Николая Чудотворца. Юж. и зап. стороны храма опоясывает открытая колонада. В 1852 г. алтарь храма расписал изограф Дичо Крыстевич из Тресонче на деньги жителей с. Крушева (их имена перечислены в надписи на стене), а наос и купол в 1880 г.- его сын Аврам. В конхе апсиды расположена композиция «Причастие апостолов», рядом с жертвенником - «Иисус Христос Царь славы» и «Жертвенный Агнец», в диаконнике - образы диаконов Руфина и Аифала, на своде ниши - композиция «Иисус Христос Ангел Великого Совета». В 1-й зоне наоса расположены образы св. воинов, преподобных и др. святых, в т. ч. св. царя Бориса, крестителя болгар, во 2-й - сцены двунадесятых праздников, на юж. стене - св. Седмочисленники. В подкупольном пространстве, над монументальной сценой «Небесная литургия», изображены пророки, в куполе - «Христос Пантократор». Иконостас храма, выполненный Крыстевичем в период болг. возрождения в 1848-1865 гг., отличается красотой и величием ( Василиев. 1965. C. 179-189). В мон-ре хранятся иконы сер. XIX в., автор большинства из них - Крыстевич ( Николовски. 1990), а также царские врата и владычний трон XVI в., Деисус (XVI-XVII вв.), резной карниз с фреской «Неусыпаемое око» (1737) и созданные мастерами из Миячи царские врата (XIX) ( Снегаров. 1932. С. 448). В притворе имеется колодец, вода к-рого считается целебной. Над ним расположена почитаемая чудотворной 2-сторонняя икона Пресв. Богородицы и Христа Вседержителя (нач. XVII в., обновлена в 1868 Крыстевичем). Лит.: Кънчов В. Йордан Хаджи Костантинов Джинот//Български преглед. София, 1896. Год. 3. Кн. 4. С. 85-107; Материали по изучванието на Македония. София, 1896; Трайков Н. Монастир Пречиста. София, 1912; Милетич Л. Из един поменик на манастира Пречиста (Кичевско)//Списание на БАН. София, 1919. Кн. 17/18. С. 31-32; Попстоилов А. П. Български книжовници от Македония. София, 1922. Кн. 1; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932, 19952. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение (1394-1767). С. 447-449; Иванов Й.

http://pravenc.ru/text/1841175.html

– Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была Греческая царевна, дочь импер. Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище – св. мощи великом. Варвары 19 . Брат Анны, Владимир Мономах , своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотою. Он любил монашество и ясно понимал значение его. Он завещал детям: «принимайте епископов и игуменов с любовию, – наделяйте их, чтобы они молились за вас Богу». А летопись говорит: «он любил иноческий чин, поил и питал приходящих к нему иноков и инокинь, как мать своих детей» 20 . В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты – честь и славу княжеского дома. Предмет нежнейшей любви родителей, она называлась уменьшительным именем – Янкою, по нынешнему Аннушкою 21 . Благоверная княжна с юных лет возлюбила Господа. Родители, как ни нежно любили ее, не полагали препятствий любви ее к Богу. Они благоговели к словам Апостола: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Посему кто не выдает девицу, делает лучше» ( 1Кор.7:34, 38 ). Юная княжна предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. – «Девство, говорит Антоний Великий , – подобие ангелам, духовная и святая жертва, благоухающая роза, оживляющая и близких к ней, приятнейшее благовоние для Господа Иисуса Христа, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве» 22 . Князь Всеволод построил каменный храм Ап. Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г. 23 . Вслед затем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству 24 . Три года спустя предприняла она путешествие в тогдашнюю столицу православия, в Константинополь. Это путешествие было вполне благочестивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4. О св. Симеоне Ле-Кень Or. chr. II, 1007. 1008. Assemans, orient. Biblioth. I, 1–4. 12 Память 128 мучеников Персид. апр. 6. Повествование о них св. Маруфы у Ассемана: Act. s. martyrum. Romae 1748. 19 Степен. кн. 1, 228. Фундуклея Киев 52. М. Никифор о Мономахе: «егоже из утробы освяти и помаза, от царской и княжеской крови смесив». Сам Владимир в своей духовной: «аз худый дедом своим Ярославом благовольным славным наречен в крещении Василий, Русским именем Володимир, отцем взлюбленным и матерью своею Мономахы». 