«Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита» (Спб, 1894) издано в подлиннике И.В.Помяловским по рукописи Московской синодальной библиотеки. В предисловии к этому житию г. издатель, вероятно, на основании указания архим. Сергия (см. полный месяцеслов – 8 авг.), кончину преподобного Григория относит к 1310 году, но это неверно: приводимые в самом житии исторические факты и личности свидетельствуют, что кончина преподобного должна быть отнесена к первой половине XIV столетия – к 1346 году – как утверждает и архим. Арсений (см. его «Летопись», изд. 2, Спб, 1880 г, стр. 505, и его же «Очерк жизни патриарха К.П.Каллиста» - Православное Обозрение, 1873 г., т. I, стр. 917). Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. См. житие преп. Максима Грека, 21 января. См. наше издание: «Преподобный и богоносный отец наш Нил Сорский и устав его о скитской жизни», издание 3-е, М, 1892 г. Из Neon Martirologon. Его лично знал знаменитый наш русский паломник Барский. См. наше издание: «Второе посещение св. Афонской Горы В.Г.Барским». Спб, 1887г, стр. 55. Катунаки – прибрежная пустыня, в недальнем расстоянии от скита св. Анны. О местности этой смотри в житии преп. Максима Кавсокаливита, 13 января. См. страдания преподобномученика Романа, 16 февраля. См. страдание преподобномученика Никодима, 11 июля. Извлечено из книжки, заключающей в себе службу и жизнь сего преподобного, напечатанной в Смирне 1646 года. С рукописи Есфигменского монастыря. Иеромонах Герман – один из лучших современных богословов. Он скончался в 1851 году, оставив после себя много прекрасных произведений своего пера. Желающий ближе ознакомиться с этим замечательным старцем пусть читает о нем в письмах г. Муравьева, видевшего его при своем посещении Афонской святыни (См. его «Письма с Востока» 7. 6. стр. 219–221). См. их жизнеописания: Евфимия – 21 марта, Акакия – 1 мая, Игнатия – 20 октября. См. его жизнеописание 4 января. См. житие его 21 марта. С рукописи скита святого Предтечи. Из Filokalia и Akolouqia twn agioreitwn paterwn.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

– Прошу вас, идите приготовьте церковь , потому что пришли святогорские отцы, чтобы забрать меня. Всю свою жизнь я умолял их и просил об этом даре. О блаженной кончине этого дивного человека, как и о многом другом, нам рассказывал его ученик старец Христодул, простой, незлобивый, как агнец Божий, делом и словом, который уже преставился от этой жизни. Когда один монах умирал, в последние минуты своей жизни он призывал Пресвятаго Духа. – Душе Святый, Душе Святый, Душе Святый, – сказал он три раза и преставился. Преподобнической была жизнь, преподобнической была и кончина пустынника Филарета, истинного любителя пустыни и добродетели. Незадолго до смерти он позвал двух братий из келлии Данилеев, Даниила и Акакия, и, наставив их в делании Иисусовой молитвы и в равноангельном монашеском жительстве, встал и попросил их спеть национальный гимн Афона – «Достойно есть». Старец стоял и со вниманием слушал, как обычно, радуясь и проливая слезы. После этого он обнял их, облобызал Христовым целованием и сказал: – Братья мои, цветики Пресвятой Богородицы, я уже не увижу вас более своими телесными очами, потому что меня призывает Господь, молитвами Богородицы и святогорских отцов, в Свои небесные обители. На другой день, когда они пришли к нему, чтобы проведать и взять благословение, он уже лежал со скрещенными руками, которые сам так сложил, в своей деревянной кроватке, с закрытыми глазами, как будто спал обычным сном... Старец Иаков Кавсокаливит доживал свои последние дни в Лавре. Но, почувствовав приближение конца, он решил тайно вернуться в свое пустынное жилище, где прожил столько лет, и там упокоиться. Как-то вечером, когда отцы читали повечерие, он ушел с масляным фонарем. На протяжении всего пути старец просил трех святителей, покровителей своей каливы: «Святители, удостойте меня чести умереть там». Шел он еле-еле, почти всю ночь. Дойдя до ограды своей каливы, он сразу потушил фонарь. К счастью, его увидели соседи и прибежали к нему. Он переступил порог своей каливы, повторил еще раз: «Святые Иерархи, удостойте меня чести умереть здесь», – и с миром предал свою душу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) О бдении Когда преподобного Акакия 