Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка. Отсюда существует теснейшая связь души родителей и детей. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». Яблочко от яблони недалеко падает – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые еще недостаточно ясны в детях. О глубокой связи между родителями и детьми говорится в Библии. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: «Умер отец его – и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе»(30, 4). И далее: «Человек познается в детях своих» (11, 28). Сам Господь в обличениях фарисеев говорит: «Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» ( Мф. 23, 31 ). В Нагорной проповеди Господь говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые»( Мф. 7, 16–18 ). Но по отношению к родителям детей следует рассматривать как их плоды, выращивать которые поручено им Самим Богом. Многочисленные примеры прямой зависимости детей от достоинства родителей находятся в истории Вселенской Церкви. Глубокое благочестие родителей обычно имело следствием высокие духовные достоинства детей. История рассказывает о целых семьях, в которых все дети отличались высоким благочестием. Такими были, например, в Ветхом Завете семья семи мучеников Маккавейских( 2Мак. 7 ), в Новом – семья мученицы Фелицаты (память 25 января), все семь сыновей которой умерли как исповедники Христа; три дочери мч. Софии (память 17 сентября); семья родителей Василия Великого , давшая из числа десяти детей трех святителей (Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского), преподобную Макрину и двух святых во втором и третьем поколении; семья родителей Григория Богослова ; семья московского купца Путилова, давшая игуменов трех монастырей; семья схимонаха Филиппа, трое сыновей которого последовали за отцом в Троице-Сергиеву Лавру, и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Евр 12:1–10 9 марта, св. мученикам Севастийским. Послание к Евреям, зачало 331Б Братья, Господь, кого любит, того наказывает, и бьет Он каждого сына, которого Он принимает. Терпите для вашего исправления: как с сынами поступает с вами Бог. Ибо где тот сын, которого не наказывает отец? Если же вы остаетесь без наказания, которое обще всем, то вы – незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы имели плотских наших отцов, которые нас наказывали, и мы их уважали, не гораздо ли более будем мы подчиняться Отцу духов, чтобы жить? Ибо те для немногих дней наказывали нас по своему усмотрению, Он же – для нашей пользы, чтобы нам иметь участие в Его святости. Всякое же наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но впоследствии оно приносит мирный плод праведности тем, которые чрез него были научены. Поэтому укрепите опустившиеся руки и расслабленные колени, и прокладывайте прямые тропы для ног ваших, чтобы хромающее не совратилось, а лучше было бы исцелено. Смотрите, не отвергните Говорящего. Ибо, если не избежали наказания те, которые отвергли возвещавшего на земле, – то тем более мы, которые отвращаемся от Того, Который с небес; тогда Его голос поколебал землю, теперь же Он обещал, говоря: “Еще раз Я потрясу не только землю, но и небо”. А слова “еще раз” указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло не колеблемое. Евр 12:6–13; 25–26 Во время землетрясения. Послание