Его увели и уложили спать. Вече­ром один из рестораторов прислал полный ужин на много персон. К ужину были приглашены только близкие друзья./Ужин вскоре перешел в попойку. Явился хор цыган поздра­вить именинника. Пошла музыка, песни, танцы. Начались “Чарочки”. Пустился в пляс и сам протрезвившийся и вновь начавший пить именинник. Веселье шло крещендо и скоро перешло в оргию. Цыгане, улучив минуту, уехали. Перепи­лись и мужчины, и дамы... Несколько дам заночевали у “Старца”./Утром на следующий день все время звонил телефон. Явились мужья заночевавших у “Старца” жен. Грозило колоссальным скандалом. Мужья требовали впустить их в спальную. Пока домашние уговаривали мужей, уверяя их, что дамы уехали от них еще вчера вечером, филеры в это время спасали двух дам и вывели их черным ходом. А за­тем увели черным ходом и Распутина. Уже после этого обязательная Акилина попросила ревнивых мужей лично убедиться, что в квартире их жен нет, что те и сделали./Распутин же, проспавшись и опохмелившись, послал Вырубовой с именин бутылку мадеры, цветы и фрукты. Вы­рубова рассказала Царице, как трогательно дружески про­шли у “Старца” именины дома, среди родных и близких. Как именинник был счастлив, что Их Величества не побо­ялись поздравить его открыто телеграммой, как он был до­ма весел и очарователен./А простые люди — филеры — отплевывались, вспоми­ная, как вела себя на именинах “интеллигенция”, знали правду Белецкий и Хвостов, но не в их интересах было рас­шифровывать “Старца”» (А.И. Спиридович «Великая война и февральская революция», Минск, 2004, стр. 260-262). Невозможно представить, чтобы С.В. Фомин и другие ученые почитатели Распутина не были знакомы с теми свидетельствами, которые только что были приведены. Очевидно, если бы были основания считать эти тексты ложными, апологеты Распутина привели бы такие основания. Обычный стиль Фомина – чернить, дискредитировать всякого, кто дает о Распутине негативные свидетельства; если же при этом есть и возможность «вгрызться» в соответствующий материал, Фомин ее не опускает и проявляет завидную дотошность.

http://bogoslov.ru/article/5222740

466 О. Алексей Борисов не получил школьного образования, но любил поучать прихожан своих в храме готовыми проповедями. Он сам крестил и своего сы­на Ивана и скончался 16 октября 1811 г. Жена его Акилина Гавриловна была неграмотная, но умная и набожная женщина. В детстве и юности Иван Борисов отличался живостью характера, резвостью, уменьем скрывать свои шалости, но бле­стящими дарованиями – обширною памятью и быстротой соображения и, окончив семинарский курс с отличным успехом в 1819 г., поступил в Киевскую академию, а старший брат его Матфей поступил в С.-петербургскую академию, где в 1817 г. окончил курс со степенью магистра. Вера и Разум 1884 г., 1 янв. книжка. 467 Еще в бытность ректором киевской академии он издал «собрание слов, бесед и речей» (ист. киев ак. III, 279), а потом проповеди его печатались в разных изданиях, наприм. в Православном Обозрении. – Все экземпляры 2-го тома его проповедей, только что отпечатанных в бытность его ректором киевской ака­демии, были истреблены пожаром. Тр. киев. ак. 1886 г., окт. кн., стр. 326. 473 Еп. Досифею было отведено в Козах на содержание 16 виноградных садов, Моисею, вместо садов, отпускалось ежегодно по 300 ведер готового вина. 477 Ист. моск. академии I, стр. 363–364. О литературных трудах его в Ист. слов. о писат. II, 80–81. В рукописном сборнике архиеп. Гавриила Розанова под 65 хранится дело «о умертвии Моисея», именно донесение Феодосийской консистории об обстоятельствах его смерти, указ Консистории от 29 октября о погребении его и донесение таврического протоиерея Голоскевича о погребении Моисея 16 ноября. Зап. Од. Общ. VII, 31. 