21 Татищев 3. пр. 355. Уменьшительными именами назывались младшие князья и княжны. Но поскольку Анна была старшею сестрою, то уменьшительное имя ее не могло быть следствием сего обычая, а указывало на другую причину – на особенную любовь к пей в семье родной. 28 Собр. л. 1, 120. 2, 287. Евправсия скончалась июля 10-го, 1109 г. и положена была у южных дверей великой Печерской церкви. Собр. л. 1, 121. 2, 228. 30 Преп. Феодосий в поучении «о казнях Божиих» обличает «пьянство, блуд, игры злые, скоморохов, гусельщиков, волхование, чародеяние». В другом порицает обычай целоваться на пирах с женским полом. Неизвестный учитель XII в. о посте и служении церковном между делами ненавистными Богу поставляет идолослужение, моление при колодезях и реках, песни бесовские, плясание, бубны и сопели, козицы и игры бесовские» (Правосл. собес. 1858 г.1:168). 33 Собр. л. 1, 127. 136. 2, 3. 289. Словарь святых 1836 г. стр. 30. Буслаева словес. и искусство 2, 242. 35 Фундуклея обозр. Киева, стр. 101. Развалины и найденные в них вещи описаны в ж. м. просв. 1833 кн. 3, только здесь ошибочно отнесены они к Феодоровскому монастырю. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Святых мученик, Акиндина, Пигасиа, Аффониа, Елпидифора и Анемподиста. Стихиры октоиха три, и святых, 3, глас 4. Подобен: Яко добля: Слава, глас 6: Днесь пятозарный: На стиховне октоиха: и святых, стихира с припевом, глас 1: Дивен Бог во святых своих: Лучи возсияша: Слава, глас 2: Приидите возрадуемся: Тропарь, глас 2: Страстотерпцы Господни, блаженна земля напившаяся кровьми вашими, и свята селения приимшая телеса ваша: в тризнищи бо врага победисте, и Христа со дерзновением проповедасте: Того, яко блага, молите спастися, молимся, душам нашим. Слава, и ныне, Богородичен, или Крестобогородичен. На утрени, обычныя кафисмы, и седальны октоиха: и чтение: Оба канона октоиха: и святых на 4, глас 4. По 3-й песни, седален, глас 8. По 6-й песни, Кондак, глас 2. Подобен: Твердыя: Благочестивыя и богоносныя мученики, яко на земли оставльшия вся, приял еси в наслаждение благих твоих и упокоение, Акиндина, Пигасиа, Анемподиста: с нимиже Аффониа, и Елпидифора же, едине сый Преблагий. И икос. По 9-й песни, светилен октоиха: Слава, святых: На стиховне октоиха. И святых стихира, с припевы, глас 2: Многи скорби праведным: Кровными токи: Слава, глас 4: Пятозарная страдалец: На литургии, прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли его: Стих: Предзрех Господа предо мною выну: Апостол ко ефесеем, зачало 233: Возмогайте о Господе: Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии: Стих: Многи скорби праведным: Евангелие Матфеа, зачало 36: Се Аз посылаю вас: Причастен: Радуйтеся: 3. Святых мученик, Акепсимы епископа, и Иосифа пресвитера и Аифала диакона: И обновление храма святаго великомученика Георгиа, иже в Лиде, идеже положено есть честное тело его. Стихиры мучеников, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! И Георгиа, глас 4. Подобен: Яко добля: Слава, глас 6: Достойно имени: На стиховне октоиха: Слава, мучеников, глас 6: Предпутие образно: Тропарь, глас 4: Мученцы твои Господи: септемвриа в 20-й день. Слава, тропарь Георгиа, глас 4: Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 48. Месяцеслов Последование церковнаго псалмопения же и сочинения всего лета, начинающееся от месяца септемвриа, до месяца августа. Месяц септемврий имеяй дней 30. День имать часов 12, и нощь 12. 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. И память преподобнаго отца нашего Симеона столпника, и архимандрита: И матере его Марфы: И Собор Пресвятыя Богородицы, иже в Миасинех: И святаго мученика Аифала: И святых мучениц четыредесяти жен: И святаго Аммуна диакона, и учителя их: И святых мученик, Каллисты, Евода и Ермогена, самобратных: И память праведнаго Иисусуса сына Навина. Вечер, во светильничное, стихологисуем: Блажен муж, 1 антифон. Аще же в субботу вечера, стихологисуем всю кафисму. На Господи воззвах, поставим стихов 10: И поем стихиры индикта, 3: Глас 1. Подобен: Небесных чинов: Самословнаго и божественнаго: И преподобнаго 3: Глас 5. Подобен: Преподобне отче: Ины стихиры самогласны 4, глас 2: От корене благаго: Слава, глас 6: Божественная благодать: И ныне, индикта, глас тойже: