Это был физический или химический опыт. В чем бы он ни состоял, только никак не может сравниться с чудом Моисея, ибо после всеобщего обращения воды в кровь, совершенного Моисеем, волхвам приходилось действовать на каком-нибудь маленьком пространстве пред глазами Фараона, а сколько есть естественных средств сообщать воде различные цвета! Окровавление воды простиралось ли на землю Гесем, где жили Евреи? Несмотря на то, что Иосиф Флавий и Филон утверждают, будто Евреи свободны были от этой казни, трудно однако же с этим согласиться, ибо Моисей только с 4-й казни (песьих мух) замечает, что Господь стал отделять свой народ от Египтян 467 , между тем как умалчивает об этом, говоря о первых 3-х казнях. Притом же Египтяне весьма легко могли бы отнимать хорошую воду у Евреев, если бы она только там оставалась, и таким образом избежали бы своей казни. Аарон простер руку свою на воды египетские (и вывел жаб); и они ...покрыли землю Египетскую ( Исх. 8:6 ). Появление огромного числа жаб не было ли естественным явлением, ибо при возвышении нильских вод и особенно по окончании разлива, лягушки в огромном количестве появляются в египетских болотах и прудах? Чудесность казни, которой Моисей поразил Египет, наведя на него лягушек, видна, во-первых, из того, что эти животные появились в марте месяце и, значит, прежде разлива Нила; во-вторых, из того, что они появились внезапно; в-третьих, что, вопреки своему инстинкту они рассеялись по сухой земле и даже начали проникать в дома и спальни Египтян 468 ; и, наконец, в-четвертых, что они так же внезапно исчезли, как и появились и даже в назначенное Самим Фараоном время 469 . То же сделали и волхвы (египетские) чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую ( Исх. 8:7 ). Каким способом волхвы египетские вывели лягушек? Как предыдущие опыты, так и этот опыт магов нет нужды считать ни обманом, ни обольщением чувств. Своим ли собственным научным искусством действовали они или помощью диавола (волхованиями, чарами), но во всяком случае опыт их имел в своем основании естественные силы природы, ибо истинное чудо может принадлежать только силе Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

5:3–5). И вот смотри: скорби (Иосиф) переносил с терпением; терпение сделало его испытанным; а, сделавшись испытанным, он стал тверд в уповании, и упование не посрамило. « И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всей землей Египетской. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всей землей Египетской » (Быт. 41:41–43). Так как он имел Бога с собой, то Господь все это предустроил и возвел его на такую степень величия. « И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской » (Быт. 41:44). « И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф–панеах » (Быт. 41:45), желая этим наименованием увековечить память о присущей ему мудрости. А имя это значит: знающий сокровенное. Так как он объяснил то, что было никому неведомо, то, указывая на это, фараон и дал ему это прозвище. Возвышая его честь, дает ему в супружество дочь Петефрия. Но как этим же именем назывался и бывший господин его, то и прибавлено (в Писании): Петефрия, « жреца Илиопольского » (Быт. 41:45). Далее, чтобы нам известно было и то, в каком возрасте этот чудный совершил такие подвиги и удостоился такого воздаяния. Писание говорит: « Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал перед лицом фараона » (Быт. 41:46). Не подумаем, что число лет здесь показано без цели; это — для нашего вразумления в том, что ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели, что никому нельзя ссылаться на юность там, где должно показать добродетель. Вот Иосиф был не только юн, но и благообразен и красив лицом. Случается, что и юность бывает лишена телесной красоты. А он с юностью соединял и красоту лица и благообразие и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником, — так как сказано, что семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношеского возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожой; но и при этом она не преодолела твердости праведника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

