Если есть в нашем пуке цветов «незабудочка», этим показываем мы другим, что помним Бога и небесное, говоря в себе: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. —Смотрите же, чтоб так и было. Если есть у нас «лилия», этим показываем мы, что помним заповедь Господа о том, чтоб не заботиться о нарядах и хранить чистым сердце свое от всякой суетности и всякой нечистоты. —Смотрите же, чтоб и было так. Если есть у нас «васильки», этим мы показываем, что царствуем над плотью своею и всеми страстями своими и не попускаем, чтобы грех царствовал в мертвенной плоти нашей. —Смотрите же, чтоб и было так. Так разумейте и о других цветах. — Всякий из них означает какую-либо добродетель. Держа сей цвет, мы показываем, что имеем ту добродетель и любим ее. Так и сделаем, как показываем, чтоб не было лицедейства в поступках наших. Поступая так, мы и пред лицом неба и земли засвидетельствуем, что живем Духом; ибо и ходим Духом. Так да будет в нас, —и тако да славится нами Бог, в Троице поклоняемый. Аминь.     Порядок преуспеяния в добродетелях .   Ныне, 1–е сентября, память преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы, собор Пресвятыя Богородицы в Миасинех, святого мученика Аифала, — святых мучениц четыредесяти жен и учителя их святого Аммуна—диакона, святых мученик Еиода и Ермогена, самобратий, и святой Каллисты, и праведного Иисуса Навина. Какой сонм святых! И каких добродетелей образца не представляет он?! Девство у Матери девства, Пречистыя Владычицы; совершенное самоотвержение и к небу устремление у преподобного Симеона; высокое терпение и твердость веры у святых мучеников и мучениц; дружество—у самобратий, преданность Богу у Иисуса Навина. Тут примеры добродетелей;—а Апостол, ныне читанный, в виде заповедей представляет нам другое начертание союза добродетелей, еще более привлекательных и высоких. Тут заповедуется нам облечься «во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощение обид, любовь — как союз совершенства, водворение мира в сердцах, благодарность», обогащение и упремудрение себя словом Божиим, «духовное пение в сердцах Господу», и гласные «псалмы и песни Ему» в устах, и, наконец, посвящение всего славе «имени Господа Иисуса» (Кол.3, 12—17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

26 Великомученика Димитрия Солунского 27 Мучен. Нестора. Преподоб. Нестора Летоп. 28 Мучеников Терентия и Неонилы 29 Преподоб. мучен. Анастасии. 30 Священ. муч. Зиновия и Зиновии 31 Апостолов Стахии, Амилия и Наркисса Месяц ноябрь 1 Бессребренников Космы и Дамиана 2 Мученик. Акиндина и Пигасия 3 Муч. Акепсимы, Иосифа и Аифала 4 Преподобного Иоанникия Великого 5 Мученика Галактиона. Св. Ионы Новгород. 6 Святого Павла. Преподоб. Луки 7 Мученика Иерона и с ним 33 мучеников 8 Собор Архистратига Михаила 9 Мучен. Онисифора и Порфирия 10 Апостол. Ераста, Олимпа и Родиона 11 Мучен. Мины, Виктора и Викентия 12 Святого Иоанна Милостивого 13 Святого Иоанна Златоустог о 14 Святого Апостола Филиппа 15 Мучеников Гурия, Самона и Авива 16 Апостола и Евангелиста Матфея 17 Святого Григория епископа 18 Мучеников Платона и Романа 19 Прр. Авдия. Преподоб. Варлаама 20 Преподобного Григория. Святого Прокла 21 Введение Пресвятой Богородицы 22 Апостола Филимона. Святого Михаила 23 Святого князя Александра Невского. Святого Митрофана еписк. Воронежского 24 Великомучен. Екатерины. Мучен. Августы 25 Свят. мучен. Климента и Петра 26 Преподоб. Алипия. Святого Иннокентия. 27 Великомученика Иакова Персянина 28 Преподобномученика Стефана 29 Мучен. Парамона. Препод. Нектария Печер. 