Церковь чтит память епископа Акепсима, пресвитера Иосифа и диакона Аифала 16 ноября, 2019. Новостная служба Три года святых держали в узах, томили голодом и жаждой 16 ноября. ПРАВМИР. Церковь вспоминает мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство. Был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика. На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-e...

Святые Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист скончались в раскаленной печи. Акиндин молод, с остроконечною бородою, Пигасий стар, с круглою бородою, Аффоний и Елпидифор юные, с бородами едва показавшимися, Анемподист без бороды. 3. Святые Акепсим, Иосиф, Аифал, скончались в различных мучениях. Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою. 4. Святые Никандр и Ермий , старцы, скончались, быв пронзены гвоздями в головы и сердца и положены в гроб. 5. Святые Галактион и Епистимия были усечены мечом. Он молод, с бородою, едва показавшеюся. 6. Святой Павел Исповедник во время совершения литургии был удавлен арианами его же омофором. Он молод, с короткою раздвоенною бородою. 9. Святые Онисифор и Порфирий, юные, скончались, быв влекомы конями. 10. Святой Орест, с проседью, скончался, быв пронзен гвоздями в ноги и влеком конем, к которому его привязали цепями. 11. Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина – старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды. 13. Святые Антонин, Никифор, Зевина, Герман были усечены мечом, а Марафо был сожжен. Антоний стар, а прочие – молоды. 14. Святой апостол Филипп скончался, быв пронзен в лодыжки и повешен на дереве вниз головою. 15. Святые Гурий и Самон молодые, с едва показавшимися бородами, были обезглавлены, а Авив юный, без бороды, был сожжен. 16. Святой апостол Матфей, прикованный к земле за руки и ноги, был сожжен. 17. Святой Лазарь живописец, плешивый старец с длинною бородою, скончался после того, как сожгли ему руки раскаленным железом. 18. Святой Платон, юный, без бороды, был усечен мечом. 19. Святой Варлаам с остроконечною бородою, скончался, держа на ладони огонь с курившимся ладаном. 20. Святой Дасий юный, без бороды, был усечен мечом. 22. Святые Валериан, Тивуртий и Кикилия, юные, были усечены мечом. 23. Святой Сисиний, старец, скончался от того, что ему влили уксус в ноздри. 24. Святая Екатерина. 25. Святой Климент, старец с длинною бородою, был брошен в море с якорем на шее. 27. Святой Иаков, молодой, с раздвоенною бородою, скончался, когда ему отсекли пальцы, руки и ноги и отрубили голову. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

д. ( 1Тим. 6, 3. 4 ). Этих-то, от всей братии преданных анафеме, людей никто из вас да не принимает к себе, равно как и того, что они будут говорить или писать; ибо они обманщики, все лгут и истины нет у них. Они ходят по городам с тем только намерением, чтобы под видом дружества и под именем мира лицемерно и льстиво раздавать и получать письма, и этими письмами утвердить в заблуждении обманутых ими некоторых женщин, утопающих во грехах, и т. д. ( 2Тим. 3, 6 ). Итак, возлюбленные единодушные братия! отвращайтесь людей, которые обнаруживают такую великую дерзость против Христа, – которые всенародно осмеивают Христианство , поносят его в судебных местах, среди мира преследуют нас гонением, сколько у них есть силы на это, – которые стараются отнять силу у неизреченного таинства рождения Христова. Удаляйтесь от них и изъявите нам свое согласие к подавлению неистовой их дерзости, подобно тому, как многие сослужители наши изъявили нам свое негодование на этих отступников от веры, и подписав наше послание, отправляемое теперь к вам с сыном моим, диаконом Апионом, подтвердили это своими собственными письмами к нам. А подписали его все епископы египетские, также фиваидские, ливийские, пентапольские, сирийские, ликийские и памфилийские, азийские, каппадокийские и епикопы других сопределеных областей. Надеюсь, что, по примеру их, и вы удостоверите меня своими посланиями. Между многими средствами, принятыми мною для исцеления