57 , подвизавшегося в пустынном скиту Кавсокаливия, вопросили о сне и бдении, он ответил: – Получаса сна достаточно для истинного монаха! Сам он с невероятным мужеством на протяжении всей ночи стоял на ногах или на коленях в молитве и пении, несмотря на то что страдал от сильной грыжи и достиг уже глубокой старости. Спал он очень мало, незадолго до рассвета, опираясь на свою руку или на какой-нибудь предмет, чтобы разум не помрачался от безмерного бдения. Сон он считал опасным и коварным врагом души. Святой говорил, что ничто другое не умножает в такой степени страсти – ни мягкая постель, ни одеяния, ни богатство, ни пища, – как многий сон. И ничто так не укрощает их, как бдение. У него было самодельное ложе с редко набитыми торчащими деревянными штырями, без подстилки, чтобы он не мог упокоить свое тело, сколько хотел, и легко просыпался. Согласно жизнеописанию, преподобный Акакий спал один час, а по другим данным, четыре часа в сутки. Но и святитель Григорий Палама подъял великую брань против своей плоти и сна. В течение трех месяцев он пребывал в молитве без сна в своем аскетирии, который находился выше Великой Лавры. Впрочем, святой прекратил этот подвиг, чтобы мозг не потерпел вреда от постоянного лишения сна. Новоявленный афонский святой Силуан Русский 58 , святость которого была признана Великой Христовой Церковью 59 в 1987 году, родился в 1866 году и почил в 1938 году. Он подвизался в монастыре Святого великомученика Пантелеймона (или Русском монастыре), проводя жизнь в преподобии, чистоте, любви ко всем, непрестанной молитве и глубочайшем смирении. Почил он в мире и оставил о себе память преподобного мужа. А житие его описал почтенный архимандрит Софроний, настоятель Патриаршего Ставропигиального монастыря Честного Предтечи в Англии 60 . Этот святой, помимо прочих своих добродетелей, особо возделывал добродетель бдения, зная из опыта, сколь сильно она способствует очищению ума, окрылению молитвы и возгреванию радостотворного плача. На постель он не ложился, но почти всю ночь проводил в молитве стоя, иногда присаживаясь на скамейку. Спал сидя в течение 15–20 минут и снова вставал на молитву. Этот его сон урывками составлял в общей сложности два часа в сутки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре Прокопий тяжко разболелся, а когда выздоровел, то на него сделан был ложный донос, что во время болезни он отрекся от Христа и дал обещание сделаться мусульманином. Тогда Прокопий решился через Смирну удалиться на святую Афонскую гору, где и поселился близ монастыря св. Павла у одного благочестивого старца иеромонаха Иосифа, который и постриг его в иноки с именем Пахомия. 12 лет он подвизался вместе с этим старцем, но потом, наслышавшись о великих подвигах и богоугодной жизни замечательного подвижника того времени Акакия Кавсокаливита, переселился на жительство в Кавсокаливский скит. Под обаянием подвигов этого старца св. Пахомий стал думать о мученическом венце, так как его мысль о том, что он, быть может, и на самом деле во время своей болезни отрекся от Христа и пообещал принять магометанство, не давала ему покоя и побуждала его искупить свой грех. Свое намерение он поведал старцу Акакию, а этот последний — добродетельнейшим старцам Святой Горы, и все единогласно одобрили намерение Пахомия. Тогда, с благословения старцев, Пахомий покинул Святую Гору и отправился вместе с старцем Иосифом в Усаки, где на базаре он был узнан турками и схвачен ими. На суде он исповедал Христа и отказался принять магометанство, а посему был заключен сначала в темницу, а затем был обезглавлен в день Вознесения Господня, 7 мая 1780 года. Мощи святого мученика покоятся на острове Патмос, в обители святого апостола Иоанна Богослова. В честь этого преподобномученика была составлена особая служба, которая торжественно совершается на Патмосе в день кончины святого. Май 8 Арсений Новгородский, преподобный — прославление Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый, родился в городе Ржев-Владимиров в Тверской земле. Был крещен с именем Амвросий, с возрастом получил хорошее христианское воспитание в доме благочестивых родителей, где был обучен кожевенному ремеслу. После смерти его отца Григория мать Пелагея (впоследствии инокиня Аполлинария) настояла на том, чтобы Амвросий вступил в брак с девицей