архимандрит Иоанникий (Коцонис) О бдении Когда преподобного Акакия 57 , подвизавшегося в пустынном скиту Кавсокаливия, вопросили о сне и бдении, он ответил: – Получаса сна достаточно для истинного монаха! Сам он с невероятным мужеством на протяжении всей ночи стоял на ногах или на коленях в молитве и пении, несмотря на то что страдал от сильной грыжи и достиг уже глубокой старости. Спал он очень мало, незадолго до рассвета, опираясь на свою руку или на какой-нибудь предмет, чтобы разум не помрачался от безмерного бдения. Сон он считал опасным и коварным врагом души. Святой говорил, что ничто другое не умножает в такой степени страсти – ни мягкая постель, ни одеяния, ни богатство, ни пища, – как многий сон. И ничто так не укрощает их, как бдение. У него было самодельное ложе с редко набитыми торчащими деревянными штырями, без подстилки, чтобы он не мог упокоить свое тело, сколько хотел, и легко просыпался. Согласно жизнеописанию, преподобный Акакий спал один час, а по другим данным, четыре часа в сутки. Но и святитель Григорий Палама подъял великую брань против своей плоти и сна. В течение трех месяцев он пребывал в молитве без сна в своем аскетирии, который находился выше Великой Лавры. Впрочем, святой прекратил этот подвиг, чтобы мозг не потерпел вреда от постоянного лишения сна. Новоявленный афонский святой Силуан Русский 58 , святость которого была признана Великой Христовой Церковью 59 в 1987 году, родился в 1866 году и почил в 1938 году. Он подвизался в монастыре Святого великомученика Пантелеймона (или Русском монастыре), проводя жизнь в преподобии, чистоте, любви ко всем, непрестанной молитве и глубочайшем смирении. Почил он в мире и оставил о себе память преподобного мужа. А житие его описал почтенный архимандрит Софроний, настоятель Патриаршего Ставропигиального монастыря Честного Предтечи в Англии 60 . Этот святой, помимо прочих своих добродетелей, особо возделывал добродетель бдения, зная из опыта, сколь сильно она способствует очищению ума, окрылению молитвы и возгреванию радостотворного плача. На постель он не ложился, но почти всю ночь проводил в молитве стоя, иногда присаживаясь на скамейку. Спал сидя в течение 15–20 минут и снова вставал на молитву. Этот его сон урывками составлял в общей сложности два часа в сутки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8, 35). Наконец, господин его, видя непреклонность его мысли, освободил его и дал ему позволение идти куда хочет. Пахомий прославил Господа и уже совсем было готовился в путь, как вдруг опасно заболел. Между тем, соседние турки, узнав о всем, что происходило с Пахомием, и не желая выпустить его из своих рук, захотели самую болезнь его употребить в свою пользу. Собравшись в дом, где лежал в болезни юноша, они ложно разгласили, что во время болезненных припадков он отрекся от Христа и дал им слово потурчиться, как скоро поправится в силах. Вследствие сего, когда он начал поправляться от болезни, его насильно одели в турецкое платье, не совершив, впрочем, обряда обрезания. Как ни отвращался, как ни отрицался и как ни проклинал Магомета и его учение Пахомий, турки слышать не хотели, твердя одно, что он уже однажды навсегда отрекся от своей веры и принадлежит их пророку. Делать было нечего: Пахомий в негодовании удалился оттуда в Смирну под видом купца, и оттуда, сбросив с себя турецкое платье, отправился на святую Афонскую Гору, где, близ Свято-Павловской обители, у одного добродетельного старца Иосифа, имевшего особенный дар рассуждения, и провел двенадцать лет в послушании, приняв от него ангельский образ и исповедав все, что с ним происходило и что случилось в минувшие годы. В это самое время в Кавсокаливском ските славился чудной жизнью преподобный Акакий. Пахомий неоднократно слышал о великом его подвижничестве и, желая по силам подражать ему и научиться опытом иночеству, переселился туда, шесть лет провел под руководством преподобного Акакия, питался трудами рук своих, так что наконец и сам сделался образцом истинно подвижнической жизни и украшением своего времени. Следствием сего и было то, что все его любили и пользовались назидательным примером жизни его. Но между тем, как таким образом Пахомий восходил от силы в силу духовной жизни, сердце его невольно трепетало, когда смущенный помысл приводил ему на мысль -–не отрекся ли он в самом деле Христа в болезненном припадке или в безпамятстве.

