Л.Карфикова «Опровержение Евномия» Полемика с арианином Евномием, написанная Григорием в защиту покойного брата Василия, – крупнейшее и самое серьезное произведение Григория. Сегодня ее принято делить на четыре книги: три книги Опровержения Евномия (Contra Eunomiam), и одна книга Опровержения исповедания Евномия 914 ; в древности номенклатура была иной 915 . Чтобы ухватить суть полемики хотя бы в общих чертах, необходимо вкратце напомнить о широком диапазоне догматических споров IV века. При этом мы можем исходить из первого анафематизма I Константинопольского собора (381 г.), в котором перечислены отдельные инославные группы, по разным причинам отрицавшие главный член Никейского Символа веры , т.е. единосущие Сына Отцу 916 . Как мы уже знаем, Григорий принимал участие в этом соборе и зачитал Григорию Назианзину и Иерониму первые две книги своего Опровержения Евномия 917 . «Евномиане» или аномеи, сегодня также называемые «неоарианами» или «радикальными арианами», в упомянутом анафематизме указаны в первую очередь 918 . Эта группа берет начало от учителя Евномия Аэция, примерно со второй половины IV века защищавшего самые радикальные формулировки Ария. Прозвище «аномеи» (μοος или μοιος=подобный) указывает на то, что это учение отрицало подобие Отца и Сына, поскольку Сын здесь считался первым творением Отца, а Дух – первым творением Сына, т.е. предполагалась последовательная субординация Божественных ипостасей, как она была заявлена, например, в неоплатонизме. Евномий (умер примерно в 395 г.), ведущий мыслитель этой группы, недолго был епископом в Кизике (360–362 гг.), однако вскоре произошел раскол между его приверженцами и последователями епископов Евдоксия и Евзоя, т.н. «омиями» (учившими о некоем неопределенном подобии между Отцом и Сыном). Также против группы Евномия (уже в 358 г.) резко выступили т.н. «омиусиане» (учившие о подобии, но не о тождестве Отца и Сына по сущности), объединенные вокруг Василия Анкирского и Евстафия Севастийского. Другая из анафематствованных собором арианских групп – это уже упомянутые «евдоксиане» или «омии», и 358 г. снискавшие благосклонность Константина, а в 359 г. на соборе в Селевкии навязавшие компромиссную формулировку о «подобии Сына с Отцом по Писанию». При императоре Валенте (364–377 гг.) они оказались даже сильнейшей церковной партией. Возглавляли их упомянутые епископы Евдоксий Константинопольский и Евзой Антиохийский, а также Акакий Кесарийский. Именно эта группа добилась изгнания Григория в 375/6 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Лампадий рафанейский (во второй Сирии); Александр севастийский (в Киликии); – Филипп аданский 18 ; Ипатий зефирийский; – Феодор августийский; – Хризипп маллский; Юлиан росский; – Полихроний епифанийский (во второй Киликии); Иоанн флавиадский (в Киликии); Индам 19 иренопольский (во второй Киликии); Софроний хорепископ, занимавший место Вассиана, епископа мопсуестского; Прокл адранский 20 ; – (Леомандит антиохийский, в Киликии); Евлогий филадельфийский (в Аравии); – Феодот канофский; Ормизда филиппопольский (в Аравии); – Дамиан сидонский; Феодор трилольский (в первой Финикии); – Олимпий панеадский; Павел птолемаидский; – (Феодор клавдиопольский, в Исаврии); Павел арадский; – Фома порфиреонский; – Порфирий вотрийский; Фосфор орфосийский (в Сирии); Иосиф илиопольский (в ливанской Финикии); Иордан авильский (в Сирии); Порфирий архидиакон, занимавший место Урания, епископа емесского (в ливанской Финикии); (Мара вримский); – Валерий лаодикийский (в Финикии); Фома еварийский 21 (в Финикии); – Руфин самосатский; Иоанн германикийский; – (Евфрат идийский); – Тимофей долихский; Еворкий 22 зевгматский; – Афанасий перрский 23 ; – Зевенн мартиропольский; Каюма маркопольский; – Иоанн каррский 24 ; – Аврамий киркисийский; Иоанн сарракинский; – Ной кифский 25 ; – Иерак афнейский; Савин делосский; – Аполлоний танейский; – Герон феннисский; Афанасий бузирисский (в египетском Триполисе); – Пасмеий паральский; Исидор сефритский; – Феофил клеопатридский (или арсинойский); Феодул элусский (в Пентаполе); – Иануарий леонский; Иоанн псинхайский; – Авзоний севеннитский; – Исаак тавский; Евлогий афривский; – Исаия гермопольский; – Стефан геросский 26 ; Несторий фрагонейский 27 ; – Феофил ерифрский; – Макарий кавасский; Каллиник апамейский, в Вифинии; – Левкадий мнизский 28 ; Иоанн полемонийский; – Гратидиан 29 керасунский; – Юлиан тавийский; Мелиффонг юлиопольский; – Иперехий аспонский; – Акакий киннский; Евфразий ласанийский; – Кекропий севастопольский; Иоанн никопольский (в первой Армении); – Аттик зельский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