Марией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Не имея сил долее бороться с помыслами, он в изнеможении сел на камень и погрузился в тонкий сон. Во время сна он увидел стоящего пред ним черного и безобразного исполина, который злобно смотрел на него и скрежетал зубами; между тем, какой-то тихий и ласковый голос говорил ему: «Смотри остерегайся! Этот исполин есть диавол, который хочет воспрепятствовать доброму твоему намерению и погубить тебя». От страха Акакий пробудился от сна и тотчас же пошел к духовнику Галактиону, жившему в уединении, на которому открыл смущавшие его помыслы и просил его совета, как ему поступить в отношении жизни. Духовник, выслушав Акакия, посоветовал ему поселиться в местности что и исполнил преподобный, поселившись там в келье с церковью в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа, где начал проводить жизнь в бдении и молитве, изнуряя плоть свою употреблением в пищу хлеба и воды, но и то через два, а иногда и три дня, большей же частью для порабощения плоти духу питался дикими травами и каштанами. И таким образом в постоянной борьбе со страстьми, диавольскими прилогами и мечтаниями он побыл в этой келье двадцать лет, занимаясь для пропитания своего деланием деревянных ложек. Но желая совершенно умертвить ветхого человека, он поселился в пещере, в которой некогда подвизался преподобный Максим Кавсокаливит. Здесь Акакий еще более усугубил труды подвижнической своей жизни: кроме постоянных трудов в бдении и молитве, холоде и наготе, он лишил себя вовсе употребления в пищу хлеба, вместо же оного сушил дикие травы и, превращая толченый мрамор в порошок, смешивал его с травами и употреблял в пищу. Впоследствии, как рассказывал об этом сам преподобный Акакий на пользу других, от употребления такой пищи у него открывалось кровохаркание. Демоны, видя усиленно вооружившегося на них подвижника Христова, и сами стали вести с ним ожесточенную войну, пугая его различными страхованиями, а иногда касались его тела, приводя оное в расслабление и изнеможение, но мужественный воин Христов все нападения вражии отражал молитвой.

http://isihazm.ru/1/?id=1825

Преподобный Акакий имел благоговение ко всем святым, а наипаче к преподобному Максиму Кавсокаливиту, который, говорил он, многократно удостаивал его своего явления. А когда враг наводил на него уныние, он призывал сего святого в помощь и чувствовал благодатное его предстательство. Преподобный Максим являлся ему обыкновенно в священническом облачении, осияваемый небесной славой и сопутствуемый безмерным множеством монахов, озаренных райским светом. Кроме тех Божественных утешений, которые Господь посылал чрез откровения Своему угоднику, он удостоился получить от сладчайшего Иисуса Христа дар прозорливости: многим предсказывал то, что должно было с ними случиться, и открывал сердечные их тайны. Самый вид преподобного производил дивное действие на страдавших от помыслов. Стоило только посмотреть на его лицо, чтобы умиротворить сердце и чувства! Имя Иисусово он постоянно носил в своем сердце; когда же случалось ему произносить оное устами, то всегда из уст его исходил пламень, что неоднократно удостоился видеть один благочестивый духовник иеромонах Сильвестр. Сияя такой святой жизнью, преподобный Акакий сподобился приготовить к мученическому подвигу за исповедание имени Иисуса Христа кроме преподобномученика Романа и другого мученика – Никодима, благословляя которого на страдальческий подвиг, вручил ему свой жезл, говоря: «Иди с Богом, чадо, в избранный тобою путь, вот тебе мой жезл в С течением времени число учеников у преподобного Акакия увеличивалось все более и более, которые строили себе кельи, и таким образом образовался скит (Кавсокаливский), который молитвами и предстательством преподобного умножился и процветает до нашего времени. А так как на том месте не было воды, то преподобный, желая, чтобы братия не скорбели и не роптали от недостатка оной, однажды вышел на средину скита и после усердной молитвы велел одному брату, по имени Тимофей, копать на указанном ему месте. Когда Тимофей начал копать землю, то вдруг к удивлению всех из того места показалась вода, весьма приятная и здоровая, притом в таком изобилии, что ее достаточно было не только для потребностей братии, на даже и для устройства мельницы.

