492 Сюда же нужно добавить такие серьезные труды по части установления правильного чтения новозаветного свящ. текста, как Luchmann’a и Tischendorf’a (Lipsiae 1872), которые в данном месте держатся указанных кодексов и переводов. 493 Всех таких мест по славянскому и русскому переводам – семь ( Деян.18:2:18:21:26 ; Рим.16:3 ; 1Кор.16и 2Тим.4:19 ), а по лучшим изданиям греческого текста – шесть. Эта разница получается оттого, что в наших переводах в Деян.18:21 , в конце стиха, прибавляется в скобках: Акилла же и Прискилла остались в Ефесе. Этой прибавки в таком именно виде нет ни в каких кодексах и переводах; в несколько измененном виде (λλ κατλιπεν τος ν τ τπ εκενω) она находится только в Syr-sch. аг-е. sah. Но вероятнее всего, это – позднейшая глосса; во всяком случае с полной уверенностью можно сказать, что сам св. Дееписатель не приписывал в конце теперешнего 21 стиха этого добавления, потому что при его обычной краткости совершенно невозможно допустить почти буквального повторения одной и той же мысли на пространстве трех стихов без всякого особого к тому повода (ст. 19: достигши Ефеса, оставил их (т. е. только что упомянутых Акил у и Прискиллу) там: ст. 21: Акила же Прискилла остались в Ефесе. 494 Так полагает Neander. Geschichte der Pflanzung uud Leitung der christlichen Kirche durch Apostel. Hamburg. 1838. S. 277. – при таком объяснении становится понятным: почему в 18удержан порядок этих имен обычный; в этом месте Дееписатель сообщает только первые сведения об этой чете, когда личные качества супругов еще недостаточно были выяснены. 495 Эту мысль допускают помянутые в 22 примечании толкователи. – А под εχ этого стиха, как будет показано ниже, разумеется именно обет назорейства. 496 И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания (а впоследствии – ко храму), и он принесет (в) жертву Господу... и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего. – Чис.6:13:14:18 . 497 Некоторые, как напр., блаж. Феофилакт, полагают, что обет дал не один Ап. Павел, но и Акила (Павел –«дал обет остричь волосы…, и Акила также по обету, остриг волосы». Бл. Феофилакт. Цит. твор., стр. 231), или – Акила и Прискилла. Ioan, da Sylveira, Commentaria in Acta Apostolorum. Lugduni. 1701. Pag. 359). Это распространение обета на двух лиц произошло, вероятно, потому что в некото­рых кодексах, как напр., в Bed 78 , aeth, κειρμενος и εχε переданы множ. числом (totonderunt или totonderant).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот известнейший в древности по своей обширной торговле и богатый город, лежавший на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, с двумя гаванями на восточной и западной стороне его, был в то время в политическом отношении главным городом Греции (в то время – римской провинции), так как был резиденцией римского правителя-проконсула. – Иудея, именем Акилу: что этот Акила с женой своею Прискиллой были в то же время христианами, из повествования этого не видно; напротив, из того, что дееписатель называет его только иудеем и ставит на ряду с иудеями изгнанными из Рима, а равно из того замечания, что Павел остановился у них по одинаковости ремесла (а не по одинаковости веры), надобно полагать, что Акила и Прискилла были тогда еще в иудейской вере и только после (вероятно, впрочем вскоре) обращены были к Христу святым апостолом Павлом (о них, как о христианах уже, упоминается ниже, ст. 26). Акила – греческое произношение латинского имени Аквила; вероятно, этот иудей, по тогдашнему обычаю живших в рассеянии, переменил свое еврейское имя на латинское, живя в Риме (как и Савл – Павел). – Родом Понтянина: из малоазийской провинции Понта, примыкавшей к Черному морю. – Недавно пришедшего (в Коринф) из Италии: и именно, из Рима, вследствие указа императора Клавдия, повелевшего всем иудеям оставить Рим. Об этом изгнании иудеев из Рима Клавдием говорит римский историк Светоний (в жизнеописании Клавдия, гл. 25), сообщая, что причиной сего были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, присвоившим себе имя Христа. Может быть, впрочем, Светоний, как язычник, не понял хорошо дела, и – вернее церковное предание, что изгнание последовало из-за имени Господа Иисуса , царя Израилева, проповеданного в Риме между иудеями (Чет.