По мнению Лоофса 1783 , sibita fidei mutatio у Мелетия может быть объяснено тем, что он этим выигрывал. Преемником его был Евзой, который одновременно с Арием был анафематствован Александром александрийским 1784 . Если только предположить, что Мелетий при назначении этого своего преемника еще жил в Антиохии, то все само собой станет понятно. В сравнении с этим несомненным арианином Мелетий был полным его догматическим антиподом. Вследствие этого многие из антиохийцев, не желая вступать в церковное общение с Евзоем, стали на сторону Мелетия и в качестве схизматической оппозиции оставались ему верны во все время его изгнания 1785 . Начала ли совершать свое особое богослужение эта община Мелетия тогда же, еще при Констанции, как сообщают это историки, или впервые после его смерти в главной церкви города, так называемой апостольской, этого мы не знаем 1786 . Во всяком случае ко времени александрийского собора 362 года она в этой именно церкви имела свой центральный пункт 1787 . Таково было положение дел, когда указ Юлиана позволил Мелетию возвратиться в Антиохию 1788 . Антиохийский раскол по поводу посвящения Луцифером каларийским Павлина 1789 для антиохийских евстафиан, понимавших μοοσιος никейского символа по-старому в смысле μα πστασις υσα отвлек на некоторое время внимание Мелетия от Евстафия севастийского. Необходимо было выяснить свою догматическую позицию. В это время происходит известный нам александрийский собор 362 года, воскресивший никейство и положивший дорогу к объединению на почве последнего всех противников арианства. Среди омойузиан пробивается тенденция к слиянию с омоузианами и главным образом с Римом. Своим острым чутьем Мелетий, как кажется, первый уловил это течение и постарался извлечь из него возможные выгоды. При таких обстоятельствах он собирает в 363 году свой антиохийский собор преимущественно из епископов Сирии, Augusta Euphratensis, Киликии и Армении. Шаг этот политически был рассчитан настолько верно, что к этому собору присоединил свой голос великий ловец перед Богом и императором Акакий кесарийский со своими приспешниками 1790 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Между епископами египетскими конечно находились и те, которые приезжали в Константинополь рукоположить Максима Циника. Они не изменили, подобно епископу Петру, своих убеждений относительно этого интригана, а находившийся во главе их епископ Александрийский Тимофей, брат Петра, был явным сторонником Максима и аполлинаристом; 943 он конечно не расположен был отделиться от своих викарных епископов из-за вопроса личного. Македонийцы же имели против Григория предубеждения, внушенные им Дамасом, епископом Римским, скрывавшим нерасположение свое к великому мужу под благими предлогами законности. По его мнению 944 не дозволялось переводить епископа с одного престола на другой. Но истинной причиной к тому была его нелюбовь к искреннему другу того Василия, который так бичевал надменность и пышность епископа Римского; а Григорий дозволял себе порицания такие же, как и друг его. Собор был чрезвычайно взволнован отказом Григория; но большинство членов выразили при этом более раздражения, нежели благоразумия, ссылались на правила, которые нисколько не относились к святителю; даже еще не знали, кем бы его заменить, но старались только сделать неприятность избравшим его и составлявшим самую уважаемую часть собрания. 