Ст. 5–6. Виждь же, яко Господь не отринет незлобиваго: силен крепостию (Господь) сердца нечестивых не оживит, и суд нищим даст. Если человек «незлобив», – не имеет ни злостного намерения, ни злобного чувства, ни злодейского влечения, а напротив – подавляет в себе всякое недоброе расположение духа и в самых ударах судьбы находит для себя урок добродетели, то Господь его не отринет, ибо Он сам, по благости своей, творит только добро и желает только добра, и учит только добру. Напротив, Он не содействует осуществлению злостных намерений в жизни людей нечестивых: действием своего всемогущества Он разрушает-благополучие нечестивых и тем самым совершает над ними свой суд – для оправдания нищих, которые остаются мнимо-виновными на суде людском. Ст. 7. Не отымет от правдиваго очес своих и с цари на престоле посадить их на победу. и вознесутся. Отвращая свой взор от нечестивых, Господь постоянно обращает свое милостивое внимание на праведных; следя за их деятельностью, содействует её успеху и вообще благоустрояет их судьбу. И в то время, как нечестивые, по Его суду, лишаются имущества, достоинств, чести, знатности, праведные возвышаются иногда от пастушеского посоха до царского трона: сами цари, пользуясь мудрыми и правдивыми советами таких праведников, одерживают победы в борьбе со внешними врагами или многообразными бедствиями внутри государства, и потом, за такие услуги, охотно разделяют со своими благодетелями как свою власть, так и почести. Известию, как дети патриарха Иакова, по ненависти, продали своего правдивого брата Иосифа в рабство – в Египет, как здесь ему приходилось испытать опасное искушение и тяжёлые лишения. Но Господь «не отняв очей своих от праведника»; честностью, правдивостью и мудростью Иосиф снискал милость Фараона. «И сказал Фараон Иосифу: вот, я поставлю тебя над всею землею Египетскою. И снял Фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифу; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою» ( Быт. 37:2, 4 ; З9:2 – 4; 41:39 – 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пс.80:9 .  Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня! Пс.80:10 .  Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному. Пс.80:11 .  Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их. «Слышите, людие Мои, и засвидетельствую вам». Поэтому, дознав опытом силу Мою, с готовностию приими предписываемые тебе Мною законы. Сей опыт служит для тебя свидетельством, предвещающим тебе наказание за непокорность и пользу благопокорности. «Израилю, аще послушаеши Мене:» «Не будет тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему». «Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя оть земли египетския». Тоже заключается и в предначатии закона, ибо сказано: «Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския. Да не будут тебе бози инии разве Мене» ( Исх.20:2–3 ). Посему и здесь повелевается поклоняться Богу, не чуждому и новому, но даровавшему им избавление. Сие же служит к обличению безумия Ариева и Евномиева. Ибо, если Единородный не единосущен, то, по справедливости, будет назван чуждым. И если было, когда Его не было, то Он новый, а не вечный. А посему Арий и Евномий явно преступают Божественный закон, покланяясь Богу чуждому и новому. Но не время обличать их умоизступление; впрочем и сего достаточно к обличению их беззакония. «Разшири уста твоя, и исполню я», то есть, соделай себя благопокорным, соблюдая благопокорность, и приимешь обилие благ. После сего начинает речь обвинительную. Пс.80:12 .  Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне. «И не послушаша людие Мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми». Такой подавал Я ему совет; а он не согласился послушать, и даже внять тому, что говорю Я. Пс.80:13 .  Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам. «И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих». Симмах перевел так: «поскольку предоставил их в угодность сердца их, ходить по воле своей»; также и Акила: «и отослал их в стропотности сердца их; будут ходить по своим совещаниям». Ибо, увидев народ непокорным, лишил оный попечения Моего о нем, попустил же ему водиться собственными своими помыслами, подобно ладье без груза и без кормчаго. Усмотрению же желающих предлежит и истина пророчества. Ибо Иудеи, лишившись Божией помощи, разсеяны по всей земле и морю, из свободных стали рабами, и живут во всяком злочестии, занимаясь волшебством и демонскими очарованиями, но не соглашаясь поклоняться Спасителю Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Мак.1:18 . И дал сражение Птоломею царю Египта: и посрамился Птоломей пред лицем его, и побежал: и пало много побитых. 