Келия передается в пожизненное пользование какому-то монаху. Этот монах подчиняется игумену монастыря, которому принадлежит келия, и имеет право по его благословению собирать к себе братию, настоятелем или духовным наставником которой он пожизненно является. После своей смерти старец, которому передана келия, может завещать ее одному из своих учеников, который занимает его место. Келии могут быть большими, и численность братии в них может доходить до 20 человек. Каливы (греч. καλβη) на Святой Г оре – маленькие хижины, которые отличаются от келий тем, что в них живут обычно один или два отшельника (иногда больше) в уединении. Келии и каливы, находящиеся в одной местности, могут объединяться в особые монашеские общины – скиты (греч. σκτη). Скиты имеют большой соборный храм, куда вся братия скита собирается в субботние, воскресные и праздничные дни (Прим. из книги: «Старец Паисий Святого- рец. Письма.» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2001. С. 34–35). 250 Ключ к пониманию православного монашества в Балканских странах хра­нится на Афоне. Святогорская аскетическая традиция по сей день питает иноческий чин в Сербии, Македонии, Болгарии (прим. ред.). 255 Акакий Новый Кавсокаливит (+12.04.1730), преподобный (пам. греч. 12 апр., вторая Неделя по Пятидесятнице – память всех преподобных отцов, на горе Афонской просиявших). Подвизался в монастыре Святой Троицы, ос­нованном святым Дионисием Олимпийским, после в келье при церкви Пре­ображения Господня, расположенной в местности Кавсокалива на Афоне. Имел дар прозорливости (прим. рад.). 257 Косма Этолийский (+24.08.1979), преподобномученик (пам. греч. 24 ав­густа), ученый монах, один из самых выдающихся греческих просветителей времен турецкого владычества в Греции, чудотворец. Принял постриг в монастыре Филофеу на Афоне, проповедовал Евангелие принявшим ислам грекам в Македонии, на Эпире, в Константинополе. Оставил пророчества о будущем всего человечества, читаемые по сей день в Греции. Был повешен турками на дереве (прим. ред). 270

