– Что вы скажете о конкуренции, о соперничестве между людьми? – Настоящая здоровая конкуренция должна быть за благодать Божию. Здоровая конкуренция направлена вниз. Что я имею в виду? Борьбу за смирение. Было бы хорошо иметь какую-то школу, где обучали бы смирению. Это была бы школа настоящего развития. Потому что самый верный путь наверх – это шествие по пути смирения. Как прославился Христос? Когда Он был прославлен? Когда Он был распят. Когда Он сошел во ад. Что сказал нам Господь? «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12). Ты хочешь возвыситься, дитя мое? Тогда смиряйся. Хочешь добиться успеха, преуспевать в добродетели? Тогда смиряйся. Хочешь быть выше всех? Стань всем слугой. Разве не это сказал Господь? «Вы называете Меня Учителем и Господом… Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 13–14). Быть первым для всех слугой – это здоровая конкуренция. Понимаете? Ты хочешь быть первым, чадо? Тогда вперед. Тебе придется мыть ноги каждому. Так говорит Сам Дух Святой. Никто не скажет: «Так говорит диавол», но скажут: «Так учит психология» А как же насчет психологии? Я прекрасно знаю, чему она учит, и педагогика тоже. Что говорил преподобный Порфирий? Диавол часто скрывается под другими именами. Никто не скажет: «Так говорит диавол», но скажут: «Так учит психология». То же самое происходит и в современной педагогике: «Так говорит такая-то знаменитость». Ну и что, что он так говорит? Меня волнует то, что говорит Святой Дух, что говорит Бог. Понимаете? Наша большая ошибка заключается в том, что мы смотрим на вещи по-мирски. И порой мы говорим, что какой-то учёный прав, хотя это и не соответствует действительности. Почему в наши дни так много людей страдает депрессией? Потому что мы внушаем детям завышенное мнение о себе, говорим, что они – «супер». Эта идея рано или поздно рухнет. И тогда ребёнку придется столкнуться с несправедливостью, ругательствами, унижением, и он скажет: «Погодите. Мои родители сказали мне, что я – пуп земли. Они постоянно внушали мне, что я – лучший. Почему же меня сейчас не признают? Даже родители». Потому что и родителям тоже в какой-то момент придется сказать «нет», например, когда ребёнку исполнится 16–17 лет, и он потянется к наркотикам. «Этого нельзя делать». – «Почему? До сих пор вы мне всё позволяли. Почему стало нельзя теперь?» Ребёнок не понимает и не принимает запрета, потому что родители не научили его воздерживаться от злых пожеланий и хоть в чём-то отказывать себе.