1Мак.1:19 . И овладели они городами укрепленными в земле Египетской: и взял он добычи земли Египетской. 1Мак.1:20 . И возвратился Антиох после поражения Египта в сто сорок третьем году: и пошел против Израиля и в Иерусалим с ратию великою. 1Мак.1:21 . И вошел во Святилище с надменностию, и взял жертвенник золотый, и светильник света и все сосуды его, 1Мак.1:22 . И трапезу предложения, и возлияльники, и фиалы, и кадильницы золотыя, и завесу, и венцы, и золотое украшение, что на наружности храма, и обнажил все. 1Мак.1:23 . И взял серебро, и золото, и сосуды ненаглядные: и взял утаенныя сокровища, какия нашел. 1Мак.1:24 . И забрав все, ушел в землю свою и произвел избиение, и говорил много надменнаго. 1Мак.1:25 . И был плач великий у Израиля на всяком месте его. 1Мак.1:26 . И застонали начальники и старейшины, занемогли девицы и юноши, и красота жен изменилась. 1Мак.1:27 . Всякий жених стал рыдать, а сидящая в брачной горнице была в слезах. 1Мак.1:28 . И потряслась земля в укор живущим на ней: и весь дом Иаковлев облекся стыдом. 1Мак.1:29 . И спустя два года времени послал оный царь начальника податей в города Иудеи: и пришел он в Иерусалим с ратию великою. 1Мак.1:30 . И говорил им слова мирныя коварно, и поверили ему: но он напал на город внезапно, и поразил его великим поражением, и погубил много народа израильскаго. 1Мак.1:31 . И взял добычи города, и сожег его огнем, и разорил домы его, и стены его вокруг. 1Мак.1:32 . И пленили женщин и детей, а скот разделили по жребию. 1Мак.1:33 . И обстроили город Давидов стеною высокою и крепкою, башнями крепкими: и он был им крепость (κρα). 1Мак.1:34 . И поместили тут язычников греховных [То есть, идолопоклонников], мужей беззаконных [Т. е. не державших закона Моисеева], и укрепились в нем. 1Мак.1:35 . И сложили оружие и продовольствие, и, собирая добычи Иерусалима, складывали их тут. 1Мак.1:36 . И стала эта крепость, как сеть великая, и стала как засада для святилища, и как злый диавол для Израиля, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

17 Не суди превратно пришельца, сироту [и вдову], и у вдовы не бери одежды в залог; 17 Не уклониши суда пришелцу и сиру и вдове, и да не вземлеши в залог ризы вдовичи, 18 помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь [Бог твой] освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие. 18 и помянеши, яко раб (и ты) был еси в земли Египетстей, и свободи тя Господь Бог твой оттуду: сего ради аз тебе заповедаю творити сие слово. 19 Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, [нищему,] сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. 19 Аще же пожнеши ниву твою на селе твоем, и забудеши сноп на ниве твоей, да не возвратишися взяти его: пришелцу и убогу, и сиру и вдове да будет, да благословит тя Господь Бог твой во всех делех руку твоею. 20 Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. [И помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие.] 20 Аще же масличие собираеши, да не возвратишися останков собрати яже за тобою: пришелцу и сиру и вдове да будут: и воспомянеши, яко раб был еси в земли Египетстей: сего ради аз тебе заповедаю творити слово сие. 21 Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не собирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове; 21 Аше же обираеши виноград твой, да не собираеши останков яже за тобою: пришелцу и сиру и вдове да будут: 22 и помни, что ты был рабом в земле Египетской: посему я и повелеваю тебе делать сие. 22 и помянеши, яко раб был еси в земли Египетстей: сего ради аз тебе заповедаю творити сие слово. Редакция текста от: 09.11.2010 19:05:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8592.html

