Предчувствие не обмануло отца Аифала. В поезде его ограбили, а потом на полном ходу вытолкнули из вагона. Железнодорожники подняли окровавленного человека и удивились, что его немеющие губы не переставая шепчут имя Божие. Через несколько часов отец Аифал скончался в больнице. Погребение было совершено по монашескому чину. Родился 15 октября 1890 года в Белоруссии, в селе Петриково Копатновнического района в крестьянской семье. В начале XX века был монахом Оптиной пустыни . О датах и обстоятельствах пострига и рукоположения сведений не сохранилось. В 1917–1921 годах служил медфельдшером в Красной армии. В 1921–1923 годах работал медфельдшером в Серпухове, в 1923–1927 годах — в городе Курске. В 1928 году был арестован и Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58–10 УК РСФСР приговорен к трем годам высылки в Сибирь. По амнистии срок сократили на одну четверть. 23 февраля 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был лишен права проживания в шести областях с прикреплением на три года. 3 августа 1931 года был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. В 1930–1931 годах служил иеромонахом в Спасо-Преображенской церкви города Курска. Неизвестно, служил ли отец Андрей штатным клириком, однако в следственном деле указано, что он " иеромонах сергиевской ориентации " , лишен избирательных прав. 29 ноября 1931 года был арестован. 16 апреля 1932 года тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области вынесла обвинительный приговор: " Являлся активным членом церковно-монархической контрреволюционной организации, через монашек распространял контрреволюционную пропаганду " . Виновным себя не признал. По статье 58–10 Ч. 2, 11 УК РСФСР приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей (групповое " дело " Ревнителей церкви " 1932 года " . В 1932–1933 годах находился в Белбалтлаге. В 1934–1937 годах проживал в селе Хобацкое Краснохолмского района Калининской области, где работал фельдшером в Хобацком медпункте. 16 апреля 1937 года снова был арестован. 13 сентября 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области вынесено обвинение: " Активный участник контрреволюционной фашистско-монархической организации " (групповое " дело " епископа Григория (Лебедева) и фашистско-монархической организации " 1937 года " ). По статье 58–10, 58–11 УК РСФСР был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Волхв тотчас приказал, распростерши святого нагим на земле, крепко бить его суковатыми палками; и его били по всему телу так, что земля обагрилась кровью его. Мучитель, поставив его снова пред собою, после продолжительных побоев, сказал: – Акепсим! где твой Бог? – Пусть Он придет теперь и избавит тебя из моих рук. Святой отвечал: – О, пребеззаконный! Бог мой вездесущ. Он наполняет небо и землю и имеет силу избавить меня из твоих рук. Но я умоляю Его благость не о том, чтобы Он избавил меня от причиняемых тобою мучений, но о том, чтобы ниспослал мне терпение среди мучений, дабы, претерпев до конца, я мог бы наследовать венец жизни. Какой же муки и смерти достоин ты, восстающий на Бога Живого, ты, – земля и пепел? – Поистине ты достоин того, чтобы сгореть в огне, которому поклоняешься теперь как богу, – чтобы бог твой вечно жёг тебя. Князь волхвов, слыша это, пылал гневом и повелел обложить святого тяжелыми железными оковами и заключить в темницу. Поутру на другой день был взят пресвитер Иосиф 7062 , семидесяти лет от роду, также и диакон Аифал 7063 , оба – мужи праведные и святые, ревность которых о Боге была подобно обоюдоострому мечу, посекающему безбожие. Они были приведены к нечестивому волхву, и он, гордо посмотрев на них, сказал: – О, погибшие люди! зачем, обходя простых людей, вы обольщаете их вашим неправедным учением? Пресвитер отвечал: – Мы не обольщаем людей, но обращаем их от обольщения к истинному Богу, Который есть Господь и Создатель солнца и огня и всех видимых и невидимых тварей; а праведно наше учение потому, что оно учит об Едином Праведном Боге. Волхв сказал: – Какое учение более справедливо: то ли, которого держатся царь и все его воеводы, или то, которому следуют люди худые, отверженные, нищие и ничтожные – как ты? Пресвитер отвечал: – Точно, мы худые и отверженные люди в сем мире, ибо Господь наш оказывает благоволение пребывающим не в гибельных для души богатствах и гордости житейской, но в нищете и смирении нашем; по этой причине многие из нас добровольно делаются нищими и смиренными, раздав свое имение в руки убогих, за что мы надеемся получить награду сторицею от нашего Господа. И если бы мы упражнялись в собирании богатств, то, трудясь своими руками, обогатились бы более, чем