Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТАИСИЯ ЕГИПЕТСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Таисия Египетская ( V в.), блаженная . Память 10 мая . В Египте в V веке жила юная христианка, по имени Таисия. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, она вела благочестивую жизнь, состояние свое раздала бедным, а в доме своем предоставляла приют скитским инокам. Однако впоследствии Таисия была увлечена мирскими соблазнами и стала вести греховную жизнь. Тогда скитские старцы умолили подвижника Пафнутия пойти к Таисии и убедить ее покаяться. Старец отправился в путь, а иноки стали молиться. Служанка Таисии не хотела пускать старца в дом. Тогда он сказал: " Скажи своей госпоже, что я принес ей нечто очень ценное " . Таисия весело встретила инока. Но преподобный, посмотрев на ее лицо, начал плакать. " Я плачу, - сказал он, - о тебе, ибо ты оставила своего жениха Господа Иисуса Христа и отдала себя сатане " . Слова старца пронзили душу Таисии как огненной стрелой, и мгновенно веселость ее исчезла. В страхе она спросила старца, возможно ли покаяние для такой грешницы, как она. Старец отвечал, что Спаситель ждет ее обращения, ибо Он пришел для того, чтобы взыскать и спасти погибшего. В охватившем ее чувстве покаяния, услышав в словах старца призыв самого Господа обратиться к вечной жизни, Таисия встала и покинула свой дом, не дав никаких распоряжений об имуществе, так что даже преподобный удивился. В этот час Таисия отвергла все, что связывало ее с прежней, греховной жизнью. Следуя за старцем в пустыню, она спешила к соединению с Богом в покаянии и молитве. Наступила ночь. Старец приготовил для Таисии ночлег, устроив ей из песка изголовье, а сам отошел поодаль, сотворил вечерние молитвы и уснул. Среди ночи он пробудился от света, идущего с неба к месту, где почивала Таисия. В полосе света преподобный увидел святых ангелов, возносивших душу Таисии. Когда он подошел к Таисии, то нашел ее уже умершей. Предав с молитвой погребению тело святой, преподобный старец возвратился в скит, рассказал инокам о происшедшем, и все возблагодарили Господа за его милость к Таисии, покаявшейся в единый час, подобно благоразумному разбойнику .

http://drevo-info.ru/articles/10563.html

Действительно, по слову Божию – «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» ( Исх.10:21–23 ). Затем, Господь преложил или претворил воду Египтян в кровь и вместо с тем уморил рыбу их, жившую в той воде. – Так именно, по повелению Господа – «поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в рек (Нил!) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могла пить воды из реки; и была кровь (вместо воды) во всей земле Египетской» ( Исх.7:20–21 ). Потом, чрез Аарона, послал Господь на Египет такое множество жаб, что ими закипела вся земля, т. е. земля произвела их такое множество, что они двигались и прыгали всюду длинными и густыми рядами, представляя вид сильно взволнованной, как бы кипящей массы... Этих жаб было такое множество, что они проникали всюду, даже в сокровищницы царей или в самые внутренние и потайные места, царских дворцов – спальни и кладовые ( Исх.8:5–6 ; ср. ст. 12–14). 31–33. Рече, и приидоша пессия мухи, и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотри всякое древо предел их. Когда Фараон продолжал упорствовать и не отпускать Израильтян из Египта, то Господь продолжал посылать на него новые и новые казни, при посредстве; Моисея и Аарона. – Сказал Господь и пришли песии мухи, – насекомые, особенно назойливые и кусающие с нетерпимою болью. И пришли также скнипы – очень мелкие мухи (москиты), всюду проникающая и кусающая особенно ночью. Те и другие наполнили все пределы их, – были ее в окрестностях! какого-либо города, по берегам какого-либо озера, болота, реки, канала, а всюду. – Это было именно так: «Аарон простер руку свою с жезлом своим (чудодейственным!»), ударил в персть земную, и яви шее мошки на людях и на скот. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» ( Исх.8:17 ; ср. Ис.77:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Другие изображения ложных богов делались из дерева, камня, золота и т.