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Итак, вот как поступали истинные рабы Христовы! Они собственною кровью омыли себя и самою жизнью пожертвовали для того, чтобы примириться с Богом и совестью. Будем хотя сколько нибудь подражать им и мы. Будем заботиться о том, чтобы освободиться от пагубного рабства и поспешим скорее свергнуть с себя узы греха, чтобы не погибнуть под сим бременем. Воспользуемся временем, которое Господь дает нам для нашего спасения и не станем отлагать исправления нашей жизни до будущего времени, помня, что в противном случае можем внезапно быть застигнутыми смертью и без покаяния отойти на суд Божий. Бдите, говорит Господь, не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу, обрящет вы спяща ( Мк.13:35–36 ). Аминь. 42. Не следует без нужды переходить с места на место (Из жизни преподобного Акакия. Пат. ч. 2, стр. 133 и 136). Есть довольно людей, которые не любят жить на одном месте. Где ни побывают они, везде им кажется не хорошо. Там, якобы их спасению мешают, там оскорбляют, инде труд для них тяжел, в другом месте еще найдут что-нибудь неприятное для себя, и вот все перебегают с места на место и не дают покоя ни себе ни другим. Что сказать в назидание таковым? Да скажем то, что пусть они знают, что переходить без нужды с места на место учит нас враг нашего спасения дьявол и потому надобно жить не там, где хочется, а там, где Бог велел. Раз преподобный Акакий, память коего бывает апреля 12-го, оставил место своего жительства и не знал, где найти по сердцу место со всеми условиями безмолвия и пустынной тишины. В это время напали на него мрачные помыслы. Один помысл увлекал его в прежнее место, а другой убеждал идти на какой-нибудь необитаемый остров, где бы никто не препятствовал его подвигам. В бурном смятении духа, не имея сил противостоять нападениям сатаны, и не зная на что решиться, он сел на камень и погрузился в тихий сон: вдруг видит пред собою черного, чрезвычайно безобразного и страшного исполина. При виде его, спящий Акакий затрепетал, и слышит, что кто-то тихо говорит ему: «вот это сатана, решившийся уничтожить тебя.» От страха он тотчас пробудился и воскликнул: «горе мне! сатана хочет погубить меня!» После этого он поспешил к своему духовнику и по совету его поселился в скиту Кавсокаливском; где и подвизался двадцать лет (Пат. ч. 2, стр. 133–134).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Преподобный Акакий Кавсокаливит HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Преподобный Акакий Кавсокаливит Возобновляя учение преподобного Симеона Нового Богослова, святой Акакий наставлял, что тот, кто желает видеть Христа в вечности, должен еще в этой жизни, посредством нисхождения Божественной благодати, приобрести духовную чувствительность, чтобы созерцать духовные сущности так же ясно, как вещи материального мира. Святой Акакий родился в 1630 году в деревне Голица неподалеку от города Аграфы Фессалийские. Его семья была бедной, и он еще в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Акакий бежал из родительского дома, чтобы избежать женитьбы, которую готовила для него мать, и удалился в монастырь Святой Троицы в Загоре, основанный святым Дионисием Олимпийским (память 23 января). Вечером того дня, когда святой принес монашеские обеты, ему было видение, будто он держит в руках светильник, озаряющий все окрестные земли. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он ревностно начал духовную битву за святые добродетели, прежде всего за смирение, посредством полного отсечения собственной воли. Он с радостным сердцем брался за самую тяжелую работу и снискал расположение всех братий. Любовь ко Господу, пылавшая в сердце Акакия, часто побуждала его удаляться в лес, чтобы предаваться созерцанию. Духовная жажда святого все возрастала, поэтому он оставил монастырь и отправился на Афон. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырем Григориат вместе с двумя отшельниками. Достаточно постранствовав по разным местам Святой Горы, он обосновался в краю великих подвижников – на юге Афонского полуострова. Там, в Преображенской келье, он прожил 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. Отложив всякое житейское попечение, преподобный Акакий всем сердцем обращался ко Господу, с силой противостоя искушениям, которыми бесы пытались отвратить его от непрестанной молитвы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Первый старец послушнику громко прокричал: " Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас? " Ответа не дождавшись, паки возгласил: " Акакий, мертв ты или жив еси? " - " Живя, как и прежде, когда жил в мире бренном!- Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью " . Старец второй, поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолвить спасенье для своей души. Акакий чудный, воплощенное смирение, Ты послушанием снискал себе спасение. Душа твоя веселья ныне исполняется И имя Церковью святою прославляется. Святые с именем Акакий Преподобный Акакий Кавсокаливит Всего в святцах святых с именем Акакий как минимум девять. Трижды Церковь празднует день памяти святого Акакия Синайского. Житию Акакия посвятил свое слово «О послушании» преподобный Иоанн Лествичник. В Лествице преподобный демонстрирует нам святого Акакия как символ добродетельного терпения и смирения, которое Господь вознаграждает спасением. 27 января (14 января по ст.стилю)день памяти святителя Акакия, епископа Тверского и Кашинского. 12 июля 12 июля(29 июня по ст.стилю)церковь вспоминает его же в соборе Тверских святых. Святитель Акакий участвовал в двух Макарьевских соборах по канонизации святых, в Стоглавом соборе. Под его надзор в Отрочь монастырь был сослан Максим Грек, о котором святитель много заботился. Именно святителем Акакием в 1564 году был освящен нынешний кафедральный собор Твери, церковь «Белой Троицы». По сей день существуют рукописные книги, переписанные по благословению святого Акакия. Сам же епископ не только переписал собственноручно два Евангелия, но и создал редакцию знаменитого Киево-Печерского патерика. Акакиевская редакция Патерика - одна из десяти существующих и серьезно изученных Макарием (Булгаковым) редакций памятника церковно-исторической литературы. 17 марта (4 марта по ст.стилю) и 30 августа (17 августа по ст.стилю) вспоминаем мученика Акакия, воина. Видя, как император Аврелиан (270-275 годы) истязает христиан - брата и сестру Павла и Иулианию, Акакий уверовал во Христа, объявил об этом и тут же был казнен.

