соверши стопы мои во стезях Твоих» ( Пс.16:5 ); и: «стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс.118:133 ). Полный кротости и любви, он молился о мучителях своих. «Господи, – говорил он, – не поставь им греха сего!» Возвратившись с охоты, губернатор призвал к себе св. мученика и спросил у него: «Согласен ли ты теперь принести жертву богам, или упорствуешь в безумии твоем?» – «Ты сам исполнен безумия, ибо не хочешь познать Создателя Вселенной и поклониться Ему, – отвечал Трифон. – Я же доказываю мудрость свою тем, что не хочу отречься от спасающей меня истины». Губернатор велел заключить св. мученика в темницу и через несколько дней вновь призвал его. «Страдания и заточение доказали ли тебе, что безумно противиться воле царской?» – спросил губернатор. «Бог и Господь мой, Которому я служу, наказуя, научил меня, – отвечал Трифон, – и утвердил меня, да сохраню непоколебимую веру. Ему единому покланяюсь; а богов, которых ты почитаешь, презираю». Тогда Аквилин приказал вновь жестоко мучить св. Трифона: вколотили гвозди в ноги его и вели его по всем улицам города, жестоко ударяя его; но все это св. страдалец за истину переносил терпеливо, укрепляемый несокрушимой надеждой на Господа. Привели его опять к губернатору, который не мог надивиться его твердости и говорил ему: «Доколе не коснется тебя мучение?» – «Доколе не познаешь ты силы Христовой, укрепляющей меня! – отвечал св. мученик, – доколе не уразумеешь, что могущество Христово непреодолимо!» Губернатор велел снова мучить св. Трифона: били его нещадно, опаляя огнем раны его; но вдруг мучители увидели небесный свет, озаряющий лицо мученика, и венец, сходивший на главу его. Они в ужасе пали на землю. Трифон же, укрепленный силой свыше, воскликнул радостно: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не оставляешь меня без помощи в руках врагов моих; но осеняешь главу мою в день брани, даешь мне прибежище спасения, и десница Твоя приемлет меня. Молю Тебя, Господи, будь всегда со мною, утверждая и защищая меня, и дай мне силу довершить подвиг мой, да сподоблюсь получить венец правды со всеми, возлюбившими святое имя Твое!» Видя непоколебимую твердость св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Господь исполнил молитву его и дал ему власть над духом злым. Именем Господа Иисуса Христа св. Трифон изгнал беса из девицы и потом спросил у него, какой властью он мучил ее? «Мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в Единородного Сына Его, – отвечал дух нечистый, – от них мы со страхом бежим; но имеем власть над теми, которые не веруют в Господа и творят дела, угодные нам. Отчуждая себя от Бога, Создателя своего, они самовольно делаются нашими друзьями». Эти слова и чудо, сотворенное именем Господним, изумили всех здесь присутствовавших. Многие оставили идолопоклонство и обратились к Богу. Царь, обрадованный исцелением дочери, наградил Трифона богатыми дарами; но Трифон роздал все бедным; возвратясь в селение свое, он стал жить по-прежнему и продолжал угождать Господу верой и добрыми делами. Через несколько времени после этого настало гонение на христиан. Император Декий вступил на престол и повелел областным начальникам предавать мучениям и смерти христиан, которые не согласятся отречься от веры своей. Донесли на св. Трифона, что он верует во Христа и старается обращать язычников к вере своей. Аквилин, епарх, или губернатор области, послал за ним воинов. Воины легко нашли Трифона; полный ревности к закону Господнему, он явно исповедовал Христа, не старался скрыться и уйти от преследователей, но сам отдался в руки воинов, которые повели его к епарху в город Нивею. Губернатор, окруженный оруженосцами и служителями, призвал на суд Трифона и спросил о имени, звании, вере и отечестве его: «Имя мое – Трифон, отвечал он, – отечество – Кампсада во