Между теми, которые в 431 г. были на стороне св. Кирилла и Ефесского собора, оказались тоже свои крайние. Кирилла стали порицать за то, что он вступил в общение с восточными, которые признают два естества. Даже в том, что он принял в свое послание вероизложение восточных, усматривали осужденную Ефесским собором попытку составить новый символ веры. В своих посланиях (к Акакию мелитинскому, Валериану иконийскому, Суккенсу диокесарийскому и пресвитеру Евлогию) Кирилл разъяснял своим неумеренным приверженцам, что признавать во Христе два естества не значит еще расторгать Его личное единство. Акакий мелитинский довольно прозрачно давал Кириллу понять, что, вступая в общение с несторианствующими восточными, он нарушил постановление Ефесского собора — не дозволять никакого другого вероизложения, кроме никейского символа, — и затем стал в противоречие со своим собственным учением, выраженным в 12 анафематизмах. Кирилл отвечал, что никакого нового символа он и не ввел; но нужно же было восточным очистить себя от подозрения в несторианстве; что от своего учения он не отступил ни на иоту, потому что догматика Иоанна антиохийского, при сходстве в букве, существенно разнится от несториевой по смыслу, что, напр., Несторий учил о двух сынах, а восточные — проповедуют одного, что известные евангельские изречения Несторий приписывал отдельно Богу и отдельно человеку, против чего и направлен один из анафематизмов Кирилла; Кирилл запрещал разделять эти изречения на два лица или ипостаси, отвергать же различия качественных определений Божества и человечества одного и того же Христа Кирилл никогда и не думал, а в изложении веры Иоанна антиохийского только о последнем различии и говорится. Но весьма характерно уже то, что один из знаменитейших сподвижников Кирилла на Ефесском соборе настолько мало истинный смысл его богословской оппозиции Несторию, что мог поставить Кириллу упрек за его отношение к восточным. Акакий был прав в том отношении, что воссоединение с восточными через подписание их вероизложения не было предусмотрено на соборе и доводило до кризиса известное постановление о никейском символе, доказывая непрактичность подобной меры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители В то время, как ересь иконоборцев 1 ], при содействии царя Льва Исавра 2 ], который был сам первым иконоборцем, весьма усилилась на востоке, чудотворная икона Пресвятой Девы Богородицы, находившаяся в Миасинской обители, была брошена в Азурово озеро. Где именно находилась Миасинская обитель, об этом сообщается в житии святого Акакия, епископа Мелитинского. В этом житии мы читаем следующее. «В расстоянии 18 поприщ 3 ] от армянского города Мелитины 4 ] было одно местечко греческое по имени Миасины. Это была весьма красивая, ровная и широкая долина между двумя холмами, тянущимися по обеим сторонам на далекое пространство. Среди этой долины протекала по направлению к востоку быстрая и чистая река Азур, наполнявшая всю долину вокруг себя озерами. Здесь, на особенно красивом месте, стояло идольское капище и сад из деревьев с прекрасными плодами. В этом саду приносились скверные идольские жертвы. Святой епископ Акакий очистил это место от идольских скверн и соорудил здесь церковь во имя Пречистой Девы Богородицы. Освятив новопостроенную церковь, святой Акакий сделал то место, где прежде обитали бесы, жилищем святых ангелов. Там, где прежде приносились кровавые жертвы в честь диавола, стала приноситься чистая бескровная жертва истинному Богу и совершались чудеса от иконы Пречистой Богоматери». Ясно, таким образом, что обитель, по месту названная Миасинской, была устроена при упомянутой церкви Пресвятой Богородицы. Прошло много лет с тех пор как образ Божьей Матери был брошен иконоборцами в озеро. В царствование благоверного царя Михаила и матери его Феодоры 5 ] икона поднялась на верх озера и была обретена верующими в 1-й день месяца сентября, нисколько не поврежденная от столь долгого пребывания в воде. Ради такого чудесного события в той обители совершалось ежегодное празднование в честь и прославление Пренепорочной Владычицы нашей Пречистой Девы Богородицы 6 ].   Тропарь, глас 1: Радуйся обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная. Моли Христа Бога, мир даровати всей вселенней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