к Евреям, зачало 332 Братья, ищите мира со всеми и освящения, без которого никто не увидит Господа, наблюдая, чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой горький корень, вырастая, не причинил вреда, и чтобы им не были осквернены многие, чтобы не было какого блудника или далекого от Бога, как Исав, который за одно кушанье продал своё первородство. Ибо вы знаете, что и после того, желая наследовать благословение, он был отвергнут: ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его. Ибо вы не приступили к осязаемому и поглощающему огню, ни к мраку, ни к темноте, ни к буре, ни к звуку трубному, ни к шуму словесному такому, о котором слышавшие просили, чтобы не было сказано им больше ни слова. Ибо не могли они вынести того, что было заповедуемо: “Если и зверь прикоснется к горе, да будет побит он камнями”. И так страшно было это явление, что Моисей сказал: “Я – в страхе и трепете”. Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иерусалиму, и к мириадам ангелов в торжествующем собрании, и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Посреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Если быть верным Богу сегодня, в условиях относительного спокойствия, если в малом быть Ему верным и вопреки немощам не отрекаться от имени Христова, то в час всеобщего испытания, может статься, Господь укроет нас от беды. «Се, гряду скоро; держи, что имеешь». Спросим себя: «Что я имею?» Если имею веру, то вместе с ней имею всё вообще: надежду, усыновление Богу, грядущее Царство. Если же не имею веры и только обманываю себя, то втайне ужасаюсь будущего и не вижу впереди ничего для себя утешительного. За веру нужно бороться. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10: 37–38). Как среди 40 мучеников Севастийских нашелся один дрогнувший, и как венец, предназначенный одной голове, увенчал другую, так может быть и с нами. Первые становятся последними, последние – первыми. Чтобы нам не плакать со временем, видя себя без плода, а иных на нашем месте, Господь говорит заранее: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3: 11). Побеждающий будет всегда в храме Божием. Побеждающего Бог обещает сделать столпом, то есть крепким и надежным, держащим на себе полезную тяжесть. На нем будут начертаны святые имена: имя Божие, имя Небесного Иерусалима и новое имя Христа. Об именах мы говорили в связи с Церковью Пергама. Там Господь обещал дать новое имя побеждающему. А здесь не победившего переименовывает, но открывает ему нечто таинственное касательно Отца, и Себя, и Небесного Города. Откровение имен – это возвещение тайн. Кто знает имя, тот проник в суть и в глубину. Вспомним Иакова, который всю ночь боролся с Богом, требуя открыть ему Имя. Узнать имя Божие всегда означало сделать свой голос слышным для Господа: «Я зову Тебя по имени, Боже, и Ты непременно слышишь меня». Эта награда дастся смиренной Церкви Филадельфии. Напомним, что она лично слаба, но сквозь нее просвечивает любовь Божия, заметная иудеям. Она имеет немного, но держит крепко, что имеет. За верность будет избавлена от всеобщего испытания. Если в названных чертах вы узнаете нечто близкое и знакомое, узнаете себя самих или ваших братьев по вере, значит, мы не зря читаем Писание. Значит, мы имеем уши, чтобы слышать, что Дух говорит Церквам.