http://pravoslavie.ru/75826.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКАКИЙ КАВСОКАЛИВИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Акакий Кавсокаливит Акакий Кавсокаливит (ок. 1633 - 1730 ), преподобный Память 12 апреля (Греч. ) и в Соборах Афонских преподобных , Эвританских (Греч.) и Фессалийских святых (Греч.) Родился около 1633 года в селении Голица в Эпире (северо-западная Греция , ныне селение Айос-Акакиос ) в благочестивой семье, в крещении был назван Анастасием. Его семья была бедной, и он ещё в юном возрасте был вынужден взять на себя обеспечение родных. Святой не получил иного образования, кроме того, которое заключалось в изучении Закона Божия, в чтении житий святых и посещении церковных служб. Когда Анастасий достиг совершеннолетия, мать решила его женить, но юноша отказался от брака, желая посвятить себя иноческой жизни, и бежал из дому. Стремясь служить Богу в удалении от мира, Анастасий в возрасте 22 лет направился в пределы Загоры и там поступил в Троицкий монастырь Суровия близ селения Макриница, основанный святым Дионисием Олимпийским , где и принял монашеский постриг . В первую ночь после пострижения он удостоился видения: в руке его явился горящий светильник, озаряющий всё вокруг. Тогда Акакий понял, что монах должен быть подобен светильнику, который просвещает других людей сиянием своих добродетелей. И он начал ревностно подвизаться: смирялся и отсекал свою волю, с радостным сердцем брался за самую тяжёлую работу и снискал расположение всех братий. По совету опытных старцев преподобный навсегда удалился из обители на Святую гору Афон , где посетил известных подвижников. Переходя от кельи к келье, он искал совета людей Божиих, затем на год поселился в пещере рядом с монастырём Григориат вместе с двумя отшельниками. Затем Акакий обосновался в местности Кавсокалива , поселившись в келье при Преображенском храме. Он прожил там 20 лет, питаясь одним хлебом и дикорастущими плодами не чаще одного раза в три дня. По прошествии этого времени он удалился в маленькую пещеру недалеко от берега, где в своё время подвизался святой Максим Кавсокаливит . Преподобный Акакий вёл превосходящую человеческие возможности духовную брань, сражаясь с бесплотными силами. Бесы с яростью приступали к нему и пытались сломить его мужество отвратительными помыслами, пугающими явлениями и различными недугами. Но Акакий обращал их в бегство пламенной молитвой, которая исходила от самого его сердца, всегда бодрствующего.

http://drevo-info.ru/articles/20690.html

Преподобный уже несколько лет пребывал в пещере, когда к нему пришел святой Роман Карпенисийский . Он хотел пребывать вместе с ним, чтобы подготовиться к мученическому подвигу. Акакий, после бывшего ему видения, постриг Романа в великую схиму и позволил принять мученический венец. После его ухода Акакий некоторое время жил в пещере святого Афанасия Афонского. Там пред ним в видении предстал святой мученик Роман в неизреченной славе, с ликом, сияющим подобно солнцу. Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведённого им огня. Он понял, что это - бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Многие из посетителей преподобного сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливский . Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извёл из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: " Полчаса достаточно для истинного монаха " . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим Эльбасанский , со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику - святому Пахомию Русскому . Особую роль в духовной жизни преподобного Акакия играло молитвенное почитание преподобного Максима Кавсокаливита . Когда демоны наводили на Акакия уныние, он призывал этого святого и чувствовал его предстательство. Неоднократно преподобный Максим чудесно являлся ему, облачённый в священнические одежды, озарённый небесной славой и в сопровождении монахов. Кроме подобных откровений, Акакий удостоился получить от Бога дар прозорливости.

http://drevo-info.ru/articles/20690.html

Сулико Я могилу милой искал, Сердце мне томила тоска. Сердцу без любви нелегко. Где же ты, моя Сулико?.. Популярную в советском союзе песню «Сулико» многие считают народной. Однако авторство слов принадлежит самому известному поэту Грузии и общественному деятелю Акакию Церетели. Стихотворение «Сулико» Акакий Церетели впервые опубликовал в 1895 году. Затем к стихам была написана музыка. В 1938 году песня была исполнена перед Сталиным и названа «народной». Она так понравилась вождю, что очень быстро стала популярной. Грузинская банкнота номиналом 10 лари с изображением Акакия Церетели      Улицы, метро и университет Автора «Сулико» Акакия Церетели очень любят в Грузии. Поэт, публицист, писатель, просветитель, патриот. В его честь в Тбилиси названа станция метро и целый проспект. В центре Тбилиси стоит памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели. В Кутаиси, где Акакий Ростомович окончил гимназию, существует государственный университет в честь Акакия Церетели. В 1960 году к 120-летию грузинского поэта князя Акакия Церетели даже была выпущена почтовая марка СССР, номиналом в 40 копеек. В 1995 году в Грузии в обращение вошла купюра в 10 грузинских лари. На одной из сторон купюры - портрет Акакия Церетели. А еще, Акакию Церетели принадлежат слова: «Учитесь, дети мои! Большего богатства вы не сумеете обрести». Агиос Акакиос Недалеко от греческого города Лариса, глубоко в горах, расположился городок Агиос Акакиос, или Айос Акакиос. В русской транскрипции он так же, как и имя, прозвучал бы - Акакий. В этом селении в Фессалии, которое в XVII веке было деревушкой Голица, родился еще один святой с именем Акакий - преподобный Акакий Кавсокаливит. Имя Акакий в поэзии Святителя Николая (Велимировича) Сербского называют также Новым Златоустом. Каждому дню года в своем творении «Охридский пролог» он посвятил поэтическую проповедь. Один из его боговдохновенных гимнов рассказывает о преподобном Акакии Синайском. Может быть, мы и не вспомнили бы об этом, если бы не одно но. 12 декабря чтятся очень многие достойные святые. Но именно Акакию, вошедшему в святоотеческую литературу, как символ смирения, терпения и послушания, святитель Николай Сербский посвятил свои строки:

http://pravoslavie.ru/75826.html

Возвратившись в Кавсокаливийскую пещеру, святой построил себе хижину по соседству. Как-то раз в зимний день святой никак не мог согреться от разведенного им огня. Он понял, что это – бесовское искушение. Погасив огонь, Акакий нагим бросился в снег. Тогда чудесная теплота разлилась по его телу, как если бы он оказался в бане. Господь наделил преподобного Акакия дарами прозорливости и пророчества. Благодаря этому он проникал духовным взором в души приходивших к нему людей и открывал их тайные грехи или прикровенно, одними намеками, извещал их о будущем. Святой был настолько исполнен благодати Божией, что один его приход приносил людям мир и возвращал веру в Бога. Именно поэтому многие из посетителей сделались его учениками, поселились в окрестностях пещеры и основали скит, получивший с той поры название Кавсокаливийский. Дабы порадовать учеников, святой Акакий молитвой извел из земли источник, доставлявший им воду в изобилии. Однако он их поучал, что надлежит строго соблюдать пост и не предаваться сну во время ночных бдений, дабы победить склонность плоти к наслаждению. На вопрос, сколько времени можно уделять сну, святой ответил: «Полчаса достаточно для истинного монаха» . Сам же он проводил всю ночь в молитвах и позволял себе лишь немного отдохнуть утром. Преподобный Максим Кавсокалив не раз являлся ему в видениях в сонме монахов, облаченных в белые одежды, – так бывало в минуты уныния и отчаяния. Святой Максим укреплял Акакия и воодушевлял на брань против естества ради обретения благ, которые выше естества. Однажды, когда святой Акакий был удручен унынием, он увидел рядом с собой маленькую птичку, которая пела невыразимо прекрасно и своим пением рассеяла его тревогу. Слушая ее, подвижник предвкушал небесные блага. Среди посетителей Акакия был и святой мученик Никодим (память 11 июля), со слезами просивший у него совета, как спасти душу. Акакий встал на молитву и, получив уверение от Господа, благословил мученика осуществить задуманное. Преподобный благословил Никодима своим посохом и вручил его мученику, чтобы он предстал с ним перед пашой. Акакий дал благословение принять мученическую смерть ради любви ко Христу и третьему мученику – святому Пахомию Русскому (память 7 мая).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Акакий Кавсокаливит (+1730) Акакий Кавсокаливит   12 апреля   Акакий Кавсокаливит жил  пещере Герасима ( Пещера преподобного Герасима ) около Кавсокаливии, через двести лет после преподобного Герасима, хотя и краткое время,  а впоследствии стал настоятелем Кавсокаливского скита. Он, как и его предшественник, был сугубым аскетом, питаясь, в основном, дикими травами и каштанами. - Афон   Преподобный   Акакий Кавсокаливит имел благоговение ко всем святым, а наипаче к преподобному Максиму Кавсокаливиту, который, говорил он, многократно удостаивал его своего явления. А когда враг наводил на него уныние, он призывал сего святого в помощь и чувствовал благодатное его предстательство. Преподобный Максим являлся ему обыкновенно в священническом облачении, осияваемый небесной славой и сопутствуемый безмерным множеством монахов, озаренных райским светом. Кроме тех Божественных утешений, которые Господь посылал чрез откровения Своему угоднику, он удостоился получить от сладчайшего Иисуса Христа дар прозорливости: многим предсказывал то, что должно было с ними случиться, и открывал сердечные их тайны. Самый вид преподобного производил дивное действие на страдавших от помыслов. Стоило только посмотреть на его лицо, чтобы умиротворить сердце и чувства! Имя Иисусово он постоянно носил в своем сердце; когда же случалось ему произносить оное устами, то всегда из уст его исходил пламень, что неоднократно удостоился видеть один благочестивый духовник иеромонах Сильвестр. Сияя такой святой жизнью, преподобный Акакий сподобился приготовить к мученическому подвигу за исповедание имени Иисуса Христа кроме преподобномученика Романа и другого мученика - Никодима, благословляя которого на страдальческий подвиг, вручил ему свой жезл, говоря: «Иди с Богом, чадо, в избранный тобою путь, вот тебе мой жезл в помощь». С течением времени число учеников у преподобного Акакия увеличивалось все более и более, которые строили себе кельи, и таким образом образовался скит (Кавсокаливский), который молитвами и предстательством преподобного умножился и процветает до нашего времени. А так как на том месте не было воды, то преподобный, желая, чтобы братия не скорбели и не роптали от недостатка оной, однажды вышел на средину скита и после усердной молитвы велел одному брату, по имени Тимофей, копать на указанном ему месте. Когда Тимофей начал копать землю, то вдруг к удивлению всех из того места показалась вода, весьма приятная и здоровая, притом в таком изобилии, что ее достаточно было не только для потребностей братии, на даже и для устройства мельницы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=147...

