Преподобномуч. Акакия нового 1730 г. в ските кавсокаливийском. Афон. патер. III. Св. Василия , еп. рязанского, 3 июля 1360 г. Кроме сего ему празднуют 10 июля и в неделю вс. святых и еще 21 мая с князем Константином муромским. ( Филим. 15 апр.). Муромской иконы Божией Матери в рязанском соборе, в 1291 из Мурома принесенной в Рязань еп. Василием. Любоп. Мес. 1794 г. Празднование ей утверждено указом св. Синода 1814 года. В Муром она принесена в 12 веке из Киева князем Константином муромским. IV. Мученика Геронтия . Неап. Нан. 2. Ап. 346. Хлуд. 35. В 240 Гернота. В Син. 1 Геронтия, отца св. Георгия. В Екл. пр. Геронтия. Сн. 1 апр. Сергия архиеп. констант. из монастыря Мануила . Нан. 2. Антон. Сергий II патриарх (999–1019), известный святостию жизни. Ле-Кьен I. 258). V. Священномуч. Артемона. Вас. Муз. 13. Рум. (13 апр.). Мартина , папы римского. 2. Мед. (14 апр.). Св. Феодора . Ев. 1. (15 апр. М. Гр.). Муч. Феодосия . Муз. 13. (13 апр. М. Гр.). Муч. Павсилиппа . Хлуд. 35. Ев. 404. Муз. 891. Терн. (8 апр.). Саввы готфского. УКр. Тур. Мед. Мил. (15 апр.). Муч. Крискента . Муз. 13. (апр. 13). Мучч. Флорентия и Диоклитиана . МКр. (9 и 13 окт.). 13 I. Священномуч. Артемона , пресвитера лаодикийского, † 303. Коал. 2. Хил. Сев. 2. У. 1298. Соф. М. 12. По Феоктистовой минее канон в Богородичных Георгия. Служба. (Супр. 245. Мак. 24 мар. Вас. 240. 12 апр. Неап. Акад. Сирм. Маз. М. Гр. М. Р. 8 окт.). Св. муч. Крискента из Мир ликийских. Вас. Иер. Кал. Петр. Слепч. Терн. (Мст. МГр. М. Р. Соф. М. 12 в. апр. 15. Канон Иосифа. 2. апр. 14. Муз. 13. апр. 12. В службе говорится о мощах его и чудесах от них. Св. Андрей критский упоминает об нем в слове на святителя Николая). Св. муч. Фомаиды в Египте в 5 веке. Ч. М. (Сирл. Мак. 1370. МГр. М. Р. 14 апр. 54 апр. 15). II. Муч. Елевферия перса мечем. Вас. Петр. (Сирм. 14 апр. сн. 1 апр.). 3оила повешенного на древе. Петр. Клар. 240. римлянина (Сирм. 14 апр.). Муч. Феодосия мечем. Иер. Кал. Екл. Нап. 2. (Син. 1 апр. 3. Муз. 13. апр. 12. Екл. 2 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Всеблагий Бог позаботился о моём воцерковлении, а вместе со мной и всей семьи и всей моей родни, которые пытались мне помочь. Ещё одна причина, по которой Бог «был обязан» мне помочь – то, что я оказался под действием магии невольно, с младенчества, поэтому и не было на мне вины. Когда я представил Старцу всю картину этой борьбы, он выразился очень характерно: «Помнишь чудо, которое произошло здесь? Чтобы осознать, что из себя представляет всё то, что ты пережил, почитай житие святого Акакия Кавсокаливита. Он принял монашество в молодости и потом отправился подвизаться на Святую Гору. Там он столкнулся с нападением демонических помыслов и захотел вырваться. Тогда демон стал толкать его, чтобы сбросить в пропасть. Тоже самое случилось и с тобой! Из-за того, что ты захотел приблизиться к Церкви, поэтому на тебя ополчается враг 21 . Уходи Как-то раз пришёл к Старцу один мой знакомый, а вместе с ним и одна матушка, которая тоже хотела встречи со Старцем. Старец принял у себя в келлии сначала моего знакомого, а как