С прибытием папских послов, в 4 и 5 заседания православного Ефесского собора (16 и 17 июля), Кирилл и Мемнон, как несправедливо обвиненныф Иоанном антиохийским и его собором (27 июня), и даже низложенные и отлученные от общения церковного, представили свои жалобы на Иоанна и его сообщников для разбирательства и обсуждения на соборе. После официального троекратного приглашения Иоанна антиохийского явиться для объяснения и оправдания на собор и отказа его выполнить это приглашение и требование, он и восточные вообще, по выслушании и рассмотрении дела были (17 июля) отлучены от церковного общения, приговор же о Кирилле и Мемноне признан нф имеющим никакой силы и значения. По поводу этого обстоятельства Кирилл произносит церковную речь против Иоанна, решительно отделившегося от собора и правой веры. Жалуясь на Иоанна за его присоединениф к врагам Христа, Кирилл вместе с тем как бы предчувствуфт и неблагоприятный для себя и вообще православного собора исход дела, намекает даже на возможность для себя страданий за правое и святое дело. Дело действительно к тому и клонилось. Император, не доверяя правоте действий Ефесского собора и чтобы прекратить возникшие разделения епископов, посылает в Ефес полномочного посла, комита Иоанна, и для умиротворения враждующих . Комит Иоанн прибыл в Ефес 2 или 3 августа, и на другой же день, т. е. 4 августа, заключил под стражу не только Нестория, как виновника церковной смуты и разделений, но и Кирилла и Мемнона, как главных вождей православной партии. Кирилл был брошен в общественную тюрьму. Прибытие комита и его поступок с Кириллом и Мемноном не были неожиданостью для последних и вообще для православных отцов собора. Акакий Мелитинский и св. Кирилл, еще прежде прибытия комита Иоанна, произносят поучения о мужестве и терпении в служении Господу, о высоте этих добродетелей и обязанности каждого истинного пастыря явить на себе эти подвиги, – в виду великой награды от Бога, обещанной исповедникам божественного достоинства Иисуса Христа. Только это утешение по-видимому и оставалось теперь для проповедника. Три месяца, полных неизвестности ожидающей его судьбы, пришлось томиться александрийскому пастырю в темнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Этот вопрос «о корнях несторианства» поставлен был очень скоро и доведен до взрыва благодаря дружным усилиям людей различных оттенков. Приверженцы Нестория, с одной стороны, указывали на это отношение и распространяли учение Феодора в видах защиты своего дела. Люди, только замешанные в распрю между Кириллом и восточными, но к личности Нестория равнодушные, также обращались к Феодору, потому что в его писаниях они видели последнее слово богословской науки; они искали здесь царского пути между крайностями несторианства и аполлинарианства. Жившие на окраине греко-римского востока ученые стали переводить сочинения Феодора на сирийский, персидский и армянский языки. (Сирийский — язык массы населения восточного диэцеза; персидские христиане находились в тесной связи с сирийскими; Армения [Малая], во главе церковного управления которой стоял не раз упомянутый Акакий мелитинский, справедливо считалась одним из главных очагов противоантиохийского движения). В числе деятелей на этом поле выдается Ива [Ихиба, Хиба] (βας, Hîbô [по яковитскому произношению, по несторианскому — Hîbâ]), пресвитер эдесский. Он сопровождал своего митрополита Раввулу (Ραββολας, Rabûlô) в Ефес, и, подобно всем восточным, оказался на стороне Иоанна. В своем знаменитом послании к ардаширскому епископу Маре (Mari men beit Hardaschîr, Assem. В. О. 1, 353), написанном под свежим впечатлением состоявшегося между Кириллом и Иоанном мира, Ива высказывает свою искреннюю радость по поводу этого события; а что касается до прошлого, то он подозревает в аполлинарианстве Кирилла, но не уверен и в православии Нестория. Ясно, что к чистым несторианам Ива не принадлежал. Стоя в Эдессе, по-видимому, во главе богословской школы, он; вместе с другими своими сподвижниками изучал «учителя учителей и толкователя толкователей» Феодора и принимал участие в сирийских переводах. Над этим-то обществом и разразился первый удар. Митрополит эдесский стоял в Ефесе на стороне Иоанна, хотя и не выделялся особенною энергиею. В Эдессе, еще прежде чем начались переговоры между Кириллом и Иоанном, с Раввулою произошла перемена. Суровый, ослепший старик, со свойственными ему крутыми замашками, открыл в сочинениях «киликийского епископа» корень зла, оповестил об этом Кирилла, и сам вдруг в церкви предал анафеме и Феодора и тех, которые подобно ему пишут и кто читает его сочинения, и тех, кто не приносит этих книг на сожжение. Вслед затем Раввула воздвиг гонение