Во всяком случае, каноны (постановления) первых испанских соборов в составе «Испанского канонического свода» сохранились начиная с IV в. 63 Формально являвшиеся провинциальными, эти соборы (особенно соборы в Эльвире и I Толедский) на деле происходили в присутствии представителей самых разных провинций и де-факто носили общеиспанский характер. В нашем распоряжении имеются постановления I Сарагосского (380 г.) и I Толедского соборов (397/400 г.), 64 a также заслуживающие отдельного разговора каноны собора в Эльвире (Иллиберис, совр. Гранада), датируемые периодом от 300/302 до 330 гг. 65 . Разумеется, этот перечень далеко не полон. Однако и дошедшие до нас лишь в малой своей части постановления испанских соборов IV в. содержат важнейшую информацию об истории испанской Церкви послеконстантиновского времени. Показательны уже сами нормы оформления соборных постановлений (acta, gesta), исполненные в четком соответствии с римскими прототипами – постановлениями муниципальных советов (курий), что прослеживается, даже несмотря на тот факт, что в процессе копирования формальные элементы памятников претерпели определенные искажения. Наблюдается ярко выраженная преемственность римско-правовой традиции в церковной среде: Церковь говорила с обществом на понятном ему языке. Используя для описания значимых для нее правовых реалий язык римского права, она не только использовала, но и обогащала, и дополняла его, вкладывая в старую форму новое содержание. 66 Так закладывались основы испанской традиции канонического (внутрицерковного) права, 67 в дальнейшем оказавшие колоссальное влияние на развитие права Западной Церкви в целом. Начало традиции христианской поэзии в Испании положил Гай Веттий Аквилин Ювенк, испанский священник, современник императора Константина Великого , который около 330 г. создал поэму «Евангелие» (или «Евангельская история») – эпический цикл из четырех книг, написанный на основе евангельских сюжетов. Наряду со своими современниками христианскими поэтами за пределами Испании, Ювенк стоял у истоков традиции «романизации» христианских образов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Панкратий усердно проповедовал слово Божие, подтверждая истинность нового учения многими чудесами: он исцелял больных и изгонял бесов. По его благословению местные жители в течение месяца построили христианский храм, где святитель Панкратий совершал богослужения и наставлял вверенную ему паству светом Христовой веры. Благодаря неустанным трудам святителя Панкратия большинство язычников познали Истинного Бога. С каждым днем множилось число христиан, и вскоре весь город и его окрестности были просвещены евангельским учением. Но диавол внушил некоему нечестивому человеку по имени Аквилин вооружиться на христиан и умертвить их. Он собрал войско и пошел на Тавромению, чтобы разорить город и уничтожить его жителей. Узнав об этом, святитель Панкратий утешал своих духовных детей, предсказывая, что никто не пострадает от врагов. Когда враги приблизились к городу, навстречу им вышел святитель Панкратий со своим клиром. Они несли крест и святые иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы. По молитве святителя на войско напал страх, воины были окутаны как бы тьмой, умы их помрачились, и они начали убивать друг друга, а иные поражали себя мечами. Когда такое затмение в умах язычников рассеялось, те, кто остался жив, бросили оружие и с раскаянием пришли к святителю Панкратию. Много лет святитель Панкратий управлял Христовой Церковью. Другие города той страны были также просвещены светом истинной веры. В конце I века немногие оставшиеся язычники во главе с Артагастом устроили заговор против святителя. Они пригласили его в языческое капище как бы для беседы. В полу было устроено отверстие, которое вело в расщелину скалы. Язычники бросили туда святителя Панкратия и забросали его камнями. Позднее мощи священномученика Панкратия были перенесены в Рим и положены в загородном храме его имени. Литература: 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского , кн. 11. М., 1910, с. 188–191. 2 . Настольная книга священнослужителя, т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979, с. 544–545. Святителя Феодора, епископа Едесскаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

— Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе. В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу [ 3 ]. Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: — Отче, брат Акакий, ученик мой, умер. Отец, услыхав это, сказал: — Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер. Старец сказал: — Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его. Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: — Брат Акакий, умер ли ты? Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил: — Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть. Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь. Память святого мученика Парамона В царствование нечестивого царя Декия [ 1 ] был на востоке князь Аквилин, сильно преследовавший христиан. Однажды собрал он в темницу христиан, числом триста семьдесят, и, отправляясь на Валсайтийские теплые воды [ 2 ], приказал вести с собою и мучеников; намереваясь проходить мимо идольского храма Посейдона [ 3 ], он хотел принудить их к принесению идольской жертвы. Достигнув капища, он долго принуждал святых принести жертву идолу лживого бога Посейдона, но не мог склонить их ни лаской, ни угрозами. В это время случилось приходить мимо одному благочестивому мужу, по имени Парамону, по вере христианину. Увидав такое множество святых мучеников, осужденных на смерть, он стал перед капищем идола и громким голосом воскликнул:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вместе с Панкратием прибыли они в Иерусалим, где лицезрели Иисуса, внимали Его словам и видели Его чудеса. Там Панкратий познакомилея с апостолом Петром. По Вознесении Господнем и родители, и сын крестились в Антиохии. Панкратий удалился в некую пещеру в Понте, где апостол Петр отыскал его и, по договору с апостолом Павлом, рукоположил во епископа города Тавромения, что на Сицилии. В этом городе Панкратий совершил великие чудеса, сокрушил идолов, крестил язычников, укрепил христиан в вере и хорошо управил Божию Церковь . Некий языческий военачальник Аквилин, услышав, что Тавромения стала христианской, пошел с войском на этот город, чтобы его разрушить. Святой же Панкратий ободрил верующих, чтобы они не боялись, а сам вместе с клиром вышел за город, неся в руке непобедимое оружие, честной крест. Когда языческие отряды приблизилось к городу, на них спустилась густая тьма, и объял их невообразимый страх. И столь великое замешательство произошло среди воинов, что ополчились они друг на друга и изрубили один другого мечами и искололи [копьями]. Так Божий угодник Панкратий своей горячей молитвой ко Господу спас город и избавил паству от гибели. Однако и его побили камнями злобные и завистливые язычники, и упокоился он в Господе. Его святые мощи находятся в Риме. Дитятею Панкратий сподобился узреть Христа и был уловлен в спасительную сеть. Пречудный лик в душе его запечатлелся ясно, Померкла суета, а Образ тот прекрасный И днем и ночью мысленно стоял перед очами, – Так юноша сей – вслед за преподобными отцами – Желания плотские обуздать навек решился И во пустыне сумрачной в пещеру затворился. Ему в пещерном мраке лик Спаса воссиял, Небесным утешением он сердце наполнял. Но светоч дивный в сем не может утаиться – Пришел черед Панкратию для паствы потрудиться. Далекая Сицилия, желая просвещенья, Ждала его. Оставил он свое уединенье И, как Христов избранник (вскоре – мученик преславный), Безбожный остров верою наполнил православной. За эту веру жизнь свою, не дрогнув, он отдал, Нечестье пало – свет Христов для верных воссиял! 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Истина открыта Владыкой Христом, и в Нем же дан нам пример любви. Без Христа и минуя Христа невозможно ни дойти до истины, ни найти подлинный пример любви. Видя сей единственный истинный путь к свету и спасению среди хитросплетений многих ложных путей, апостол Павел перед этим предостерегает: дабы мы не были больше [в серб, букв.: да не будем больше. – Пер.] младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Еф. 4:14 ). Истину может открыть только Бог, настоящую любовь может явить только Бог. Один человек способен знать больше, чем другой, однако лишь Бог может открыть истину. Подобно ветру, приходят к человеку помыслы – и призраки кажутся ему истиной. Обольщенный собственными домыслами и наваждениями, человек вводит в заблуждение и сбивает с толку другого человека. А истина – в Боге и от Бога. Христос, братья, – вся наша истина и вся наша любовь. Вперяя свой ум во Христа, мы обращаемся к истине [в серб. букв.: когда мыслим Христа, мыслим истину. – Пер.]; поступая по Христу – делаем добро; любя Христа, любим любовь. Христом мы живем, Христом возрастаем, Христом приобретаем бессмертие и прославляемся. Он наша Глава: не