-Мин. июль 14). Вероятно, Акила и Прискилла в Риме имели постоянное место жительства, потому что пребывание их в Коринфе, а потом в Эфесе, было лишь вынужденное именно этим изгнанием иудеев из Рима Клавдием, в последствии же они опять были в Риме ( Рим.16:3 ), когда многие из иудеев снова возвратились туда по смерти Клавдия ( Деян.28:7 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3226 По церковному преданию, изгнание последовало из-за имени Иисуса Христа, проповеданного тогда среди римских иудеев. Четьи Минеи, июль. 14. 3228 Πρισκλλα есть уменьшительная форма от латинского Prisca (Πρσκα); последним именем Прискилла названа в Рим.16:3 и 2Тим.4:19 . Такие изменения бывали часто. Напр.: Torentilla, Quintilla, Primilla, Claudilla, Marullus, Catullus – из Terentia, Quinta, Prima, Claudia, Malius, Catius. – Была ли она иудеянка или римлянка – решить трудно; вероятнее – иудеянка. 3229 Где именно и когда Прискилла и Акила приняли христианство, с точностью сказать нельзя; по крайней мере, Дееписатель не говорит, чтобы Ап. Павел крестил их; вероятно, они сделались христианами ранее встречи с Ап. Павлом. 3231 О том, каково, собственно, было ремесло, которым занимались Прискилла и Акила и св. Ап. Павел (δ τ μτεχνον εναι) – толкователи разногласят. Одни (Лютер, Morus и др.) под σκινοποιοι разумеют делателей ковров или матрасов для палаток; другие (Michaelis сво­ем Einleitung in d. N. T. S. 216) – делателей каких-то неизвестных инструментов Kunstinsti umentenmachei), иные (Camerer) – делателей раз­личных, употребляемых в театрах, машин (на основании Сообщения Polluc. VII, s. 189: τος δε μηχανοποις παλαι κωμωδα νμαθν, где по истолкованию Hugius’a в его Einleit. in d. N. T. TI. II, p. 291, ed. 2, разумеются театральные машины). Но гораздо целесообразнее йод σκινοποις разуметь просто делателя покрышек для палаток или самых палаток, которые обычно употреблялись на востоке во время путешествий (Plin. Η. Ν. VI, 28; Vegetius. De re milit., IV, 6). 3239 Diod. Sicul. XVII, 52. Страбон. География, XVII, 1, § 14; Plinius. II. N. V, 10. Ammian. Mare. XXII, 16; Polyb. XXXIV, 14, Curt. IV, 8: Pausan. V, 21, § 5; VIII, 33, § 6. 3242 Λγιος (от λγος в смысле: история, наука) называется у аттических писателей человек, хорошо знакомый с историей, древностями, законами и нравами народов; такие люди назывались еще πολυστορες, что соответствует латинскому docti, а нашему – ученые: на обще же греческом языке понятие λγιος обозначало человека красноречивого (лат. eloquens, facundus). Выдержки из писателей древности, где употреблено слово λγιος в указанных смыслах можно видеть у Kuinoël’я в его Commentarius in libros N. T. historicos. Voll. IV, pagg. 624:625.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел отплыл в Сирию и с ним Акила и Прискилла (точнее – Прискилла и Акила), остригши голову, по обету: и текст несколько неясен, и событие в нем упомянутое несколько загадочно. Неясность текста в том, к кому относить выражение – остригши голову: состав речи позволяет относить и к Павлу, и к Акиле; к Павлу потому, что он здесь главное действующее лицо, о котором повествуется, к Акиле – потому, что выражение – остригши голову стоит рядом с его именем и, следовательно, может относиться прямо к нему, тем более, что имя жены его поставлено здесь впереди его имени как бы именно для того, чтобы показать, что помянутое выражение относится прямо к нему. И надобно сказать, что из самого текста нельзя решить дела положительно в ту или другую сторону, из посторонних соображений – тоже, и вопрос может быть решен только так: может быть Павел