Скачать epub pdf Глава 38. Алфавит имен всех святых, празднуемых православною греко-восточною церковию, с показанием, в которыя числа оныя бывают. Имена мужеския А Аввакум, иулиа 6. декемвриа 2. Авдий, септемвриа 5. ноемвриа 19. Авдон, иулиа 30. Авенир, ноемвриа 19. Аверкий, маиа 26. октовриа 22. Авив, ианнуариа 29. августа 2. септемвриа 6. ноемвриа 15. Авид, [или Авдий] септемвриа 5. Авим, августа 1. Авраамий, февруариа 14. Авраам, октовриа 9. Аврамий, февруариа 4. априллиа 1. иулиа 20. августа 21. октовриа 29. Авудим, иулиа 15. Авундий, иулиа 30. августа 13. Авип, марта 26. Агавва, ноемвриа 22. Агав, ианнуариа 4. априллиа 8. Агапит, февруариа 18. априллиа 17. иуниа 1. августа 10. Агапий, ианнуариа 24. марта 15. августа 19. 21. септемвриа 20. ноемвриа 3. Агафаггел, ианнуариа 23. Агафодор, марта 7. октовриа 13. Агафоник, августа 22. Агафопод, априллиа 5. Агафопус, декемвриа 23. Агафон, февруариа 20. марта 2. Аггей, декемвриа 16. Аггий, марта 9. Аглаий, марта 9. Агн, марта 26. Адам, ианнуариа 14. Адриан, февруариа 3. априллиа 17. августа 26. Аетий, марта 6. 9. Аза, ноемвриа 19. Азадан, априллиа 10. Азарий, февруариа 3. декемвриа 17. Азат, априллиа 14. 17. ноемвриа 20. Аифал, септемвриа 1. ноемвриа 3. декемвриа 11. Акакий, марта 9. априллиа 17. маиа 7. 19. иулиа 7. 28. септемвриа 15. ноемвриа 29. Акепсий, декемвриа 11. Акепсим, или Акепсима, ноемвриа 3. Акиндин, априллиа 18. августа 22. ноемвриа 2. Акутион, априллиа 21. Акила, ианнуариа 4. 21. иулиа 14. Алвиан, маиа 4. Александр, февруариа 23. марта 9. 13. 15. 16. априллиа 10. маиа 13. иуниа 9. 10. иулиа 3. 9. 10. августа 1. 11. 12. 1. септемвриа 28. октовриа 22. ноемвриа 9. 23. декемвриа 12. Алексий, февруариа 12. марта 17. маиа 20. августа 9. октовриа 5. ноемвриа 23. Алим, августа 1. Алфей, маиа 26. септемвриа 28. ноемвриа 18. Алфий, маиа 10. Алипий, августа 17. ноемвриа 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Лука Столпник жил в X веке. Сначала он был воином и участвовал в войне с болгарами. Спасшись от смерти в числе немногих, удалился в моопастырь и вел весьма суровую жизнь, часто по целой неделе не вкушал пищи. Для соблюдения обета безмолвия носил во рту камень. Сорок пять лет провел он на столпе, в Халкидоне. Скончался около 970 г. Никон Печерский сухой жил в конце XI и в начале XII века. Происходил от богатых и знатных родителей – киевлян. В 1096 г. во время нападения половцев на Киев, его взяли в плен вместе с другими монашествующими Киево-Печерской лавры. В скором времени один богатый киевлян выкупил многих из пленников. Но когда родственники хотели выкупить св. Никона, то он сказал: «Не тратьтесь понапрасну. Если бы Господу угодно было, чтобы я был свободен, Он не предал бы меня в руки врагов. Если мы принимали от Него благое, то потерпим и скорби». Тогда половец, увидя, что он совершенно лишился надежды на плату за выкуп, начал немилосердно мучить святого; морил голодом и жаждой. Так три года Никон переносил страдания. Наконец, Сам Господь спас страдальца – чудесно перенес его в обитель. Св. Никон называется сухим потому, что иссох от истечения крови вследствие разных мучений в плену. Мощи его почивают в Антониевой пещере. Мученики Акепсий и Аифала происходили из Персии. Анфала служил сначала идольским жрецом, но, быв чудесно исцелен от болезни христианским епископом, сделался христианином и начал учить других христианской вере. Акепсий был диаконом и проповедовал веру во Христа. За это посадили в темницу их обоих и затем казнили. Мученик Миракс происходил из Египта. Своими благочестивыми родителями он был воспитан в строгом благочестии, но по времени отрекся от Христа. Родители очень горевали, видя отречение сына, и пламенно молили Господа, чтобы Он не дал погибнуть в неверии их сыну. И Бог обратил Миракса к раскаянию. Когда донесли эмиру о возвращении его к христианству, то он приказал мучить святого и казнить. Св. Миракс жил в VII столетии. 