е. вчленен в Отца» (Лекции. Т. 4. С. 64). Несмотря на присутствие элемента субординационизма («Он, несмотря на подчиненность Отцу и Богу, как рожденный от Бога»), антиохийская формула признает Единого Бога в трех Ипостасях (против Маркелла Анкирского и Фотина Сирмийского), Отца, Сына и Св. Духа; отцы Собора признают, что «Христос есть предвечный Бог», «ипостасное Слово Отца и Бог от Бога» (против Павла Самосатского). 358 г. (конец зимы - Спасский. С. 365). Проарианский Собор, созванный Евдоксием, в к-ром участвовали епископы Акакий Кесарийский и Ураний Тирский. Собор отверг термины «единосущный» и «подобосущный» (греч. μοιοσιος). Рассмотрев II Сирмийскую формулу, признал ее удовлетворительной и благодарил ее создателей - Валента, Урсакия и Герминия ( Sozom. IV 12; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 74; Спасский. С. 362-363; Simonetti. P. 49). Впервые в Церкви официально выступили аномеи (греч. νμοιος - неподобный). О реакции вост. епископов на решение Собора см. Анкирские Соборы , 358 г. 360/61 г. Собор проарианской партии, к-рый по приказу имп. Констанция низложил с Антиохийского престола избранного на него незадолго до этого еп. Мелетия и поставил на его место арианина Евзоия . Причину низложения Мелетия историки видят в приверженности его «единосущию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 44; Sozom. IV 28), к-рую он подтвердил при избрании его епископом Антиохийским, хотя до этого антиникейцы видели в нем сторонника омиев (греч. μοιος - подобный). Решение Собора привело к очередному расколу в общине Антиохийской Церкви, т. к. сторонники Мелетия не признали его низложения и образовали отдельную от ариан общину ( Theodoret. Hist. eccl. II 31). Ок. 362 г. Собор 9 епископов-ариан, сторонников Евзоия, к-рые объявили все решения Анкирского Собора 358 г. против аномеев недействительными; сняли обвинения с крайнего арианина Аэтия , осужденного К-польским Собором 360 г. ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 45; Sozom. IV 29; Simonetti. P. 49). 363 г. (осень). Собор 27(23) епископов, созванный еп. Мелетием, к-рый вернулся в Антиохию после смерти имп. Юлиана Отступника . Собравшиеся епископы «омии» и «омиусиане», в т. ч. Акакий Кесарийский, Пелагий Лаодикийский, Афанасий Анкирский, Евсевий Самосатский, Ураний Апамейский, Ураний Мелитинский, Магн Халкидонский, Исаконис из Великой Армении и др., ради восстановления церковного единства приняли Никейский Символ веры. Понятие «единосущия» Сына Отцу трактовалось отцами Собора след. образом: Сын родился из сущности Отца и подобен Отцу по существу - т. е. в смысле омиусиан. Собор свидетельствовал о нарождении новоникейской партии, в к-рую вошли епископы Мелетий Антиохийский, Евсевий Самосатский, Афанасий Анкирский и Пелагий Лаодикийский ( Спасский. С. 469, 608). Определение Собора было направлено имп. Иовиану ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 84-85; Simonetti. P. 49). 379 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Наказание любодея Игемон дерзнул пойти к девам святым с нечистым намерением; но здесь обезумел и выпачкался в саже от горшков, сковород и сосудов, и стал черным, как бес, отчего все стали его чуждаться, а он не видел на себе этой перемены. Все почли его юродивым или бесноватым. Сон неестественный Судия на судилище уснул и никто его не мог разбудить; когда же его принесли в дом он пробудился. Девство огнем не опаляется Святых дев бросили в огонь, но он не коснулся их одежд, даже и следов огня на них не приметили. Блуд насильственный безгрешен Когда военачальник велел св. Ирину отвести в блудилище для обесчещения, святая сказала ему: «тело мое так будет страдать от блудника, как от пса кусающего, или от волка, или медведя, или от угрызающего змея. Нечистота непроизвольная, на которую душа не соизволяет, не поставляется в грех пред Богом, так же как насильно влагаемая в уста запрещенная пища не оскверняет человека». 