Память святых мучеников Акепсия и Аифала Святые мученики Акепсий и Аифал происходили из Персии, где они и пострадали. Акепсий был сначала языческим жрецом в городе Арбеле [ 1 ], но потом, услышав о вере Христовой, решился обратиться к христианскому епископу, надеясь получить исцеление от постигшей его в то время болезни. Епископ преподал ему наставление в вере и жизни христианской и исцелил его своими молитвами от недуга. После сего Акепсий возвратился в Арбелу, явился среди своих сограждан проповедником и учителем благочестие, будучи посвящен в сан пресвитера. Об этом было донесено областеначальнику, который вызвал к себе сего нового благовестника Христова и приказал отрезать ему ухо и заключить в темницу. Святой же Аифал был диаконом Арбельской церкви. Схваченный за исповедание Христа, он жестоко был избит и старейшиною жрецов отправлен был к Акепсию в темницу. Потом оба святые снова приведены были к правителю страны и еще раз исповедали пред ним свою веру во Христа и за то приговорены были к отсечению глав. Память святого мученика Миракса Святой мученик Миракс был родом египтянин; родился он в городе Тенестии [ 1 ] от христианских родителей, был крещен и воспитан в истинном благочестии. Но, по своему юношескому легкомыслию, он поддался влиянию врага всего доброго (диавола) и, явившись к Амиру [ 2 ], отрёкся от Христа. Сняв с себя пояс [ 3 ] и поправ святой крест, он взял в руку воинский меч и отчаянно громким голосом воскликнул: — Я — агарянин, и отныне более уже не христианин. Чрез такое отступничество Миракс заслужил себе почёт и уважение у Амира и его приближенных. И много времени прошло с той поры, как легкомысленный юноша, увлекшись суетною славою, перестал и думать о своем спасении. Между тем родители, скорбя о падении сына, не отчаивались и усердно молили Бога о возвращении на путь благочестия совратившегося отступника. И молитва их не осталась бесплодною. Господь призрел на прилежные прошения родителей, внял их непрестанным молитвам: благодать Божия озарила сердце Миракса, и он раскаялся. Пришел он после того к своим родителям и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

преп. Евстратия Печерского — 28-го марта. Евстратий был продан половцами одному Херсонскому еврею, который о своими единоверцами, посредством страшных мучений, заставлял его отречься от Христа, но, не успев в том, распял его на кресте, на котором св. мученик и предал Богу душу, пронзенный копьём евреев. евреи, требовавшие от Пилата смерти Спасителя (см. Мф. 27:26). кончина преп. Никона Сухого Печерского последовала в начале 12-го века. Память святых мучеников Акепсия и Аифала в Персии, — нынешний Эрбил, в Малой Азии. Память святого мученика Миракса или Теннес, на севере от Таниса, приморский город на пути из Аравии в Александрию. сарацинский был, как можно думать, Амвру, посланный Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший в 643 г. Александрию. Амиром или Эмиром назывались и вообще правители Египта. христиане всегда усвояли символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с духовными врагами. (Посл. Ефесянам гл. 4, ст. 14). магометанство (имя Агарян, — собственно потомков Агари от сына ее Измаила — Арабов, впоследствии усвоено было всем вообще магометанам). Евангельской притчи о раскаявшемся блудном сыне. См. Лк.18:17. 640 года. Память преподобного Луки, Нового Столпника Лакапен царствовал с 919–944 г. Порфирородный царствовал с 912–959 г. Мудрый, царствовал с 886–911 г. патриарх константинопольский с 933–956 г. царь Симеон, умерший в 927 году, воевал с Греками и едва не сокрушил греческую империю в 917 году. Вифинии, северо-западной области Малой Азии. город в Малой Азии, на берегу Константинопольского пролива, против Константинополя. 970 года. Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского большой остров в восточной части Средиземного моря, к югу от Малой Азии. равноапостольный Константин Великий царствовал в западной половине Римской империи с 306 года и полновластным государем всей империи с 324–337 г. Император Констанций, сын его, царствовал на Востоке с 337 года и один — в обеих половинах империи с 353 по 361 год. Митрофан — патриарх Константинопольский с 315–325 г. Св. Александр преемник его, патриаршествовал с 325–340 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Пр. Луки , нового столпника. Погребен в Халкидоне ок. 970–980 г. Петр. 239. 1295. Сирл. и др. (Абис. у Люд. 13 дек. пренесение тела его). Свв. мучч. Акепсия и Анфалы в Арбеле в Персии. Вас. Петр. 239. Екл. Охр. 1295. Акепсий в нес. Вас. и других Апсей. Муч. Миракса в Теннесе египетском, † не ранее 7 в. от Амиры сарацынского. 1295. Мак. Пр. Никона сухого, печерского, † в начале XII в. Ч. М. от патерика. Мощи его в Антониевой пещере. Неделя праотец. Каноны Феофана и Иосифа. Стих. Анатолия, Германа. (М. Гр. и Пролог 13 дек. Вас. 16 дек. Екл. 1621 дек. 17. Она бывает 11–17 дек.). II. Варсавы мечем в Персии. 1295. М. Р. Мучч. Терентия, Викентия, Емилиана и Вевеи мечем. 239. В Неап. одного Терентия, в LXI Епилиана и Викентия, в Син. 1 Терентина и сына его, в 1295 Терентия и Викентия. Пр. Леонтия . Из Монемвасии нелопонезской, умер в Востице пеломонезской ок. 1450 г. Есть мощи. Жизнь его в Новом Линонаре. IV. Петра подвижника. 1295. Сирм. (в жизни Павла латрск. 15 дек.). Пр. Феостирикта . 239. Лобк. (неизвестно, которой 29 февр. или 10 нояб. их новой). Первомуч. Стефана близ константановых. Сирм. Мед. (Охр. 10 дек. На том месте, где остановились мски, везшие мощи первомуч. Стефана, импер. Константин построил храм сему святому. Дю-Канж IV, 139. Но это невероятно. Мощи перенесены позднее Константина, в 428 году. См. 2. авг. Амаса . Охр. (пророк 15 июня?). Св. Филимона . Екл. V. Евгения и Марина кесарийских. Мед. (10 дек. МГр.). Фуфаила и Вевеи сестры его. Мед. (6 сент.). Аифалы и Акепсия . Вас. (3 нояб.) Михаила клопск. Белоз. 516. (янв. 11). 12 1 . Св. о. н. Спиридона , еп. тримифунтского, ок. 348. 42. Вас. и все почти с 1 в. МКр. М. 12 в. Канон Феофана. Стих. Германа. Служба. (Неап. М. Р. мР. А. В. У. 14 дек.). Св. Александра , еп. иерусалимского, ок. 250 г. 1295. Сирл. МГр. (Сирл. втор. 15 мак. 240. МГр. втор. 16 мая. М. Р. мР. В. А. У. Н. 18 марта. Копт. 1425 апр. 7). Св. муч. Разумника в Риме при Аврелиане (270–275). Вас. Петр. 1295. Сирх. (МГр. 22 февр. Конт. 1338 апр. 19). II. Пр. Амонафы . Канон Сырн. субб. 1295. В Пелузии. Достопам. Сказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Судья не без расчета на успех велел оставить Аифала и истязать манихея. Судья не ошибся: манихей скоро дал обещание поклониться Персидским богам и тут же задавил муравья, почитаемого у манихеев существом разумным. Тогда Аифал сказал: «горе манихею! Благословен Христос Бог наш, укрепляющий нас и соделывающий непоколебимыми в благочестивой нашей вере!» Услышав это, судья снова приказал бить его шиповником, и били его дотоле, пока не сочли умершим, а потому и сволокли в сторону. Некто из магов по состраданию прикрыл обнаженное его тело своим плащом, но за то и сам подвергся бичеванию. Аифала же, приметивши в нем дыхание, за ноги сволокли в тюрьму. Через пять дней правитель решил казнить исповедников, но и еще пытался отвлечь их от христианства. Каждому из них дано было по сорока ударов, а когда и затем они оставались непоколебимыми в своем исповедании, то начаты приготовления к казни и согнаны христиане из Арбелы и окрестностей. Вырыли яму за городом, в которой поместили Иосифа до половины, и заставили христиан (до пятисот числом) побивать его камнями. И