Димитрия, св. Анны, св. Пантелеимона, скит Ватопедский, Русский, Иверский, скит Глоссийский, Черный Вир. Во-вторых, вышеупомянутый Максим не долго жил на месте Кавсокаливском, и оставив его по причине недостатка тут воды, поселился близ Лавры, ниже пресловутой кельи того Исаии, у которого некогда находился в послушании преподобный Афанасий Афонский . Это было во дни греческих царей Кантакузина и Иоанна Палеолога, (1342−1360 г.), из которых первому Максим посылал в Константинополь сухарь, лук и чеснок, велев послу своему сказать его величеству: «ты будешь монах и вот твоя пища»: что и сбылось. По смерти сего прозорливца прошли четыреста лет. Во всё это время скит Кавсокаливский не существовал, и никто тут не жил по причине безводности места. Уже в первой четверти 18 века (около 1726 г.) поселился тут преподобный Акакий и основал скит, открыв родник воды. Как же эта местность могла удержать прозвание Максима Кавсокаливита, когда он не жил тут постоянно и переходил от места к месту, да не тут и жизнь свою кончил, и когда никого тут не было в течение 400 лет? Как могло статься, что в такое долгое время называли эту местность Кавсокаливою, хотя на ней не было ни часовни, ни кельи, ни живого человека? Надобно полагать, что ту ещё до поселения монахов на Афоне была Деревня Кавсокалива, которой жители занимались выжиганием извести из местного мрамора, и что она под этим прозвищем писалась сперва в межевых книгах Афонских землемеров, когда на Афоне были города, а потом значилась в описях монашеского Протата Афонитов и лавры Афанасия под прежним же прозвищем. Это прозвище застал Максим, и сам по месту подвигов его тут нарицаем был Кавсокаливитом: застал его и Акакий, и основал тут Скит, который по исконному имени места прозывали и писали Кавсокаливой точно так же, как по-старинному прозывали и писали Афонские местности: Морфо, Мелана, Керася, кои я видел и описал в своём путевом дневнике. Основателем скита, о котором идёт речь, был монах Акакий. Он скончался в 1740 году, оставив тут после себя многих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

        XVII век открыл Афону чудного святого - преподобного Нила Мироточивого.     Предание 1 версия   Иеромонахом, с молодых лет подвизался он на Святой Горе. После кончины своего аввы избрал новое место в недоступной пещере, в которой соорудил церковь и в течение 50 лет совершал монашеские подвиги, ведомые лишь одному Богу. Преподобный хотел скрыть эти подвиги и по смерти, завещая не открывать своих останков по афонскому обычаю. Господь Сам прославил Своего угодника. Из его гроба через малое отверстие стало изобильно истекать миро, лившееся по отвесной скале к морю, куда за ним приплывали многие корабли с паломниками из разных стран. Когда брали благодатное миро, случались ссоры и даже драки. - неправда, миро текло буквально ручьем, след которого сохранился до сего дня...-www.isihazm.ru Тогда преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось.     Предание 2 версия   Все было не так! Разбойники узнали, что множество людей приплывает за мирром в неприступные скалы. Тогда разбойники прятались в огромном ущелье, которое нужно было миновать для того, чтобы пройти к пещере, воровали паломников и продавали их в рабство в Турцию...  Теперь понятно, почему преподобный Акакий Кавсокаливит помолился прп. Нилу, и мироточение прекратилось. -www.isihazm.ru       Несмотря на пятисотлетнее мусульманское владычество на Востоке, Святая Гора осталась хранительницей православия. Святогорские монастыри, особенно в XVIII веке, превратились в духовные центры, в истинные очаги культуры, давшие порабощенным балканским народам образованных учителей, священнослужителей, патриархов и богословов. В середине XVIII столетия монахом Космой Лавриотом в Лавре Св. Афанасия была основана знаменитая типография, имевшая огромное значение в просвещении греческого народа. Плодовитым духовным писателем-богословом явился преподобный Никодим Святогорец (1749-1809 гг), известный читателю как автор «Невидимой брани».     В 1821 году, во время греческого национально-освободительного восстания, афонские насельники брали в руки оружие и много помогали повстанцам материально - неправда, афониты даже от разбойников никогда не защищались...-www.isihazm.ru . Под этим предлогом турки разместили на Афонском полуострове многотысячную армию. Основную часть сокровищ - икон и документов - монахам удалось надежно укрыть.