только вошла к нему эта матушка, вдруг начал кричать: – Уходи, уходи от сюда… не хочу тебя видеть! – Но батюшка, почему? Что я сделала? – Уходи, уходи от сюда… Феврония, ну ка, проводи её отсюда. Что такое случилось и почему Старец так отреагировал? Одному ему и Богу это известно. Так или иначе, но я узнал, что она преставилась через несколько лет после этого. Свадьба После того, как я полностью пришёл себя, почувствовал себя совершенно здоровым и радовался жизни, – начал строить планы на будущее. Мне захотелось спутницу жизни и я сказал своему брату: – Думаю создать семью! Я нравлюсь одной девушке из такой-то деревни, она мне тоже нравится… ты что думаешь? – Ты ещё ходить не научился, только жениться тебе не хватало! Расстроенный я отправился к Старцу. Мне казалось, что он обязательно даст мне благословение жениться. – Батюшка, я думаю об одной девушке! С твоего благословения пойду к её родителям. Я нравлюсь ей и она мне! – Однако… это не нравится Богу, дитя моё.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Первый старец послушнику громко прокричал: " Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас? " Ответа не дождавшись, паки возгласил: " Акакий, мертв ты или жив еси? " - " Живя, как и прежде, когда жил в мире бренном!- Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью " . Старец второй, поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолвить спасенье для своей души. Акакий чудный, воплощенное смирение, Ты послушанием снискал себе спасение. Душа твоя веселья ныне исполняется И имя Церковью святою прославляется. Святые с именем Акакий Преподобный Акакий Кавсокаливит Всего в святцах святых с именем Акакий как минимум девять. Трижды Церковь празднует день памяти святого Акакия Синайского. Житию Акакия посвятил свое слово «О послушании» преподобный Иоанн Лествичник. В Лествице преподобный демонстрирует нам святого Акакия как символ добродетельного терпения и смирения, которое Господь вознаграждает спасением. 27 января (14 января по ст.стилю)день памяти святителя Акакия, епископа Тверского и Кашинского. 12 июля 12 июля(29 июня по ст.стилю)церковь вспоминает его же в соборе Тверских святых. Святитель Акакий участвовал в двух Макарьевских соборах по канонизации святых, в Стоглавом соборе. Под его надзор в Отрочь монастырь был сослан Максим Грек, о котором святитель много заботился. Именно святителем Акакием в 1564 году был освящен нынешний кафедральный собор Твери, церковь «Белой Троицы». По сей день существуют рукописные книги, переписанные по благословению святого Акакия. Сам же епископ не только переписал собственноручно два Евангелия, но и создал редакцию знаменитого Киево-Печерского патерика. Акакиевская редакция Патерика - одна из десяти существующих и серьезно изученных Макарием (Булгаковым) редакций памятника церковно-исторической литературы. 17 марта (4 марта по ст.стилю) и 30 августа (17 августа по ст.стилю) вспоминаем мученика Акакия, воина. Видя, как император Аврелиан (270-275 годы) истязает христиан - брата и сестру Павла и Иулианию, Акакий уверовал во Христа, объявил об этом и тут же был казнен.