17. Препод. Акакий, епископ Мелитинский Прежде дозволялось литургисать на всяком месте Однажды во время засухи преп. Акакий с народом, умоляя св. великомученика Евстафия о ниспослании дождя, сперва при храме, а потом на открытом месте совершил Божественную литургию, не растворяя вина в чаше по обыкновению, а, устремив ум к Богу, молил Его растворить чашу дождевою водою, – и полился обильный дождь. Разлив реки удержан молитвою Однажды река до того разлилась, что течением увлекала прибрежные деревни; преподобный молитвою удержал ее в берегах. Молитвою поддержано здание разрушающееся В храме, воздвигнутом на месте капища, падал купол на главы молящихся; но святый молитвою удержал его на воздухе до тех пор, пока совершил Божественную литургию. Препод. Зосима, игумен Соловецкий Помощь от Бога Однажды в Соловецкой обители совершенно оскудел хлеб, но, по молитве преп. Зосимы, явились два неизвестные человека, и принесли две корзины хлеба. Знамение священнического достоинства При совершении препод. Зосимою первой Божественной литургии, лицо его просветилось благодатью Духа Святого, как лицо ангела, и церковь наполнилась благоуханием. Святость просфоры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Домн, епископ опунтский из Эллады, сказал: и я видел и слышал то самое, что объявили святейшие и боголюбезнейшие братия и сослужители – Иоанн и Анисий. Даниил, епископ дарнейский, сказал: что эти благочестивейшие епископы предъявили, то самое и я слышал, и то сущая правда. После сего священный собор начал обсуживать учение Нестория. Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: хотя церковные постановления повелевают довольствоваться и троекратным вызовом приглашаемых к оправданию, в чем их обвиняют, однако ж мы готовы были, сверх долга, чрез боголюбезнейших епископов, еще четвертым предписанием снова пригласить благоговейнейшего Нестория. Но как он, поставив строй воинов около своего жилища, как предъявили благочестивейшие епископы, не позволяет входить к нему (посланным), то явно, что он отказывается прибыть на св. собор не с доброю совестию. Почему нужно вести дело далее по порядку правил, и делать, что полезно к утверждению православной и благочестивой нашей веры. Прежде всего да прочтется символ веры , изложенный 318 святейшими отцами и епископами, сошедшимися в Никее, так чтобы, по сравнении учения с этим изложением, согласное было утверждено, а несогласное отвергнуто. И символ прочитан следующим образом. Собор никейский изложил веру так: «Веруем во единого Бога Отца», и проч. – до конца. По прочтении символа, Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: у нас есть в руках послание святейшего и благочестивейшего архиепископа Кирилла, писанное к благоговейнейшему Несторию, полное совета и убеждения о том, что он мудрствует неправильно. Если ваша святость прикажет, я прочту послание. Акакий, епископ мелитинский, сказал: так как благоговейнейший и боголюбезнейший пресвитер Петр, положивший начало речи, сказал, что боголюбезнейшим и праведнейшим епископом Кириллом было нечто писано к благоговейнейшему Несторию, как излагающему неправославное учение, то следует прочитать и это послание. И оно прочитано, и положено между предварительными документами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Открывши же, частию из его писем, частию из других сочинений, частию из бесед, которые он недавно имел в сей митрополии (Ефесе) и которые подтверждены свидетелями, что он и мыслит, и проповедует нечестиво, мы вынуждены были, на основании канонов и послания святейшего отца и сослужителя нашего Келестина, епископа римского, произнесть против него, хотя не без горких слез, следующее горестное определение: «Господь наш Иисус Христос, на которого он изрыгал хулы, устами сего святейшего собора определяет лишить его епископского сана и отлучить от общения церковнаго». Подписуюсь и осуждаю вместе с святым собором Кирилл, епископ александрийский. Подписуюсь и осуждаю вместе с святым собором Ювеналий, епископ иерусалимский. Подписуюсь Флавиан, епископ филиппийский, и осуждаю вместе с св. собором. Подписуюсь Фирм, егшскоп Кесарии каппадокийекой и пр. Подписуюсь Мемнон, епископ ефесский и пр. Подписуюсь Акакий, Божиею милостию