После Пасхи 1217 г. Д. отбыл в Тулузу, откуда были направлены проповеднические миссии в испан. земли и в Париж. Д. отправился в Рим и Болонью. В Риме папа Гонорий III передал в распоряжение Д. храм во имя св. Сикста с пристроенными кельями. К этому времени относятся неск. чудес, к-рые орденская традиция приписывает Д.: воскрешение рабочего, погибшего под рухнувшим сводом строившегося монастыря св. Сикста; воскрешение умершего ребенка; исцеление смертельно больного келаря мон-ря; умножение хлеба и вина. По предложению Гонория III в восстановленный мон-рь св. Сикста было решено собрать разбросанных по рим. мон-рям монахинь, чтобы те жили по одному уставу. Ордену братьев-проповедников взамен мон-ря св. Сикста папа предоставил церковь и мон-рь св. Сабины на Авентинском холме. Гробница св. Доминика в базилике Сан-Доменико в Болонье Гробница св. Доминика в базилике Сан-Доменико в Болонье В 1218-1219 гг. Д. совершил 1-ю визитацию доминиканских мон-рей во Франции, в Испании и в Италии. Побывав в тулузском мон-ре св. Романа и в мон-ре Пресв. Богородицы в Пруе, Д. прибыл в Кастилию. В Сеговии он совершил чудо, вызвав дождь во время засухи, препятствовавшей началу сева. В память об этом была воздвигнута часовня. Из Сеговии Д. отправился в Мадрид, где Петром Мадридским, членом ордена братьев-проповедников, уже был заложен мон-рь. Д. посетил Паленсию, где основал мон-рь св. Павла. После возвращения в Тулузу Д. потом отправился в Париж, где провел неск. дней в мон-ре св. Иакова, основанном посланными ранее братьями-проповедниками. Из этого мон-ря, насчитывавшего 30 монахов, он направил братьев для основания орденских мон-рей в Лиможе, Реймсе, Меце, Пуатье и Орлеане. В июле 1219 г. Д. прибыл в Болонью, в основанный там весной того же года мон-рь св. Николая, откуда отправил неск. членов ордена по городам Сев. Италии - в Милан, во Флоренцию, в Бергамо, Асти, Верону, Брешию и Фаэнцу. В кон. окт. из Болоньи Д. отправился во Флоренцию, а оттуда в Витербо, где в нояб. встретился с папой Гонорием III. В 1220 г., к празднику Пятидесятницы, Д. прибыл в Болонью, где состоялось 1-е общее собрание (капитул) ордена, когда руководство орденом было возложено на Д. монахами. Летом Д. отправился с проповедями по городам Сев. Италии (Милан, Кремона, где Д. встретился с католич. св. Франциском Ассизским , Модена, Парма). К этому времени относится основание им 3-й ветви ордена братьев-проповедников, объединившей мирян, не связанных обетами нищеты и целомудрия, но находившихся под духовным руководством священников из доминиканского ордена. Первоначальное название объединения мирян - «Воинство Иисуса Христа» (впосл. терциарии ). 30 мая 1221 г. в Болонье состоялся 2-й капитул ордена, закрепивший структуру ордена братьев-проповедников, к-рый был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Ломбардию, Рим, Тевтонию, Венгрию и Англию.

