ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В связи с отсутствием Нестория было доложено, что пригла­шение на Собор ему доставили, но он не дал определенного отве­та о своем намерении участвовать в соборных деяниях. Решено было направить к нему делегацию Собора, она вернулась с таким его ответом: «Когда соберутся все епископы, тогда и мы выйдем к ним» 630 . Вместе с приглашением, высланным до открытия Собо­ра, это был уже второй вызов. Каноническая возможность для заочного суда над ним требовала троекратного отказа явиться на суд, но «депутация епископов с 3-м письменным приглаше­нием даже не была допущена к Несторию военными, подчинен­ными Кандидиану» 631 . Собор приступил к заочному рассмотрению дела Нестория. По предложению святителя Ювеналия был зачитан Никейский символ веры в его первоначальной редакции, а не в той, какая дана была символу на II Вселенском Соборе. Затем епископ Мелитинский Акакий предложил огласить 2-е послание святого Кирилла Несторию, после чего 125 участников Собора, начиная с Ювеналия Иерусалимского, краткими репликами признали его согласным с символом: «Феодор, епископ Аривильский, сказал: и я принимаю послание святейшего и праведнейшего епископа Кирилла, которое по содержанию хорошо и православно и сход­но с верою святых отцев наших, сошедшихся в Никее» 632 ... Фома, епископ Дервийский, из Ликаонии, сказал: и я держусь того, что согласно с верою св. отцев и с посланием, писанным святейшим и благочестивейшим архиепископом Кириллом; и я одинаково с ним мудрствую и верую» 633 . Затем епископ Амасийский Палладий предложил зачитать ответное «послание достопочтеннейшего Нестория... чтобы нам видеть, согласно ли и оно с символом святых отцов никейских» 634 . Когда послание это было оглашено, святой Кирилл обратил­ся к отцам Собора с вопросом, что думают они о его согласии с «верою, утвержденною... в Никее» 635 . Первым отвечал Ювена­лий Иерусалимский: «Нисколько не согласно с благочестивою верою, изложенною св. отцами в Никее: анафематствую тех, кто так верует; ибо все это чуждо православной вере» 636 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Известно, что Константин В. во время голода передал антиохийской церкви огромные запасы хлеба для раздачи беднякам, вдовам и сиротам 427 . Когда потом, в V и V вв., высшее общество Византии было охвачено своего рода горячкою благочестивой филантропии, то вновь создаваемые больницы, приюты и богадельни обыкновенно ставились под покровительство церквей, a существующие церковные щедро обеспечивались всякого рода дарениями. Сведения о различных благотворительных учреждениях в городах империи в изобилии доставляются нам как агиографией, так и другими источниками. Палладий называет ксенодохии в Анкире 428 . Житие преп. Даниила Столпника сообщает о больнице при Анкирской же епископии 429 . Житие свт. Василия В. говорит, что святитель на средства и доходы, предоставленные им. Валентинианом, в сотрудничестве с Григорием Богословом , завёл больницы по всей Кесарийской епархии 430 . Преп. Феофилакт, будучи епископом Никомидийским, воздвиг в этом городе равным образом многочисленные больницы 431 , а преп. Акакий Мелитинский превратил свой бывший дом в богадельню 432 . Schlumberger указывает на свинцовые печати ксенодохов городка Лопадиона (в Вифинии) и Никеи от IX и X вв. 433 . Иоанн Мосх называет Ксенодохий в Александрии, находившийся около Фароса 434 , а фрагменты жития свт. Иоанна Милостивого рассказывают о постройке этим патриархом в Александрии богаделен, больниц, приютов и даже семи родильных домов для бедных женщин 435 . В Антиохии существовали многочисленные и обширные ксенодохии, упоминаемые в житии свт. Иоанна Златоуста и Малалой 436 . Первый из этих источников сообщает, что один исцелённый антиохийский вельможа пожертвовал в ксенодохий Иоанна 30 литр золота, а второй говорит о пожертвовании антиохийскому ксенодохию Юстинианом ежегодного дохода в 4.000 номисм. Особенно подробно знакомит нас агиография с благотворительными учреждениями столицы, и в виду того, что эти последние являются типичными, и известны нам более других, мы коснёмся их организации теперь же, чтобы по аналогии с ними судить о провинциальных богоугодных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Августин (†430), основатель западно-христианского богословия, вдохновлявший карфагенские соборы против римской централизации , утверждает, что Церковь основана на камне, от которого апостол Петр получает имя (fundata est super petram, unde Petrus nomen accepit), подобно тому, как