Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Прозорливый старец и наставник афонских мучеников: Прп. Акакий Кавсокаливит. День памяти – 25 апреля Прозорливый старец и наставник афонских мучеников: Прп. Акакий Кавсокаливит. День памяти – 25 апреля          25 апреля в Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон совершается панигир в память о преподобном Акакии новом Кавсокаливите (ок. 1633 - 1730) – возобновителе монашеской жизни на Кавсокаливии, прославившемся чудесами прозорливости, а также подвигами постничества и старчества. Преподобный Акакий родился около 1633 года в селении Голица в Эпире (северо-западная Греция, ныне селение Айос-Акакиос) в благочестивой семье, в крещении был назван Анастасием. Его семья была бедной, и он ещё в юном возрасте, выполняя различные тяжелые работы, был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но юноша отказался от брака, желая посвятить себя иноческой жизни, и бежал из дому. Стремясь служить Богу в удалении от мира, Анастасий в возрасте 22 лет направился в пределы Загоры и там поступил в Троицкий монастырь Суровия близ селения Макриница, основанный святым Дионисием Олимпийским, где и принял монашеский постриг с именем Акакий. В первую ночь после пострижения он удостоился видения: в руке его явился горящий светильник, озаряющий всё вокруг. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он начал ревностно подвизаться: смирялся и отсекал свою волю, с радостным сердцем брался за самую тяжёлую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому по совету опытных старцев он отправился на Святую гору Афон, где посетил известных подвижников. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырём Григориат вместе с двумя отшельниками.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=288...

