Александр увидел, что начинается большая междуцерковная интрига. Он созвал собор всех своих епископов. Собор решительно его поддержал. Своим большинством он отлучил всех вставших за Ария клириков, начиная с епископов. Так как Александрийский епископ формально обладал 1/5 частью гражданской власти в Александрии, то и отлученные подверглись действительной высылке из египетской столицы. Были низложены два епископа: Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский; шесть пресвитеров: Арий, Ахилл, Аифал, Карпон, другой Арий, Сармат; шесть диаконов: Евзоий, Лукий, Юлий, Мина, Элладий, Гаий. A когда оказались в Мареотиде новые приверженцы Ария, то епископ Александр и их, на основании решения бывшего собора, также низложил. Это были два пресвитера: Харис и Пист — и четыре диакона: Серапион, Парамон, Зосим и Ириней. Феодорит в своей истории приводит жалобы отвергнутых Александром, что их трактовали как безбожников и христоборцев. Прежние историки до конца XIX в. датировали эти события неточно: 318 г. Эд. Шварц, Зеек и Батиффол доказали, что эти факты надо относить к 323 г. K моменту, когда Константин готовился к решающей битве с Ликинием. Действительно, была бы необъяснимой медлительность Константина, если бы он с 318 до 323 г. бездействовал. Наоборот, Константин реагировал на поднятый спор крайне чувствительно и быстро. Евсевий Никомидийский действовал с уверенностью, как вождь обширной школы Лукиана. Арий в письме к Евсевию Никомидийскому называет своими единомышленниками Евсевия Кесарийского, епископов — Лидды, Тира, Вирита (Бейрута), Лаодикии, Аназарба и даже обобщает: все «восточные,» разумея диоцез «Востока» (со столицей в Антиохии). B письме к Евсевию Никомидийскому Арий свою доктрину с грубой и наивной уверенностью излагает так: «Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерожденный, ни часть Нерожденного (ни в каком случае), ни взять от Лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времен и веков , по воле и намерению Отца, как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рожден, или сотворен, или основан , ибо Он не был Нерожденным,— вот за что нас преследуют.» Так Арий понимал христианскую догму по столь основному вопросу и так он ощущал окружающую его богословскую среду.

http://sedmitza.ru/lib/text/434960/

Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня. Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами. Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу. Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня. Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною. Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим. Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верую, что любящим Тебя все содействует ко благу. Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь. Алфавитный указатель оптинских насельников, о которых повествуется в патерике 1. Авраамий, игумен 2. Агапит (Беловидов), схиархимандрит 3. Агапит (Таубе), монах 4. Аифал (Панаев), иеромонах 5. Александр (Лихарев), монах 6. Алексей Гуляев, послушник 7. Алексий (Виноградов), иеромонах 8. Алексий (Лебедев), монах 9. Алексий, монах 10. Амвросий (Гренков), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 11. Амвросий Балабановский (Иванов), схиархимандрит 12. Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 13. Анатолий (Потапов), иеросхимонах, преподобный старец Оптинский 14. Андрей (Петровский), монах 15. Андрей (Свешников), инок 16. Андрей (Сланский), инок 17. Андрей (Фесюк), иеромонах 18. Антоний (Путилов), схиигумен, преподобный старец Оптинский 19. Арсений (Леонов), монах 20. Астион (Голосов), монах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Сентябрь месяц 1-е число Начало Нового года (индикта). Читать о тон под 1 января. Преподобный Симеон называется Столпником, потому что подвизался на особо устроенном столпе. Будучи еще отроком, он любил посещать храм Божий, где внимательно слушал чтение и пение. Однажды он остановил свое внимание на словах Евангелия, в которых назывались блаженными нищие, плачущие, кроткие и чистые сердцем, и попросил одного старца объяснить ему эти слова. Старец объяснил, и юноша решился оставить все и удалиться в монастырь. Так и сделал, 18-ти лет был пострижен. В обители он превзошел всех постом, так что по нескольку дней не принимал пищи. Слава о его подвигах быстро распространилась, и начало стекаться к нему множество народа, кто для исцелений, кто для благословения и утешения. Чтобы удалиться от молвы человеческой, он придумал устроить столп и на нем тесную хижину, взошел туда и там проводил время в посте и молитве. Св. Симеон первый изобрел такой способ подвижничества; впоследствии времени явились подражатели ему. Святой стоял на столпе под открытым небом, перенося дождь, жар и мороз. Большую часть дня и всю ночь проводил в молитве, затем поучал посетителей, исцелял молитвой больных и мирил ссорившихся. Дьявол погубил было и такого подвижника, каким был Симеон. Явившись ему в виде ангела на огненной колеснице, сказал, что Господь прислал к нему, чтобы взять его на небо, подобно Илии. Святой поверил было и уже начал садиться на колесницу, как сделал крестное знамение, и диавол исчез. Св. Симеон сотворил много чудес и дал много предсказаний. Он обратил многих к вере, боролся с иудейскими и еретическими заблуждениями, чрез