Иже со духом святым: И бывает вход. Прокимен дне. И чтения 3: 1-е, Пророчества Исаиина: Дух Господень на мне: 2, Левит: Глагола Господь сыном израилевым: 3, святаго, Премудрости Соломони: Праведник аще постигнет: Посем ектениа. Таже, Сподоби Господи в вечер сей: И паки ектениа, Исполним вечернюю молитву: И возглас. Таже поем, На стиховне, стихиры индикта, глас 1, самогласны: Наста вход лета: с припевы. Припев 1, Тебе подобает песнь, Боже, в сионе: 2, Исполнимся во благих: 3, Благословиши венец лета: Слава, святаго, глас 5: Преподобне отче: И ныне, индикта, глас тойже: Ты царю сый: Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое, и Отче наш. Тропарь индикта, глас 2: Всея твари содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости твоея Господи, сохраняя в мире град твой, молитвами Богородицы, и спаси ны. Слава, преподобнаго, глас 1: Терпения столп был еси, ревновавый праотцем преподобне: Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Третий день. Свв. мучен. Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон. (Виды нарушения шестой заповеди закона Божия, запрещающей убийство). I. Свв. мученики: Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон, память коих совершается ныне, пострадали в IV веке в персидском царстве. Когда царь Сапор воздвиг гонение на христиан, то языческие жрецы прежде всего разыскивали епископов и пресвитеров. Когда представлен был к начальнику Акепсим, 80-летний старец, то он сказал святому: «ты, я слышал, считаешься мудрейшим между христианами, а между тем нисколько не умнее несмысленных детей, потому что не поклоняешься солнцу и огню, которым поклоняется сам царь». – «Царь ваш и вы вместе с ним обезумели, почитая тварь вместо Бога», отвечал святой. Начальник приказал бить его железными прутьями. «Где же Бог твой? что же Он не избавляет тебя от мучений?» смеялся начальник. – «Бог мой везде, – отвечал Акепсим. – Он мог бы избавить меня от твоих рук, но я молю Его о том, чтобы Он дал мне силу перенесть мучения и получить награду за это на небесах». Его бросили в темницу. На другой день представлены были к начальнику пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Мучили и их, когда они отказались поклониться солнцу и огню, говоря: «мы не настолько слепы, чтобы кланяться твари», и посадили в темницу. После еще не один раз пытались заставить святых изменить Христу и жестоко мучили за непреклонность. Наконец, побили их камнями. Чтобы христиане не погребли тела мучеников, приставлена была стража; но сделалась страшная гроза, и молния поразила стражей. Тела же святых Господь Сам сокрыл (Ч.-М.). II. В день памяти свв. мучеников Акепсима, Иосифа пресвитера и Аифала диакона, убитых камнями по повелению безчеловечных мучителей, побеседуем, братия, об убийстве человека и разных видах этого ужасного греха, запрещаемого шестою заповедию закона Божия: «не убий!» а) Первоначальная цель заповеди – не убий – внушение почтения к человеческой жизни . Человек для человека – священная вещь или, лучше сказать, должен бы быть священной вещью. Но так как наклонности к себялюбию каждого человека делают для себя идолом, то поэтому жизнь человека должна быть священна в глазах другого. Истинные христиане всегда так и рассуждают. В Китае, в Дагомее и во всех нехристианских и развращенных странах человеческая жизнь совершенно не ценится. Римляне охотно собирались целыми толпами в амфитеатр, чтобы посмотреть, как сильные юноши разрубали друг друга на куски для их забавы. В христианских же землях она безконечно дорога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Соборникъ двнадести мсцевъ (Мсцесловъ) Септемврий 1 . Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго Симеона, столпника и архимандрита, и матере его Марфы. Собор Пресвятыя Богородицы, иже в Миасинстей обители. Святаго мученика Аифала. Святых мучениц четыредесяти жен и святаго Аммуна, диакона, учителя их. Святых мученик Каллисты, Евода и Ермогена, самобратий. Праведнаго Иисуса, сына Навина. 2 . Святаго мученика Маманта. Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Константиняграда. 3 . Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго. Преподобнаго Феоктиста, спостника великаго Евфимия. 