01 – Σπ. Λμπρου, Κατλογος τν ν τας βιβλιοθκαις το γου ρους λληνικν κωδκων, τ. Β», Cambridge 1900, σ. 427. 01 – С. Ламброс. Каталог греческих кодексов Святой Горы, Т. 2, Кэмбридж, 1900, С. 427. 02 – νθ’ νωτ., τ. Α», Cambridge 1895, σ. 24. 02 – Там же, Т. 1, Кэмбридж, 1895, С. 24. 03 – νθ’ νωτ., σ. 183. 03 – Там же, С. 183. 2. Περιγραφ τν νωτρω κωδκων. Пункт 2. Описание перечисленных кодексов Α». κδιξ Ρ=Παντελεμονος 759 (θων. 6266) εναι χαρτος, ες σχμα 0,34X0,21, γρφη κατ τν δκατον νατον ανα κα σγκειται κ σσ. 291. ς φανεται κ τς μικροταινας το ναγνωσθντος τμματος διατηρεται καλς κα εναι εανγνωστος 01 . 1) Кодекс P=Пантелеймон 759 (Афон 6266), бумажный, формат 0,34Х0,21, написан в XIX в., состоит из 291 с. Как видно из прочитанного микрофильма, кодекс хорошо сохранился и разборчиво читается 01 . Περιχει ν ρχ τος βους: 1) Μαξμου το Καυσοκαλυβτου (σ.1), 2) Νφωνος το ν θ (σ. 53) κα 3) κακου το Καυσοκαλυβτου (σ. 65). В начале содержит жития: 1) Максима Кавсокаливита (С. 1), 2) Нифона Афонского (С. 53) и 3) Акакия Кавсокаливита (С. 65). κολουθε, π’ ριθ. 4, βος το γου Φιλοθου, πατριρχου Κωνσταντινουπλεως (σ. 101–128). Α σσ. 129–136 εναι λευκα. Далее под 4 Житие свт. Филофея, патриарха Константинопольского (С. 101–128). С. 129–136 – пустые. κολουθοσιν, π’ ριθ. 5, «ντγραφα κ το ρχαου κδικος τς ν τ γ ρει το θωνος ερς Σκτης τς γας κα θεοπρομτορος ννης, ντιγραφντα ν τει αωπα " (=1881) (σσ. 137–169). πεται, π’ ριθ. 6, Σιγλλιον Τιμοθου Κωνσταντινουπλεως (σσ. 170–176). Α σσ. 177–184 περιχουσιν, π’ριθ. 7, διαφρους διατξεις, λγους κα κεφλαια. ν τας σσ. 185–188 πρχει, π» ριθ. 8, πιτομ ση παρλλακτος ... διαθκης θανασου κα ν τας σσ. 189–196, π’ ριθ. 9, πιτομ μοα ’Ιακβου Πρικαν. ν τας σσ. 197–240, π’ ριθ. 10–19, περιχονται δκα σα παρλλακτα πατριαρχικν γραμμτων. πεται, π’ ριθ. 20, κα ν τας σσ. 241– 267 βος το γου Γρηγορου Παλαμ, τελευτ δ τ χειργραφον δι τς π’ ριθ. 21 (σσ. 268–291), μνμης Εδοκμου Βατοπεδινο 02 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Турок согласился при условии, что Н. А. примет ислам. Он отрекся от веры и заставил молодую жену, а затем и родившихся у них детей последовать его примеру. Лишь один сын Н. А. был тайно переправлен христианами на Афон. По прошествии недолгого времени Н. А. осознал тяжесть совершённого греха и решил отправиться на Св. Гору. Он раздал все имущество и удалился в скит св. Анны под рук. опытного старца Филофея, жившего в каливе в честь Вознесения Господня. Однажды ночью ему явилась Пресв. Богородица с хрустальным сосудом в руке. Матерь Божия сказала, что все грехи Н. А. прощены, и поощрила его продолжать духовные подвиги, чтобы удостоиться «совершенства мученичества». Затем Пресв. Богородица дала Н. А. выпить из сосуда горькую жидкость, после чего тот понял, что должен совершить мученический подвиг. Духовник одобрил решение Н. А., к-рый затем получил благословение у Акакия Кавсокаливита. Н. А. пешком вернулся в Берат, не вкушал никакой пищи по дороге. Турки сразу узнали его, когда он оказался возле своей мастерской, и отвели к паше. Тот попытался убедить Н. А. вернуться в ислам, а получив отказ, приказал сбросить христианина в ущелье, но он остался невредим. После пыток, длившихся 3 суток, Н. А. обезглавили 11 июля 1722 г. Существует мнение, согласно которому при рождении святой получил имя Николай и происходил из небольшого сел. Бифкуки или Бификуки (греч. Βιθκοκι, Βιθυκοκι), недалеко от Мосхополя (ныне Воскопоя, Албания), где в честь Н. А. построен храм. Относительно даты и места смерти Н. А. есть расхождения: в обеих редакциях Мученичества указано, что святой был казнен 11 июля 1722 г., но в Эльбасане или в Берате. Однако И. Снегаров считает, что мученик пострадал 10 июля 1709 г. в Берате, как указано в службе («Αχολουθα το αγον σιομρτυρος Νικοδμου, το μαρτυρσαντος ν τ πλει Βελαγρδων»), составленной в его честь иером. Григорием Константинидисом (управляющий типографией в Мосхополе) и изданной в 1742 г. в этом городе (см.: Снегаров. 1932. С. 303). Служба Н.

http://pravenc.ru/text/2565600.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Поучения Поучения Порфирия Кавсокаливита подойдут как новоначальным верующим, так и тем, кто искушен в православном богословии. Это чтение для тех, кто хотел бы обрести надежду на Бога и и укрепиться в ней. Его наставления о молитве вдохновляют на то, чтобы молиться не из обязанности, а ради Встречи с Богом. Источником богословия старца Порфирия служит Священное Писание, жития, богослужение Церкви, пропущенные через личный опыт подвижника — и это придает его богословию характер поистине Вселенского Православия. Старец Порфирий Кавсокаливит не столько учит, сколько делится своим опытом жизни в Боге; он — человек, поистине возлюбивший Христа более всего на свете: «Христос — это все. Он — радость, Он — жизнь, Он — свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет чтобы все были вместе с ним, и все — рядом со Христом…Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания жизненных травм, браней и страдания. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся, и боимся уйти, чтобы не потерять Его…» Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Поучения Часть I. Тайна любви к Богу Тайна любви к Богу Я вам скажу одну удивительную вещь! — однажды заявил старец Порфирий. — Осуждающий других не любит Христа! Когда кто — нибудь нас обесчестит (одикази), то есть нанесет нам какую — либо обиду: клеветой, оскорблением, то подумаем о том, что он — наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага! Поэтому правильно ему сочувствовать и молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим. Но если мы разгневаемся на него, тогда враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими. Осуждающий других не любит Христа. Ведь виною осуждению эгоизм. Отсюда начинается осуждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

