Эпикурейский философ Диодор несколько дней назад собственной рукой положил конец своей жизни; но они 270 не хотят признать, что он перерезал себе глотку no завету Эпикура. Одни предпочитают видеть в его поступке проявление безумия, другие – необдуманность; в то время как это был человек блаженный и вполне доброй совести; он сам перед собой засвидетельствовал, что настала пора уходить из жизни, воздал хвалу покою, который он вкушал, проведя весь свой век на якоре в тихой гавани, и произнес слова, которые вам так неприятно слышать, как будто вас заставляют сделать то же самое: «Прожил довольно и путь, судьбою мне данный, свершил я». 271 Жизнь обоих братьев завершилась трагически. Сенека был в 65 году обвинен в том, что участвовал в заговоре против Нерона, и чтобы избежать смертной казни, перерезал себе вены. В ходе разбирательства всплыло и имя Галлиона: И вот, когда все в сенате соревновались в низменной лести, и тем усерднее, чем тяжелее была понесенная кем-либо утрата, на Юния Галлиона, устрашенного умерщвлением его брата Сенеки и смиренно молившего о пощаде, обрушился с обвинениями Салиен Клемент, называя Галлиона врагом и убийцею, пока его единодушно не остановили остальные сенаторы, заявившие, что в его поведении может быть усмотрено намерение воспользоваться общественным бедствием для сведения личных счетов и что не подобает призывать к новым жестоким карам по делу, которое благодаря милосердию принцепса сочтено исчерпанным и предано забвению. 272 Считается, что вскоре после описанного обсуждения в сенате Галлион покончил с собой. Возможно, как и Сенека, он был принужден к этому. 273 5. Завершение путешествия После инцидента в Коринфе Павел пробыл там «еще довольно дней». Затем он «простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кеихреях, по обету» ( Деян. 18:18 ). Фраза у Луки построена так, что слова «остригши голову в Кенхреях, no обету (κειρ­με­νος ν Κεγχρεας τν κεφαλν εχεν γρ εχν)», могут относиться как κ Павлу, так и к Акиле и Прискилле. Однако, учитывая, что Лука составляет жизнеописание Павла, а не Акилы и Прискиллы, мы должны понимать эти слова как относящиеся к Павлу, Причастие κειρ­με­νος происходит от глагола κερω («стричь») и в данном контексте обычно воспринимается как указывающее на бритье наголо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь был огромный торговый порт и областной административный центр римской империи, местопребывание римского проконсула. Многочисленное население состояло из греческих и римских купцов, торговцев, ремесленников, военных ветеранов, отпущенников, матросов, разных авантюристов востока и запада, чиновников, жрецов, гладиаторов и множества рабов. Расположен город был очень красиво – лежал у подножия высочайшей скалистой горы Акрокоринфа, с высоты которой, как говорят современные путешественники, можно видеть Акрополь Афин и снеговые вершины Парнаса. Город отличался бойкой торговлей, утонченными вкусами богатых людей и общей моральной распущенностью, доходящей до крайних пределов безнравственности. Прибыв в этот шумный город, «вертеп житейской суеты», Павел нашел себе тихое убежище в доме иудейской благочестивой семьи Прискиллы и Акилы, которые сами недавно прибыли сюда беженцами из Рима (император Клавдий в это время приказал всем иудеям покинуть Рим). По одинаковости ремесла (делание палаток), Павел остался у них жить и работать. Вместе с тем, каждую субботу он приходил в синагогу и знакомился с местной иудейской и эллинской средой. Ожидая с нетерпением прибытия из Македонии