945 Среди их считались: 946 Елладий, преемник Василия Великого на престоле Кессарийском, Григорий Нисский и Петр Севастийский, братья того же Василия; Амфилохий Иконийский , Оптим Антиохийский, из Писидии, Диодор Тарский, Пелагий Лаодикейский, Евлогий Едесский, Акакий из Верии, в Сирии, Исидор из Сира, Кирилл Иерусалимский и племянники его Геласий Кессарии Палестинской. Большая часть этих епископов чтутся святыми в Церквах восточных и западных. Они отдалялись от епископов египетских, явных врагов Григория, собираясь под председательством этого святителя. Но Григорий слишком мало дорожил своим престолом и не хотел служить поводом разделений. Он даже убеждал друзей своих не поддерживать его и согласиться с прочими епископами в избрании ему преемником человека добродетельного. В присутствии всех епископов произнес он следующую речь «О вы, собранные Богом потрудиться для прославления Его Имени, не занимайтесь долго относящимся до меня, а займитесь делами более важными. Пусть буду я Ионой; ввергните меня в море для спасения корабля. Хотя в сущности я не могу быть причиною волнений, но извергните меня, я найду себе где-нибудь гостеприимство. По крайней мере будьте единодушны, хоть в этом. Против желания моего возвели меня на этот престол; я за счастье себе поставляю его оставить. Но, о Троица Святая, мною поклоняемая и прославляемая, о Тебе только забочусь! Да увижу же на престоле этом уста только посвященные на защиту Имени Твоего! Вы же члены этого собрания примите мой прощальный привет и воспомяните труды мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Антиох Аркский; Вирилл Аильский; Арета Елусский (во второй Палестине); Мусоний Сигорский 342 (в Палестине); Панкратий Ливиадский; Зосим Миноидский; Полихроний Антипатридский; Иоанн Гадирский 343 ; Павел Анфидонский; Фотий 344 Лиддский; Руфин Вивлский; Ираклий Азотский; Маркиан Герарский; Стефан Иамнийский (в Палестине); Епиктет Диоаклитианопольский; Роман Евдоксиопольский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Юлиан Келендерийский (в Исаврии); Епифаний Кестрийский; Элиан Селинунтский; Гаий Суедрский; Аммоний Иотапский; Матал Филадельфийский; Марк Арефузский (во второй Сирии); Тимофей Валанейский; Евсевий Селевковильский; Евтихиан Епифанийский (во второй Сирии); Павел Мериамнский 345 ; Лампадий Рафанэйский; Александр Севастийский (в Киликии); Филипп Аданский; Ипатий Зефирийский; Феодор Августский; Юлиан Росский; Полихроний Епифанийский (во второй Киликии); Иоанн Флавийский (в Киликии); Индим Иринопольский (во второй Киликии); Софроний хорепископ, занимавший место Вассиана (епископа) Мопсуестского; Прокл Адранский; Евлогий Филадельфийский (в Аравии); Феодосий Канофский 346 ; Ормизд Филиппопольский (в Аравии); Домнин 347 Сидонский; Феодор Трипольский (в первой Финикии); Олимпий Панейский; Фома Порфиреонский; Порфирий Вотрийский; Порфирий архидиакон, занимавший место Урания, епископа Емесского (в ливанской Финикии); Иосиф Илиопольский (в ливанской Финикии); Иордан Авильский (в Сирии); Валерий Лаодикийский (в Финикии); Фома Еворийский; Феодорит Киррский ; Руфин Самосатский; Иоанн Германикийский; Тимофей Долихский; Еволкий Зевгматский; Афанасий Пергский 348 ; Зевенн Мартиропольский; Каллиник Апамейский (в Вифинии); Каюма 349 Маркопольский; Иоанн Каррский; Авраамий Керкисийский; Левкадий Мизский 350 ; Иоанн (епископ) народа сарацинского; Ной Кифский (крепости на острове); Иоанн Полемонийский; Грациан 351 Керасунтский; Юлиан Тавийский; Мелиффонг Илиопольский 352 ; Иперехий Аспонский; Акакий Киннский; Евфрасий Лаганийский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Никопольский (в первой Армении); Аттик Зильский;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Среди участников Собора были святитель Кирилл, занимавший Иерусалимскую кафедру с 350 г., преемник Васи­лия Великого по Кесарийской кафедре Элладий и родные бра­тья святого Василия Григорий Нисский и Петр Севастийский, Акакий Веррийский, Амфилохий Иконийский , Оптим Писидийский, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский, Евлогий Эдесский, Исидор Кирский и Отрей Мелитинский. В Константино­поль приехали