на догматических противников Кирилла и — по не совсем устойчивым восточным известиям — разгромил эдесскую школу, так что и учителя, с их наукою и сочинениями Феодора, и ученики разбежались, некоторые даже в Персию. В Эдессе думали (Ива), что престарелый митрополит, прежде сам читавший произведения Феодора, теперь вздумал свести свои личные счеты с мопсуэстийским епископом, который когда-то срезал его на одном соборе. В Антиохии подумали, с ужасом, не сказываются ли здесь константинопольские веяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В 435 году Архиерейский Собор Армянской Церкви во главе с католикосом Исааком и преподобным Месропом обратился к предстоятелю Константинопольской Церкви святителю Проклу с просьбой разъяснить тонкости христологического догмата. Патриарх Прокл в ответ на запрос Собора составил и отправил свой " Томос о вере, к армянам " , где излагал православное учение Церкви о Богочеловеке. В переписке со святыми Исааком и Маштоцом состоял также святитель Акакий Мелитинский . В этот период, уже имея в наличии греческий оригинал Священного Писания, святитель Исаак и Месроп со своими учениками стали редактировать армянский перевод Библии, первоначально сделанный с сирийского Пешитто. Новый, отредактированный на основе греческого текста армянский перевод Библии стал официально принятым текстом Священного Писания для Церкви Армении. Тем временем князья, приведшие страну к трагедии, горько сожалели о содеянном и умоляли святителя вернуться на свою кафедру вместо Шмуэля, умершего в 437 году. Католикос простил кающихся, однако отказался снова взойти на престол. Святитель Исаак скончался 7 сентября 439 года, во время совершения над ним Таинства Елеосвящения. Честные его мощи были перенесены и погребены вблизи г. Аштишат , а над ними была построена гробница. По слову его ученика и отца армянской историографии Мовсеса Хоренаци , великий Исаак " родился смертным, но оставил по себе бессмертную память " . В своём труде " Историческое учение об Отцах Церкви " архиепископ Филарет (Гумилевский) именует католикоса Исаака вторым просветителем Армении после Григория Великого . Литература Использованные материалы    " Sfântul Cuv. NERSES (+367) i fiul su Sfântul Ier. SAHAK (Isaac cel Mare), ep. Armeniei (+438) "http://Sinaxarul sfinilor de pretutindeni: (septembrie - februarie)/monahul Valerian Drago i rasofora Iustina. - Bucureti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodox, 2010, p. 65.    " Pyhä Sahak Suuri (Iisak Armenialainen) " , страница календаря на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, http://ort.fi/kirkkokalenteri/20190909 , .

http://drevo-info.ru/articles/20847.html

Акакий, епископ мелитинский, сказал: излишне подозрение против (уже) обличенных, хотя бы оно и было справедливо; излишне и требование святейших и боголюбезнейших епископов Кирилла александрийского и Мемнона ефесского. Ибо не может быть, чтобы отделившиеся от святого собора и приставшие к нечестивому учению Нестория, уже обличенные в таком преступлении, осмелились сделать что-нибудь против председателей сего вселенского собора, не имея притом никакой власти. Но если вашей святости угодно, чтобы они по этому делу предстали на суд, то пусть Иоанн епископантиохийский, виновник этого отпадения, будет спрошен чрез честнейших епископов Архелая, Павла и Петра, и отвечает на то, в чем он обвиняется, – почему он дерзнул на это? Когда Архелай, епископ миндский в Карии, Павел, епископ лампский на Крите, и Петр епископ паремвольский в Палестине, ушли и возвратились, – Фирм, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: пусть благочестивейшие епископы, которым поручено было сообщить вызов честнейшему епископу Иоанну, объявят, какой был его ответ? Павел, епископ лампский, сказал: когда мы, посланные святым собором вашим к честнейшему Иоанну, епископу антиохийскому, приблизились к его дому, то увидели множество воинов, вооруженных копьями и мечами, и других людей, которые не позволяли нам подойти близко к воротам. Наконец, хотя и с трудом, мы подошли ближе, не переставая говорить: «мы не враги и нас не много; нас послано только трое; пустите нас; нас послал святой собор с мирными предложениями по каноническому делу к честнейшему епископу Иоанну». Но, когда нас окружила толпа, Иоанн, вероятно понимая, зачем мы посланы, не принял нас. Многое говорил тут народ, и в этом говоре слышались ругательства на святой собор и на православную веру, но – какие именно, мы, за поднявшимся тут шумом, сообщить не можем. Архелай, епископ миндский, сказал: мы вытерпели большую тесноту и даже опасность, приближаясь к дому честнейшего епископа Иоанна, в виду воинов, которые стояли с обнаженными мечами и поднятыми дрекольями и грозили нам. Кругом толпилось множество и другого народа. И хотя мы многих просили известить его (о нашем прибытии), однако ж, не знаю по какой причине, не были допущены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

