Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Акакий Кавсокаливит (+1730) Акакий Кавсокаливит   12 апреля   Акакий Кавсокаливит жил  пещере Герасима ( Пещера преподобного Герасима ) около Кавсокаливии, через двести лет после преподобного Герасима, хотя и краткое время,  а впоследствии стал настоятелем Кавсокаливского скита. Он, как и его предшественник, был сугубым аскетом, питаясь, в основном, дикими травами и каштанами. - Афон   Преподобный   Акакий Кавсокаливит имел благоговение ко всем святым, а наипаче к преподобному Максиму Кавсокаливиту, который, говорил он, многократно удостаивал его своего явления. А когда враг наводил на него уныние, он призывал сего святого в помощь и чувствовал благодатное его предстательство. Преподобный Максим являлся ему обыкновенно в священническом облачении, осияваемый небесной славой и сопутствуемый безмерным множеством монахов, озаренных райским светом. Кроме тех Божественных утешений, которые Господь посылал чрез откровения Своему угоднику, он удостоился получить от сладчайшего Иисуса Христа дар прозорливости: многим предсказывал то, что должно было с ними случиться, и открывал сердечные их тайны. Самый вид преподобного производил дивное действие на страдавших от помыслов. Стоило только посмотреть на его лицо, чтобы умиротворить сердце и чувства! Имя Иисусово он постоянно носил в своем сердце; когда же случалось ему произносить оное устами, то всегда из уст его исходил пламень, что неоднократно удостоился видеть один благочестивый духовник иеромонах Сильвестр. Сияя такой святой жизнью, преподобный Акакий сподобился приготовить к мученическому подвигу за исповедание имени Иисуса Христа кроме преподобномученика Романа и другого мученика - Никодима, благословляя которого на страдальческий подвиг, вручил ему свой жезл, говоря: «Иди с Богом, чадо, в избранный тобою путь, вот тебе мой жезл в помощь». С течением времени число учеников у преподобного Акакия увеличивалось все более и более, которые строили себе кельи, и таким образом образовался скит (Кавсокаливский), который молитвами и предстательством преподобного умножился и процветает до нашего времени. А так как на том месте не было воды, то преподобный, желая, чтобы братия не скорбели и не роптали от недостатка оной, однажды вышел на средину скита и после усердной молитвы велел одному брату, по имени Тимофей, копать на указанном ему месте. Когда Тимофей начал копать землю, то вдруг к удивлению всех из того места показалась вода, весьма приятная и здоровая, притом в таком изобилии, что ее достаточно было не только для потребностей братии, на даже и для устройства мельницы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=147...

   В начале жития стоит такая надпись:    «Месяца августа 21-го, память… приснопоминаемого преподобного отца нашего Исаии». И затем стихи:    … Исаин дух приемлет небесный воздух. Тело же на земли остави духовным своим чадом: Велика утешения и радости.    На земли остави Исаия сьзданную новую обитель Чедам своим духовным, Христе мой, На небеси духом вселяется в вечные обители.    Добродетельный твой сладкий язык, Аще угасе на земли, о, отче, Но имаши в вышних небесных умов сладчайшую беседу.    Взыде отсюда к воздуху Великая слава Исаия, Ему же слава великая на земли.    Тебе прияша небесная селения, о, отче! Идеже уготова Бог любящим Его. И нас убогих, немощных и многими скорбьми одержимых Не остави святыми молитвами нас.    В 21 день, Сладка беседа - Исаия успе о Господе.    В описании лавры св. Афанасия, составленном в 1757 году лаврским скевофилаксом, проигуменом Макарием, критянином, и напечатанном в Венеции в 1772 г., помещен перечень подвижников и отцов, прославишихся святостью жизни в пределах Лавры. Кроме святых, внесенных нами в настоящий Патерик, под известными днями их памятей, составитель книги упоминает еще следующих: «Марко», названный Препростым, ученик св. Григория Синаита. См. о нем ниже.    