Отец Исаакий иногда посылал отца Аифала в Холмищи к старцу Нектарию с разными поручениями. Он шел все 60 верст пешком, хотя был слаб здоровьем. Однажды, вот так придя в Холмищи, как рассказывала мать Амвросия, «он вошел к батюшке и стал на колени в ожидании благословения. А батюшка, зная его как идеального послушника, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного отца Аифала, оставил его в таком смиренном положении, вероятно, для примера окружающим и стал обходить ряд других пришедших. Только когда окончил со всеми, благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и был в таком коленопреклоненном положении» 617 . Отец Аифал отбывал незаконно присужденный ему властями срок пятилетнего заключения в Соликамске. Освободившись, он написал отцу Исаакию в Козельск, прося благословить его возвращение. Получив ответ, он поехал, но уже вблизи Калуги уголовники вытолкнули его на ходу из вагона, и он разбился насмерть. 4 июня 1927 года в Козельске были арестованы отцы Никон и Кирилл. В этот же день взято было властями несколько работников Оптинского музея, среди них уже уволенный с должности отец Агапит (Таубе). Всех их увезли в Калужскую тюрьму. Отец Никон помещен был в общую камеру, а вскоре его и отца Кирилла назначили на работу в канцелярии при тюрьме. Уже на другой день после ареста духовные чада отца Никона привезли ему из Козельска все необходимое. Ему удалось установить с ними постоянную связь, – он мог передавать им письма и краткие записки. Однажды он тайно передал 5-й том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) , исписанный по полям его, отца Никона, комментариями и замечаниями по поводу прочитанного. В книгу вложен был пакет с записками к духовным чадам (этот том сохранился). В каждой записке было несколько изречений, соответствующих духовному устроению того духовного чада, которому она была адресована. А на полях тома сочинений святителя Игнатия среди других записей есть такая: «Возблагодарим Господа Бога за все милости Его, на нас, грешных, явленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Адарсапор же говорил своим: «что это значит, что христиане небрегут о настоящей жизни и желают смерти, словно какого благополучия? > Те отвечали: «от отцов своих держатся учения, что есть другой мир, лучше этого; и они, веря тому, не радят о сем мире, надеются на лучший и предпочитают смерть». Между тем святой от бесчисленных ран истекал кровию. Тогда, как бы из соболезнования, мучитель велел превратить бичевание и сказал ему: «покорись воле царской и будешь здоров; потому что наши врачи скоро вылечат тебя», – но получил в ответ: «если б я одним словом ты исцелил меня, все-таки я не оставлю Бога, сотворившего небо и землю, и не поклонюся солнцу, которое Он сотворил на пользу людям». И сказал судья: «это я сказал, испытывая тебя, потому что во всяком случае тебе не вылечиться от таких язв; но ты стань образцом для христиан, чтоб они не противились царю и не презирали его сановников». Аифал: «всегда лживый, ты однако невольно высказал правду, что я служу для христиан образцом мужества. Многие из верных, смотря на меня, как на образец, и видя мои страдания за Христа, поревнуют о Господе Боге и не устрашатся мук за Него». Тогда судья обратился к правителю Адиабены и сказал ему: « возьми этих обоих христиан в свой город для побиения камнями от своих же христиан; пусть христианские учителя погибают от своих». Посему были они привязаны к вьючным животным, как снопы или бревна, потому что не могли ходить или сидеть, и отправлены в Арбелу. На пути же, когда происходила остановка для отдыха, их снимали и клали на землю, как мертвецов, потому что они не владели ни руками, ни ногами. И если кто из сострадания хотел подать им пищу, то своими руками влагал им пищу в рот. Достигши Арбелы, они были снова заключены в тюрьму и воспрещено было допускать к ним христиан. В Арбеле находилась тогда богатая христианка, по имени Яздундокта (см. житие ее ниже, стр. 19), оказывавшая помощь всем узникам за имя Христово и, по возможности, доставлявшая им пищу и одежду. Узнав, что Иосиф и Аифал в темнице, пришла туда с слугами своими ночью и, утоливши стражей подарками, взяла полумертвых мучеников на малое время в свой дом, омыла их язвы, лобызала их руки и плакала над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Она же воскликнула: — От века не слышано, чтобы кто-либо принуждал женщину поднять руку на святых мужей, как делаете вы, воюя не против врагов, но против нас, и наполняя кровью и убийством отечество, находящееся в мире. Нечестивцы прикрепили к