Итак, епископы собрались в двадцать седьмой день месяца сентября и стали рассуждать при раскрытых записных книгах, ибо при них находились и скорописцы, чтобы записывать слова каждого. Пространнейшее изложение этих рассуждений любознательные могут найти в сборнике Сабина, а мы бегло обозрим только главное. В первый день собрания Леона предложил каждому объявить свое мнение, но присутствовавшие отвечали, что они не прежде начнут исследование чего-либо, как по приезде еще не прибывших епископов, ибо недоставало Македония константинопольского, Василия анкирского и некоторых других, имевших причины опасаться обвинения. Македоний не явился под предлогом болезни, Патрофил жаловался на глазную боль и поэтому, говорил, необходимо ему оставаться в предместии Селевкии, да и из прочих каждый представлял какой-нибудь предлог неприбытия. Когда же Леона сказал, что, несмотря на их отсутствие, надобно начать рассуждения, присутствовавшие опять отвечали, что они не прежде станут рассуждать о чем-либо, как подвергнув наперед исследованию жизнь обвиняемых. А обвиняемыми еще прежде были Кирилл иерусалимский, Евстафий севастийский, что в Армении, и некоторые другие; от этого между присутствовавшими произошла распря. Одни требовали предварительного исследования жизни обвиняемых, другие не хотели ничего исследовать прежде рассуждений о вере. Несогласие еще более увеличилось от неопределенно высказанной воли царя, ибо в представленном Собору письме его повелевалось наперед исследовать то то, то другое. Об этом начали также спорить, и между присутствовавшими произошло разделение. Таков был первый предлог, по которому и селевкийский Собор распался на две партии. Предводителями одной из них были Акакий палестинско-кесарийский, Георгий александрийский, Ураний тирский, Евдоксий антиохийский, к которым пристали еще только тридцать два епископа, а предводителями другой — Георгий сиро-лаодикийский, Софроний помпеопольский в Пафлагонии и Элевсий кизикский, к которым присоединилась большая часть епископов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Следующий этап жизни Евдоксия связан с тем, что по смерти Леонтия он становится Антиохийским епископом (357 г.). Блаженный Феодорит сообщает об этом следующее: “Предстоя­тель Германикейской церкви Евдоксий, узнав о смерти Леонтия, немедленно отправился в Антиохию, захватил епископскую кафедру и начал, подобно дикому вепрю, опустошать этот вертоград Божий. Он уже не скрывал, подобно Леонтию, своего злонравия, но с открытым неистовством восставал против апостольского учения и осмелившихся противоречить себе поражал всевозможными бедствиями. В то время в Анкире, митрополии галатийской, кормило правления церковью держал преемник Маркелла, Василий, а в Севастии, главном городе Армении, правил Евстафий. Узнав о противозаконных делах и неистовстве Евдоксия, эти епископы письменно раскрыли его преступления царю Констанцию, который находился ещё в западных частях империи и, истребив тиранов, исправлял произведённые ими беспорядки. Они были любимы царём и, по своей достохвальной жизни, имели перед лицом его особенно великое дерзновение” 102 . Это сообщение блаженного Феодорита о бесчинии, учреждённом Евдоксием в Антиохии, связано с тем, что он начал тесно сближаться с аномеями: Аэцием и Евномием 103 . Данное сближение сразу же поставило Евдоксия в жёсткую оппозицию к “омиусианам”, возглавляемым Василием Анкирским (отсюда их иногда называли “василианами”) и Евстафием Севастийским, которые по сути дела представляли собой православное догматическое движение, отличаясь от “никейцев” только непризнанием пока ещё шокирующего их термина “единосущ­ный” 104 . Вскоре после узурпации Антиохийской кафедры Евдоксий созвал здесь собор (358 г.) 105 . Созомен об этом соборе говорит так: «Составив в Антиохии собор со своими единомышленниками, в числе которых были — Акакий, епископ Кесарии Палестинской, и Ураний Тирский, он вместе со словом “подобно­сущ­ный” отверг и слово “единосущный” под тем предлогом, что и западные епископы то же сделали» 106 . Однако гонимые Евдоксием “омиусиане” на некоторое время завоевали благорасположение Констанция, и маятник качнулся в другую сторону: в 358 г. Евдоксий был отправлен в ссылку на родину в Армению 107 . Впрочем, царская немилость продолжалась недолго: хотя на Селевкийском соборе 359 г. Антиохийским епископом решено было рукоположить некоего Анниана, но он даже не приступил к своему служению, как его тут же сослали. Евдоксий, отказавшись от своих прежних единомышленников-аномеев, примкнул опять к более умеренной арианствующей партии, возглавляемой Акакием Кесарийским (“омиям”), и как бы в награду за это стал епископом Константинопольским в 360 г. 108 . Он им оставался до самой своей смерти в 370 г., завоевав расположение императора Валента, которого собственноручно крестил 109 .