http://pravoslavie.ru/74438.html

И оправдалась в них предсмертная молитва Спасителя нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21, 23 ). И увидел, и познал мир, что эти безмолвные и безответные страдальцы – избранники, любимцы Божии, и, склонившись перед их проповедью, уверовали в голгофского страдальца. Литургия В христианской православной Церкви приняты и навсегда усвоены две божественные литургии: « Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Из выше приведенных слов св. Прокла видно, что литургии не сочинены этими великими мужами, а в существе своем те же самые божественные вечери, которые, по примеру первой Тайной вечери, были совершаемы апостолами и их ближайшими преемниками. Высокая заслуга этих святых мужей состоит в том, что они навсегда установили внешний порядок совершения этого таинства, величайшего из христианских таинств, и представили божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли иоты, подлежащей какому-либо изменению. Явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а тот высший ум, который, где положит свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название божественная литургия, кроме самого таинства, принадлежит ей вполне всей – от первого и до последнего слова. Она вся божественная – в существе и во внешнем составе. Св. Василий родился в Кесарии, столице каппадокийской области (в Малой Азии). Год его рождения не известен. Родители его – Василий и Емилия – были строго христианской жизни (римская Церковь чтит их святыми и празднует 30 мая). Отсюда и вся семья вышла великих угодников Божиих. Братья Василия: св. Григорий, епископ Нисский (супруга его блаженная Феозва, диаконисса, память обоих 10 января), преп. Навкратий и св. Петр, епископ Севастийский (9 января), и сестра – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», отец восьмерых детей комментирует материал «Все лучшее — детям?» Вопрос «Все ли лучшее — детям?» относится к тем, где у нас, христиан, могут быть разночтения, тут каждый опирается на свой опыт, у церкви нет выраженного и закрепленного в каких-то канонических документах мнения по этому вопросу. Хотя, например, в Ветхом Завете есть такие слова : «Не давай ему [сыну] воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности, доколе оно [дитя] молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 30, 11-12) Все зависит от того, что мы вкладываем в слово «лучшее». Конечно, родители должны передать детям все лучшее, что у них есть. Но этот лозунг, о котором мы говорим, обычно воспринимается исключительно в материальном смысле. «Не хватало мне в детстве сахара — пусть у моего ребенка будет сахара сколько угодно». Но ведь так можно и до сахарного диабета дойти. Самопожертвование — это вообще лучшее, что есть в человеке. И это лучшее необходимо передать детям, тут с этим лозунгом нужно согласиться. Только вот получается такой парадокс: родитель надеется, что если ребенок видит, как он, родитель, жертвует чем-то ради ребенка, то этому научается и будет действовать так же. Но ничего подобного не происходит. Ребенок приучается брать, а не отдавать. А чтобы научиться отдавать, он должен иметь опыт самопожертвования. Как приобретается этот опыт? Мне кажется, что в многодетной семье его приобрести гораздо легче, чем в семье с одним ребенком. Потому что в многодетной семье у каждого из подросших детей, как правило, есть какие-то свои обязанности, там без этого прожить невозможно, и если ты что-то не сделал, то страдать будут все. Если же ребенок в семье один, то тут самой жизнью могут быть подсказаны такие ситуации, когда ему придется научиться чем-то жертвовать ради других (например, болезнь кого-то из членов семьи), и тогда необходимо этими ситуациями «воспользоваться», чтобы научить ребенка не только брать, но и отдавать. Жизнь «не для себя» прививается очень серьезным усилием, в том числе и со стороны родителей. Если же родители смогли передать только материальные блага, дали возможность капризничать и развлекаться, но не научили отдавать, то они получат детей, которые могут и шею им в старости согнуть. Я как священник постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда повзрослевший «ребенок» двадцати-, а то и тридцатилетнего возраста шантажирует свою мать, пытаясь отобрать у нее пенсию, потому что ему надо кушать и одеваться.

http://pravmir.ru/chtoby-ne-sognut-sheyu...