481 На содержание причта кафедрального собора положено было: протоиерею 350 р., ключарю 272 р., трем священникам по 234 р. каждому, протодиакону 234 р., двум диаконам по 160 р. каждому, двум иподиаконам также по 160 р. каждому, псаломщи­кам, сторожам и просфорне 757 р. Впоследствии содержание соборного причта увеличено: отпускается 5850 р. 484 Во время службы моей в московской семинарии, преосв. Алексий был ректором этой семинарии, и мне же суждено было отдать последний долг достойному и глубокочтимому мною бывшему ректору – совершить погребение его в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Родители Иннокентия были: священник градской Успенской церкви 5 Алексей Борисович Борисов и Акилина Гавриловна, урожденная Лубеновская. Иннокентий был последний из детей этой благословенной четы. Отец Иннокентия не имел никакого школьного образования, но получил от природы богатые дары, душевные, как и телесные, ставши служителем алтаря, развил их сам чтением, размышлением и усердным приложением к делу своего служения. Священства он не искал, и оно само к нему пришло. Когда упразднилось при Успенской церкви священническое место, о. Алексей, из низших степеней клира дослужившийся до диаконства, и не думал проситься на него. Но прихожане уговорили его поехать с выборными из них к архиерею, (Аполлосу Байбакову), который и посвятил его в священники, исполняя просьбу прихожан, хотя в то время уже в Ельце, как и вообще по городам, священниками были лица, обучавшиеся в семинарии. Когда он сделался священником, не проходило ни одного воскресного и праздничного дня без того, чтобы храм его не оглашался словом какого-либо из известных проповедников. Любимыми проповедниками о. Алексея были: Платон, Гедеон (Криновский), Димитрий Ростовский , Минятий. Разборчивость вкуса в сочинениях этого рода была у него самая тонкая. Он выступал перед слушателями с такою только проповедью, которою предварительно трогался и убеждался сам, и которую усваивал до того, что слушатели, внимая словам его, совершенно теряли из виду лежавшую перед ним книгу и верили, что он произносит свое живое, а не чужое печатное слово... Пятьдесят лет прошло со времени кончины родителя Иннокентия, но память о нем до сих пор жива в Ельце, как о пастыре добром, переходя преданием из поколения в поколение. Мать Иннокентия, в параллель отцу его, была женщина неграмотная, но весьма умная, благочестивая и в высшей степени набожная. Крест и молитва были основанием всех ее мыслей, действий и поступков. Все ее знания ограничивались ручной пасхалией, которую она помнила весьма твердо. Вера ее в силу и действие освященных вещей так была велика, что одними ими ограждалась она от всех нравственных и физических враждебных влияний. Во всю долгую (76 лет) жизнь свою она не лечилась, боясь умереть скорее от лекарства, чем от болезни. У нее была своя домашняя аптека, состоящая из травушек-муравушек, а также из разных святых вод, особенно крещенской-полуночной, херувимского росного ладана (употреблявшегося при каждении во время херувимской в двунадесятые праздники), благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор, и подобных сим освященных вещей. Ими она врачевала себя и детей своих, и, удивительное дело, все таковые лекарства оказывали свое действие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Радуйся о Господе, почтеннешая матушка Иустиния! С сердечным участием поздравляю тебя с переменою св. имени. И с сим должно и все измениться. Вместо ветхаго – новое во всем жизненном строе, внешнем и внутреннем. Спаси Господи за детский привет с праздником и Новым годом. Равным образом и тебе мой отеческий сердечный привет. Ты спрашиваешь, какое есть особенное правило для рясофорной монахини. Особеннаго нет. Старайся иметь совесть чистую, на нее обрати внимание. Когда ходить или не ходить к службе: если не можешь болезни ради, можно и не ходить, или немощи ради. Познай и то, что иногда немощь бывает смешана с ленью. И Царство Небесное получат нудящие себя. Конечно, сверх сил Бог не требует. И ненавидящих нас всем простим вся, и сами восприемлем прощение от Господа, и друг друга мысленно по–евангельски обымем. Слова молитвы Иисусовой говори реже, со вниманием, – тогда меньше