Среди них называют тосканца Гентилиана Амелия, палестинца Павлина, поэта Зотика, врача Зефа родом из Аравии, и Кастриция, владельца поместья близ Минтурн, где учитель проводил лето; наконец, знаменитого Порфирия, родом тирянина, который написал биографию и издал сочинения Илотина. Его лекции посещались сенаторами; сам император Галлиен и его жена Салонина иногда присутствовали на них. Они обещали свое покровительство проекту основать в Кампании колонию, которая должна была применить в своей жизни принципы платонизма, но этот проект не осуществился. Плотин умер в 270 г.; это был философ, проводивший на деле свое учение, подвергавший себя лишениям, пренебрегавший светом и литературой. Его ученики почитали его как Святого; его лекции чаще всего обращались в беседы; всякая забота о литературности была откинута, и когда он на склоне дней (ок. 263 г.), принялся писать, он не обращал никакого внимания ни на свой слог, ни на правописание. Да впрочем он и писал только отрывками. Одному из последних поступивших к нему учеников, Порфирию, он поручил собрать и издать их. Они носят название Эннеад 712 . В виде предисловия к этому сборнику Порфирий поместил биографию своего учителя. Из последней видно между прочим, что школу Плотина временами посещали христиане, особенно гностики. Его философия была слишком близка к религии в „эллинском“ смысле, чтобы православные и благонамеренные христиане могли находить в ней удовлетворение. Напротив, с гностиками у него было больше общего; посредствующим звеном было транецендентальное богословие. Плотиновские гностики с виду не были ни валентинианами, ни василидианами, но скорее представителями какого-нибудь сирийского учения, дальними духовными потомками Симона и Сатурнила 713 . Их главами были Адельфий и Аквилин. Подобно гностикам, у Аммония и Плотина была своя система религиозного мировоззрения, и хотя ее сперва преподавали под покровом некоторой тайны, она вскоре получила значительную известность, Благодаря неоплатонизму эллинизм приобрел, наконец, теологию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

—286— менен ритмом, или чередованием сильных и слабых темпов, как это наблюдается и в новейших языках. Поэтому дактили и спондеи Коммодиана являются таковыми только по внешности, так как он совершенно почти пренебрегает количеством и не обращает внимания на так наз. «зияние», или стечение гласных (hiatus). Наряду с этим сохранена главная цезура гекзаметра, делящая стих на две половины, которые иногда рифмуются между собою. Правильных в метрическом отношений стихов у Коммодиана можно насчитать немного более 60, тогда как общее количество его стихов доходить до 2.300. О метрике Коммодиана невыгодно отзывались уже древние; так, Геннадий массилийский (марсельский) называет ее только «как бы стихами» (De viris Uustribus, cap. XV: scripsit mediocri sermone quasi versu Adversus paganas); если же к этому добавить, что папа Геласий отнес Коммодиана в 496 г. в число запрещенных писателей, то станет понятным, что его поэзия не оказала никакого влияния на последующие поколения. Гораздо бльшею чистотой языка и стиха в сравнении с Коммодианом отличается испанский пресвитер Гаий Веттий Аквилин Ювенк, составивший около 330 г. стихотворное переложение Евангелия в 4-х книгах (Libri Euangeliorum IV). Трактат Ювенка, по-видимому, является первою попыткой со стороны христианства вытеснить языческий мифологический эпос собственным религиозным. Материал для своей поэмы Ювенк заимствовали главным образом из первого Евангелия с некоторыми дополнениями по третьему и четвертому. Что же касается средств к изображению своей темы, то тут Ювенк стоит всецело на почве античной поэзию, главным образом Виргилия. Усердным изучением последнего Ювенк обязан тому, что с одной стороны избегает грубых просодических ошибок, хотя в общем они не составляют у него особой редкости, а с другой – отличается значительною простотой языка, что является резкими контрастом к господствовавшей тогда риторичности и напыщенности, особенно в прозаических произведениях. Следует заметить также, что в языке Ювенка замечается несколько неологизмов, которые в огромном большинстве случаев стали затем общим достоянием христианской поэзии, напр., auri-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