http://isihazm.ru/1/?id=1825

В начале жития стоит такая надпись: «Месяца августа 21-го, память… приснопоминаемого преподобного отца нашего Исаии». И затем стихи: …Исаин дух приемлет небесный воздух. Тело же на земли остави духовным своим чадом: Велика утешения и радости. На земли остави Исаия сьзданную новую обитель Чедам своим духовным, Христе мой, На небеси духом вселяется в вечные обители. Добродетельный твой сладкий язык, Аще угасе на земли, о, отче, Но имаши в вышних небесных умов сладчайшую беседу. Взыде отсюда к воздуху Великая слава Исаия, Ему же слава великая на земли. Тебе прияша небесная селения, о, отче! Идеже уготова Бог любящим Его. И нас убогих, немощных и многими скорбьми одержимых Не остави святыми молитвами нас. В 21 день, Сладка беседа – Исаия успе о Господе. В описании лавры св. Афанасия, составленном в 1757 году лаврским скевофилаксом, проигуменом Макарием, критянином, и напечатанном в Венеции в 1772 г., помещен перечень подвижников и отцов, прославишихся святостью жизни в пределах Лавры. Кроме святых, внесенных нами в настоящий Патерик, под известными днями их памятей, составитель книги упоминает еще следующих: Марко , названный Препростым, ученик св. Григория Синаита. См. о нем ниже. Авва Харитон и Геронтий , подвизавшийся в местности Вулевтириа, где ныне скит св. Анны [ 365 ]; оба современники св. Григорию Синаиту. Корнилий, Исаия, Макарий  — об этих упоминается в житии св. Григория Синаита; Авксентий, Дорофей, Геронтий (другой) , Феодул, Иаков , и другой Иаков, Климент, Галактион и Марко  — это современники и друзья преподобного Максима Кавсокаливита, как говорится о них в житии его [ 366 ]. Святой Иоанникий , иеромонах лавры, живший вскоре после преподобного Максима и написавший житие его. Преподобный Феодор , современник Нила Мироточивого (XVII в.), подвизался в местности «Мегали Вигла». Упоминая о подвигах преп. Акакия Кавсокаливского [ 367 ] и учеников его, украсившихся венцом мученическим, проигумен Макарий говорит еще о некоем Косме Спартиоте, жившем в скиту св. Анны, который также за исповедание Христово был усечен во главу в Константинополе. В 1780 году вышло второе издание вышеупомянутой книги, только уже под именем Саввы Скевофилакса лаврского. Савва этот также говорит о мученическом подвиге сказанного Космы и указывает год страдания его 1760-й. Затем приводит ряд дивных подвижников, украшенных благодатными дарованиями и скончавшихся уже в его время — после 1760 года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Константинополе в Х в. существовала частная школа магистра Моселла, где обучался святой Никифор, впоследствии епископ Милетский. Школа помещалась близ церкви святого Акакия, находилась под управлением своего основателя и была довольно известной в столице. Никифор прибыл сюда из области Букеллария. Он жил не в помещении школы, а вне её и ежедневно ходил в школу. Так как он имел лишь восемь лет отроду, то вскоре после его приезда в столицу к нему переселилась его мать и нередко сопровождала сына на занятия. В XI b. в Константинополе существовала частная школа Иоанна Мавропода, впоследствии митрополита Евхаитского. Иоанн обучал детей в своей школе бесплатно и был одним из усерднейших дидаскалов своего времени. Такие идеалисты-педагоги, преимущественно из монашества и лиц, расположенных к Церкви, встречаются и в последующее время, и устраиваемые ими частные школы просвещали народные массы наравне с другими. В XIV b. в Константинополе была известна частная (сначала начальная, потом – средняя) школа Халкоматопула. К частным народным школам нужно отнести и школы домашние. У богатых и знатных византийцев было в обычае обучать детей дома; для этого нанимался отдельный учитель, который и учил властельских детей вместе с их товарищами, иногда из низшего класса населения. Такая форма обучения наблюдается в течение всей нашей эпохи. Например, святой Виталий Сицилийский (Х в.) первоначальное образование получил дома от дидаскала, приглашённого его родителями. То же известно о святом Дорофее (XI b.), Никифоре Влеммиде, Максиме Кавсокаливите (XIV b.), Никаноре Чудотворце (XIV b.) и др. Таким образом, Византийская империя была богата просветительными учреждениями для народа. Во главе с императорами, о народном образовании заботились представители церковной власти, на этом поприще трудилось «белое» духовенство и монашество, при участии лучших людей из светского общества. Народные школы учреждались не только в городах и сёлах, но и в отдалённых местечках Империи. Свет знания проникал всюду и везде разгонял тьму народного невежества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Такой поступок кающегося Константия привел всех турок в бешенство и гнев: без всякого суда и допросов они схватили его и на дворцовой площади отсекли ему голову, в то самое время, когда он, проклиная Магомета, исповедал Христа единым истинным Богом. Таким образом приял он с радостью мученический венец. Молитвами его и нас да спасет Господь Бог. Аминь.    