заразившихся, вероятно спасительным окажется и то, что обольщенные уверятся в согласии с нами сослужителей наших, и таким образом поспешат раскаяться. Приветствуйте друг друга, со всею находящеюся при вас братиею. Желаю вам укрепляться о Господе, возлюбленные! Дай Бог и мне получить плод от вашей христолюбивой души! Вот преданные анафеме еретики: из пресвитеров – Арий, из диаконов – Ахилл, Евзой, Аифал, Лукий, Сармат, Юлий, Мина, другой Арий и Елладий. III. Послание Императора Константина к епископу Александру и пресвитеру Арию 13 Победитель Константин, Великий Август, Александру и Арию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

65. Какая награда будет тем, которые или помогают находящимся в темницах, или посещают их (Из жизни Акемпсима епископа и иже с ним. Чет. Мин. ноябр. 3) Известно, что одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы или помочь находящемуся в темнице, или посетить его. Как вы думаете, братие, за это дело милосердия будет прилежащим к нему награда от Бога или нет? Знайте, что будет, и будет награда великая; ибо помогающих находящимся в темницах или посещающих их, ожидают: благоволение Божие, на небесах венцы и, наконец, там же, такие блага и такие радости, о которых мы теперь и помыслить не можем. Из чего видно, что помогающие находящимся в темницах приобретают благоволение Божие? Из жития святых Иосифа пресвитера и Аифала дьякона. Что же там написано? Написано там следующее: в том городе, где жили упомянутые святые, жила некоторая святая женщина, по имени Снандулия, которая угождала Богу тем, что посещала страждущих в темнице. И вот, когда она узнала, что после мук Иосиф и Аифал брошены в оную; то пришла в неё и, нашедши святых истерзанными и еле дышавшими, дала сторожам темничным много золота и упросила, чтобы они отпустили их на малое время в дом её. И когда мученики были принесены к ней, Снандулия, положивши их на постели, омыла их язвы, чистым полотном отёрла с них кровь, многоценным миром помазала тела их, лобызала раздробленные их руки и ноги и горько плакала над ними. Тогда Иосиф сказал ей: «О святая женщина! Знай, что благодеяние, тобой оказанное нам, благоприятно Богу, и ты за оное получишь Его благоволение». Из этого ясно, что помогающие находящимся в темницах подлинно Божие благоволение получают. Из чего видно, что посещающие находящихся в темницах получают венцы? Из жития святой великомученицы Екатерины, в котором читаем: когда святая была в темнице, её пришли навестить: супруга мучителя-царя, Порфирий – воевода его и с ними двести воинов. Царица пала к ногам Екатерины и со слезами сказала: «Сегодня я считаю себя счастливой и благополучной, потому что сподобилась увидеть тебя, и веселюсь сердцем и душою, взирая на тебя. Блаженна ты тем, что всецело вручила себя Христу, от Которого получаешь столько дарований». Великомученица отвечала ей: «Блаженна и ты, царица, ибо я вижу венец, предназначенный тебе, Ангельскими руками восхищенный на высоту, и ты через три дня примешь его». Отсюда ясно, что и венцы посещающие находящихся в темницах получают.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В письме от 6 февраля 1996 г. Патриарх Алексий II разъяснил Патриарху Варфоломею, что запрещение в служении было наложено на нескольких клириков Эстонской Церкви не за общение с Константинопольской Церковью, как это следовало из письма Константинопольского Патриархата, но за «организацию общества, отдельного от епископа, и учинение таким образом раскола в Церкви». Выдвижение же Патриархом Константинопольским требования снять с данных клириков запрещение по сути является вмешательством во внутренние дела братской поместной Церкви вопреки православным канонам, «предполагающим единственно возможным условием снятия правящим архиереем наложенного им канонического прещения с провинившегося против святых канонов клирика его раскаяние и примирение с епископом». 6 сентября 1993 г. за раскольническую деятельность каноническим прощениям подверглись протоиерей Эммануил Кирсс, диакон Аифал Сарапик и мирянин X. Тоссо. 