http://pravenc.ru/text/178842.html

Деятельность Б. С. ознаменовала наивысший взлет всех течений в концилиаризме (и затем их быстрый упадок) и породила большое количество трактатов сторонников и противников Соборного движения, где затрагивались отдельные вопросы реформы Церкви (аннаты, запрет папского вмешательства в назначение на вакантные церковные должности, председательство папских легатов на Соборе, индульгенции) и была предпринята попытка определить полномочия, структуру, задачи Соборов. В работе Б. С. в разное время принимали участие мн. известные теологи и юристы, Хуан де Торквемада , правоведы А. Розелли, Н. деи Тудески. В защиту решений, принятых на Б. С., выступили Иоанн Стойкович из Рагузы с соч. «De ecclesia» (О Церкви); Геймерик из Кампо с «Disputatio de potestate ecclesiastica» (Размышление о власти в Церкви), Хуан из Сеговии с трактатом «De magna auctoritate episcoporum in concilio generali» (О большой власти епископов на вселенском Соборе); среди сторонников папы были Хуан де Торквемада с «Oratio synodalis de primatu» (Речь перед Собором о примате [папы]», «Summa de ecclesia» (Сумма о Церкви), канонист Пьетро да Монте, написавший «De summi pontificis potestate» (О власти верховного понтифика), и А. Розелли с соч. «De monarchia» (О монархии). Большое распространение в рукописях получили сочинения, появившиеся в период переговоров и полемики с гуситами, а также сочинения по др. богословским вопросам, обсуждавшимся на Б. С. (учение Августина Фаварони, осужденное Собором, догмат о Непорочном зачатии). Рукописные протоколы Собора, постановления, сочинения, трактаты и дневники участников (напр., дневник Хуана из Сеговии) хранятся в б-ках Базеля и Парижа. Их публикация была начата в кон. XV в. Ист.: Mansi. Vol. 29-31; Monumenta conciliorum generalium saeculi decimi quinti. W.; Basel, 1857-1935. 4 Bde; Concilium Basiliense: Stud. u. Quellen z. Geschichte des Concils v. Basel/Ed. J. Haller et al. Basel, 1896-1936. 8 vol.; COD. P. 430 sq.; Piccolominus A. S. (Pius II, papa). De gestis Concilii Basiliensis commentariorum libri II/Ed. and transl. by D. Hay and W. K. Smith. N. Y., 1992.

http://pravenc.ru/text/77358.html

Одно из самых ярких произведений полемической лит-ры XIV в. принадлежит испанскому доминиканцу Альфонсо Боному (Буеномбре; 1353?), известному знатоку араб. языка. В 1344 г. он стал епископом Марокко, а до этого был активным миссионером среди мусульман. В 1340 г. он представил христ. аудитории трактат «Спор между сарацином Абуталибом и евреем Самуилом» (Disputatio Abutalib Sarraceni et Samuelis Judei) - переписку (очевидно, вымышленную) иудея с мусульманином, к-рую Альфонсо якобы нашел в Марокко и перевел на латынь. В одном из писем иудея Самуила приводится биография М., написанная в духе сочинений еп. Луки Туйского и архиеп. Родриго Хименеса де Рады. В ответе сарацина описано ночное путешествие М. на небеса в сопровождении Господа и пророков, что, по мысли автора текста, должно указывать на одобрение Богом ислама. В последнем же письме сарацина М. изображен как криптохристианин , к-рый признает Иисуса Мессией и верит в спасительную силу крещения. В XV в. интерес к образу М. существенно возрос после взятия К-поля турками (1453). Находившийся при дворе Филиппа III Доброго, герц. Бургундского, Жан Жермен, еп. Шалон-сюр-Сон (1436-1461), в целях подготовки к крестовому походу против турок написал соч. «Спор между христианином и сарацином» (Débat du Crestien et du Sarasin), в к-ром была предпринята попытка опровергнуть учение ислама и подвергнуть критике М. Это сочинение попало в руки известного испан. гуманиста и теолога Иоанна из Сеговии , защищавшего мирные принципы взаимоотношений с мусульманами и призывавшего прежде всего к интеллектуальному обмену. В 1455 г. он написал критический ответ еп. Жану Жермену, в котором развивал свои взгляды на ислам (Replica ad Johanem Cabilonensem). В 1460-1461 гг. в сочинении, посвященном анализу Корана (Cribratio Alkorani), о М. писал известный теолог Николай Кузанский . Хотя мусульм. институты и их основатель изображены в этом сочинении в достаточно карикатурном виде, автор ратует за «справедливое толкование» (pia interpretatio) ислама, объясняя, что отказ М. от нек-рых догм христианства диктовался необходимостью компромисса в борьбе за отказ арабов от многобожия и идолопоклонства.