http://isihazm.ru/1/?id=1826

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово об обоживающей молитве, заключающей в себе все остальные добродетели Когда преподобный Акакий Кавсокаливит молился, он стоял неподвижно, как некий столп, однако и сидя не ощущал своего тела, находясь в высоком духовном состоянии, исполненный благодати и Божественного света. В каливе Преображения скита Святой Анны жил благочестивый иеромонах из Черногории отец Мина. За сутки он совершал от 1000 до 3000 земных поклонов и от 50 до ста четок 302 . От многой молитвы он не имел времени для разговоров. Молитва для него была соединением души с Богом, но также обладала и практическим действием. Она оберегала его от многословия и осуждения. В келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы того же скита подвизался монах по имени Прокопий. В его сердце возникло сильнейшее желание научиться пению, хотя до этого многие годы он упражнялся в умной молитве. Кроме того, сей благословенный немного фальшивил. Однажды, когда он сидел грустный и печальный, перед ним предстал незнакомый седой старец и сказал: – Что с тобой, из-за чего ты расстраиваешься? – Из-за чего расстраиваюсь? Да вот, хочу научиться петь, но никто не берется меня учить, потому что у меня недостает слуха. – Я тебя научу. Со мной ты станешь лучшим псалтом. Но я хочу, чтобы ты сделал мне одно одолжение, – сказал незнакомец. – Какое? Все, чего ни попросишь, – ответил Прокопий. – Вместо всякой платы хочу, чтобы ты выбросил то, что держишь в руке 303 , и перестал произносить молитву. Тогда Прокопий понял, что неизвестный старец был демоном, и сказал ему с негодованием: Отойди от меня, сатана 304 1 И в ту же минуту тот стал невидим. В 1941 году в возрасте девяноста трех лет почил о Господе простой сердцем, словом и всей своей жизнью старец Артемий, монах монастыря Григориат. Он никогда не судил и не осуждал других, носил самую негодную одежду. Своим аскетическим ложем блаженный пользовался совсем мало. Обычно он сидел на скамье, одетый в рясу и кукуль, и ожидал, творя молитву, удара в симандр 305 , чтобы идти в церковь . Очень часто ходил в церковь Святой Анастасии и коленопреклоненно молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3. Понедельник. – Этому же занятию посвящён был и весь настоящий день. Сначала я ходил вокруг Лавры, и рассматривая ограду и башни её с наружных сторон, списывал начертанные тут надписи, и с виденными предметами сверял заметки о них Макария Кидонийца в его Проскинитарии 1772 года и нашего Барского в его Путешествии 1744 года; потом внимательно смотрел внутри Лавры все отдельно стоящие здания и церкви её, и в них утварь, иконы, стенную живопись, надписи, и всё замеченное и замечательное внёс в домик памяти, т.е. в свой дорожный дневник. V. Восхождение на св. верх Афона Керасийское Безмолвище. 4. Вторник. – Много я потрудился вчера, обозревая Лавру и наполняя свой дневник заметками о ней: а сегодня даже утомился, восходя на самый верх Афона и спускаясь оттуда в Керасийское перепутье, но зато вознаграждён был положительными сведениями о дико-прекрасном Под-Афонье, на котором спасались святейшие сподвижники, Пётр, Онуфрий, Евфимий, Павел Ксиропотамский, Максим Кавсокаливит, Нил, Акакий и другие. Излагаю эти сведения, принизывая к ним классические воспоминания, как жемчужины к