Мы уже знаем, что иезуиты боролись со своим благодетелем Карлом Барромеем и презирали власть этого племянника Пия IV. В то же самое время, они тиранствовали в Испании, под защитой лицемерного Филиппа II. Карл V не был особенно предан иезуитам. Бобадилья, сопровождавший армию, высланную Карлом V против протестантов, и присутствовавший при Мюльбергской битве, высказался против него, когда он своим перемирием прекратил враждебные действия. Иезуиту хотелось войны не на живот, а на смерть, и он старался возмутить католиков. Утомившись государственными делами, Карл V удалился в Испанию, в монастырь Св. Юста. Его посетил там Франциск Борджиа, который кончил тем, что поступил в орден и сделался его генералом. Франциск Борджиа носил имя, опозоренное в летописях Церкви, но иезуиты закрывали глаза на нечестие Александра VI и видели в своем новом члене лишь богатого принца с сильными связями, который мог быть полезен ордену, в особенности, в Испании. Приглашенный Карлом V в Сан-Юст, Борджиа расхвалил ему орден и расположил его в пользу иезуитов. Карл V одобрил орден и тем, приобрел ему новых покровителей, так как, хотя и удалившись от мира, старый император имел большое влияние на двор Филиппа II, своего преемника в Испании. Сам Филипп руководился советами Франциска Борджиа. Он лучше всякого другого ценил политику ордена Иисуса, ибо это была его собственная политика. Некоторые косвенные обвинения, направленные против иезуитов, возбудили лишь легкие подозрения в этом человеке, по природе своей склонном повсюду видеть врагов. Поэтому, в его царствование, орден расширился: появились коллегии в Толедо, Окане, Монтелле, Паленции, Сеговии, Бельмаре и Мадриде. Университет в Алькале превратился во вспомогательное заведение иезуитов, по выражению одного из их последних апологетов. Тридцать четыре доктора этого университета были занесены в списки ордена с 1558 года… В Португалии орден оставался могущественным по-прежнему: Франциск Борджиа был оракулом при тамошнем дворе. Иезуиту Гонзалесу де Камара было поручено воспитание молодого короля Себастиана, наследника Uoahha III ; государь этот причинил Португалии много зла и был причиной падения своей династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В новом томе присутствуют материалы, посвященные крупнейшим представителям средневековой философской и богословской мысли Запада. Это, прежде всего, Иоанн Дунс Скот (+1308 г.), знаменитый францисканский монах, блаженный Католической Церкви, и Иоанн Солберийский, выдающийся мыслитель и церковный деятель XII в., епископ г. Шартра. Также заслуживают упоминания статьи об Иоанне Пекаме — английском францисканце XIII в., архиепископе Кентерберийском, Иоанне Парижском, монахе-доминиканце, крупном богослове XIII в. и Иоанне из Сеговии, испанском богослове XV в., деятеле Соборного движения. В 24-м томе энциклопедии также упомянуты Иоанн из Виченцы, знаменитый доминиканский проповедник XIII в.; Иоанн из Горце (Х в.), бенедиктинский монах, аббат монастыря Горце, деятель лотарингской монашеской реформы; Иоанн из Монтекорвино, известный францисканский миссионер, 1-й католический архиепископ Пекина (+1328). Здесь же можно встретить и статьи о ряде деятелей, почитаемых Католической Церковью в лике святых и блаженных: Иоанне де Монфоре, рыцаре-крестоносце XII-XIII вв.; Иоанне Капистранском, монахе-проповеднике из Францисканского ордена, сыгравшем большую роль в политической жизни Восточной Европы и Балкан в XIV-XV вв.; Иоанне Непомуцком — весьма почитаемом в странах Европы святом Католической Церкви чешского происхождения, казненном в XIV в. богемским королем Вацлавом IV; Иоанне Пармском, блаженном Католической Церкви, генерале Ордена францисканцев (XIII в.). В томе также размещены статьи о видных представителях французской духовно-музыкальной культуры XIII-XIV вв. — Иоанне де Гарландиа, Иоанне де Грокейо, Иоанне де Мурисе. Протестантскую тематику отражает статья об Иоанне Лейденском, известном деятеле Реформации XVI в. в Нидерландах, анабаптисте. Наконец, следует отметить и статью о личности, которая в реальности никогда не существовала: Иоанн Пресвитер, легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христианского государства на Востоке, миф о котором оформился в эпоху Крестовых походов, стал героем многочисленных литературных произведений в средневековую эпоху.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