своих сотрудников Силы и Тимофея, он еще не начинал открытой проповеди о Христе. Когда же те явились, он, побуждаемый Духом Святым, стал благовествовать в синагоге, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Эта проповедь, как можно было ожидать, вызвала бурные протесты евреев, которые чем дальше, тем больше стали злословить Павла и хулить учение. Продолжать собрание было невозможно, и тогда Павел, отряхнув одежды свои, сказал: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам» (18:6). И окончательно разорвав всякую связь с иудейской синагогой, пришел к некоему благочестивому мужу Иусту, дом которого был недалеко от синагоги. У него он открыл свои собрания. Вместе с Павлом ушел и сам начальник синагоги Крисп и многие из коринфян, которые уверовали во Христа и приняли святое крещение. Однако, озлобленные члены синагоги продолжали отовсюду угрожать апостолу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Служителие Христовы» — не дает мысли, что то были настоящие Апостолы, и вообще означает лица, служащие делу Христову, благовестию Евангелия, в видах спасения людей. Настоящие Апостолы свыше на то избраны и вооружены чрезвычайными благодатными силами. Близко к ним подходят помощники их, ими самими избранные и действовавшие по их указанию и руководству. Но бывали тогда и такие, которое сами по себе брали на себя дело благовестия, как показывает пример Акилы и Прискиллы, Аполлоса и других. Из этих одни шли прямою дорогой, желая только послужить делу Христову, со смирением и самоотвержением; другие кривили, примешивая к делу Божию свои виды и свои мудрования. Это настоящие лжеапостолы; и о них-то речь у Апостола. Их служение Христу Господу он ставит в вопросе; следовательно, не утверждает, что они действительно служат Христу, а говорит как бы так: если они говорят, что служители Христовы суть, то я паче их таков. Мысль будет, что, хотя они говорят так о себе, но не суть таковы, настоящий служитель Христов я. Святой Златоуст говорит: «Если они лжеапостолы, то ему надлежало не сравнивать свое преимущество с ними, но опровергнуть то, что они служители (Христовы). Он уже и опроверг сие, сказав: «лживии апостолы, делателе льстивии, преобразующеся во апостолы Христовы» (2Кор. 11:13). И здесь то же самое делает, только иначе. Наперед представляет мнения противников (как они о себе думают), говоря: «служитилие ли Христовы суть?» А потом говорит: «паче аз», показывая, что настоящий характер апостольства сохраняет он один». «Не в мудрости глаголю», παραφρονων, безумствуя; и в предыдущем тексте говорил: «несмысленно глаголю», εν αφροσυνη, в бессмыслии. «Не довольно было для него этого прежнего извинения, но и здесь опять извиняется. И хотя имел ясное доказательство своего превосходства, однако же говорить о том называет безумием. Дерзостию и безумием называет он говорить о себе что-либо великое и важное, даже когда настоит в том нужда, а тем научает нас всеми силами убегать сего. Ибо если сотворивши все, должно нам называть себя непотребными (Лк. 17:10), то без всякой побудительной причины превозносящийся и хвалящийся может ли быть достоин какого извинения? За сие и фарисей понес осуждение, и в самой пристани потерпел кораблекрушение, приразившись к скале самохвальства. По сей-то причине и святой Павел, видя тысячи нужд говорить о себе, отговаривается и непрестанно повторяет, что это дело безумное, и не прежде осмеливается, как представив в свое защищение крайнюю необходимость» (святой Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2956...