http://pravoslavie.ru/75826.html

Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой и не убоялся принять смерть за Христа. Прп. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русину (память 7/21 мая). Этот святой был учеником прп. Акакия. В миру Прокопий, он родился на Украине и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, а получив свободу удалился на Святую Гору Афон, где принял постриг с именем Пахомий и со временем перешел в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия. Придя в Константинополь, он открыто исповедал себя христианином, за что был заточен в тюрьму, где от него потребовали принять ислам. Отказавшись на суде отречься от веры, он был осужден и обезглавлен в городе Усаки в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Святые мощи его почивают в монастыре на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова. Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=288...

Сулико Я могилу милой искал, Сердце мне томила тоска. Сердцу без любви нелегко. Где же ты, моя Сулико?.. Популярную в советском союзе песню «Сулико» многие считают народной. Однако авторство слов принадлежит самому известному поэту Грузии и общественному деятелю Акакию Церетели. Стихотворение «Сулико» Акакий Церетели впервые опубликовал в 1895 году. Затем к стихам была написана музыка. В 1938 году песня была исполнена перед Сталиным и названа «народной». Она так понравилась вождю, что очень быстро стала популярной. Грузинская банкнота номиналом 10 лари с изображением Акакия Церетели      Улицы, метро и университет Автора «Сулико» Акакия Церетели очень любят в Грузии. Поэт, публицист, писатель, просветитель, патриот. В его честь в Тбилиси названа станция метро и целый проспект. В центре Тбилиси стоит памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели. В Кутаиси, где Акакий Ростомович окончил гимназию, существует государственный университет в честь Акакия Церетели. В 1960 году к 120-летию грузинского поэта князя Акакия Церетели даже была выпущена почтовая марка СССР, номиналом в 40 копеек. В 1995 году в Грузии в обращение вошла купюра в 10 грузинских лари. На одной из сторон купюры - портрет Акакия Церетели. А еще, Акакию Церетели принадлежат слова: «Учитесь, дети мои! Большего богатства вы не сумеете обрести». Агиос Акакиос Недалеко от греческого города Лариса, глубоко в горах, расположился городок Агиос Акакиос, или Айос Акакиос. В русской транскрипции он так же, как и имя, прозвучал бы - Акакий. В этом селении в Фессалии, которое в XVII веке было деревушкой Голица, родился еще один святой с именем Акакий - преподобный Акакий Кавсокаливит. Имя Акакий в поэзии Святителя Николая (Велимировича) Сербского называют также Новым Златоустом. Каждому дню года в своем творении «Охридский пролог» он посвятил поэтическую проповедь. Один из его боговдохновенных гимнов рассказывает о преподобном Акакии Синайском. Может быть, мы и не вспомнили бы об этом, если бы не одно но. 12 декабря чтятся очень многие достойные святые. Но именно Акакию, вошедшему в святоотеческую литературу, как символ смирения, терпения и послушания, святитель Николай Сербский посвятил свои строки:

http://pravoslavie.ru/75826.html

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведённого им огня. Он понял, что это - бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Подвигами и молитвами прп. Акакия в Кавсокаливиях была возобновлена монашеская жизнь. По его молитвам здесь также был изведен источник, существующий до сих пор. Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извёл из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: " Полчаса достаточно для истинного монаха " . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание преподобного Максима Кавсокаливита. Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно преподобный Максим чудесно являлся ему, облачённый в священнические одежды, озарённый небесной славой и в сопровождении монахов, одетых в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=288...