длинной палке железный рог и дали Снандулии в руки, чтобы она издали пронзила им святого. Она же сказала: — Для меня было бы лучше, если бы вонзили это в мое сердце, чем коснуться святого и неповинного тела. Вокруг святого было набросано множество камней, так что только голова его была видна. Некто из нечестивых, подняв большой камень, замахнулся им над головою святого и ударил его этим камнем в голову и раздробил ее. Так добрый страдалец предал свой дух в руки Господу. Была поставлена стража охранять мученическое тело, как какое-либо сокровище, чтобы оно не было украдено верующими. По прошествии трех дней, произошло великое землетрясение. Огонь, упав с неба, сжёг сторожей и разметал камни, как прах. Когда же землетрясение, гром и молнии прекратились, пришли люди на место, где тело святого было забросано камнями, и увидели, что камни раскиданы, тела же святого не нашли, ибо Господь, ведомыми только Ему судьбами, перенёс его в неведомые места. Святой диакон Аифал быль отвезён в селение, называемое Патриас и там также христиане побили его, по принуждению, камнями; святое же тело его, жившие по близости иноки, придя ночью, тайно взяли и предали честному погребению. На том месте, где был убит святой Аифал, выросло дерево «мерсина» от которого по молитвам святого мученика исцелялись всякие болезни. И стояло то дерево в течение пяти лет, исцеляя недуги всех приходящих. При виде этого, нечестивые по зависти срубили его под корень. Многие из достойных видели на том месте блистание небесного света и Ангелов, воспевающих и славящих Бога, прославляющего Своих святых, молитвами которых да сподобимся и мы воспевать, вместе с Ангелами, славу в вышних Богу во веки. Аминь. Кондак, глас 2: Божественным мудре, непорочно тайноводил еси, жертва приятна был еси благоблаженне: Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо, со страдальцы твоими, моляся непрестанно о всех нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

На следующий день приведены в судилище семидесятилетний Иосиф, священник из Бет-Кетубы в Адиабене, и шестидесятилетний Аифал, диакон из при-Евфратской местности в Вавилонии. Судья сказал им: «для чего прельщаете простых людей гибельным своим учением?» На это ответил Иосиф: «мы не прелестники, а проповедники истинного учения, отвращаем людей от боготворения бездушных идолов и приводим их ко спасению». Судья сказал: «какое ж посему богопочтение истинно? То ли, которого держится царь, вельможи и богатые, или ваше, людей ничтожных и бедных?» Иосиф: «Бог наш не нуждается в высоте и величии сего мира, посему многие из нас самоизвольно бывают нищими и смиренными, раздавши имение убогим и ожидая прославления в другом мире». Судья, не совсем понявши смысл его слов, сказал: «вы еще хвалитесь своею леностью, бездельем и бедностию?» Иосиф: «вникни в то, за что порицаешь нас, как людей бесполезных, и убедись, что приобретаемое трудами рук наших почетнее твоего тунеядства и обогащения посредством грабежа; мы даем от своих трудов бедным, а ты похищаешь у бедных». Судья: «богатство всем желательно, и всякий любит его; кто ж поверит, будто вы его ненавидите?» «Но мы», отвечал Иосиф, «считаем его преходящим и временным, ни с кем навсегда не пребывающим, потому “ и не желаем его; и с тобою, который любишь его, оно не останется, как и ни с кем из богачей и гордящихся им». Судья, прервав беседу его, сделал прямой вопрос: поклонится ли он солнцу, или нет? На отказ Иосифа он велел десяти палачам, попеременно, бичевать его, так что плоть от костей отпадала, но мученик благодарил Бога за то, что удостоил его кровавыми страданиями очиститься от грехов своих. Полумертвого снесли его в ту же темницу, где находился и Акепсима. Тогда обратился судия к Аифалу, диакону, с вопросом: «а ты что скажешь? Исполнишь ли царское повеление? Поклонишься ли великому солнцу и вкусишь ли крови жертвенной?» Аифал: «лучше мне умереть, чтобы вечно жить, нежели жить, чтоб на веки умереть. Ешь кровь, пес кровожадный; молись солнцу, ослепленный в сердце твоем, потому что не видишь светлого Солнца, восходящего над тварию и простирающего лучи Свои на все концы земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Батюшка Досифей не был против, и я решилась сказать. После трапезы я остановила сестер и высказала все, что я думала. Они стали так плакать, что я испугалась, стала их успокаивать. Прошло несколько месяцев. Состояние духа у Анисьи и сестры Марии не улучшилось. Меня беспокоила мысль — не эгоистично ли это с моей стороны? Еще нашла записочку, касающуюся этого времени: «Не грех ли, что люди, которые