также 36 епископов пневматомахов, считавшихся последователями Македония, во главе с Элевсием Кизическим и Маркианом Лампсакийским. Переговоры с ними со стороны приверженцев Никейского символа и учения о равночестности Святого Духа Отцу и Сыну не дали результатов, и македониане, покинув Собор, выехали из столицы. Собор открылся в мае 381 г. На его первых заседаниях пред­седательствовал святитель Антиохийский Мелетий . Император Феодосий, присутствовавший на Соборе, накануне видел его во сне и, как рассказывает блаженный Феодорит , «объявил, чтобы не говорили ему, кто между ними Мелетий: он хотел сам, припоми­ная свой сон, узнать этого мужа. И действительно, лишь только весь сонм епископов вошел в царские палаты, Феодосий... прямо подошел к великому Мелетию и, как любящий отца сын, снача­ла долго наслаждался его лицезрением, потом обнял его и начал целовать ему очи, уста, грудь, голову и... руку. При этом царь рас­сказал ему свой сон. Обласкал он также и всех других и попросил их, как отцов, рассудить о предложенных делах» 406 . В самом нача­ле соборных деяний было рассмотрено дело о рукоположении на Константинопольскую кафедру Максима Киника, и оно призна­но было незаконным и недействительным. Святой Мелетий, достигший преклонных лет, в самом нача­ле соборных деяний отошел ко Господу. Мощи почившего были с почестями отправлены в его кафедральный город – Антио­хию. Новым председателем Собора отцы избрали святителя Гри­гория Богослова. Но тут в столицу прибыли епископы из Египта во главе с Тимофеем Александрийским, и на Соборе сразу был поставлен вопрос о замещении Антиохийской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Онисифор иконийский, Пергамий антиохийский, в Писидии, Аттик никопольский, в древнем Епире, Мартирий гортинский, Лука диррахийский, Вигилянций ларисский, в Фессалии, Франкион филиппопольский, Василий траянопольский, Трифон хиосский, Феоктист веррийский, в Сирии, Геронтий селевкийский, Евсевий пресвитер, занимающий место Макария лаодикийского, в Сирии, Евсевий дорилейский, Савва палтский, Петр гавалский, Софроний константинский, Патрикий неокесарийский, в Августе евфратской, Мара аназарфский, Ромул халкидский, Евстафий беритский, Леонтий аскалонский, Аниан капитолийский, Зевенн пеллский, Иоанн тивериадский, Антиох архелайский 64 , Вирилл аильский, Арефа елусский, Мусоний зоарский 65 , Руфин вивлский, Панкратий ливиадский, Зосим миноидский, Натира газский, Полихроний антипатридский, Иоанн гадарский, Павел анфидонский, Фотин лиддский, Ираклий азотский, Маркиан геррский 66 , Стефан иамнийский, Епиктет диоклитианопольский, Роман евдоксиопольский, Феодор клавдиопольский, в Исаврии, Юлиан келендеритский, Тиранн германикопольский, Иоанн диокесарийский, Акакий антиохийский, Епифаний кестрийский, Элиан селинунтский, Аммоний иотапский, Мегал 67 филадельфийский, Марк арефузский, Тимофей валанейский, Евсевий селевковильский, Евтихиан епифанийский, Павел мариамнский, Лампадий рафанэйский, Александр севастийский, Филипп аданский, Ипатий зефирийский, Феодор августский, Хризипп маллский, Юлиан росский, Полихроний епифанийский, Иоанн флавиадский, Индим гермопольский 68 , Софроний хорепископ, занимающий место Вассиана, епископа мопсуестского, Прокл адрапский, Евлогий филадельфийский, в Аравии, Феодосий канофский, Ормизда филиппопольский, Дамиан сидонский, Феодор трипольский, Олимпий панейский, Павел птолемаидский, Павел арадский, Фома порфирионский, Босфорий орфосиадский, Порфирий архидиакон, занимающий место Урания, епископа емесского, Иосиф илиопольский, в Финикии, Иордан авильский, Валерий лаодикийский, в Финикии, Фома еворейский, в Финикии, Феодорит киррский, Руфин самосатский, Иоанн германикийский,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В таком случае любой нерукоположенный самозванный епископ, который на словах исповедал бы православную веру, мог бы создать почву для принятия его в Кафолическую Церковь. 