будешь разсеянна. М. Иудифи Божие благословение. Немощи келейницы пополняй терпением. Мир ти. Акилине     679. Если не будешь понуждать себя к молитве и искреннему смирению, то враг совершенно возобладает тобою Акилина! Письмо твое получил и по содержанию его вижу, что ты добровольно предалась врагу нашего спасения. Если не будешь понуждать себя к молитве и искреннему смирению, то враг совершенно возобладает тобой. Понуждай себя проходить гласно и со вниманием при каждом ударе часов по 10 Иисусовых молитв, а потом прибавляй по усердию. В церкви тоже проходи четки, хотя бы слегка шепотом, выбирай место более уединенное и глаза по сторонам не води, а за борьбу с помыслами и сонливостию ты получишь мученические венцы, и чем тяжелей борьба, тем больше награда. Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы. Исправляйся. Мантию не проси, а когда угодно будет Господу сподобить тебя, то ничто не помешает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Молящужеся еи Господу нашему Иисусу Христу со слезами и съкрушеным сердцем. иже волю его боящихся Бог творяи. услышав моление ея. расмотрив веру ея и рече. Понеже человеческаго ради спасениа снидох с небесе. и воплотився от Духа Святаго. и родивыися от святыя Девы Мариа. и ныне прииду к тебе слезам твоим внях. Уготови убо трапезу чисту. и положи на неи плат бел чист. и сосуд некоснут прозрачен с водою. И уготови таковая в клети своей украсивши, и повергши себе на землю извон легала своего. И покрыет тя десница моа. и имам явитися тебе якоже хощу. И сотвори тако блаженная Акилина. якоже повеле еи божественыи глас. И сниде к неи Владыка Христос. Оле странному и страшному таинству. И повсегда и выну проходяи, и никогда же презирая уповающих нань, и вопиющих к нему и того любящих. и дивному схождению, и неизреченному вочеловечению. Снидоша же с нимь и вся силы небесные. к пятой стражи нощнеи. поюще и глаголюще победную песнь. Свят свят свят Господь Саваоф иже к волнеи идыи смерти, и омыи нозе учеником, и лентием отрыи имже бе препоясан. Той ныне рукама омывся, отер чистым убрусом. пречистое свое и неизреченное лице. и образ абие вообразися въчеловечениа Бога. воображениа его всесвятое и истинное воображение, иже всем днесь показася. И якоже и первее своимь человеколюбием исхождением показа свое въчеловечение. тако и ныне показася таковеи честнеи и благочестивеи жене Акилине. Тем тако сицевем управлением. благодарьствивши же на Господа. и благодарьствию съвершену бывшу. положи таковое воображение, съзади в едином угле клетеи своих скутавши. и боящися мужа своего. Увидевши же свое преставление. неизреченное уготование сотворши святому таковому. и нерукотвореному образу. и яже о нем написавши и писание с ним положивши. и затвердивши негде затвори. По ошествии ея от житиа открыся мне недостойному Григорию Духом Святым. в Кумулианех во обителищи ея. И пришед в показанное мне место, и покопа во угле обретох раку. в неиже лежаше святое воображение отечьскаго обсияниа. и свещу светящую, яже бяше от блаженныя жены вожжена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ах, как нельзя было эту войну начинать, но еще страшней будет закончить ее, не победив. Тогда все рухнет, тогда всему придет смерть и не будет больше России. И он, косматый, неопрятный мужик из далекого села на тюменском тракте, один из миллионов русских мужиков, опытный странник, молитвенник и буян, пеший христианин, проповедовавший любовь и согласие, будет виновен, потому что через него, безвинного, пройдет соблазн, его, благонамеренного, сделают своим орудием и ничего возразить он не сможет. Он был готов к поруганию, сжился со своим позором и личной славы и оправдания для себя не искал, он смертником стал, как только вступил в этот темный душный город, только верилось ему еще: не сорвется его родина, сильна она, крепка, остановится, удержится, образумится. За окном сгущались сумерки, отчетливее становились свистки паровозов на Витебском вокзале, доносился приглушенный шум