остриг голову по обету, может быть Акила, и из толкователей одни защищают первое мнение, другие – последнее. Павел после участвовал в подобном действии в Иерусалиме по совету старейших апостолов ( Деян.21:22 и дал.), следовательно, мог поступить так и теперь, нисколько не противореча своим убеждениям относительно необязательности еврейских обрядовых законов в христианстве, тем более, что даже на добровольное обрезание в христианстве он смотрел как на дело безразличное (ср. Деян.16:3 и прим.); следовательно, можно приписать ему действие острижения головы по обету, нисколько не соблазняясь подобным его действием. Потому же можно приписать его и Акиле, хотя в то время он, вероятно, был уже христианином (ср. ст. 26). – Что значит само острижение головы по обету? Действие указывает, по-видимому, на закон о назорействе по обету ( Чис.6 ). По этому закону, давший Богу обет назорейства на известное определенное время не должен в продолжение этого времени, между прочим, стричь волосы на голове своей; по окончании же времени обета, назорей должен принести при скинии (а по построении храма – при храме) узаконенную жертву, остричь голову и волосы сжечь на огне своей жертвы; этим снимается с него обет назорейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не соглашаться с таким чтением этого стиха нет никаких оснований уже в силу одной авторитетности разделяющих его кодексов и переводов; напротив, такое именно чтение должно быть принято за несомненное в виду других параллелей. В Рим.16:3  также на первом месте стоит Прискилла, а на втором Акила (σπσασθε Пρσκαν κα κλαν); точно такой же порядок этих имен удержан и в 2Тим.4:19 : σπασαι Пρσκαν κα κλαν. И во всех этих трех местах совершенно нет никаких грамматических нужд к такому именно порядку расположения имен. Таким образом, если исключить Деян.18:2  и 1Кор.16:19 , где имя Акилы стоит ранее Прискиллы решительно во всех кодексах, переводах и изданиях, то окажется, что во всех остальных четырех случаях, где встречаются в Новом Завете эти два имени вместе 38 , обыкновенно Прискилла стоит ранее Акилы. Следовательно, такая расстановка этих имен в Деян.18:18  является не намеренно исключительной, а обычной по отношению к этим именам со стороны и св. Дееписателя и самого Апостола Павла. Причину такого предпочтения жены перед мужем вопреки литературным обычаям древности нужно полагать скорее всего в личных качествах этой христианки, которая, возможно, превосходила своего мужа и христианской образованностью и степенью благовестнической ревности по распространению св. веры 39 . Таким образом самый текст ясно свидетельствует, что сообщение об острижении волос относится к Апостолу Павлу. Но и кроме этого есть еще основания, по которым нельзя относить этого сообщения к Акиле. Если бы Акила принял на себя обет назорейства 40 , то в силу вполне определенного и строгого постановления Моисеева законодательства он непременно должен был бы отправиться в Иерусалим и там, в храме, принести положенные жертвы, остричь свои назорейские волосы и сжечь их на огне под мирной жертвой 41 . Между тем АкилаПрискиллой), как известно, из Кенхрей отправился вместе со св. Павлом в Ефес, где и оставался в течение всего времени пребывания Апостола в Иерусалиме. Наконец, допустив, что обет действительно был принят Акилой, а не Апостолом Павлом, приходится недоумевать: почему св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