епископ мелитинский, вполне согласуясь с означенным определением св. собора. Подписуюсь Феодот, епископ св. церкви в Анкире, согласуясь с св. собором. Подписуюсь Палладий, епископ амасийский, согласуясь с означенным определением св. собора. Подписуюсь Амфилохий, епископ Сиды, и осуждаю вместе с св. собором. Подписуюсь Иконий, епископ Гортины в Крите, и осуждаю купно с св. собором. Подписуюсь Анисий, епископ фивской св. Божией церкви в Греции, и осуждаю и пр. Подписуюсь Домн, епископ св. Божией церкви в Опунте, и пр. Подписуюсь Агафокл, епископ города Колонии и пр. Подписуюсь Григорий, Божиею милостию епископ Керасунта и пр. Подписуюсь Паралий, Божиею милостию епископ Андранпв, и пр. Подписуюсь Калликрат, епископ Навпакта, и пр. Подписуюсь Никий, епископ мегарский, и пр. Подписуюсь Докимасий, епископ города Маронии, фракийской епархии, в провинции Родоне, и пр. Подписуюсь Лукиан, епископ города Топира той же провинции, и пр. Подписуюсь Еннепий, епископ города Максы в той же провинции, и пр. Подписуюсь Ригин, епископ города Константии, и пр. Подписуюсь Саприкий, епископ Пафа, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Он не ходил посвящаться в Кесарию. И когда Малая Азия стала канонически зависящей от нового возглавителя, Константинопольского патриарха, то и к Константинополю армянские католикосы также повернулись спиной. Β 400 г. св. Иоанн Златоуст послал в Армению постановление Константинопольского собора ο праздновании Рождества Христова и Богоявления раздельно, по римскому обычаю. Исаак даже не ответил. Армянская церковь осталась при старом обычае даже до сего дня. Персы враждовали с греческой культурой y армян и истребляли y них греческие школы. Β момент персидской ориентации армяне действительно решили освободиться от греческого влияния в церковной сфере. Β этом был пафос великой национальной реформы Исаака Великого — изобретения армянского алфавита и перевода всех священных и богослужебных книг на армянский язык. До этого по инерции богослужение совершалось еще по-гречески. Β великом деле перевода всего Священного Писания на армянский язык греки приняли косвенное участие, выразившееся в том, что посланным в Византию переводчикам указали и дали наилучшие тексты библейских книг. Но за непризнание армянами их церковной зависимости от Кесарие-Каппадокийской митрополии считали армян раскольниками. На III Вселенский собор армянам, по-видимому, не присылали приглашения, и в Ефесе от армянской церкви никого не было. Ο постановлениях III Ефесского собора армяне также не получили прямого извещения и впоследствии узнали ο них только косвенно. Однако несторианский спор захватил армянскую церковь с другой стороны, негреческой. Армяне охотно, без особых опасений углубляли свое бытовое и культурное общение с сирийскими церквами, существовавшими и под персидской властью. Осужденные на Ефесском соборе 431 г. несториане оправдывались тем, что их учение древнее, отеческое, изложенное в творениях Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Несториане составили из соответствующих цитат этих отцов целую книгу и перевели ее на языки армянский и персидский. Боясь соблазна армян, епископы греко-сирийские Акакий Мелитинский и Раввула Эдесский писали к епископам армянским, чтобы те не принимали сочинений Феодора Мопсуестийского. Армянские епископы оказались очень усердны в сохранении православия. Они составили в 435 г. собор и осудили на нем и Нестория, и Феодора Мопсуетского, т.е. пошли дальше греков. Греки осудили Феодора только на V Вселенском соборе. Через этот собор 435 г. армяне, по существу, приняли и Ефесский собор 431 г. И впоследствии армянская церковь стала цитировать все три первых вселенских собора. Для проверки себя армяне послали депутацию к Проклу Константинопольскому, прося дать отзыв ο мнениях Феодора Мопсуестийского и ο взглядах Акакия и Раввулы. Вот тут-то Прокл и написал свой τμος προς αρμενους, осудив в нем несторианство. Но армянские монахи остались недовольны тем, что Прокл не осудил прямо Феодора Мопсуетского. Β этом выразился уже монофизитский дух армянских монахов, симпатизировавших аполлинаризму, принимавшемуся за Кириллово богословие.