Ин Тропарь мученикам, глас 3 Страстотерпцы Христовы четыредесяте,/во граде Севастийстем мужественно пострадавшии,/чрез огнь и воду прошедшии,/в покой вечный вшедшии,/молитеся о нас ко Господу,/да жизнь мирну сохранит/и души наша спасет, яко Человеколюбец. Кондак, глас 6 Все воинство мира оставльше,/на Небесех Владыце прилепистеся,/страстотерпцы Господни четыредесять,/сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/достойно восприясте славу с Небес/и венцев множество. На Акрополе (верхнем городе) древней Севастии, где теперь археологический парк, показывают руины бассейна; здесь, по местному преданию, в IV веке пострадали сорок мучеников Севастийских. Город Буркин. Храм на месте исцеления десяти прокаженных Евангелие от Луки 17, 11–19 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Пещера, где, по преданию, Господь исцелил десять прокаженных, известна с византийских времен. Древняя церковь святого великомученика Георгия перестроена крестоносцами. Теперь здесь православный арабский приход. Тропарь великомученику Георгию, глас 4 Яко пленных свободитель/и нищих защититель,/немощствующихврач,/царей поборниче,/победоносче великомучениче Георгие,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший,/добродетелей рукояти собрав себе,/сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/страдальчестовав же кровию, Христа приял еси,//и молитвами, святе, твоими подаеши прегрешений прощение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Итак, поелику у людей имя «отец» имеет в себе некие сопряженные с ним значения, чуждые Естеству пречистому, то, оставив все вещественные представления, какие входят в плотское значение слова «отец», надлежит напечатлеть в себе некую боголепную мысль, показывающую одну близость к Богу Отцу. Поэтому, так как в понятии о человеческом отце заключается не только то, к представлению чего дает повод плоть, но в человеческом отчестве непременно подразумевается вместе понятие о каком-то промежутке, то хорошо будет в рассуждении о Божественном рождении вместе с телесного скверною отринуть и понятие о промежутке, чтобы превысшее рождество, будучи очищено во всем от свойственного веществу, стало чисто от всякого умопредставления не только о страстном, но и о промежуточном. Посему, кто Бога называет Отцом, тот в понятии, что Бог есть, сообъемлет и то, что такое Он есть. Ибо кому бытие принадлежит с какого-либо начала, для того, конечно, и быть чем-либо начинается с чего-либо. А в рассуждении чего не начал он бытия (если и иное что умопредставляется в Нем), то не с чего-либо имеет начало. Напротив того, Бог есть Отец, следовательно, от вечности Он то, чем есть, потому что не стал Отцом, но есть Отец. У Бога, что было, то и есть, и будет, а если чего когда-либо не было, того и нет, и не будет, потому что признаем Его Отцом не чего-либо такого, без чего сущим когда-либо в самом себе было бы благочестиво представить Бога. Ибо Отец есть Отец жизни, и истины, и премудрости, и света, и святыни, и силы, и всего тому подобного, что есть и чем именуется Единородный. Посему, когда противники доказывают, что нет иногда света, не знаю, кому более ущерба, самому ли свету, когда Он не свет, или не имевшему когда-либо у себя света. Так должно сказать и о жизни, и об истине, и о силе и обо всем прочем, чем наполняет Отчее лоно Единородный, сущий всем этим в собственной своей полноте; в рассуждении того и другого одинаковая открывается несообразность, и хуле на Сына равносильно нечестие перед Отцом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3106...

Когда это было исполнено, святой долгое время был мучим, поджигаемый снизу и жестоко избиваемый сверху. Но и среди таких страданий он не испустил ни одного восклицания от боли, не изменился лицом и, казалось, страдал не он, а кто-то другой, так что сам мучитель пришел в изумление. Наконец, Лизий велел приостановить истязание и с злобною улыбкою сказал святому: - Как думаешь, Евстратий, - не хочешь-ли, - я несколько облегчу боль от нанесенных тебе ран? И он тотчас велел принести соленую воду, смешанную с уксусом, и обильно поливать на обожженные места и в то же время крепко растирать тело мученика острыми черепками. Но страдалец мужественно вынес и эту муку, как, будто ему совсем не было больно. Мучитель думал даже, что святой Евстратий посредством какого-либо волхвования делает себя нечувствительным к боли. Тогда святой Евстратий сказал ему: - Подвергая меня таким мучениям, вопреки своей же воли, оказал мне благодеяние, так как этими мучениями ты разогнал окружавшую меня тьму, происходившую от плотского огрубения моей души, и сделал меня победителем давно уже досаждавших мне искушений самовластного ума. Ты дал мне возможность одолеть все одержавшие меня порывы страстей и душевные тревоги. Ты сохранил мне нетронутою никакими искушениями внутреннюю твёрдость духа, - залог бессмертной жизни, где собрано для всех верующих богатство нетленное, и указал мне кратковременный и свободный от страданий путь, коим я могу достигнуть и в сем бренном теле жизни Ангельской, а в вечности - блаженства небесного. Теперь я знаю, что я - церковь Бога Живого и Святого Духа, живущего во мне (ср. 1Кор.3:16). Итак, " удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою " (Пс.6:9-10). По истине, " моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него. Все кости мои скажут: " Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его? " (Пс.34:9-10). Поспеши же, слуга диавола, постарайся не оставить ни одного из имеющихся в твоем распоряжении орудий мучения, пытай меня, как золото в горниле, или же и еще сильнее, но ты не найдешь во мне столь почитаемого тобою нечестия, которому ты служишь самым делом. Служение ложным богам, овладевшее тобою и твоим безумным царем, достойно омерзения.