ты, не делающий ничего, а только поглощающий плоды чужих трудов и с притеснением отнимающий имение других людей, убогих; для нас же достаточно нашего труда, чтобы и самим питаться, в меру надобности, и питать более слабых братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» ( Лк.12:2 ). Что это, грозное предостережение для меня? Скорее, это ободрение моих трудов по выздоровлению. Для меня слова Господа — призыв к дальнейшему духовному росту. Значит, мне нужно продолжать трудиться над своим сердцем и умом. Нередко меня одолевают мрачные мысли о своей никчемности, подступает саможаление, а иногда черные тучи неверия закрывают небосклон. Но вот что еще я услышал сегодня на Божественной литургии: «Не пять ли малых птиц продаются за два и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих малых птиц» ( Лк.12:6-7 ). И даже если я не чувствую радости и вдохновения, если дьявольские мысли о нелюбви Бога ко мне навязчиво лезут мне в голову, я стараюсь не поступать по-старому. Прежде было два варианта: либо принять эти мысли, погрузиться в них, отдаться им, либо сделать вид, что их нет и все «хорошо». Оба варианта — проигрышные! Как говорили в древности, у дьявола две руки. Теперь я стараюсь перепоручить разрушительные мысли Богу, чтобы Он помог мне прожить время депрессии, уныния и вывел меня к свету. Чаще всего освобождение приходит не сразу, и какое-то время мне приходится подождать. Но мой опыт говорит, что терпения всегда хватает. Бог делает за меня всю работу, а мне остается только немного потерпеть. Это вполне в моих силах. В такие дни я вновь и вновь учусь отказываться от старых алкогольных представлений. В самые тяжелые минуты я делаю паузу и прошу «.чтобы новый день открыл мне, каким должен быть мой следующий шаг» («Анонимные Алкоголики», с. 84). Житие и страдания сегодняшних святых, мучеников Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера, и Аифала, диакона, пострадавших за Христа при персидском царе Сапоре еще более вдохновляют меня на духовный труд: после жестоких пыток мучеников держали в узах и при этом томили голодом и жаждой. Но они не отреклись от Христа. Меня не пытают, не мучают голодом и жаждой, но и мои маленькие душевные мучения я могу посвятить Христу, пригласить Его принять их. Он отнесется к ним всерьез и с уважением, я в этом уверен! Мой духовный подвиг, каким бы скромным он ни был, — оставаться верным принципам выздоровления, из которых главный — регулярное посещение групп поддержки, работа по Программе. Моя духовная задача на сегодня — принять себя вместе с моей склонностью к депрессиям, принять других людей и практически применить 11й Шаг. Господи, молитвами святых Твоих, благослови мой путь и мою трезвость. 17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого (846) ( Гал.1:3-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Адарсапор же говорил своим: «что это значит, что христиане небрегут о настоящей жизни и желают смерти, словно какого благополучия? > Те отвечали: «от отцов своих держатся учения, что есть другой мир, лучше этого; и они, веря тому, не радят о сем мире, надеются на лучший и предпочитают смерть». Между тем святой от бесчисленных ран истекал кровию. Тогда, как бы из соболезнования, мучитель велел превратить бичевание и сказал ему: «покорись воле царской и будешь здоров; потому что наши врачи скоро вылечат тебя», – но получил в ответ: «если б я одним словом ты исцелил меня, все-таки я не оставлю Бога, сотворившего небо и землю, и не поклонюся солнцу, которое Он сотворил на пользу людям». И сказал судья: «это я сказал, испытывая тебя, потому что во всяком случае тебе не вылечиться от таких язв; но ты стань образцом для христиан, чтоб они не противились царю и не презирали его сановников». Аифал: «всегда лживый, ты однако невольно высказал правду, что я служу для христиан образцом мужества. Многие из верных, смотря на меня, как на образец, и видя мои страдания за Христа, поревнуют о Господе Боге и не устрашатся мук за Него». Тогда судья обратился к правителю Адиабены и сказал ему: « возьми этих обоих христиан в свой город для побиения камнями от своих же христиан; пусть христианские учителя погибают от своих». Посему были они привязаны к вьючным животным, как снопы или бревна, потому что не могли ходить или сидеть, и отправлены в Арбелу. На пути же, когда происходила остановка для отдыха, их снимали и клали на землю, как мертвецов, потому что они не владели ни руками, ни ногами. И если кто из сострадания хотел подать им пищу, то своими руками влагал им пищу в рот. Достигши Арбелы, они были снова заключены в тюрьму и воспрещено было допускать к ним христиан. В Арбеле находилась