http://pravoslavie.ru/140837.html

Это происходит так потому, что умная молитва не дается человеку сразу в совершенстве. Ведь и святым апостолам благодать Святого Духа была дана не сразу. Сначала Христос даровал ее в малой мере, когда прежде Своих страстей и распятия сказал им: Се, даю вам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь [ 4 ]. Во второй раз им дана была большая благодать, когда после Своего воскресения Он дунул на них и сказал: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся [ 5 ]. А в третий раз они получили благодать Святого Духа в совершенстве, когда Сам Святой Дух сущностно [ 6 ] опустился с неба на головы святых апостолов в виде огненных языков в день Пятидесятницы. Бог и сейчас подобным образом дает человеку благодать умной молитвы. Ибо сначала малым подаянием предобучается и приуготовляется человек для большего дара умной молитвы. И снова, большим подаянием и силой умной молитвы человек предобучается и приуготовляется для дара совершенного. Потому что когда человек достигнет меры исполнения Евангелия Иисуса Христа и станет способным принести Богу достойный этого божественного дара плод, как сказано: еже плод свой даст во время свое [ 7 ],- тогда, говорю, Бог дает ему совершенное подаяние и совершенный дар умной молитвы. Но поскольку этот совершенный дар, сходящий от Отца светов, высок и честен, то требует и жительства высокого и честного, потому что подобное любит подобное. Для большей убедительности приведем в пример одного святого. Святой Максим Кавсокаливит вожделел научиться умной молитве и всегда просил Божию Матерь об этом даре. И вот даровал ему Бог по сердцу его и исполнил желание его по намерению его, как написано: Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит [ 8 ]. Явилась ему Госпожа Богородица и сказала: " Поднимись, Максим, на вершину Афона, чтобы получить дар умной молитвы " . Посему святой поднялся на вершину Афона и получил желаемое. Он поднялся - но как он поднялся? Он поднялся, будучи алчущим, жаждущим, удрученным телом, поднялся после ночного бдения, поднялся босой, поднялся с теплейшей верой, поднялся с чрезвычайным смирением и огромным благоговением, поднялся с чистым сердцем и очищенным умом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я надел рясу, наметку, взял крест. Освящение начал без требника. Набрался мужества и все прочитал чисто, слово в слово. Потом стал произносить еще лучше, но смотрел лишь в чашу с водой. — Мир всем. Главы наша Господеви приклоним. Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши ны, иже во Иордане крестигтшся изволивый и освятивый воды; благослови всех нас, иже приклонением своея выи назнаменующих работное воображение; и сподоби нас исполнитися освящения Твоего причащением воды сея. И да будет нам. Господи, во здравие души и тела. Ты бо ecu освящение наше, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем. со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом… Я произнес это как архиерей. Совершив освящение, я не пошел их кропить — многие не любят этого, — а взял крест в руку и стал ждать, кто подойдет. Первым подошел министр, за ним — другие. Я сказал несколько пожеланий: «Бог да благословит, да просветит и да укрепит вас». Но я все время ощущал себя необразованным. Перед уходом я перекрестил их крестом, благословил и сказал: «Счастливо вам, чада!» А там были университетские профессора! — Эта молитва была величественна, — сказал господин ректор, — я получил большое удовлетворение. Я очень порадовался чину освящения воды, обрадовался тому, что ты прочитал молитвы правильно и к тому же наизусть. Ты богослов? Но ты сделал одну ошибку в Евангелии. Ты прочитал «здрав стал», а там — «здрав бываше», то есть — выздоравливал…. — Благодарю, — говорю ему, — я необразован. Это Евангелие мы читаем в Неделю о расслабленном, когда мы вспоминаем о чуде у этой купальни. Евангелие там читается следующее: (В то время) пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по–еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 6 них лежало великое .множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 1—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2363...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Порфирий Кавсокаливит. Скажи своей свекрови придти причаститься Порфирий Кавсокаливит. Скажи своей свекрови придти причаститься     Этот случай был рассказан старцем Порфирием сводим духовным чадам. Лишь спустя 20 лет чада обнародовали рассказанную историю. Мы могли бы поместить ее в жанр православных анекдотов, если бы это не было правдой. Публикуем впервые. - Святая Гора Афон   Как-то — рассказывал Порфирий Кавсокаливит — пришла на ис­поведь одна дама и начала подробно перечислять, что, по ее мнению, плохого причинила ей свекровь. Когда она закончила, о. Порфирий , который очень терпеливо слушал ее долгое время, сказал ей:     - Скажи своей свекрови придти причаститься. А ты пока подожди.   - Но отче, я со слезами испо­ведовалась столько времени, а ты мне говоришь, чтобы причастилась моя свекровь?!   - Конечно, столько времени исповедовалась, но не ты. А ты исповедовала за свою свекровь. Я не услы­шал ничего про тебя, даже того, как ты реагирова­ла на то, что было и что натворила твоя свекровь...     Учись чадо, когда ты стяжаешь любовь к своей свекрови, тогда ты не будешь видеть ее ошибки. Тогда ты на самом деле увидишь, правда ли, что ты любишь своего мужа!     + Комментарии Всего комментариев: 12 2014/07/10, 00:31:46 Отче Порфирий, низко кланяюсь тебе и благодарю за твои молитвы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь 2014/07/03, 11:16:51 Дорогой наш Святой Порфирий Кавсокаливит молю тебя помолись за семью мою и за меня грешную...помоги Христа ради...в решении моих проблем...помоги с жильем и работой...помолись, чтоб мой родной и близкий мне человек перестал врать и воровать...помолись, чтобы Иисус Христос простил все грехи мои и моих родных!!! Я так больше уже не могу... Спаси нас! 2014/06/20, 10:44:26 Очень хороший рассказ. Но я хочу ответить на комментарии мы со своей свекровью прожили 26 лет, и то что я полюбила ее не как дочь мать, любовь другая, но такая же трепетная, просто не на бессознательном уровне я поняла после смерти мужа, на их общей могиле. Дорожите хорошими отношениями и любовь к ближнеим даст вам Господь через Свою любовь