http://isihazm.ru/1/?id=561

На лике иконы «Портаитисса» есть шрам от удара мечом. Удар был нанесен турецким пиратом, который сразу же увидел кровь от нанесенной им раны. Это чудо подействовало так сильно на него, что он крестился, постригся в монахи и остался в монастыре. Из чувства покаяния он не хотел называться иначе, как Варвар, и жил столь благочестивой жизнью, что был прощен. Существует фреска с его образом в маленькой часовне «Портаитиссы». Он одет, как пират, и назван «святой Варвар». Когда наш святой отец Акакий Кавсокаливит подвизался в пещере как отшельник, по свидетельству его житописателя, иеромонаха Ионы из Кавсокаливитского скита, каждое утро прилетала красивая птица, садилась на дерево у пещеры и выводила изысканные трели. Когда святой слушал птичку, он исполнялся большой радостью, освобождавшей его от скуки и печали, которые иногда нападают на безмолвников. Может быть, птица была ангелом Божиим, посланным ему как утешение в этой безутешной пустыне. Святой Акакий был наделен даром умиротворения. Когда кого-нибудь мучили внутренние мысли, ему надо было лишь посмотреть на радостное лицо святого, чтобы тотчас смириться и перестать беспокоиться. В XIII веке в Лавре подвизался преподобный Григорий, который был духовным отцом святителя Григория Паламы – великого учителя нашей православной веры. Этот благословенный старец так много совершенствовался в нестяжании и посвящал себя неустанной молитве, что ангел являлся, дабы приносить ему пищу. Много лет прошло с того прекрасного чуда, которое произошло в день святого Николая в монастыре Григориат. Известный монах Хаджи Георгий был в то время еще послушником Гавриилом. Отцы были опечалены тем, что из-за плохой погоды они не смогли наловить рыбы для праздничного обеда. Но Гавриил не отчаивался. Вся его вера и надежда была на святого Николая Чудотворца. Он весь погрузился в молитву и вскоре после этого, в канун праздника, сильные волны вынесли на берег к монастырю много больших рыб. Как только отцы увидели это, они побежали собирать рыб для приготовления обеда, славя святителя Николая и воспевая хвалу ему.

http://pravoslavie.ru/41650.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) О духовном наставничестве и о том, что истинный послушник находится в великой безопасности Велика и неоценима защита, которую находит послушник в лице своего духовного отца, от всякой опасности, духовной и телесной, от людей и от демонов, в настоящей жизни и в час, когда он отходит к жизни иной. Один послушник жил в каливе Святителя Иоанна Златоуста скита Святого Пантелеймона, принадлежащего монастырю Кутлумуш. Он был племянником игумена и потому часто затевал в скиту споры и создавал проблемы. Однажды сей послушник тяжело заболел и должен был умереть, но душа его никак не могла отойти. Он кричал и находился в состоянии неописуемого беспокойства и смятения. Духовники читали ему молитвы на разлучение души от тела, но ничего не помогало, смятение и беспокойство не только не умалялись, а даже возрастали. Тогда его старцу Хризостому дали совет: – Положи руку на голову своего послушника и скажи ему: «Чадо мое, Иоанн, почий с миром, а я возьму твое бремя на себя». А потом ты раздашь милостыню бедным аскетам для совершения бдений и молитвы по четкам и положишь за него поклон перед всеми, кого он чем-либо огорчил. Как только старец положил свою руку на голову послушника и произнес эти слова, тот совершенно успокоился и предал в мире свою душу. Старец Евдоким из Керасьи В келлии Святого апостола Иоанна Богослова на Керасье жил один иеромонах греко-русского происхождения по имени Акакий. Он имел двух послушников, Аверкия и Прохора. Как-то раз они поднялись на вершину Афона и ночевали в храме Панагии, там, где Пресвятая Богородица явилась преподобному Максиму Кавсокаливиту. Отец Аверкий против благословения старца пошел ночевать в одну монашескую келью неподалеку и запер за собой дверь. Ночью он подвергся демонскому нападению. Ему явился нечистый дух и стал с бешенством избивать его. Послушник начал кричать. На крик прибежал его старец и, взяв в руки крест, творил молитву, но бес не уходил. А отец Аверкий не мог встать, чтобы открыть дверь. Тогда отец Акакий влез на окно и сказал лукавому духу:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В другой раз Матерь Божия исцелила его больные ноги, сказав: «Отныне будь здрав». Святой Иоанн