Фригии; звание – свободное, ибо я служу одному Богу; Христос есть вера моя, Христос – слава моя и венец главы моей!» – «Ты, может быть, еще не знаешь о повелении царском, – сказал губернатор. – Всякий, называющийся христианином и не поклоняющийся богам, будет, по его приказанию, предан мучительной смерти. Образумься и отрекись от ложной веры своей». – «О, если бы мне сподобиться принять мучения за имя Христа и Бога моего!» – воскликнул Трифон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Житие и страдание святой преподобномученицы Евгении Память 24 декабря В седьмой год царствования римского императора Коммода, наследовавшего престол после отца своего Марка Аврелия 8672 , был назначен правителем всего Египта некий знаменитый вельможа, по имени Филипп. Получив такое назначение, Филипп переехал со своей женой Клавдией и с детьми из Рима в Александрию. У него было два сына, Авит и Сергий, и единственная дочь, Евгения, прекрасная лицом и целомудренная духом, о житии которой и предлагается настоящее повествование. Филипп управлял Египтом по римским законам и по обычаям предков. Он очень не любил чародеев, волшебников и всячески преследовал их. Также он не любил и евреев, даже до того, что не мог слышать еврейского имени. Милостивее всего он относился к христианам и, хотя изгнал их из Александрии по царскому приказу, однако, позволил им мирно селиться и служить своему Богу в предместьях этого города. Филипп уважал христиан за чистоту их жизни и мудрость. Сам он охотно занимался греческой философией, в которой воспитывал и свою дочь Евгению, желая, чтобы она приобрела хорошие познания в философии. Кроме того, Филипп обучал Евгению свободно и красиво говорить на латинском и греческом языках. Обладая ясным умом и прилежанием, Евгения легко преуспевала в науках. Что она раз слышала или читала, то уже всегда твердо помнила, храня в своем сердце так, как бы это было вырезано на медной доске. Была она также прекрасна лицом и стройна телом, но еще лучше и прекраснее – целомудрием своих мыслей и девственной чистотой. Поэтому один из знатнейших римских сановников Аквилин пожелал обручить ее в невесты своему сыну Аквилию. Но когда родители спросили её, согласна ли она выйти замуж за этого благородного юношу, то Евгения ответила: – Мужа надо избирать себе лучшего по жизни, а не по происхождению, ибо с ним придется жить, а не с родом его. Также и другие благородные и богатые юноши желали обручиться с ней, но она отказывала всем, под видом того, что ей не угоден их образ жизни, а на самом деле избегая супружества из любви к девственной чистоте, ибо ее единственное желание и забота заключались в том, чтобы пребывать в девстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Упоминание имен персонажей в «Александре» Лукиана (кроме самого Лукиана, его адресата Цельса, Александра, исторических и мифологических героев, а также лиц, вымышленных александром) Рутилиан Другие Современники, упомянутые, но не участвующие в действии Рутилиан Коккона Коккона Коккона Севериан Рутилиан Рутилиан (2) Рутилиан Рутилиан Рутилиан Рутилия Сакердот (3), Лепид (2) Демострат Рутилиан Император Марк Рутилиан (2) Рутилиан Ксенофонт Рутилиан Царь Евпатор, Тимократ Рутилиан (2) Таблица 13. Упоминание имен персонажей в «Жизни Плотина» Порфирия (кроме самого Плотина, исторических и мифологических героев, а также императоров, названных исключительно в целях датировки) Амелий Порфирий Другие Современники, упомянутые, но не участвующие в действии Амелий (3) Картерий Амелий (2) Я, Порфирий Картерий, Евстохий (4, 3ет(2), Кастриций (2) Амелий (2, Кастриций, Евстохий, Аммоний (Сакк) (6), император Гордиан (III) (2), Эренний (3) Ориген (2), Лисимах, Гостилиан Исихий Амелий Я, Порфирий (3), Порфирий (1) Антоний Амелий Порфирий (1), я, Порфирий (1) Амелий (3) Я, Порфирий (2) Павлин, Евстохий, Зотик, Зет, Феодосии, Аммоний (Сакк), Кастриций Фирм Я, Порфирий Гемина (старшая), Гемина (младшая), Амфиклея, Аристон, сын Ямвлиха §10 §11 Амелий Я, Порфирий Потамон, Олимпий (3), Аммоний Хиона, Полемон §12 §13 Я, Порфирий (1), Порфирий (2) император Галлиен (111), Салонина Тавмасий Аммоний (Сакк), Лонгин (2), Ориген (2) Порфирий (1), я, Порфирий (2) Диофан (2), Евбул Амелий Я, Порфирий Адельфий, Аквилин Амелий (4) Я, Порфирий (2) Трифон, Лонгин, Клеодам Амелий (5) Я, Порфирий (2), Порфирий (1) Амелий (2) Лонгин Амелий (5), Гентилиан Амелий (4) Евклид (2), Демокрит (2), Проклин (2), Фемистокл, Фебион (2), Анний (2), Медий (2), Гелиодор (2), Феодот, Термин, Лисимах, Афиней, Музоний, Аммоний (Перипатетик) (2), Птолемей Амелий (3) Я, Порфирий (2) Амелий Я, Порфирий Звездочкой отмечены случаи, когда автор прямо указывает на поименованного персонажа как на источник информации. 309 К этому привлекает внимание R.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Некоторые отряды он поставил и внутри за этими маленькими воротами. И вот воины Траяна, как им приказал Велизарий, стали вызывать варваров; готы, собравшись из всех укрепленных лагерей, стали их теснить. И те и другие устремились с возможной быстротой к стенам Рима, одни из них, делая вид, что бегут, другие же, думая, что они преследуют врагов. Как только Велизарий увидал, что враги устремились в преследование, он открывает Фламиниевы ворота и выводит войско против варваров, не ожидавших этого. Один из лагерей готов находился возле проходившей тут дороги. Перед ним был узкий и крутой проход, трудно доступный. Кто-то из варваров, одетый в панцирь, огромного роста и огромной силы, увидав подходящих врагов, бросившись вперед, стоял здесь, звал к себе товарищей и требовал, чтобы они вместе с ним защищали узкий проход. Но Мундила предупредил его, убив его, и из других варваров никому не позволили войти в эти теснины. Когда войска римлян прошли их, не встретив никакого сопротивления, они подошли к ближайшему укрепленному лагерю; некоторые тут тотчас же старались взять его, но напрасно, так как он был сильно укреплен, хотя тут было оставлено очень мало варваров. Вокруг него шел ров, вырытый на большую глубину, а земля, которая была вынута из этого рва, была навалена на внутреннюю часть лагеря, высоко поднималась кверху и служила как бы стеной, а по ней сверху шли крепко вбитые колья, очень острые и частые. Полагаясь на эти укрепления, варвары сильно отбивались от неприятелей. Тогда один из щитоносцев Велизария, по имени Аквилин, человек очень энергичный, взяв коня под уздцы, вскочил в середину укрепления и убил там некоторых из врагов. Когда неприятели окружили его и стали засыпать его градом копий и стрел, его конь, пораженный насмерть, пал, сам же он, сверх всякого ожидания, ускользнул от врагов. Пешим вместе со своими товарищами он двинулся к Пинцианским воротам. Захватив варваров еще преследовавшими всадников Траяна и ударив им в тыл, они произвели разгром. Траян со своими воинами, заметив это, когда и те всадники, которые стояли тут наготове, двинулись им на помощь, сам быстро двинулся против преследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Святой мученик Трифон Аудио Этот славный мученик Христов был родом из селения Кампсад во Фригии. Он жил в III веке. Скромные и благочестивые родители привили ему любовь к святым евангельским добродетелям с раннего детства. Благодаря этому, оставаясь простым пастухом гусей, он очень рано получил от Бога благодать исцелять людей и животных, изгонять нечистых духов. Случилось так, что яростный бес вселился в дочь императора Гордиана (238–244). Ни врачи, ни маги ничем не могли ей помочь. Однажды бес закричал: «Только Трифон в силах меня изгнать!» Гордиан тут же отправил гонцов по всей империи на поиски целителя. Его нашли, когда он мирно пас гусей. 