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Когда я увидел Георгия, узнал его с трудом — настолько он был истощен и измучен. На Родине Тупикову и Шукаеву вручили ордена Красного Знамени. Оба они продолжали службу в нашей авиации. Георгий Николаевич Тупиков дослужился до звания генерал-полковника авиации, в Великую Отечественную войну командовал соединением авиации дальнего действия. Хорошо воевал и А. А. Шукаев, ныне полковник в отставке, член Советского комитета ветеранов войны». В этом случае, поездка о. Иоанна в Испанию была долгой: он посетил узников в Саламанке более чем за два месяца до богослужения в Молина де Арагон. Саламанка. Современный вид Возможно, летчики были взяты в плен 12 июля 1937 г. В этот день было сбито несколько республиканских самолетов. В частности, В. Абросов пишет: «Истребителями противника был сбит СБ, выполнявший разведывательный полет в районе Сеговии. Командир экипажа Михаил Заикин (Залкин) и стрелок Алексей Черкасов попали в плен».  Анна Константинова-Егорова, которая воевала вместе с Черкасовым в Великой Отечественной войне,  вспоминала: «Добровольцем Черкасов пошел защищать республиканскую Испанию. Летал штурманом на бомбардировщике. В одном из боевых вылетов его самолет был сбит. Летчик и штурман попали в плен к фашистам. После долгих допросов и пыток оба были приговорены к смертной казни. Советское правительство сумело защитить своих сынов. Перед самой войной они вернулись на Родину. — А я в рубашке родился, — смеясь, любил повторять Черкасов». Также вероятно, что ключ содержится в описании Абросовым воздушного боя под Брюнете месяцем раньше, 6 июня 1937 г. Речь идет о четырех сбитых летчиках: один погиб, другой взят в плен, один покинул самолет на территории националистов, а судьба четвертого неизвестна: «Итальянцы без потерь смогли сбить 1 Р-Зет, в бою с истребительным прикрытием — 2 И-16. Об экипаже Р-Зет известно только то, что один из его членов смог покинуть самолет над территорией противника. Об истребителях известно немногим больше. Первоначально не вернувшихся летчиков посчитали погибшими. На одном И-16 погиб л-т Алексей Трусов, самолет упал на чужой территории. Второму летчику, л-ту Григорию Хозяинову, удалось посадить поврежденную машину на территории противника. Летчик остался жив и попал в плен … Л-та Хозяинова судили, приговорили к расстрелу. Приговор в исполнение приведен не был. В начале 1939 г. летчик вернулся на родину».

http://pravmir.ru/russkie-svyashhenniki-...

15 Стоит вспомнить о выдающихся уроженцах Испании, современниках Осии, прославившихся за ее пределами. Император Феодосий Великий родился в городе Каука (нынешней Коке), в 50 километрах от Сеговии. Предки папы Дамаса были испанцами. Испанками были и дьяконисса Олимпиада, адресат писем свт. Иоанна Златоуста из ссылки, и Мелания Старшая, и, по всей видимости, знаменитая паломница Эгерия. 16 Пятый век принес немалые потрясения. В 409 г. в Испанию вторглись варвары: аланы, вандалы, свевы. Страшную картину голода, жестоких убийств, рабства рисует историк-современник. 17 Время «Римской Испании» завершилось, началась другая эпоха. Вскоре вестготы вытесняют прочие племена, избирая Тулузу – по другую сторону от Пиренеев – своей столицей. После битвы при Пуатье в 507 г. потерянная вестготами Тулузы столица переносится в Нарбонну, а затем, в 567 г., в Толедо. Королевство вестготов с постоянной столицей в географическом центре Иберийского полуострова – в сущности, первое самостоятельное государство на территории нынешней Испании. Арианство вестготов утверждало их идентичность по отношению к римской и византийской культуре, будучи не только религиозной доктриной, но и политическим проектом. Переход Испании от арианства к православию также имел политическую