III. Братия! Великое дело – добродетель послушания! Нет пути в Царствие Небесное прямее сего пути! Будем же послушны Церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным; будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовного, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую и, яко добрых послушников, не лишит благой части в Царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был преп. Акакий. (Составлено «Троицких листков» и другим источникам). Поучение 2-е. Св. мученик Парамон (Всегда должно говорить правду) I. Bocnoмuhaeмый ныне свят. мученик Парамон пострадал в царствование римского императора Деция, в III веке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Аквилин, гонитель христиан. Проезжая однажды через Вифинию, Аквилин вел за собою 370 мучеников христианских для заключения в темницы. Когда они проходили мимо языческого храма, Аквилин хотел принудить христиан принести жертву идолам, христиане же отказались. Случайно проходил там один благочестивый муж по имени Парамон и, видя такое множество христиан, которых ожидали истязания, воскликнул: «О, как много праведников убивает нечестивый повелитель безвинно! И за что же? За то, что они не кланяются немым и бездушным идолам». Аквилин повелел слугам своим схватить Парамона и убить его, что и было исполнено: ему вытянули язык и тело пронзили остриями копий. Затем 370 мучеников, отказавшиеся принести жертву идолам, были усечены мечом (250 г.). II. Братия! По примеру св. мученика Парамона, не убоявшегося сказать правду грозному мучителю, что он поступает нечестиво, убивая ни в чем не виновных христиан, будем и мы всегда говорить лишь одну правду. а)  Надобно ли объяснять, как нужна правда? «Вообрази, что ты окружен людьми, которые не говорят правды, не делают правды; что, следовательно, уверениям в доброжелательстве нельзя верить; что на обещания нельзя полагаться; что призываемый тобою, или посылаемый на дело скажет: пойду, – и не пойдет; что должник скажет: заплачу, – и не заплатит; что выслушавший твою просьбу о защите скажет: защищу, – и не защитит. Можно ли между такими людьми хотя день провести спокойно и безопасно? Не видишь ли, что без правды нельзя жить?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие ( Пс. 16:5; 118:133 ). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: Господи, не вмени им греха сего ( Деян. 7:60 ). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее – месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем – в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533–1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя – святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим. Почитание святого Трифона в Русской Православной Церкви Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: “Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие” (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян. 7, 60). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: “…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков”. Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим. Комментарии Всего комментариев: 6 2018/02/21, 20:28:45 Святый мучениче Трифоне, моли Господа Бога нашего об исцелении душ и телес раб Божиих Валерии, Ирины, Аллы, Марии, Людмилы и раба Божия Владимира! р.Б. Ирина

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2828

Авраамиев Богоявленский мужеский, 2-го класса степенью 6-й, Ярославской Епархии в Ростовском уезде; построен в 990 году Архимандритом Авраамием, коего Св. мощи в нем почивают. В сем монастыре церковь Соборная во имя Богоявления Господня, построена в 1553 г. Авраамиев мужеский, заштатный, Костромской Епархии в Чухломском уезде на берегу озера Чухломского; построен в XIV столетии. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Преподобного Авраамия Чухломского Чудотворца, коего Святой мощи в ней почивают под спудом. В сей монастырь ежегодно бывает из города Чухломы крестный ход в шестое Воскресение по Пасхе. Авраамиев мужеский, 2-го класса степенью 30-й в Смоленске, построен в начале XII столетия. В нем находится Семинария, церковь Соборная о двух этажах: в верхнем храме во имя Преображения Господня, а в нижнем во имя Преподобного Авраамия и Св. Мученика Меркурия, где и Святой мощи их почивают. Аграфенинский Покровский девичий, 2-го класса степенью 13-й, Рязанской Епархии, в 13 верстах от Рязани; построен в 1507 году. В нем церковь Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Адрианов мужеский, 3-го класса, Ярославской Епархии в Пошехонском уезде, в 7 верстах от города; построен в 1543 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Богородицы, в которой почивают мощи Преподобного Адриана, основателя обители сея. Акатов Алексеевский муж. 2-го класса степенью 35-й, в Воронеже, составленный из двух обителей: Успенского монастыря и Акатовской пустыни. В нем церковь двухэтажная: в вернем храм во имя Владимирской Богородицы, а в нижнем во имя Алексея Митрополита, перестроенная в 1804 году. 2) Церковь во имя Воскресения Христова, великолепно устроенная в 1819 г. Александро-Невская Свято Троицкая Лавра в Санкт-Петербурге, расстоянием от Петропавловской крепости в 5 верстах. Монастырь сей основан Петром Великим в 1710 году на месте, называвшемся Виктори. В 1812 году заложена была первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая существовала до 1756 года, а потом разобрана, и вместо оные вновь выстроена другая деревянная же церковь , которая до 1787 года была приходской; но с тех пор на место ее пристроена каменная трапеза к нынешней церкви во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Итак, возвратились враги Саввы со стыдом. Наступил праздник обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме , и собрались все палестинские епископы и игумены; пришел и преподобный Савва с несколькими братиями из Никопольского монастыря. Патриарх очень обрадовался, увидав его, и наедине стал уговаривать опять возвратится в Лавру. Он же отказывался, говоря, что свыше его сил – управлять и заботиться о таком множестве братий, и просил прощенья. Но патриарх сказал: – Если не исполнишь моей просьбы и совета, то не являйся мне на глаза: не могу я терпеть, чтобы трудами твоими владели другие. Тогда блаженный Савва, хотя и против желание своего, открыл патриарху о причине своего ухода из лавры: – Пусть не буду я повинен в ссорах и расколах братии, – прибавил он и рассказал о восстающих на него ненавистниках. Ослушаться патриарха Савва не мог и повиновался: Никопольскому монастырю он поставил игуменом своего ученика, пришедшего вместе с ним из Никополя, а сам отправился в свою Лавру. Патриарх послал с ним следующий указ к братии: – Объявляю вам, братиям о Христе, что отец ваш Савва жив, а не съеден зверями, как вы слышали и рассказывали: он пришел ко мне на праздник, и я удержал его, считая несправедливым делом, чтобы он оставил свою Лавру, которую устроил с помощью Божиею своими трудами, убедил возвратиться в нее. Итак, примите своего отца радушно и с должною честью и повинуйтесь ему во всем, так как не вы избрали его, а он вас собрал. Если же некоторые из вас, гордые и непокорные, не захотят смириться и покоряться ему, тем мы повелеваем тотчас уйти из Лавры: не подобает сему отцу не занимать своего места. Когда сие послание было прочтено в Лавре посреди церкви, враги Саввы, ослеплённые злобой, подняли крик и смятение, обвиняя неповинного и чистого сердцем святого отца; одни укоряли его, бранили, злословили, другие, взяв свои одежды и вещи, собирались уйти из Лавры, а некоторые, схватив топоры и ломы, устремились к келлии, которую построил сам преподобный Савва, в неистовстве разорили ее до основания, побросали дерево и камень вниз, в поток, и ушли в Сукийскую Лавру 8121 . Игумен же той лавры Аквилин, человек богоугодный, зная о злобе их, не принял их, и прогнал из своей Лавры. Тогда они пошли к Фекойскому потоку 8122 , там построили себе келлии и поселились. Так были вырваны сии плевелы из Лавры, а оставшиеся братия, как пшеница, были плодом, угодным Богу и, умножаясь, беспрепятственно приносили Богу чистоту сердца. Прошло немного времени, и услышал святой Савва, где находятся ушедшие из Лавры и о том, что они терпят большую нужду; тогда он навьючил много пищи на лаврских лошадей и ослов и отправился с этим к ним, с одной стороны желая утолить их гнев, с другой – помочь им в их нужде. Некоторые же из них, увидев, что блаженный Савва идет к ним, стали