когда уже много камней было набросано вокруг, так что только голова виднелась, и мученик оставался живым, некто из знатных Персов велел своему слуге размозжить голову большим камнем. Так скончался св. Иосиф! А святой Аифал отправлен был на казнь в другой город, населенный христианами, и там побит ими. Кончина обоих падает на. 381 год, в котором умер и царь Сапор 2-й. Незадолго до смерти он совсем отменил действие указа своего о преследовании христиан, который и до того был ослабляем и даже не применяем на известное время. Созомен , церковный историк, полагает число всех пострадавших в его царствование до шестнадцати тысяч (Ист. Церк. XI, 14). † Блаженной Яздундокты (Снандулии) В Персидской стране, состоявшей в округе Антиохийского патриаршества, христианская вера в ΙV веке, при Сапоре, подвергалась жестокому и продолжительному гонению. Св. архиепископ страны Симеон установил: «дабы общественные молитвы воспевались на два лика, как в Антиохии установил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Правитель, не желавший расстаться с его деньгами, велел тайно задушить его и он погиб как Иуда 14 . Во все это время сострадательная Яздундокта оказывала великую помощь и услуги мученикам. Будучи богатою аристократкою, она употребляла средства свои на то, чтобы облегчать страдания рабов Христовых. Так поступала она и в 376 г., когда обнародован новый жестокий указ против христиан. Она доставляла пищу христианам, заключенным в Арбельской темнице за имя Иисуса Христа. Узнав о горьком положении мучеников (епископа Акепсимы, пресвитера Иосифа и диакона Антиллага (Аифала), – см. выше стр. 11–19), она призвала к себе начальника темницы и усердно просила его дозволить взять их из темницы к себе, дабы иметь удовольствие видеть их в своем доме хотя на короткое время. Она дала ему значительную сумму денег. Неохотно, со страхом, он согласился на ее просьбу. Ночью послала она своих слуг в темницу и они привезли блаженных страдальцев в дом ее. Здесь своими руками обвязала она раны их, осыпала поцелуями руки и плечи их и, смотря на горькое положение их, не могла удержаться от слез и стенаний; они лежали пред нею, как мертвые, без чувств. Блаженный Иосиф, придя в себя и увидя ее горько рыдающую, сказал: «приятно Богу твое сострадание к страждущим, но напрасно так плачешь о нашей смерти». Благочестивая жена отвечала ему: «я плачу не о том, что вы преданы будете смерти, но о том, что, быв осуждены на смерть, не тотчас преданы ей, а принуждены еще жить так жалко». Блаженный Иосиф отвечал ей: «все наши несчастия составляют для нас величайшее счастие. Господь сказал: узкие врата и тесный путь вводят в жизнь ( Мф.7:14 ). Ты – христианка, должна радоваться мучениям христиан: чем продолжительнее и несноснее эти муки, тем большая награда и светлее венцы готовы для них на небе». Пред рассветом следующего дня мученики отвезены были в темницу. После шестимесячного заключения исповедники вновь были терзаемы и наконец объявлено было приказание о страдальцах: закопанных в яму христиане побьют камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Была в том городе одна верующая и святая женщина, по имени Снандулия, которая тайно питала страдающих в темнице за Христа. Узнав об Иосифе и Аифале, что они в темнице, она пришла туда ночью со своими рабами; дав сторожам много золота, она вошла в темницу и нашла их еле живыми: они не могли уже ничего говорить и едва лишь дышали. Снандулия упросила сторожей, чтобы позволили ей взять святых на короткое время в свой дом, обещаясь до рассвета снова привести их в темницу, – и сторожа позволили ей. Взяв мучеников, она перенесла их в свой дом, которой находился недалеко от темницы; положив на ложе, она омывала их язвы, обтирала их кровь чистыми полотенцами, мазала ею