     «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13:4–8). Тема сегодняшней беседы: высшая христианская добродетель – любовь. Религия любви к врагам – С любовью приступим. Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35). У основателя общежительных монастырей Пахомия Великого родители были язычниками. Юношу взяли в армию, где он терпел обычные лишения: было холодно, голодно. И вот к ним в палатку как-то пришли люди, которые принесли теплую одежду, одеяла, ласково с ними поговорили, дали поесть. И он был потрясен, потому что испытал такую любовь, которую не чувствовал к своей родной матери. Он подошел к офицеру и спросил: «Кто это такие?» – «Да это христиане, они всех так любят». И у молодого Пахомия защемило сердце, он ночь не спал, а наутро ему объявили, что война закончилась и все свободны. Но он уже не мог идти домой, у него сердце было ранено. Он нашел священника, тот дал ему возможность прочитать Евангелие, и после этого Пахомий принял Крещение. Он очень много подвизался в разных подвигах, в отшельничестве, жил в дупле и пришел к неожиданному выводу, что самый лучший, быстрый и надежный способ приблизиться к Богу – это жить в общении. Сама община может быть несовершенной, но в ней находится множество людей, которые тебя поправляют, и ты видишь свои недостатки как в зеркале. Афонскии старец Порфирии Кавсокаливит      Пахомий написал первый устав общежительного монастыря. В его обители любой человек довольно быстро, уже через несколько месяцев, все земное отвергал и жил святой жизнью. Как вы думаете, сколько было монахов у Пахомия? Тысяча. Потом он создал второй монастырь, тоже на тысячу человек. Затем третий, четвертый, всего девять мужских и два женских. Любовь была способом существования в этих монастырях. И только по одной причине Пахомий выгонял иноков из обители – правда, после предупреждения. Из-за непослушания. А как вы думаете, почему?

http://pravoslavie.ru/100705.html

— Отец Иоанн, береги его, чтобы он не уехал от нас! Отец и я отправились в монастырь. На прощание я хотел поцеловать у матери руку, но она, бедная, отдернула ее, не дала мне поцеловать. Итак, мы с отцом пошли в монастырь Святого Харалампия. В монастыре игумен принял меня с радостью и любовью, поговорил со мной. Когда я рассказал ему о своих трудностях, он предложил мне: — Оставайся здесь. У нас есть и яйца, и молоко, и куры, — все есть. И я остался там. Игумен полюбил меня так сильно, что готовил для меня специально. Сначала у меня не было даже аппетита, но постепенно я пришел в себя. Вначале отец жил со мною, чтобы ухаживать за мной. Отец мой был псалтом и сподобился познакомиться со святым Нектарием. Он был очень верующий и благоговейный. Когда я почувствовал себя хорошо, тогда снова поспешил на Святую Гору. Приехал туда. Как обрадовались мои старцы! Но через десять–тринадцать дней все началось сначала. У меня пропал аппетит, я стал бледным, худым, отощал на вермишели и тому подобной пище. Представляете, как тяжело я был болен. Тогда я еще раз получил благословение на отъезд в монастырь Святого Харалампия. Там снова яйца, сыр, масло и прочее, как и прежде. Я снова приходил в себя, укреплялся. Через три месяца возвращался на Святую Гору. Три раза я уезжал и приезжал, но через десять–тринадцать дней все повторялось. В третий раз старцы говорят мне: — Мы ответственны за твое здоровье и не можем тебя оставить. Мы любим тебя, хотим, чтобы ты был здесь, но Бог показывает, что ты должен уехать, чтобы не умереть. Еще они добавили: — Мы любим тебя, и если когда–нибудь Бог сподобит тебя, а мы верим, что Он поможет, и ты станешь здоров, если захочешь приехать, найди такого же юношу, как ты, и приезжай. Мы хотим, чтобы ты был с нами. И, дав свое благословение, отослали, сказав на прощание: — Мы боимся, как бы братия не стала нас осуждать, если ты умрешь здесь в столь юном возрасте. Мы не хотим посылать тебя в мир, но иначе поступить не можем. Видишь, что и мы очень переживаем. Но мы сделали все, что от нас зависит, что только может сделать любящее сердце. Ты три раза уезжал и возвращался, но не смог удержаться здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2363...