XVIII в.; мон. Митрофан Хиосский). С преподобными Нифонтом и Акакием Кавсокаливитом - на иконе в алтаре кириакона Кавсокаливийского скита (ок. 1821; мон. Митрофан из Визии). С прп. Иларионом Великим и мч. Неофитом - на иконе из каливы св. Евстафия того же скита (1820; тот же мастер). Фигура М. К. есть на рус. цветной литографии XIX в. с изображением Собора преподобных отцов. С XIX в. образ М. К. встречается на видах его мон-ря, печатавшихся в технике гравюры на меди. Центральное место занимает изображение Кавсокаливийского скита, вверху - Св. Троица (посвящение престола кириакона этого скита), слева и справа в особых рамках - преподобные Акакий Кавсокаливит и М. К. (1-я четв. XIX в.; иером. Парфений с Закинфа). С 90-х гг. ХХ в. создаются иконы, на к-рых помимо фигуры преподобного есть сцены жития - в мон-ре Параклита в Оропосе в 90-х гг. ХХ в. иером. Роман; в кириаконе Кавсокаливийского скита ок. 1995 иером. Максим из келлии прп. Антония в Керасье; икона с изображением М. К., сжигающего каливу,- в парекклисионе Успения Пресв. Богородицы каливы прп. Акакия Кавсокаливийского скита (1994; И. Венгос). Там же хранится икона 1995 г. со сложной композицией: на ней изображены преподобные Нифонт, М. К. и Акакий Кавсокаливит. Нифонт и Акакий изображены в рост; М. К. представлен в центре, погрудно, в правой руке он держит крест, в левой - модель горящей каливы. Внизу, под образом М. К., помещена сцена явления ему Пресв. Богородицы, наверху - Св. Троица Ветхозаветная. Среди печатных икон встречаются разнообразные сюжеты, связанные с М. К.: святой уходит от горящей каливы (в неск. вариантах, 1957; худож. Р. Копсидис; ок. 1999; худож. Д. Циандас); поясное изображение М. К. с моделью горящей каливы в руке (нач. 70-х гг. ХХ в.; Копсидис). Совр. изображения включают 2 сюжета: явление Пресв. Богородицы М. К. и предстояние святого перед могилой, к-рую он приготовил себе (мон. Нектарий Неаскитиот). На совр. иконах в стиле рус. иконописи М. К. пишут средовеком в иноческих одеждах (светлом платье, коричневом плаще), с наброшенным на голову синим куколем. Лит.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης, μον. Οσιος Μξιμος Καυσοκαλβης Αγιολογα. Υμνογραφα. Τχνη. Θεσ., 2010; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημεακς ζωγραφικς του Αγου ορους, 10ος-17ος αινας Αθνα, 2010. Σ. 93, 244, 281, 290. М. А. М., О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/2561640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ КАВСОКАЛИВИТ Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. Неофит Кавсокаливит. Роспись б-ки каливы (келии) св. Акакия в Кавсокаливийском скиту. XXI в. [Греч. Νεφυτος Καυσοκαλυβτης] (ок. 1713, Патры - 1784, Бухарест), иеродиак., филолог, церковный писатель, просветитель. Один из родоначальников афонского движения колливадов , возникшего в связи с дискуссией о приношении в храмы колива по воскресным дням в память об усопших. Н. К. одним из первых вступил в спор о перенесении заупокойного богослужения с субботы на воскресенье, однако в 1759 г. он удалился со Св. Горы и его дальнейшая деятельность проходила независимо от движения колливадов. Он до конца жизни находился в весьма непростых отношениях с такими авторитетнейшими представителями движения, как прп. Афанасий Паросский и прп. Никодим Святогорец . Н. К. род. в г. Патры (п-ов Пелопоннес, совр. Греция) в семье крещеных евреев (в лит-ре можно встретить т. зр., согласно к-рой Н. К. исповедовал иудаизм и крестился в сознательном возрасте, что не соответствует действительности). Тему его происхождения не раз обсуждали позднее его недоброжелатели. Сам он не отказывался от него и во всех написанных им самим документах и книгах к своему имени присоединял дополнение «Пелопоннесец из иудеев». Н. К. получил блестящее образование: окончил Патриаршую школу в К-поле, богословскую школу на о-ве Патмос (с 1737 по 1744), учился также в Янине у Евгения (Булгариса) (с 1744). Изучал философию, богословие и филологию, проявлял особый научный интерес к грамматике ( Πρντζιπας. 1985. Σ. 130-131). После завершения образования принял монашеский постриг и удалился на Св. Гору Афон, где жил в Кавсокаливийском скиту во имя Пресв. Троицы (см. в ст. Великая Лавра ). В 1749-1753 гг. был 1-м ректором (схолархом) Афонской академии (Афониады) при мон-ре Ватопед , учрежденной при патриархе К-польском Кирилле V (1748-1751; 1752-1757). Его преемником на посту ректора стал его учитель Евгений (Булгарис). Вскоре после ухода с поста ректора Н. К. на короткое время затворился в келье и занялся учеными трудами ( Μπαρτζελιτης. 2008. C. 262).

http://pravenc.ru/text/2565028.html

Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его. Преставился преподобный Акакий 12 апреля (ст.ст.) 1730 года. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца. Память совершается 12/25 апреля и в Соборе Афонских Преподобных. В кириаконе Кавсокаливского скита по сей день хранится главная святыня обители – глава прп. Акакия. Справка: Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре, на высоте 120 м над уровнем моря. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину. Главный храм скита — Кириакон. Сюда на воскресную литургию собираются подвижники и старцы из своих калив. Храм был построен неким русским военачальником. Его иконостас представляет сплошную резную миниатюру. От Кавсокаливии горная тропа ведет вверх к пещере преподобного Нила Мироточивого. Своего расцвета Кавсокаливский скит достиг в начале XVIII столетия при преподобном Акакие. Он возобновил скит после длительного запустения. Постепенно скит разросся до 40 самостоятельных келий, в которых проживало до 200 иноков-подвижников.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведенного им огня. Он понял, что это – бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Именно поэтому многие из посетителей сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливийский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извел из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: «Полчаса достаточно для истинного монаха» . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Преподобный Максим Кавсокалив не раз являлся ему в видениях в сонме монахов, облаченных в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага. Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русскому (память 7 мая).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010