тогда богатая христианка, по имени Яздундокта (см. житие ее ниже, стр. 19), оказывавшая помощь всем узникам за имя Христово и, по возможности, доставлявшая им пищу и одежду. Узнав, что Иосиф и Аифал в темнице, пришла туда с слугами своими ночью и, утоливши стражей подарками, взяла полумертвых мучеников на малое время в свой дом, омыла их язвы, лобызала их руки и плакала над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В таком несчастном положении пробыли они три года, терпя голод и жажду, страдая от ран и заключения. В это время царь объезжал страну и находился близ Арбелы, на один день пути. Туда правитель отправил трех узников для представления главе магов, Адарсапору. Этот спросил их: «христиане ли вы?» и получил в ответ: «так точно; мы христиане, веруем и покланяемся единому живому Богу». Маг, казалось, сам поражен был жалким видом их и сказал: «видите, до чего довела вас вера ваша? до какого состояния, что от мук и продолжительного заключения вы потеряли образ живого человека и похожи на мертвецов? Поэтому советую вам поклониться пресветлому солнцу, а иначе погибнете лютою смертию». Исповедники единогласно отвергли предложение мага и после долгих убеждений и пререканий маг велел распростертого Акепсиму бичевать по спине и по чреву дотоле, пока он не умолк, и за сим мученику отсекли голову. Тело его, брошенное на съедение псам, взяли тайно и похоронили христиане Армянские, жившие в Арбеле, как заложники. Мученическая кончина Акепсимы последовала 10 октября По убиении его пресвитер Иосиф также подвергнут бичеванию, между тем как глашатай кричал: «повинуйся воле царя и будешь жив». Но Иосиф ответствовал: «есть только один Бог , и кроме Его нет другого, и есть только одна истинная вера, – наша». От тяжкого бичевания впал он в бесчувствие и едва дышал; посему был снесен обратно в тюрьму. Теперь маг обратился к Аифалу, и так как пытки уже казались недостигающими цели, обещал ему почести и подарки за исполнение царской воли. Но мужественный исповедник презрел все это, говоря: « удивляюсь слепоте твоей; если они, уже старцы, так мужественно пострадали в надежде вечной славы, то я, младший годами и крепче телом, убоюсь ли временных мук и не захочу ли с ними стяжать неувядаемый венец? Не боюсь смерти за Христа и не променяю своего благочестия на подарки и почести ваши». Тогда мучитель от ярости изменился в лице и велел палачам бить его крепче, чем прежних, по хребту и чреву. И начали бить святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По обнародовании царского указа, бесчисленное множество христиан в городах и селах избито слепою чернью, направляемою магами; в числе погибших находился и любимый евнух царя, Азад, скончавшийся за веру. Узнав о том, царь велел остановить общее гонение и искать для суда только учителей и вождей христианской веры. Тогда маги и жрецы усердно проходили страну, ища епископов и священников. Взят был и восьмидесятилетний Акепсима, епископ города Наессона, в округе Гонитов (под митрополиею Арбелы). Когда взявшие вели его из дому, некто из домашних сказал ему на ухо: «завещай что о доме твоем»; Акепсима, указав рукою на дом, отвечал: «это уже не мой дом, потому что иду теперь к дому небесному». В Арбеле предоставлен он был на суд, и правитель спросил его: «христианин ли он?» Акепсима подтвердил это и прибавил, что чтит истинного Бога. Правитель продолжал: «справедлив ли слух, что ты в этой стране учишь противно воле царя царей?» Акепсима: «все, тобою о нас слышанное, правда; я проповедую людям единого Бога и приходящим ко мне советую оставить нечестивые пути свои и обратиться к Нему, как в свящ. книгах наших написано». Правитель: «слышал я, что ты человек мудрый, и теперь вижу, что ты уже достиг глубокой старости; отчего ж ты поступаешь несмысленно и не чтишь солнце, которому покланяется весь Восток?» Акепсима: «весьма неразумно поступает вся восточная страна, что оставляет Творца и почитает тварь. Вы ее вводите в заблуждение своим лживым учением о многих богах». Правитель: «ложным ли называешь истинное учение, которого царь держится?» и грозил за то смертию. Акепсима: «в чем же истинность вашего учения, когда оно прямо отвергает истину, боготворит преходящее и сотворенное?» Допрос был прерван, и Акепсиме предложено воздать честь солнцу, иначе подвергнется страшным мукам и пыткам, не смотря на престарелый возраст. Акепсима: «загради свои нечистые уста, нечестивец, и не говори больше. От ранней юности воспитан я в истинной вере и, дождавшись седины, считаю долгом не обесчестить своего доброго имени». Последовало бичевание исповедника суковатыми палками столь жестокое, что земля обагрилась кровию. И затем опять представлен был исповедник мучителю, который спросил его: «где ж Бог твой? Пусть придет и избавит тебя от рук наших!» Акепсима: «Бог мой при мне и может избавить меня от нечестивых рук твоих; но я прошу Его не об этом, а о терпении и достижении венца жизни. А ты не хвались, потому что ты цвет увядающий, трава высыхающая и уже теперь, при жизни, мертв, живя не для Бога, Творца твоего». Обложенный тяжкими цепями, он был отведен назад в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  2. святых мученк, акиндина, пигасиа, аффониа, елпидифора и анемподиста.   