12-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святой Стефан, с проседью, скончался после того, как его влачили, били, поразили деревом и раздвоили голову. 29. Святой Парамон, юный, скончался, быв пронзен копьями и заостренными камышинами. 30. Святой апостол Андрей был распят на кресте вниз головою. Декабрь 1. Святой Анания, молодой, скончался в муках. 2. Святая Миропия после многих мучений скончалась в темнице. 3. Святой Феодор Александрийский, старец с раздвоенною бородою, был усечен мечом. 4. Святая Варвара была обезглавлена отцом ее. 5. Святой Анастасий, с бородою, едва показавшеюся. 7. Святой Афинодор, старец с длинною бородою, предал Богу дух свой, когда по молитве его у палача отвалилась рука вместе с мечом. 8. Святые апостолы от 70-ти: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор скончались в разных муках. 9. Святые Сосифей и Нарсес, старцы, а Исаак – молодой, были обезглавлены мечом. 10. Святые Мина, Ермоген и Евграф были обезглавлены мечом. Первый молод, с остроконечною бородою, а второй – с бородою, едва показавшеюся. 11. Святой Акепсий, старец и Аифалай. юный диакон, были обезглавлены мечом. 12. Святой Синет (т. е. Разумник), юный, чтец, имел длинные волосы. 13. Святые пять мучеников (см. выше). 14. Святые Фирс, старец, был распилен, а Левкий и Каллиник – молодые, с бородами, едва показавшимися, обезглавлены мечом. 15. Святой Елевферий, молодой, с бородою, едва показавшеюся, был обезглавлен мечом. 16. Святые Пров и Иларион, молодые, с бородами, едва показавшимися, были сожжены огнем. 17. Святые Патермуфий и Коприй, старцы, а Александр с бородою, едва показавшеюся, были обезглавлены мечом. 18. Святой Севастиан, юный, с едва показавшеюся бородою, скончался, пронзенный стрелами. 18. Святой Вонифатий, юный, был обезглавлен мечом. 21. Святая Иулиания, юная, была усечена мечом. 22. Святая Анастасия была сожжена огнем. 23. Святые десять мучеников, в Крите пострадавшие (см. выше). 24. Святая Евгения была обезглавлена мечом. 26. Святой Евфимий, старец, посеченный воловьими жилами, скончался спустя восемь дней. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Пролог. Свв. мучч. Акепсия и Анфалы. Персиане. Анфала до обращения был идольским жрецом. Акепсий – диакон. Обезглавлены в Арвиле. Пролог. Св. муч. Миракса. Египтянин, сперва отвергшийся Христа, потом паки исповедавший Его. После мук усекнут и повержен в море, по приказанию Амиры Сарацинского. Пролог. Преп. Никона сухого, Печерского. При нашествии половецкого хана Боняка, в 1096 г. он взят был в плен. Хозяин подрезал ему жилы под коленями, чтоб он не убежал, но узник был чудесно возвращен в свою обитель. По заключении мира, прежний господин Никона пришел в лавру, узнал своего пленника, иссохшего от ран, уверовал, крестился, постригся и сделался послушником прежнего своего узника. Преп. Никон преставился в начале 12 века. Чет. Минея от Патерика Печерского. Неделя свв. Праотец, в которую творим память всех от века Богу угодивших праведных отец, от Адама до Иосифа обручника Пресвятой Богородицы, так же пророк и пророчиц. В службе, которая всегда совершается в воскресный день в пределах 11 – 17 чисел декабря, наименованы: Аарон, брат Моисея, первый ветхозаветный первосвященник, которого Бог «возвыси свята, ублажи благоукрашением, и препояса одеждою славы». Сир. 45:7–27 . Март. Р. 1 июля. (Act SS. iul. I. 7–11). Аввакум пророк. (2 дек.) Авдий пророк. (19 ноября.) Авель, сын Адама. ( Мф. 23:35 ) Авраам. (9 окт.) Аггей пророк. (16 дек.) Адам, первый человек. Азария из трех отроков. (17 дек.) Амос, пророк. (15 июля) Анания, из трех отроков. (17 дек.) Анна, мать пр. Самуила. (9 дек.) Асир, из 12 патриархов. Варак. ( Евр. 11:32 ) Вениамин и Гад, из 12 патриархов. Гедеон. ( Евр. 11:32 ; Март. Р. 1 сент.) Давид, царь Израильский. ( Евр. 11:32 ) Даниил прор. (17 дек.) Дан, из 12 патриархов. Девора, судившая Израилю. ( Суд. 4 ) Езекия, царь Иудейский. Елеазар, второй первосвященник Израильский. Елисей прор. (14 июня) Енос и Енох, праотцы. ( Сир. 44:15 ). Есфирь. Завулон, из 12 патриархов. Захария прор., серповидец. (8 февр.) Илия прор. (20 июля). Исаак, сын Авраама. Исаия прор. (9 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Пр. Луки , нового столпника. Погребен в Халкидоне ок. 970–980 г. Петр. 239. 1295. Сирл. и др. (Абис. у Люд. 13 дек. пренесение тела его). Свв. мучч. Акепсия и Анфалы в Арбеле в Персии. Вас. Петр. 239. Екл. Охр. 1295. Акепсий в нес. Вас. и других Апсей. Муч. Миракса в Теннесе египетском, † не ранее 7 в. от Амиры сарацынского. 1295. Мак. Пр. Никона сухого, печерского, † в начале XII в. Ч. М. от патерика. Мощи его в Антониевой пещере. Неделя праотец. Каноны Феофана и Иосифа. Стих. Анатолия, Германа. (М. Гр. и Пролог 13 дек. Вас. 16 дек. Екл. 1621 дек. 17. Она бывает 11–17 дек.). II. Варсавы мечем в Персии. 1295. М. Р. Мучч. Терентия, Викентия, Емилиана и Вевеи мечем. 239. В Неап. одного Терентия, в LXI Епилиана и Викентия, в Син. 1 Терентина и сына его, в 1295 Терентия и Викентия. Пр. Леонтия . Из Монемвасии нелопонезской, умер в Востице пеломонезской ок. 1450 г. Есть мощи. Жизнь его в Новом Линонаре. IV. Петра подвижника. 1295. Сирм. (в жизни Павла латрск. 15 дек.). Пр. Феостирикта . 239. Лобк. (неизвестно, которой 29 февр. или 10 нояб. их новой). Первомуч. Стефана близ константановых. Сирм. Мед. (Охр. 10 дек. На том месте, где остановились мски, везшие мощи первомуч. Стефана, импер. Константин построил храм сему святому. Дю-Канж IV, 139. Но это невероятно. Мощи перенесены позднее Константина, в 428 году. См. 2. авг. Амаса . Охр. (пророк 15 июня?). Св. Филимона . Екл. V. Евгения и Марина кесарийских. Мед. (10 дек. МГр.). Фуфаила и Вевеи сестры его. Мед. (6 сент.). Аифалы и Акепсия . Вас. (3 нояб.) Михаила клопск. Белоз. 516. (янв. 11). 12 1 . Св. о. н. Спиридона , еп. тримифунтского, ок. 348. 42. Вас. и все почти с 1 в. МКр. М. 12 в. Канон Феофана. Стих. Германа. Служба. (Неап. М. Р. мР. А. В. У. 14 дек.). Св. Александра , еп. иерусалимского, ок. 250 г. 1295. Сирл. МГр. (Сирл. втор. 15 мак. 240. МГр. втор. 16 мая. М. Р. мР. В. А. У. Н. 18 марта. Копт. 1425 апр. 7). Св. муч. Разумника в Риме при Аврелиане (270–275). Вас. Петр. 1295. Сирх. (МГр. 22 февр. Конт. 1338 апр. 19). II. Пр. Амонафы . Канон Сырн. субб. 1295. В Пелузии. Достопам. Сказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

— Есть в темнице два христианских учителя, которые ранее были мучены Ардасабором, а потом приведены сюда, чтобы сами христиане побили их камнями. Так как они не могли ходить от ран, то посему мы не выводили их на казнь, но ждали, пока они выздоровеют, чтобы можно было заставить их склониться к единомыслию с нами. Услышав это, судья тотчас повелел привести их к нему и долго спорил с ними, ласками и угрозами принуждал их поклониться огню и вкусить их жертв. Когда же он нисколько не успел в этом, то сначала повелел повесить святого Иосифа обнаженным вниз головой и бить воловьими жилами. И когда