Ам.8:8 .  Не по­колеблет­ся ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнует­ся вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская. Дела Израиля таковы, что земля не может сносить их. «Не поколеблется ли от этого земля»: пророк не только хочет представить понятным наступление землетрясения (Велльгаузен, Новак), но и прямо предсказывает его; вопрос пророка предполагает положительный ответ. Колебание земли во время предстоящего землетрясения пророк сравнивает с поднятием и опусканием воды в реке Ниле. Некоторым комментаторам (Новак) это сравнение представляется не вполне удачным, так как вода в Ниле опускается и понижается постепенно. Но возможно, что пророк имеет в виду не картину нильского разлива, а картину нильских водопадов (Гоонакер). По объяснению церковных учителей и древних комментаторов ст. 7 можно понимать и как выражение в образной форме пророчества о нашествии на израильскую землю врагов – ассириян: как река египетская покрывает всю землю, так множество неприятелей покроет землю израильскую (блаж. Феодорит); «приидут ассирияне, подобно Нилу, чрезмерно разлившемуся, изгонят и принудят израильтян выдти из земли своей» (св. Ефрем Сирин ). Ам.8:9 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь Бог: про­изведу закат солнца в по­лдень и омрачу землю среди светлого дня. Сотрясение земли соединится с другими страшными явлениями в природе. «Произведу закат солнца в полдень»: выражение нет нужды понимать (Юнгеров) в строго буквальном смысле, что солнце зайдет в полдень; пророк хочет сказать, что свет солнца в полдень будет такой, каким он бывает при закате. Неизвестно, говорит ли пророк о затмении солнца или же слова его должны быть понимаемы метафорически. Картину затмения пророк мог наблюдать 9 февраля 784 г. и 15-го июня 763 г., тогда, по вычислениям астрономов, были солнечные затмения, видимые в Палестине. Ам.8:10 .  И обращу праз­дники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и воз­ложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и про­изведу в стране плач, как о един­ствен­ном сыне, и конец ее будет – как горький день.:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И сказали они Фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих… И так ныне 29 да поселятся рабы твои в земле Гесем ( Быт.47:4; 46:34 ). Вместе с этим земля Гесем заключала в своих пределах и пространства земли столь же удобной для земледелия и садоводства, как лучшие земли нильской долины; на это последнее качество указывает название ее лучшей частью египетской земли. Земля египетская пред тобою, говорит фараон, в лучшей части земли 30 посели отца своего и братьев своих; пусть живут они в земле Гесем ( Быт.47:6 ). И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Рамесес, как повелел Фараон ( Быт.47:11 ). Если слова фараона, выражающие его волю о месте поселения, допускают неодинаковость понимания их 31 , то способ исполнения этой воли выражает с совершенной определенностью то представление, что земля Рамесес была лучшей или одной из лучших частей египетской территории; ход мысли здесь библ. повествователя, идущей от общего к частному, ясен вполне: сначала названа вся вообще земля египетская, затем частнее – лучшая земля и наконец еще частнее и определеннее – земля Рамесес; последняя, по ходу мысли, находится в таком же отношении к лучшей земле, как эта последняя ко всей египетской земле, т. е. входит в понятие лучшей египетской земли, составляет часть последней. А, следовательно, земля Рамесес, в которой поселился Иаков, является в библейском изображении столь же удобной для земледелия и садоводства, как и другие плодороднейшие части нильской долины. Что касается отношения, в каком по Пятикнижию находится земля Рамесес к Гесем, то при уяснении этого заслуживает внимания то явление, что Иосиф, поселяя отца своего и братьев своих в земле Рамесес, исполняет чрез это, по библейскому повествованию, волю фараона о поселении в Гесем (как повелел Фараон). Если земля Гесем и земля Рамесес суть названия тождественные и однозначащие, относящиеся к одной и той же области, как полагают 32 , в таком случае замена первого из них вторым в повествовании о самом поселении Иакова является трудно объяснимо ввиду особенно того обстоятельства, что и в предшествующем и в последующем повествовании Пятикнижия область, занятая израильтянами, носит обыкновенно имя Гесем и в одном 33 