30 Святого Апостола Андрея Первозванного Месяц декабрь 1 Прр. Наума. Святого Филарета 2 Прр. Аввакума. Преподоб. Афанасия 3 Прр. Сафонии. Прп. Саввы 4 Свят. Великомученицы Варвары 5 Преподобного Саввы Освященного 6Святого Николая Мирлик. Чудотворц 7 Святого Амвросия, еп. Медиоланского 8 Преп. Патапия. Апостола Сосфена 9 Зачатие Святой Анны 10 Мучен. Мины, Ермогена и Евграфа 11 Преподоб. Даниила и Луки Столпника 12 Преподоб. Спиридона Тримифунтского 13 Мучеников Евстратия и Авксентия 14 Мучеников Фирса, Левкия и Филимона 15Священномуч. Елевферия. Пр. Павла. 16 Прр. Аггея. Блаженной Феофании 17 Прр. Даниила. Св. Анании 18 Мученика Севастиана. Святого Модеста 19 Мучен. Вонифатия. Святого Григория 20 Святого мученика Игнатия Богоносца

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

5. Порядок преуспеяния в добродетелях Ныне, 1-е сентября, память преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы, собор Пресвятая Богородицы в Миасинех, святаго мученика Аифала, – святых мучениц четыредесяти жен и учителя их святого Аммуна – диакона, святых мученик Евода и Ермогена, самобратий, и святыя Каллисты, и праведного Иисуса Навина. – Какой сонм святых! И каких добродетелей образца не представляет он?! Девство у Матери девства, Пречистыя Владычицы; совершенное самоотвержение и к небу устремление у преподобного Симеона; высокое терпение и твердость веры у святых мучеников и мучениц; дружество – у самобратий, преданность Богу у Иисуса Навина. Тут примеры добродетелей; – а Апостол, ныне читанный ( Кол.3:12–17 ), в виде заповедей представляет нам другое начертание союза добродетелей, еще более привлекательных и высоких. Тут заповедуется нам облечься во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощение обид, любовь – как союз совершенства, водворение мира в сердцах, благодарность, обогащение и упремудрение себя словом Божиим, духовное пение в сердцах Господу, и гласные псалмы и песни Ему в устах, и, наконец, посвящение всего славе имени Господа Иисуса. Если уподобить добродетели цветам; то надо сказать: какая восхитительная цветность духовная услаждает ныне зрение ума нашего! И я хотел бы сказать: уподобясь пчелам, устремитесь на сии цветы духовные и напояйтесь из них свойственною им сладостию но роду своему. – Но мне другое приходит на мысль. Когда, вышедши в иоле, вы встречаете местность, усеянную цветами, то обычно говорите: поле цветами стелется, как ковер. По подражанию сему присловию – можно сказать, что ныне в примерах святых дня и в заповедях Апостола расстилается пред нами ковер добродетелей. А вы, верно, догадываетесь, чего ради я останавливаюсь на сравнении сем. – Оно созвучно с именем города вашего, и я не могу считать случайным такого совпадения в первое мое посещение вас и первое у вас служение. – Напротив, вижу в этом обязательное побуждение сказать вам: жители Коврова! перенесите на себя указуемый нынешним днем и Апостолом ковер добродетелей, и украсьтесь ими так ярко, чтобы всякий, кому придется видеть и узнать вас, с изумлением взывал: по Коврову ковром стелятся разнообразные цветы добродетелей, – чтоб таким образом по имени вашему было и житие ваше. – Как это лучше сделать, я предложу вам несколько указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Апостол. Евангелие. 10 .) – Святителей: Апостол. Евангелие. 11.) – Мученика: Апостол. Евангелие. 12.) – Мучеников: Апостол. Евангелие. 13.) – Священномученика: Апостол. Евангелие. 14.) – Священномучеников: Апостол. Евангелие. 15 .) – Исповедников: Апостол. Евангелие. 16 .) – Преподобномучеников: Апостол. Евангелие. 17.) –Преподобных, и Христа ради юродивых: Апостол. Евангелие. 18.) – Преп. Безмездников: Апостол. Евангелие. 