На основании таких именно соображений некоторые толкователи и полагают, что в Кенхреях остриг голову по обету Акила, а не Апостол Павел 491 . – Но вникая в дело ближе, нельзя не заметить всей натянутости такого толкования этого места. Конечно, для понимания смысла того или другого места имеет важное значение грамматическое отношение слов и понятий. Но кто станет спорить, что логическая связь гораздо важнее грамматической? Пусть κειρμενος стоит непосредственно после κλας; но стоит только прочитать весь стих сразу, – и станет очевидным, что это прилагательное по внутреннему смыслу, по логи- —29— ческой зависимости, относится к Παλος, хотя последнее и стоит в самом начале стиха. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братьями и отплыл в Сирию и с ним Акила и Прискилла, остригши голову в Кенхреях – читая даже только один этот стих, не говоря уже о всей XVIII-й главе, невольно сознается, что главное лицо этого рассказа – св. Павел, средоточие всех этих событий и фактов, что все это – рассказ о нем; и если здесь упоминается об Акиле и Прискилле, то как бы мимоходом, как о лицах второстепенных, имеющих значение единственно только постольку, поскольку они находятся возле Ап. Павла. Поэтому совершенно уместно и вполне согласно с действительным смыслом этого места славянский и русский переводы выделяют замечание св. Луки об Акиле и Прискилле (и с ним Прискилла и Акила) из этого отдела посредством скобок, как вставочное предложение. – Что же касается мнимой преднамеренности св. Дееписателя чрез особенный порядок имен Акилы и Прискиллы указать на внутреннюю связь κειρμενος с κλας, то приводимое в пользу этого соображение могло бы иметь силу только в том случае, если бы подобный распорядок встречался только однажды или – если бы повторялся, то в аналогичных же случаях. На самом же деле такие древнейшие кодексы, как Ν. А. В. Е. 13. vulg. copt. aeth 492 не далее, как в 26 стихе той же главы Деяний, читают имена Акилы и Прискиллы в том же порядке, как они поставлены в 18 стихе: κοσαντες δε ατο (Аполлоса) Πρισκλλα κα κλας, προσελαοντο ατν.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 18 Павел в Коринфе (1–17). Отплытие его через Ефес в Иерусалим (18–23). Начало третьего апостольского путешествия (22–23). Аполлос Александрианин (24–28) Деян.18:1 .  После сего Павел, оставив Афины, при­шел в Коринф;: «Коринф» – знаменитейший в древности, большой торговый и богатый город, на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, с двумя гаванями на восточной и западной стороне, резиденция в то время римского правителя – проконсула. Деян.18:2 .  и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно при­шедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий по­велел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; «Иудей», именем «Акила», и жена его «Прискилла», – вероятно, еще не были тогда просвещены верою Христовою, и Павел остановился у них благодаря не одинаковости веры, а одинаковости ремесла. Впрочем, вероятно, вскоре все они были обращены в христианство апостолом (см. Деян.18:26 ). «Акила» – греческое произношение латинского имени Аквила; каково было еврейское имя его, неизвестно. «Родом Понтянина» – жителя Мало-Азийской провинции Понта, примыкавшей к Черному морю. Об изгнании иудеев из Рима, по указу императора Клавдия, говорит римский историк Светоний (гл. 25 жизнеописания Клавдия), сообщая, что поводом к этому были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, выдававшим себя за Христа. Когда, по смерти Клавдия, многие из изгнанных иудеев стали возвращаться опять в Рим ( Деян.28 и д.), и Акила с Прискиллою поступили также ( Рим.16:3 ). «Прискилла» – уменьшительное имя от латинского «Приска». Деян.18:3 .  и, по одинаковости ремесла, остал­ся у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. «Делание палаток» – для путешественников, для военных надобностей и т. п. – было довольно обычным и выгодным ремеслом. Павел был обучен ему – по обыкновению того времени обучать детей своих какому-либо ремеслу, хотя бы это были дети богатых родителей, чтобы обеспечить им полную независимость в средствах пропитания. На эту независимость много раз ссылается Павел, как на одно из немаловажных условий успеха своей проповеди ( Деян.20:34 ; 1Кор.4:12 ; 1Сол.2:9 ; 2Сол.