17-летнего юношу привезли в Рим. Силой молитвы он изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, будучи орудием сатаны, отца всякого зла, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над христианами. Признательный император щедро одарил Трифона, а святой по дороге на родину раздал подарки бедным. Там он снова в мире занялся своим делом, творя чудеса и расточая божественные благословения. В начале Дециевых гонений (250) префекту Востока Аквилину сообщили о святом как об опасном распространителе христианства. Трифон сам предал себя в руки посланных за ним воинов и радостно предстал перед судом в Никее. Он с равным презрением отнесся и к лести, и к угрозам префекта. Его привязали к столбу и три часа били деревянной палкой, предназначенной для тренировки солдат. Поскольку пытка, казалось, не причиняла ему боли, тиран повелел привязать его к коню и заставил бежать за ним босиком по скалистым замерзшим дорогам. По возвращении в Никею Трифону пробили ноги гвоздями за отказ от почитания императорского изображения и повели в центр города. Любовь ко Христу превратила страдания молодого мученика в божественное наслаждение , поэтому толпа взирала на пытки с благоговением. Солдаты яростно выкручивали ему руки и ноги, били прутьями, жгли факелами, но святой все переносил с радостью, молясь о своих палачах. Вдруг венец из цветов и драгоценных камней спустился с неба на его голову. Тогда Аквилин, беспомощный и посрамленный, приказал обезглавить Трифона за городскими стенами. Но еще до того как палач ударил смертоносным мечом, святой мученик предал душу Богу.

http://pravoslavie.ru/59444.html

Философским дарованием Коммодиан явно не обладал; его теологические познания поверхностны, суждения неоригинальны. Поэта интересуют преимущественно нравственные проблемы, поэтому он охотно порицает грешников. Его ирония довольно груба, но нужного писателю эффекта достигает. Изобразительный талант Коммодиана обнаруживается главным образом в описаниях мироздания и в мрачных апокалиптических видениях, например, конца мира, воскресшего Нерона и т.д. Язык Коммодиана изобилует простонародными оборотами, варваризмами и солецизмами. Разговорно-сниженный стиль объясняется стремлением поэта писать для простых малообразованных людей. Правильные гексаметры у него большая редкость. На смену квантитативному стихосложению древних пришло стихосложение, основанное на качественном различии ударных и безударных слогов в стопе. Ювенк. Центоны Совершенно иной характер имеет поэзия Ювенка, испанского священника, жившего в первой половине IV в. Гай Веттий Аквилин Ювенк является автором сочинения в четырех книгах под названием «Евангелие», в котором он поставил своей целью дать христианскую эпопею, превосходящую классический эпос Вергилия. Прозаические тексты Нового Завета Ювенк превращает в русле латинской школьной риторики в гексаметрические стихи. Поэма состоит из 3200 стихов. Ювенк писал ее во время правления императора Константина, приблизительно в 329–330 г. В своем произведении он перелагает главным образом Евангелие от Матфея, иногда дополняя его материалом, извлеченным из Евангелий от Луки и от Иоанна. Воспевая деяния Иисуса, Ювенк опирается на художественный опыт таких римских поэтов, как Вергилий, Овидий, Лукан. Но несмотря на свое желание превзойти в поэзии язычников, значительных результатов он не достигает. Отчасти этому препятствует его установка раепе ad verbum «почти дословно», по выражению Иеронима («О знаменитых людях», 85), передавать новозаветные тексты. Ювенку не удается в полной мере продемонстрировать свой поэтический талант, который обнаруживается в некоторых пейзажных зарисовках, описаниях природных явлений и моралистических рассуждениях. Однако это не может заменить простосердечности бесхитростного и потому