содержали нас, беспокоятся о том, чем жить, а я ничего не говорю, молчу, боясь подвергнуть их такой крайности, что они и выдержать не смогут. Ведь я глубоко благодарна всем сестрам, я не хочу причинять им огорчения». Поля также стала просить за Анисью. И мы решили, еще ничего не говоря, посмотреть квартиру. Как-то быстро нашлась квартира и по цене и по удобству подходящая нам: в саду, в полной тишине. Чтобы избежать переживаний, я сказала, и сейчас же начали переходить. Наше расставание не обошлось без слез и скорби, но зато быстро. В тот же день и перешли. Сестры нам всё устраивали, а для вещей наняли извозчика. Я поместилась в большой комнате, для больной Анисьи была отдельная, для Марии тоже. Поля поместилась на кухне, которая отличалась только русской печкой. Это было весной. Хорошо в саду! Как мы жили с материальной стороны? Это одному Богу известно. По человеческим соображениям это невозможно. Помню, о. Мелетий дал нам десять рублей. Сестра Манефа, которая работала со мной в общине Христа Спасителя, неожиданно присылает целый мешок белых сухарей из Симбирской губернии. На Пасху она, как псаломщица, ходила со священником, и ей надавали куличей. Как это было для нас благодеяние! Отец Аифал, по выходе из Оптинского скита, занял место сторожа. Недалеко от нас ему поручили сторожить дом с тем, чтобы пользовался садом и огородом. Огород он очень усердно обрабатывал, а когда поспела малина, которой было очень много, он срывал ее и отдавал торговке, которая заходила и платила ему сколько-то. Отец Аифал, сильно занятый работой по огороду, предложил кому-либо из нас рвать малину. Ходила сестра Мария. Он давал ей каждый раз деньги и миску малины. Едва ли после этого у него самого оставалось что-либо.! Спаси его, Господи!

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Мы знаем, что для богатых труден путь в небесное Царство, и что стремящиеся к обогащению впадают в искушение. — Оставь свои длинные лживые речи и поклонись огню и солнцу, — сказал волхв, прерывая его беседу. Пресвитер отвечал: — Не надейся, что когда-нибудь увидишь меня исполняющим вашу беззаконную волю, ибо я не оставлю Создавшего огонь и солнце, и не поклонюсь созданию. Волхв, слыша это, повелел, обнажив святого пресвитера Иосифа, растянуть и бить прутьями розового дерева, ветви которого колючи подобно терновнику, до тех пор, пока не была содрана вся кожа его, и плоть не стала отпадать от костей. Волхв тотчас приказал, распростерши святого нагим на земле, крепко бить его суковатыми палками; и его били по всему телу так, что земля обагрилась кровью его. Святой, будучи весь окровавлен, воскликнул: — Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты благоволил омыться мне от грехов в крови моей. После долгих побоев, святой был скован двумя железными оковами и отправлен в темницу к святому Акепсиму, где они имели один в другом отраду среди своих страданий, взаимно утешая друг друга надеждою на милость Божию. Когда пресвитер был отведен в темницу, диакон Аифал остался пред князем волхвов, стоя связанным. Волхв, посмотрев на него, сказал: — А ты что скажешь? Исполнишь ли царское повеление? Поклонишься ли великому солнцу? Вкусишь ли жертвенной крови, чтобы избавиться от предстоящих тебе бедствий? Или останешься упорным и непокорным, как и прочие? Святой диакон отвечал: — Пить кровь — дело твоих скверных седин; за Бога ты считаешь то, что создано Богом. Я не буду в такой степени слеп душевными очами, как ты, и не почту тварь более, чем Творца. Тогда мучитель повелел связать руки его под коленами и вложить сквозь связанные руки большой кол, а шести палачам, по три с каждой стороны, наступить на концы дерева и таким образом давить святого и при сем бить его без пощады колючими прутьями. Воины, прыгая на дерево, избили суставы мученика, стегая же его розгами, истерзали тело его. Святой, доблестно терпя, сказал волхву:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Я много наплакалась. Мы с отцом Адрианом пробыли только сутки и уехали обратно в Козельск». Приезжал в Холмищи духовник старца Нектария отец Досифей (Чучурюкин) из Козельска. Оба они некогда были духовными чадами архимандрита Агапита (Беловидова). Отец Досифей в Козельске исповедовал братию и отчасти старчествовал, как бы поневоле, так как к нему часто обращались и богомольцы-миряне. Он был очень скромен и всегда старался избежать роли наставника, отсылал к отцу Никону. Но архимандрит отец Исаакий благословлял людей обращаться к нему. Власти следили за ходящими в Холмищи к старцу, поэтому братия делали это по возможности тайно, шли