99 Таким образом, Евнапий считает данного Оригена учеником Плотина (ср. прим. 45). Если в этом тексте имеется в виду христианский гностик Аквилин из VP. 16, то эта ошибка Евнапия – не единственная (см.: VP. I. P. 61–62). 103 Некоторые исследователи, указывая на порой очень резкие характеристики перипатетиков и лично Аристотеля, встречающиеся в произведениях Оригена -христианина (ср.: СС. 2. 12; 2. 21; 3. 75), используют такого рода высказывания Гиерокла как аргумент в пользу дуализма (Weber 1962. S. 29; Schwyzer 1983. S. 23). Вместе с тем существуют попытки показать существенную зависимость Оригена -христианина от Аристотеля (см., напр.: Langerbeck 1957. P. 72–73; Edwards 1993. P. 180–181; конкретные ссылки Оригена на Аристотеля перечисляет Dorival 1992. P. 195). Ситуация усугубляется тем, что в научной литературе высказывалась гипотеза о христианском влиянии на Гиерокла (Praechter 1912; Kobusch 1976; Aujoulat 1986; против – Hadot 1978 и 2004; Schibli 2002), и в таком контексте может показаться более естественным относить данные из фр. 5 и 6 к Оригену -христианину (как поступал уже Koch 1932. S. 296; см. также Theiler 1966, где проводятся конкретные доктринальные параллели между Гиероклом и Оригеном -христианином, восходящие, по мнению автора, к Аммонию как общему источнику). 104 Procl. Theol. Plat. II 4//Vol. 2. P. 31. 2–22 Saffrey-Westerink. Я несколько расширил текст фрагмента по сравнению с вариантом К. Вебера, в который не входит первая фраза из приведенной мною цитаты 105 Dorrie 1976. S. 258, 341, Anm. 106, 355 высказывался за, а Weber 1962. S. 46 и Schwyzer 1987. S. 49 – против этого. Возможным источником этого и других фрагментов Оригена , взятых из Прокла, может быть сохранившийся лишь фрагментарно комментарий Порфирия к «Тимею». 106 Я уже упоминал, что, согласно альтернативному толкованию, под «Царем» Ориген имел в виду Галлиена (ср. прим. 15; против этого, напр., Weber 1962. S. 74, Anm. 1). С другой стороны, можно допустить, что оригеновское сочинение совмещало в себе теологический трактат и панегирик в честь императора (VP. II. P. 217–218; DPhA. T. 5. P. 805).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/k-vopro...