свои послания учил царей и князей страху Божию, милосердию и любви. Умер св. Симеон, имея более 100 лет. Стоял на столпе 80 лет. Скончался в 459 г. При столпе св. Симеона скончалась в 428 г. и погребена мать его, св. Марфа. Мученик Аифал был диаконом и пострадал в Персии от царя Сапора в 380 году. После разных истязаний его убили. Мученик Аммун диакон и с ним 40 учениц его девственниц пострадали в начале ΙV века, при Ликинии. Замучил их начальник Вавда в Ираклии. Десять из них были сожжены, восемь с диаконом Аммуном усечены мечом, шесть изрезаны ножами, десять поражены мечом в сердце и шесть скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В числе сих сорока мучениц, полагают, находилась св. Маргарита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др. В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Святых мученик Акепсимы епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона и обновление храма святаго великомученика Георгия, иже в Лиде, идеже положено есть честное тело его На Господи, воззвах: стихиры мучеников, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: О, преславнаго чудесе!/Акепсима красный, мучеником служитель,/песней увязением венчается днесь,/Богоязвенная страдания предлагает/и острупляет 42 врага безплотнаго./О, каковыя получи многодарныя благодати!/Егоже молитвами спаси души наша, Христе,/яко Милосерд. О, преславнаго чудесе!/От Персиды звезда, Иосиф возсия,/волшебную мерзость разрушая Духом,/кровными струями погаси огни служение безбожия./О, крепости, еюже низложи демоны!/Того молитвами спаси души наша, Христе,/яко Милосерд. О, преславнаго чудесе!/Аифал твердый страдания поборник тезоименит является,/сад присноцветущий,/и, режемь, цветет ранами,/и, уже умерщвляемь, жити начинает./О, крепости естества,/юже претерпе!/Того молитвами спаси души наша, Христе,/яко Милосерд. Ины стихиры святаго Георгия, глас 4. Подобен: Яко добля: Страстотерпче Георгие, Ангелов собеседниче/и мучеников ссельниче 43 ,/прибежище скорбящих всегда,/пристанище утишения плавающему и мне в житии буди/и управи, молю тя, жизнь мою:/яко да верою несомненною ублажаю/паче естества подвиги твоя. В мори мя плавающа,/на пути шествующа,/в нощи спяща, соблюди,/бдящу просвети ум мой, Георгие,/и настави творити волю Господню,/яко да обрящу в день Судный/в житии содеянных ми разрешение,/прибегая в кров твой, славне. Веры бронями, и щитом благодати,/и Креста копием оградився,/сопротивным непобедимь был еси, Георгие,/и, яко Божественный храборник 44 , демонския полки победив,/со Ангелы ликуеши,/верныя же, сохраняя, освящаеши/и спасаеши, призываемь. Слава, глас 6: Достойно имене жительствовал еси, воине Георгие:/крест бо Христов на рамена взем,/от диавольския лести оляденевшую землю добре возделал еси/и, терновное служение искоренив идольское,/Православныя веры лозу насадил еси./Темже точиши врачевания во всей вселенней верным/и Троицы делатель праведен показался еси./Моли, молимся, о мире мира/и спасении душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

д. ( 1Тим. 6:3–4 ). Этих то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам, с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. ( 2Тим. 3:6 ). Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, – которые всенародно осмеивают Христианство , поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, – которые стараются отнять силу у неизреченнаго таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отсупников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфилийские, азийские, каппадокийские и епископы других сопредельных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души! Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров Арий, из диаконов – Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий. 1 Помещено у Феодорита в его Церк. ист. 1, 4. 2 Коллуф, пресвитер Александрийский, проповедывал сам в своей церкви некоторое ложное учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

—231— Вашему Преосвященству были близки не только наши материальные нужды, но и нужды духовные. Вы, Ваше Преосвященство, всегда высоко стоите на своем ответственном и многотрудном посту, Святителя церкви Христовой. Во время всеобщего развала русской общественной жизни, в дни так называемых «красных» свобод, Вы твердою и властною рукою сохранили от крушения наши духовно-учебные заведения, когда в семинариях других Епархий взрывались бомбы и происходили всякие безумные буйства. И теперь Вы, Владыко, бдительно следите за жизнью учебных заведений, где обучаются и растут наши дети. В отдаленной Карелии появились враги и повели борьбу против православия и нашей русской Государственности. Это движение на отдаленной окраине нашей обширной епархии не ускользнуло от бдительного Архипастырского внимания Вашего Преосвященства. Вы, Ваше Преосвященство, открываете Православное Беломорское Карельское Братство, для защиты православия в Карелии. Открыть это братство Вам было нелегко, но Вы мужественно и энергично преодолели все затруднения и сделали то, что наша Карелия не одинока в борьбе с врагами православия и родины. Вы открыли братство, которое широко и смело устремило религиозно-нравственные и миссионерские свои заботы на Карелию, в чем лично убедились на собрании 6-го сентября из отчета этого братства. Вот те сыновния слова, какие мы хотели