даже переодевшись по-женски в шубу и платок, замотав бороду, чтоб не видно было. Отец Исаакий посылал нередко к отцу Нектарию с разными вопросами иеромонаха Аифала (Панаева), оптинца, который в последнее время был рабочим в музее «Оптино», а потом поселился со всеми братиями в Козельске и тут служил в храме. «Он шел пешком все шестьдесят верст, – вспоминала монахиня Амвросия (Оберучева), – хотя вообще был слаб здоровьем. Однажды, вот так придя, он вошел к батюшке и стал на колени в ожидании благословения. Батюшка, зная его как идеального послушника, вероятно, для примера окружающим, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного отца Аифала и оставив его в таком смиренном положении, стал обходить ряд других пришедших и только когда со всеми окончил, благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и простоял перед батюшкой на коленях». Мать Анастасия вспоминала, как она вместе с о. Досифеем пришла в Холмищи: «О. Досифей стоял в одной комнатке, когда из своей комнаты вышел о. Нектарий. Оба старца повалились друг другу в ноги, и никто из них не хотел первым вставать». М.Анастасия стояла в сторонке и плакала от умиления. Мы видели, что некоторые из вспоминавших о первом времени жития старца в Холмищах упоминали о его унынии, но думаем, что они по-настоящему не понимали внутреннее состояние старца. От уныния он всегда предостерегал обращавшихся к нему людей. И в это скорбное время из Холмищ пишет он, например, среди многих писем такое (некоей «достоуважаемой Ольге Михайловне»): «Идите путем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней; смиренной надеждою, что не будете оставлены Господом, скорым помощником и любвеобильным Отцом Небесным; смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, лишающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Волхв тотчас приказал, распростерши святого нагим на земле, крепко бить его суковатыми палками; и его били по всему телу так, что земля обагрилась кровью его. Мучитель, поставив его снова пред собою, после продолжительных побоев, сказал: — Акепсим! где твой Бог? — Пусть Он придет теперь и избавит тебя из моих рук. Святой отвечал: — О, пребеззаконный! Бог мой вездесущ. Он наполняет небо и землю и имеет силу избавить меня из твоих рук. Но я умоляю Его благость не о том, чтобы Он избавил меня от причиняемых тобою мучений, но о том, чтобы ниспослал мне терпение среди мучений, дабы, претерпев до конца, я мог бы наследовать венец жизни. Какой же муки и смерти достоин ты, восстающий на Бога Живого, ты, — земля и пепел? — Поистине ты достоин того, чтобы сгореть в огне, которому покланяешься теперь как богу, — чтобы бог твой вечно жёг тебя. Князь волхвов, слыша это, пылал гневом и повелел обложить святого тяжелыми железными оковами и заключить в темницу. Поутру на другой день был взять пресвитер Иосиф семидесяти лет от роду, также и диакон Аифал оба — мужи праведные и святые, ревность которых о Боге была подобна обоюдоострому мечу, посекающему безбожие. Они были приведены к нечестивому волхву, и он, гордо посмотрев на них, сказал: — О, погибшие люди! зачем, обходя простых людей, вы обольщаете их вашим неправедным учением? Пресвитер отвечал: — Мы не обольщаем людей, но обращаем их от обольщения к истинному Богу, Которой есть Господь и Создатель солнца и огня и всех видимых и невидимых тварей; а праведно наше учение потому, что оно учит об Едином Праведном Боге. Волхв сказал: — Какое учение более справедливо: то ли, которого держатся царь и все его воеводы, или то, которому следуют люди худые, отверженные, нищие и ничтожные — как ты? Пресвитер отвечал: — Точно, мы худые и отверженные люди в сем мире, ибо Господь наш оказывает благоволение пребывающим не в гибельных для души богатствах и гордости житейской, но в нищете и смирении нашем; по этой причине многие из нас добровольно делаются нищими и смиренными, раздав свое имение в руки убогих, за что мы надеемся получить награду сторицею от нашего Господа. И если бы мы упражнялись в собирании богатств, то, трудясь своими руками, обогатились бы более, чем ты, не делающий ничего, а только поглощающий плоды чужих трудов и с притеснением отнимающий имение других людей, убогих; для нас же достаточно нашего труда, чтобы и самим питаться, в меру надобности, и питать более слабых братьев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Но кто же из нас вполне свободен от того или другого вида этих смертных грехов, столь обычных и столь живучих? Как многие, напр., чуть не гордятся тем, что они легко раздражаются . Они думают, что это указывает на величие их