http://sedmitza.ru/lib/text/435272/

И затем ана­логичные по содержанию ответы, сопровождавшиеся анафемами, один за другим давали другие участники Собора. Затем были зачитаны послание папы Римского Целестина Несторию и ему же адресованное 3-е послание святого Кирилла, которые вызва­ли общее одобрение. По просьбе председательствовавшего архиепископа Кирилла два участника Собора, Акакий Мелитинский и Феодот Анкирский, в прошлом дружелюбно относившиеся к Несторию и имевшие возможность встретиться с ним уже в Эфесе, накануне открытия Собора, и пытавшиеся убедить его отказаться от своих заблуж­дений, доложили о высказываниях Нестория, сделанных в ответ. «Скорблю о друге, – сказал Феодот, – но всякой дружбе предпо­читаю благочестие. Как в послании он упорно отвергал, что Богу Слову, то есть Единородному, можно приписывать что-либо чело­веческое, считая это унизительным для Него, так и в разговоре повторял то же самое. Как там утверждал, что о Боге нельзя гово­рить, что Он питался млеком или родился от Девы: так и здесь неоднократно говорил, что о Боге нельзя сказать, что Он – двух или трех месяцев» 637 . А по словам Акакия, утверждавшего, что он «более всех любил господина Нестория» 638 , тот в беседе с ним «нелепыми вопросами своими старался принудить собеседников или совершенно отвергнуть, что Божество Единородного вопло­тилось, или допустить ни с чем не сообразную мысль, что вместе с Богом Словом воплотилось и Божество Отца и Святого Духа... Потом, при другой беседе, вступил в разговор один из бывших с ним епископов, который утверждал, что иной есть Сын, пре­терпевший страдания, и иной – Бог Слово... Еще другой из быв­ших с ним оправдывал иудеев, утверждая, что они согрешили не против Бога, но против человека» 639 . По предложению епископа Флавиана были оглашены выдерж­ки из творений отцов, прямо или косвенно относящиеся к христологической теме: священномученика Киприана Карфагенского , святых Петра и Афанасия Александрийских , Феофила Алексан­дрийского, святителей Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Амвросия Медиоланского , зачитаны были также под именами Римских пап Феликса и Юлия тексты, в дей­ствительности принадлежавшие последователям Аполлинария, послание к Собору епископа Карфагенского Капреола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Чем дальше шло время, тем больше увеличивалось число друзей и защитников унии. Почти во всех восточных Церквях на неё смотрели как на несомненнейшее выражение церковной истины по вопросу о Богочеловеке, по вопросу о соединении в Нём двух естеств. Но чем больше уния находила себе защиты, тем больше озлоблялись на неё неразумные приверженцы александрийских доктрин. Если во времена св. Кирилла таких лиц с крайним александрийским направлением, враждебных унии, известно было немного ( Акакий Мелитинский , Сукценс Диокесарийский и пр.), то это зависело не от того, что таких врагов унии из числа александрийцев и в самом деле было немного. Нет, их было много, но эти враги унии были сдержаны, нерешительны, оставались в колеблемости, в недоумении, мало действовали. Их порывы, их стремления сдерживал высокий церковный авторитет Кирилла. Кирилл был за унию. Это связывало руки врагам унии, заставляло их смиряться: скончался Кирилл (444 г.), и положение дел быстро переменилось. Друзья Кирилла, недовольные унией, видевшие в ней уступку, сближение с антиохийским богословствованием, а это богословствование для них казалось ничем другим, как несторианством, – заволновались, начали открыто действовать. Их основная точка зрения была крайне оригинальна. Они любили и не любили Кирилла, этого главнейшего представителя александрийского богословствования во времена несторианских споров. Они любили Кирилла, поскольку он был ревностным противником несторианства, вождём III Вселенского