отцов, мы совершенно согласны, как с ними, так и с сим отцом нашим, чрез послание свое уяснившим их изложение, и с верою принимаем то, что они изложили, а послание помянутого святейшего епископа Кирилла изъяснило. Флавиан, епископ филиппийский, сказал: по прочтении нам символа веры , изложенного в Никее 318 св. отцами, собравшимися в этом городе, и вслед за ним послания святейшего отца и епископа Кирилла, писанного к благоговейнейшему Несторию о вере, мы нашли, что послание это самым очевидным образом согласно с никейским изложением веры и проливает великий свет на понимание изречений его. Посему и я согласен с посланием святейшего и боголюбезнейшего отца и сослужителя Кирилла, которое нисколько не отступает от православной веры, но согласно с апостольскою проповедию и с православною верою, изложенною святыми отцами в Никее. Я утверждаю также, что с этим согласен и святейший отец наш Руф, митрополит фессалоникский. Ибо, за болезнью отказавшись лично прибыть сюда, он, при отправлении моем на великий и святой собор, дал мне такое поручение. Я убежден также, что и все епископы Иллирика одних со мною мыслей и нимало не сомневаются относительно прочтенного послания. Акакий, епископ мелитинский, сказал: видя, что послание святейшего и благочестивейшего епископа Кирилла совершенно благочестиво и согласно с 318 отцами, бывшими в Никее, я принимаю мысли его, и исповедую, что Церковь с самого начала мудрствует точно также, и знаю, что точно такое мудрствование она имеет на основании творений св. отцов, священных писаний и преданий веры. Иконий, епископ города Гортины, критской митрополии, сказал: из прочтения символа святейших отцов, сошедшихся в Никее, и послания святейшего отца и епископа Кирилла, я узнал, что изложение последнего согласно с первыми, и потому совершенно согласен держаться тех же мыслей, каких и они во имя Отца и Сына и Святого Духа, а о тех, которые не мудрствуют так, знаю, что св. собор извергнет их. Елланик, епископ митрополии родосской, сказал: я следую никейскому изложению православной веры и согласному с ним посланию святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла и эту веру сохраняю, как истинную и православную. Тем, которые мудрствуют противно сему, противится сам Бог. Анафема тому, кто не верует, что св. Дева Мария есть Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Фирм, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: в начале послания сохраняет (Несторий) еще образ благочестия, но с течением речи, не имея более возможности скрывать свой образ мыслей, открыто высказывает свои мнения, несогласные ни с верою святых 318 отцов, ни с посланием архиепископа Кирилла. Валериан, епископ иконийский, сказал: для всех очевидно, что послание достопочтеннейшего Нестория не только противно вере св. отцов никейских и посланию боголюбезнейшего и святейшего архиепископа Кирилла, но и само с собою несогласно. Иконий, епископ гортинский, сказал: прочитанное сейчас послание достопочтеннейшего Нестория нисколько несогласно ни с изложением св. отцов, собранных в Никее, ни с посланием святейшего отца нашего епископа Кирилла. Посему, отвергая это послание и анафематствуя тех, кто так верует, принимаю изложение св. отцов никейских и послание святейшего отца и архиепископа Кирилла. Елланик, епископ родосский, сказал: я уже прежде объявил, что держусь изложения православной веры св. 318 отцов, сошедщихся в Никее, и св. Деву Марию исповедую Богородицею. Анафема тем, кто так не верует! Акакий, епископ мелитинский, сказал: прочитанное послание достопочтеннейшего епископа Нестория ясно показывает нам, что он не напрасно убоялся придти на сей святой и великий собор. Вполне сознавая, что он и божественное Писание исказил и догматы св. отцов ниспроверг, он, естественно, пришел в такой ужас, что окружил свой дом множеством воинов. Ибо из прочитанного послания его весьма ясно видно, что он, отринув изречения о единородном Сыне Божием, которые употребили в символе веры 318 св. отцов и богоносных епископов, приписал единой плоти то, что относится к спасительному домостроительству, утверждая, что и рождение и смерть относятся только к храму божества 170 и даже оболгал само Писание, якобы и оно приписывает рождение и страдание не божеству, а единому человечеству 171 , оклеветал и писания святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла, якобы в них Бог называется подлежащим страданию ( παθητν), чего