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=183...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Порфирий Кавсокаливит. Покаяние приходит как молния, но хранится стыдом Порфирий Кавсокаливит с будущей герондисой       Порфирий Кавсокаливит.  Покаяние приходит как молния, но хранится стыдом     Эти поучения были сказаны старцем Порфирием сводим духовным чадам, девушкам, впоследствии ставшим монахинями. Среди них известная сегодня старица - герондиса Екатерина.   Современные христиане, живущие по своему разумению, лишены благодатной поддержки. Дело в том, что жизнь подлинной Церкви зиждется на отсечении своей воли. Если ты лукаво обходишь этот основополагающий принцип духовной жизни, то для тебя не срабатывают механизмы таинств. Все вроде на своем месте, а ничего не происходит...  Ты это видишь, но объяснить не можешь. Самые простые вещи для тебя оказываются недоступными. Например то, что самый действенный способ отсечь греховные прилоги - стыд, что придется исповедывать грех духовному отцу. Диавол, лишив христиан духовного окормления, фактически выбил у них их рук самый действенный щит и расстреливет их безоружных и беспомощных, ослепленных своей самоуверенностью.   Публикуем впервые. - Святая Гора Афон     Мы обычно просим в молитве, чтобы Бог да­ровал нам годы на покаяние. Старец Порфирий говорил: «Не нужны годы, чтобы покаяться, покаяние приходит как молния». Но - дополнял он - по­каяние должно быть одним непрерывным состо­янием в жизни в духе радостной грусти. Оно должно непрерывно гореть. Однако поддерживается горение покаяния - исповедью.   Батюшка говорил, что частая исповедь не дает укорениться в жизни плохим привычкам. Исповедь не дает тебе грешить, так как ты ду­маешь о том стыде, который будешь испытывать перед духовником.   Кто исповедуется, тот учится с большей точ­ностью исследовать свою совесть, все контроли­ровать, и это решето он делает все более частым, чтобы туда проходили самые тонкие помыслы. Когда ты исповедуешься, ты готов к смертно­му часу.     Если ты исповедуешься, ты наполняешься силой встретить жизненные трудности. Искренняя и истинная исповедь восстанав­ливает человека перед Богом и снова соединяет его с Ним после падения.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=183...

Я больной. Мне нужно пойти отдохнуть. И вы ступайте в добрый час». Мы взяли благословение и пошли прочь. Отошли метров на 40–50 от каливы и там встретили отца Харитона, киприота, который жил тогда вместе со старцем Порфирием на Кавсокаливии. Он шепнул: «Не уходите, садитесь здесь, посидите. Старец часок отдохнет. Так каждое утро: после утренней молитвы и службы у него наступает упадок сил. А потом он примет вас». Мы стояли довольно далеко от каливы, и старец никак не мог расслышать того, что сказал нам брат на расстоянии 50 метров. К тому же так тихо. Но лишь отец Харитон замолчал, зазвонил колокольчик. Отец Харитон побежал в келью: «Это старец звонит в колокольчик и зовет меня! Подождите здесь, геронде что-то понадобилось». Потом он вернулся к нам: «Отцы, геронда понял, что я вам сказал. И сказал: зачем ты предложил отцам ждать и не уходить? Я отправил их потому, что на море скоро поднимется буря, им будет трудно возвращаться домой, в свой скит». И добавил: «Ступайте, раз геронда так сказал, он вас больше не примет». Ну ладно, мы решили, что старцу не хотелось, чтобы мы ждали у каливы, и мы ушли. Пошли проведать братьев, живших в каливах Кавсокаливии. Денек стоял погожий. Не было никаких знаков к перемене погоды. Мы «теряли время», поклоняясь святыням скитов на Кавсокаливии. В какой-то момент мы заметили, что погода стала портиться, побежали к лодке, отчалили и действительно обратный путь оказался очень сложным, потому что так резко и внезапно, хотя было лето, погода испортилась. Лодка наша чуть не перевернулась! Такой была моя первая встреча со старцем Порфирием в Кавсокаливии. После я видел его в Афинах, в монастыре, где старец жил. Я приезжал туда раз десять, встречался с ним, брал у него благословение и разговаривал о разных вопросах, которые были нам важны. «Радуйся, Невесто Неневестная» Однажды я позвонил ему, когда наш геронда Иосиф был болен. Мы еще жили в Новом Скиту, а не в Ватопеде, у старца были большие проблемы с сердцем. Он все время нам повторял: я все равно умру.