19.) – Препод. жен: Апостол. Евангелие. 20.) – Мучениц: Апостол. Евангелие. 21.) – Всех преставльшихся, или за упокой: Апостол. Евангелие. Евангелие. з13†: 4:16–22. –+ Пр. Симеона Столпника. Апостол. Евангелие. – И матере ero, Марфы. Собор пресв. Богородицы в Миассинех. Муч. Аифала. Мучц. 40 жен, и учителя их, диак, Аммуна. Мчц. Каллисты, и братии ее, Евода и Ермогена. Прав. Иисуса Навина. 2. Мч. Маманта (отца его Феодо та, и матери его Руффины) и Пр. Иоанна постника, патриар. Цареградского. Апостол. Евангелие. 3. С.мч. Анфима, еп. Никомидийск. (и с ним Феофила диак., Дорофея, Горгония, Домны, и пр.). Апостол. Евангелие. –. Пр. Феоктиста, – (спостника вел Евфимия). С.мч. Аристиона, еп. Алекс. Мчц. Василиссы Никомид. 4. С. мч. Вавилы, еп. Антиохийск. (с ним 3-х отроков, и матери их, Мчц. Христодулы). Апостол. Евангелие. –. Св. прор. и Боговидца Моисея. 5 Прор. Захарими прав. Елисаветы Апостол. Евангелие. Муч. Урвана, Феодора, Медимна, и др., – Мчц. Раисы. 6 Воспом. чудесе от Архистратига Михаила. Апостол. Евангелие. –. Преп. Архиппа и преп. Давида. – Муч. Ромила и Евдоксия. 7. Предпр. рожд. пр. Богородицы. Мч. Созонта. Мч. Евисихия. Апостол. Евангелие. Апост. Евода и Онисифора. – Св. Иоанна, архиеп. Новгор., чудотворца. Сл. Святит. х 8 Рождество пресв. Богородицы Апостол. Евангелие. (Парем. общия Богор.) з240. Фл.2:5–11. Ев. у. Лк. з4: (общ. Богор.) Лк. з54–58. (общ. Богор.) х 9+ Св. праведных Богоотец Иоакима и Анны. Апостол. Евангелие. – Мч. Севириана (Сл. его поется на повеч.) – Блаж. Никиты, сокровенного угодника. Мч. Стратора. – Пр. Иосифы Волоцкого , чуд. Сл. Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

1.      Начало индикта, сиречь нового лета. П. Симеона столп. и матери его Марфы; прв. Иисуса Навина; м. Аифала, Аммуна, Ермогена, Евода; мц. Каллисты. Собор Пресвятой Богородицы, иже в Миасинах. В пятом столетии близ Антиохии Сирской подвязался величайший из подвижников св. Симеон, простоявший 47 лет на вершине гор и на столпах на открытом воздухе. Он при жизни прославлен был от Бога великими и многими знамениями и чудесами, чтим был царями и патриархами. Однажды дух злобы явился у столпа его в лице ангела светла с колесницей огненной и конями огненными и объявил ему повеление Божие вознести его на небо, как Илию пророка. Старец занес уже правую ногу на колесницу, но в то же время руку простер на крестное знамение, – и все исчезло. Познав бесовскую прелесть, он целый год стоял на одной той правой ноге, которую занес на колесницу, и она после того загнила и покрылась глубокими ранами. Достоверность этого чудесного события не подложит сомнению, ибо жизнь св. Симеона описана в трех сочинениях тремя современниками, лично знавшими его. Это житие святого служит одним из многочисленнейших непререкаемых свидетельств, так легкомысленно отвергаемое немецкими протестантами, а за ними и нашими сектантами, что крестное знамение есть самое действительное средство к различению являющихся духов, обольстителей. Празднование собора Присвятой Богородицы в Миасинской обители установлено в воспоминание обретения, в 864 г., невредимой Ее иконы, которая во время иконоборства, в царствование Льва Исаврянина брошена была в Азурово озеро (невдалеке от Мелитины армянской). 2.      Мч. Маманта, Феодота; мц. Руфины; п. Иоанна постника , патриарха царьгр. 3.      