ни он, ни другой кто из благочестно мыслящих не помышлял и не дерзал говорить. Вообще (Несторий) показал, что он признает соединение Бога с плотию только по имени, а на самом деле совершенно отвергает. Доказательством странности его учения служит и то, что он утверждает, якобы только теперь, и именно чрез него, догматы объяснены (надлежащим образом). Все сие, как чуждое истины и весьма нечестивое, я отвергаю, и не хочу иметь общения с теми, которые говорят подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Мученики Максим, Феодот и Асклиада пострадали в начале IV века, при Максимиане. Максим и Асклдада жили в Мизии, в г. Маркианополе, и отличались благочестием. Правитель Фракии Тирис, объезжая города для преследования христиан, приказал привести их к себе. Долго разговаривал с ними о вере и, наконец, велел бить их. Во время мучений выступил пред правителем благочестивый человек Феодот и начал укорять его за бесчеловечие. Правитель приказал мучить и Феодота. Святых мучеников посадили в темницу. По прошествии нескольких дней заключения, во время зрелища, их бросили зверям на растерзание, но звери ласкались к ним. Тогда народ требовал, чтобы тут же побить их камнями; во правитель не дозволил этого и, после новых убеждений отречься Христа, усек святых мучеников мечом. Обретение мощей св. Акакия, исповедника Мелитинского. Жил св. Акакий в царствование гонителя Декия. Правитель Маркиан потребовал его к себе на суд за веру Христову. Святой, явившись, рассуждал о Спасителе, об ангелах и осмеивал греческих богов, за что после мучений был заключен в темницу. Но умер мирно, быв освобожден из темницы. Обретение мощей св. первомученика и архидиакона Стефана в 415 г. Читать о нем 2-го августа. Новоникитская икона Богородицы в 372 г. явилась св. великомученику Никите. Он имел ее на груди под своей одеждой, когда вели его на мученая. Чудотворный список с этой иконы находится в Москве, в соборе Спаса, за Золотой решеткой. На иконе Богомладенец изображается стоящим и с крестом в руке. 16-е число Великомученица Евфимия пострадала в Халкидоне при Диоклетиане, около 304 г. Правитель Халкидона Криск от имени царя устроил праздник в честь языческого бога Марса. Христиане не приняли участия в языческом торжестве, их признали ослушниками царя и начали предавать мучению. В числе схваченных христиан находилась дочь благородных и знатных родителей, Евфимия. Криск спросил христиан: «Вы ли противники царского и моего приказания?» Христиане отвечали: «Царскому и твоему повелению мы стали бы повиноваться, если бы оно не было противно воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Священномученик Симеон, епископ Персидский, жил в IV веке, при гонителе христиан в Персии царе Сапоре II (310–381). Он был епископом города Селевкии – Ктезифона. Царь Сапор начал гонение на христиан в 343–344 годах. Сначала он наложил на христиан тяжелую подать, а затем стал предавать смерти священнослужителей и мирян, грабить и разрушать храмы. В течение двух лет в Персии было замучено 1150 человек. Известны имена некоторых святых мучеников: Усфазан, бывший воспитатель Сапора; Авделай и Анания, пресвитеры; Фусик, знатный вельможа при дворе Салора, и его дочь Аскитрея; Азат, евнух, любимый слуга царя. Церковные историки Созомен (V в.) и Никифор Каллист (XIV в.) в своих исторических трудах указывают, что христиане, узнав о повелении царя умертвить всех христиан, сами без страха отдавали себя на мучения за веру в Господа Иисуса Христа. Гонения на христиан продолжались и в последующие годы, но после казни святого мученика Азата скопца, которого царь особенно любил, Сапор приказал предавать мучениям только священнослужителей и учителей христианских, а остальных христиан повелел щадить. В это тяжелое для христиан время пострадал и священномученик Симеон. На епископа Симеона Сапор был особенно гневен, так как враги христиан оклеветали святителя, обвинив его в тайных связях с Греческим государством. Святой Симеон, приведенный к царю на суд, смело исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Ни угрозы, ни обещания земных благ не заставили его совершить ритуальное поклонение солнцу, как того требовали язычники. Тогда святителя вместе со священниками Авделаем и Ананием бросили в темницу. На допросе царь угрожал умертвить всех христиан, но и это не поколебало мужества святителя Симеона. Тогда на его глазах были усечены мечом многие исповедники. Святитель благословлял их на мученическую смерть, наставляя не бояться казни, но с надеждой на жизнь вечную в Царстве Небесном претерпеть страдания. После всех он и сам с радостью положил голову на плаху. Кончина священномученика последовала в Великую пятницу 13 