесть лет прожил он на каменной скале, но вот однажды из разбитого в море корабля спаслась на обломке девушка и, приплыв к скале, умоляла принять ее. Преподобный сказал: «нельзя нам жить вместе; оставайся тут; вот хлеб и вода, а чрез два месяца приедет сюда корабельщик». Потом перекрестил море, бросился со скалы и, благополучно достигши берега, возблагодарил Господа. И, вспомнивши слова Евангельские: когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ), он странствовал два года по разным местам и дошел до Афин, где и скончался в 422 году. Девица же, оставленная им на скале, водворилась там и спасалась шесть лет, знаемая только корабельщиком и его женою. Когда же они при одном посещении нашли ее уже мертвою, то положили тело ее в лодку и привезли в Кесарию, где епископ торжественно похоронил его. Память св. Фотинии, так называлась девица, совершается в один день с преп. Мартинианом. Святого Акилы Апостола и Прискиллы, жены его В тот же день святого Акилы Апостола и Прискиллы, жены его. † Преп. Симеона-Стефана Немани, владетеля Сербского Блаженный Стефан Неманя был великим мужем в звании правителя Сербии; вместе с тем был он высоким христианином 246 . Младший между братьями своими, успел он сперва (с 1149 г.) стать жупаном Рашским; потом (с 1165 г.) присоединил к своему владению наследственную собственность предков своих – Зету – и стал великим жупаном Сербии. Наконец мало-помалу соединились под власть его все те земли, где только жили Сербы: «возстановил он, говорит сын его св. Савва, погибшую дедину, приобрел от поморской земли Зету с городами, от Албании оба Пилота, от Греческой земли Патково, Хвостно, все Подримье, Костричь, Дружковину, Ситницу, Лабь, Липляны, Глубочицу, Реку, Ушну, Помравие, Загралатну, Левче, Белицу. Все это из погибшей от насилия дедины приобрел он своим умом и деятельностию» 247 . Сперва был он, как и отец его, в некоторой зависимости от Греческого императора 248 , но потом оставался полновластным владетелем всей Сербии и назывался «господином всех Срьбских земель» 249 , тогда как Paca (нынешний Новый Базар) считалась «стольным местом посреди Сербской земли» 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010