Основываясь на сочинении Сихилы, агиограф сообщил дополнительные сведения об И., привел имена его родителей, «благороднейших толетцев Стефана и Луции». Во 2-й пол. XIII в. Родриго Серратский, доминиканец из мон-ря Св. Креста в Сеговии, составил жития некоторых испан. святых, в т. ч. И. (BHL, N 3921). В целом следуя сочинению Сихилы, агиограф стремился полнее изложить биографию святого, включив в повествование ряд подробностей. Согласно Родриго, родители И. были знатными жителями Толета, отрока воспитал св. Евгений, к-рый послал его к св. Исидору для обучения «всевозможному красноречию, искусствам, богословию и созерцанию». Далее агиограф уточняет, что Исидор преподавал И. «свободные искусства». По возвращении в Толет И. был рукоположен св. Евгением во диакона и скрылся от разыскивавшего его отца в Агалийском мон-ре. Объясняя рассказ Сихилы об открытии мощей св. Левкадии, агиограф подчеркивает, что И. защитил учение о девстве Богоматери и победил некую ересь, которая охватила почти всю Испанию. Родриго приписывает И. перенесение праздника Благовещения на 18 дек., указывая, что это празднество затем распространилось во всей Испании. Агиограф сообщает, что Богоматерь подарила И. альбу, причем его объяснение основано на традиц. истолковании слов Сихилы (у Родриго: «Я принесла тебе ризу из облачений вечной славы, которую ты наденешь в день Моего празднества»). Также приводится рассказ о легендарном преемнике И. Сиагрии, наказанном за кощунственное обращение со святынями, а неясные и ставшие, вероятно, неактуальными замечания Сихилы о нечестивом кор. Рекесвинте из повествования исключены. Составление «Сказания...» и деятельность Родриго Серратского способствовали окончательному оформлению агиографической легенды И. В 1302 г. Толедский архиеп. Гонсало Диас Паломеке (1299-1310) созвал провинциальный Собор в Пеньяфьеле, на к-ром празднование памяти «блж. Ильдефонса, предстоятеля и управителя Толетской патриаршей Церкви» было признано обязательным для всех еп-ств церковной пров.

http://pravenc.ru/text/389445.html

теологов и публицистов, как Николай Кузанский (1401-1464) и Иоанн из Сеговии (1400-1458). Жизнь и деятельность Курбского и Пересветова были связаны с зап. областями Руси и Великого княжества Литовского, где в XV-XVII вв. был осуществлен и 1-й перевод К. с араб. языка на славянский, а именно на белорус. язык. Перевод был выполнен в среде татар, состоявших на службе литов. князей. Типологической параллелью этому переводу может служить современный ему перевод К. на мусульмано-испанский (алхамиадо). Все больше татар переходило на русскую службу. В описи архива Посольского приказа, составленной в 60-х гг. XVI в., при царе Иоанне IV Грозном, упомянут «куран татарский, на чом приводят татар к шерти» (т. е. к присяге). Постоянно возникавшие конфликты с мусульманскими соседями диктовали жесткие идеологические установки: в указе от 1681 г., принятом царем Феодором Алексеевичем, нетерпимое отношение к исламу приобретает характер гос. политики. Именно к этому времени относится написание 1-го в России сочинения, посвященного К. В 1683 г. в Чернигове был напечатан составленный на польском языке ректором Киево-Могилянской коллегии Иоанникием (Галятовским; † 1688) трактат «Alkoran Machometóv: Nauk heretyck y ydovsk y pogask napeniony: Od Koheletha Chrystusowego rosproszony y zgadzony». Книга была посвящена царям Иоанну V и Петру, буд. императору России. В этой связи был заказан ее рус. перевод, выполненный дважды: анонимным автором и переводчиком Посольского приказа С. И. Гадзеловским. Первые инициативы по научному изучению, переводу и распространению К. в России принадлежат Петру I: по его приказу в 1716 г. в С.-Петербурге был напечатан 1-й перевод К. на русский язык, выполненный неизвестным переводчиком (приписывался Д. К. Кантемиру или П. В. Постникову) с франц. перевода А. дю Рие. Неск. годами позднее труд дю Рие был переведен на рус. язык еще раз Постниковым (кон. XVII - 1-я треть XVIII в.), врачом, философом и дипломатом (дипломатический агент в Париже в 1702-1710), доктором Падуанского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