апреля 343 или 344 года. Преподобный Акакий, епископ Мелитинский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Акакий, епископ ариарафийский, во второй Армении, занимавший место и почтеннейшего Константина, епископа мелитинского, (сказал: благочестивейший и святейший пресвитер Евтихий, и представленными записками, и тем, что он теперь объяснил, показал себя право мудрствующим, как и те 318 отцов наших, которые были в Никее, и те, которые после собирались в Ефесе. Итак он достоин опять быть принятым в священство и удержать начальство над монастырем)». «Стефан, епископ иерапольский, (сказал: и я соглашаюсь с тем, что благоугодно святым отцам нашим относительно благочестивейшего пресвитера и архимандрита Евтихия; потому что из прочитанного я убедился, что он православен; поэтому считаю его достойным иметь и сан священства и начальство над монастырем)». «Аттик, епископ никонольский, в древнем Эпире, (сказал: надлежало удовольствоваться заявлениями святых и превосходных отцов наших, в которых они оказываются и теперь согласными с неизменными, прежде составленными, определениями святых отцов, в те времена собиравшихся в городе Никее и в этой боголюбезной ефесской метрополии, начальник и правитель коей сделался достойнейшим всякой похвалы, и с треблаженным между ангелами, бывшим в древности отцом нашим Кириллом, но всей вселенной прославившим святое таинство нашей веры. Ибо по истине надлежит, чтобы благочестивые и верные мужи жили согласно с верою святых отцов. Итак, в этом отношении и я заявляю, что, особенно на основании недавно прочитанных нам деяний и записок, представленных его руками сему святому и вселенскому собору, мы находим почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия согласным с изложениями святых отцов; и справедливо, чтобы он, по правому определению святых отцов, был пресвитером и имел начальство над вверенным ему от Бога монастырем)». «Евстафий, епископ беритский, (сказал: низверженный почтеннейший архимандрит Евтихий так благочестиво изложил учение веры, что он побудил и весь настоящий Святой собор произнести священные и согласные слова и с похвалою отозваться, что это – вера отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Благочестивейшему и боголюбезнейшему владыке нашему Иовиану, Победителю, Августу – Собор епископов, из разных эпархий собравшихся в Антиохии. Что твое благочестие стало первое заботиться об утверждении церковного мира и единомыслия, – это и мы хорошо знаем, боголюбезнейший царь. Не неизвестно нам и то, что показателем сего единства ты справедливо признал отличительную черту истиной и православной веры. Посему, чтобы не относили нас к числу искажателей истинного учения, докладываем твоему благочестию, что мы принимаем и содержим веру первого, давно бывшего в Никее, святого Собора; ибо на нем и слово: единосущный, некоторым кажущееся странным, получило от отцов определенное истолкование, по которому оно означает, что Сын родился из сущности Отца, и что Он подобен Отцу по существу, а не то, что неизреченное рождение произошло от какой-либо страсти. Да и слово: сущность, принято Отцами не для того, что оно встречается у языческих писателей, а для опровержения слова: из несущего, которое нечестиво употреблено о Христе Арием, и которое, ко вреду церковного единомыслия, еще смелее, дерзновеннее и безстыднее употребляют явившиеся ныне Аномеи. Для того-то при сем представлении нашем и приложили мы список с исповедания никейского, изложенного собравшимися (в Никею) епископами. Это принимаемое нами исповедание есть следующее: Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, и прочее в Символе веры . Мелетий, епископ Антиохийский, – согласуюсь с вышеписанным. Евсевий Самосатский, Эвагрий Сикелийский, Ураний Апамийский, Зоил Ларисский, Акакий Кесарийский, Антипатр Росский, Аврамий Уримский, Аристоник Селевковильский, Варламен Пергамский, Ураний Мелитинский, Магнос Халкидонский, Евтихий Элевферопольский, Исаконис из великой Армении, Тит Бострийский, Петр Сиппский, Пелагий Лаодикийский, Аравиан Антрский, Писон Аданский чрез пресвитера Ламидриона, Сабиниан Зевгматский, Афанасий Анкирский чрез пресвитеров Орфиста и Аэция, Иринион Газский, Писон Августийский, Патрикий Палтийский чрез пресвитера Ламириона, Анатолий Верийский, Феотим Аравский, Лукиан аркийский. Читать далее Источник: Церковная история : [Перевод]/Сократ Схоластик ; [Ст. и коммент. И.В. Кривушина]. - Москва : Росспэн, 1996. - с. (Классики античности и средневековья)/Глава 25. Благочестивейшему и боголюбезнейшему владыке нашему Иовиану... 163-164 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Antioh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010