Когда мы ссоримся с дурными людьми, то бывает тоже, что с человеком, который бьет другого лежащего в грязи; он пачкает себя самого, касаясь грязи своими руками. Помня все это, — увещеваю вас, — будем избегать этого зла, будем иметь благоречивый язык, чтобы, соблюдая себя чистыми от всякой укоризны, мы могли безопасно провести настоящую жизнь и сподобиться благ, обетованных любящим Бога, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 40 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету» (Деян. 18:18).   Преимущества Христова крещения пред Иоанновым. — Значение любви. — Действия любви.   1. Смотри, как закон потерял силу; смотри, как они стеснялись совестью. Острижение головы по обету было иудейским обычаем; следовало при этом принести и жертву, которая не была (принесена) после того, как били Сосфена. (Павлу) надлежало удалиться, потому он и поспешает. Не смотря на просьбу « побыть у них » в Ефесе, не соглашается (ст. 20). Для чего же он опять идет в Антиохию? « Побывав в Кесарии », говорит (писатель), « он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию » (ст. 22). Он питал к этому городу особенную любовь — это человеческое чувство, потому что здесь ученики стали называться христианами; здесь он был предан благодати Божией; здесь он успешно окончил дело касательно учения (об обрезании). Сам отправился в Сирию, а спутников своих оставил в Ефесе, вероятно, для того, чтобы они здесь учили, так как, находясь при нем столько времени, они многому научились, — только от иудейского обычая он еще не отклонил их. Итак, вот и жена действует и учит подобно мужам. Идти в Азию он затруднялся, думаю, по каким–нибудь настоятельным нуждам. Смотри, как он, не смотря на просьбу — остаться здесь, не согласился, потому что спешил отправиться (в Иерусалим). Впрочем оставил их не просто, но с обещанием, а как именно, послушай.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Краткий визит в Эфес, город, которому суждено будет стать важным миссионерским центром во время следующего путешествия Павла (19:1–41), завершает его второе миссионерское путешествие. 18 То, что Павел остриг голову по обету, имеет отношение, возможно, к установлениям о назорействе (см.: Чис. 6:1–21 ), поскольку известно, что данный обет практиковался среди ранних христиан ( Деян. 21:23–26 ). Такой обет приносился в благодарность за избавление от опасности (9,10) и внешне проявлялся в острижении волос с головы. Так, в рамках соответствующих культурных традиций, Павел, по–видимому, выразил свою благодарность Богу. 19 Как обычно, по прибытии в Эфес Павел вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями (несмотря на обещание в 18:6). О миссионерской стратегии Павла см.: 13:5 и 46. 20 На сей раз Павел, несмотря на просьбы задержаться, не смог пробыть здесь долго. 21 Его слова (…ас вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу) исполнились во время третьего путешествия апостола (см. ниже). 22 Таким образом, вернувшись в Антиохию, Павел завершил свое второе миссионерское путешествие. 18:23 – 20:12 Третье путешествие и решение идти в Иерусалим 18:23–28 Прискилла, Акила и Аполлос. Рассказ о третьем путешествии Павла начинается с краткого отступления о Прискилле и Акиле, оставшихся в Эфесе после того, как Павел вернулся в Антиохию (19–22). 23 Так же как и второе путешествие, это начинается с похода через страну Галатийскую и Фригию (ср.: 16:6). Как и раньше, путешествие предпринималось вначале с пастырской, а не с миссионерской целью: Павел проходил эти страны, утверждая всех учеников. 24 Город Александрия в Египте числился среди важнейших городов Римской империи. Большая еврейская диаспора Александрии, которая прославилась своей ученостью, породила выдающийся греческий перевод Ветхого Завета, получивший название Септуагинта, и дала великого философа Филона. Аполлос, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, воспринимал себя, по всей видимости, в рамках этой традиции. 25 Аполлос, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, и хотя он был наставлен в начатках пути Господня, но не имел полного представления о нем, зная только крещение Иоанново.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Крещение сопровождалось всегда священнодействием возложения рук, сообщавшим Святаго Духа. Таинство это продолжается в церкви и по ныне, как мы уже заметили, под названием Миропомазания или Конфирмации. Болезни роста христианства: влияние язычества, безбрачие, девство, языческий суд и пр. Павел оставался в Ефесе два года 417 и жил у Акилы и Прискиллы. 