построил кафисму в честь Святых Архангелов, в которой пребывал шесть дней в неделю, а по воскресеньям и праздникам ходил в монастырь и пел на бдениях 324 . Старец сказал: – Можно иногда подвизаться с ревностью, но не иметь большого преуспеяния из-за недостатка смирения. В то же время иные подвизаются меньше (в отношении аскезы, поста), но преуспевают гораздо больше, потому что имеют много смирения, которое все восполняет. Еще он сказал: – Я видел, как на одной душе почила любовь и милость Божия, потому что она претерпела несправедливость. Для того чтобы воспринять эту милость, у нее было все необходимое – чистота, смирение и любовь. Это главное. Когда кто имеет смирение – имеет Божественный магнит, притягивающий благодать Божию. Видите, благодать дается смиренным 325 , так определено это Господом. Три года преподобный Нифонт Кавсокаливит, будучи послушником у старца Феогноста, скрывал свой священный сан. Старец же, видя великую добродетель Нифонта, не желал более иметь его своим подчиненным, но хотел относиться к нему как к равному себе собрату. Преподобный просил его сохранить между ними прежние отношения, потому что, как он говорил, не может монах идти на безмолвие, если не подчинит прежде свою волю. Однако старец Феогност не соглашался, и тогда святой, имевший дар слез, удалился в свою любимую пещеру, где он в течение четырнадцати лет проводил поистине безмолвническую жизнь, вкушая раз в неделю немного сухого хлеба. Преподобный Акакий Кавсокаливит, прежде всех других своих добродетелей, имел великое смирение. Он не только не хотел совершать или говорить нечто гордое, но даже и слышать о подобном. Однажды отцы скита собрались на праздник в кириаконе и просили настоятеля (дикея) назначить какого-нибудь брата в качестве второго настоятеля, чтобы они лишний раз ему не докучали. Тогда дикей передал настоятельский жезл преподобному Акакию. Преподобный, поцеловав руку дикея, принял его, но это был единственный раз в жизни, когда он держал этот жезл. Больше святой ни разу не взял его в свои руки, отгоняя от себя всякий высокоумный помысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   С течением времени число учеников у преподобного Акакия увеличивалось все более и более, которые строили себе кельи, и таким образом образовался скит (Кавсокаливский), который молитвами и предстательством преподобного умножился и процветает до нашего времени. А так как на том месте не было воды, то преподобный, желая, чтобы братия не скорбели и не роптали от недостатка оной, однажды вышел на средину скита и после усердной молитвы велел одному брату, по имени Тимофей, копать на указанном ему месте. Когда Тимофей начал копать землю, то вдруг к удивлению всех из того места показалась вода, весьма приятная и здоровая, притом в таком изобилии, что ее достаточно было не только для потребностей братии, на даже и для устройства мельницы.    Желая Богом собранное братство в своем ските приучить к евангельскому нестяжанию, он положил такой устав, чтобы братия, желающие жить в оном, не имели в кельях своих постели и ограничивались бы одной одеждой. Для искоренения же страстей он поучал их удаляться от излишнего сна, ибо ничто так не умножает страсти, говорил он, как излишний сон, и что для побеждения страстей необходимо монаху иметь пост и бдение.    Однажды преподобный Акакий был спрошен, сколько должен спать монах. Он отвечал:    – Для истинного монаха, который возлюбил Господа всей душой своей и всем помышлением своим, достаточно полчаса.    Он говорил это из собственного опыта, так как сам довольствовался только получасовым сном, несмотря на то, что был болен и уже в преклонных летах.    Преподобный Акакий был неграмотен, но, имея чистый и просвещенный Святым Духом ум, знал Св. Писание основательно и иногда решал весьма трудные вопросы и ведал глубокие тайны.    Иерусалимский патриарх Хрисанф во время посещения Святой Горы, слыша о высокой жизни преподобного Акакия, а равно и о том, что, будучи неграмотен, он разумел высокие понятия и таинства Св. Писания, пожелал видеть сего великого и Святым Духом просвещенного мужа, и услышавши из уст преподобного то, о чем он был наслышан, патриарх прославил Бога, умудряющего буии Своя на посрамление премудрых мира сего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Наконец, преподобному Акакию уже на закате дней своих еще пришлось предпослать к Богу мученика св. Пахомия Россиянина, который за молитвы великого своего наставника мужественно совершил свой страдальческий подвиг. И потом вслед за ним и его чистая и блаженная душа отошла от бренного тела ко Господу Богу, 12 апреля 1730 года, на 98 году от рождения. О блаженной своей кончине преп. Акакий был извещен от Бога за несколько дней, что он и открыл одному иноку, Афанасию, пришедшему из скита св. Анны, посетить его. «Афанасий! - сказал св. Акакий, - прощай! Я иду в далекий путь, и более уже здесь не увидим друг друга!»    