4 . Святаго священномученика Вавилы, епископа Антиохийскаго. Святаго пророка и Боговидца Моисея. Обретение мощей иже во святых отца нашего Иоасафа, епископа Белгородскаго, чудотворца . 5 . Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. 6 . Воспоминание бывшаго от Архистратига Михаила чудесс в Колоссаех, еже есть в Хонех. Святаго мученика Евдоксия и иже с ним. Преподобнаго Архиппа. 7 . Предпразднство Рождества Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Созонта. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородскаго, чудотворца. 8. Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии 9 . Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севириана. Преставление преподобнаго Иосифа, Волоцкаго (Волоколамскаго) чудотворца. Обретение и пренесение честных мощей иже во святых отца нашего Феодосия, архиспископа Черниговскаго, новаго чудотворца . 10 . Святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. 11 . Преподобныя Феодоры Александрийския. Пренесение честных мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. 12 . Святаго священномученика Автонома. Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы . 13 . Память обновления храма Святаго Воскресения Христа Бога нашего в Иерусалиме. Предпразднство Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста. Святаго священномученика Корнилия сотника. 14. Всемирное воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Глава 47. О знамениях владычних, и богородичных праздников, и святых. Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великия, средния же и малыя. Велицыи убо праздницы христовы, и богородичны, и предтечева два: рождество и усекновение: и обоих верховных апостолов, петра и павла, имут знамения, крест окружен (+) : имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу.   Среднии же праздницы святых имут двема виды, крест с полукружием: (+ имже бдение совершается: прилагается же и канон Богородицы на Утрени по уставу: Друзии же крест един точию + : имже бдение не совершается. На вечерни, блажен муж, 1–й антифон: и на Господи воззвах, стихиры на 6: от произвола же на 8: и чтения 3, и на стиховне. На Утрени полиелей, и евангелие, канон на 8: и славословие великое: и прочая служба по уставу.   Малии же праздницы имут двема виды три точки несовершенно окружены. Красен убо вид имущим (:.. На вечерни кафисма обычная: на Господи воззвах, стихиры на 6. На Утрени канон на 6, и славословие великое: и прочая служба по уставу. Черн же вид имущим (:. : точию на Господи воззвах, стихиры на 6: на Утрени канон на 6. На Литургии по чину устава. Не имущим же знамения, стихиры на 3: канон же на Утрени на 4.     Глава 48. Месяцеслов. Последование церковнаго псалмопения же и сочинения всего лета, начинающееся от месяца септемвриа, до месяца августа.   Месяц септемврий, имеяй дней 30. День имать часов 12, и нощь 12.   1. + [Начало индикта, сиречь новаго лета. И память преподобнаго отца нашего симеона столпника, и архимандрита: И матере его марфы: И собор пресвятыя Богородицы, иже в миасинех: И святаго мученка аифала: И святых мученц четыредесяти жен: И святаго аммуна диакона, и учителя их: И святых мученк, каллисты, евода и ермогена, самобратных: И память праведнаго иисусуса сына навина.   Вечер, во светильничное, стихологисуем: блажен муж, 1 антифон. Аще же в субботу вечера, стихологисуем всю кафисму. На Господи воззвах, поставим стихов 10: И поем стихиры индикта, 3: Глас 1. Подобен: небесных чинов: Самословнаго и божественнаго: И преподобнаго 3: Глас 5. Подобен: преподобне отче: Ины стихиры самогласны 4, глас 2: от корене благаго: Слава, глас 6: божественная благодать: И ныне, индикта, глас тойже: Иже со духом святым: И бывает вход. Прокимен дне. И чтения 3: 1–е, пророчества исаиина: дух господень на мне: 2, Левит: Глагола Господь сыном израилевым: 3, святаго, Премудрости соломони: праведник аще постигнет: Посем ектениа. Таже, Сподоби Господи в вечер сей: И паки ектениа, Исполним вечернюю молитву: И возглас. Таже поем, На стиховне, стихиры индикта, глас 1, самогласны: Наста вход лета: с припевы. Припев 1, Тебе подобает песнь, Боже, в сионе: 2, Исполнимся во благих: 3, благословиши венец лета: Слава, святаго, глас 5: преподобне отче: И ныне, индикта, глас тойже: Ты царю сый: Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое, и Отче