величественного повествования Матфея. Следует все же признать, что драматические события, о которых рассказывает евангелист, вызывают в душе поэта живой отклик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, наш текст никак не проясняет эту ситуацию. Среди перечисленных имен верующих семь мужских (Сперат, Нарцал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Летанций) и пять женских (Януария, Генероза, Вестия, Доната, Секунда), при этом часть из них специфически африканские 600 . Из этого следует, что христианство довольно рано проникло в берберскую среду, однако чтобы представить географию его распространения в регионе, необходимо локализовать поселение Скилия, что также является проблемой. У. Френд предположил, что Скилия располагалась непосредственно рядом с Карфагеном, поскольку там мученики предстали перед судом 601 . Ведь, как уже отмечалось, судебная власть проконсула в Карфагене 180 г. лишь формально распространялась на территорию Нумидии. Но поскольку христиане Скилии были римскими гражданами, на что указывает форма казни – усекновение мечом, они, возможно, могли требовать рассмотрения дела перед наместником провинции, подобно тому, как поступал апостол Павел. Это предположение кажется вероятным, поскольку послания последнего Сперат особенно выделяет из числа принесенных им христианских книг (Act. Mart. Seil., 12). Обстоятельство, которое, очевидно, не было замечено Вигеллием Сатурнином, могло немало способствовать авторитету мучеников среди единоверцев. Об их почитании, в частности, свидетельствует Виктор из Виты, упоминая посвященную им базилику в Карфагене (Vict. Vit. Hist, persec., I, 3, 9). Здесь нужно ввести важное уточнение: с середины II в. большинство римских граждан, за исключением привилегированного сословия (honestiores), потеряло право апелляции (provocatio) к суду императора, которым пользовался Павел, и проконсульский суд был высшей инстанцией, где могло разбираться дело верующих Скилии 602 . Сам источник не дает информации о расположении Скилии, лишь греческая редакция говорит о ней как о поселении в Нумидии. Имена Сперата и других скилитанских мучеников встречаются в Карфагенском календаре, однако об их родном городе ничего не сообщается. С другой стороны, в числе участников Карфагенского собора 411 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы же, научаемии тобою такожде творити, вопием ти сице: Радуйся, Трифоне, душу свою чужду сребролюбия показавый; радуйся, милосердие души твоея выну являяй. Радуйся, нищих питатель бывый; радуйся, неимущим сострадание показавый. Радуйся, заповедь Христа «Просящему у тебе дай» исполнивый; радуйся, и нас исполняти заповеди Божии научивый. Радуйся, якоже шествием в Рим и возвращением своим в Кампсаду многих утешивый, ободривый и возвеселивый; радуйся, показавый нам образ, како богатством гибнущим на земли негиблющее богатство на Небеси собирати. Радуйся, ближним служити нас научающий; радуйся, ближних любити нас наставляющий. Радуйся, образ жития праведнаго нам показующий; радуйся, яко правило веры в Бога, надежды на Него, любве к Нему и ближним и прочих христианских добродетелей яви нам собою. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 7 Взыде на престол римский нечестивый царь Декий, и пролияся по вселенней кровь христианская. Приближися время, егда и тебе, святый мучениче, суди Господь подъяти страдания, да кровию и мученичеством своим запечатлееши веру и великую свою любовь к Богу и тем до конца низложиши сопротивныя силы и наставиши многих, да грядут на мучения, радующеся, якоже и ты, страстотерпче, и поюще Богу: Аллилуиа. Икос 7 Яко укрытися не может град верху горы стояй, тако и тебе, святый мучениче, гонению от Декия царя на христиан бывшу, невозможно бысть укрытися от мучителей, ибо ты, яве без страха Христа всем исповедав, силою