рубинам, изумрудам, топазам и яхонтам. Утром в семь часов я с чадцами своими выехал из Лавры в полном веселии души от одной мысли, что мне придётся провесть несколько минут на темени подзвёздного Афона, выше облаков, выше громов и молний, там, где уже не растёт ни дерево, ни куст, ни трава. Вожак мой повёл нас по торной вымощенной камнями дороге. Едем по склону Дифона, который стелется к морю. Едем полчаса, поднимаясь по этому склону. Налево от дороги нам указывают келью с церковью Пресвятой Троицы на красивом и хорошо обработанном месте, и говорят, что это место носит имя того Исайи, у которого в послушании состоял Афанасий Афонский . Едем ещё полчаса, поднимаясь выше и выше, по направлению к избушке, называемой Хаири, и налево внизу видим Скиток с церковью честного и славного Предтечи. Там, по сказанию Проскинитария 1772 года, подвизались преподобные и гостеприимные монахи, почти все с острова Хиоса, заведывая и двумя соседними пещерами, из коих в одной есть церковь с чудотворным образом Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На Святом Афоне Делать было нечего: Прокопий в негодовании удалился оттуда в Смирну под видом купца, и оттуда, сбросив с себя турецкое платье, сбежал на святую Афонскую Гору, где, близ Свято-Павловской обители, у одного добродетельного старца Иосифа, имевшего особенный дар рассуждения, и провел двенадцать лет в послушании, приняв от него ангельский образ (иноческий постриг) с именем Пахомий и исповедав все, что с ним происходило и что случилось в минувшие годы. Монастырь Святого Павла на Афоне Монастырь Святого Павла на Афоне В это самое время в Кавсокаливском ските славился чудной жизнью преподобный старец Акакий. Пахомий неоднократно слышал о великом его подвижничестве и, желая по силам подражать ему и научиться опытом иночеству, переселился туда, шесть лет провел под руководством преподобного Акакия, питался трудами рук своих, так что наконец и сам сделался образцом истинно подвижнической жизни и украшением своего времени. Следствием сего и было то, что все его любили и пользовались назидательным примером жизни его. Кавсокаливский скит на Афоне Но между тем, как таким образом Пахомий восходил от силы в силу духовной жизни, сердце его невольно трепетало, когда смущенный помысл приводил ему на мысль -- не отрекся ли он в самом деле Христа в болезненном припадке или в безпамятстве. — Ведь без повода турки не могли же привязаться ко мне, — думал он, — и облечь меня в одежды зеленого цвета, который принадлежит собственно торжеству нечестивой их веры. Долго не мог он преодолеть душевного своего волнения и наконец открылся в том своему духовному старцу, прося у него благословения на мученический подвиг. Старец, полагая, что это следствие гордости, а не благодатных действий Духа, укорил его, побранил и выгнал от себя. Несмотря, однако ж, на то, Пахомий в течение целого года докучал своему старцу желанием мученичества, и целый год старец бил его, уничижал и томил канонами, думая, что Пахомий страдает от духа гордости. Наконец, видя, что эта мысль не оставляет Пахомия, вместе с ним обратился с молитвой к Богу, прося открыть святую Его волю, а потом оба они обратились к советам известных тогда старцев, особенно же дивного старца Акакия, которые и благословили юношу на желаемый подвиг.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=212...