только данном месте (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Ешьте его, совсем одевшись в путь, с посохами. Это – Пасха Господня (прохождение Господа мимо, пощада). Я пройду по земле Египетской в эту ночь и поражу всякого первенца у египтян от человека до скота, а когда увижу кровь на домах у вас, пройду мимо вас. В последующее время вы празднуйте этот день во все роды и семь дней ешьте пресный хлеб». Агнец пасхальный должен был прообразовать Иисуса Христа распятого, кровью Которого мы спасаемся от вечной погибели 185 . Израильтяне сделали так, как повелел Господь. В полночь Господь поразил смертью всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных из скота. И встал фараон ночью и все египтяне, и подняли великий плач; потому что не было дома, где бы не было мертвеца. Фараон призвал ночью Моисея и Аарона и сказал: «Выйдите из Египта вы и все израильтяне со всем скотом вашим, совершите служение Господу и благословите меня». И египтяне понуждали израильтян выйти, и давали им серебряные и золотые вещи и одежды. Рано утром в 15-й день месяца авива израильтяне вышли из своих домов с такою поспешностью, что не успели заквасить теста, понесли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Они собрались в Раамсесе. Отсюда до 600000 мужчин 186 , не считая женщин и детей, отправились к Красному морю 187 . И множество разноплеменных людей вышли с ними. Моисей взял с собою кости Иосифа и других патриархов 188 . Когда израильтяне на пути к Красному морю остановились в Сокхофе, Бог дал заповедь, в память избавления от смерти первенцев еврейских, посвящать ему всякого первенца мужского пола от человека до скота; первенцев от людей выкупать 189 , первенцев от скотов чистых приносить в жертву, а от скотов нечистых заменять агнцами или выкупать. Во время путешествия евреев из Египта Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им ( Исх. 12, 13 ). Переход израильтян через Чермное (Красное) море Когда донесли фараону, что народ израильский бежал из Египта, фараон и рабы его сказали: «Что это мы сделали? Зачем отпустили израильтян, чтобы они не работали нам?» Собрал фараон войско и погнался за израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Возлюбленный! – почему Иаков не хотел быть погребен в земле Египетской, но – вместе с отцами своими? Потому что он хотел дать разуметь о себе, что он ожидал воскресения мертвых; и для того, чтобы, при громком звуке последней трубы воскреснуть подле отцев своих и, в день воскресения, не обрестися в числе нечестивых, имеющих отыти во ад. Подобным образом и Иосиф завещал своим братьям: «в посещении, – говорил он, – им же посетит вас Бог , совознесите и кости моя отсюду с вами» ( Быт. 50:25 ). И братья исполнили сие завещание Иосифа, сохранив памятование о нем чрез сто двадцать пять лет. Ибо, когда воинство Господне вышло из земли Египетской, тогда Моисей вынес с собою и кости Иосифа. Драгоценными казались для него кости Праведника; он ценил их выше золота и серебра, которое сыны Израиля вынесли из Египта. Сии кости Иосифа носимы были по пустыни сорок лет; и когда под конец сего времени умер Моисей; тогда наследником их соделался Иисус Навин ( Нав. 24:32 ), для которого кости отца его Иосифа были драгоценнее всей добычи, приобретенной им в земле завоеванной. – Но почему Моисей передал Иисусу Навину кости Иосифа? – Потому что он сам был из колена Ефремова, и для того, чтоб он похоронил их в участке оного, дабы кости Иосифа хранимы были так, как сокровище. – Иаков, при смерти своей, благословляя своих сынов, которые сделались родоначальниками колен, предсказал им то, что должно было с ними случиться в позднейшие времена. Рувиму сказал он: «Рувим, первенец мой, ты крепость Моя и начало чад моих: жесток терпети, и жесток упорник. Досадил еси яко вода, да не воскипиши: восшел бо еси на ложе отца твоего: тогда осквернил еси постелю, идеже восшел еси» ( Быт. 49:3–4 ). От кончины Иакова до смерти Моисея протекло двести тридцать три года. Но не смотря на такой промежуток времени, Моисей старался чрез установленное священство загладить грех Рувима ( Быт. 35:22 ), для того, чтоб и ему не быть исключену из числа своих братьев во время их воскресения. Посему тот же Моисей в начале своих благословений говорит: «да живет Рувим, и да не умрет» ( Втор. 33:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