Калигула – римский император (37–41 гг. н.э.), избран на власть сенатом и в начале своего правления был очень популярен в народе. Он помиловал политических заключенных, снизил налоги, устраивал представления для народа и вообще всячески стремился завоевать любовь римлян. Однако весьма скоро он стал проявлять признаки психического расстройства. Он потребовал, чтобы ему поклонялись, как Богу. Это вызвало острый конфликт с населявшими империю иудеями, сопровождавшийся всплеском антисемитизма. Евреи обратились за защитой в Рим, но Калигула не только не помог им, но приказал сирийскому легату установить свою статую в иерусалимском храме. Некоторые считают, что упоминание Марком о «мерзости запустения, ... стоящей где не должно» ( Мк 13:14 ) отражает именно угрозу установления статуи римского императора в иерусалимском храме. Безрассудная расточительность Калигулы привела к быстрому расстройству финансов империи, которые с таким трудом поддерживали Август и Тиберий. Его тирания, усугублявшаяся психическим расстройством, сделалась настолько невыносимой, что в 41 году Калигула был убит преторианским трибуном. Клавдий – римский император (41–54 гг. н.э.), дядя убитого Калигулы, провозглашён императором преторианскими гвардейцами. Клавдий сделал решительную попытку восстановить в прежнем виде древнюю религию римлян, испытывая устойчивую антипатию ко всем иным культам.При Клавдии евреи были изгнаны из Рима. Светоний упоминает об этом событии, указывая на волнения, провоцируемые неким «Хрестом», как на причину изгнания. Существует гипотеза, что Светоний, исказивший в своем тексте имя Христа, имеет здесь в виду беспорядки в еврейской общине Рима, связанные с проповедью Евангелия. Но, возможно, речь идет и о каких-то иных волнениях, а Хрестом назывался неизвестный человек. Так или иначе этот приказ Клавдия вызвал удаление из Рима Акилы и Прискиллы ( Деян 18:2 ). Жена Клавдия Агриппина добилась того, что он назначил своим преемником Нерона, сына Агриппины от первого брака. Нерон был официально усыновлен Клавдием и принял имя Нерона Клавдия Цезаря, а сам Клавдий был отравлен Агриппиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

И каждый, и женщина, и мужчина, и раб, и свободный, и царь, и подданный, и начальствующие, и подчиненные заботливо сохраняют его в своем сердце и никто не может изгладить этого прекраснейшего наследия, но крепко блюдет это богатство. " Небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут " . Не может и диавол унич­тожить этого слова; почему? Потому что это не простое слово, но слово Бога. Итак, не стыдись, когда слышишь: " это слова рыбака, это слова сшивающего сети " . Ты видел, что этот рыбак сидел в самой глубине бедности и взошел на вершину добродетели? Но чтобы, начав с одного, нам не увлечься ходом речи в другую сторону, оставив развитие мысли, обуздаем свой язык и возвратимся к прежнему предмету беседы. Итак, что говорит делатель палаток, торговец? Я ведь и не думаю отказываться от частого повторения этих выражений в угоду неразумию многих и их неосновательным взглядам. Многие говорят с высокомерием: " Торговец! Что тебе нужно, торговец? " А скажи мне: что такое торговец? Ведь не преступление – быть торговцем? Ведь не преступление стоять на рынке и работать? Оставаясь дома, грабить чужое – вот это преступление. Рассуди, что постыдно и что похвально, и не насмехайся: быть на рынке – не преступление, но быть грабителем, предаваться корыстолюбию – преступно. Какая польза, если ты сидишь во внутренних покоях своего дома, но жаден, как волк? Какой кому вред, если бедняк стоит на рынке, подражая быку и землепашцу? Ты работаешь на рынке, ты ремесленник? Тут нет ничего худого, напротив, похвально, что ты честным трудом добываешь себе пропитание, не обивая порогов у чужих домов. Нет ничего постыдного работать на рынке, нисколько непредосудительно быть ремесленником. А что постыдно? Постыдно – жить в праздности – и если бы только в праздности, не работая вместе с тем и пороку! Ремесленником был Павел и работал в мастерской. И не то, чтобы он был таким до Евангелия, а после Евангелия изменился. Нет, он и проповедовал, и сшивал кожи; проповедовал, и оставался у Акилы и Прискиллы: " и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава первая: в Иерусалиме ( Деян.18:22 .