говорить:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во всяком случае, каноны (постановления) первых испанских соборов в составе «Испанского канонического свода» сохранились начиная с IV в. 63 Формально являвшиеся провинциальными, эти соборы (особенно соборы в Эльвире и I Толедский) на деле происходили в присутствии представителей самых разных провинций и де-факто носили общеиспанский характер. В нашем распоряжении имеются постановления I Сарагосского (380 г.) и I Толедского соборов (397/400 г.), 64 a также заслуживающие отдельного разговора каноны собора в Эльвире (Иллиберис, совр. Гранада), датируемые периодом от 300/302 до 330 гг. 65 . Разумеется, этот перечень далеко не полон. Однако и дошедшие до нас лишь в малой своей части постановления испанских соборов IV в. содержат важнейшую информацию об истории испанской Церкви послеконстантиновского времени. Показательны уже сами нормы оформления соборных постановлений (acta, gesta), исполненные в четком соответствии с римскими прототипами – постановлениями муниципальных советов (курий), что прослеживается, даже несмотря на тот факт, что в процессе копирования формальные элементы памятников претерпели определенные искажения. Наблюдается ярко выраженная преемственность римско-правовой традиции в церковной среде: Церковь говорила с обществом на понятном ему языке. Используя для описания значимых для нее правовых реалий язык римского права, она не только использовала, но и обогащала, и дополняла его, вкладывая в старую форму новое содержание. 66 Так закладывались основы испанской традиции канонического (внутрицерковного) права, 67 в дальнейшем оказавшие колоссальное влияние на развитие права Западной Церкви в целом. Начало традиции христианской поэзии в Испании положил Гай Веттий Аквилин Ювенк, испанский священник, современник императора Константина Великого , который около 330 г. создал поэму «Евангелие» (или «Евангельская история») – эпический цикл из четырех книг, написанный на основе евангельских сюжетов. Наряду со своими современниками христианскими поэтами за пределами Испании, Ювенк стоял у истоков традиции «романизации» христианских образов, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилось предание, что царь Петр Великий, обозревая в 1710 году местности, остановил внимание на том именно месте, где 15-го поля 1241 года св. Благоверный Александр Невский разбил шведов. Царь назвал это место «Виктори», что значит по-русски «победа» и повелели построить монастырь во имя Св. Троицы и св. Александра Невского. В то лее время архимандрит Феодосий водрузили здесь крест с надписью: «На сем месте создатися монастырю». Вы знаете, как исполняется у нас слово царское. Повеление Государя – нерушимо, вся Россия есть одна исполнительница его предначертаний. Неудивительно, что и на этот раз в повелении царя уже заключалось начало исполнения дела. На указанном месте была тотчас поставлена часовня, чрез два года шла уже постройка первой церкви, а 25 марта 1713 года деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была уже освящена. Вскоре устроены были келии – началось монашеское общежитие. Нужно иметь в виду, что царь Петр Великий в это время был сильно занят, совершая постоянные походы. Тем более достойно удивления то, что не оставлял он ни на минуту заботы о постройке обители на избранном месте. Вместе с мыслью о храме, явилась у императора Петра и другая идея: перенести в новый храм святые мощи Александра из г. Владимира. Перенесение это было отложено до построения храма, достойного по своему великолепию быть местом упокоения Святого, и совершилось это перенесение позже; но, по мысли русского царя, уже был избран святой страж и хранитель царственного града, града нового, всего лишь за несколько лет перед тем (1703) основанного. И мог ли быть сделан выбор лучше? Святый князь Александр всегда был, есть и будет истинным покровителем тех мест, где некогда так славно подвизался он для блага своей родины и православной церкви. В числе зданий монастыря Невского есть много гораздо более древних, чем Свято-Троицкий собор, но этот собор и величественнее всех, и на самом построении его наиболее сказалась забота государей и государынь русских. Как упомянуто уже, церковь эта была основана в 1720 году при императоре Петре Великом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преставился с ними от меча, при Диоклетиане, в 303 году. Пролог. Мес. В. Март. Р. 27 ноября. Имеет канон на повечерии. 