наш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Была в том городе одна верующая и святая женщина, по имени Снандулия, которая тайно питала страдающих в темнице за Христа. Узнав об Иосифе и Аифале, что они в темнице, она пришла туда ночью с своими рабами; дав сторожам много золота, она вошла в темницу и нашла их еле живыми: они не могли уже ничего говорить и едва лишь дышали. Снандулия упросила сторожей, чтобы позволили ей взять святых на короткое время в свой дом, обещаясь до рассвета снова привести их в темницу, — и сторожа позволили ей. Взяв мучеников, она перенесла их в свой дом, которой находился недалеко от темницы; положив на ложе, она омывала их язвы, обтирала их кровь чистыми полотенцами, мазала ею по телу своему, помазывала их драгоценным миром, обвязывала струпья их, целовала их разбитые руки и ноги и горько плакала над ними. Когда страдание их несколько облегчились, Иосиф пришел в себя и, взглянув, увидел эту благочестивую женщину, горько рыдающую над ним; он начал понемногу говорить ей: — Такое твое благодеяние, о святая жена, благоугодно Богу и нам, страждущим за Него; но неприлично так горько рыдать о нас, и рыдание это чуждо нашей христианской надежде и вере. Женщина отвечала: — Я радуюсь тому, что Христос дал вам столько мужества, что вы твёрдо претерпеваете лютые мучения; еще более я возрадовалась бы, если бы увидела вас претерпевшими мучение до конца; плакать же свойственно человеческой природе. Святой Иосиф сказал ей: — Однако не следует тебе плакать о нас, ибо ты знаешь, что все, претерпеваемые за Христа, скорби ведут за собою вечное веселие. Когда стало рассветать, святые тотчас были отнесены в темницу. По прошествии шести месяцев, — когда святые несколько уже исцелились от ран, могли встать на ноги и понемногу ходить, только лишь у Аифала руки висели неподвижно, — Адесх, получивший их для казни от Ардасабора, был отрешен от своей власти, а вместо него пришел другой судья, более жестокий, чем первый, по имени Зеров. Когда он пришел в город и стал приносить жертвы в храме бога их — огня, жрецы известили его о святых мучениках, Иосифе и Аифале, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

При заботливом уходе Иосиф пришел в себя и начал говорить сердобольной женщине: «милосердие твое к нам благоприятно Богу и нам, страждущим за имя Его; но горькое рыдание по нас несогласно с истинною христианскою надеждою и верою нашею». На что она сказала: «плачу не о смерти вашей, а о теперешнем жалком состоянии вашем». Иосиф, утешая ее словами писания: Мф.7:14, 10:22 ; 2Кор.11:25 ; Евр.11:37, 38 , – заключил: «покажи себя верующею христианкою и радуйся, что за продолжительные страдания последует тем большее воздаяние и венец славнее». На рассвете исповедники возвращены в тюрьму, где и еще пробыли, в лишениях и скорбях, шесть месяцев, но уже поздоровели настолько, что могли стоять на ногах и немного ходить. В это время правитель Адиабены был смещен и на его место прислан царем другой, по имени Зарусциат, человек жестокий и суровый. Новый правитель пошел в храм солнца для молитвы и принесения жертвы; тут известился он, что есть два христианина, осужденные на побиение камнями, но доселе не преданные казни в ожидании выздоровления и, может быть, отречения от своей веры. Судья тотчас велел их представить себе и, когда ни льстивыми обещаниями, ни угрозами не смог преклонить, велел сперва Иосифа повесить за ноги и бить нещадно воловьими жилами. Когда начались истязания, некоторые из магов подступали и шептали страдальцу: «если стыдишься явно идти в храм бога нашего, то мы сведем тебя и сделаем это скрытно; обещай, и свободен будешь». Но он вслух всех отвечал: «отойдите от меня, поклонники огня; поддерживайте пожирающее вас пламя на собственную вашу погибель». Около двух часов продолжалось бичевание, во время которого судья не раз пытался и еще убедить его; наконец, он велел снова снести его в тюрьму, потому что от возобновившихся язв и потери крови Иосиф не мог идти. После сего Аифал был повешен и нещадно бит; но он громко кричал: «я христианин, христианин; слышите, я христианин!» Между тем представлен был для допроса и истязаний некто из манихейской секты, явно исповедавший свою веру и укорявший огнепоклонников в нечестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010