по телу своему, помазывала их драгоценным миром, обвязывала струпья их, целовала их разбитые руки и ноги и горько плакала над ними. Когда страдание их несколько облегчились, Иосиф пришел в себя и, взглянув, увидел эту благочестивую женщину, горько рыдающую над ним; он начал понемногу говорить ей: – Такое твое благодеяние, о святая жена, благоугодно Богу и нам, страждущим за Него; но неприлично так горько рыдать о нас. и рыдание это чуждо нашей христианской надежде и вере. Женщина отвечала: – Я радуюсь тому, что Христос дал вам столько мужества, что вы твёрдо претерпеваете лютые мучения; еще более я возрадовалась бы, если бы увидела вас претерпевшими мучение до конца; плакать же свойственно человеческой природе. Святой Иосиф сказал ей: – Однако не следует тебе плакать о нас, ибо ты знаешь, что все, претерпеваемые за Христа, скорби ведут за собою вечное веселие. Когда стало рассветать, святые тотчас были отнесены в темницу. По прошествии шести месяцев, – когда святые несколько уже исцелились от ран, могли встать на ноги и понемногу ходить, только лишь у Аифала руки висели неподвижно, – Адесх, получивший их для казни от Ардасабора, был отрешен от своей власти, а вместо него пришел другой судья, более жестокий, чем первый, по имени Зеров. Когда он пришел в город и стал приносить жертвы в храме бога их – огня, жрецы известили его о святых мучениках, Иосифе и Аифале, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

О Боже вечный, Создатель наш, избравший нас ко спасению прежде сотворения нас, помилуй нас и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 3 ноября 1. Священномученик Акепсим, епископ Наессонский, Иосиф пресвитер и Аифал диакон . Восьмидесятилетний старец Акепсим, исполненный всякой христианской добродетелью, сидел однажды у себя дома с гостями. Вдруг некое дитя, осененное благодатью Святого Духа, подбежало к маститому епископу, поцеловало его в голову и сказало: «Блаженна сия глава, ибо за Христа примет она мучение!» Сие пророчество вскоре исполнилось. Царь Сапор воздвиг лютое гонение на христиан по всей Персии, так что и святой Акепсим был схвачен и выведен на суд некоего жреческого князя. К связанному епископу приступил кто-то из домочадцев и спросил, что завещает он в отношении дома. Святитель ответил ему: «Это больше не мой дом, я отхожу безвозвратно в дом вышний». После великих истязаний был он ввержен в темницу, куда на следующий день были приведены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. После трехлетнего заточения и многих мук Акепсиму отрубили голову, а Иосифа и Аифала жестокие палачи закопали по пояс в землю и приказали христианам побивать их камнями. Тело Иосифа в ту же ночь, по Божию Промыслу, исчезло, а над телом Аифала выросло миртовое дерево, исцелявшее всякую болезнь и всякую немощь в людях. Так это продолжалось в течение пяти лет, а затем злобные и завистливые язычники срубили то дерево. Сии Христовы воины пострадали в IV веке в Персии, в правление нечестивого царя Сапора. 2. Св. великомученик Георгий . В сей день празднуется перенесение мощей святого Георгия из Никомидии в Лидду Палестинскую, где пострадал он в правление царя Диоклетиана. Страдания сего дивного святого описаны под 23 апреля. Перед мученической кончиной святой Георгий упросил своего слугу взять по смерти его тело и перенести в Палестину, откуда родом была и его мать и где находилось у него много имущества, которое раздал он нищим. Слуга так и поступил. В правление царя Константина благочестивые христиане воздвигли прекрасный храм святого Георгия в Лидде. По случаю освящения этого храма в него были внесены мощи святого великомученика. От [этих] чудотворных мощей совершились бесчисленные чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Николая Чудотворца. Юж. и зап. стороны храма опоясывает открытая колонада. В 1852 г. алтарь храма расписал изограф Дичо Крыстевич из Тресонче на деньги жителей с. Крушева (их имена перечислены в надписи на стене), а наос и купол в 1880 г.