духа, между тем как это обнаруживает лишь их гордость и несдержанность. Как часто отравлялась жизнь злобным письмом , и согласие и золотое спокойствие изгонялись из семей одним необдуманным словом! Как прав был премудрый Соломон, говоря: «гнев гнездится в сердце глупых». Это то, что мы называем «лелеять злобу». Как часто приходится слышать такие речи: «я ему отплачу» ; «я стану ему на дороге»; «я еще не расплатился с ним»; «я отплачу ему тою же монетою». Иногда это кончается слабой «досадой», но иногда оно обращается в злобную «месть», делающую из людей жестоких безумцев. Но смысл этой заповеди говорит: «не мсти за себя и не давай места гневу». «Делай добро ненавидящим тебя». Вот возвышенное учение Евангелия! Перед нами пример Божественного Учителя нашего и Спасителя: будучи оскорбляем, Он не отвечал на оскорбления; будучи преследуем, Он не грозил, но предал Себя воле Того, Кто судит праведно. Как хорошо все мы знаем эти истины и как часто уклоняемся от них лукавым самообманыванием наших сердец! Не показывает ли нам притча о немилосердом заимодавце ( Матф. 18, 21–35 ), что непрощающему не простится, и не предостерегает ли она нас, чтобы мы не душили своего раба должника, требуя от него долг? К этим недостаткам близка и дурная страсть зависти . Мелочные люди с легко раздражаемой гордостью не могут выносить, если кого предпочитают им, или кто-нибудь превосходит их. Когда человек хотя на миллионную часть вершка возвышается над равными себе, то сколько нападок приходится ему выносить; его стараются принизить, употребить во зло его доверие. И если какой злобный клеветник, чтобы уронить его достоинство, распространит про него язвительную насмешку, – то его имя начинает чаще упоминаться, и двадцать уст с ядовитой радостью разносят эту насмешку! И эта зависть переходит в ненависть, злобу, человеконенавистничество. Но все эти чувства, как сказал Иисус Христос, равносильны убийству. Они приводят человека к заслуженному им самим несчастию, как наказанию Бога. Они охватывают и опутывают душу, и наполняют ее страданием и тоской.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Предчувствие не обмануло отца Аифала. В поезде его ограбили, а потом на полном ходу вытолкнули из вагона. Железнодорожники подняли окровавленного человека и удивились, что его немеющие губы не переставая шепчут имя Божие. Через несколько часов отец Аифал скончался в больнице. Погребение было совершено по монашескому чину. Иеромонах Андрей (Фесюк) (†4/17 сентября 1937) Родился 15 октября 1890 года в Белоруссии, в селе Петриково Копатновнического района в крестьянской семье. В начале XX века был монахом Оптиной пустыни [ 2 ]. О датах и обстоятельствах пострига и рукоположения сведений не сохранилось. В 1917–1921 годах служил медфельдшером в Красной армии. В 1921–1923 годах работал медфельдшером в Серпухове, в 1923–1927 годах — в городе Курске. В 1928 году был арестован и Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58–10 УК РСФСР приговорен к трем годам высылки в Сибирь. По амнистии срок сократили на одну четверть. 23 февраля 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был лишен права проживания в шести областях с прикреплением на три года. 3 августа 1931 года был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. В 1930–1931 годах служил иеромонахом в Спасо-Преображенской церкви города Курска. Неизвестно, служил ли отец Андрей штатным клириком, однако в следственном деле указано, что он " иеромонах сергиевской ориентации " , лишен избирательных прав. 29 ноября 1931 года был арестован. 16 апреля 1932 года тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной области вынесла обвинительный приговор: " Являлся активным членом церковно-монархической контрреволюционной организации, через монашек распространял контрреволюционную пропаганду " . Виновным себя не признал. По статье 58–10 Ч. 2, 11 УК РСФСР приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей (групповое " дело " Ревнителей церкви " 1932 года " . В 1932–1933 годах находился в Белбалтлаге. В 1934–1937 годах проживал в селе Хобацкое Краснохолмского района Калининской области, где работал фельдшером в Хобацком медпункте. 16 апреля 1937 года снова был арестован. 13 сентября 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области вынесено обвинение: " Активный участник контрреволюционной фашистско-монархической организации " (групповое " дело " епископа Григория (Лебедева) и фашистско-монархической организации " 1937 года " ). По статье 58–10, 58–11 УК РСФСР был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010