Это рассуждение капитана понравилось всем нечестивцам, и они с удовольствием подарили ему мученика. Итак, капитан, взявши его, обрил ему бороду и волосы, приковал на галере и заставил грести веслом. Спустя немного времени некоторые из христиан, друзья капитана, дав ему выкуп, освободили страдальца от тяжкой работы и препроводили его на святую Афонскую Гору. Явившись туда, он избрал себе в наставники в духовной жизни дивного в то время подвижника, преподобного Акакия, безмолвствовавшего в ските Кавсокаливском, и стал ангельски подвизаться под его руководством. Впрочем, душа Романа не была спокойна: он был как бы чужд всего земного, не заботился ни о пище, ни о питии, ибо мысль его постоянно была устремлена к желанному для него подвигу мученичества. Для лучшего решения этого вопроса, с общего согласия, оба – старец и ученик – наложили на себя на несколько дней пост и предались теплой и усердной молитве к Господу Богу, чтобы Он открыл им о том волю Свою; скоро преподобный Акакий получил откровение, что есть на то воля Божия и что Роман славно совершит за Христа мученический свой подвиг. Итак, Роман, в день Пятидесятницы, облекшись в ангельский образ и утвердившись молитвами старца своего и тамошних отцов, отправился в Константинополь. Прибыв сюда, святой употребил следующее средство, чтобы заявить себя агарянам: поймав одну из бегавших там собак, привязал к своему поясу и стал таскать ее посреди базара. Турки, видя такое нечестивое, по их понятию, действие, спросили его: зачем таскает он собаку; мученик отвечал им: чтобы кормить ее, как христиане кормят вас, агарян. Разгневанные таким его ответом, мусульмане устремились на него, как неукротимые звери, и начали бить его без милости, а потом представили его к самому визирю, который, слыша из уст мученика те же слова, предал его нечестивцам на мучение до тех пор, пока не отречется своей веры. Нечестивые слуги взяли его, бросили в сухой колодезь, куда обыкновенно бросают убийц, и продержали его там 40 дней, не давая ему ни пищи, ни пития, потом, вынув, опять безжалостно мучили его, но не могши склонить к своему нечестию, донесли о том визирю, который и повелел лишить его жизни мечом.

http://isihazm.ru/1/?id=1823

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6590@ Подпись к иллюстрации: Прп. Акакий Кавсокаливит Размер файла: 123.1 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 25.04.2012 11:12:30 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6590.html

– Здесь, на этом самом месте, в калибке жил старец из молдаван, по имени Герасим, скончавшийся около 1820 года. Ему однажды во сне явились три старца и сказали: – Мы трое живем здесь недалече; не беспокой нас и скажи, чтобы и другие не тревожили нас! Старец сказал духовнику о видении. Духовником был тогда известный старец Неофит Караманлис, постоянно ходивший по пустыням для исповеди и причащения отшельников. О. Неофит задумал поискать мощи сих трех явившихся его духовному чаду старцев. Излазил он все пещеры, а там их множество, раскидывал камни, но ничего не нашел. Чрез некоторое время они явили себя тому же старцу таким образом: проходя по пустыне мимо одного места по дорожке к преп. Нилу, он всегда ощущал благоухание; а в то время, когда угодники Божии восхотели явить себя ему, он ощутил такое сильное благоухание, что невольно остановился; это было как бы целое облако, объявшее его со всех сторон. Тут явилось у него желание узнать, откуда оно исходит, и пошел он искать. Долго ходил кругом пока не остановился около бизюли, где ему показалось, благоухание было самое сильное. Помолясь, он взял из бизюли камень, потом другой, третий и увидал за ними пустоту; он стал дальше разбирать, и за бизюлею оказалась пещера. Когда открыл настолько, что мог уже влезть в нее, услышал голос: – Не беспокой нас! Нас трое, здесь жили и погребены, и хотим, чтобы никто нас не тревожил! – Старец закрыл вход в, пещеру и ушел. После только ученик его Иларион знал это место! Еще о. Герман рассказывал: Преп. Акакий Кавсокаливский имел великую любовь к преп. Максиму, и во всяком помысле прибегал в молитве к нему. Много раз являлся преп. Мак-сим ему за его веру и любовь. Однажды увидал он преп. Максима со многими последующими ему, кои были в белых ризах, только одни схимы на них были обычные. Преп. Акакий спросил: – кто это последующие за тобою? Преп. Максим отвечал: – Это жившие в пустыне здешней, которых я при жизни наставлял и они следовали моему учению! – Вот как было, – продолжал о. Герман, – но и теперь так же: и теперь есть такие, которых никто не знает. Они хотя и живут подобно другим, но только никто на знает высоты духовного их устроения, подобно как не знали во время жизни преп. Максима, которого все считали за прельщенного, и не год, не два, а целых 50 лет, пока не открыл его преп. Григорий Синаит .