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

Следуя приказу правителя, воины развеяли прах мучеников и бросили их кости в реку. Через три дня святые предстали в видении епископу Севастийскому Петру и указали ему место в реке, где покоились их останки, откуда они были извлечены христианами для почитания. Впоследствии частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам и их почитание возрастало прежде всего благодаря семье св. Василия Великого, который благоговел перед их памятью . В ночь, предшествовавшую мученичеству, святые продиктовали «Завещание» юному рабу Евноику, который был свидетелем их подвигов и сумел скрыться от преследователей. Оно написано в форме увещания. Евноик передал этот дивный текст следующим поколениям и взял на себя заботу о святилище, где были положены мощи святых. Именно в «Завещании» можно обнаружить имена сорока мучеников: Акакий, Аетий, Александр, Ангий, Афанасий, Валент, Валерий, Вивиан, Дометиан, Домн, Екдик, Евноик, Евтихий, Гаий, Горюний и другой, соименный ему, Илия, Илиан, Ираклий, Исихий, Иоанн, Кандид (или Клавдий), Кирилл, Кирион, Ксанфий, (Леонтий), Лисимах, Мелетий, Мелитон, Николай, Приск, Сакердон, Севериан, Сисиний, Смарагд, Феодул, Феофил, Филоктимон, Флавий, Худион. Один из них потерпел поражение, и Аглаий-воин занял его место, чтобы восполнить священное число . Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, Адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 21 марта 2012 г. Агриколай и Лисий, вместе или порознь, встречаются в «Страда­ниях» св. Евстратия Аравкийского и с ним пострадавших дек.], св. Иерона мучеников Никопольских ил.], свв. Зиновия и Зиновии окт.], свв. Клавдия и Астерия окт.], Аттика, Евдоксия н.] и др. Речь идет о Петре I, которого следует отличать от брата свв. Василия Великого и Григория Нисского, память которого празднуется 9 ян­варя. Св. Емилия, мать св. Василия, построила первую церковь во имя Со­рока мучеников и посвятила им свой монастырь, которым руково­дила св. Макрина ил.]. Св. Василий и его брат, св. Григорий Нис­ский, произнесли в их честь бессмертные проповеди.