д. Из священной истории мы знаем также, что и евреи, уклоняясь от единого истинного Бога, делали себе часто подобные изображения, которым воздавали божеское поклонения. Здесь мы припомним только повествование о тельце, вылитом Аароном. Увидев, что Моисей долго не сходил с горы Синайской, евреи собрались к Аарону и сказали: «встань и сделай нам Бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось». Аарон приказал тогда принести ему бывшие у евреев золотые серьги и из них сделал литого тельца. Увидев его, евреи воскликнули: «вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» И на другой день они принесли ему жертвы и всесожжения. Все эти и подобные изображения и суть те кумиры или идолы, которые воспрещаются во второй заповеди. Все они, по словам псалмопевца, – дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят, есть у них глаза, но не видят, есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Таким образом, кумир или идол, как объяснено это и в самой второй заповеди, есть изображение какой-нибудь твари небесной или земной или в водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат. Отсюда уже видно, что, собственно, запрещает вторая заповедь. По словам катехизиса, она запрещает именно поклоняться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. Богу одному нужно поклоняться и Ему одному служить, а не тварям и изображениям их. Вот почему когда евреи стали поклоняться сделанному Аароном золотому тельцу, то Господь разгневался на них и сказал Моисею: «развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». И только молитвенное заступничество Моисея отвратило от народа гнев Божий за поклонение кумиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

И в Псалме мы читаем: Приидите, дети, послушайте меня, я научу вас страху Господню ( Пс.33:12 ). Итак сии дети взыграют и возвеселятся, и сердце их возрадуется о Господе. Зах.10:8–10 . Я свисну им и соберу их, ибо Я искупил их, и умножу их так, как и прежде они были многочисленны. И рассею их между народами, и они издали будут воспоминать о Мне, и будут жить с сынами своими, и возвратятся, и выведу их из земли Египетской, и от Ассириян соберу их, и приведу их в землю Галаад и Ливан, и не найдется [достаточно] места для них. LXX: Я дам им знак и прииму их, потому что искуплю их, и умножатся они так, как были многочислены, и разсею их среди народов, и издалека они будут воспоминать о Мне. Они воспитают детей своих и обратятся, и Я возвращу их из земли Египетской, и прииму их от Ассириян, и введу их в Галаадит и Ливан, и ни один из них не будет отсутствовать. – Моим знаком собрания их, – или во время владычества Македонян или в конце мира, как мы прежде сказали, – они, – говорит, – будут иметь свист, так что свистом Своим Я соберу их и научу их тому, что Я – пастырь. Ибо Я искупил их и освободил их от плена, простерши Свою руку. И Я, прежде умножавший их, умножу так, что расселение их между народами будет казаться не рассеянием, а действием сеятеля и, умножив [как бы] жатву сыновей и внуков своих, они будут жить с сынами своими; и возвратятся не только из земли Египетской, но и из Ассирии, и от обеих частей мира возвратятся в Иудею, в землю Галаад и Ливан, которыми прежде владели десять колен, называющиеся домом Иосифа и Ефрема, и число возвращенных будет столь велико, что земля не вместит всего множества их. – В переносном смысле (secundum ναγωγν): Господь подает знак подобно свисту тем, которые прежде были в греховном плену и говорит им: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и вы найдете покой душам вашим. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, что Я кроток и смирен сердцем, ибо иго Мое приятно и бремя Мое легко ( Мф.11:28–30 ). Что более милосердо сравнительно с этим призывным знаком, собирающим рассеянный народ? А собираются они, потому что Господь искупил их [и искупил] не тленным серебром и золотом от суетной их жизни, но драгоценной кровью как бы непорочного агнца Господа Иисуса ( 1Пет.1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И Иосиф умер в сорок шестой юбилей в шестую седмину во второй год, и они похоронили его в стране Египетской. И все братья его умерли после него. И царь Египетский выступил, чтобы сразиться с царем Ханаанским, в сорок седьмой юбилей во вторую седмину во второй год. И сыны Израиля