Падение в 1453 г. К-поля и резкое усиление опасности со стороны турков совпало с торжеством идей Ренессанса и ростом интереса к соседней культуре. Николай Кузанский (1401-1464) рекомендовал читать и изучать К., «чтобы открыть в нем скрытые евангельские истины». Его друг, Иоанн из Сеговии (ок. 1395-1458), осуждал искажение образа ислама, основанное во многом на переводе К. Роберта из Кеттона. В 1456 г. в мон-ре Этон в Савойе при помощи факиха Исы ибн Джабира он попытался перевести К. на лат. и кастильский языки и выбрать из текста К. отрывки, которые могли бы быть приняты христианами. Так впервые была предложена идея христиано-мусульм. диалога. Интерес к вост. мудрости и каббалистике, господствовавший среди итал. гуманистов, в первую очередь среди последователей Дж. Пико делла Мирандолы (1463-1494), чье соч. «Девятьсот тезисов» было осуждено папской курией, привел к созданию еще одного лат. перевода К. Его, будучи в Испании в 1518 г., заказал Иоганну Габриелю Терроленсису кард. Эджидио да Витербо, поклонник идей Пико делла Мирандолы. Предполагают, что ряд исправлений этого перевода принадлежит Льву Африканскому. Сохранились 2 рукописи этого перевода (в Кембридже и в Милане), к-рый так и остался неизданным. Переводами Роберта из Кеттона и Германа Далматийского на протяжении 600 лет пользовались христианские философы, теологи и полемисты. XV-XVII века - время Реформации и кровопролитных войн европейцев с Османской империей, которой в 1-й пол. XVI в. удалось максимально расширить свои владения в Европе. Осада Вены потрясла европейцев едва ли не так же, как падение К-поля в 1453 г. Европ. торговля все более доминирует в Средиземноморье. На этом фоне было осуществлено 1-е европейское издание арабского текста К. (Венеция, 1537-1538), предпринятое Паганино Паганини с коммерческими целями. Многочисленные ошибки, вызванные некомпетентностью издателей, вынудили их вскоре уничтожить тираж. В этот период инициатива в полемической борьбе с исламом и в его изучении переходит к протестант.