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Однажды они целою толпою напали на Павла и повлекли его к проконсулу Галлиону, требуя у него суда над Павлом. Но Галлион, узнав, что причиной нападения на Павла служат религиозные споры, отказался разбирать их дело и отогнал от судилища, а Эллины даже побили начальника синагоги Сосфена, вероятно, настойчивее других требовавшого суда над Апостолом. Таким обра­зом, по слову Христа Апостол не потерпел от Иудеев никакого вреда.     12) При удалении из Коринфа в Сирию Павел берёт с собою Прискиллу и Акилу; причём дееписатель замечает, что он по обету остриг голову в Кенхреях (пристань города Коринфа). Но кто именно остриг голову, Павел ли или Акила, Греческий текст не даёт точного указания и толкователи, а равно и переводчики, различно понимают: одни относят к Павлу — так как речь везде идёт о Павле; другие — к Акиле, потому что писатель имя Акилы ставит здесь после Прискиллы, и дальше упоминает о подобном же острижении главы Павлом. Наш Русский перевод, вслед за блаженным Августином и большинством толко­вателей относит к Павлу, и имена Прискиллы и Акилы ставит в прежнем порядке: Акила и Прискилла, взяв их с скобки. Но здесь важнее вопрос о том, какой именно обет исполняет Павел или Акила, остригши голову, и как он мог выполнить его в Кенхреях, когда все обеты выполнялись в Иерусалиме и заканчивались принесением установленной жертвы и сожжением обетовых влас? Почти все согласны, что этот обет был обет Назорейства (Числ. 6).    Что апостол Павел (или хотя бы даже Акила), будучи Христианином, даёт обет по Иудейскому Закону, это нисколько не удивительно, так как мы далее видим Апостола исполняющим обеты Иудейства (19:23). Апостолы вообще не считали себя вправе отменять законы Иудейства для себя — хотя сами же освобождали язычников от исполнения их. Как исполнил апостол свой обет в Кенхреях, это составляет предмет споров: должен ли он был прервать свой обет и начать новый согласно требованию Закона (Числ. 6:9), или кончил дни обета и, ост­ригши волосы, предположил принести установленныя жертвы в Иерусалиме, что вероятно и сделал, когда, по совету иерусалимских пресвитеров, пригласил к участию в исполнении обета 4-х Назореев и принёс за них жертвы (Деян. 21и далее). Такое завершение обета в Кенхреях было тем необходимее, что Апос­тол собирался сесть на корабль и отплыть в Сирию, а в пути он невольно мог сделаться нарушителем обета и лишиться награды Назорейства. Мы не знаем, можно ли было и как можно было прекратить обет вне Иерусалима; но легко можем здесь предположить, что дававший обет мог окончить его во всякое время, когда оканчивался срок; следующия же по обету жертвы и возношения при­нести в Иерусалиме, в бытность свою там, уже не скоро после обета, и может быть так же, как совершает это Павел, с участием в обете других.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

247 Хрест – довольно распространенное имя среди римских рабов, однако в иудейской среде оно не встречается. Многие ученые видят в этой краткой информации, представленной Светонием, первое упоминание о христианах в Риме. Их появление внутри иудейской общины могло сопровождаться конфликтами (подобными тем, которые описывает Лука в связи с миссией Павла в иудейской среде), что и послужило для Клавдия поводом изгнать иудеев из Рима. Лука никоим образом не увязывает информацию об изгнании иудеев из Рима с появлением там христиан: πυ его свидетельству, Клавдий повелел удалиться из Рима именно иудеям, а не христианам из иудейской среды. В то же время вполне вероятно, что Акила и Прискилла были уже христианами на момент прибытия Павла в Коринф (иначе Лука упомянул бы об их обращении Павлом), А это значит, что они могли быть изгнаны из Рима, уже будучи христианами, и что само изгнание могло иметь связь с конфликтами внутри иудейской общины после появления в ней последователей «Хреста». 248 Иудеи в Римской империи нередко подвергались гонениям, погромам и разного рода ограничениям. Дион Кассий упоминает о том, что Клавдий запретил им проводить собрания в синагогах, специально отметив, что полностью изгнать их из Рима было бы сложно из-за того, что их было слишком много. 