418 В продолжении первых трех месяцев, он небезбоязненно проповедовал в синагоге, но видя, что Иудеи упорствуют и не веруют, он составил отдельную общину и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна. Слух о проповеди его пронесся по всей Азии и все жители как Иудеи так и язычники услышали о Господе Иисусе. В Ефесе написал Павел свое первое послание к Коринфянам. Во время пребывания Павла в Палестине, Галатии и Фригии прибыл в Ефес Иудеянин, именем Аполлос, родом из Александра, муж красноречивый и сведущий в писании. Он принял только крещение Иоанново, но был наставлен в начатках в пути Господни и, горя духом, говорил и учил о Господе Иисусе правильно, почему, по прибытии своем в Ефес, начал сильно говорить в синагоге. Акила и Прискилла услышав его, привели в дом свой и подробнее объяснили ему учение Иисуса Христа. Аполлос, по убеждению братии, решился идти в Ахаию с письмами от Акили и Прискиллы к верующим в Коринфе. 419 По прибытии своем в этот город, Аполлос был весьма полезен для верующих и всенародно опровергал Иудеев, доказывая из писаний, что Иисус есть Христос. Вскоре однако в церкви Коринфской образовались различные партии. Одни выдавали себя за учеников Аполлоса, другие – за учеников Павла или Петра, а некоторые за учеников Самого Иисуса Христа, без посредства кого-либо из Апостолов. Верующие из домашних Хлои 420 известили Павла об этом разделениии, а некоторые даже писали ему, спрашивая разрешения различных вопросов. 421 Апостол написал к ним. Сначала он упрекает их за разделение. 422 «У вас, говорят: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? разве Павел распался за вас? или во имя Павла вы крестились?.. Когда один говорит: я Павлов, а другой, – я Аполлосов: то не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, 423 но возрастил Бог. Посему насаждающий и поливающий ничто; а все Бог возвращающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим; многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились ( Дeяh. XXIII, 7, 8 ). И пробыл св. Павел в Коринфе полтора года, поучая Коринфян слову Божию. Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, иудеи единодушно напали на Павла (за его благовестие о Христе) и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал приведшим к нему Апостола: «Иудеи! Если бы какая нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спорь об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом». И прогнал их от судилища. После сего все еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги (вероятно, он был преемник Криспа по заведывании синагогой, или может быть он начальствовал в другой синагоге, так как в Коринфе много жило иудеев, которые, конечно, имели несколько синагог), били его пред судилищем, и Галлион ни мало не беспокоился о том ( Дeяh. XXIII, 12–17 ). Вероятно, иудеи своими жалобами беспокоили не раз уже правителей Ахаии, а потому Галлион, желая наказать беспокойных евреев, не обращал должного внимания на побоища подобного рода. Ап. Павел после этого случая, пробывши довольно дней, простился с братьями (учениками) Коринфской церкви и отплыл (из Коринфа) в Сирию; с ним отправились Акила и Прискилла и, вероятно, Сосфен, принявший христианскую веру от св. Павла, из опасения новых оскорблений от врагов христианства, отправился к Апостолу и жил при нем; по крайней мере сопребывание Сосфена с ап. Павлом в Ефесе не подлежит сомнению. Из этого города в 55 году апостол Павел написал свое первое послание к Коринфянам и в этом послании приветствует Коринфских христиан и от имени, их согражданина, Сосфена. «Павел, волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа и Сосфен, брат церкви Божией, находящейся в Коринфе… Благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (I Коринф. I, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Между верующими в Фессалонии были также лжебратия, которые старались жить не трудясь, а за счет общины, но жизнь таковых не согласовалась с правилами евангельскими. Павел начертал возлюбленным чадам своим правила, как поступать с этими преступными. Не должно поддерживать их в праздности, но заставлять трудиться, а не разделять с ними своего хлеба; преступных братьев этих не должно считать врагами, но должно вразумлять их; а если не последуют добрым советам, то с ними не сообщаться и тем заставить понять, что они недостойны принадлежать к христианской общине. 