Стихиры октоиха три, и святых, 3, глас 4. Подобен: яко добля: Слава, глас 6: Днесь пятозарный: На стиховне октоиха: и святых, стихира с припевом, глас 1: Дивен Бог во святых своих: Лучи возсияша: Слава, глас 2: Приидите возрадуемся: Тропарь, глас 2: Страстотерпцы господни, блаженна земля напившаяся кровьми вашими, и свята селения приимшая телеса ваша: в тризнищи бо врага победисте, и Христа со дерзновением проповедасте: того, яко блага, молите спастися, молимся, душам нашим.   Слава, и ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Утрени , обычныя кафисмы, и седальны октоиха: и чтение: оба канона октоиха: и святых на 4, глас 4. По 3–й песни, седален, глас 8. По 6–й песни,   Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя: благочестивыя и богоносныя мученки, яко на земли оставльшия вся, приял еси в наслаждение благих твоих и упокоение, акиндина, пигасиа, анемподиста: с нимиже аффониа, и елпидифора же, едине сый преблагий.   И икос. По 9–й песни, светилен октоиха: Слава, святых: На стиховне октоиха. И святых стихира, с припевы, глас 2: Многи скорби праведным: Кровными токи: Слава, глас 4: Пятозарная страдалец: На Литургии , прокимен, глас 4: святым, иже суть на земли его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко ефесеем, зачало 233: Возмогайте о господе: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: евангелие матфеа, зачало 36: Се аз посылаю вас: Причастен: Радуйтеся:   3. святых мученк, акепсимы епискпа, и иосифа пресвитера и аифала диакона: И обновление храма святаго великомученка георгиа, иже в лиде, идеже положено есть честное тело его.   Стихиры мученков, глас 8. Подобен: о преславнаго чудесе! И георгиа, глас 4. Подобен: яко добля: Слава, глас 6: Достойно имени: На стиховне октоиха: Слава, мученков, глас 6: Предпутие образно: Тропарь, глас 4: мученцы твои Господи: септемвриа в 20–й день.   Слава, тропарь георгиа, глас 4: яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче георгие, моли Христа бога спастися душам нашим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

— Есть в темнице два христианских учителя, которые ранее были мучены Ардасабором, а потом приведены сюда, чтобы сами христиане побили их камнями. Так как они не могли ходить от ран, то посему мы не выводили их на казнь, но ждали, пока они выздоровеют, чтобы можно было заставить их склониться к единомыслию с нами. Услышав это, судья тотчас повелел привести их к нему и долго спорил с ними, ласками и угрозами принуждал их поклониться огню и вкусить их жертв. Когда же он нисколько не успел в этом, то сначала повелел повесить святого Иосифа обнаженным вниз головой и бить воловьими жилами. И когда сильно били его, то немного поджившие раны снова открылись, и кровь текла, как бы из источников, потоками. Некоторые из присутствовавших там волхвов приблизились к святому и потихоньку сказали: — Человек! если стыдишься народа войти пред всеми в храм нашего бога и принести вместе с нами жертву, то обещай сделать это тайно, и будешь свободен от мучения. Святой же громогласно воскликнул: — «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего» (Пс.6:9). Три часа били его, потом мучитель повелел, сняв его, нести в темницу, ибо он опять не мог идти по причине открывшихся ран. Когда сняли и отнесли в темницу святого Иосифа, на место его, был повешен святой Аифал и также без пощады был бит в течение долгого времени. Он же беспрестанно восклицал: — Я — христианин. Когда сняли и святого Аифала, то на место его повесили одного человека манихейского злочестия [ 15 ], которой также, исповедав пред всеми свою злочестивую веру, порицал Персов за их нечестие. Повесив его, начали бить. Первоначально он терпел причиняемые ему раны; когда же его стали бить с большею жестокостью, он начал кричать громким голосом, проклиная своего учителя, отказываясь от веры его и обещая поклониться Персидским богам. Присутствовавший там святой Аифал, услышав это, исполнился радости и смеялся над ним, говоря: — Ты только отведал мучение, и уже отрёкся от своего Манихея. Благословен Христос Бог наш, укрепляющий нас во всех жесточайших мучениях и подающий нам силу быть непобедимыми и непоколебимыми в нашей благочестивой вере!