4) и прежде всего указывает на поражение первенцев египетских. Из священной истории ( Исх.3–5 и след.) известно, что Господь Бог, для того, чтобы освободить израильский народ от рабства египетского, поражал казнями Египет, посылая на царя их и на всех рабов его одну за другою, в течение целого года, десять казней, каковые пророк и называет здесь (ст. 9) знамениями и чудесами, посланными на фараона и на всех рабов его, то есть его подданных, причем словами: посреде тебе, Египте, – показывает, что казни эти простирались не на одну часть Египта, а на всю страну, по всему Египту, не касаясь, однако, жилищ израильского народа. Но когда сердце фараона настолько ожесточилось, что он, вместо того, чтобы исполнить данное обещание отпустить народ израильский в пустыню, после девятой казни, не только не исполнил своего обещания, но и пригрозил смертию Моисею, человеку Божию, тогда Господь Бог, чрез ангела Своего, поразил смертию всех первенцев египетских, от человека до скота. Затем, когда евреи, чудесным образом освобожденные от рабства египетского, должны были вступить в обетованную им Ханаанскую землю, и жители этой земли, под предводительством своих царей, не хотели допустить их до своих владений, тогда Господь «поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Вассанского, и все царства Ханаанские; и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему» (по переводу с еврейского). Двукратным повторением слова достояние псалмопевец как бы усиливает значение сего слова; а из выражений всего стиха так и чувствуется, что Господь Бог дарит (даде), хотя далеко незаслуженно, всю землю народов и царей Хананейских, вся царствия Ханаанска – в полную собственность (достояние) Израилю людем Своим, ради, конечно, отцов их, Авраама, Исаака и Иакова. «И это величайшее чудо, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что не только могли изгнать, но овладеть землею и разделить города, что и доставило им величайшее удовольствие, украшение, славу» с. 1060].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Спустя семь дней после превращения вод Нила в кровь, Аарон, по наставлению Моисееву, простер руку свою с посохом на реки, на потоки и на озера египетские: и вывел жаб, которые, покрывши весь Египет, вползали в дома, в спальни, на постели, в печи и в квашни, и нигде никому не давали покоя. И волхвы чародеяниями своими вывели жаб из каких-то тенистых мест; но, увеличивши бедствие, не могли прекратить его. Жаб отогнал молитвою уже Моисей. Когда фараон не исполнил своего обещания отпустить народ, Моисей повелел Аарону ударить посохом в персть земную: и персть обратилась в мошек, которые и распространились по всем пределам Египта. Этому чуду уже не могли подражать мудрецы египетские. Вслед затем Господь наслал песьих мух, которые налетели в необъятном множестве в дом фараонов и в дома всех Египтян, но не касались земли Гесем, где жили Евреи. Не коснулась ее и язва, от которой вымер у Египтян весь и крупный, и мелкий скот. Моисей, по повелению Божию, вместе с Аароном опять предстал фараону; в глазах его, взял полную горсть пепла из печи и бросил его к небу: по всему Египту распространилась пыль, и тотчас же появились воспалительные нарывы не только на людях, но и на скоте. Воспаление было так сильно, что волхвы, присутствовавшие при этом чуде, не могли стоять на ногах. Спустя два дня, Моисей, в виду всего народа, простер посох свой к небу: и Господь произвел гром и град. Молния не сверкала, а уже разливалась между градом по земле; и град побил все, что только было под открытым небом, и траву, и деревья, и скот, и людей. Этого не бывало с самого населения земли египетской. Бедствие прекратилось только по молитве Моисея. Но когда фараон по обыкновению не сдержал обещания насчет Евреев, Моисей снова простер посох свой на землю египетскую: и Господь навел на нее с востока, от пустынь Аравийских, ветер. Он продолжался целый день и целую ночь, и нанес саранчу, которая пала в таком множестве, что совершенно нигде не видать было земли, и поела всю растительность, какая еще могла остаться после града.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010