http://pravoslavie.ru/135745.html

Старец Порфирий Кавсокаливит: «Христос – это всё» Старец Порфирий Кавсокаливит. Старец Порфирий в последние годы своей земной жизни часто покидал Исихастирий, где он находился на лечении, и отправлялся в уединенное местечко на Эвбее, что со стороны Эгейского моря, в сопровождении одного-двух человек, которые ему помогали, потому что он был уже слеп и немощен. Там он оставался два-три дня, редко дольше. Поскольку места для ночлега не было, он по обыкновению ночевал в заброшенной церквушке или в машине. Со своими спутниками старец часто беседовал о духовной жизни во Христе, и они, имея рвение и любовь, записывали его слова на магнитофон. Часто в этих магнитофонных записях недостает начала или конца, потому что не всегда записывающее устройство находилось под рукой. Один из таких замечательных отрывков, сохранивших нам голос старца, был издан Исихастирием на кассете. Ниже предлагается расшифровка этой записи. Беседа состоялась в июле 1988 года, в 3 часа утра, в заброшенной церквушке. Геронда: …Он повсюду. Теперь объясните мне. Я сам не могу этого объяснить. Только говорю вам, где бы ты ни подумал о святом Антонии – и сейчас мы можем думать о нем тут, другие – в Фиваиде, другие – в Египте, другие – в Иерусалиме, другие – на Синае, и он в этот миг находится и тут, и там, и там, и там, и там. Что вы на это скажете? Собеседник: Он повсюду, потому что он – в благодати Божией. Геронда: Да, он находится в духовном мире. А мы, хотя мы и христиане, мы ничего не знаем, ничего. Мы ничего не знаем о жизни во Христе! Собеседник: В самом деле так. Геронда: И мы живем, бедные, читаем книги. Я произнес проповедь, хорошую. «А отец то-то хорошо сказал, а отец то-то хорошо сказал… как его зовут?» – «Так-то». – «А, ну хорошо, очень хорошо». И при этом сами продолжаем оставаться в своей расслабленности, в своей безрассудности, живем без Христа. Христос – это другое. Когда Христос придет к человеку , когда Он войдет в его душу, душа изменится. Она живет везде, она живет на звездах, она живет в мире духовном, она живет в хаосе, она живет во Вселенной, она живет. Вы понимаете?

http://pravoslavie.ru/66962.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Порфирий Кавсокаливит. Об Антихристе и Христе 1     Порфирий Кавсокаливит. Об Антихристе и Христе       Эти поучения были сказаны старцем Порфирием сводим духовным чадам. Среди них известная сегодня старица - герондиса Екатерина, записавшая поучение. Публикуем впервые в нашем переводе. - Святая Гора Афон   Из кельи преподобного старца выходили че­тыре господина, и когда я вошла, он сказал мне: «Входи, дитя мое, мы утомились рассуждать об антихристе. Потеряли драгоценное время, тогда как могли бы поговорить о Христе. Но это были ученые, университетские профессора, и я не мог сменить тему, я необразованный!»     Итак, послушай:   «Антихрист — несомненное лицо Апокалипсиса - реален так же, как и существова­ние дьявола. Но нас он не должен занимать, а должен занимать Христос. Я не хочу говорить об отрицательном, только о Христе я хочу рассуждать. Я думаю: когда мы обратимся всей душой ко Христу, чтобы освободиться от стольких антихристов внутри нас, то есть страстей, а особенно гордыни, эго­изма и себялюбия?   Это нас интересует. Не зани­майтесь многоизобретательным дьяволом. Будь­те к нему безразличны! Раскройте руки и кидайтесь в объятия Божий, как маленькие дети доверчиво и надежно падают в объятия матери.     Христос как раз этого от нас требует. Чтобы мы соединились с Ним! А когда мы соединимся с Ним, придет божественная Благодать и поведет нас к благу, к добродетели. Мы удалимся от мрака губительных страстей и придем в свет Христов. Если мы придем в этот свет, все изменится. Мы все будем видеть иначе.   Возлюбить Христа, стяжать Благодать Бо­жью — это все! Больше ничего не требуется. Благодать Божия приходит к смиренному человеку и благословляет все его начинания.   Следует подвизаться, чтобы умерло наше злое начало, которое любопытствует об антихристе и борется с хорошим. Нам нужно стать бессмертными уже в этой жизни.   Ты слышала афонскую поговорку: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, ты не умрешь, когда будешь умирать?» Я слышал этот стих на  Афоне , и мне он пон­равился. Я тогда весь отдавался памяти смертной и говорил сам себе: «Всегда имей память смертную». Мне нравилось думать, как возлюбить Христа. Я не хотел заниматься дьяволом и его ухищрениями.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=184...