Свм. Анфима и Аристиона; мч.: Феофила, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиси, Горгония, Зинона, Евфимия; мц.: Домны, Василиссы, Фивы; п. Феоктиста, блж. Иоанна ростов. Муч. Василисса († 303 г.) оградила себя крестным знамением и много времени стояла посреди пламени, в разожженной пещи, без всякого вреда. Вот какую силу имеет крестное знамение, а наши сектанты отвергают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Акакий, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Акакий, муч. Милитский (в Карии) при Ликинии. 28 июля. Акакий, пресв. Прусский, муч от Иулия, правителя Вифинского, с Патрикием еп. 19 мая. Акакий преп., еп. Мелитинский, 5 века. 17 апр. и 15 сент. Акакий, преп. Синайский, иже в Лествице. 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., Иосиф пресв. и Аифал диакон, мучч. Персидские в 380 году. 3 ноября. Акепсим, преп. Сирийский. 3 ноября. Акепсий и Аифала, мучч. Аравильские. 11 дек. Акила, или Аквила, ап. из 70. 14 июля. Акила, муч. Трапезундский, с Валерианом и др. при Диоклетиане. 21 янв. Акилина, мученица Вивлийская (в Финикии) 290 года. 13 июня. Акилина, мученица Синопская ок. 310 г., с Руфином диаконом. 7 апр. Акиндин, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Виктором и друг. 18 апр. Акиндин муч. Фракийский при Максимиане, с Агафоником. 22 авг. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и друг., мучч. Персидские ок. 345 года. 2 ноября. Акутион, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и друг. 21 апр. Алвиан, еп. Апейский, и ученики его, мучч. при Максимиане. 4 мая. Алевтина Египтяныня. мученица Кесарийская (в Палест.) при Максимине, с Павлом, братом своим. 16 июля. Александра царица, супруга Диоклетиана, муч. ок. 303 года. 23 апр. Александра, из 7 дев, мучениц Анкирских ок. 304 г., с Феодотом. 18 мая. Александра, Клавдия, Евфрасия и др. мучч. Амисские при Максимиане. 20 марта. Александра, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Александр, муч. Римский, из 7 сынов св. Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Александр, муч. Африканский при Декии, с Терентием и друг. 10 апр. Александр, еп. Иерусалимский, муч. при Декии. 12 дек. Александр иерей, муч. Памфилийский при Аврелиане. 15 марта. Александр, муч. Киликийский при Нумериане, с Фалалеем. 20 мая. Александр муч. и с ним другой, того же имени, постр. ок. 305 г., с Агапием. 15 марта. Александр, Алфей, Зосима и др., мучч. Антиохийские в Писидии при Диоклетиане. 28 сент. Александр, из 10 мучч., постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Судья сдержал свой гнев и с притворным сожалением воскликнул: «о ты, поспешающий от жизни к смерти! Кто ж тебе поверит и кого ты убедишь, кроме подобных тебе глупцов, что жизнь должно ненавидеть, а смерть любить?» Аифал: «называй безумным себя и глупыми приверженцев твоего учения, потому что вы не знаете истины. Наше учение повелевает нам любить ту жизнь, которую вы называете смертию, и ненавидеть ту смерть, которую вы называете жизнию». Тогда судья велел связать руки его между коленами и вложить дерево сквозь связанные руки, а шести палачам, по три с каждой стороны, наступить на концы дерева. От этой пытки составы вышли из своих связей, а затем еще исповедник был нещадно бит палками шиповника; но он все терпел мужественно и сказал мучителю: «ты радуешься моим мукам, подобно псу или ворону, жаждущему крови; знай же, нечестивец, что эти мучения ни во что я вменяю». Судья от ярости скрипел зубами и приказывал сильнее бить, так что все тело представляло один струп. Наконец полумертвого и от ран не могшего ступить, Аифала снесли в тюрьму к прежним исповедникам. Чрез пять дней исповедники снова повлечены были на суд, открытый правителем в загородном саду своем, и когда отреклись исполнить волю царскую, подвергнуты новым тяжким пыткам от третьего часа дня до шестого. Именно, повергли их на землю, холщевыми