Авва «Харитон» и «Геронтий», подвизавшийся в местности Вулевтириа, где ныне скит св. Анны; оба современники св. Григорию Синаиту.     «Корнилий, Исаия, Макарий»  - об этих упоминается в житии св. Григория Синаита; «Авксентий, Дорофей, Геронтий» (другой), Феодул, Иаков», и другой «Иаков, Климент, Галактион» и «Марко»  - это современники и друзья преподобного Максима Кавсокаливита, как говорится о них в житии его. Святой «Иоанникий,» иеромонах лавры, живший вскоре после преподобного Максима и написавший житие его.    Преподобный «Феодор», современник Нила Мироточивого (XVII в.), подвизался в местности «Мегали Вигла».    Упоминая о подвигах преп. Акакия Кавсокаливского и учеников его, украсившихся венцом мученическим, проигумен Макарий говорит еще о некоем «Косме» Спартиоте, жившем в скиту св. Анны, который также за исповедание Христово был усечен во главу в Константинополе. В 1780 году вышло второе издание вышеупомянутой книги, только уже под именем Саввы Скевофилакса лаврского. Савва этот также говорит о мученическом подвиге сказанного Космы и указывает год страдания его 1760?й. Затем приводит ряд дивных подвижников, украшенных благодатными дарованиями и скончавшихся уже в его время - после 1760 года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) О неизвестных святых и пустынниках В кириаконе скита Кавсокаливия есть настенное изображение неизвестного святого с надписью: «Преподобный и помилованный Евфросин Иверский». В своей правой руке он держит развернутый свиток со словами: «В простоте сердца живя и среди суеты, помилован от Господа». На нем монашеские одежды, а сам он коленопреклоненно молится. Составитель жития преподобного Акакия Кавсокаливита папа-Иона, говоря в конце своей книги о современных ему преподобномучениках, «которые как многоценные жемчужины отошли ко Господу», упоминает и о нем: «В числе их был и треблаженный Евфросин, которого обычно называют Помилованным. Как солнце просиявший в святой Иверской обители, он вел себя чрезвычайно просто, видел и прикровенно обнаруживал тайное состояние души каждого, а при открытии могилы его святых мощей в ней не оказалось». Один подвижник, старец Герман, который подвизался рядом с румынским старцем Герасимом в Хаири (в районе Лавры), рассказывал, как однажды ночью отец Герасим видел во сне трех величественных пустынников, которые сказали ему: – Смотри, мы втроем живем здесь. Не беспокой нас и другим передай, чтобы нас не беспокоили. Старец Герасим открыл о своем видении известному духовнику папа-Неофиту Караманлису, подвизавшемуся на Кармилии (одна из вершин к западу от Керасьи 45 и выше скита Святого Василия). Папа-Неофит, движимый сильным желанием, с великой ревностью и старанием исследовал все пещеры и заброшенные келлии той местности, но нигде не нашел святых останков тех пустынников. Через некоторое время эти три пустынника сами явили себя старцу. Вот как это было. Идя однажды от своего аскетирия 46 в Хаири к келлии Святого Нила, чтобы приобщиться Пречистых Таин, он ощутил благоухание. В том месте проходящие отцы всегда чувствовали благоухание, в том числе и мы, убогие и недостойные. Но тогда благоговейный подвижник ощутил благоухание с особой силой. Итак, он решил выяснить, откуда оно происходит, и попросил святых открыть ему это. В том месте находилась невысокая приступка из камней 47 . Разобрав камни, из которых она была сложена без скрепляющего раствора, старец увидел вход в какую-то пещеру, откуда исходило благоухание. Он попытался войти в пещеру, но внезапно услышал голос:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В начале жития стоит такая надпись:   «Месяца августа 21-го, память… приснопоминаемого преподобного отца нашего Исаии».   