голосов из-за двери — поклонниц, просительниц, просителей, что-то резкое говорила им Акилина, — все было как обыкновенно; он выпил еще вина и подумал о собственных детях: о сыне, которого с таким трудом уберег от войны, о дочерях, потом мельком о хрупкой девочке с конопатым личиком, на которую он рассчитывал, что она обучит его дочек хорошим манерам, о ее смешной начальнице, что пришла на него ругаться и ученицу свою защищать, наскакивая на него, точно нелепая тощая птица с перебитым крылом; ему ничего не стоило бы сделать так, чтобы завтра же эта гордая женщина на коленях приползла в эту квартиру и униженно клянчила бы у Акилины его грязное белье. И не таких он обламывал, и не такие ждали от него милости, но зачем ему еще одна? И так ничего с дочерьми не вышло, видно, и тут деревенская кровь оказалась сильней господской. Сильной была с его юности, а все равно сил не хватало, истрепались все. Вместе с мыслями о домашних навалилась тоска, от которой он знал одно только средство: ресторан, огни, муз ы ка и бешеный танец до утра, до угара, до забвения, до полного изнеможения. Он взял телефон — ему очень нравилась эта штука, с помощью которой можно было поговорить с нужным человеком, — и вызвал авто. Авто с шофером ему выделил новый министр внутренних дел — упитанный, розовощекий дилетант, быстро ставший игрушкой в руках профессиональных сыскарей из охранного отделения. От них зависела теперь его судьба: пока будут охранять — будет жить, отрекутся — найдется тот, кто убьет. Не психованная дура с кинжалом от Исидорки, не сумасшедший ялтинский генерал-губернатор из числа записных черносотенцев, некогда его приветивших, а теперь по недальновидности своей и зависти возненавидевших, не доморощенные разбойнички, а холодный заморский убийца, который не промахнется и всадит пулю в лоб. Слишком многие его смерти хотели, слишком высоко он залез, а до царевича, до державы, до России, до народа ее — кому было дело?

http://azbyka.ru/fiction/myslennyj-volk-...

Бощановский, который далеко не составляет духовенства, то очевидно, что целование пол у одежд духовенства обезумевшими родителями обязано своим происхождением той же особенности литературного таланта г. корреспондента, благодаря которой, им изобретены речь о. Н. Бощановского, народная толпа, чтение народу с крыльца циркулярного распоряжения и проч. Итак, отобрание детей у шалопутов с. Екатериновки останется действительным событием, совершившимся тихо, незаметно, без всякой толпы, как вообще исполняется распоряжение высшего начальства, где субъективные мнения и чувства не должны иметь места; все же остальное – печальные картины, глубокие волнения чувств, слезы, крики и проч., все это изобретение г. корреспондента, увлёкшегося греховным желанием защитить ложь – мнимое угнетение сектантов – шалопутов. Пора, наконец, сознать всем защитникам наших мнимо-угнетённых сектантов, что законы гуманнейшего русского народа не преследуют сектантов за их религиозные заблуждения, что если время от времени и возникают отдельные эпизоды преследования сектантов, то причиной этого всегда бывают сектанты, своими действиями нарушающие основные государственные законы. Газетные корреспонденты, которых более интересует количество написанных строк, чем истинный смысл события, описывают обыкновенно казовую сторону его, обильную картинами, положениями, чувствами и проч., не посвящая общество в интимные причины происшествия; следствием сего бывает то, что читающая публика, узнав из газет, например, о ссылке сектантов, об отобрании у них детей, и не видя истинных причин событий, начинает кого-то и за что-то обвинять и вообще настраивается на воинствующий лад. Вот обстоятельства, вызвавшие распоряжение Министра Вн. Дел об отобрании детей у шалопутов с. Екатериновки. В 1890 г. 10 декабря крестьянка с. Екатериновки Акилина Афанасьева Бондаренко заявила местному миссионерскому комитету, что она охотно оставила бы сектантство, если бы её только оградили от насилий мужа, который всячески угнетает её за нерасположение её к секте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