- его сын Аврам. В конхе апсиды расположена композиция «Причастие апостолов», рядом с жертвенником - «Иисус Христос Царь славы» и «Жертвенный Агнец», в диаконнике - образы диаконов Руфина и Аифала, на своде ниши - композиция «Иисус Христос Ангел Великого Совета». В 1-й зоне наоса расположены образы св. воинов, преподобных и др. святых, в т. ч. св. царя Бориса, крестителя болгар, во 2-й - сцены двунадесятых праздников, на юж. стене - св. Седмочисленники. В подкупольном пространстве, над монументальной сценой «Небесная литургия», изображены пророки, в куполе - «Христос Пантократор». Иконостас храма, выполненный Крыстевичем в период болг. возрождения в 1848-1865 гг., отличается красотой и величием ( Василиев. 1965. C. 179-189). В мон-ре хранятся иконы сер. XIX в., автор большинства из них - Крыстевич ( Николовски. 1990), а также царские врата и владычний трон XVI в., Деисус (XVI-XVII вв.), резной карниз с фреской «Неусыпаемое око» (1737) и созданные мастерами из Миячи царские врата (XIX) ( Снегаров. 1932. С. 448). В притворе имеется колодец, вода к-рого считается целебной. Над ним расположена почитаемая чудотворной 2-сторонняя икона Пресв. Богородицы и Христа Вседержителя (нач. XVII в., обновлена в 1868 Крыстевичем). Лит.: Кънчов В. Йордан Хаджи Костантинов Джинот//Български преглед. София, 1896. Год. 3. Кн. 4. С. 85-107; Материали по изучванието на Македония. София, 1896; Трайков Н. Монастир Пречиста. София, 1912; Милетич Л. Из един поменик на манастира Пречиста (Кичевско)//Списание на БАН. София, 1919. Кн. 17/18. С. 31-32; Попстоилов А. П. Български книжовници от Македония. София, 1922. Кн. 1; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932, 19952. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение (1394-1767). С. 447-449; Иванов Й.

http://pravenc.ru/text/1841175.html

– Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была Греческая царевна, дочь импер. Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище – св. мощи великом. Варвары 19 . Брат Анны, Владимир Мономах , своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотою. Он любил монашество и ясно понимал значение его. Он завещал детям: «принимайте епископов и игуменов с любовию, – наделяйте их, чтобы они молились за вас Богу». А летопись говорит: «он любил иноческий чин, поил и питал приходящих к нему иноков и инокинь, как мать своих детей» 20 . В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты – честь и славу княжеского дома. Предмет нежнейшей любви родителей, она называлась уменьшительным именем – Янкою, по нынешнему Аннушкою 21 . Благоверная княжна с юных лет возлюбила Господа. Родители, как ни нежно любили ее, не полагали препятствий любви ее к Богу. Они благоговели к словам Апостола: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Посему кто не выдает девицу, делает лучше» ( 1Кор.7:34, 38 ). Юная княжна предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. – «Девство, говорит Антоний Великий , – подобие ангелам, духовная и святая жертва, благоухающая роза, оживляющая и близких к ней, приятнейшее благовоние для Господа Иисуса Христа, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве» 22 . Князь Всеволод построил каменный храм Ап. Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. 23 . Вслед затем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству 24 . Три года спустя предприняла она путешествие в тогдашнюю столицу православия, в Константинополь. Это путешествие было вполне благочестивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009