собора, замечательным писателем, ясно и прямо изложившим свои антинесторианские воззрения; но того же Кирилла они не любили, поскольку он в последнюю эпоху своей жизни сближается с антиохийцами в унии, поскольку он был писателем, ратовавшим за унию, поскольку он был врагом врагов унии, вышедших из числа его неразумных учеников. О первой фазе его церковно-исторической деятельности они всегда решительно и прямо говорили, о второй же фазе его деятельности они упорно молчали. В одном лице Кирилла для них было как бы два отдельных лица. Одному из этих лиц они сочувствовали, другому – нимало. Положение неестественное. Но разве мало удивительного историк встречает в это удивительное время? Враги унии из александрийцев обыкновенно выставляли себя поборниками идей и учения Кирилла; но под Кириллом имели в виду Кирилла до 433 года. Всё это было бы очень странно, если бы не было совершенно действительно. Враги унии из александрийцев и есть монофизиты. Монофизиты, таким образом, есть не что другое, как враги унии из александрийцев, но переставших понимать Кирилла и извративших его христологическое учение. С ними-то имеет дело в лице известного архимандрита Константинопольского Евтихия собор Константинопольский. Собор этот есть первая открытая встреча защитников унии с врагами унии из александрийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Когда же родился тезоименитый Евфимий, то все скорби святых церквей превратились в утешение: не исполнился еще пятый месяц, в шестое консульство, богоборец Валент поднялся походом на варваров, грабивших Фракию, и по прошествии короткого времени был поражен на войне и впоследствии понес наказание, достойное своего богоборства: когда он был поражен и бежал, то варвары настигли его в одном селении близ Адрианополя Фракийского и сожгли вместе с селением, в котором он находился. В то время не исполнилось еще первого года от рождения Евфимия. 6. Когда уже наступнл третий год, отец его Павел скончался, блаженная же Дионисия имела весьма ученого брата, по имени Евдоксия, управлявшего местной епископией и жившего с епископом; взяв его себе в советники и ходатаи, она привела сына к управлявшему в то время святою Мелитинскою церковью великому Отрию, просиявшему на святом Константинопольском соборе; мать исполнила свой обет и посвятила его Богу, как жертву благоприятную, подобно тому, как известная оная Анна посвятила Самуила (1 Царств. 1). 9. Они, приняв Евфимия от руки епископа, научили его высшему благочестию; этот Евфимий в короткое время превзошел многих из своих сверстников боголюбием души и любовью к учению; в особенности его готовность превосходила его возраст, так что Акакий дивился его просвещенному разуму. Таким образом святой сей юноша обучается в первом возрасте в епископии и образуется, изучая божественное писание, превосходным и чистейшим образованием, которое, как говорить божественный Григорий, божественный Давид прекрасно называет дневным, и противоположным ночному (Псал. I, 2). Он стремился быть подражателем упоминаемым в Писании божественным и добродетельным мужам и огорчался, когда какие–либо празднословы мешали или отвлекали его от божественных словес. Подражая образу жизни своего учителя Акакия, он нисколько не вспоминал о разнообразной пище, не стремился к тщеславию, не праздны были его уста от славословия Бога, но прилежным сердцем и твердым умом в определенное время читал он божественную службу церковного чина; он помышлял, что подобает служить Богу со страхом и трепетом, а не превращать через смех и шепот церковь в сцену театра, но входить в нее с благоговением, так как каждому следует молитвенно предстоять, как перед царем и Богом; промежуточное же время следует денно и нощно проводить в молитве, и псалмопении, и чтении Божественных писанин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010