При рассмотрении офитской системы, данной у Иринея, невольно останавливает на себе внимание – представление у офитов высшего царства, как царства света, и учение о семи архонтах, возглавляемых Ялдаваофом. Такие представления отнюдь не сродны иудейству. В них, особенно в первом, естественно усматривают влияние парсизма с его разделением всего сущего на царство света и тьмы 221 . – С офитскою системою, изложенною у Иринея, имеет сходство диаграмма офиан, решительно не заключающая в себе ничего христианского и называющая иудейского Иегову «проклятым богом» 222 . Прохождение души чрез семь архонтов по диаграмме офиан (с. Cels. VI, 31) Цельс, по-видимому, сближает или даже считает заимствованным, из мистерии персидского Митры, где имеют место семь небес и восемь ворот над ними, чрез которые путешествует душа (с. Cels. VI, 22). – Ипполит в Философуменах, задавшись целью доказать языческие корни гностических ересей (см. его введение), начинает с наасенов и показывает, сколь много языческих мифов у народов передней Азии усвоено ими. Исследователи, на основании самого точного анализа современной офитам языческой литературы, доказывают, что, напр., наасены свой гимн о первочеловеке заимствовали из Герменевтической литературы, из язычества же взят ими и культ 223 . – При рассуждении о происхождении офитства, к которому, как установлено, принадлежат и гностические сочинения Аскевианского и Брукианского кодекса – Pistis Sophia, 1 – 2 кн. Ieu и неизвестное гностическое произведение, – необходимо иметь в виду еще следующее обстоятельство. Ученик Плотина, Порфирий в своем сочинении «о жизни Плотина» упоминает о гностической школе Аделфия и Акилина (ο περ δλφιον α υλνον) 224 . Эту школу он встретил в Риме, куда Порфирий переселился, прибл. в 244 г. (ум. 270). Последователи этой школы владели многочисленными сочинениями и, между прочим, апокалипсисами Зороастра и Зостриана II Никофея и Аллогенис. На основании этих книг можно определить принадлежность этой гностической школы к известной секте. Именно, Никофей, об апокалипсисе которого говорится здесь, упоминается во 2-м гностическом сочинении без заглавия Брукианского кодекса. Там мы читаем 225 : «каждая вещь следует своему корню; потому, что человек родствен мистериям, он принимает участие в мистериях. Силы всех великих эонов благоговели пред силою, находящеюся в Марсоне, и говорили: кто есть тот, который созерцал пред своим лицем то, чтобы он открывался ради него таким образом? Никофей сказал о нем и созерцал его, ибо он есть тот». Кроме того, в числе книг римской гностической школы Порфирий упоминает – λλογενς. Между тем Αλ. по Епиф. (ер. 40, 7) есть синоним Сифа 226 . Архонтики и сефиане пользовались семью книгами Сифа и семью книгами Allogenes.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

б) Другой урок из жизни св. муч. Акилины тот, что христианин по примеру сей мученицы, претерпевшей за Христа и в самом юном возрасте страшные мучения, должен переносить их с тем терпением, которым украшена ныне прославляемая св. мученица. «Чем больше будешь ты меня мучить за Христа Избавителя, отвечала она своему мучителю, тем более Он даст мне терпения и силы». Вот где получила св. мученица дивную силу для своего терпения; вот от Кого она ожидала награды за свое терпение. Св. отцы и учители церкви не находят слов к достойному восхвалению добродетели терпения. Так, один из древних учителей церкви вот как изображал силу и значение христ. добродетели терпения. «Бог – говорит он; надежная порука нам в терпении. Если ты доверишь Его власти испытанную тобою неправду, – Он отмститель ея; если ты предаешь в руки Его причиненный тебе вред – Он вознаградитель; если печаль – Он уврачеватель; если смерть – Он воскреситель жизни. И как велик простор для терпения – сделать Бога должником своим! Ибо терпение внимательно следит за всем, что приятно Богу, и неуклонно