Молитвами преподобного Акакия да сподобимся и мы предстояния во славе святых, славяще Отца и Сына и Св. Духа во веки. Аминь.    Из Neon Martirologon.    Его лично знал знаменитый наш русский паломник Барский. См. наше издание: «Второе посещение св. Афонской Горы В.Г.Барским». Спб, 1887г, стр. 55.    Катунаки – прибрежная пустыня, в недальнем расстоянии от скита св. Анны.    О местности этой смотри в житии преп. Максима Кавсокаливита, 13 января.    См. страдания преподобномученика Романа, 16 февраля.    См. страдание преподобномученика Никодима, 11 июля. 19 АПРЕЛЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Босого, Нового Чудотворца    Преподобный Симеон происходил из духовного звания. Отец его Андрей был священник. Когда Симеон достиг отроческих лет, тогда он был отдан в научение грамоте, в которой оказывал быстрые успехи, так что все знавшие его дивились быстроте ума и прекрасным способностям юного отрока.    На 15-м году от рождения Димитриадский епископ Пахомий взял его к себе в епископию и впоследствии постриг в монашество и рукоположил в сан иеродиакона. Впрочем, Симеон долго не оставался при епископе Пахомии, так как мысль влекла его в уединение. А потому, открыв свои мысли, так же, и желание, епископу, он просил его отеческого совета. Епископ, видя сердечное его стремление, не препятствовал его намерению и, давши ему напутственное благословение, отпустил с миром.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Помимо прпмч. Романа († 5 янв. 1694) и прпмч. Пахомия Русина († 21 мая 1730), за исповедание христианской веры пострадал и другой ученик прп. Акакия – прпмч. Никодим Албанский († 11 июля 1722). Большинство монахов-пустынников, подвизавшихся в южной части Афона, считали Акакия своим главой и духовным отцом. Они желали утвердить его власть, для чего необходимо было вручить ему пастырский посох. Монахи попросили об этом проигумена Великой Лавры Неофита, который и назначил прп. Акакия дикеем (скитоначальником), вручив ему жезл. Святой Акакий по своему смирению подчинился, но с тех пор не брал в руки никакого посоха, несмотря на слабость, свойственную его возрасту. О своей кончине 97-летний старец знал за несколько дней, о чём и сообщил иноку Афанасию, пришедшему из скита святой Анны посетить его. Преставился преподобный Акакий 12 апреля (ст.ст.) 1730 года. Все монахи Святой Горы оплакивали его как отца. Память совершается 12/25 апреля и в Соборе Афонских Преподобных. В кириаконе Кавсокаливского скита по сей день хранится главная святыня обители – глава прп. Акакия. Справка: Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре, на высоте 120 м над уровнем моря. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину. Главный храм скита — Кириакон. Сюда на воскресную литургию собираются подвижники и старцы из своих калив. Храм был построен неким русским военачальником. Его иконостас представляет сплошную резную миниатюру. От Кавсокаливии горная тропа ведет вверх к пещере преподобного Нила Мироточивого. Своего расцвета Кавсокаливский скит достиг в начале XVIII столетия при преподобном Акакие. Он возобновил скит после длительного запустения. Постепенно скит разросся до 40 самостоятельных келий, в которых проживало до 200 иноков-подвижников.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2886