подоплеку. В 579 г. король Леовигильд женил своего сына Ерминингельда на франкской принцессе Ингунде, которая была, как и все франки, православной. Став правителем в Бетике, Ерминингельд становится православным и выступает против своего отца, провозглашая себя королем. После взятия Леовигильдом Эмериты, а затем Гиспалиса, в 584 г. Ерминингельд оказался в плену у собственного отца и, отказавшись причаститься у епископа-арианина, был убит. 18 Вскоре после смерти сына Леовигильд заболел и, предчувствуя свою кончину, поручил свт. Леандру своего другого сына. Рехареда (Реккареда). В 589 г. в Толедо созывается собор, третий в хронологии Толедских соборов, на котором Реккаред заявил о принадлежности к православию не только себя, но и всех народов, находящихся под его властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Календарь Материалы 20 октября 2010 г. [Поместные Православные Церкви/Болгарская] 16 октября Болгарская православная церковная община в честь Богоявления Господня, объединяющая православных болгар, проживающих в Испании, подписала двухлетний договор о дальнейшей аренде католического храма Nuestra Senora de la Misericordia в Сеговии. [Поместные Православные Церкви/Албанская/Публикации] Слишком часто я вижу западных миссионеров, крайне заносчивых и безучастных к культуре, в которую они входят, незаинтересованных в ее изучении. Они превозносятся от сознания того, что они приносят благовестие, как будто они – спасители. Они забывают, что Спаситель – Иисус Христос, а мы – всего лишь Его посланцы. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Несчастье, которое Господь попускает нам претерпеть, лучше счастья, которое мы сами себе строим. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Сумей возвысить голос в меру услышания Господня — и тотчас все получишь. Лидия Вакина Эту, прямо евангельскую, историю о своих родных рассказала мне прихожанка нашего храма. Ее, тогда молодой еще, дедушка с семьей жили в деревне. Перед Пасхой отправился он на речку, чтоб поставить сеть и наловить к празднику рыбы. Чего бы лучше можно придумать? Пост у православных кончается, праздник праздников впереди, хороший улов был бы к месту. Дмитрий Соколов-Митрич О том, что наркомания – это достойное сочувствия заболевание, склонны говорить либо те, кто живого наркомана никогда в глаза не видел, либо наркологи, которые на этом мнении неплохо зарабатывают. Еще о горькой доле наркомана любят поговорить его родственники – но лишь на первой стадии созависимости. Идеалы христианской семьи – это совместное служение Богу и ближним. Это семья, где муж – глава. Но не самодур и деспот, требующий слепого подчинения своим прихотям, а человек по-настоящему ответственный, понимающий, что он как глава семьи несет за нее ответственность перед Богом. Жена в такой семье – спутница и помощница мужу. Новости 20 октября 2010 г.

http://pravoslavie.ru/archive/101020

Собор 1490 года лишь частично разрешил проблему ереси и осудив ее, привлек к ответственности лишь часть еретиков. Арх. Геннадий не предал ни одного из них смертной казни, как это советовал фон Турн, но в описании их «приема» в Новгороде явно чувствуется уже школа испанских доминиканцев. По примеру испанских ревнителей церкви, Геннадий устроил позорящую еретиков процессию. Их посадили на лошадей лицом к хвостам, надели берестяные шлемы с надписями: «се есть сатанино войско». Народ плевал на них и осмеивал. Так как Иван III лично не долюбливал вл. Геннадия, то архиепископ Новгородский вскоре уступил место вождя партии церковников более молодому, популярному и талантливому Иосифу Волоцкому . В течение 14 лет Волоколамский игумен боролся с ересью и ее покровителем Иваном III. По отношению к еретикам у него не было ни капли терпимости и пощады. Не щадил он и себя, и своих близких, и последователей. Он писал своему брату Вассиану: «Подвигнемся убо братия! Пострадайте за Пострадавшего за нас». Советуя уничтожить еретиков, он толковал слова Иоанна Златоуста : «Недостойно нам убивать еретиков», как указание, что отступники должны быть