16 февраля 1994 г. был запрещен в служении прот. Симеон Кружков, позднее запрещение было снято по просьбе протоиерея Симеона после его письменных заверении, что он «по-прежнему в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, канонической связи с которым никогда не мыслил прерывать». 30 марта 1995 г. за учинение раскола и множество других нарушений канонического и нравственного характера был запрещен в служении священник Владимир фон Беренс. 15 января 1996 г. после неоднократных увещеваний архиепископ Корнилий запретил в священнослужении за регистрацию в юрисдикции стокгольмского «Синода» протоиереев Ермила Аллика, Симеона Кружкова, Иннокентия Хиета, священников Иоанна Кесккюла, Рафаила Хиприкуса и Андреаса Пыльда. К февралю 1996 г. девять священнослужителей находились под запретом в служении и одни мирянин был отлучен от церковного общения. Взывая к архипастырской ответственности Патриарха Варфоломея, Предстоятель Русской Церкви предупреждал; «Если в условиях, когда русские православные в Эстонии систематически притесняются и фактически лишаются элементарных прав на существование, Константинопольский Патриархат предпримет какие-либо односторонние действия, противоречащие достигнутой договоренности, это будет означать, что Константинополь поддерживает дискриминационную по отношению к русскоязычным гражданам политику эстонского правительства». Патриарх Алексий II выразил надежду, что Патриарх Варфоломей «осознает всю меру ответственности в этот судьбоносный для Православия момент и... согласится на продолжение двусторонних переговоров в Москве, как это было ранее согласовано, без выдвижения каких-либо препятствующих условий» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– На литургии 1-го сент. Ап. и Ев. прежде икдикта, а потом преподобного; «дневный же Ап. и Ев. вычитаем напреди». Мр. Аще случится 1 сентября в неделю, оставляется служба святых жен и поется, егда екклисиарх рассудит; поется же воскресна служба с восследованием индикта и пр. Симеона. Собор Пресвятой Богородицы, иже в Miacuhx. Во время гонения имп. Льва Исаврянина на свв. иконы, чудотворный образ Богородицы, находившийся в Миасинской обители (в Армении, бл. гор. Мелитины), был ввержен в Азурово озеро. По прошествии более 100 лет, по восстановлении иконопочитания, сия св. икона явилась на поверхности воды нисколько не поврежденной, в 864 г. 1-го сент., что и воспоминается ныне. В службе настоящего дня нет песнопений в честь этого события, кроме тропаря, воспевающего Пресвятую Богородицу. Тропарь, гл. 1. Радуйся обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися Избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная, моли Христа Бога мир даровати всей вселенней. Св. муч. В службе муч. Аифал не упоминается. См. 3 нояб. Свв. мучениц 40 жен и св. Аммна диакона и учителя их. Воспоминаемые ныне, по Х.М., 40 «дев постниц», подвизавшиеся в посте и молитве в Македонии, во время гонения Ликиния за веру во Христа были преданы на мучения в Гераклее вместе с своим учителем. Из них 10 были сожжены, 8 со св. Аммуном усечены мечом, 6 изрезаны ножами, 10 поражены мечом в сердце и 6 скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В службе положены свв. женам особые стихиры и канон. Св. Аммун, «начальник лика дев» упоминается только в 1-м тропаре 7-й и во 2-м тропаре 9-й песен канона (причем вслед за его именем в последнем тропаре стоит не находящееся в перечне памятей настоящего дня имя «Келсина»). Свв. мученик Еода и Ермогена самобратных. Св. Каллиста и два ее родные брата, все трое названные самобратными (в греч. месяц. αταδελφο, т.