249 Нельзя исключить, однако, что это решение Клавдия могло быть мерой, которая предшествовала изгнанию иудеев из Рима, упоминаемому у Светония н в Деяниях. Гармонизация трех разных свидетельств о политике Клавдия в отношении иудеев представляет предмет неумолкающих споров среди ученых. 250 Как бы там ни было, и Светоний, и автор Деяний стоят по времени гораздо ближе к описываемым событиям, чем Дион Кассий; следовательно, их информация заслуживает большего доверия. Акила был no происхождению иудеем и уроженцем Понта – области, упоминаемой в Деяниях лишь однажды в рассказе о сошествии Святого Духа на Пятидесятницу ( Деян. 2:9 ). Каким образом он перебрался в Рим, мы не знаем, К моменту написания Павлом Послания к Римлянам Акила и Прискилла были уже снова в Риме (Рим, 16:3–4), следовательно, их пребывание в Коринфе было временным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однажды они целой толпой напали на Павла и повлекли его к проконсулу Галлиону, требуя у него суда над Павлом. Но Галлион, узнав, что причиной нападения на Павла служат религиозные споры, отказался разбирать их дело и отогнал от судилища, а эллины даже побили начальника синагоги Сосфена, вероятно, настойчивее других требовавшего суда над апостолом. Таким образом, по слову Христа апостол не потерпел от иудеев никакого вреда. 12) При удалении из Коринфа в Сирию Павел берёт с собой Прискиллу и Акилу; причём дееписатель замечает, что он по обету остриг голову в Кенхреях (пристань города Коринфа). Но кто именно остриг голову, Павел ли или Акила, греческий текст не даёт точного указания и толкователи, а равно и переводчики, различно понимают: одни относят к Павлу – так как речь везде идёт о Павле; другие – к Акиле, потому что писатель имя Акилы ставит здесь после Прискиллы, и дальше упоминает о подобном же острижении главы Павлом. Наш русский перевод, вслед за блаженным Августином и большинством толкователей относит к Павлу, и имена Прискиллы и Акилы ставит в прежнем порядке: Акила и Прискилла, взяв их с скобки. Но здесь важнее вопрос о том, какой именно обет исполняет Павел или Акила, остригши голову, и как он мог выполнить его в Кенхреях, когда все обеты выполнялись в Иерусалиме и заканчивались принесением установленной жертвы и сожжением обетовых влас? Почти все согласны, что этот обет был обет Назорейства ( Чис.6 ). Что апостол Павел (или хотя бы даже Акила), будучи христианином, даёт обет по иудейскому Закону, это нисколько не удивительно, так как мы далее видим апостола исполняющим обеты иудейства ( Деян.19:23 ). Апостолы вообще не считали себя вправе отменять законы иудейства для себя – хотя сами же освобождали язычников от исполнения их. Как исполнил апостол свой обет в Кенхреях, это составляет предмет споров: должен ли он был прервать свой обет и начать новый согласно требованию Закона ( Чис.6:9 ), или кончил дни обета и, остригши волосы, предположил принести установленные жертвы в Иерусалиме, что вероятно и сделал, когда, по совету иерусалимских пресвитеров, пригласил к участию в исполнении обета 4-х Назореев и принёс за них жертвы ( Деян.21:23 и далее). Такое завершение обета в Кенхреях было тем необходимее, что апостол собирался сесть на корабль и отплыть в Сирию, а в пути он невольно мог сделаться нарушителем обета и лишиться награды Назорейства. Мы не знаем, можно ли было и как можно было прекратить обет вне Иерусалима; но легко можем здесь предположить, что дававший обет мог окончить его во всякое время, когда оканчивался срок; следующие же по обету жертвы и возношения принести в Иерусалиме, в бытность свою там, уже не скоро после обета, и может быть так же, как совершает это Павел, с участием в обете других. Третье путешествие апостола Павла. Пребывание его в Ефесе

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010