http://pravoslavie.ru/52369.html

На Вселенском I Соборе 325 г. присутствовали лишь 3 епископа из провинции П. (Помпейопольский, Ионопольский и Амастридский), а также епископ Прусиады, к-рая тогда входила в состав Вифинии. Возможно, среди отцов Собора был и сщмч. Ипатий , еп. Гангрский. В П. проживало значительное число сторонников Новациана . Сократ Схоластик сообщал о жестоких гонениях на новациан и православных, спровоцированных одним из руководителей антиникейской партии - Македонием I , архиеп. К-польским. В частности, по совету последнего имп. Констанций II (337-361) направил в Мантинею 4 отряда солдат, однако население города, поддерживавшее новациан, вступило в вооруженное противостояние с войском. В результате большинство воинов погибли, были убитые и среди жителей П. ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38). В сер. IV в. в Ганграх состоялся Собор, решения к-рого были направлены против радикальной аскезы Евстафия (впосл. епископ Севастийский; Ibid. 43; см. в ст. Гангрский Собор ). К-польский Собор 360 г., на к-ром важнейшую роль сыграл Акакий, еп. Кесарии Палестинской, близкий к партии омиев, принял решение низложить Софрония, еп. Помпейопольского ( Sozom. Hist. eccl. IV 22-24). Ок. 375/6 г. арианин Василид разрушал в Ганграх и окрестностях правосл. престолы ( Basil. Magn. Ep. 3, 25, 91). В 381 г. вместе с др. провинциями диоцеза Понт П. перешла под юрисдикцию архиепископа К-польского. В 451 г., по окончании Вселенского IV Собора , в Гангры был сослан Диоскор , бывш. архиеп. Александрийский, чуть позже здесь отбывал ссылку Тимофей II Элур . В 519 г. сюда сослали антихалкидонита Филоксена (Аксенайю), еп. Иерапольского (Маббугского), за ним присматривал церковный историк Феодор Чтец ; тогда же монофизит Павел Антиохийский занимался благотворительностью в Ираклии и Прусиаде. С нач. V в. на территории провинции П. существовали митрополии: Пафлагонская с центром в Ганграх (по состоянию на 451 г. епископствами-суффраганами были Амастрида, Дадивра, Ионополь, Помпейополь и Соры) и Гонориадская с центром в Клавдиополе (возможно, первоначально в Ираклии; суффраганы в 451 г.- Адрианополь, Ираклия, Кратия, Прусиада и Тиос)). Создание в 535 г. единой провинции П. не затронуло ее церковное устройство (Novell. Just. 39. 1). Не позднее 553 г. Помпейополь стал автокефальной архиепископией, а с кон. Х в.- титулярной митрополией. Амастрида получила статус архиепископии еще в нач. IX в., стала титулярной митрополией в Х в. (TIB. 1996. Bd. 9. S. 107).

http://pravenc.ru/text/2579796.html

Во все это время кесарийская кафедра находится в тени. Древние историки Евсевий, Сократ, Созомен, Феодорит и каппадокиец Филосторгий проходят о ней молчанием и ничего не ведают о преимущественном положении ее епископа. Мы не знаем даже сколько и какие были там епископы. Во главе всех церквей понтийского диэцеза в это время идет Анкира. О преимущественном положении Маркелла на анкирском соборе мы уже говорили. Таков же был и его преемник Василий. Как мы знаем, он был одним из главных вождей омойузианской партии, влияние которого распространялось на всю Малую Азию в Сирию. Когда в 358 г. Евдоксий стал проводить аномейство в Антиохии, к Василию именно с посланием обратился Георгий лаодикийский 2115 . Это свидетельствует о важном значении Анкиры и ее епископа. Послание Георгия рассматривалось на анкирском соборе 358 г. Для освящения построенной церкви Василий пригласил в Анкиру важнейших из соседних епископов. Но тщетно мы стали бы искать среди них важнейшего, по мнению наших историков, епископа Кесарии каппадокийской Диания. Имени его нет в дошедшем до нас списке подписей этого собора, где только значатся Василий анкирский, Евстафий севастийский, Иперехий, Летой, Эортик, Гимназий, Мемноний, Евтихий, Северин, Евтихий и Александр 2116 . Со времени этого собора Василий делается первым епископом не только всего Понта, но и всей восточно-римской империи. Зенита своей славы он достигает в эпоху селевкийского собора 359 г., когда, выступая во главе своей партии, является кормчим всей восточной церкви. В 360 года звезда его меркнет и в следующем году имя его падает в Лету. Не то мы наблюдаем в отношении его кафедры. Как одну из важнейших в понтийском диэцезе Акакий лично замещает ее Афанасием. Вообще надо заметить, что в IV веке анкирская кафедра, в противоположность кесарийской, служит вечным яблоком