сильно били его, то немного поджившие раны снова открылись, и кровь текла, как бы из источников, потоками. Некоторые из присутствовавших там волхвов приблизились к святому и потихоньку сказали: — Человек! если стыдишься народа войти пред всеми в храм нашего бога и принести вместе с нами жертву, то обещай сделать это тайно, и будешь свободен от мучения. Святой же громогласно воскликнул: — «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего» (Пс.6:9). Три часа били его, потом мучитель повелел, сняв его, нести в темницу, ибо он опять не мог идти по причине открывшихся ран. Когда сняли и отнесли в темницу святого Иосифа, на место его, был повешен святой Аифал и также без пощады был бит в течение долгого времени. Он же беспрестанно восклицал: — Я — христианин. Когда сняли и святого Аифала, то на место его повесили одного человека манихейского злочестия которой также, исповедав пред всеми свою злочестивую веру, порицал Персов за их нечестие. Повесив его, начали бить. Первоначально он терпел причиняемые ему раны; когда же его стали бить с большею жестокостью, он начал кричать громким голосом, проклиная своего учителя, отказываясь от веры его и обещая поклониться Персидским богам. Присутствовавший там святой Аифал, услышав это, исполнился радости и смеялся над ним, говоря: — Ты только отведал мучение, и уже отрёкся от своего Манихея. Благословен Христос Бог наш, укрепляющий нас во всех жесточайших мучениях и подающий нам силу быть непобедимыми и непоколебимыми в нашей благочестивой вере!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Жена профессора пришла к нам перед самым обедом. Мы пригласили ее сесть за стол. Она была тронута, особенно ее поразила наша скудость. По приезде домой она со слезами рассказала мужу, что у нас за обедом была только кормовая свекла и капуста. Муж ее был еще и литератором. По ее возвращении домой написал о жизни здешних монашествующих. Рассказ вышел удачный, трогательный, заинтересовал его друзей. Ему приходилось не читать его среди близких сотоварищей. Жена его очень любила своего старца и удивительно хорошо умела передавать все его слова, даже его тоном. Рассказывали они, как однажды на хутор приехало много батюшкиных духовных детей из Москвы, и в этот же день из Козельска приехал иеромонах Аифал — смиренный и истинный монах. Слабый вообще, к тому же прошедший эдакий дальний путь (от Козельска верст 60), да еще со свертками каких-то поручений. Когда он вошел к батюшке, то стал на колени в ожидании благословения. А батюшка, зная его, как идеального послушника, как бы не обращая внимания на коленопреклоненного о. Аифала, оставил его в таком смиренном положении (вероятно, для примера окружающим) и стал обходить ряд других пришедших. Только когда окончил со всеми, — благословил его и принял от него поручения. Отец Аифал все это время так и был в таком коленопреклоненном положении, как встал при входе перед батюшкой. Да, о. Аифал был образцом истинного монаха. Смирение его было поразительное. Про него говорила Лидия Защук (впоследствии схимонахиня Августа ): «Отец Аифал должен благодарить меня, из-за меня он получил Царство Небесное. Я была заведующей Оптинским музеем, а он остался первое время в монастыре, в артели, в качестве рабочего. Надо было в скиту устраивать «Дом отдыха». И вот, я так требовательно повелевала им, мучила его, а он молчаливо, со смирением, повиновался безропотно». Мне приходилось с ней видеться, потому что она сломала себе руку, а потом ногу, и я долгое время ходила к ней. (Впоследствии о. Аифал был сослан в Сибирь. Отбыв свой срок, не решался возвратиться в мир при своем строго