слово «христианин» происходит от имени «Христос» (christianus a Chisto vocatur). Этот камень есть Сам Христос, Церковь основана во Христе (Petra enim erat Christus, ICor.X,4; …fundatur in Christo, ICor.III,11) : « И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос » (1Кор.10:4), – « Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » (1Кор.3:11). В других своих текстах блаженный Августин камнем считает вероисповедание апостола Петра, и Церковь основана Христом не на человеке, но на этом вероисповедании . Апостол Петр олицетворял Церковь, когда исповедовал божественность Иисуса Христа, хотя согласно блаженному Августину, ключи от Царствия Небесного получил не homo unus, sed unitas ecclesiae (не « один человек, но единство Церкви ») . Как считает проф.Болотов, в апостоле Петре Августин не видит ни главу, ни начальника Церкви, хотя все же высшее средоточие приемуществ Церкви, но о преемстве высокого положения апостола Петра бл.Августин не думет . Святитель Акакий Мелитинский (†ок.438) после своего пространного исповедования церковной веры на III Вселенском Соборе в Ефесе заключает, что на этой нашей вере твердо созиждена Церковь (auth hmwn h pistiz× epi toutw tw qemeliw wkodomhqh h Ekklhsia) . Неуточнение святителем этой очевидной ссылки на евангельское повествование можно объяснить общепринятостью понимания твердой неизменной апостольской веры как основания Церкви. Святитель Кирилл Александрийский (†444), известный египетский экзегет и полемист, защитник Православия от несторианства, цитируя этот евангельский текст, считает камнем незыблемую веру ученика (petran, oimai, legwn to akradantoneiz pistin tou maqhtou) , само имя которого и значит ни что иное как его непоколебимую и твердую веру, на которой утверждена Церковь Христова (thn akataseiston kai edraiotathn tou maqhtou pistin) .

http://pravoslavie.ru/43153.html

Святитель Акакий, епископ Мелитинский (17 апреля) «Во время его беседы с народом, множество бывших там ласточек своим громким криком заглушали голос Святого и мешали народу слышать слова его, так что иногда почти совсем не было слышно слов, исходивших из богоглаголивых уст епископа. Тогда, остановившись на короткое время среди беседы к людям, Святой обратился к ласточкам и повелел всем им именем Создателя умолкнуть и прекратить свой крик. И тотчас ласточки умолкли, будучи не в состоянии произнести ни одного звука, и совершенно улетели оттуда, оставив свои гнезда. С того времени ласточки не вили там гнезд, и если какая-либо из них случайно прилетала к тому храму, то не могла здесь щебетать, но как немая, немного полетав около храма, улетала оттуда, как бы кем гонимая... Подобным же образом он повелел жабам, сильно кричавшим в озере и раздражавшим слух больных, умолкнуть. Спустя же немного времени он помиловал жаб и снова разрешил их от молчания, но только не всецело. Ибо он дозволил им издавать свой крик тихо, а не так громко, как они кричали раньше. Однажды, придя к больным во время жатвы, он спросил их, всем ли они довольны и нет ли у них в чем-нибудь недостатка. Они ответили, что у них всего в изобилии, и что только одно их мучает, это – множество мух, которые причиняют им большие страдания, садясь на их язвы и струпья и больно кусая их тела. Святой тотчас помолился Богу, прогнал оттуда молитвою мух, и повелел мухам не являться туда более никогда . И так было до самой кончины угодника Божия: с того времени в том дому не видно было ни одной мухи. Таково чудо, которое сей дивный муж сотворил по благодати Божией» с. 254, 255]. Преподобный Мемнон чудотворец (29 апреля) «Святой отгонял саранчу , во множестве прилетевшую в ту страну и пожиравшую все плоды и травы» с. 472]. Преподобный Афанасий Афонский (5 июля) «В один год на остров, называемый «остров Юных», где Лавра имела свой метох, напало столько саранчи, что она истребила там почти всякую растительность, отчего произошел голод и мор скота. Святой сам отправился на этот остров, сотворил там прилежную ко Господу Богу молитву, и по молитве его тотчас же налетела туда столько птиц, что они в один день истребили всю саранчу » с. 489].