раздора между партиями, из которых каждая старается заместить ее своим кандидатом. Это также служит доказательством ее высоковажного церковного значения. Так наступает царствование Юлиана, Иовиана, Валентиана и Валента. Во главе всей омойузианской партии идет Евстафий. Анкира и Кесария в это время отступают как-то на второй план. Это хорошо можно видеть из адреса послания римского епископа Либерия восточным епископам. Здесь хоть встречаются имена Евсевия и Афанасия, но они не занимают правого места, которое принадлежит епископу Ефеса Евифию 2117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Петр коринфский. Никэй 304 мегарский. Иоанн мессинский. Офелим гефский. Афанасий опонтунский. Ириник навпактский. Домн платэонский. Онисим алгузский. Магнус диакон. Области Сирии первой 9 епископов: Максим антиохийский. Максимин. Макарий лаодикийский, чрез Евсевия, пресвитера антиохийского. Феоктист вирийский 305 . Геронтий силевкийский. Ромул халкидонский. Петр гавалский. Мара оносатский. Сава палтский. Ураний гавалонийский. Области Сирии второй 6 епископов: Домн апамейский, чрез Меллита ларисского. Области Киликии первой 8 епископов: Феодор тарсский. Матрониан помпейопольский, чрез митрополита Феодора. Александр севастийский. Филипп аданский. Ипатий зефирский. Феодор августский. Хризипп маллатский. Салюстин коррикутский, чрез Филиппа аданского. Области Киликии второй 19 епископов: Кирилл аназарвский. Полихроний епифанийский. Иогам 306 флавсадский. Индим иренупольский. Юлиан роксутский. Безиан мопсуестский, чрез Софрония, епископа исаврийского. Василий селевкийский . Феодор клавдиопольский. Юлиан келендоротский. Иогам 307 диокесарийский. Даниил анагностский. Епифаний кетесторойский. Мампрей титипольский. Акакий антиохийский. Леа-мандит, чрез папу диакона. Аммоний латапский. Арлиан селинунтонский, чрез иподиакона Павла. Наталис филадельфийский. Тиранн германикский. Области Финикии 13 епископов: Фотий тирский. Дамиан сидонский. Павел птолемаидский. Олимпий арадупольский. Павел порфиритский. Фома понеадский. Петр вивлутский, чрез Фотия пуреунтского. Евстатий перифропольский. Феодор трипольский. Ираклий аркский. Александр анапарадский. Порфирий вотриопольский, чрез диакона Селоссея. Фосфор стросиадский. Области Финикии ливанской 7 епископов: Феодор дамаскский. Ураний емисийский. Иосиф илиопольский. Фома евтреопольский. Валерий лаодикийский. Евстафий филесарацинский 308 . Иордан аравский. Области Аравии 15 епископов: Константин востронский. Евлампий филадельфийский. Прокл адраонский. Феодор канофазийский. Ормизда филиппопольский. Флакк героазотский, чрез Констанция бофлотрострейского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Иное объяснение состоит в том, что промежуточные возвращения К. на кафедру могли быть проигнорированы историками как не вполне легитимные (напр., совершившиеся по воле императора, а не Собора) или кратковременные. Единственное описанное в источниках изгнание К. за пределы Иерусалима произошло сразу после его низложения в 357 г. Согласно Феодориту Кирскому, он «отправился в Антиохию, но, нашедши этот город без пастыря, переехал в Тарс и жил у... епископа Тарсской Церкви Сильвана. Узнав о том, Акакий писал к Сильвану и уведомил его о низложении Кирилла, но Сильван, питая уважение к Кириллу и опасаясь народа, который с величайшею любовию внимал учению Кирилла, не возбранял ему служить в церкви» ( Theodoret. Hist. eccl. 2. 26). Иерусалимскую кафедру в это время занимал, вероятно, упоминаемый блж. Иеронимом Евтихий. В этот же период К. направил имп. Констанцию II апелляцию (не сохр.), в к-рой требовал пересмотра своего дела в высшем суде - вероятно, исходя все из того же убеждения о невозможности для Иерусалимской кафедры быть в подчинении у Кесарийской. Сократ Схоластик неодобрительно отмечает, что К. первым в церковной истории и «вопреки обычаю и церковному правилу» прибег к апелляции к императору ( Socr. Schol. Hist. eccl. 2. 40). Имп. Констанций согласился с изложенными аргументами и постановил повторно рассмотреть дело К., а также Евстафия , еп. Севастийского, Собору епископов. Подходящий повод для созыва Собора как раз представился, поскольку именно в тот момент епископы важнейших городов вост. части империи, в большинстве не желавшие принять никейский термин «единосущие», вступили в острую полемику по вопросу о том, подобен ли Сын Отцу, и если подобен, то в каком смысле (см.: Болотов. Лекции. Т. 3. С. 67-76). В 357 г. состоялся Собор в Сирмии, принявший определение веры (2-я Сирмийская формула ), в к-ром во избежание споров запрещалось употребление терминов «единосущный» и «подобосущный», но уже в следующем году в Антиохии прошел др. Собор - с участием в т. ч. Акакия Кесарийского, а также Аэтия и еп.