А когда он отпустит вас совсем, тогда выгонит вас, как изгнанников выгоняют из города. Поэтому скажи тайно людям, чтобы испросили каждый у соседа и соседки своей сосуды золотые и серебряные и одежды. Господь устроил так, что израильтяне на этот раз вошли в милость у египтян, и они дали им все по требованию израильтян. Между тем Моисей и в глазах египтян, и самого фараона и чиновников его стал весьма великим человеком. И сказал Моисей: вот что говорит Господь: в полночь Я войду в Египет, и изомрут все первенцы в земле египетской – от первенца фараона, который сидит на престоле, и до первенца рабыни, что у жерновов, и до первенца всякого скота: и будет сильный плач по всей земле египетской, какого не было и не будет. А между сынами Израиля не пошевелит и пес языком своим [ст.7], не только не умрет ни один первенец израильский и ни одно животное, чтобы ты видел, как прославится Господь между египтянами и израильтянами. И все эти отроки твои придут ко Мне с поклоном, говоря: ступай же ты и все люди твои, которых ты хочешь вести с собою. Затем Я уже перестану посылать казни Мои на Египет. Моисей вышел от фараона с гневом. И сказал Господь Моисею: не послушает вас фараон, чтобы Я умножил знамения и чудеса в земле Египетской. И Моисей и Аарон сделали все чудеса пред глазами фараона, но он ожесточился и не захотел отпустить израильтян. Гл.12. Господь устанавливает для сынов Израиля пасху – в память изшествия их из Египта. Праздник этот должен был начаться с 14-го числа первого месяца, или того месяца, в который они вышли из Египта, и продолжиться до 21-го числа до вечера. Семь дней никто не должен был есть кислого, но должны были все есть опресноки с мясом (пасхального агнца) и горькими травами. Все это надлежало есть ночью и к утру следующего дня не оставлять ничего. Пасхальный агнец должен был съедаем без раздробления костей. Каждое семейство должно было закалать агнца; если число членов семейства было очень мало, так что печеного агнца могла остаться значительная часть, то надлежало занять несколько человек из другого семейства, чтобы агнец съеден был весь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И в Псалме мы читаем: Приидите, дети, послушайте меня, я научу вас страху Господню ( Пс.33:12 ). Итак сии дети взыграют и возвеселятся, и сердце их возрадуется о Господе. Зах.10:8–10 . Я свисну им и соберу их, ибо Я искупил их, и умножу их так, как и прежде они были многочисленны. И рассею их между народами, и они издали будут воспоминать о Мне, и будут жить с сынами своими, и возвратятся, и выведу их из земли Египетской, и от Ассириян соберу их, и приведу их в землю Галаад и Ливан, и не найдется [достаточно] места для них. LXX: Я дам им знак и прииму их, потому что искуплю их, и умножатся они так, как были многочислены, и разсею их среди народов, и издалека они будут воспоминать о Мне. Они воспитают детей своих и обратятся, и Я возвращу их из земли Египетской, и прииму их от Ассириян, и введу их в Галаадит и Ливан, и ни один из них не будет отсутствовать. – Моим знаком собрания их, – или во время владычества Македонян или в конце мира, как мы прежде сказали, – они, – говорит, – будут иметь свист, так что свистом Своим Я соберу их и научу их тому, что Я – пастырь. Ибо Я искупил их и освободил их от плена, простерши Свою руку. И Я, прежде умножавший их, умножу так, что расселение их между народами будет казаться не рассеянием, а действием сеятеля и, умножив [как бы] жатву сыновей и внуков своих, они будут жить с сынами своими; и возвратятся не только из земли Египетской, но и из Ассирии, и от обеих частей мира возвратятся в Иудею, в землю Галаад и Ливан, которыми прежде владели десять колен, называющиеся домом Иосифа и Ефрема, и число возвращенных будет столь велико, что земля не вместит всего множества их. – В переносном смысле (secundum ναγωγν): Господь подает знак подобно свисту тем, которые прежде были в греховном плену и говорит им: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и вы найдете покой душам вашим. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, что Я кроток и смирен сердцем, ибо иго Мое приятно и бремя Мое легко ( Мф.11:28–30 ). Что более милосердо сравнительно с этим призывным знаком, собирающим рассеянный народ? А собираются они, потому что Господь искупил их [и искупил] не тленным серебром и золотом от суетной их жизни, но драгоценной кровью как бы непорочного агнца Господа Иисуса ( 1Пет.1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Гл.45, [ст.7–8]. Иосиф говорит братиям своим: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Дивны судьбы Твои, Вседержавный Боже! Невинного, молодого, беззащитного отрока продают купцам проезжим. Кто мог подумать, что этот отрок будет со временем спасителем всего рода израильского от конечного его истребления голодом? Бог призрел на обижаемую невинность и наградил терпение Своего праведника истинно по-Божески. Как Владыка всей земли, царей и народов, Он сделал его самым приближенным к царю, поставил его отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Как хорошо благоугождать Богу! Ни один земной царь не наградит так своих усердных слуг, как Господь Своих угодников. За что больше благоволил Господь к Иосифу? За его простосердечие, невинность, богобоязненность. Как же сделаю я сие великое зло, говорил он дерзкой госпоже, жене Пентефрия, и согрешу пред Богом? Будь и ты такой же, и Владыка твоей жизни будет благоволить тебе. Гл.46, [ст.2–4]. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Как хорошо было жить патриархам еврейским под ближайшим руководством Самого Бога! Престарелому Иакову нужно выбраться из своей земли – по причине голода – в Египет, но он боится оскорбить этим Бога, Который, как Царь народа израильского, Сам распоряжается и местом его жительства. Бог является ему Сам и ободряет его утешительными словами: не бойся идти в Египет. Я, говорит, сделаю там из тебя многочисленный народ. Я с тобою пойду в Египет и буду руководствовать тебя до конца. Ты помрешь прежде Иосифа, и Иосиф, возлюбленный сын твой, закроет помертвевшие очи твои. С какой радостию и чувством совершенной безопасности шел Иаков в Египет, будучи предуведомлен о своей будущности! Всякий страх должен был исчезнуть, и все существо старца должно было трепетать несказанною радостию. Он шел к возлюбленному сыну, которого считал давно погибшим. Будущее не тревожило его: оно было ему известно почти так же, как настоящее. А неизвестность будущего в подобных случаях всего более тревожит нас и уменьшает нашу радость. В словах Господа Иакову виден Творец и всеблагий Промыслитель народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Беседа 29 Деян.13:16, 17 .  Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее. Одно благочестие служит для церкви похвалой. – Вра­чество против порока должно быть почерпаемо из Писания. 1. Смотри, Варнава предоставляет (говорить) Павлу, по­добно как Иоанн всегда – Петру. Он привел его из Дамаска, хотя тот был славнее его. Но они имели в виду общую пользу. «Встав, – говорит (писатель), – и дав знак рукою». Таков был обычай у иудеев; потому и он так же обращается к ним с речью. Смотри, какое он делает вступление к слову: наперед похвалив их и показав великое промышление о них (Божие) словами: «боящиеся Бога», потом и начинает речь. Не сказал: пришельцы, потому что это название указывает на бед­ствия. «Бог народа сего избрал отцов наших». Смотри, как и он, подобно Стефану, общего людей Бога называет собственно их Богом и изображает древние великие благодеяния Его. Они делают это для того, чтобы научить их, что и ныне (Бог) по тому же благоволению послал Сына Своего. Как и Христос сказал о винограднике ( Лк.20:13 ), так говорит и он. «Возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее». Было и противное; но они умножились; для них совершались чудеса. Об этих (чудесах), бывших в Египте, и пророки всегда вспоминают. И смотри, как он проходит молчанием времена бедствий и нигде не поставляет на вид преступлений, но человеколюбие Божие, предоставляя о том помыслить им самим. «И около сорока лет времени питал их в пустыне» ( Деян.13:18 ). Потом говорит о поселении их. «И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их» ( Деян.13:19 ). Затем (прошло) много времени, – четыреста пятьдесят лет. «И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила» ( Деян.13:20 ). Здесь он показал, что (Бог) различным образом промышлял о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 25 1–9. Пожертвование на устроение скинии. 10–22. Устройство ковчега завета. 23–30. Устройство в святилище стола для хлебов предложения. 31–40. Устройство светильника. Исх.25:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.25:2 .  скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Скиния устраивается на добровольные приношения как потому, что не было иных источников для приобретения необходимых материалов, так и потому, что она, жилище Всевышнего ( Исх.25:8, 29:45 ), Бога всего народа, является общенародным достоянием. Обращение к доброхотным жертвователям было так успешно, что после пришлось прекратить прием приношений ( Исх. 36:5–6 ). Исх.25:3 .  Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, Говоря о золоте, ст. 3 не прибавляет слова: «чистое» ( Исх.25:11, 17 ), а потому можно думать, что предметом приношений могло быть и очищенное, и неочищенное золото. Исх.25:4 .  и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], Так как из материи указанных цветов (текелет, аргаман, толаат, шани) в соединении с виссоном (льном) устроились покрывала скинии ( Исх. 26:1 ), одежды первосвященника ( Исх. 28:4–5 и др.), а закон запрещает соединять нити из шерсти и льна ( Лев.19:19 , Втор. 22:11 ), то очевидно, что она не была материей шерстяной. Под «виссоном», из которого были сделаны десять покрывал скинии ( Исх. 26:1 ), завеса, отделявшая святилище от святого святых ( Исх. 26:31 ), завеса при входе в скинию ( Исх.25:36 ), а также сшиты ефод, пояс и наперсник судный первосвященника ( Исх. 28:5 и др.), хитоны, головные повязки, нижнее платье и пояса священников ( Исх. 39:27–28 ), разумеется, вероятно, хлопчатая бумага. Это доказывается теми названиями, которые давались данной ткани евреями. Из них «шеш» представляет видоизменение египетского слова «щепе», означающего «лен», а «буц» употребляется для обозначения сирийского льна, отличного от египетского ( Иез. 27:16 ). Лен и хлопчатая бумага жителями Востока строго не различались (арабское «каттунь» обозначает и «лен», и «хлопок», а также полотняную материю из хлопка или льна).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 80 Псалом написан, вероятно, во времена Давида его современником пророком Асафом и представляет пасхальную песнь. На последнее указывает напоминание автора о выходе из Египта, по каковому поводу и была установлена Пасха ( Пс.80:6 ), равно также и указание на пшеницу ( Пс.80:17 ), что напоминает то постановление закона Моисея, по которому на Пасху должно было приносить Богу начатки плодов земных ( Лев. 23:5–11 ), так как к этому времени созревала первая жатва. Указание Пс.80:7 на новомесячие не препятствует данному пониманию, потому что оно касается первого дня месяца Нисана, в который совершалась Пасха, и который, составляя начало церковного года, так же праздновался и возвещался трубою, как первый день месяца Тисри, начального месяца гражданского года. Празднуйте торжественно и радостно праздник, который установил Господь, когда вывел вас из земли Египетской, совершил многочисленные чудеса и заповедал верно служить только Себе (2–11). Но народ не слушал Господа, не покорялся Ему. Если бы он слушал Его, то Господь смирил бы всех врагов его и насытил бы евреев туком пшеницы и медом из скалы (12–17). Пс.80:3 .  возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; Пс.80:4 .  трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; Музыка обычно употреблялась евреями при богослужениях (о музыкальных инструментах см. во введении к Псалтири). Пс.80:6 .  Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал: «Он установил это во свидетельство». Праздник Пасхи установлен Богом для свидетельствования о том поворотном пункте в жизни евреев, который совершен Его сверхъестественной силой. Празднование Пасхи, поэтому, всегда должно было напоминать евреям о Боге и укреплять веру в Него, как своего единственного и всемогущего защитника. Пс.80:8 .  В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя. «Из среды грома Я услышал тебя» – можно разуметь ниспослание Господом на египтян грозы с сильным градом, уничтожившим всю растительность ( Исх. 9:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроил так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для Египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели. Как некое светило, сокровенное и тлившееся в земле Халдейской, (Бог) воздвиг его оттуда, чтобы сидящих во тьме заблуждения наставить на путь истины» 263 . С тою же целью Господь попустил Фараону посягнуть на жену патриарха Сарру, – дабы наказание царя за это преступление возвестило народу Египетскому о