а). Эту главу автор посвящает обследованию предметов, хотя хронологически и относящихся к концу второго путешествия и частью даже ко всей Апостольской эпохе первохристианства ( Деян.18:19–22 ), но стоящих в самой тесной связи и с предпринятым вслед за вторым новым, третьим, благовестническим путешествием Апостола, именно: первоначального плана путешествия, составленного Апостолом в Ефесе ( Деян.18:21 ), обета назорейского в Кенхреях ( Деян.18:18 ), развития иудаистического направления среди —227— палестинских христиан и появления среди них сильной вражды к Апостолу языков, точнейшего определения безымянно упомянутого в 18:21 праздника, прибытия Апостола в Иерусалим, окончания обета назорейства и нового плана путешествия на место прежнего, измененного Апостолом под влиянием усилившейся к нему вражды со стороны иудаистов (стр. 21–92). Глава вторая: спутники Апостола, коим дается в этой главе подробная характеристика, именно: Эрасту, Гаию, Аристарху, безымянному спутнику и особенно – Тимофею (стр. 93–129). Глава третья: от Иерусалима до Антиохии Сирийской ( Деян. 18:22 .б) дает подробное описание предположительно начертанного автором сухого пути Апостола от Иерусалима до Антиохии по военной римской дороге чрез Гиву, Гофну, Саронскую долину, Антипатриду, реку крокодилов, Кесарию Пал., Гефу, Птолемаиду, Тиро-Сидонскую долину, Берит, Библ, Триполь, Габалы и Лаодикию (стр. 130–207). Глава четвертая: в Антиохии Сирийской ( Деян.18:23 .а), куда автор приурочивает описанное в Гал. 2:11–21 событие, что дает ему повод войти в обстоятельное критико-экзегетическое исследование этого наитруднейшего, длинную историю имеющего и обширную ученую литературу вызвавшего отделения из послания к Галатам (стр. 208–303). Глава пятая: Ефес ( Деян.18:23 .б–28), где автор подробно описывает предположительный путь Апостола из Антиохии в Ефес чрез внутренние страны Малой Азии (и Галатию), географию и историю Ефеса, особенно же обстоятельные сведения сообщает о славе тогдашнего Ефеса – храме Дианы, о материалистическо-эпикурейском настроении Ефесян, о культе Дианы, о приверженности Ефесян к магии, об иудейской среди них пропаганде, о деятельности Акилы и Прискиллы и о личности александрийца Аполлоса (стр. 304–353).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

e. Иудеев, под влиянием Христа, упорно волновавшихся, он (т. е. Клавдий) изгнали из Рима». Единственное современное свидетельство, подтверждающее факт изгнания евреев из Рима в царствование Клавдия, содержится в 18 главе Деяний Апостолов, где мы читаем, что Апостол Павел, прибыв во второе свое путешествие в Коринф, остановился у Иудея Акилы, незадолго до того пришедшего с женою своею Прискиллой из Италии, так как «Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима» (18:2). В числе этих евреев были, без сомнения, и последователи нового учения, как упомянутые Акила и Прискилла. Правда, мы не имеем прямых указаний современников на то, что вовремя Клавдия, умершего в 54-м году, между поселившимися в Риме евреями уже были лица, исповедующие Христа. Но из выше приведенного свидетельства Тацита о том, что при преемнике Клавдия Нероне число христиан, подвергшихся гонению, было очень велико (multitudo ingens), следует заключить, что уже при Клавдии в Риме было не мало евреев, принявших христианство. Но как объяснить слова Светония, что волнение в Риме произошло по внушению или по почину Хреста (impulsore Ghresto)? Выражение это понимается различно. Одни исследователи полагают, что Светонний говорил не о Христе, а о жившем в Риме еврее или греке-прозелите, т. е. принявшем Иудейскую религию, называвшемся Хрестом и вызывавшему волнения среди своих единоверцев. Такое предположение не основано, впрочем, на каких-либо документах, а лишь на том соображении, что имя Chrestos было довольно распространено и этимологически происходит от другого корня, чем Christos, означающее «помазанник». Другие же исследователи в слове Chresto предполагают неточное начертание наименования Спасителя, в подтверждение чего ссылаются на Тертулиана, который в одном из своих сочинений упрекает римлян в неправильном произношении слова christianus через букву «е» 15 , а также на тот факт, что в древне-христианских надписях встречается то и другое начертание этого слова, т.