Святой Константий пострадал в 1743 году, 26 декабря.    Даничич. «Животи кральева и архиепископа српских». Загреб. 1866. Филарет, архиеп. Черниговский. «Свв. южных славян».    Император Андроник Палеолог в данном Русику подтвердительном хрисовуле – 1312 г. – вместо утраченных актов на его имения упоминает об этом сожжении монастыря. См. «Акты Р. на св. Афоне м-ре». Киев. 1873. 163.    По известию ученика преп. Даниила, написавшего его житие, сличенному с грамотою краля Милютина и «родословом», описанным самим Даниилом – это нападение франков на Афонскую Гору окончилось в 1296 году. Феодул магистр, известия которого напечатаны в Anecdota Boissonadi (II, 226) относит разорение Афона каталонцами к 1308 году. См. «Летопись» архимандрита Арсения (изд. 2), под 1308 годом.    Это случилось не позже 1310 года.    Память его – 11 мая.    Банский собор св. Стефана во время владычества мусульман опустошен и обращен в мечеть.    Ему же приписывают перевод Кормчей.    Сербляк, л. 174.    Из Neon Martirologon.    Иеромонах Иона, ученик преп. Акакия Кавсокаливита. 28 ДЕКАБРЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Симона Мироточивого    Святость и особенное достоинство аскетической жизни своей преподобный Симон проявил дивными подвигами и чудесами, которые совершил как при жизни, так и по смерти, а особенно точением мира, подобно великомученику Димитрию Солунскому. Но откуда был он родом, кто были его родители, как воспитан и, наконец, где положил начатки иноческих своих подвигов, об этом нет ни исторических сведений, ни даже местного предания. Что же касается до прекрасной его жизни на святой Афонской Горе, это покажет следующее повествование.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Послушание есть таинство, при котором благодать действует как в старце, так и в послушнике. Только при правильном образе поведения того и другого возможно взаимодействие, которое принесет плоды: прежде всего духовный рост послушника. Но не только послушник получает пользу от делания послушания. При правильно проходимом подвиге не в меньшей мере получает ее и духовный руководитель. " Если один поучает, другой слушает, назидаются оба " , - пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Именно по этому признаку, то есть находя духовную пользу для себя в общении с духовным чадом, руководитель может убедиться, что есть Божия воля на такое общение и что его стоит продолжать. Как была, так и будет всегда добродетель и делание послушания, но такое множество истинно духоносных мужей, как в древности, уже не явится миру. Современный инок может достигнуть духовного совершенства и святости, но он должен идти несколько иными путями; сейчас сложнее и тяжелее, потому что, вместо опытных советов знаменоносных Отцов, в руководство нам предлагаются, главным образом, отеческие писания. - Афонский инок пишет: " Во все времена большинство преподобных отцов находилось в послушании не у святых, а у обычных, хотя часто преуспевших старцев. Об этом свидетельствуют жития преподобных Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, Григория Синаита, Максима и Акакия Кавсокаливитов, Нила, Симеона, Феофила Мироточивых, Никодима и Силуана Афонских, Серафима Саровского и многих других. Принцип послушание только святым на деле опровергается святоотеческим опытом " (С. 15-16). - В доказательство своего тезиса о. Д. неуместно приводит совершенно произвольный набор святых. Преподобный Иоанн Лествичник нахо-дился в послушании у духоносного старца, что видно из его жития. Преподобный Иоанн Дамаскин тоже находился в послушании у старца, исполненного духовной мудрости, который его обучал классическими методами, принятыми в то время. В житии преподобного говорится, что, когда старец согласился взять его в ученики, никто из живших там отцов не высказал возражений, и нигде не говорится, что старец был неискусным. Остальные перечисленные о. Д. преподобные тоже имели духовных руководителей более или менее известных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010