http://pravicon.com/info-3329

Мф.16:18 ), то как же мы должны бодрствовать и трезвиться! Как должны заботиться о стяжании сверхъестественной Божественной помощи, чтобы устоять против всего, что воздвигает на нас диавол, желая отторгнуть от Церкви и погубить! Ведь пока мы в единстве с Церковью, ничто не может нас победить. Вот чем отличаются мученики от всех прочих людей. И мученики IV века, пострадавшие в Севастийском озере воины, и мученики XX века, страдавшие в лагерях и ссылках, и те, кому дробили кости молотами, и те, кого расстреливали из револьверов и наганов, — все они имели одинаковое преимущество перед нами: они имели благодать Божию. Вот что ставит человека выше его собственного естества. Не будем же проявлять нерадение и успокаивать себя тем, что сейчас у нас все хорошо. Мы не знаем, какое испытание ждет каждого из нас. Может быть, нас будут искушать такие соблазны, что мы предпочтем лучше заболеть какой-нибудь неизлечимой болезнью, пострадать телом, лишь бы только наша душа не поддалась тому греховному влечению, которому мы не имеем сил противостоять. Итак, не будем беспечны, будем молиться день и ночь, будем стараться изо всех сил и все время понуждать себя, чтобы нам быть с Богом, с благодатью Божией. Господь видит наше произволение, видит наше сердце. За наше смирение, покаяние и понуждение себя Он сохранит нас от всех скорбей духовных и телесных. Это не значит, что мы будем жить безбедно и благополучно, — Господь подаст нам твердость, мужество и веру, чтобы во время искушений мы смогли вести себя как истинные христиане. Аминь. 22 марта 2003 года Благовещение Пресвятой Богородицы (Лк., 3 зач., 1, 24–38) После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

не убегать от трудностей жизни, а принимать их. — Здравствуйте, батюшка, я из Владимира. Благословите Нину. Поздравляю вас с Праздником иконы Божией Матери «Споручница грешных»! Дай Бог вам здоровья, крепости сил, крепости духа! 22-го был   праздник сорока мучеников Севастийских. В 15-ом году я прочитала в календаре Костромской епархии об их страданиях, и что это было в Армении на озере Севан. Знаете, меня прямо как обухом по голове — я ведь там была. Правда, была давно, в 89-ом году. Как Армянская Церковь почитает их? Это озеро считается как бы святым или нет? Разъясните, пожалуйста. О. Олег Стеняев: — Я знаю про озеро Севан, что это очень чистое озеро. Я думаю, эта чистота связана с тем подвигом, который совершили эти мученики. Когда небесные венцы спускались с неба на их блаженные головы... Как в Евангелии от Матфея, 5:11, сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». А в Евангелии от Луки, 6:22, мы находим: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Вот здесь надо понять, что эти воины были очень мужественными людьми. Они служили в римской армии... Владимир Носов: — Спецназ того времени. О. Олег Стеняев: — Да. Они исполняли гражданский долг, и они были верноподданные своих правителей. Это не какие-то мятежники, это не какой-то Майдан в озере. Но когда их поставили перед дилеммой: или они отрекутся от Христа, или погибнут — они избирают для себя смерть. Их казнят за то, что они сохраняют своё верование. На самом деле, с древних времён считалось, что, спасая свою жизнь, человек может как бы идти на некоторые компромиссы, потому что заповеди Божьи даны не для смерти, а для жизни. Но есть такие случаи, когда компромисс невозможен. Ну, какой компромисс возможен? Гонят в одном месте -  беги в другое. А если тебя уже схватили, и если тебя ставят перед дилеммой: отречешься ты или погибнешь  - здесь уже компромисс невозможен.

http://radonezh.ru/text/chto-imeet-v-vid...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010