веревками связали крепко руки, бедра и голени, и вложенные под связки бичи медленно поворачивали, так что кости и составы трещали. Но мученики пребывали непоколебимыми в святой вере, отвечая на предложения покориться царю: «мы уповаем на истинного Бога нашего, а воле царя не повинуемся». В темницу они были отнесены, как бездушные бревна, потому что замучены до бессознательности. Но и в темнице запрещено было оказывать им какое-либо снисхождение или заботливость, и допускать к ним кого-либо, под угрозою жестокого наказания. Не смотря на то, они не оставались без сердобольного призрения; потому что другие узники, с позволения стражей, выходили в город и испрашивали для них необходимое пропитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После умерщвления святого Акепсима, стали бить, по приказанию мучителя, святого пресвитера Иосифа, и глашатай восклицал: – Будешь жив, если подчинишься царской воле. Святой же восклицал: – Бог – Един, и нет иного, кроме Него, Которым мы живем, движемся и существуем 7065 , в Него мы веруем, Его почитаем, – царским же повелением пренебрегаем. После продолжительных побоев, он изнемог и сделался как бы мёртвым. Мучители думая, что он умер, вытащили его вон и бросили на торговой площади; потом, узнав, что он еще дышит, взяли его и заключили в темницу. После того как удалили святого Иосифа, князь начал говорить святому Аифалу: – Вот пред твоими глазами жизнь и смерть, честь и бесчестие; не избирай себе худшего, оставив лучшее, – не иди тем путем, которым пошли безумные и получили достойную, по своим делам, казнь. Ты же послушайся моего совета, чтобы сподобиться великих почестей и получить подарки из царских рук; если же не послушаешься меня, то сам будешь виноват в своей погибели. Святой диакон отвечал: – Великий был бы для меня, пред лицом неба и земли, стыд, если бы я не пошел тем же путем, каким пошли предо мною отцы мои. Если они, будучи стары годами и немощны плотью, так мужественно пострадали, то мне ли, более молодому годами и более сильному телом, бояться этих временных мучений? – Не боюсь смерти за Христа, умершего за меня, не хочу терять вечной жизни за временную жизнь, не продам своего благочестия за ваши подарки и почести. Тогда князь сказал с яростью окружающим: – Возьмите и бейте его сильнее, чем первых. Святой сказал: – Пёс смердящий и нечистый! Эти мучения устрашают только малодушных, а не крепких мужей, души которых пылают желанием соединиться со Христом. И начали сильно бить святого Аифала. Князь с удивлением говорил своим: – Почему это христиане пренебрегают сею жизнью, а смерти желают, как благополучия житейского? Окружающие сказали ему: – Они имеют преданное от отцов их учение, которое говорит, что есть иной мир, лучший чем этот; веруя этому учению, они пренебрегают этим миром, в надежде на лучший, потому и избирают себе добровольно смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отец Исаакий иногда посылал отца Аифала в Холмищи к старцу Нектарию с разными поручениями. Он шел все 60 верст пешком, хотя был слаб здоровьем. Однажды, вот так придя в Холмищи, как рассказывала мать Амвросия, «он вошел к батюшке и стал на колени в ожидании благословения. А батюшка, зная его как идеального послушника, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного отца Аифала, оставил его в таком смиренном положении, вероятно, для примера окружающим и стал обходить ряд других пришедших. Только когда окончил со всеми, благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и был в таком коленопреклоненном положении» 617 . Отец Аифал отбывал незаконно присужденный ему властями срок пятилетнего заключения в Соликамске. Освободившись, он написал отцу Исаакию в Козельск, прося благословить его возвращение. Получив ответ, он поехал, но уже вблизи Калуги уголовники вытолкнули его на ходу из вагона, и он разбился насмерть. 