шествует за всеми заповедями Его. Терпение укрепляет веру, управляет миром, споспешествует любви, научает скромности, выжидает раскаяния, налагает печать исповедания, укрепляет плоть, сохраняет дух, обуздывает язык, останавливает руку, простертую для насилия, попирает искушения, отгоняет соблазны; оно делает совершенным мученичество, утешает беднаго, научает умеренности богача, сокращает время для больного, и здорового не утомляет. Оно увеселяет верующаго, привлекает к вере язычника, слугу делает приятным для господина, а господина для Бога. Терпение укрепляет женщину и делает совершенным мужа; оно любезно в отроке, похвально в юноше, достойно удивления в старце. Вообще, во всяком поле и во всяком возрасте оно похвально». ( Тертуллиан в соч. «О терпении»). III. Бог, богатый милостями Своими, да поможет нам, по молитвам св. муч. Акилины, приобресть дар молитвы и христианское терпение, без которых нельзя достигнуть царствия Божия. (Свящ. Г. Д-ко).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святые мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий были братья по плоти и родились в городе Никомидии [ 1 ]. Отец их назывался Филофеем, а мать — Евсевиею. Филофей был родом из Галатии [ 2 ], из города Гангра [ 3 ], оставил свою родину, переселился в Никомидию и, вступивши там в супружество с Евсевиею, имел от нее трех сыновей, — трех названных жителей небесного града. Сначала Филофей, его жена и дети были язычники; старшего сына своего Евстафия он отдал для изучения языческой мудрости, а Феспесия и Анатолия готовил к торговле, так как и сам он был купец и — очень богатый. Но однажды, взяв с собою младшего сына своего Анатолия, он отправился в Галатию за покупками и, возвращаясь оттуда, встретившись в пути с святым Лукианом, пресвитером антиохийским [ 4 ], дорогою научился от него христианской вере и вместе с сыном крестился в одной попавшейся на пути реке. Возвратившись домой, он стал разыскивать епископа Никомидийского Анфима [ 5 ], скрывавшегося в одном сокровенном месте (в то время, в царствование императоров Максимиана и Диоклитиана, происходило жестокое гонение на христиан и многие из верующих скрывались от мучителей) и, нашедши, ночью привел его к себе, после чего святой Анфим крестил весь дом Филофеев. Совершив затем Божественную Литургию, он приобщил новокрещенных Святых Таин, посвятил Филофея во пресвитера, а старшего сына его Евстафия — во диакона и ушел, скрываясь от гонителей-язычников, а Филофей и его дом тайно служили истинному Богу и вели благочестивую жизнь. Скоро он и его супруга отошли к Господу, оставив сиротами трех благочестивых юношей: диакона Евстафия, Феспесия, и Анатолия, — братьев и по плоти и по духу, так как они единодушно служили Богу, горя духом и преуспевая в добродетели. Один придворный сановник, по имени Акилин, послал однажды своего раба купить некоторые вещи. Раб знал про этих трех благочестивых юношей, что они — купцы и имеют широкую и богатую торговлю, и отправился к ним в лавку, которую и застал открытою. Вошедши внутрь и никого не найдя, он пошел по лестнице, ведущей на третий этаж дома и услыхал голос Евстафия, читавшего псалмы Давидовы. Раб тихо поднялся по лестнице, молча вошел в верхнюю горницу [ 6 ] и здесь увидал Евстафия, державшего в руках псалтирь и читавшего: «Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги» (Пс. 96:7). Кроме того, он увидел на стенах кресты и св. иконы. Ничего не сказав, он тотчас же возвратился к своему господину и рассказал ему всё, что видел и слышал. Акилин немедленно поспешил к императору Максимиану и доложил ему о том, что говорил раб. Тотчас же были посланы воины взять Евстафия и его братьев. Пришедши с рабом Акилина на место, воины нашли лавку запертою: в это время все обитатели дома находились в собрании и хранили полное молчание, причащаясь, по случаю воскресного дня, Таин Христовых. Посланные стучали в двери, звали, но ответа не было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010