сказать Вам. Владыко, примите их милостиво и благосклонно. Примите от нас и глубоко-признательную благодарность за отеческое внимание к нашему съезду. Простите нас, Владыко; и благословите нас святительским благословением мира Христова и любви евангельской. ες πολλ τη, δσποτα! Вашего Преосвященства всегдашние богомольцы и соработники на ниве Христовой, депутаты общеепархиального съезда духовенства 1908 года, августа 16 дня – сентября 12. Председатель, свящ. Михаил Павловский, товарищ его, свящ. Михаил Легатов, делопроизводитель свящ. Влад —232— Купленский, помощник его свящ. Александр Студентов, свящ. Иоанн Козмин, свящ. Димит. Козмин, прот. Николай Шангин, свящ. Алек. Образцов, свящ. Николай Попов , свящ. Виктор Кузьмин, свящ. Аркадий Родимов, свящ. Алексей Кононов, свящ. Иоанн Казанский, свящ. Константин Макаров, свящ. Михаил Верюжский, свящ. Ник. Зуев, свящ. Ник. Корелин, свящ. Ник. Конорский, свящ. Алек. Меньшиков, прот. Александр Шилов, свящ. Вас. Перовский, свящ. Алек. Петровский, свящ. Аифал Суровцев, свящ. Никанор Раевский, свящ. Василий Новиков и протоиерей Феодор Петровский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дай нам Бог терпения... А жить и терпеть оставалось ему совсем немного. Через два дня после этого печального происшествия отец Сергий скоропостижно скончался. Смерть скосила его буквально в три минуты. После смерти отца Сергия на общем собрании церковного совета и прихожан все единогласно просили отца Никона занять должность настоятеля, но он уклонился от этого предложения и со своей стороны выдвинул кандидатуру второго соборного священника, отца Григория Никольского, а на его место временно был назначен оптинский иеромонах Аифал (в миру Александр Панаев). Это был прекрасный инок, истинный исполнитель заповедей Христовых и раб Христов, по глубочайшему смирению своему один из немногих. Впоследствии он, в числе других, был сослан. Отбыв срок ссылки своей, возвращаясь в родные края, он в пути был до полусмерти избит грабителями, напавшими на него, и скончался от побоев в местной больнице, восприяв таким образом мученический венец. Вечная тебе память, приснопамятный и достоблаженный святый отче, образец смирения, терпения, кротости и незлобия!.. Глава XII Искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжигается сребро, ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой. ( Пс.65:10–12 ) День за днем, неделя за неделей бежало время, и так незаметно протек и канул в вечность 1926 год. Наступил год 1927-й, и так же незаметно бежало время, внешне как будто спокойно, внутренне – полное тревожного ожидания грядущих неминуемых бедствий. В первых числах июня этого года совершилось то, чего боялись и чего со страхом ожидали все. В одно ясное, погожее июньское утро отец Никон, вместе с отцом Кириллом, был арестован и заключен в тюрьму. В первое время после его ареста все были настолько ошеломлены и потрясены случившимся, сердца и мысли всех были до такой степени наполнены общим чувством скорби, что не оставалось ни времени, ни сил размыслить о происшедшем. Только впоследствии, когда время наложило свой целительный пластырь и смягчило боль, сделалось ясным, поскольку это было возможно, создавшееся в дни, предшествовавшие аресту отца Никона, положение, ускорившее, возможно, его арест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Е., 1, 15), Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпон, Сармат и Арий (5+Арий=6 пресвит.)‚ диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: «μακ...‚ нужно читать «λουκ (ιος και Γος) см. Schwartz, lb., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда (ο πτε) бывшие пресвитеры, получившие вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к какими-либо сложным и посторонним соображениям. Конечно, ни сам Арий, ни защищавшие его епископы не признавали низложения, налаженного Александром, законным. Известие Созомена (1, 15) дает видеть, что соборно (в противоположность собору Александра) сан отлученных признан был за ними палестинским собором. Остается объяснить еще известие Епифания: 7 пресвитеров у него получилось правильно: 5 александрийских‚ не считая Ария, и 2 мареотских – Харист и Пист, низложенных в Depositio Arii; что касается числа диаконов (12), то оно или ложно или в перечне мареотских диаконов, отлученных в Depositio (4 диакона), два имени выпали (ср. Schwartz, ibid., с. 295). 48 Epiph. Haer., 69, 6. См. Migne, gr. s., t. 42, с. 313; Ариане и здесь не противоречили себе: по природе изменяемый Сын Божий стал неизменяемым по своей воле, утвердился в добре. 50 «Он (Отец) есть Бог прежде всего и существует прежде Христа, как мы научились от тебя, проповедовавшего это среди церкви». Догматические воззрения Александра слагались в борьбе с арианством, и нет ничего странного в том, если он и высказывал эту мысль. 51 Во всяком стуча этим ответом не было Depositio Агии, как думает Snellmann, так как в нем нет никакого намека на письмо Ария. 54 См. акты VII вселенского собора, где упоминается о многих письмах Евсевия к Александру (Mausi, Cons, coll., XIII, 317). 55 Как видно из опровергаемых обвинений, под этими грамотами разумеется второе послание Александра. 56 Т. е. письмо Ария к Александру с исповеданием веры, очевидно рассматривавшееся на палестинском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010