е. Christianos и Chrêstianos 16 . Светоний, плохо разбиравшийся, подобно большинству своих сограждан, в религиозных вопросах, волновавших еврейские колонии в Риме и других местах еврейского рассеяния, куда только проникло христианство, и знавших о распространении новой секты, легко мог приписать именно ей и её основателю волнения, возникшие среди римских евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Основание ее относится к очень раннему времени. Можно с уверенностью сказать, что она уже существовала при императоре Клавдии (41—54). Это вытекает из сопоставления свидетельства Светония в биографии Клавдия (гл. 25) и беглого указания Деян. (18:2). Светонию было известно, что Клавдий «изгнал из Рима иудеев, усиленно волновавшихся вследствие подстрекательства Хреста». Событие это иногда помещают между 50 и 52 гг., но обыкновенно его приурочивают к 49 году. С своей стороны, Дееписатель отмечает, что иудей Акила и жена его Прискилла, с которыми ап. Павел поселился в Коринфе «по одинаковости ремесла» (18:3), незадолго до того прибыл из Италии, «потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима». Если новейшие археологические находки позволяют приурочить пребывание ап. Павла в Коринфе к 51—52 гг., оба свидетельства относятся, вообще говоря, к одному и тому же времени. При этом, особый интерес представляет то обстоятельство, что в Деян. нигде не говорится об обращении или о крещении Акилы и Прискиллы. Когда они встретились с ап. Павлом, они, по всем данным, уже были христианами. Встреча привела к установлению между ними самого тесного сотрудничества, которое продолжалось до смерти Апостола (ср. Деян. 18:18; 1 Кор. 16:19; Рим. 16:2-3; 2 Тим. 4:19). С другой стороны, ученые разных направлений согласно понимают имя Chrestus в свидетельстве Светония, как искаженное Christus, т. е. Христос. Многочисленные тексты первых веков христианства показывают, что это искажение было общераспространенным. Как первое имя было очень употребительно, второе ничего не говорило эллинистическому слуху. Представляется весьма вероятным, что то брожение в среде римских иудеев, которое, по свидетельству Светония, вызвало мероприятия государственной власти, было связано с проникновением в эту среду благовестия о Христе. Имя Христово, которое при этом постоянно повторялось, преломилось в народной массе и дошло до историка в форме слуха о некоем бунтовщике Хресте, который мутил иудеев. Иудей Акила, подпавший под действие эдикта об изгнании, и был одним из тех иудеев, которые пришли в движение, в связи с распространением христианства в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Дидаскалия особенно развита была в тех церквах, где имело место эллинское образование, преимущественно в самой Греции. Очевидно этот способ учения находился в некотором соотношении с тем научным образованием и умственным развитием, которое предшествовало принятию христианства жителями умственных и научных центров древнего цивилизованного общества, каковы Коринф, Ефес, Афины. О коринфянах апостол говорит, что они не только не лишены ни во едином даровании, но и обогащены во всяком слове и разуме ( 1Кор. 1:5 ). В этом смысле принадлежностью дидаскалов являлось или слово премудрости (σοφας) или слово разума (γνσεος). Себя апостол готов признать невеждою в премудрости, но отнюдь не в разуме ( 2Кор. 11:6 ), считая своею специальностью и отличием премудрость Божию тайную, юже никто же от князей века сего разуме ( 1Кор. 1:17, 21, 25–27, 2:1–8 ); сам он проповедовал не в премудрости слова (–1:17), которая оказалась недостаточною для того, чтобы ею мир познал премудрость Божию (–1:21), не в препретельных – πειθος – мудрости словесех (–2:4); он не отрицает достоинства и значения премудрости слова для проповеди вообще, и