вынесли кости всех сыновей Иакова, кроме Иосифа, и похоронили их на поле, в двойной пещере на горе. И большинство возвратилось в Египет; и только немногие из них остались на горе Хеврон, и твой отец [Амрам] остался с ними. И царь Ханаанский победил царя Египетского, и запер ворота Египта. И он (царь Египетский) замыслил недоброе дело против сынов Израиля – притеснять их, и сказал египтянам: «Вот народ сынов Израиля возрос и сделался многочисленнее нас; употребим же против них хитрость, прежде чем они слишком размножатся, и будем притеснять их рабскою работою, прежде чем нас постигнет поражение и они победят нас в битве. А не то они вступят в союз с врагами и выйдут из нашей страны; ибо их сердце и лицо обращено к стране Ханаанской». И он поставил над ними смотрителей за работами, чтобы они притесняли их рабскою работою. И они должны были строить крепкие города для Фараона – Питофо и Рамзе, и должны были строить всякие стены и оплоты, которые обрушились в городах египетских, и они сильно притесняли их. Но чем хуже поступали они с ними, тем больше умножались и увеличивались они. И египтяне считали сынов Израиля нечистыми. XLVII. И в седьмую седмину в седьмой год сорок седьмого юбилея пришел отец твой из страны Ханаанской, и ты родился в четвертую седмину, в шестой год, в сорок восьмой юбилей, когда были дни преследования сынов Израиля. И царь Фараон Египетский дал повеление относительно них, чтобы детей их – всякое дитя мужеского пола, которое родится, – бросали в реку. И они бросали их в течение семи месяцев до того месяца, когда ты был рожден. И твоя мать скрывала тебя три месяца, и на нее донесли. Тогда она сделала для тебя корзину, и осмолила ее смолою и асфальтом, и положила ее в траву на берегу реки, и клала тебя в нее в течение семи дней. И мать твоя приходила ночью и кормила тебя грудью; и днем тебя стерегла от птиц сестра твоя Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И как некогда, во времена Моисея, устрашенный десятью казнями, Фараон дал позволение Евреям выступить из своей земли; так, впоследствии, устрашенные силой того же Бога Израилева, Египтяне дозволят Евреям вступить в свою землю и жить в ней; и, сблизившись с народом Божиим, примут от него святую веру и священный еврейский язык, чтобы восхвалять Бога словами священных песней. Тогда «пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским», это – города, населенные Египтянами, которые примут истинную веру Евреев. Исповедуя истинного Бога, жители этих «пяти городов» будут призывать имя Бога истинного для утверждения всякой истины. А просвещенные истиной закона Божия и исправленные строгим судом Божиим, они, в знамение этого просвещения и оправдания, назовут один из «пяти городов» именем Аседек, что значит «правда» – в отличие от лжи идолопоклонства, которому были преданы Египтяне и за которое подверглись грозному суду Божию. 40 19–20. В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу – у пределов ее. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. (В той день будет жертвенник Господеви в земли Египетстей и столп в пределех его Господеви. И будет в знамение во век Господеви в земли Египетстей: яко возопиют ко Господу на оскорбляющыя их, и послет им Господь человека, иже спасет я, судяй спасет я). Жители «пяти городов, говорящих языком Ханаанским», питая благоговейный страх перед Богом Израиля, построят жертвенник, с целью приносить на нем жертвы истинному Богу. А в воспоминание знаменательных событий, как давно прошедших, так и последующих времен, будет поставлен памятник Господу в Египте, как то имели обыкновение делать патриархи Еврейские в земле Ханаанской, в воспоминание явлений Господа и в ознаменование Его владычества ( Быт.28:18–19 ). – «Все народы имели у себя храмы и дворцы; святилище Божества и жилище царей были всегда отличаемы от жилищ частных; но одни только Египтяне ставили перед этими зданиями огромные знаки, показывавшие их назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И когда ты внимательно рассмотришь это слово, [то увидишь, что] в действительности оно таково – соблюдение Закона, и всего, что написано в нем, находится под следующим словом: Возлюби Господа Бога твоего от всей души твоей, и от всей силы твоей, и от