410 Павел настойчиво повторяет закон о трудолюбии, в котором сам он подавал пример и оканчивает тем, что просит фессалонийцев хорошенько заметить подпись его, чтобы не могли их обманывать подложными посланиями. 411 После полуторогодового пребывания в Коринфе, Павел отправился в Кенхреи, 412 в пристань того города, чтобы оттуда отплыть в Сирию. Акила и Прискилла в то же время оставили Коринф и отплыли к берегам Азии. В Кенхреи Павел остриг свои волосы, но обету, данному им согласно закону Моисееву. 413 Закону этому он не хотел подчинять язычников; но сам, подобно прочим Апостолам, полагал, что Иудеи должны подчиняться предписаниям закона во всем, что только могло согласоваться с учением евангельским. 414 Благочестивый Иудеянин мог оставаться верным закону Моисееву и веровать во Иисуса Христа. Учение Павла ни в чем не отличалось от учения Петра и Иакова Иерусалимского. Мы заметили уже, что он даже обрезал Тимофея, рожденного от еврейки, и увидим, как в Иерусалиме сам подвергнется законным очищениям. Павел прибыл в Ефес 415 и оставил там Акилу и Прискиллу. Он вошел в синагогу, где рассуждал с Иудеями. Его убеждали пробыть долее в этом город, но он не согласился и простился с братьями, обещав к ним возвратиться. Оставив Ефес, Павел отплыл в Кесарию, исполнил обет свой в Иерусалиме и отошел в Антиохию. Через некоторое время отправился оттуда и проходил Галатию и Фригию, утверждая всех учеников в вере. Затем пошел в Ефес, 416 где нашел учеников около двенадцати, получивших только крещение Иоанново. Подобно учителю своему, Предтечи, они веровали, что Мессия пришел, но учение Его не было им передано. Павел спросил их: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав»? Они же отвечали ему: «Мы даже не слыхали есть ли Дух Святый». «Во что же вы крестились? – спросил их опять Павел и они отвечали: «В Иоанново крещение». «Иоанн, сказал Павел, крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они последовали наставлению Павла и крестились во имя Господа Иисуса, и когда Павел возложил на них руки, снизошел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

На основании этого и других древних памятников, касающихся диаконисс, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что их служение не было полностью идентично служению диаконов-мужчин: функции диаконисс сводились прежде всего к помощи епископу в тех случаях, когда он имел дело с женщинами, будь то при крещении или в иных ситуациях. Поэтому нет достаточных оснований утверждать, как это делают некоторые ученые, что Фива-диаконисса занимала какое-то исключительное положение в своей церкви и пользовалась особым авторитетом, в том числе в богословских вопросах. 317 Роль диаконисс была, как правило, вспомогательной, и их служение было обращено исключительно к женской части общины. 318 Это служение могло включать предкрещальную катехизацию женщин, и вряд ли учительная роль диаконисс простиралась дальше этого. Нет никаких сведений о том, чтобы диакониссы в ранней Церкви читали Священное Писание за богослужением или произносили проповеди. 319 В то же время мы должны подчеркнуть, что все сведения об обязанностях диаконисс могут быть почерпнуты нами только из позднейших источников. О том, чем занимались диакониссы времен Павла, у нас информации нет, а проецировать более поздние источники на более раннюю ситуацию всегда опасно. Павел называет Фиву словом προσττις, которое в Синодальном переводе передано как «помощница», но может означать также «покровительница». Возможно, она обладала достаточными материальными ресурсами, чтобы оказывать помощь Павлу и членам местной общины. Вслед за Фивой Павел упоминает двух лиц, о которых нам известно из книги Деяний: Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь ( Рим. 16:3–4 ). В Деяниях об Акиле и Прискилле говорится как о супружеской паре, изгнанной из Рима императором Клавдием и временно поселившейся в Коринфе. Они были изготовителями палаток, и Павел «пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал» ( Деян. 18:1–3 ). В Первом Послании к Коринфянам упоминаются «Акила и Прискилла с домашнею их церковью» ( 1Кор. 16:10 ), что указывает на их пребывание в Коринфе. К моменту написания Павлом Послания к Римлянам они, судя по всему, были снова в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Наконец, заканчивает послание приветствиями и благожеланием. 