е., кровные, родные братья, с отданием грамматического преимущества мужескому роду), за веру во Христа были усечены мечом в Никомидии в начале IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Агафодор Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Агафон Печерский , прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 февраля/5 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Агафоник Никомидийский , Силиврийский, мч. (22 августа/4 сентября) Агафоника Пергамская , мц. (13/26 октября) Агафопус Критский , мч. (23 декабря/5 января) Аггей , пророк, из 12-ти малых пророков (16/29 декабря) Агриппина Римляныня , мц. (23 июня/6 июля) Агриппина Ржевская , блгв. кн. (14/27 июля) Адриан Никомидийский , мч. (26 августа/8 сентября) Адриан Пошехонский , Ярославский, игумен, сщмч. (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 ноября/2 декабря) Азария Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Аифал Персидский , диакон, сщмч. (1/14 сентября; 3/16 ноября) Акакий Афонский , прмч. (1/14 мая) Акакий Синайский , прп. (7/20 июля; 29 ноября/12 декабря) Акепсим Наессонский (Анисский), Арбельский, Персидский, еп., сщмч. (3/16 ноября) Акила , ап. от 70-ти, еп. Гераклейский, сщмч,, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 14/27 июля) Акилина Старшая , Библская (Финикийская), мц. (13/26 июня) Акиндин Персидский , мч. (2/15 ноября) Александр (в схиме Алексий) Невский , блгв. вел. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 августа/12 сентября; 23 ноября/6 декабря) Александр (Хотовицкий), протопресвитер, сщмч. (21 ноября/4 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Александр Африканский , воин, мч. (10/23 апреля) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Александр Константинопольский , патр. (30 августа/12 сентября) Александр Куштский , прп., игумен (9/22 июня) Александр Ошевенский , прп., игумен (20 апреля/3 мая) Александр Свирский , прп. (17/30 апреля; 30 августа/12 сентября) Александра Римская , Никомидийская, императрица, мц., супруга имп. Диоклетиана (23 апреля/6 мая) Алексий Московский и всея России, митр., чудотворец (12/25 февраля; 20 мая/2 июня; 5/18 октября свт.]) Алексий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, Георгию. Подобен тойже. Струями кровей твоих прелестныя пламы погасил еси, блаженне,/и мучителей свирепство до конца погубил еси,/и Христа прославил еси, Георгие страстотерпче./Тем венец приял еси нетления/и жизни от десницы Вышняго. Богородичен: Несть во мне отнюд надежды спасения, Дево,/яко зле впадох во глубину прегрешений/и жду прещения страшныя муки и козлищ части;/но ущедри мя прежде Суда,/яко сущи тепла Заступница, Богородице. На стиховне Октоиха и мучеников. Стих: Воззваша праведнии,/и Господь услыша их. Стихира, глас 2: О благочестии, святии, тверде подвизавшеся за Христа,/свирепство мучителей посрамисте/и идолов высоту в пропасть погрузисте,/Акепсимо, и Аифале, и Иосифе./И ныне на Небесех, венценосцы, ликующе,/молитеся о душах наших. Слава, глас 4. Самогласен. Студитово: Разумнаго адаманта/терпение, братие, духовно восхвалим,/Георгия, славнаго мученика,/егоже за Христа жгома,/коваша беды, и остриша муки,/и различная мучения изнуриша тело, естеством тленное,/побеждаше бо желание естество,/смертию понуждая рачителя/прейти к желаемому Христу Богу/и Спасу душ наших. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Яко добля: На Кресте Тя яко узре пригвождена, Господи,/Агница и Мати Твоя дивляшеся:/и что видение сие, взываше, Сыне вожделенне?/Сия Ти неверный собор воздаде беззаконный,/иже многих Твоих чудес насладивыйся,/но слава неизглаголанному сошествию Твоему, Владыко. НА ЛИТУРГИИ Прокимен, глас 4: Святым, иже суть: Стих: Предзрех Господа: Апостол ко Ефесеем, зачало 233. Аллилуия , глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным: Евангелие от Луки, зачало 106. Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Святые мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон пострадали в IV веке (около 380 года). Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Когда царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом жреца Ардаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При заботливом уходе Иосиф пришел в себя и начал говорить сердобольной женщине: «милосердие твое к нам благоприятно Богу и нам, страждущим за имя Его; но горькое рыдание по нас несогласно с истинною христианскою надеждою и верою нашею». На что она сказала: «плачу не о смерти вашей, а о теперешнем жалком состоянии вашем». Иосиф, утешая ее словами писания: Мф.7:14, 10:22 ; 2Кор.11:25 ; Евр.11:37, 38 , – заключил: «покажи себя верующею христианкою и радуйся, что за продолжительные страдания последует тем большее воздаяние и венец славнее». На рассвете исповедники возвращены в тюрьму, где и еще пробыли, в лишениях и скорбях, шесть месяцев, но уже поздоровели настолько, что могли стоять на ногах и немного ходить. В это время правитель Адиабены был смещен и на его место прислан царем другой, по имени Зарусциат, человек жестокий и суровый. Новый правитель пошел в храм солнца для молитвы и принесения жертвы; тут известился он, что есть два христианина, осужденные на побиение камнями, но доселе не преданные казни в ожидании выздоровления и, может быть, отречения от своей веры. Судья тотчас велел их представить себе и, когда ни льстивыми обещаниями, ни угрозами не смог преклонить, велел сперва Иосифа повесить за ноги и бить нещадно воловьими жилами. Когда начались истязания, некоторые из магов подступали и шептали страдальцу: «если стыдишься явно идти в храм бога нашего, то мы сведем тебя и сделаем это скрытно; обещай, и свободен будешь». Но он вслух всех отвечал: «отойдите от меня, поклонники огня; поддерживайте пожирающее вас пламя на собственную вашу погибель». Около двух часов продолжалось бичевание, во время которого судья не раз пытался и еще убедить его; наконец, он велел снова снести его в тюрьму, потому что от возобновившихся язв и потери крови Иосиф не мог идти. После сего Аифал был повешен и нещадно бит; но он громко кричал: «я христианин, христианин; слышите, я христианин!» Между тем представлен был для допроса и истязаний некто из манихейской секты, явно исповедавший свою веру и укорявший огнепоклонников в нечестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16. Иеромонах Геронтий (Ермаков). Умер в ссылке. 17. Иеромонах Иерофей. Выбыл из Козельска. 18. Иеромонах Серапион. (Далее знак вопроса, – Сост.). 19. Иеромонах Севастиан, впоследствии архимандрит. Бывший келейник старца Нектария. Умер и погребен в Караганде (место ссылки) в 1965 году. 20. Монах Питирим, бывший келейник старца Нектария. Умер в ссылке. 21. Архидиакон Лаврентий (Левченко), потом иеромонах. Умер в ссылке. (Другим почерком приписано: 1946 г. – Сост.) 22. Иеродиакон Игнатий. Умер в ссылке. 23. Иеродиакон Даниил, потом иеромонах. Умер в ссылке. 24. Монах Родион (Шейченко), потом иеромонах Рафаил. Два раза был в ссылке. Умер и погребен в Козельске в 195 (?) году. 25. Монах Василий (Белоградский), канонарх. Выбыл из Козельска. 26. Монах Иоанн (Левченко): отец архидиакона Лаврентия. Умер в Козельске. 27. Монах Акакий, певчий. Выбыл из Козельска. 28. Монах Кирилл (Зленко). После ссылки умер в г. Мичуринске в 1932 году. 29. Монах Карп. Умер в ссылке. 30. Монах Евтихий. Выбыл из Козельска. 31. Монах Евфимий. 32. Монах Клеопа. 33. Схимонах Тимон, звонарь (слепой). Умер и погребен в Козельске. 34. Монах Урван, сапожник. (Поставлен знак вопроса. – Сост.). 35. Монах Григорий. Выбыл из Козельска. 36. Схимонах Иаков. Умер и погребен в Козельске. (Другим почерком прибавлено “схи” к слову “монах” и в конце – дата: 1934 г. – Сост.) 37. Монах Иаков (Сивцов), – Георгий. Убит и погребен в Гомеле в 194 (?) году. 38. Монах Илия (Жирнов), потом иеромонах Иоанн. Умер в ссылке. 39. Монах Викентий (Никольский). Умер в ссылке. (Приписка: 1938 г. – Сост.). 40. Монах Авенир, певчий. (Знак вопроса. – Сост.) 41. Монах Иоанн (Шустов). Умер в ссылке. 42. Монах Агапит (Таубе). Умер, возвратясь из ссылки в 1930-х годах. Примечание: Монахи: Агапит Таубе, Иоанн Шустов, Иаков Сивцов, иеродиакон Игнатий и иеромонах Аифал Панаев до ареста и ссылки жили в Оптиной пустыни и работали в музее “Оптина пустынь”. М. Добр[омыслова]». Дополним эти скупые сведения в отношении некоторых оптинцев (об иных мы привели и еще приведем то, что известно нам, в нашем труде).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010