http://pravenc.ru/text/2057222.html

Нек-рые построены по заказу рыцарских орденов, связанных со Св. землей; многие из них стоят на путях паломников в Сантьяго-де-Компостела. Церковь Санта-Мария в Эунате (пров. Наварра; 2-я пол. XII в.) - 8-гранное здание с небольшой граненой апсидой, перекрытое лотковым сводом с нервюрами и окруженное со всех сторон открытой аркадой. Находящаяся в том же районе ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель-Рио (пров. Наварра; кон. XII - нач. XIII в.) также 8-гранная, но пропорции ее более вертикализированы. С запада к ней примыкает цилиндрическая башня, с востока - полуциркульная апсида, в центре возвышается граненая колокольня. Иное решение имеет 10-гранная ц. Вера-Крус в Сеговии (1208). Ее внутренняя 2-этажная граненая капелла окружена сводчатым обходом, с востока к ней примыкает 3-апсидный алтарь. Эта конструкция, напоминающая ротонду и кувуклию Гроба Господня, в неск. упрощенном виде повторяет тамплиерский храм в мон-ре Христа в Томаре (Португалия; 2-я пол. XII в.). Возможно, с этими постройками связана и небольшая ц. Сан-Маркос в Саламанке (1178): архаический тип 4-столпного 3-апсидного храма, увенчанного кубической башней над средокрестием, вписан здесь в геометрически правильный круг стен. Свод ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель Рио. Кон. XII — нач. XIII в. Свод ц. Санто-Сепулькро в Торрес-дель Рио. Кон. XII — нач. XIII в. По мнению Э. Ламбера, ряд романских храмов И. отражает влияние бургундской архитектуры (см.: Azc á rate. 1990. P. 26). Ранним примером является собор бенедиктинского мон-ря Сан-Лоуренсо-де-Карбоэйро в Галисии (пров. Понтеведра; после 1171 - до 1192), где апсида имеет обход, капеллы к-рого образуют 3-частный алтарь; все пространство перекрыто нервюрными сводами сложной конфигурации. Вост. часть собора Эль-Сальвадор в Авиле (начат до 1181) с двойным полуциркульным деамбулаторием могла быть построена по образцу обхода базилики Сен-Дени близ Парижа (1135-1144); снаружи она встроена в городскую стену и оформлена как бастион. Близкий тип сводов имеет ц. Сан-Висенте в Авиле (1130 - нач.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

По типологии он близок к вестверкам немецких храмов каролингской и оттоновской эпох и их франц. аналогам (франц. tour-porche, galilée) романского времени (напр., в ц. Сен-Бенуа-сюр-Луар близ Орлеана; ок. 1020 - ок. 1035). Близкими в плане были и первые крупные романские сооружения Кастилии (оба в пров. Бургос) - соборы мон-рей Сан-Педро-де-Арланса (1080 - ок. 1100; сохр. руины) и Санто-Доминго-де-Силос (до 1088 - нач. XII в.; не сохр.). Первый храм имел квадратную пристройку с запада, вероятно имевшую, подобно Пантеону королей в Леоне, погребальный характер. Отличительной чертой 2-го храма было наличие большого трансепта и 5 апсид; от храма уцелел лишь 2-ярусный клуатр со скульптурным убранством. Тип 3-нефного 3-апсидного храма со слабо выраженным трансептом был распространен и в XII в. Среди ярких кастильских образцов следует упомянуть ц. Сан-Мильян в Сеговии (1111-1124) с кубической башней над средокрестием и коллегиальную церковь в Сантильяна-дель-Мар (пров. Кантабрия, кон. XII - нач. XIII в.), отличающуюся сложной профилировкой порталов и обрамлений окон. Центральный неф собора в Сантьяго-де-Компостела. 1075 — до 1168 г. Строители многих из упомянутых выше построек либо ориентировались на формы, либо были непосредственно связаны с возведением крупнейшего романского сооружения И.- собора в Сантьяго-де-Компостела, работы над к-рым растянулись более чем на столетие. Строительство нынешнего храма над главной святыней И. и 3-й по значимости святыней христианского мира после Иерусалима и Рима - могилой ап. Иакова Старшего - началось в 1075 г. В 1122 г. были окончены работы в хоре и трансепте (освящены в 1128). К 1140 г. было построено уже 6 травей нефа, в 1168-1188 гг. сооружен 3-частный западный портал (т. н. портал Славы). В 1211 г. состоялось освящение храма. Собор почти полностью сохранил интерьер, но наружные формы - лишь отчасти: утрачены весь зап. фасад (но не портал Славы), башни, перестроены апсиды и др. части собора. Храм является произведением франц. романского стиля, хотя в его строительстве принимали участие и местные мастера.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