III. Братия! Великое дело – добродетель послушания! Нет пути в Царствие Небесное прямее сего пути! Будем же послушны Церкви Божией и пастырям, от Бога поставленным; будем поменьше верить себе и своему смышлению, и почаще просить совета у отца духовного, и Господь, за смирение наше, скажет нам чрез него волю Свою святую и, яко добрых послушников, не лишит благой части в Царствии Своем с такими ревнителями послушания, каким был преп. Акакий. (Составлено «Троицких листков» и другим источникам). Поучение 2-е. Св. мученик Парамон (Всегда должно говорить правду) I. Bocnoмuhaeмый ныне свят. мученик Парамон пострадал в царствование римского императора Деция, в III веке. В то время правителем восточных провинций империи был вельможа Аквилин, гонитель христиан. Проезжая однажды через Вифинию, Аквилин вел за собою 370 мучеников христианских для заключения в темницы. Когда они проходили мимо языческого храма, Аквилин хотел принудить христиан принести жертву идолам, христиане же отказались. Случайно проходил там один благочестивый муж по имени Парамон и, видя такое множество христиан, которых ожидали истязания, воскликнул: «О, как много праведников убивает нечестивый повелитель безвинно! И за что же? За то, что они не кланяются немым и бездушным идолам». Аквилин повелел слугам своим схватить Парамона и убить его, что и было исполнено: ему вытянули язык и тело пронзили остриями копий. Затем 370 мучеников, отказавшиеся принести жертву идолам, были усечены мечом (250 г.). II. Братия! По примеру св. мученика Парамона, не убоявшегося сказать правду грозному мучителю, что он поступает нечестиво, убивая ни в чем не виновных христиан, будем и мы всегда говорить лишь одну правду. а)  Надобно ли объяснять, как нужна правда? «Вообрази, что ты окружен людьми, которые не говорят правды, не делают правды; что, следовательно, уверениям в доброжелательстве нельзя верить; что на обещания нельзя полагаться; что призываемый тобою, или посылаемый на дело скажет: пойду, – и не пойдет; что должник скажет: заплачу, – и не заплатит; что выслушавший твою просьбу о защите скажет: защищу, – и не защитит. Можно ли между такими людьми хотя день провести спокойно и безопасно? Не видишь ли, что без правды нельзя жить?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Когда на царский престол вступил император Декий (249–251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу. Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» ( Пс. 16:5, 118:133 ). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» ( Деян. 7,60 ). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРАМОН Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.) Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.) [Греч. Παραμνος] (III в.), мч. и 370 мучеников (пам. 29 нояб.). Мученичество П. не сохранилось, сведения о святом находятся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. Col. 260-261), синаксарное сказание составлено на основе утраченного Мученичества. Существует текст, озаглавленный как «Мученичество Парамона и Филумена» (BHG. T. 2. P. 169), однако на самом деле это одна из редакций Мученичества Иакова Персянина (пам. 27 нояб.); память мч. Филумена также омечается 29 нояб., однако ни к П., ни к Иакову Персянину этот мученик не имеет отношения. Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. Согласно Синаксарю К-польской ц., однажды некий правитель вост. областей Римской империи Аквилин отправился лечиться на горячие источники в местность Висалтия (Βισαλτα). Он приказал доставить туда из Никомидии заключенных христиан, на к-рых объявил гонения правивший в это время имп. Деций (249-251). Последователей Христа заставляли принести жертвы в храме Исиды, но все они (370 чел.) отказались и были обезглавлены. Некий местный житель по имени П. (не сообщается ни о его занятии, ни о возрасте) был настолько потрясен жестокостью палачей и стойкостью казненных, что стал громко возмущаться решением Аквилина и славить праведность христ. мучеников. Правитель услышал его и велел слугам убить П. Его пытали: вырвали язык, искололи копьями; во время этих истязаний он скончался и был погребен вместе с 370 христианами. Местность Висалтия (Валсатия, Валастия) прп. Никодим Святогорец определяет как г. Басра на р. Тигр в Ираке ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 208), свт. Димитрий Ростовский предполагает, что она находилась где-то в Вифинии на р. Тимбр (ЖСв. Нояб. С. 805), архиеп. Сергий (Спасский) уточняет, что это - приток р. Сангарий (ныне Сакарья), а исследователь Мученичества Иакова Персянина П. Дево считает, что это местность во Фракии или в Македонии. Наиболее правдоподобно предположения свт. Димитрия Ростовского и архиеп. Сергия (Спасского), т. к. в Вифинии действительно были термальные источники, а Никомидия была главным городом этой области; трудно представить, что Аквилин приказал доставить 370 чел. на такое далекое от Никомидии расстояние, как к устью р. Тигр, во Фракию или Македонию.