слова обращение многих ко Христу устроил и многия в недузех именем Его исцелил еси. Уведевше же о тебе, святый Трифоне, игемон Аквилин, взя тя и пред судищем постави, ты же вся грядущая на тя в руце Бога твоего предал еси, радуяся яко и тя сподоби Господь быти общника страданий его, и вернии, видяще ревность твою по Бозе, вопияху ти: Радуйся, Трифоне, ко спасению многих приведый; радуйся, многих от зловерия к вере истинней, православней обративый. Радуйся, чудесы твоими, силою Божиего содеянными, в вере, ими восприятой, их утвердивый; радуйся, яко действенная вера твоя в Бога выну всем по всей вселенней явися. Радуйся, безмездный врачу, силою Божиего, якоже древле, такожде и ныне всякую болезнь скоро врачующий; радуйся, надеждо оставленных врачами. Радуйся, скорое утешение болящих, на тебя надеясь, с молитвою прибегающих; радуйся, небоязненно проповедавый Христову веру Радуйся, от неверных за проповедь Христа Бога на мучение ятый; радуйся, не устрашивыйся грядущаго мучения. Радуйся, научающий нас не боятися человеческих прещений; радуйся, во всем на Бога упование возложивый. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 8 Услышав, яко ищут тя воини, не утаился еси от них, мучениче, ни в горах, ни в пустынех, но оградився молитвою и крестом дерзновенно себе предал еси в руце мучителей и с радостию великою стопы твоя направил в Никею, да возвестиши всем веру истинную и наставиши нети Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Услышав тя глаголавша, яко не исповедующих ис­тин­ныя, пра­во­славныя ве­ры жребий есть огнь неугасимый, зело разгневася Аквилин и по­ве­ле тя, свя­тый Трифоне, повесив, бити; ты же, в повелении сем услышав Господень глас, призывавший тя на страдальческий подвиг, возопил еси Бо­гу: Аллилуиа. Икос 10 Яко свеща огнем возгарается, та­ко душа твоя, свя­тый Трифоне, возгореся лю­бо­вию к возлюбившему тя Бо­гу, и, услышав повеление игемона, еже на тя, сам совлекл еси ризы твоя и те­ло твое предал еси в ру­це му­чи­те­лей, да сотворят вся, яже по­ве­ле игемон. Зряще таковую рев­ность твою по Бо­зе, вси вернии глаголаху: Ра­дуй­ся, с ве­се­ли­ем уго­то­ва­вый се­бе к приятию ран за Хри­ста; ра­дуй­ся, риз сво­их совлекийся ра­ди об­на­жен­на­го не­ког­да за гре­хи на­ша Искупителя. Ра­дуй­ся, добровольно в ру­це му­чи­те­лей се­бе пре­да­вый, Хри­сту подражая; ра­дуй­ся, от них связанный и повешенный на мучение. Ра­дуй­ся, приявый за Хри­ста лю­тая ударения; ра­дуй­ся, три часа терпевый нещадное биение. Ра­дуй­ся, мучиму быв­шу, ни еди­на­го стенания и ни еди­на­го гла­са испустивый; ра­дуй­ся, биения, узы, ра­ны, опаления и иныя многоразличныя стра­да­ния претерпевый. Ра­дуй­ся, в молчании приявый ударения, от них­же ра­на­ми изъязвися те­ло твое; ра­дуй­ся, страданием сво­им си­лу Бо­жию прославивый. Ра­дуй­ся, тер­пе­ни­ем сво­им му­чи­те­лей посрамивый; ра­дуй­ся, подвигом сво­им хри­сти­ан возвеселивый. Ра­дуй­ся, Трифоне, ско­рый по­мощ­ни­че всем, с ве­рою и лю­бо­вию к те­бе притекающим. Кондак 11 Видеша терпение и подвиг твой, свя­тый Трифоне, еще же и адамантову кре­пость твою, и прославиша предстоящии лю­дие Подвигоположника Хри­ста Бо­га песнию: Аллилуиа. Икос 11 Яко сте­ну твер­ду и непоколебиму виде тя не­чес­ти­вый судия, оба­че не прослави Бо­га, да­ро­вав­ша­го те­бе кре­пость сию, но па­че тщашеся склонити тя и лестию и стра­хом смер­ти, да принесеши жертву бесовом. Ты же, свя­тый му­че­ни­че, ис­по­ве­дав во ушию всех ве­ру Христову, обличил еси безумие гонителей и показал еси мудрость тех, иже во Хри­ста веруют; игемон же, измышляя на тя иная му­че­ния, по­ве­ле тя со столпа сняти и, привязав к коню сво­ему, влече за со­бою. Мы же по­тщим­ся прославити стра­да­ния твоя:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-muc...

   001   002     003    004    005    006    007