Преподобный Акакий имел благоговение ко всем святым, а наипаче к преподобному Максиму Кавсокаливиту, который, говорил он, многократно удостаивал его своего явления. А когда враг наводил на него уныние, он призывал сего святого в помощь и чувствовал благодатное его предстательство. Преподобный Максим являлся ему обыкновенно в священническом облачении, осияваемый небесной славой и сопутствуемый безмерным множеством монахов, озаренных райским светом. Кроме тех Божественных утешений, которые Господь посылал чрез откровения Своему угоднику, он удостоился получить от сладчайшего Иисуса Христа дар прозорливости: многим предсказывал то, что должно было с ними случиться, и открывал сердечные их тайны. Самый вид преподобного производил дивное действие на страдавших от помыслов. Стоило только посмотреть на его лицо, чтобы умиротворить сердце и чувства! Имя Иисусово он постоянно носил в своем сердце; когда же случалось ему произносить оное устами, то всегда из уст его исходил пламень, что неоднократно удостоился видеть один благочестивый духовник иеромонах Сильвестр. Сияя такой святой жизнью, преподобный Акакий сподобился приготовить к мученическому подвигу за исповедание имени Иисуса Христа кроме преподобномученика Романа и другого мученика – Никодима, благословляя которого на страдальческий подвиг, вручил ему свой жезл, говоря: «Иди с Богом, чадо, в избранный тобою путь, вот тебе мой жезл в С течением времени число учеников у преподобного Акакия увеличивалось все более и более, которые строили себе кельи, и таким образом образовался скит (Кавсокаливский), который молитвами и предстательством преподобного умножился и процветает до нашего времени. А так как на том месте не было воды, то преподобный, желая, чтобы братия не скорбели и не роптали от недостатка оной, однажды вышел на средину скита и после усердной молитвы велел одному брату, по имени Тимофей, копать на указанном ему месте. Когда Тимофей начал копать землю, то вдруг к удивлению всех из того места показалась вода, весьма приятная и здоровая, притом в таком изобилии, что ее достаточно было не только для потребностей братии, на даже и для устройства мельницы.

http://isihazm.ru/1/?id=1825

На всечестном лике Вратарницы заметна спекшаяся рана от удара пирата. Этот варвар, ударив икону мечом, увидел, что из раны истекла кровь. Это чудо умилило его. Он уверовал, крестился и остался в монастыре, став впоследствии монахом. Он посчитал себя недостойным всякого имени, кроме имени Варвар. Однако его жизнь в покаянии и подвиге оказалась угодной Богу, и мы чтим его как святого. В небольшом храме иконы Божией Матери «Вратарница» есть фреска, где он изображен в облике пирата с подписью: «Святой Варвар». Скит Кавсокаливия получил свое название от святого Максима Кавсокаливита, но основан был преподобным Акакием из Аграф, жившим в XVII–XVIII веках в пещере, которая сохранилась и доныне. Видя, что братиям и отцам-подвижникам тяжело приходится без воды в этих сухих и бесплодных скалах, святой Акакий помолился и, трижды, в честь Святой Троицы, ударив, как Моисей, своим жезлом чуть выше кириакона, извел обильный источник приятнейшей воды, сделавшей суровое скалистое место скита настоящим садом. Когда преподобный Акакий подвизался в своей пещере в полнейшем и подчас невыносимом одиночестве – как повествует его биограф иеромонах Иона Кавсокаливит – каждое утро на дерево, растущее у входа в пещеру, прилетала птица и пела удивительную мелодию. Когда преподобный слушал это пение, его душа исполнялась неизреченной радости и избавлялась от уныния и печали, которые часто одолевают исихастов. Наверное, эта приятная птичка была Ангелом Господним, посланным для утешения в эту суровую пустыню. Преподобный имел такой дар утешения людей, что страдавшие от помыслов от одного вида его радостного лица избавлялись от них и умиротворялись. Преподобный Григорий, подвизавшийся в районе Великой Лавры около середины XIII века, был старцем великого отца и учителя нашей православной веры святителя Григория Паламы . В непрестанной молитве этот блаженный старец стяжал такую добродетель, такую нестяжательность и беспопечительность, что удостоился принимать пищу от Ангела Божия. Много лет прошло уже с тех пор, когда на праздник святителя Николая в монастыре Григориат случилось это удивительное чудо. Знаменитый монах Хаджи-Георгий был тогда послушником Гавриилом. Из-за плохой погоды отцы не смогли поймать рыбу для угощения гостей и пребывали в печали. Но послушник Гавриил не унывал, всю надежду возлагая на святителя Николая. Он углубился в молитву и совершал прилежное моление. И вот в самый канун праздника на берег у монастырского причала сильные волны чудесным образом выбросили несколько больших и хороших рыбин. Братия, едва заметив это, побежали, собрали их и приготовили трапезу, прославляя и воспевая питающего их Господа и покровителя монастыря святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010