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Можно сказать, послание Кирилла, «ευφραινεσθωσαν» разделило восточных на две партии: умеренных, во главе с архиепископом Иоанном, и строгих - непримиримых. На торжественное извещение Иоанна Антиохийского о примирении с Кириллом, Феодорит Киррский ответил ему искренним и серьезным вопросом: а что будет с низложенными (Несторием и четырьмя митрополитами)? Между тем, Иоанн уже давно - еще в первом предложении через Аристолая - приносил их в жертву. Тогда строгие во главе - Евфирия, митрополита Тианского, Александра, митрополита Иеропольского, Мелетия Мопсуэстийского, а за ними обе Киликии, а затем и Евфратизия - ответили разрывом церковного общения с Иоанном Антиохийским. Они доказывали, что две причины разрыва с Кириллом остаются во всей силе: 1) это низложение Нестория, решительно неправильное - и 2) догматические заблуждения Кирилла. Свою подпись под Антиохийским вероизложением он уничтожил своими добавлениями, так что все «покаяние египтянина (выражение из письма Нестория к Феодориту) иллюзорно». Умеренные антиохийцы, желая привлечь строгих к общению с Антиохийскою Церковью, предлагали им подписаться лишь под посланием Кирилла «ευφραινεσθωσαν», доказывая, что здесь содержится видоизмененное вероизложение в сравнении с его анафематизмами. Два епископа, не согласившиеся на такой компромисс, были сосланы: Мелетий Мопсуэстийский - в Армению, а Александр Иеропольский - в Египет. Дело было в 435 г.    Неизбежный результат всяких уний, соглашений, компромиссов - неудовлетворенность с обеих сторон. Так и в данном случае. Недовольны были архиепископом Иоанном, не избежал упреков и Кирилл. Епископ Александрийского диоцеза - Акакий Мелитинский, Валериан Иконийский, Суккенс Диокесарийский и пресвитер Евлогий - обвиняли Кирилла в том, что он изменил Ефесскому Собору. К ним обратился Кирилл с особым посланием, где доказывал, что он своей точки зрения не изменил (Деяния. II, стр. 151). Судьба несторианства. Несториане.    Против Феодора энергично полемизировал уже во время Собора 431 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Выбор Александрии был неслучаен, поскольку она, как пишет Мовсес, «во времена арианских споров, после долгой борьбы, сумела сделать свое учение приемлемым для всей христианской Церкви». Ее епископский престол, вопреки притязаниям константинопольских патриархов, стал играть главенствующую роль в тогдашнем христианском мире, что проявилось особенно при Кирилле Александрийском (412–444), начавшем борьбу против Константинопольского патриарха Нестория и добившегося созыва против него Эфесского собора. Саак и Маштоц были хорошо осведомлены о событиях, связанных с этим собором. Езник Кохбаци, находившийся в это время в Константинополе, письменно извещает Маштоца о том, что «соборные патриархи» написали ему и Сааку о книгах Теодиоса (т.е. Феодора Мопсуэстийского), проникших в Армению, да и сам Хоренаци, говоря об Эфесском соборе, добавляет, что после его окончания Сааку и Месропу писали «епископы Кирилл Александрийский , Прокл Константинопольский и Акакий Мелитинский , предостерегая их, ибо они услыхали, что некоторые из учеников, отошедших от православия, взяв сочинения Феодора Мопсуэстийского, учителя Нестория, и ученика его Феодора, отправились в Армению» (послания Прокла и Акакия, а также ответы на них Саака и Маштоца сохранились [Книга посланий. Тифлис. 1901. С. 1–21 (на арм. яз.)]; вероятно, достоверна и информация о послании Кирилла). 187 Первые источники Мовсеса – несколько исторических сочинений на греческом языке; у него рождается замысел провести сравнение между древними греками и армянами, между греческими и армянскими царями, ведь армянские цари, как и греческие, заботились о науках. В отношении же армян Хоренаци критически пишет, что «наши предки имели нелюбознательный нрав» и «не позаботились о том, чтобы оставить память о себе и о других», и не позаботились напрасно: «хотя мы народ небольшой, весьма малочисленный, слабосильный и часто находившийся под чужим господством, однако и в нашей стране много совершено подвигов мужества, достойных внесения в летописи, которые ни один из них не позаботился передать письму».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не менее важна и переписка католикоса Саака Партева и Месропа Маштоца со свт. Проклом и К-польским еп. Акакием (Послание свт. Прокла к католикосу Сааку и Маштоцу; Ответы святых вардапетов армянских Саака и Маштоца на послание Прокла; Послание еп. Акакия Мелитинского к Сааку; Ответ Саака Акакию; Послание еп. Акакия к армянам). В переписке обсуждаются вопросы, связанные с ересью несториан. Еп. Акакий и свт. Прокл извещали католикоса Саака и Месропа Маштоца о том, что сторонники Нестория, найдя прибежище в Персии, распространяют еретические сочинения. Саак и Маштоц отвечали, что несторианство осуждается в Армении, и привели основные доводы армянской христологии против этой ереси. Одно из посланий (письмо католикоса