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, он сбросил с себя одежду и присоединился к 39-ти мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзали, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников бросили в реку. Через 3 дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память 40-ка мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров. Благоверный князь Ростислав 27 марта (14 марта по церк.кал.). Благоверный Ростислав, князь Киевский, (в крещении Михаил) был внуком Владимира Мономаха , сыном Мстислава 1-го и братом князя Всеволода. Когда Мстислав унаследовал киевский престол, он отдал Смоленск в управление своему третьему сыну Ростиславу. Ростислав управлял Смоленским княжеством более 40-ка лет. Он основал ряд городов, построил много храмов и Смоленский кремль. При нем образовалась Смоленская епархия. В 50-ые годы 12-го века он был втянут в борьбу за Киев, которую вели княжеские семьи Ольговичи и Мономаховичи. Ростислав стал Киевским князем в 1159-ом году. Он отличался высокими христианскими качествами: любовью к подчиненным, желанием блага всем, забвением обид. Известно еще, что Ростислав стремился принять монашеский постриг, но не смог осуществить это желание. Его духовником был Поликарп, настоятель Киево-Печерской лавры. Народ любил Ростислава. Возвращаясь из похода на Новгород, он заболел и скончался в 1167-ом году. Похоронили его в Киеве в Феодоровском монастыре, основанном его отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Церковные историки последующего времени располагали в рассказе о соборе частью упомянутыми документальными данными, канонами собора (Сократ и Созомен) и эдиктом Феодосия (Созомен), частью какими–то другими, главным образом, может быть, устными преданиями. Но рассказ их не отличается ни точностью, ни подробностью. О смерти Мелетия во время собора и о вызванных ею обстоятельствах не знают, по–видимому, ни Сократ, ни Созомен; о ней упоминает лишь блаж. Феодорит. В памятнике позднейшего времени Iibelli Synodici, где излагаются сведения о соборах в хронологическом порядке, о Втором Вселенском соборе сообщаются частью совершенно неверные сведения вследствие крайне неумелого пользования автором прежними историками (Theod. Η. Ε. V, 7–8). Второй Вселенский собор известен как собор «150–ти отцев»: это число встречается и в надписании канонов, и у церковных историков. Приглашены были сначала, по–видимому, только восточные епископы без египетских ( Theod. Η. Ε. V, 7). Более всего явилось представителей Восточного диоцеза с Мелетием во главе; отсюда были еще, например, Пелагий Лаодикийский и незадолго до собора сделавшиеся епископами (372–379) Акакий Веррийский и Диодор Тарсийский. Из Палестинской области прибыли Кирилл Иерусалимский и Геласий Кесарийский, его племянник. Во главе епископов Понтийского диоцеза стоял преемник Василия Великого Эллахий Кесарийский; присутствовали также Григорий Нисский и Петр Севастийский, братья Василия Великого. Главой многочисленных епископов азийских был Амфилохий Иконийский. Было несколько епископов из Фракийского диоцеза. Египетские епископы прибыли уже в середине заседаний; кроме двух известных по именам — Тимофея Александрийского и Дорофея Оксиринхского, — вероятно, были и другие. Тогда же прибыл и державший прямо сторону Запада Ахолий Фессалоникийский. Кроме того, к началу собора были приглашены и македонианские епископы в числе 36–ти, с Елевсием Кизикским и Маркианом Лампсакским во главе, но сразу же затем они оставили Константинополь. Председательствовал на соборе сначала Мелетий, по смерти его некоторое время Григорий, наконец — Нектарий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Но когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы. Но мучители не успокоились, боясь что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Господь сохранил в воде все кости мучеников в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай. Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/98955.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010