ВТОРОЙ ПЕРИОД МУЧЕНИКОВ Духовное возрождение Испании в VII веке приходит к концу, но наступает не менее славный период. Это — второй период мученического подвига, время ига мавров или сарацинов, захвативших Иберийский полуостров в 711 году и зверствовавших так же, как и язычники римляне. Однако, явно эта жестокость стала проявляться в IX веке. VIII век стал переходным периодом между VII и IX веками. Тем не менее, провозвестником того, что должно было произойти в IX веке, стало мученичество св. Еврозии (Орозии) (память 25 июня) в Хаке, в Пиренеях в 714 году. Там она почитается как небесная покровительница до сегодняшнего дня. Вслед за ней пострадали два ее брата и сестра — свв. Фруктус, Валентин и Енграция, последние двое были замучены в Сепульведе, в Старой Кастилии в северной Испании в 715 году. Св. Фруктусу удалось спастись, он умер пустынником. Мощи троих угодников Божиих почивают в Сеговии, где им воздается церковное почитание и празднуется память 25 октября. Не все святые VIII века — мученики, что подтверждается примером свт. Пруденция, епископа Тарасонского в Арагоне (память 28 апреля). Он преставился позднее 700 года. Также не был мучеником и прп. Иоанн Атаресский, отшельник, подвизавшийся близ Хаки в Пиренеях. Он построил келью под огромной скалой и вскоре к нему присоединились два брата из Сарагосы, свв. Вот и Феликс. Это жилище иноков впоследствии превратилось в монастырь св. Иоанна де ла Пенья, который стал духовной опорой христианских королевств Наварры и Арагона, позднее — центров христианской культуры и сопротивления для прочих испанских земель, подчиненных мусульманам. Свв. Иоанн, Вотус и Феликс преставились в 750 году и память их празднуется 29 мая. Свт. Марциан, епископ Памплоны (память 30 июня), преставился около 757 года. В VIII веке св. Эмерий, уроженец Франции, основал еще один монастырь, посвященный первомученику и архидиакону Стефану в местечке Баньолес близ Хероны в Каталонии. Память его празднуется 27 января, вместе с память его матери св. Кандиды, которая стала монахиней и подвизалась неподалеку от монастыря своего сына и мирно предала свой дух Господу в 789 году. Конец VIII века связан с личностью св. Беата (память 19 февраля), чьи знаменитые толкования на Апокалипсис дошли до нас в трех списках X века. Уроженец Астурии в северной Испании, он стал монахом, а затем и пресвитером в Льеване (см. выше). Он отстаивал истину Православия, защищая ее от арианских и еще в большей степени несторианских заблуждений ереси Адопцианизма. Лжеучение утверждало, что Христос — это не Сын Божий, но лишь усыновленный Богом. Эти идеи, привнесенные влиянием мусульман, были позднее очень распространены в Испании. Св. Беат в конце жизни удалился в монастырь Вальвакадо, где закончил свое земное странствование в 789 году.