переданы гражданской власти для истребления. Справедливость требует отметить, что он сам легко мог пострадать за свою нетерпимость, так как не стеснялся нападать и на самого Ивана III. Кроме того, ведь и мать наследника великого князя, его внука Дмитрия, и значительная часть его советников были склонны к ереси. Только в 1504 г., незадолго до смерти Ивана III, Иосифу Волоцкому удалось добиться согласия вел. князя на искоренение ереси. В декабре того же года запылали первые русские аутодафе, рекомендованные будущим коадьютором епископа Сеговии. Доминиканские методы и доминиканская нетерпимость были восприняты Иосифом и его последователями. Еще при жизни Волоцкого игумена в Москву приехал, бывший последователь Савонаролы и бывший монах доминиканского монастыря св. Марка во Флоренции, Максим Грек . В это время он вернулся уже в православие, но сохранил всю страстность своих флорентийских собратьев. Он принес с собой последние диалектические оправдания церковной нетерпимости. Около трети его многочисленных сочинений направлены против «латин», «лютер», «армянской ереси», евреев, мусульман. «Сохраните нашу землю чистой... от таких бешеных собак», писал он о жидовствующих и советовал применять к ним методы Моисея и Финееса перебивших 24000 евреев отступников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Уже не романтическим мечтателем, но многое понявшим в жизни молодым человеком пришёл Игорь Машков в стены Московского художественного института имени В.И.Сурикова.         «Суриковка» всегда была престижным вузом. Это особенно обострённо понималось в общении с отдельными сверстниками. Некоторые юноши, как само собой разумеющееся, «кидались» в разговорах именами крупных, влиятельных деятелей  Союза художников. Называя многих – просто по имени и отчеству. С двойным апломбом - молодости и связей – кое-кто из них не слишком отличался прилежанием. Но старались держаться лидерами. Полагали, что будущее плохим не будет. Как не надеяться: на одних лестничных  площадках жили, в один детский садик с сыновьями-дочками ходили…          У молодого студента за плечами была лишь разворошенная  двуличной «перестройкой» трудная судьба немолодых родителей. Рисунок, живопись, предметы композиции и технологии живописных материалов, историко-образовательные курсы.  Содержание этих и иных профессиональных дисциплин студент Игорь Машков одолевал с таким же упорством, как в памятные ему марш-броски. Он не забывал  суровую правду суворовского выражения: «тяжело в учении – легко в бою».       Очень помог опыт отца и матери. Видя в молчании сына отражение нелегкости учёбы, они, как и бывает у мудрых родителей, стали рассказывать о своей молодости. Юноша узнал о жестокой правде злобного свердловского  и троцкистского «расказачивания» Юга России. Услышал о тяжкой судьбе родственников, сгинувших под вихрями ветров  революционной и военной истории.  Он смог побывать в донских станицах, где  кое-где оставалась чудом сохранившаяся родня. В семье при всех обстоятельствах  находились деньги для его поездок в города «золотого кольца» вокруг древней Москвы. Ростов Великий, Владимир, Торжок,  Серпухов, Тула, Рязань, Углич. Студенческое счастье помогло увидеть в 1988 году музей Прадо в Мадриде, пройти по средневековым улочкам Сеговии, посмотреть на картины Эль Греко.       После Испании снова Коломна, Вологда,  Александрова слобода.  Словно промытыми глазами, с ощущением  непреходящего восторга вглядывался студент в не инославные, но родные душе памятники отечественного зодчества. Полученные впечатления дали благотворный толчок учёбе.  С новыми чувствами приходил он теперь в музеи,  брал в руки исторические книги, вчитывался в мемуары.  Была исполнена серия небольших картин по впечатлениям поездок в Троице-Сергиев, Киево-Печёрскую лавру,  город на Неве («Соколиная охота царя Алексея Михайловича», 1990; «В зале слепков Санкт-Петербургской Академии художеств», 1991 и др.). В мастерской портретного искусства определился интерес к темам из прошлого Родины.

http://radonezh.ru/analytics/igor-mashko...