«Войду в Дом Твой. Беседы о вере и Церкви» — небольшая книжка митрополита Антония Сурожского, выдающегося православного пастыря и проповедника XX века. Книга вобрала в себя два цикла бесед на религиозных радиопередачах русской службы BBC в 1986-88 и 1990-91 гг. В первую очередь они обращены к начинающим путь христианина, готовящимся к Крещению, или только что принявшим его; к тем, кто хочет осмысленно вести христианскую жизнь. «Дети и молодёжь: по сочинениям афонского старца Порфирия Кавсокаливита» . Собрание поучений старца Порфирия Кавсокаливита о детях и молодежи, о семье и воспитании. Вот несколько заголовков: мальчик взбунтовался из-за вашей гордости; вы их любили, но и оказывали на них давление; но ведь и ты поступаешь, как тиран; родители не должны сердиться на своих детей. «Христианство и русская литература» (1994) — сборник статей о христианской подоплеке творчества русских писателей XIX века: Жуковского, Пушкина, поэзии декабристов, Гоголя, Достоевского, Гаршина. Например: Религиозные мотивы в поэзии декабристов; Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф. М. Достоевский; Религиозные мотивы у В. М. Гаршина; Смерть у А. С. Пушкина как поэтическая и религиозная и другие статьи. «Трагическая мудрость философии» — собрание работ христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя: «Экзистенция и объективность», «Онтологическое таинство и конкретное приближение к нему», «Человек, ставший проблемой». Также в книгу вошли беседы Габриэля Марселя с другими выдающимся христианским мыслителем (не экзистенциалистом) Полем Рикёром. «Присутствие и бессмертие» — собрание работ христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя. Центральный здесь текст — «Метафизический дневник (1938-1943)». Дневниковая форма принципиальна: не система, не ряд силлогизмов, а броски мысли, живое мышление живого человека. Россыпь мыслей «Метафизического дневника» Габриэля Марселя можно, огрубив, свести к оппозиции любовь/свобода/тайна — обладание/проблема (в сфере свободы такие вещи как зло, грех, любовь, бессмертие — живые тайны, касающиеся самого существа человека, в сфере обладания — мертвые проблемы, игнорирующие живого человека). Проникновенная, глубокая, живая, проработанная, христианская мысль.

http://blog.predanie.ru/article/propoved...

  Когда мирянам пастыри дают наставление «презирай зло!», то это легко говорить, а делать – отнюдь не просто. Старцы пастыри забывают сказать, что для этого нужно большое умение – это великое искусство. Нужно учиться пренебрегать злым духом. Тайна еще и в том, что сам человек не сможет этого сделать – убежать от зла, ведь зло соблазняет, обманывает. Это возможно только, когда Благодать изменит душу.   А как научиться? Первое, нужно горячо любить Бога, ощутить его, желать Его узнать! А второе, требуется, чтобы все побуждения в вашей душе были непорочны, чисты, - требуется предельная искренность в жизни… Тогда Благодать Сама откроет вашу душу и скажет вам – Эй, вставай!                       Порфирий Кавсокаливит. Духовная тайна. Комментарии Всего комментариев: 8 2018/10/23, 20:12:50 С нами БОГ Людмила 2017/05/25, 13:04:49 Какой удивительно глубокий пример!Я когда прочла " к самому любимому человеку " ,то несказанно удивилась!Откровенно признаюсь:подумала буквально о самом любимом человеке,чувствую-что-то не то..) Вот мы миряне,какие грешные! Может быть все сразу догадались,а вот мой помысел в мирское пошел.Прости,Господи! Какое хорошее назидание! И еще у меня появилась мысль на исповедь пойти.Спасибо! 2017/05/25, 10:12:47 Спасибо! Сейчас это именно то, что мне нужно! р.Б. Ирина 2017/05/24, 14:26:55 Спасибо! Наталья 2016/02/09, 21:11:56 Спаси Господи за труды! такие слова очень назидают! но надо еще потрудиться их применить на практике. 2012/09/05, 10:16:49 Быть с Богом в уме - это понятно. Но, быть с Ним в сердце - означает отрешиться от всего плотского, стать самому, как и Бог милующий ... А это совсем уж не просто! Сергей И. 2012/04/24, 05:38:20 How could any of this be better stated? It coldun " t. Yassine 2010/12/10, 22:36:39 Как просто и понятно сказано... Надо постоянно быть с Богом и в душе, и в уме, и в сердце...тогда никакое зло не приблизится! Любовь Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать

http://isihazm.ru/1/?id=722

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010