И затем стихи:   … Исаин дух приемлет небесный воздух. Тело же на земли остави духовным своим чадом: Велика утешения и радости. На земли остави Исаия сьзданную новую обитель Чедам своим духовным, Христе мой, На небеси духом вселяется в вечные обители. Добродетельный твой сладкий язык, Аще угасе на земли, о, отче, Но имаши в вышних небесных умов сладчайшую беседу. Взыде отсюда к воздуху Великая слава Исаия, Ему же слава великая на земли. Тебе прияша небесная селения, о, отче! Идеже уготова Бог любящим Его. И нас убогих, немощных и многими скорбьми одержимых Не остави святыми молитвами нас. В 21 день, Сладка беседа – Исаия успе о Господе.   В описании лавры св. Афанасия, составленном в 1757 году лаврским скевофилаксом, проигуменом Макарием, критянином, и напечатанном в Венеции в 1772 г., помещен перечень подвижников и отцов, прославишихся святостью жизни в пределах Лавры. Кроме святых, внесенных нами в настоящий Патерик, под известными днями их памятей, составитель книги упоминает еще следующих: Марко , названный Препростым, ученик св. Григория Синаита. См. о нем ниже. Авва Харитон и Геронтий, подвизавшийся в местности Вулевтириа, где ныне скит св. оба современники св. Григорию Синаиту. Корнилий, Исаия, Макарий  – об этих упоминается в житии св. Григория Синаита; Авксентий, Дорофей, Геронтий (другой) , Феодул, Иаков, и другой Иаков, Климент, Галактион и Марко  – это современники и друзья преподобного Максима Кавсокаливита, как говорится о них в житии Святой Иоанникий, иеромонах лавры, живший вскоре после преподобного Максима и написавший житие его. Преподобный Феодор , современник Нила Мироточивого (XVII в.), подвизался в местности «Мегали Вигла». Упоминая о подвигах преп. Акакия и учеников его, украсившихся венцом мученическим, проигумен Макарий говорит еще о некоем Косме Спартиоте, жившем в скиту св. Анны, который также за исповедание Христово был усечен во главу в Константинополе. В 1780 году вышло второе издание вышеупомянутой книги, только уже под именем Саввы Скевофилакса лаврского. Савва этот также говорит о мученическом подвиге сказанного Космы и указывает год страдания его 1760?й. Затем приводит ряд дивных подвижников, украшенных благодатными дарованиями и скончавшихся уже в его время – после 1760 года.

http://isihazm.ru/1/?id=1833

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о евхаристической жизни и участии в Таинствах В больших общежительных монастырях бескровная жертва Божественной Евхаристии совершается ежедневно. Евхаристическую жизнь Церкви и тайну общения во Христе и эсхатологический смысл Второго Пришествия Господня монашество переживает самым динамичным и в то же время самым таинственным образом. Кроме ежедневной Божественной литургии в общежительных монастырях, на Святой Горе регулярно совершаются Литургии в скитах, келлиях и исихастириях. Папа-Даниил, великий исихаст, подвизавшийся в пещере Святого Петра Афонского, был как бы «служебным духом» и «пламенем огненным», как написано: творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный ( Пс.103:4 ). Служил он ежедневно. Но Литургия его была поистине таинством, настоящим схождением Неба на землю и истинным восхождением земли на Небо. Говорят, что для того, чтобы продлить время Божественной литургии, он круглый год совершал Литургию святителя Василия Великого . Он никуда не торопился. Если приходило умиление, что было весьма часто, он прекращал на время молитвы и возгласы и плакал радостными слезами. В течение шестидесяти лет он служил ежедневно и неопустительно. Божественная литургия длилась у него несколько часов. Блаженны мгновения и часы, окрыляющие и возвышающие души и людей делающие похожими на Ангелов! Есть преподобные иеромонахи, как бы дышащие огнем и жаждущие ежедневного, если это возможно, служения Божественной литургии. Одним из таковых был папа-Гедеон Кавсокаливит, постоянно совершавший сорокоусты 210 и служивший Литургию почти каждый день. До пострига, будучи еще простым рабочим на Святой Горе, он дал обет стать монахом. Однако не выполнил своего обещания и, вернувшись к себе в деревню, получил, как сам говорил, «невидимую пощечину». Тогда он сразу понял, что это означает. Оставив мир с его суетой, отец Гедеон приехал сюда и стал подвизаться