Впрочем, говорил отец Фотий вполне разумно и обладал прозорливостью. Занимался он изготовлением ложек и продавал их довольно дешево. Если ему давали больше денег, не брал. Часто он жил на подаяния. В то же время Фотий непрестанно совершал молитву, повторяя «Богородице Дево, радуйся». Как-то его спросили, видел ли он Пресвятую Богородицу, и он с готовностью ответил: «Много раз... я видел Иверскую...». Хотя он ни разу не был в Иверском монастыре. Говорят, что преподобный Савва, Христа ради юродивый, и неизвестный святой Евдоким из Ватопедского монастыря 314 – это одно и то же лицо. Он проводил жизнь, свойственную Ангелам и бесплотным. В пустынных местах он питался дикой травой, в городах и селениях – тем, что давали в качестве милостыни. У него не было ни каливы, ни постели, ни одежды, ни друзей, ни знакомых... Ходил отец Савва совершенно обнаженным, если не считать тряпицы, покрывавшей самые сокровенные части тела. Он руководствовался словами Священного Писания : Мы безумны Христа ради... Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:10,11–13 ). Как-то шел отец Савва в один город на Кипре, нагой, «безумный», не имеющий пристанища. Одна женщина сказала: «Какое прекрасное тело у этого человека». Святой, с одной стороны, чтобы пресечь стремление к неге и удовольствию, а с другой – чтобы вразумить женщину не восхищаться суетными и плотскими предметами, пошел и упал в некое вместилище грязи и нечистот. Оттуда он выбрался черным и измазанным, источая зловоние. Этот случай потряс многих очевидцев, особенно ставшую причиной этому женщину, которая горячо и со слезами каялась. Дионисий, Христа ради юродивый (1814–1880) из скита Кавсокаливия, однажды в Великую Пятницу тайно молился в кириаконе в темном углу у дверей. Он думал, что никто его не видит, весь был поглощен молитвой, а ум его пребывал в неком экстатическом состоянии, так что казалось, что он находится в мире ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господь принял на Себя инакость, нашу греховную природу, вплоть до крестной смерти, чтобы, пребыв в другом, явить Себя к этому другому истинным Другом. Протоиерей Сергий Булгаков Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин.15:14-15 ). Что означает слово «друзья» в устах Иисуса? Разве здесь речь идет о гармонии душ, взаимной расположенности, человеческой привязанности, о подражании античной добродетели? Конечно же, нет. Эти слова произносятся после заповеди о любви: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:12-13 ). Дружба провозглашается Христом самым высоким выражением любви, ради которой стоит положить душу, отдать жизнь. Священник Владимир Зелинский Не может быть более изумительной радости, как встреча с Богом, дружба с Ним и желание — да, Его обрадовать тем, что я стараюсь жить достойно этой дружбы. Но если я провалюсь на этом деле, если что-нибудь не то будет, то это не конец всему. Я могу прийти и сказать Ему: «Прости! Вот что случилось…» Даже порой не «прости» сказать, а просто Ему рассказать. Митрополит Антоний Сурожский Давайте почувствуем Христа своим Другом! — предложил старец. — Ведь поистине Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы друзья Мои ( Ин.15:14 ). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу. Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня». Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Порфирий Кавсокаливит Вот отношение, которое у нас с Богом: дружба, доверие. Если что-нибудь «не то», то нужно именно к Нему обратиться. Если мы против Него согрешили, то к Нему пойти, а не как-нибудь найти путь мимо Него… Митрополит Антоний Сурожский Ветхозаветный Моисей встречался с Богом на горе Синай без свидетелей. В Новом Завете Богообщение Иисуса совершается в присутствии человека, в дружеском кругу.