Саака архиеп. свт. Проклу) было зачитано на V Вселенском Соборе в 553 г. (после письма свт. Кирилла Иерусалимского) как яркий пример и образец православия. Большое значение имеет и переписка между патриархом Акакием К-польским и Петром Монгом, одним из лидеров монофизитства, который занимал Александрийский Патриарший престол в 477 и 482-489 гг. В «К. п.» переписка представлена 9 письмами Петра и 8 письмами Акакия. Именно эти послания стали одной из причин издания «Энотикона» имп. Зиноном в 482 г., в к-ром запрещались споры о природах Христа и признавались истинно верными постановления только 3 первых Вселенских Соборов. Переписка грузинского католикоса Кириона I с арм. католикосами и светскими деятелями (сохр. также в «Истории Армении» Ухтанеса, X в.) важна для понимания развития отношений между Армянской и Грузинской Церквами в нач. VII в., имевшими прежде общую историю, но в тот момент они подошли к разрыву. Большой интерес представляет переписка свт. Фотия К-польского с арм. князем князей Ашотом Багратуни и католикосом Захарией. В «К. п.» она представлена «Копией письма патриарха Константинополя Фотия Ашоту, князю князей» и «Ответом на письмо Фотия, написанным армянским вардапетом Сааком по приказу Ашота, князя князей». Большинство исследователей не сомневаются в их подлинности, ссылаясь на более поздние упоминания об этих посланиях в работах арм.

http://pravenc.ru/text/1841558.html

Среди участников Собора были святитель Кирилл, занимавший Иерусалимскую кафедру с 350 г., преемник Васи­лия Великого по Кесарийской кафедре Элладий и родные бра­тья святого Василия Григорий Нисский и Петр Севастийский, Акакий Веррийский, Амфилохий Иконийский , Оптим Писидийский, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский, Евлогий Эдесский, Исидор Кирский и Отрей Мелитинский. В Константино­поль приехали также 36 епископов пневматомахов, считавшихся последователями Македония, во главе с Элевсием Кизическим и Маркианом Лампсакийским. Переговоры с ними со стороны приверженцев Никейского символа и учения о равночестности Святого Духа Отцу и Сыну не дали результатов, и македониане, покинув Собор, выехали из столицы. Собор открылся в мае 381 г. На его первых заседаниях пред­седательствовал святитель Антиохийский Мелетий . Император Феодосий, присутствовавший на Соборе, накануне видел его во сне и, как рассказывает блаженный Феодорит , «объявил, чтобы не говорили ему, кто между ними Мелетий: он хотел сам, припоми­ная свой сон, узнать этого мужа. И действительно, лишь только весь сонм епископов вошел в царские палаты, Феодосий... прямо подошел к великому Мелетию и, как любящий отца сын, снача­ла долго наслаждался его лицезрением, потом обнял его и начал целовать ему очи, уста, грудь, голову и... руку. При этом царь рас­сказал ему свой сон. Обласкал он также и всех других и попросил их, как отцов, рассудить о предложенных делах» 406 . В самом нача­ле соборных деяний было рассмотрено дело о рукоположении на Константинопольскую кафедру Максима Киника, и оно призна­но было незаконным и недействительным. Святой Мелетий, достигший преклонных лет, в самом нача­ле соборных деяний отошел ко Господу. Мощи почившего были с почестями отправлены в его кафедральный город – Антио­хию. Новым председателем Собора отцы избрали святителя Гри­гория Богослова. Но тут в столицу прибыли епископы из Египта во главе с Тимофеем Александрийским, и на Соборе сразу был поставлен вопрос о замещении Антиохийской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

преподобный Акакий, епископ Мелитинский Беседы преподобный Акакий, епископ Мелитинский Святитель. Чудотворец. Поборник Православия. Епископ города Мелитина. Акакий Мелитинский родился около 370 года в благочестивой семье в армянском городе Мелитина. По обету родителей, долго не имевших детей, он был отдан на воспитание Мелитинскому епископу Отрию, который обучил его и последовательно возвел во все степени церковного служения: от чтеца до священника. После смерти епископа Отрия на архиерейскую кафедру города Мелитина был возведен святой Акакий, который прославился мудрым управлением епархией. Согласно жития, святитель Акакий ещё при жизни стяжал дар чудотворения. Святитель Акакий был участником III Вселенского Собора (431 год) где отстаивал исповедание двух естеств Иисуса Христа (Божественного и человеческого) и его бессеменного Рождества от Богородицы. Святитель Акакий скончался около 438 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Akakij_Melitin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010