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Пещера преподобного Герасима   Пещера преподобного Герасима     На территории Большого Скита Св. Анны, находится пещера преподобного Герасима. В этой пещере в первой половине XVI века подвизался преподобный Герасим, который был монахом скита Св. Анны.   В пещере он прожил около 10 лет, ведя очень строгую аскетическую жизнь, не вкушая пиши до 40 дней. Позднее, по благословению старцев, Св. Герасим отправился на поклонение ко Гробу Господню в Иерусалим и там был рукоположен во пресвитера патриархом Германом, который оставил его при патриаршем доме. Преподобный Герасим является также основателем женского монастыря на месте старой разрушенной церкви на острове Кефаллония в Греции. В этой же афонской пещере, через двести лет после преподобного Герасима, краткое время жил также Акакий Кавсокаливит, который впоследствии стал настоятелем Кавсокаливского скита. Он, как и его предшественник, был сугубым аскетом, питаясь, в основном, дикими травами и каштанами. Пещера преподобного Герасима - узкая с треугольным сводом, вниз ведут несколько ступеней. Ее земляной пол тоже имеет форму вытянутого треугольника. От входа, сужаясь, пол уходит не более чем на два с половиной шага в глубь скалы. У входных ступеней есть одна единственная стасидия. На небольшой каменной полочке, выдолбленной, возможно, еще преподобным Герасимом, стоят простые, по большей части бумажные иконы.                 Пещера преподобного Герасима Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=564

Дальше Геронда сказал, что на вершине участка стоит домишко. Я ответил, что там у нас действительно есть один сарайчик. «На том месте хорошо бы устроить небольшой монастырь», – озвучил он мою сокровенную мечту, о которой не знал никто, кроме Господа. Я спросил отца Порфирия: «Геронда, откуда Вы это знаете?» Он ответил: «Я просто это знаю». Так старец Порфирий покорил мое сердце. Он дал мне номер телефона, по которому ему звонили духовные чада. И попросил меня хранить втайне наш разговор и его дар прозорливости: «Поезжай в Трикалу, никому не рассказывай о том, что я сказал тебе, и все так и произойдет». Келья старца Порфирия в Священном Исихастирии Преображения Господня в Милеси      Мы попрощались. В келью зашли два военнослужащих, с которыми сперва Геронда отказался говорить. Один из них заплакал. Старец увидел его огорчение и пригласил к себе в келью со словами: «Заходи, земляк Феодора» (так меня звали в миру). Тот стал сопротивляться: «Нет, я родился в Сербии». Но Геронда настаивал: «Ты из Трикалы». Тогда юноша вспомнил, что на самом деле его отец был родом из Трикалы! Выйдя из кельи старца, он радостно сообщил мне: «Старец Порфирий сказал, что ты станешь монахом» (а мне на мой вопрос о монашестве Геронда не ответил). В тот миг я ощутил и радость, и огорчение одновременно. Радость от того, что узнал правду, и моя душа упокоилась, и огорчение потому, что не хотелось рвать связи с миром, с семьей, да и вообще со всем, что у меня было. Вот так мы познакомились со старцем Порфирием. Накануне Пятидесятницы 1991 года он позвал меня к себе, чтобы спросить о моей жизни (в то время я был послушником в Кавсокаливах). Я отвечал ему с вдохновением и уверенностью, что по его молитвам, слава Богу, все хорошо. «Я дам тебе подарочек, – сказал он, – чтобы тебя благословить, и тогда придет благодать Божия, без которой ничего в духовной жизни не происходит». Через шесть месяцев в последний вечер перед его кончиной, он позвал меня к себе снова. Я сидел подле той кроватки, на которой он испустил дыхание. Он хотел мне сказать, что на следующий день я закину сеть в море (я нес рыбацкое послушание в Кавсокаливах). «Те рыбы, которые ты поймаешь, отдай в монастырь в Афинах». Дальше он уже не мог говорить, потому что силы его покинули, но он не хотел, чтобы я уходил от него. Я припал головой к его руке, молясь о последних мгновениях его жизни. Не отпуская меня от себя, Геронда хотел передать мне свои благодать и молитву, чтобы я мог с его благословением служить Господу и Церкви.

http://pravoslavie.ru/57851.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010