http://azbyka.ru/mudrye-mysli-o-druzhbe

Господь принял на Себя инакость, нашу греховную природу, вплоть до крестной смерти, чтобы, пребыв в другом, явить Себя к этому другому истинным Другом. Протоиерей Сергий Булгаков Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15: 14-15). Что означает слово «друзья» в устах Иисуса? Разве здесь речь идет о гармонии душ, взаимной расположенности, человеческой привязанности, о подражании античной добродетели? Конечно же, нет. Эти слова произносятся после заповеди о любви:  Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 12-13). Дружба провозглашается Христом самым высоким выражением любви, ради которой стоит положить душу, отдать жизнь. Священник Владимир Зелинский Не может быть более изумительной радости, как встреча с Богом, дружба с Ним и желание — да, Его обрадовать тем, что я стараюсь жить достойно этой дружбы. Но если я провалюсь на этом деле, если что-нибудь не то будет, то это не конец всему. Я могу прийти и сказать Ему: «Прости! Вот что случилось...» Даже порой не «прости» сказать, а просто Ему рассказать. Митрополит Антоний Сурожский Давайте почувствуем Христа своим Другом! — предложил старец. — Ведь поистине Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы друзья Мои (Ин. 15: 14). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу. Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня». Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Порфирий Кавсокаливит Вот отношение, которое у нас с Богом: дружба, доверие. Если что-нибудь «не то», то нужно именно к Нему обратиться. Если мы против Него согрешили, то к Нему пойти, а не как-нибудь найти путь мимо Него... Митрополит Антоний Сурожский Ветхозаветный Моисей встречался с Богом на горе Синай без свидетелей. В Новом Завете Богообщение Иисуса совершается в присутствии человека, в дружеском кругу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23) Человек должен понять, осознать свою слепоту, свою внутреннюю тьму, которая рядится и притворяется светом! Каждый из нас – это слепец у дороги. Дороги жизни! Каждый день мы много раз молимся Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» И каждый день неслышимо слышим: «Прозри! Вера твоя спасе тя!» И мы уже – не толпа на пути! Мы – Церковь! «Мы сходимся и собираемся вместе для того, чтобы предстать пред Богом и как бы окружить Его общими молитвами!» (Тертуллиан) Однажды в Пюхтицком женском монастыре священник отчитывал бесноватую. И бес кричал через нее: «Что у тебя в храме? Скучища! Каждый день одно и то же: “Господи, помилуй! Господи, помилуй!” А у меня – каждый день – все новое и яркое!!! Блестящее и шумящее!» Мир действительно предлагает современному человеку свой яркий блестящий ассортимент страстей, новых идей, заманчивых развлечений. Мир пытается запорошить сердце человека суетой и праздностью. Румынский подвижник о. Рафаил (Нойка) говорит, что «наслаждения – это взятка, которой страсти покупают нашу волю». Человек или устремляется ввысь к уподоблению Богу (Будьте святы, потому что Я – свят (Лев. 11:45; 1 Пет. 1:16)), или скатывается в состояние животного (приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:13))! И многие искушения, приманки, обещания, которыми диавол пытается завлечь в свои сети души людей – не более как «стеклянные бусы», за которые индейцы когда-то продавали свои бесценные земли. Но русский человек – не туземец! И он не может продать самое главное свое сокровище – ВЕРУ – за пустышки низменных устремлений. Преподобный Порфирий Кавсокаливит говорит: «Христос – это крайнее желание, выше которого нет ничего! Всем чувственным можно пресытиться, но Богом пресытиться нельзя! Он – Бог – это крайнее желание человека!» И лгал бес на отчитке, говоря, что в храме – только «Господи, помилуй!» И в храме, и в душе верующего человека – вместе с покаянием – СЛАВОСЛОВИЕ БОГА: Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех – благоволение! (Лк. 2:14)

http://pravoslavie.ru/119208.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010