всего сердца твоего 65 . И все, что делалось по Закону, [делалось для того], чтобы приблизиться к любви Божией 66 , и чтобы возлюбил человек ближнего своего, как самого себя. Эти две заповеди находятся над всем Законом. И когда ты обратишь свое внимание и посмотришь на Закон, [то увидишь, что] во главе всего Закона написано так: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Не делай себе предо Мной никакого образа и никакого подобия 67 . И если не сотворит себе человек иного бога, то он пребудет под словом, на котором висят и Закон, и Пророки. [I/64] Напоминаю тебе, возлюбленный, [о то], что [уже] писал тебе: Праведным закон не положен 68 , потому что тот, кто сохранил праведность, находится над заповедью, то есть Законом и Пророками. И истинно то слово, которое сказал наш Господь: Не прейдет буква йод из Торы и из Пророков 69 , ибо Он запечатал и подвесил их на двух заповедях. 8 . Выслушай же, возлюбленный, следующее наставление. Если кто-нибудь скажет, почему написано так: жили сыны Израиля во [время] своего пребывания в земле египетской 430 лет 70 , – тогда как Аврааму было обещано иначе, сказано ему: 400 лет будут они [в земле египетской] (и получается дополнительных 30 лет), то я покажу тебе, возлюбленный, как это было. Когда приблизилось время исполнения 400 летнего [срока], послан был Моисей, чтобы спасти их. Но когда он убил египтянина 71 , и они отвергли своего спасителя, то убежал Моисей в Мадиам, а над ними был гнев, так что жили они в Египте [еще] 30 лет, потому что говорили Моисею: Кто поставил тебя над нами властителем и судьей 72 ? Итак, когда они отвергли своего спасителя, [то] гнев Божий удерживал их 30 лет в Египте, а Моисей [эти] 30 лет находился в Мадиаме, [I/65] и [лишь] затем, когда увеличилось над ними притеснение, он вывел их из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Иез.20:1 .  В седьмом году, в пятом месяце, в десятый день месяца, при­шли мужи из старей­шин Израилевых вопросить Го­с­по­да и сели перед­ лицем мо­им. «В седьмом году…», т. е. плена Иехонии ( Иез.1.2 ), следовательно, за 4 года до взятия Иерусалима, через 11 месяцев после видения в храме VIII-XI гл. (предшествующей даты). – «Старейшины Израилевы». См. объясн. Иез.8.1 . – «Вопросить Господа», о чем, не сказано, потому что это не важно: ответ все равно не мог быть дан. Иез.20:3 .  сын человеческий! говори со старей­шинами Израилевыми и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: вы при­шли вопросить Меня? Живу Я, не дам вам ответа, говорит Го­с­по­дь Бог. «Вы пришли вопросить Меня?» – негодующий вопрос. – «Живу Я» – клятва от сильного возбуждения. Иез.20:4 .  Хочешь ли судиться с ними, хочешь ли судиться, сын человеческий? выскажи им мерзости отцов их «Хочешь ли судиться с ними», т. е. изобразить пред ними их грехи и следующее за них наказание. Пришедшие вопросить Господа сделались, следовательно, невольными слушателями неприятной для них речи. Выражение повторено дважды в знак сильного желания этого суда со стороны Господа, и бесконечное долготерпение которого истощилось. Слав.: «аще отмщением отмщу им», т. е. должно быть: не отмщу ли Я им, наконец, за беззакония отцов их? Иез.20:5 .  и скажи им: так говорит Го­с­по­дь Бог: в тот день, когда Я избрал Израиля и, подняв руку Мою, поклял­ся племе­ни дома Иаковлева, и открыл Себя им в земле Египетской, и, подняв руку, сказал им: «Я Го­с­по­дь Бог ваш!» – «Подняв руку… поклялся». Разумеется клятва у Синая при заключении завета с народом еврейским. – «Дома Иаковлева». Иаков у Иезекииля часто выступает вместо Авраама: Иез.28.25 и др. – «Открыл Себя им в земле Египетской» – под новым именем Иеговы, как объясняется дальше. «Я Господь Бог ваш», т. е. хочу и обещаю (в виду чего потребовалась и клятва) быть таковым. Иез.20:6 .  