4 июня 1927 года в Козельске были арестованы отцы Никон и Кирилл. В этот же день взято было властями несколько работников Оптинского музея, среди них уже уволенный с должности отец Агапит (Таубе). Всех их увезли в Калужскую тюрьму. Отец Никон помещен был в общую камеру, а вскоре его и отца Кирилла назначили на работу в канцелярии при тюрьме. Уже на другой день после ареста духовные чада отца Никона привезли ему из Козельска все необходимое. Ему удалось установить с ними постоянную связь, – он мог передавать им письма и краткие записки. Однажды он тайно передал 5-й том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) , исписанный по полям его, отца Никона, комментариями и замечаниями по поводу прочитанного. В книгу вложен был пакет с записками к духовным чадам (этот том сохранился). В каждой записке было несколько изречений, соответствующих духовному устроению того духовного чада, которому она была адресована. А на полях тома сочинений святителя Игнатия среди других записей есть такая: «Возблагодарим Господа Бога за все милости Его, на нас, грешных, явленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я много наплакалась. Мы с отцом Адрианом пробыли только сутки и уехали обратно в Козельск». Приезжал в Холмищи духовник старца Нектария отец Досифей (Чучурюкин) из Козельска. Оба они некогда были духовными чадами архимандрита Агапита (Беловидова). Отец Досифей в Козельске исповедовал братию и отчасти старчествовал, как бы поневоле, так как к нему часто обращались и богомольцы-миряне. Он был очень скромен и всегда старался избежать роли наставника, отсылал к отцу Никону. Но архимандрит отец Исаакий благословлял людей обращаться к нему. Власти следили за ходящими в Холмищи к старцу, поэтому братия делали это по возможности тайно, шли даже переодевшись по-женски в шубу и платок, замотав бороду, чтоб не видно было. Отец Исаакий посылал нередко к отцу Нектарию с разными вопросами иеромонаха Аифала (Панаева), оптинца, который в последнее время был рабочим в музее «Оптино», а потом поселился со всеми братиями в Козельске и тут служил в храме. «Он шел пешком все шестьдесят верст, – вспоминала монахиня Амвросия (Оберучева), – хотя вообще был слаб здоровьем. Однажды, вот так придя, он вошел к батюшке и стал на колени в ожидании благословения. Батюшка, зная его как идеального послушника, вероятно, для примера окружающим, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного отца Аифала и оставив его в таком смиренном положении, стал обходить ряд других пришедших и только когда со всеми окончил, благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и простоял перед батюшкой на коленях». Мать Анастасия вспоминала, как она вместе с о. Досифеем пришла в Холмищи: «О. Досифей стоял в одной комнатке, когда из своей комнаты вышел о. Нектарий. Оба старца повалились друг другу в ноги, и никто из них не хотел первым вставать». М.Анастасия стояла в сторонке и плакала от умиления. Мы видели, что некоторые из вспоминавших о первом времени жития старца в Холмищах упоминали о его унынии, но думаем, что они по-настоящему не понимали внутреннее состояние старца. От уныния он всегда предостерегал обращавшихся к нему людей. И в это скорбное время из Холмищ пишет он, например, среди многих писем такое (некоей «достоуважаемой Ольге Михайловне»): «Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010