5. Святитель Кирилл Иерусалимский Во епископа Иерусалимского он был рукоположен в 348 году Акакием Кесарийским, принадлежавшем партии омиев. Акакий, как мы отметили выше в пункте 4, этот тот же самый, кто и рукоположил в 358 году святителя Мелетия Антиохийского во епископа Севастийского, и речь здесь идет о соборно не изобличенном еретике — епископе Церкви, а не об осужденном Первым Вселенским Собором еретике, как ошибочно утверждается. 6. Святитель Герман Константинопольский Был рукоположен во епископа Кизического не монофелитами, как ошибочно распространяют подобные сведения конкретные круги, а святителем Киром, Патриархом Константинопольским, в 705 Желая отменить решения Шестого Вселенского Собора и вернуть осужденный им монофелизм, император Филиппик Вардан удаляет в 711 году Патриарха Кира за его православие и одновременно в 712 году созывает монофелитский собор. Элемент, который лишь внешне может связывать святителя Германа с ересью монофелизма, никакого отношения не имеет к его рукоположению, а связан с его участием в качестве митрополита Кизического, как собственно и Андрея Критского, в соборе 712 года. В своем труде о «ересях и соборах», желая обличить давление и шантаж, который употребил в отношении их император, чтобы вырвать подписи, святитель Герман отмечает: «Хотя и после сего некоторые приложили все усилия, чтобы ниспровергнуть этот Шестой Собор: и томосы издавали, и собирали силой подписи против него, а всех на это двигала и направляла к его отмене царская рука - Филиппика или, если точнее, Вардана (этому злоименному давали два имени): он и был тем царем, который восстал против После ослепления и умерщвления Вардана новый император восстановил авторитет решений Шестого Вселенского Собора, а в 715 году Герман Кизический был избран Патриархом Константинопольским. 7. Святитель Иоанн Иерусалимский Речь идет о том самом Иоанне, который в Иерусалимских патриарших списках фигурирует как Иоанн III (516-523).

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

В 333 г., по смерти свт. Макария, престол Иерусалима занял Максим, один из последователей Евсевия Кесарийского. В IV в. Церковь Палестины активно принимала участие в арианских спорах. В 30-60-х гг. большинство епископата Палестины составляли безусловно не ариане, но иерархи, готовые присоединиться к общегос. политике того времени по поддержке арианства. Подобной позиции придерживались и епископы главных городов - Максим Иерусалимский (333-348) и Акакий Кесарийский (339-359, 363-366). После реабилитации ариан имп. Константином в кон. 20-х гг. Патрофил Скифопольский смог вернуться на свою кафедру и возглавлял общину христиан еще долгие годы, поддерживая проарианскую политику имп. Константина и его наследника имп. Констанция II. В 359 г. на Селевкийском Соборе Патрофил был вновь объявлен низложенным, поскольку выступал в поддержку богословия крайних ариан (еп. Урсакия Сингидунского и Валента Мурсийского). Но решения Собора не были исполнены, поскольку офиц. власть в тот момент настаивала на принятии арианской «Никской формулы» и вскоре объявила низложенными оппонентов Патрофила (свт. Василия Анкирского, Евстафия Севастийского и др.). Патрофил умер вскоре после 359 г., оставаясь на своей кафедре. В 362 г., во время антихрист. погромов, инспирированных на Востоке имп. Юлианом, могила Патрофила была разорена язычниками, а из его черепа сделали светильник (Chron. Pasch. P. 546). С кон. 20-х гг. IV в. в Палестине наиболее влиятельной стала группа священнослужителей, ориентировавшихся на еп. Евсевия Кесарийского. Сомнения Евсевия в осуждении Ария должны были считаться оправданными после возвращения Ария и его сторонников из ссылок. В 30-х гг. еп. Евсевий выступал уже как один из лидеров антиникейского движения в Церкви и гонителей свт. Афанасия Александрийского. Особая роль Евсевия в конфликте ариан с Афанасием подтверждается, в частности, решением имп. Константина в 334 г. созвать Собор в Кесарии Палестинской для рассмотрения дела свт. Афанасия и его низложения. Соборный суд не состоялся, поскольку свт. Афанасий отказался принимать в нем участие ( Sozom. Hist. eccl. II 24).

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010