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1930 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Агапита к трехлетней высылке в Северный край, предъявив следующее обвинение: " Участник контрреволюционной группировки среди местного и ссыльного духовенства в городе Архангельске " . С каторги отец Агапит вернулся больным. В лагере у него появилась опухоль на языке. Ему несколько раз делали операцию, но метастазы распространялись, и он потерял способность говорить. Несмотря на полученный смертельный недуг, пребывание на Севере стало важной школой жизни для отца Агапита, способствовало его духовному укреплению и росту. В 1937 году отец Досифей был опять арестован и расстрелян. Отец Агапит остался совершенно один и тяжело заболел. Он договорился с жившей рядом старушкой, что, когда ему станет совсем плохо, он постучит в стенку. Однажды соседка вошла и увидела, что умирающий лежит на постели и с невыразимой любовью смотрит на икону Божией Матери. Его дыхание становилось все реже и реже, пока не прекратилось совсем… Случилось это незадолго до войны, около 1941 года. В молодости Михаил Таубе подавал большие надежды, в Оптиной все ожидали, что он станет крупным богословом. Но не такое поприще было уготовано ему Господом, а судьба страдальческая, одинокая, сокровенная, полная тайной молитвы за богохранимую Россию и веры в несокрушимую силу Света, который и во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Монах Агапит был реабилитирован 17/30 марта 1995 года. Иеромонах Аифал (Панаев) (†12/25 декабря 1936) Иеромонах Аифал (Панаев) заведовал оптинской иконной лавкой. Он был на редкость скромным человеком. Все знавшие его отмечали идеальное послушание и поразительное смирение этого инока. В конце 1920-х годов отца Аифала арестовали и сослали в Сибирь. Отбыв срок, он не захотел возвращаться в мир, ощущая в себе стойкое, решительное противление этому шагу. Больше года добровольно оставался он в ссылке. Близким же писал, что страшится возвращения в безбожный мир, где ему при его строгом монашеском устроении найти свое место будет трудновато. Но родные настаивали, сняли ему комнату, и он решился. Поговел, написал письмо отцу архимандриту Исаакию II, жившему в то время в городе Белёве, попросил благословения и, помолившись, двинулся в путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

По прошествии трех лет, когда прибыл туда Сапор, царь Персидский, то пришел с ним главный князь над всеми Персидскими волхвами, по имени Ардасабор. Узнав о святых мучениках Акепсиме, Иосифе и Аифале, находящихся в темнице, он повелел привести их к нему. Когда святые вышли из темницы, то были подобны трости, колеблемой ветром, – так они ослабели. Изнурённые голодом и жаждою, они высохли, подобно сену, падали от ветра и не могли сами идти. Когда их привели к князю Ардасабору, они представляли из себя удивительное зрелище, ибо вид их был как вид мертвецов, лежащих во гробе: глаза глубоко ввалились, кости были покрыты только кожею. Князь, увидев их, сказал: – Христиане ли вы? Они отвечали: – Так, мы – христиане, веруем в Единого Живого Бога и поклоняемся Ему. Князь сказал: – Видите, какое бедствие принесла вам ваша вера, какие несчастия и скорби? ибо вы утратили от многих мучений и долгого заключения образ живого человека и сделались похожими на мертвецов, лежащих в гробе. Советую вам поклониться пресветлому солнцу. Если же не послушаетесь меня, то умрёте лютою смертью. Святые единогласно отказались от такого нечестия и исповедали Истинного Бога, создавшего не только солнце, но и всякую тварь, и обнаружили полную готовность умереть за Создателя всего. После долгого спора, когда князь оказался не в силах подчинить их своей воле, то повелел сначала бить святого Акепсима по спине и по животу грубым ремнем; и били его тридцать воинов, глашатай же восклицал: – Подчинись царскому повелению, и будешь жив. Святой, пока был в силах, отвечал: – Я стараюсь исполнять волю Господа моего всеми силами, полученными от Него. Потом, ослабев, замолчал. После этого отсекли его святую главу; и исполнилось пророчество того боговдохновенного отрока, который прежде, целуя его в голову, сказал; – Блаженна сие глава, ибо она приимет мучение за Христа. Тело святого мученика вытащили на улицу и бросили на съедение псам, а стражи, стоя вдали, наблюдали, чтобы христиане не украли его. По прошествии трех дней, когда стражи отошли куда-то, христиане взяли это многоценное сокровище и предали его честному погребению.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010