http://pravoslavie.ru/1985.html

По политическим взглядам Г. Т. был сторонником той формы республиканского правления, к-рая существовала в то время в Венеции. Он полагал, что отцы-основатели Венеции взяли за идеал теорию смешанного правления, описанную в «Законах» Платона, и в совершенстве воплотили этот идеал в жизнь. Г. Т. первым в период Ренессанса разработал концепцию идеального смешанного правления на примере Венеции, концепцию, к-рой суждено было переродиться в один из величайших мифов совр. политической теории. Т. о., классический политический миф о Спарте породил при посредничестве Г. Т. ренессансный политический миф о Венеции. Г. Т. утверждал, что изучение античных авторов полезно в качестве подготовки к политической деятельности. Он восхищался Цицероном, правда несколько подменяя его идеал оратора-философа идеалом оратора-политика. На Г. Т. большое влияние оказало изучение эсхатологических пророчеств и астрологии. Нек-рые из его произведений дают основания полагать, что он ощущал в себе пророческий дар. Г. Т. пытался предсказывать будущее Римским папам и, более того, полагал, что может предвидеть будущее всего человечества. В падении К-поля (1453) он видел знак наступления последних времен и был уверен в том, что султан Мехмед II Завоеватель избран Богом для того, чтобы покорить весь мир и объединить человечество в «одной вере, одной Церкви и одном царстве». Желая помочь Мехмеду, Г. Т. посылал ему письма и трактаты. Более того, в 1465 г. он отправился в К-поль, чтобы лично встретиться с тур. султаном и попытаться обратить его в христианство. Прожект Г. Т. был утопичен, и обращения к султану остались без ответа, зато по возвращении в Рим (март 1466) он был заподозрен в протур. интригах и провел 4 месяца в тюрьме, пока его не освободили по ходатайству папы Павла II. «Пророчества» философа с Крита не были оценены ни в Риме, ни в К-поле. В трактатах и письмах к тур. султану Г. Т. выступал как последовательный сторонник мирного исламо-христ. диалога, исключающего критику религии противоположной стороны. Он сформулировал методы и принципы плодотворного общения мусульман и христиан. Г. Т. можно назвать теоретиком мирного межрелиг. диалога; его позиция по этому вопросу во многом созвучна взглядам Иоанна из Сеговии и Николая Кузанского . Г. Т. адресовал тур. султану 3 богословских трактата: «Об истинности христианской веры», «О вечной славе самодержца и его мировом владычестве» и «О божественности Мануила». Литературные труды

http://pravenc.ru/text/164443.html

кор. Альфонсо VII), племянника К. Однако стремительное возвышение Диего II вызвало опасения у правительницы Галисии и матери Альфонсо Раймундеса Урраки. В 1121 г. Диего II Хельмирес был схвачен слугами Урраки и заключен в тюрьму. Обращаясь напрямую и через своего легата кард. Бозона к кор. Альфонсо VII, К. добился освобождения архиепископа. Конфликт с архиеп. Бернардом Толедским был улажен подтверждением его статуса примаса Испании. Также К. утвердил привилегии епископов Сеговии и Браги. В послании от 2 апр. 1123 г. папа, обращаясь ко всем епископам, королям, принцам и графам, а также ко всем верующим, призвал их к участию в реконкисте . Тем самым понтифик подтверждал аналогичные послания предыдущих пап. Крестовый поход на Пиренейский п-ов приравнивался к походу в Палестину, его участники получали индульгенцию. Особое отношение К. к Сантьяго-де-Компостела способствовало возникновению легенды, согласно которой папе приписывалось авторство т. н. Каллистового кодекса (Codex Calixtinus) - богато украшенной монастырской рукописи XII в., содержащей «Книгу чудес св. ап. Иакова» и ряд др. произведений. Одной из важных задач политики К. являлось восстановление власти папства на территории Патримония св. Петра. После заключения Вормсского конкордата под управление папы было возвращено аббатство Фарфа, один из оплотов имперского влияния в Центр. Италии. С 1121 г. регулярными стали военные походы папы в Кампанию, права на к-рую папа пытался утвердить в ходе военного противостояния с графами Чеккано, контролировавшими проход к Беневенто (завершить военную кампанию удалось лишь папе Римскому Гонорию II). К. проводил активную политику укрепления влияния в Беневенто, форпосте Папской области в Юж. Италии. Менее успешной была политика в отношении прибрежных городов, где господствовали могущественное семейство Каэтани и граф Террачины Моноальд. Лишь к концу понтификата в ходе сложных переговоров папе удалось добиться усиления своего влияния. На короткое время К. получил контроль над Корсикой - по решению I Латеранского Собора остров был выведен из юрисдикции Пизанского архиепископа и подчинен непосредственно Римскому папе (в 1126 папа Гонорий II восстановил подчинение епископа Корсики архиепископу Пизы).

http://pravenc.ru/text/1320101.html

   001    002    003    004   005     006