4:19–21. Акила и Прискилла, это те лица, о которых часто упоминает Апостол, у которых он жил в Коринфе, и в Ефесе, и в Риме, теперь же, вероятно, поселились навсегда в Ефесе. Приветствие апостольское было для них немалым утешением, служило доказательством почтения и любви его к ним, и доставляло им великую благодать (Златоуст). Приветствием дома (семьи) Онисифора, святой Павел выражает свою благодарность за подвиг главы дома (см. гл. 1:16). Извещает Тимофея, что сопутствовавшие ему Ераст, остался в Коринфе, а Трофим заболел дорогой, и потому оставлен у братии в Милите. Приглашая Тимофея к себе в Рим, святой Павел дополняет это приглашение: постарайся прийти до зимы, чтобы где-нибудь не задержаться в дороге. После этого шлет приветствия Тимофею от римских братий: от Еввула, Пуда, по преданию сенатора римского, и его супруги Клавдии. В доме их была церковь христианская, называемая Пастырской, от Лина – первого епископа после Апостолов, и всех других братьев – христиан римских. 4:22. «Нет ничего лучшего такого благожелания. Не скорби, говорит, что я нахожусь далеко от тебя и томлюсь в узах, Господь с тобою. И не сказал: «с тобою», но с духом твоим, иначе Бог и не может быть с нами» (Златоуст). Все толковники в словах сих, видят указание на благодать Святого Духа. Этой духовной благодати святой Павел желает, и просит у Бога, и для всех верующих в Господа Иисуса – благодать с нами (а не с вами). Так читают эти слова святые Златоуст, Феодорит и другие восточные толковники. Аминь. Мученическая кончина святого Апостола Павла Рим 66 год Июнь Получил ли святой Павел свою старую фелонь и книги, и особенно, дорогие ему пергаментные (кожаные) свитки? Прибыл ли к нему и сам Тимофей? Никто не может ответить на это. Где-нибудь опять собрался суд судить святого Павла в присутствии тесной толпы любопытных, или враждебных ему иудеев и язычников. Дело его было разобрано еще раз, по случаю его второй защиты, или второго изложения обвинения против него. И на этот раз большинство заседателей опустили в голосовальную урну табличку осуждения, и председательствующий судья произнес приговор – «На обезглавление», так как узник , хотя и обвинялся в приверженности к опасному и незаконном у суеверию, был все-таки римский гражданин.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Но не только среди иноплеменников, но и в среде многих образованных евреев, живших в рассеянии, великие события, имевшие место в Иерусалиме, оставались 25 лет спустя неизвестными. Так, в главе 19-й Деяний мы читаем следующее: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в писаниях, пришел в Эфес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, говоря духом говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоаново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискила приняли его и точнее объяснили ему путь Господень». (18:24–26). Обращение Аполлоса следует отнести к середине 50-х годов, т. е. ко времени после бегства Акилы из Рима, бегства, вызванного эдиктом императора Клавдия об изгнании евреев из Рима. Далее, во главе 19-ой Деяний (19:2–5) читаем, что апостол Павел, прибыв во время третьего своего путешествия (54–58 г. г.), в Эфесе и, найдя там «учеников», спросил их: приняли-ли вы Св. Духа уверовав? Они отвечали: «мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой?». «Во что-же вы крести­лись?» – спросил их Павел. «В Иоаново крещение», отвечали они. Таким образом, ни ученый Алоллос, ни эфесские ученики, об учении Христа по-видимому еще не слышали. Поэтому едва ли приходится удивляться тому, что у нехристианских писателей того времени или вовсе не встречаются, или встречаются очень редко упоминания о личности Спасителя, и что все те сведения, которыми мы располагаем об Его земной жизни и о первоначальном распространении Его учения, почерпаются нами исключительно из книг Нового Завета. Лишь в конце 1-го и начале 2-го веков впервые появляются в светской литературе краткие и отрывочные сведения об Основателе нашей религии и о христианах, сведения, почерпнутые не из христианских источников, которые нехристианским писателям до второй половины 2-го века были еще неизвестны, а из других источников, официального или частного характера, или из личных наблюдений самих авторов над последователями нового учения. Понятно, что подобные свидетельства всегда привлекали к себе особое внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа было преуготовано ревностным служением святого Иоанна Предтечи, который проповеды-вал крещение покаяния всему народу Израильскому ( Деян.13:24 ). Как мы знаем, к Иоанну Крестителю на Иордан приходило много различных людей. Большинство даже почитали именно его за обещанного Богом Мессию. Но святой Иоанн говорил на это: я не тот: но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах ( Деян.13:25 ). От Иоанна Аполлос был наставлен в Божественной правде. И теперь он начал смело говорить в синагоге. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу восклицает: «Вот и ученые мужи начинают проповедовать!.. Видишь ли успех проповеди!» Аполлос провозглашал жизнь по заповедям Господним. Он и сам строго следовал тому, ведя праведную и благочестивую жизнь, не впадая ни в какие крайности, которых много было в современном ему мире. Но одного благочестия для спасения было мало. Хотя неполнота знания и учения Аполлоса не мешали ему говорить о Господе правильно. Да он и сам был готов вместить всем сердцем учение Христово во всей полноте. Потому, услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Перед Аполлосом открылось более полное и обстоятельное познание об учении и делах Господа нашего Иисуса Христа. Хотя здесь конкретно не указано, но, скорее всего, именно тогда, просветившись до глубины души светом Христовым, Аполлос принял Таинство Святого Крещения, и на него сошла благодать Святого Духа. Теперь он стал действительным проповедником Христовым. Как свидетельствует сегодняшнее Апостольское чтение, когда Аполлос вознамерился идти в Ахаию, то братия послали его к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью; ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Деятельность Аполлоса в Ахаии была очень плодотворной. Об этом, в частности, говорил апостол Павел в Послании к коринфянам: Я насадил, Аполлос поливал ( 1Кор.3:6 ). Его проповеди пользовались огромным успехом, потому что помимо красноречия и вдохновения, он обладал и хорошим знанием Священного Писания, мог цитировать большие отрывки из Библии, давал толкования на ветхозаветных пророков, доказывая исполнение их пророчеств в Господе нашем Иисусе Христе. Аполлос не боялся выступать против вождей иудейских, отстаивая Божественную правду. Впоследствии, как мы знаем из церковной истории, он был епископом в Смирне, в Малой Азии, и много потрудился в распространении христианской веры в этом регионе.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Однако, это свидетельство Светония весьма важно, как содержащее упоминание о Христе, а также потому, что помогает нам установить данные апостольской хронологии. Это произошло в 52 г. христианской эры. Акила это греческое произношение латинского имени Аквила, а Прискилла — уменьшительное от латинского имени Приска. Оба супруга были обращены святым Павлом к вере во Христа, видимо, несколько позже, ибо он остановился у них лишь «по одинаковости ремесла». У евреев было в обычае, даже у богатых, обучать детей какому-нибудь ремеслу, чтобы сделать их ни от кого не зависимыми в отношении содержания. Делание палаток для путешественников, для военных лагерей было довольно выгодным ремеслом. Послания показывают нам несколько раз, что Павел был очень счастлив, имея возможность приобретать себе средства к жизни собственным трудом, никого не обременяя, (например, в 1 Кор 4:12и др.). Деян.18:4. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. Деян.18:5. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Деян.18:6. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.    Каждую субботу Павел беседовал в синагоге, убеждая в истине евангельского учения, как природных иудеев, так и эллинов, то есть прозелитов. Очевидно, здесь Павел встретил большое противодействие своей проповеди, ибо он «понуждаем был духом», выражение, указывающее на большое духовное напряжение проповедника. Противление иудеев проповеди Павла дошло, наконец, до открытого злословия в синагоге. Тогда Павел решил прервать всякие сношения с коринфской синагогой и обратился к коринфским язычникам. Отрясши одежды свои, что равносильно отрясению праха от ног своих, в знак окончательного разрыва, он сказал: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам», то есть за ваше неверие и упорство на вас обрушатся, как наказание Божье, страшные кровавые бедствия, но я за это не ответствен: я проповедал вам единственный путь, которым вы могли избегнуть этого наказания — путь евангельской истины, вы не пошли по нему, вы и виновны в этом и ответственны, а не я.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010