только вождь некоего сообщества, но действительная глава живого тела, члены которого – мы. Держась истины и любви, мы удостаиваемся вечного пребывания в этом теле Христовом. О Христе Господи, пречудная истина и преумиленная любовь наша, приди в нас и прими нас в Себя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 29 ноября 1. Св. мученик Парамон и с ним 370 мучеников . В малоазийской области Вифиния некий князь Аквилин ужасно преследовал христиан. Однажды схватил он 370 [человек] верующих во Христа и повел их связанными на некое место, где был храм идольского бога Посейдона. Там сей злобный князь заставлял их поклониться истукану и принести ему жертву. Хотя и угрожал он смертной казнью тому, кто не послушается его повеления, [однако] ни один христианин ему не покорился. В эти минуты мимо храма проходил некий благочестивый муж по имени Парамон. Остановился он у толпы связанных людей и, узнав, за что они страдают, воскликнул: «О, сколько невинных праведников хочет убить сей скверный князь за то, что не поклоняются они его мертвым идолам!» [Сказав сие] он продолжил свой путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: — Отче, брат Акакий, ученик мой, умер. Отец, услыхав это, сказал: — Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер. Старец сказал: — Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его. Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: — Брат Акакий, умер ли ты? Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил: — Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть. Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь. Память святого мученика Парамона В царствование нечестивого царя Декия был на востоке князь Аквилин, сильно преследовавший христиан. Однажды собрал он в темницу христиан, числом триста семьдесят, и, отправляясь на Валсайтийские теплые воды приказал вести с собою и мучеников; намереваясь проходить мимо идольского храма Посейдона он хотел принудить их к принесению идольской жертвы. Достигнув капища, он долго принуждал святых принести жертву идолу лживого бога Посейдона, но не мог склонить их ни лаской, ни угрозами. В это время случилось приходить мимо одному благочестивому мужу, по имени Парамону, по вере христианину. Увидав такое множество святых мучеников, осужденных на смерть, он стал перед капищем идола и громким голосом воскликнул: — О как много праведников нечестивый князь убивает невинно за то, что они не кланяются бездушным и немым идолам! Сказав это во всеуслышание, он пошел своей дорогой. Князь же, услыхав те слова Парамона, возгорелся яростью и приказал своим слугам тотчас же догнать его и убить. Нечестивые слуги нечестивейшего князя догнали блаженного Парамона, который не знал этого распоряжения и шел своей дорогой, и взяли его. Сначала они извлекли изо рта его язык, который обличил и укорил мучителя, и искололи его; затем изранили все члены его и, наконец, пронзили тело копьями. Так святой мученик Парамон предал свою благочестивую душу в руки Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Яко седмокружною десятицею и трегубною сотницею непобедимых мучеников совокупляемь,/с нимиже тело твое, мучениче Христов, лежит,/и с ними моли спастися нам. Поприще прошедше болезненное, многовидных мук исполнено,/и со Христом, мир победившим, светло победивше,/венценосцы мученицы, на Небесех жительствуете. Взят был еси от земли и почести твоих подвиг приял еси,/ныне же реки источаеши нам чудес, тебе чтущим/и благочестно память твою торжествующим, Парамоне. Богородичен: Просвети души моея зеницы,/омраченныя невидением тлетворнаго греха, Богородительнице Пречистая, Владычице,/Ты бо верных еси помощь и просвещение, Чистая. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Множество непобедимое воинства,/сословие Божественно непобедимое мучеников, благочестномудренно воспоим,/имуще чиноначальника Парамона чуднаго, обличившаго мучителя,/иже со всеми мученики венец получи славы. Богородичен: Радуйся, Божия палато;/радуйся, горо осененная;/радуйся, купино неопалимая;/радуйся, престоле славы;/радуйся, Божественная трапезо;/радуйся, стамно всезлатая;/радуйся, свещниче всесветлый;/радуйся, легкий облаче, Дево Мати Марие. Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 году при императоре Декии (243251). Правитель восточных областей Аквилин заточил в темницу 370 христиан, принуждая их отречься от Христа и принести жертву идолам. Заключенных предавали пыткам, надеясь мучениями и угрозой смерти заставить их отречься от Христа и поклониться языческим божествам. Один из местных жителей, по имени Парамон, видя мучения христиан, открыто обличил жестокость правителя и исповедал свою веру в Единого Истинного Бога, Господа Иисуса Христа. Святого Парамона после жесточайших пыток обезглавили вместе с остальными 370-ю мучениками. Преподобный Акакий Синайский жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, у которого был грубый характер. Он заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за всё. Недолго пробыв в таком тяжелом послушании, святой Акакий скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 . Итак, после этого исповедник (θλοφρος) Христа Сперат, ликуя (παλλμενος), благодарение Богу нашему, призвавшему его, через смерть свою воздал. 16 . А Святой Нарцал, радуясь, сказал: «Поистине, сегодня мы становимся мучениками на небесах, благодарение Богу!» 17 . Итак, тогда проконсул Сатурнин через глашатая приказал объявить имена святых мучеников: Сперат, Нарцал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Целестин , Януария, Генероза, Вестия, Доната и Секунда. Тогда же все святые, вознося хвалу Богу, единогласно сказали: «Благодарим Тебя, Триединый Боже, и славим, что сражение исповедания милостиво завершил, и продлится Царствие Твое во веки веков, аминь». 18 . И были они уведены и преданы мечу 17 июля. А доставлены святые были из Исхилии (σχλ) 579 в Нумидии, которая находится недалеко от Карфагена, и приняли мученичество при консулах Презенте, Клавдиане и проконсуле Сатурнине, по нашему же – в царствование Господа нашего Иисуса Христа. 19 . Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков 580 . Аминь. 20 . Свершилось с Богом мученичество святых Сперата, Нарцала, Киттина, Ветурия и остальных. Исторический комментарий «Акты скилитанских мучеников» – один из интереснейших и важнейших памятников раннехристианской агиографии. Это первый датированный текст такого рода на латинском языке. В нем говорится о группе христиан небольшого нумидийского городка Скилии 581 , представших перед судом проконсула Вигеллия Сатурнина 17 июля 180 г., осужденных им после непродолжительного допроса и обезглавленных в тот же день. Это одно из первых свидетельств о церкви римской Северной Африки. Кроме того, интерес здесь представляют вопросы юридического характера, касающиеся положения христиан на рубеже II-III вв., и литературная форма текста, который, по предположению многих исследователей, восходит к оригинальным проконсульским актам (acta proconsularia). Все эти вопросы в значительной мере связаны с дискуссией об аутентичности самого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Он сумел помочь людям в самых будничных проблемах, например, как-то по его молитве поля очистились от насекомых-вредителей. А дальше раскроем житие. Житие святого Трифона «Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим. Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/

Подвижник являл глубокую преданность делу. Он не только читал проповеди, но также совершал по воле Господней чудесные знамения: исцелял больных, помогал страждущим, изгонял бесов. Людей в храме становилось день ото дня больше и больше. Практически все население сицилийского города обращено было стараниями нового епископа в христианство. К сожалению, этому мирному сосуществованию паствы и пастыря пришел конец. Человек по имени Аквилин снарядил поход на Тавромению с целью разрушить город и поглумиться над обитающими в нем христианами. Как только вражеское войско приблизилось вплотную к городу, святитель вышел к нему. В руках он нес две иконы – Богородицы и Христа Спасителя, а также распятие. Враги испытали приступ непередаваемого страха. Им показалось, будто вокруг тьма непроглядная. Потеряв от жутких ощущений рассудок, нечестивцы стали убивать друг друга, а иные рубили самих себя. А когда тьма отступила и люди очнулись, то пришли в ужас от того, что натворили. Они бросили оружие и с повинной явились к Панкратию, обратившись к епископу с просьбой окрестить их. Многие годы длилась мирная жизнь Панкратия и его паствы. Вера в людях крепла, число христиан увеличивалось. Но язычники задумали убить подвижника. Они улучили момент, когда старец остался один, напали на него и забили камнями до смерти. Тело благочестивого Панкратия христиане обнаружили только на следующий день. Оно было предано земле со всевозможными почестями. Мощи святого хранятся в Риме. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

   001    002    003   004     005    006    007