в каливе Святого Акакия. Румынский монах Нектарий, ставший учеником великого учителя византийского пения старца Феофила, обладал ангельским, необыкновенно приятным голосом. В конце жизни он предался строжайшим подвигам и почил в мире в 1890 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Афоне в обители святого Павла, найдя иеромонаха строгой жизни Иосифа, блаженный открыл свою душу и упросил старца при­нять его к себе в послушание и постричь в иночество. Двенадцать лет провел он под руководством Иосифа, изучая жизнь духовную. Потом, услышав о чудной жизни преподобного Акакия Кавсокаливита, пере­шел в суровую пустынь его и провел с ним шесть лет. Здесь, питаясь трудами рук своих, он столько известен стал по совершенству жизни, что считался образцом для пустынных братий; особенно отличался он кротостью, приветливостью и добродушием. Но при всех добродетелях душа Пахомия жаждала еще подвига исповеднического: он тревожил­ся сомнением, не вылетели ли во время болезни его какие-либо слова отречения от Господа, когда турки одели его в свои одежды, не посра­мил ли он чем-либо имя христианина? Он открыл старцу Иосифу свое желание. Старец, полагая, что желание его – плод гордости духовной, строго бранил его за желание исповедничества. Пахомий оставался при своем желании. Духовник Иосиф испытывал его целый год, возлагая на него разные епитимии, и нашел его готовым на все. Затем оба они открывали свои мысли наиболее добродетельным отцам Святой Горы; но все одобрили тайную мысль Пахомия; а блаженный Акакий утверж­дал Пахомия на страдальческий подвиг молитвою и советами. Пахомий оставил Святую Гору, сопровождаемый духовником своим Иосифом. Прибыв в город Усаки, Иосиф остался в гостинице; а Пахомий по­шел прямо в дом господина своего и оттуда на базар, чтобы узнали его. Турки, узнав, схватили и повели его к судье; они объявили, что это – тот самый раб, который во время болезни отрекся от Христа и оделся в зеле­ные одежды, а теперь ходит в монашеской одежде. «Правда ли это?» – спросил судья. Пахомий отвечал: «И на уме у меня не было отрекаться от Христа: признавал и признаю христианскую веру святою и чистою, и готов перенести все муки за свое исповедание». Судья, осыпав его бра­нью, объявил, что так как раз отрекся он от Христа, то не может более носить одежды христианской и должен выбрать одно из двух – или со­всем отказаться от Христа, или принять смерть. В ответ на это услышали слова исповедника: «Да не будет того, Христос Царь мой, чтобы я и тай­ною мыслью отрекся от имени Твоего; готов я по любви к Тебе и в огонь, и на всякую смерть». Судья велел бросить Пахомия в смрадную темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(в мае 1730 года) Сказание сие извлечено из похвального слова Преподобному мученику Пахомию, помещенного в книге под заглавием «Священная труба». Мощи Святого ныне находятся в святой обители Иоанна Богослова, на острове Патмосе. Всечестный Отец сей был родом из Малой России, сын благородных родителей. В ранней молодости взят он в плен татарами, которые продали его одному турку, ремеслом кожевнику. Турок, взяв его, увез на родину, в местечко, называемое Узаки, и находящееся в Филадельфийской области. Там старался он научить юного Пахомия не только ремеслу своему, но и вере своей. Видя же, что ремесло он перенимает, а веру ненавидит и гнушается ею, наказывал его побоями, бранью, угрозами, лишением пищи. Но доблестный Христов воин с радостью терпел все сие за благочестие во все время, как был рабом, двадцать семь лет; и служил своему хозяину так усердно и верно, что он расположен был выдать за него дочь свою и сделать его своим наследником, если бы только отрекся он от Христа. Добрый же сей юноша, высокий хранитель целомудрия, вменял и супружество, и богатство за уметы, повторяя в сердце своем Апостольское слово: «Кто ны разлучит от любве Христовы? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч» ( Рим. 8, 35 )? Наконец, хозяин, видя непоколебимость Пахомия в своих мыслях и намерениях, дал ему свободу, позволив идти, куда хочет. Тогда как мученик собирался отойти от своего хозяина, впал в болезнь. Посещавшие его во время болезни агаряне выдумали ложь, будто бы изъявил он желание отречься от Христа и принять веру магометанскую; а когда выздоровел, заставили его одеваться по-турецки, однако же, не принуждали к обрезанию. Но Христов мученик, гнушаясь сим, удаляется оттуда, в виде купца приходит в Смирну, и там, сложив с себя турецкую одежду, идет на святую гору. Здесь в обители Святого Павла находит одного добродетельного и рассудительного священно-инока, по имени Иосифа. Исповедав пред ним тайны сердца своего, умоляет старца принять его к себе в послушание, и постричь в монашество, что и было исполнено. Двенадцать лет прожил он с Иосифом, подражая ему во всех добродетелях. По прошествии же двенадцати лет услышав о чудном житии преподобного Акакия Кавсокаливита, переселился он в Кавсокаливи и провел там шесть лет, питаясь от собственных трудов и, как трудолюбивая пчела от цветов, собирая отовсюду совершенство добродетелей. Поэтому, для всех тамошних Отцов сделался он образцом и примером монашеского жития, отличался особенно кротостью, приветливостью, добродушием, так что все любили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

18.  Был такой иеромонах, отец Гедеон Кавсокаливит, который служил день ото дня и совершал очень много сорокоустов за упокой. Когда он еще был работником на Святой Горе, он дал обещание стать монахом, но нарушил его и вернулся в мир, в свою родную деревню. Однажды утром придя в церковь , он получил невидимую пощечину, оплеуху. – Твое место не здесь! – послышался голос с небес. Тогда он оставил мир и стал аскетом в каливе святого Акакия 46 . Эта пощечина отца Гедеона Кавсокаливита напомнила мне о другой поучительной истории: 19.  Один молодой священник пренебрегал своими обязанностями и на утренних, и на вечерних службах и, прежде всего, во время Божественной литургии. Однажды на Божественной литургии во время положения Святых Даров он начал зевать. Прекратил молитвы и зевал. Тогда он получил сильную пощечину, звук от которой услышали все прихожане в церкви. В то же время послышался строгий голос, который говорил ему: – Эй, до чего уже дошло! Ты что, собираешься спать? Позаботься о том, чтобы остановить кровотечение души твоей! Несколько дней его щека оставалась ярко-красной, с ясными следами пальцев! Слово «кровотечение» напомнило ему о женщине, страдавшей кровотечением (святой Веронике), поэтому каждый день он читал соответствующий отрывок из Евангелия. Он испытывал тот же страх, что и некогда страдавшая кровотечением женщина, которая излечилась, когда коснулась рукой края одежды Господа, «и тотчас остановилась у нее кровь» 47 . Служил этот священник впредь, как будто это была его последняя Божественная литургия 48 . Всякая душа, входящая в храм, чтобы участвовать в богослужении, есть душа «кровоточащая», но кровоточащая из-за грехов. Она входит в храм, и там ее ждет милосердие, любовь, нежность, Благодать и благословение Господа нашего. В храме всем найдется лечение. С Божественным Причащением мы не только касаемся края одежды Его, но «вкушаем Пресвятое Тело Его, но и пьем Честную Кровь Его»! И вот мы чувствуем подъем, радость, единение, новую жизнь и воскресение! Велико наше желание Его узнать, Его коснуться, Ему причаститься!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