всемогущем и премудром Промысле Бога Авраамова – Иеговы, «чтобы самое дело стало известнее и разгласилось повсюду, когда мщение (Божие) совершится не над простым лицом, но над самым царём» 264 . – С другой стороны, «Сарра отведена в дом царёв (и для того), чтобы обнаружилась любовь её к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сарры в лице её видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сарра не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом Фараонов подвергнут казням для избавления Сарры, так, при избавлении чад её, будет поражён весь Египет» 265 . Авраам предвидел ту опасность, которой подверглись в Египте он и жена его. Поэтому, вступая в эту страну, он предупреждал её, говоря: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя и дабы жива была душа моя чрез тебя 266 , а ты бы избежала опасности потерять меня навсегда.» «Авраам сказал сие как человек» 267 , как бы так говоря: «Что до тебя касается, то назовёшь ли себя сестрою, или женою, нельзя сомневаться в том, что тебя тотчас отнимут у меня из-за телесной красоты: а что до меня, то можно полагать, что я избегну опасности, если ты назовешь себя моею сестрою» 268 . А сверх того, давая такой совет, Авраам желал «сохранить Египтян и чистыми от крови, и, по возможности уменьшить вину оскорбления» 269 . – Но Бог не попустил Фараону совершить беззаконие. «Она (т.е. Сарра), хотя и была введена в дом Фараона, но пребыла женою праведника» 270 . «Тяжкие удары», какими Бог поразил дом Фараона 271 , охладили пыл страстей восточного деспота. Вместе с Фараоном понесли наказание и все слуги его. «Это делается не без цели, но чтобы этим сильнее поразить царя: нужен был очень тяжкий удар, чтобы поражённый им отстал от беззакония. Но справедливо ли, скажешь, за него наказывать и тех? Не за него одного терпели они наказание, но, вероятно, за то, что и сами содействовали и помогали преступному замыслу» 272 . – Узнавши, что Сарра не сестра, а жена Аврааму, Фараон отпустил её от себя, после чего патриарх вышел из Египта и двинулся по направлению к Палестине 273 . Отделение Лота от Авраама и поселение его в Содоме. Избавление Лота из плена. Агарь. Закон об обрезании

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 12. Исход 1 . На каких условиях фараон отпустил израильтян? Насовсем ли он их отпустил? Речь шла о том, чтобы выйти за пределы земли Египетской и совершить праздник Господу в [пустыне. После девятой казни египетской фараон был уже готов отпустить израильтян, но без крупного и мелкого рогатого скота, т.к. боялся, что они уйдут совсем. Если вы помните, после восьмой казни он был готов отпустить их, но без детей – он все время чувствовал, что они могут уйти насовсем, и ему нужно было, чтобы что-то их держало. Но после десятой казни египетской у него возникает такой страх, что он призывает Моисея и Аарона ночью и говорит: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» ( Исх. 12:31–33 ). 2 . Собирались ли уйти насовсем израильтяне? И собирались, и готовились, и Господь обещал им вывести их от угнетения в Египте и увести в землю хананеев, хеттеев и амореев, где течет молоко и мед. Господь обещает им дать милость в глазах египтян, так что они уйдут не с пустыми руками. «Каждая женщина, – говорит Господь через Моисея, – выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» ( Исх. 3:22 ) Здесь тонкий момент: нравственное чувство вроде бы противится такому сознательному обиранию. Но можно сравнить эту ситуацию с деятельностью, например, Робин Гуда, когда на больших дорогах он обирал купцов и отдавал награбленное бедным и был в чести у простого народа. То есть Господь руками Моисея восстанавливал справедливость, хотя он о Господе и не думал. Эти действия выполняются по прямому указанию Божию, и насильственно народу египетскому, прежде всего женщинам, дается возможность быть милостивыми, дабы помилованы были они тоже у Бога. Что и произошло, потому что погублено было войско, но не весь народ. После 40 лет странствия в пустыне Господь будет повелевать полностью истреблять некоторые народы, уничтожать не только женщин и детей, но даже скот, и даже самые вещи их пожигать огнем. Будет такое. А здесь через милость к избранному народу и сами милостивые получают помилование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010