При этом он критиковал былых единоверцев столь же рьяно, сколь ранее их защищал. Ему приписывается авторство «Прагматики доньи Каталины» (1412; Каталина Ланкастерская - мать кор. Хуана II и регентша в его малолетство), где предлагалось с помощью сегрегационных и дискриминационных мер против иудеев вынудить их к массовому обращению в христианство. Сын Пабло де Санта-Марии, Алонсо де Картахена (1384-1456), еп. Бургоса (с 1435), писатель и переводчик, также приобрел видное положение при дворе короля Кастилии. Будучи представителем Кастилии на Базельском Соборе (1434), он выступил с речью, в которой доказывал превосходство Кастилии над Англией. Во главе иерархии христ. мира он поместил папу Римского, затем - императора, а потом - королей христ. гос-в, среди к-рых первенствовал король Кастилии в силу древнего происхождения и возложенной на кастильских монархов миссии по борьбе с неверными. Др. участник Базельского Собора, теолог Иоанн из Сеговии (ок. 1395-1458), в сер. XV в. на фоне успехов тур. завоеваний выдвинул идею мирного диалога христиан и мусульман. Иудеев, принявших крещение, называли «новыми» христианами, конверсо (обращенные) или маранами. Их численность достигала, по разным оценкам, от неск. десятков тысяч до неск. сот тысяч; по-видимому, они составляли не меньше половины евр. населения И. Конверсо успешно занимались торговлей и финансами, получали высокие должности, дворянские титулы, вступали в ряды служителей Римско-католической Церкви. Они составили значительную часть испан. интеллектуальной и бюрократической элиты. Быстрое социальное возвышение конверсо вызвало негативную реакцию «старых» христиан, к-рые обвиняли маранов в тайном исповедании иудаизма. С сер. XV в. в Кастилии принимались т. н. статуты «чистоты крови» (limpieza de sangre), ограничительные законы против конверсо. Согласно этим статутам, лица евр. происхождения не могли занимать общественные должности (в судах и муниципалитетах), вступать в монашеские и духовно-рыцарские ордены, учиться в ун-тах.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В эти тяжелые для церкви годы, Новгород, откуда вышла ересь, стал центром «сопротивления» церковных кругов. Вокруг Геннадия собрался круг умных и культурных людей. Там был составлен первый полный свод Библии . Были переведены католические сочинения, защищавшие церковь от критики жидовствующих. Были переведены и написаны новые сочинения в защиту церкви от конфискаций и посягательств государства. Сам владыка Геннадий и посланный им в Италию для исторических изысканий Д. Герасимов создали замечательную «Повесть о Белом клобуке». Тот же владыка Геннадий вырабатывает широкий план преобразования обучения в школах для подготовки духовенства. Во всех работах Геннадиевской «академии», которая позже видимо поставляла кадры и для литературно-реформаторской работы митр. Макария, совершенно определенно видно западное влияние. Собственно говоря, вся работа «Геннадиевской академии» была проникнута духом католического Запада. Ее главным экспертом-переводчиком был даже доминиканский монах Вениамин, и доминиканский дух фанатизма и дисциплины потом долго сохранялся во всем иосифлянском течении. Библия дополняется текстами из Вульгаты; апологетические трактаты против жидовствующих просто были переводами трудов испанских евреев-католиков. «Слово краткое о свободе святой церкви» было целиком основано на латинском учении о независимости церкви от светской власти. Как будет видно дальше, очень сильны западные мысли и в «Повести о белом клобуке». В своей борьбе, против насилия светской власти и угроз еретиков, новгородские церковники заимствуют почти всю аргументацию с Запада. В их умах, в порядке защиты веры, частично происходила интеллектуальная интеграция православной и католической психологии. В 1490 году в Новгород, в сопровождении великокняжеского дипломата Юрия Трахониота, приехал посол императора Максимилиана, Георг фон Турн. Фон Турн позже стал коадютором епископа Сеговии и ревностным деятелем католической церкви в Испании. Но и в г., он был уже хорошо знаком с деятельностью испанских инквизиторов-доминиканцев, начавших в 1480-х годах поход против еретиков, евреев и мавров. В беседе с Геннадием, видимо устроенной Ю. Трахониотом, он подробно рассказал о методах испанской инквизиции и ее беспощадной борьбе с инакомыслящими. Текст этой беседы (открытый только в 1930 годах) был переслан Геннадием в Москву с рекомендацией применить испанские методы на Руси. В сопроводительной грамоте новгородский владыка писал: «Анофрязове во своей вере какову крепость держат. Сказывал мне посол цесарев про шпанского короля, как он свою очистил землю и яз с тех речей и список послал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003   004     005    006