328. Василий Григорьевич Барский в первое свое посещение Горы Афонской упоминает о болгарских старых книгах в этой обители, см. наше издание «Первое посещение святой Афонской Горы Вас. Григ. Барского», Спб. 1884, стр. 25, а во второе уже ничего о них не говорит. Стало быть, монастырь этот был сначала славянским, а потом перешел во власть греков. 329. Даничич. «Животи кральева и архиепископа српских». Загреб. 1866. Филарет, архиеп. Черниговский. «Свв. южных славян». 330. Император Андроник Палеолог в данном Русику подтвердительном хрисовуле — 1312 г. — вместо утраченных актов на его имения упоминает об этом сожжении монастыря. См. «Акты Р. на св. Афоне м-ре». Киев. 1873. 163. 331. По известию ученика преп. Даниила, написавшего его житие, сличенному с грамотою краля Милютина и «родословом», описанным самим Даниилом — это нападение франков на Афонскую Гору окончилось в 1296 году. Феодул магистр, известия которого напечатаны в Anecdota Boissonadi (II, 226) относит разорение Афона каталонцами к 1308 году. См. «Летопись» архимандрита Арсения (изд. 2), под 1308 годом. 332. Это случилось не позже 1310 года. 333. Память его — 11 мая. 334. Банский собор св. Стефана во время владычества мусульман опустошен и обращен в мечеть. 335. Ему же приписывают перевод Кормчей. 336. Сербляк, л. 174. 337. Из Neon Martirologon. 338. Иеромонах Иона, ученик преп. Акакия Кавсокаливита. 339. Из Neon Leimonarion. 340. Отсюда видно, что преподобный был иереем. 341. Извлечено из жизнеописания преподобномученика Гедеона, приложенного к службе его, напечатанной в Константинополе 1840 года. 342. См. о сем в книге «Вышний покров над Афоном». М. 1892, стр. 65–67. 343. См. там же, стр. 62–63. 344. См. там же, стр. 13–17, и здесь в книге под 11 июня. 345. Патриарх Филофей имел особенное расположение к прославлению жизнеописания тех святых мужей и жен, которые или прославили подвигами своими родную ему Солунь, или происходили из этого города. Кроме известных составленных им житий: св. великомуч. Димитрия (Patrol.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пещера прп. Нила Мироточивого на Афоне [Греч. Νελος Μυροβλτης] († 1651), прп. Афонский (пам. 12 нояб., 7 мая). В миру Николаос Терзакис. Род. в кон. XVI в. или в самом нач. XVII в. на п-ове Пелопоннес в сел. Айос-Петрос, воспитывался дядей, иером. Макарием, в мон-ре Малеви в честь Успения Пресв. Богородицы (ныне женский). Дядя привил мальчику любовь к молитве и монашескому образу жизни, и когда буд. подвижник достиг соответствующего возраста, то принял постриг в этой обители с именем Нил в честь прп. Нила Синайского; через некоторое время был рукоположен во диакона и вскоре - во иерея. 15 лет подвизался один в пещере в местности Пурнарья (расположена немного выше мон-ря). Иером. Макарий решил отправиться на Афон для более строгого подвижничества, и Н. М., его племянник и духовный сын, последовал за ним. Придя в Великую Лавру , они купили небольшой участок земли недалеко от того места, где в VII в. подвизался один из основателей афонского монашества прп. Петр Афонский, и жили там, полностью посвятив себя служению Богу, до блаженной кончины Макария. После смерти духовного наставника Н. М. переселился в др. место - в небольшую пещеру. Она находилась на таком обрывистом склоне глубокого ущелья, что не только люди, но и животные остерегались заходить туда. Н. М. долгие годы жил в уединении как строгий аскет. Он мирно преставился 12 нояб., в день памяти своего небесного покровителя Нила Синайского. После того как монах, который служил Н. М., похоронил усопшего близ пещеры, из гроба стало изливаться миро, причем так обильно, что его поток, льющийся с большой высоты, достигал моря. Об этом чуде, а также о целительной силе мира быстро узнали на Афоне и в др. краях. Желавшие получить святыню приплывали на лодках в то место, где миро стекало в море, и собирали его. Однако через некоторое время из-за большого скопления народа начались ссоры и столкновения. Ситуация настолько серьезно беспокоила афонских монахов, что живший в то время поблизости прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730) обратился к Н. М. с молитвой, в которой он просил подвижника, отличавшегося любовью к безмолвию и покою, не смущать иноков и мирских людей, жаждавших получить целебное миро. По молитве Акакия истечение мира от мощей Н. М. прекратилось.

http://pravenc.ru/text/2577643.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010