XVIII в.; мон. Митрофан Хиосский). С преподобными Нифонтом и Акакием Кавсокаливитом - на иконе в алтаре кириакона Кавсокаливийского скита (ок. 1821; мон. Митрофан из Визии). С прп. Иларионом Великим и мч. Неофитом - на иконе из каливы св. Евстафия того же скита (1820; тот же мастер). Фигура М. К. есть на рус. цветной литографии XIX в. с изображением Собора преподобных отцов. С XIX в. образ М. К. встречается на видах его мон-ря, печатавшихся в технике гравюры на меди. Центральное место занимает изображение Кавсокаливийского скита, вверху - Св. Троица (посвящение престола кириакона этого скита), слева и справа в особых рамках - преподобные Акакий Кавсокаливит и М. К. (1-я четв. XIX в.; иером. Парфений с Закинфа). С 90-х гг. ХХ в. создаются иконы, на к-рых помимо фигуры преподобного есть сцены жития - в мон-ре Параклита в Оропосе в 90-х гг. ХХ в. иером. Роман; в кириаконе Кавсокаливийского скита ок. 1995 иером. Максим из келлии прп. Антония в Керасье; икона с изображением М. К., сжигающего каливу,- в парекклисионе Успения Пресв. Богородицы каливы прп. Акакия Кавсокаливийского скита (1994; И. Венгос). Там же хранится икона 1995 г. со сложной композицией: на ней изображены преподобные Нифонт, М. К. и Акакий Кавсокаливит. Нифонт и Акакий изображены в рост; М. К. представлен в центре, погрудно, в правой руке он держит крест, в левой - модель горящей каливы. Внизу, под образом М. К., помещена сцена явления ему Пресв. Богородицы, наверху - Св. Троица Ветхозаветная. Среди печатных икон встречаются разнообразные сюжеты, связанные с М. К.: святой уходит от горящей каливы (в неск. вариантах, 1957; худож. Р. Копсидис; ок. 1999; худож. Д. Циандас); поясное изображение М. К. с моделью горящей каливы в руке (нач. 70-х гг. ХХ в.; Копсидис). Совр. изображения включают 2 сюжета: явление Пресв. Богородицы М. К. и предстояние святого перед могилой, к-рую он приготовил себе (мон. Нектарий Неаскитиот). На совр. иконах в стиле рус. иконописи М. К. пишут средовеком в иноческих одеждах (светлом платье, коричневом плаще), с наброшенным на голову синим куколем. Лит.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης, μον. Οσιος Μξιμος Καυσοκαλβης Αγιολογα. Υμνογραφα. Τχνη. Θεσ., 2010; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημεακς ζωγραφικς του Αγου ορους, 10ος-17ος αινας Αθνα, 2010. Σ. 93, 244, 281, 290. М. А. М., О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/2561640.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010