в тот день, подняв руку Мою, Я по­клял­ся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез. 47 ). И когда омылся ею отец наш Евстафий крепкий, труба церковная, принес плод в 30, 60 и 100 на повеление Творца своего, взыскав его. И когда отец наш Евстафий шел путем, он объяснял своим чадам многие притчи и толкования из слов ветхого завета Святого и усладил целебный гроздь священия из Евангелия царствия, которое совершение всех писаний, да сохранят закон и взыщут уставы Бога Вышнего под всеми языки. И когда шли во Иерусалим для поклонения отец наш Евстафий и чада его, прибыли они в землю пустынную тесную и трудно проходимую. Послушайте, святое собрание церковное избранное, чада Сиона честные и благословенные, которые возлюбили слушание восхвалений Евстафия, иерея, перла светлого, да поведаю вам прочие подвиги его, которыми подвизался отец наш Евстафий в пустыне «Аскетос» на горе Илии. f.40. Когда поселяне, жившие в пустыне Скитской (Аскетос), страдали и были в напастях, они вернулись в землю Египетскую, и остался один Захария. Хотел и он уйти в землю Египетскую, и явился ему Ангел Божий и сказал ему, «не возвращайся в Египет, ибо завтра на рассвете прибудет монах по имени Евстафий: он великий иерей земли Эфиопской, и идет, ища правды». Услышав это от Бога, Захария обрадовался радостью великой, и на другой день прибыл отец наш Евстафий к нему, и с ним 12 учеников его. И он, по обычаю монашескому, постучал в дверь. Когда услышал Захария голоса монахов, испугался и задрожал, подумав, что пришли поселяне, и скрылся внутрь. И опять постучали они, а он усугубил страх и подумал, что его убьют злодеи. И они постучали в третий раз, и тогда он поднялся на верх (сб. «третий этаж») чтобы посмотреть. И он увидел отца вашего Евстафия с учениками его. И вспомнил он олово Ангела и обрадовался, открыл дверь и ввел их внутрь, и облобызал их и принес им табот Илии, который помещался тут же, в пещере скалы, и сказал им: «я пойду в землю Египетскую, чтобы принести вам пищу. И он поспешно отправился и принес им хлебов-паксамов сухих. И дал их отцу нашему Евстафию, и тот благословил эта сухие хлебы, и они сделались теплы и мягки.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Исх.10:16 .  Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; Исх.10:17 .  теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть. В просьбе фараона помолиться сказывается как сознание личного бессилия, так и бессилия своих богов, оказавшихся не в состоянии защитить от саранчи оберегаемые ими, по воззрению египтян, сады и поля. Исх.10:18 .  [Моисей] вышел от фараона и помолился Господу. Исх.10:19 .  И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской. Исх.10:20 .  Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых. С минованием бедствия исчезает в душе фараона чувство смирения, сознание своей виновности ( Исх.10:17 ). Исх.10:21 .  И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Исх.10:22 .  Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; Исх.10:23 .  не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. Описание девятой казни отмечает прежде всего сопровождающее ее символическое действие – поднятие Моисеем рук к небу, чем и вызвано наступление тьмы; затем густоту мрака (осязаемая тьма), доходившую до того, что никто ничем не мог заниматься, трехдневную продолжительность казни и, наконец, чудесное освобождение от нее земли Гесем. По первому и последнему признаку новая казнь является сверхъестественным явлением. Но так как один из ее элементов – густой мрак наблюдается во время юго-западного ветра хамсина, то и всю девятую казнь отождествляют с обычным для Египта явлением. Начало такому пониманию положил текст LXX, говорящий при описании девятой казни о «тьме, мраке и буре», – последняя – постоянный спутник хамсина, и автор книги Премудрости Соломоновой ( Прем. 17 ). Но при сходстве девятой казни с хамсином между ними есть, однако, и существенное различие. Сущность первой полагается в тьме; об удушливом воздухе и раскаленном песке – главных элементах хамсина в Библии нет упоминания. О буре говорит текст LXX, но с масоретским чтением совпадает Вульгата, Таргум Онкелоса, переводы сирский, арабский и самаританский. Затем хотя хамсин дует в течение двух, трех, четырех дней, но не непрерывно. Самое большее он продолжается 12 часов, так как не дует ночью. Следовательно, при хамсине не может быть непрерывной трехдневной тьмы. Трехдневный мрак, объявший Египет, служил очевидным доказательством бессилия верховного бога Ра, бога солнца, подчинившегося теперь воле Всевышнего и оказавшегося не в состоянии дать своим почитателям хотя бы частицу света.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010