29 Свв. мучч. Парамона, и с ним 370. В царствование Декия, Аквилин, князь на Востоке, принуждал 370 христиан принести жертву идолам. Прохожий Парамон, при виде такого множества страдальцев, воскликнул: «сколько невинных умирает за то, что не кланяются бездушным болванам». Его пронзили копьями; прочих мечами посекли, в 250 году. Чет. Минея. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. муч. Филумена. Из Ликаонии. Торгуя хлебом в Анкире Галатской, взят, строган н жжен, по приказанию Феликса. Умер от гвоздей, вонзенных в голову, руки и ноги его, в царств. Аврелиана, ок. 274. Пролог. Мес. Вас. Март. Р. Преп. Акакия Синайского. Ученик одного злонравного старца, знаменитый послушанием и терпением. По смерти, на вопрос, умер ли он, из гроба отвечал: «не умер, потому что делателю послушания невозможно умереть». Чет. Минея от Лествичника, ст. 4. Вторично воспоминается 7 июля. Имеет канон иа повечерии, тот же, что 7 июля. 30 Св. апостола Андрея Первозванного. Сын Ионин, брат ап. Петра, рыбарь Вифсаидский, ученик Иоанна Крестителя. Проповедовал в Скифии и примории Понта Евксинского, и умер на кресте в Патрах Ахайских. Чет. Минея. (Martyrium Ар. Andreae in Galland, Bibl. рр. I. 143. et in Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 245 Хр. Чт. 1824. XVI. 264. Fabr. X. 194). Мес. В. Март. Р. В соборе 12 апп. июня 30. В службе два канона, один – Иоанна монаха. Св. Фрументия, архиепископа Индийского. Рукоположен св. Афанасием Великим , в царствование Константина II. Преставился ок. 360 года. Пролог. (Theodoret. I. 24. Sacr. I. 13. Soz. I. 23. Or. Chr. II col. 643). Март. Р. 27 окт. Декабрь 1 Св. пророка Наума. Родился в Елкесе, Галилейском местечке; пророчествовал на Ниневию, около времен Езекии. Чет. Минея от св. Епифания и Дорофея Тирского. Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. Анании Персянина. Из Арвила. Скончался перед вступлением в подвиг мученичества. Пролог. Мес. В. Март. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

15 . Итак, после этого исповедник (θλοφρος) Христа Сперат, ликуя (παλλμενος), благодарение Богу нашему, призвавшему его, через смерть свою воздал. 16 . А Святой Нарцал, радуясь, сказал: «Поистине, сегодня мы становимся мучениками на небесах, благодарение Богу!» 17 . Итак, тогда проконсул Сатурнин через глашатая приказал объявить имена святых мучеников: Сперат, Нарцал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Целестин , Януария, Генероза, Вестия, Доната и Секунда. Тогда же все святые, вознося хвалу Богу, единогласно сказали: «Благодарим Тебя, Триединый Боже, и славим, что сражение исповедания милостиво завершил, и продлится Царствие Твое во веки веков, аминь». 18 . И были они уведены и преданы мечу 17 июля. А доставлены святые были из Исхилии (σχλ) 579 в Нумидии, которая находится недалеко от Карфагена, и приняли мученичество при консулах Презенте, Клавдиане и проконсуле Сатурнине, по нашему же – в царствование Господа нашего Иисуса Христа. 19 . Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков 580 . Аминь. 20 . Свершилось с Богом мученичество святых Сперата, Нарцала, Киттина, Ветурия и остальных. Исторический комментарий «Акты скилитанских мучеников» – один из интереснейших и важнейших памятников раннехристианской агиографии. Это первый датированный текст такого рода на латинском языке. В нем говорится о группе христиан небольшого нумидийского городка Скилии 581 , представших перед судом проконсула Вигеллия Сатурнина 17 июля 180 г., осужденных им после непродолжительного допроса и обезглавленных в тот же день. Это одно из первых свидетельств о церкви римской Северной Африки. Кроме того, интерес здесь представляют вопросы юридического характера, касающиеся положения христиан на рубеже II-III вв., и литературная форма текста, который, по предположению многих исследователей, восходит к оригинальным проконсульским актам (acta proconsularia). Все эти вопросы в значительной мере связаны с дискуссией об аутентичности самого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008