не возбраняет её употребления, указывая в ней особый дар св. Духа. Овому дается Духом слово премудрости, иному же слово разума ( 1Кор. 12:8 ). Эта премудрость, т. е. внешнее научное и ораторское образование, чуждое тех лжесловесий и лжеименного знания, какие апостол порицает в своих пастырских посланиях, под действием Духа могло служить к назиданию тех верующих, склад духовных сил и уровень интеллектуального развития которых представлял для того удобную почву, особенно когда в среде учителей оказывались лица в должной мере обладавшие этим словом премудрости, каков был например Аполлос, который называется в деяниях мужем словесным (νρ λγιος) и сильным в книгах (ν τας γραφας), что объясняется, конечно, тем, что он был александриец ( Деян. 18:24 ); он учил «известно» (правильно – κριβς), чем и обратил на себя особое внимание Акилы и Прискиллы. Когда он находился в Коринфе, то, конечно, не по чему иному коринфяне предпочитали его самому Павлу, как потому, что слово его было слово премудрости, т. е. слово ученое и с внешней стороны более художественное, чем слово Павла, воспитавшегося под руководством еврейского раввина, в школе которого не проходилась ни греческая философия, ни аристотелева или квинтиллианова риторика, как это было в школах александрийских. Таков же, по всей вероятности, был Зина законник ( Тит. 3:13 ) – νομικς, т. е. до христианства занимавшийся изучением и исследованием «закона» – иудейского Богословия. Таким образом это был первый род дидаскалов и первый тип дидаскалии, когда пользовались пособиями научного эллинского образования и красноречия и напоминали своими речами методу античных ученых диалогов и склад речи древних ораторских произведений. Таких дидаскалов было мало, но они были уже на самых первых порах церкви, а с течением времени число их должно было все более увеличиваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

7). Мы, говорит, живя у вас ни у кого не ели хлеба даром (—ст. 8), хотя Господь проповедующим Евангелие повелел ясти от благовестия (1 Кор. 9, 14). Когда таким образом и тот, кто проповедывал Евангелие и совершал столь высокое духовное дело, даром не принимал пищи; то что скажем в оправдание своей лености мы, которым не только не поручена никакая проповедь слова, но и никакой другой заботы не заповедано, кроме попечения об одной душе своей? В какой надежде мы осмелимся с праздными руками даром есть хлеб, котораго сосуд избранный, обязанный заботами о проповеди Евангелия, не дозволял себе есть не от труда рук своих? — Чтоб не показалось впрочем, что его собственный пример — исключительный, и предлагается не как образец для подражания всем, Апостол внушает, что не он один так поступал, но и все бывшие с ним, т. — е. Сила и Тимофей, которые это пишут с ним, занимались тоже трудами рук. — Чтоб не вздумал кто уклоняться от подражания его примеру, представляя, что они все работали молча, не имея намерения дать пример, обязывающий и нас к труду, он сказывает, что они имели власть не работать, и работали, да себе образ дамы вам, во еже уподобишися нам (2 Сол. 3, 9), — чтоб, если словесное учение, часто влагаемое во уши ваши, забудете, по крайней мере примеры наши, представленные очам вашим, вы удержали в памяти. Наконец, после стольких убеждений, Апостол употребляет в отношении к ним уже не совет учителя или врача, но авторитет Апостольской власти, говоря: аще кто не хощет делати, ниже да яст (—10)! Это приговор на предполагаемых или предвидимых презрителей сей заповеди, изрекаемый с седалища Апостольскаго суда. 115. И в послании к Ефесеям Апостол об этом самом труде предписывал, говоря: крадый к тому да не крадет, но паче да труждается, делая своими руками благое, да имать подаяти требующему (Еф. 4, 28). — Также в Деяниях Апостольских находим, что он не только учил этому, но и сам действовал так. Ибо когда он пришел в Коринф, то не захотел остановиться в другом месте, а у Акилы и Прискиллы, потому что они были мастера тогоже ремесла, каким он сам обыкновенно занимался, — с очевидным намерением работать с ними вместе (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010