http://pravenc.ru/text/2578986.html

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим. Почитание святого Трифона в Русской Православной Церкви Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ, ПАВЛИН, ВЕНЕДИМ [греч. Ηρκλειος, Παυλνος, Βενεδμος], мученики (пам. 18 мая; пам. визант. 15 мая). Известно, что они приняли смерть за веру в период гонений на христиан, т. е. не позднее нач. IV в. Сведения о жизни мучеников скудны и противоречивы; в источниках приводятся как различные дни их памяти, так и различные составы дружины. Древнейшее упоминание о мучениках встречается в Сирийском Мартирологе 411 г., где под 18 мая приведена память мучеников И. и Павла, пострадавших в Вифинии. В греч. традиции краткое повествование об И., о П., В. содержится под 15 мая в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и Минологии имп. Василия II (кон. IX - нач. X в.). Эти святые проповедовали христианство в Афинах, были схвачены и приведены к правителю города. Тот приказал подвергнуть их избиению и др. истязаниям. После всех мучений святые вместе с учениками были брошены в горящую печь, где и скончались. Сведения об этих мучениках встречаются в различных списках греч. Синаксарей под соседними числами (14, 16, 18 мая), а также 31 марта. Согласно более поздней традиции, изложенной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 18 мая, вверженные в огонь мученики остались невредимы, и поэтому их усекли мечом. В греч. Синаксаре Vat. gr. 2046. Fol. 266 c-d, XII-XIII вв., память И., П., В. помещена 14 июня и сопровождается указанием, что они пострадали в «Видине, граде Скифском» (ν Βιδν πλει τς Σκυθας). Видимо, это искаженное название г. Новиодун (ныне Исакча, Румыния) в Н. Мёзии, заимствованное из лат. Мартирологов ( Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 27). В Мартирологе блж. Иеронима память дружины мучеников, в числе которых помимо И. были Павел, Минерик, Аквилин и Виктор, помещена под 17 мая; город, где они пострадали, назван Нивидун. В Римском Мартирологе под 17 мая также приводится память мучеников, но здесь город имеет название Новиодун, И. заменен Ирадием, П.- Павлом и вместе с ним упомянуты Аквилин «с двумя другими». Кроме того, память И., Павла, Минерва и Аквилина встречается в Мартирологе блж. Иеронима 15 мая (приняли смерть в г. Римский Порт), а также в составе др. дружин под 16 и 26 мая (при этом последние упоминаются как пострадавшие в Африке).

http://pravenc.ru/text/673865.html

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: “Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие” (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян. 7, 60). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: “…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков”. Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим. Комментарии Всего комментариев: 6 2018/02/21, 20:28:45 Святый мучениче Трифоне, моли Господа Бога нашего об исцелении душ и телес раб Божиих Валерии, Ирины, Аллы, Марии, Людмилы и раба Божия Владимира! р.Б. Ирина

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2828

Молю, чтобы величество вашего благочестия пребыло о Христе невредимым на многие лета. Евдоксий, епископ хоматский, тоже. Кирин, епископ патарский, тоже. Стефан, епископ лимирский, тоже. Евдоксий, епископ акаландский, тоже. Леонтий, епископ аразский, тоже. Андрей, епископ тлоэйский, тоже. Николай, епископ акрасский, тоже. Афанасий, епископ ксанфский, тоже. Ипатий, епископ сидимский, тоже. Паннитий, епископ аскандский, тоже. Анатолий, епископ олимпийский, тоже. Кирин, епископ энеандский, то же. Николай, епископ гавнский, тоже. Аквилин, епископ падуллский, тоже. Николай, епископ балбурский, тоже. Аристодем, епископ фазелитский, тоже. Евстафий пресвитер подписал за Феодора, епископа антифеллского, страждущего руками. Карпор пресвитер подписал вместо Палладия, епископа коридолланского, тоже. Геласий пресвитер подписал вместо Романа, епископа вунского, тоже. Николай архидиакон подписал вместо Илиодора, епископа парского, тоже. Тимазий пресвитер подписал вместо Леонтия, епископа калиндского, тоже. XLI. Послание епископа Агапита к императору Льву Христолюбивому государю и победителю Льву, Агапит, милостию Христа Бога епископ вашего Родоса. Получив свыше царский скипетр, вы, священнейший и непобедимейший из государей, за дар, сообщенный вашему благочестию, почтили Бога, Царя небесного, подобающими жертвоприношениями. Ибо самое первое приношение и благоприятная жертва есть то, чтобы правитель мира и государь целой вселенной сохранял непоколебимою веру в достопоклоняемую Троицу, а своими поступками и богопочтением внушал и людям бояться Бога, следовать тому, силою чего сохраняется наш род, и заботиться об общем отечестве и обучении всего народа, дабы господствовало и процветало наилучшее состояние и название мира, и люди не изливали свирепую ярость на свой род подобно зверям. Итак, под вашею, свыше учрежденною, властью прежде и ныне наслаждаясь этими и другими многочисленными благами, не только все мы молим Бога, чтобы Он сохранил вас на неисчислимые лета, потому что ты истинно священник и по природе император, но и весь род человеческий стекается просить Его о долголетии вашей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002   003     004    005    006    007