монашеском устроении. Он оставался еще год или более на месте ссылки, где ему пришлось поступить на место ночного сторожа, отбивать часы на колокольне. Он писал, что его даже страшит освобождение. Но после уговоров благочестивых людей, которые приготовили для него комнату, он, наконец, решился. Поговел, написал письмо о. архимандриту о своем решении, просил прощения и благословения. Как он боялся попасть в «мир», так и не пришлось. Дорогой (не доезжая до того места, куда он ехал, только верст двадцать) грабители в пустом вагоне отняли у него деньги, — а их было только девять рублей — и вытолкнули из поезда. Железнодорожники подняли его. Через несколько часов о. Аифал скончался, удостоившись мученической кончины. Погребение было монашеское, о нем чудесным образом узнали близкие.)

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Но Александр ясно отмечает, что Арий, Ахилла и др. были тогда «изгнаны из церкви» (Theodor., Н. E., 1, 3). 47 Epiph. Haer., 69, 7. В современной науке обращается большое внимание на противоречивое указание источников относительно числа и сана осужденных Александром пресвитеров и диаконов. Здесь важную роль играет показание, приложенное ко второму окружному письму в истории Феодорита (1, 3): «вот преданные анафеме еретики из пресвитеров: Арий, из диаконов: Ахилла, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина и другой Арий и Елладий». Но из других более достоверных источников известно‚ что четыре из значащихся здесь диаконами – Ахилла, Аифал, Сармат и другой Арий были пресвитерами. Что бы это могло значить? Если допустить, что Александр низвел этих четырех пресвитеров в сан диакона в качестве наказания, – для чего едва ли можно найти аналогию в других церковных памятниках‚ – то почему прочие диаконы остаются в своей степени, а не понижены? Далее, заслуживает внимания, что в этом списке не хватает двух имен, – пресвитера Карпова и диакона Гая: куда они исчезли? Все это возбуждает подозрение в принадлежности этой прибавки самому Александру. Оно не требуется содержанием послания и совершенно случайно приставлено к нему. Послание имеет свое ясное окончание: «Дай Бог мне получить» и пр., а затем бессвязная приставка: «вот преданные анафеме» и т. д. Во-вторых, в списке истории Феодорита, из которого извлек это послание автор, перепечатанный у Migne (gr. s., t. 18, c. 573), этой прибавки нет; к сожалению Migne ие присоединил никаких ни библиографических ни палеографических сведений: во всяком случае, отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения все остальное выясняется. Александр в первом послании точно обозначает всех осужденных: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий и Сармат, бывшие некогда (ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.). Migne dr. s., t. 18, c. 537). Тоже и у Созомена , пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Но из других более достоверных источников известно, что четыре из значащихся здесь диаконами – Ахилла, Аифал, Сармат и другой Арий были пресвитерами. Что бы это могло значить? Если допустить, что Александр низвёл этих четырёх пресвитеров в сан диакона в качестве наказания, – для чего едва ли можно найти аналогию в других церковных памятниках, – то почему прочие диаконы остаются в своей степени, а не понижены? Далее, заслуживает внимания, что в этом списке не хватает двух имён, – пресвитера Карпона и диакона Гая; куда они исчезли? Всё это возбуждает подозрение в принадлежности этой прибавки самому Александру. Оно не требуется содержанием послания и совершенно случайно приставлена к нему. Послание имеет своё ясное окончание: «Дай Бог мне получить» и пр., а затем бессвязная приставка: «вот преданные анафеме» и т. д. Во-вторых, и списке истории Феодорита, из которого извлёк это послание автор, перепечатанный у Migne (gr. s., t. 18, с. 573), этой прибавки нет; к сожалению Migne не присоединил никаких ни библиографических, ни палеографических сведений; во всяком случае отсутствие у него этой прибавки не случайно. С принятием этого предположения всё остальное выясняется. Александр в первом посланий точно обозначает всех осуждённых: Арий, Ахилла, Аифал, Карпон, другой Арий в Сармат, бывшие некогда (ο πτε) пресвитерами (6 пресвит.), Евзой, Лукий, Юлий, Мина, Елладий и Гай (6 диакон.). Migne dr. s., t. 18, c. 537). Тоже и у Созомена, пользовавшегося, вероятно, Сабином (Н.Е., 1, 15), Арий не считается: Аифал, Ахилла, Карпов, Сармат и Арий (5+Арий – 6 пресвит.), диаконы: Евзой (далее в списке неправильность: «μαχ.., нужно читать λουχ (ος κα Γος) см. Schwartz», ib., s. 296), Юлий, Мина, Елладий. Наконец, точно те же имена и в том же достоинстве повторяются и у Епифания в подписях под письмом к Александру. Вопрос лишь в том, когда (ο πτε) бывшие пресвитеры, получившие вновь каноническое пресвитерство. В ответ на это не нужно прибегать к каким-либо сложным и посторонним соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1930 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Агапита к трехлетней высылке в Северный край, предъявив следующее обвинение: " Участник контрреволюционной группировки среди местного и ссыльного духовенства в городе Архангельске " . С каторги отец Агапит вернулся больным. В лагере у него появилась опухоль на языке. Ему несколько раз делали операцию, но метастазы распространялись, и он потерял способность говорить. Несмотря на полученный смертельный недуг, пребывание на Севере стало важной школой жизни для отца Агапита, способствовало его духовному укреплению и росту. В 1937 году отец Досифей был опять арестован и расстрелян. Отец Агапит остался совершенно один и тяжело заболел. Он договорился с жившей рядом старушкой, что, когда ему станет совсем плохо, он постучит в стенку. Однажды соседка вошла и увидела, что умирающий лежит на постели и с невыразимой любовью смотрит на икону Божией Матери. Его дыхание становилось все реже и реже, пока не прекратилось совсем... Случилось это незадолго до войны, около 1941 года. В молодости Михаил Таубе подавал большие надежды, в Оптиной все ожидали, что он станет крупным богословом. Но не такое поприще было уготовано ему Господом, а судьба страдальческая, одинокая, сокровенная, полная тайной молитвы за богохранимую Россию и веры в несокрушимую силу Света, который и во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Монах Агапит был реабилитирован 17/30 марта 1995 года. Иеромонах Аифал (Панаев) (†12/25 декабря 1936) Иеромонах Аифал (Панаев) заведовал оптинской иконной лавкой. Он был на редкость скромным человеком. Все знавшие его отмечали идеальное послушание и поразительное смирение этого инока. В конце 1920-х годов отца Аифала арестовали и сослали в Сибирь. Отбыв срок, он не захотел возвращаться в мир, ощущая в себе стойкое, решительное противление этому шагу. Больше года добровольно оставался он в ссылке. Близким же писал, что страшится возвращения в безбожный мир, где ему при его строгом монашеском устроении найти свое место будет трудновато. Но родные настаивали, сняли ему комнату, и он решился. Поговел, написал письмо отцу архимандриту Исаакию II, жившему в то время в городе Белёве, попросил благословения и, помолившись, двинулся в путь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010