Когда послание это было оглашено, святой Кирилл обратился к отцам собора с вопросом, что думают они о его согласии с «верою, утвержденною… в Никее» . Первым отвечал Ювеналий Иерусалимский: «Нисколько не согласно с благочестивою верою, изложенною святыми отцами в Никее: анафематствую тех, кто так верует, ибо все это чуждо православной вере». И затем аналогичные по содержанию ответы, сопровождавшиеся анафемами, один за другим давали другие участники собора. Затем были зачитаны послание папы Римского Целестина Несторию и ему же адресованное третье послание святого Кирилла, которые вызвали общее одобрение. По просьбе председательствовавшего архиепископа Кирилла два участника собора Акакий Мелитинский и Феодот Анкирский, в прошлом дружелюбно относившиеся к Несторию и имевшие возможность встретиться с ним уже в Эфесе, накануне открытия собора, и пытавшиеся убедить его отказаться от своих заблуждений, доложили о высказываниях Нестория, сделанных в ответ. «Скорблю о друге, – сказал Феодот, – но всякой дружбе предпочитаю благочестие. Как в послании он упорно отвергал, что Богу Слову, то есть Единородному, можно приписывать что-либо человеческое, считая это унизительным для Него, так и в разговоре повторял то же самое. Как там утверждал, что о Боге нельзя говорить, что Он питался млеком или родился от Девы, так и здесь неоднократно говорил, что о Боге нельзя сказать, что Он двух или трех месяцев» . А по словам Акакия, утверждавшего, что он «более всех любил господина Нестория» , тот в беседе с ним «нелепыми вопросами своими старался принудить собеседников или совершенно отвергнуть, что божество Единородного воплотилось, или допустить ни с чем не сообразную мысль, что вместе с Богом Словом воплотилось и божество Отца и Святого Духа… Потом, при другой беседе, вступил в разговор один из бывших с ним епископов, который утверждал, что иной есть Сын, претерпевший страдания, и иной – Бог Слово… Еще другой из бывших с ним оправдывал иудеев, утверждая, что они согрешили не против Бога, но против Человека» .

http://pravoslavie.ru/50314.html

Архиепископ Эфесский Мемнон напомнил собору, что от срока открытия собора, назначенного императорской сакрой, прошло уже 16 дней, а святой Кирилл сказал: «Святый и великий собор довольно времени провел в ожидании прибытия боголюбезнейших епископов, на прибытие которых надеялся. Но как из епископов одни подверглись болезни, а некоторые и умерли и время уже выполнять предназначенное нам дело и для пользы всей поднебесной исследовать учение веры, то да прочтутся по порядку хартии, относящиеся к этому предмету» . В связи с отсутствием Нестория было доложено, что приглашение на собор ему доставили, но он не дал определенного ответа о своем намерении участвовать в соборных деяниях. Решено было направить к нему делегацию собора; она вернулась с таким его ответом: «Когда соберутся все епископы, тогда и мы выйдем к ним» . Вместе с приглашением, высланным до открытия собора, это был уже второй вызов. Каноническая возможность для заочного суда над ним требовала троекратного отказа явиться на суд, но «депутация епископов с третьим письменным приглашением даже не была допущена к Несторию военными, подчиненными Кандидиану» . Собор приступил к заочному рассмотрению дела Нестория. По предложению святителя Ювеналия был зачитан Никейский символ веры в его первоначальной редакции, а не в той, какая дана была символу на II Вселенском соборе. Затем епископ Мелитинский Акакий предложил огласить второе послание святителя Кирилла Несторию. Затем 125 участников собора, начиная с Ювеналия Иерусалимского, краткими репликами признали его согласным с символом: «Феодор, епископ Аривильский, сказал: “И я принимаю послание святейшего и праведнейшего епископа Кирилла, которое по содержанию хорошо и православно и сходно с верою святых отцев наших, сошедшихся в Никее”… Фома, епископ Дервийский, из Ликаонии, сказал: “И я держусь того, что согласно с верою святых отцев и с посланием, писанным святейшим и благочестивейшим архиепископом Кириллом; и я одинаково с ним мудрствую и верую”» . Затем епископ Амасийский Палладий предложил зачитать ответное «послание достопочтеннейшего Нестория, о котором упомянул вначале благочестивейший пресвитер Петр, чтобы, как он сказал, нам видеть, согласно ли и оно с символом святых отцов Никейских» .

http://pravoslavie.ru/50314.html

Для того-то при сем представлении нашем и приложили мы список с исповедания никейского, изложенного собравшимися (в Никею) епископами. Это принимаемое нами исповедание есть следующее: Веруем во единого Бога Отца вседержителя, и прочее в символе веры. Мелетий, епископ антиохийский, согласуюсь с вышеписанным, Евсевий самосатский, Евагрий сикелийский, Ураний анамийский, Зоил ларисский, Акакий кесарийский, Антипатр росский, Авраамий уримский, Аристеник селевковильский, Варламен пергамский, Ураний мелитинский, Магнос халкидонский, Евтихий элевтеропольский, Исаконис из Великой Армении, Тит бострийский, Петр сиппский, Пелагий лаодикийский, Аравиан антрский, Писон аданский через пресвитера Ламидриона, Сабиниан зевгматский, Афанасий анкирский через пресвитеров Орфиста и Аэция, Фринион газский, Писон августийский, Патрикий палтийский через пресвитера Ламириона, Анатолий верийский, Феотим аравский, Лукиан аркийский».    Этот свиток нашли мы в сабиновом собрании соборных деяний. Желая прекратить вражду разномыслящих кротостью и убеждением, царь сказал, что он никому не намерен делать зла, как бы кто ни веровал, однако ж будет любить и предпочитать тех, кто постарается больше содействовать к единению Церкви. А что он действительно так поступал, об этом говорит и философ Фемистий. В своей речи о консульстве Иовиана он превозносит похвалами этого царя за то, что он предоставил каждому держаться богопочтения, какого кто хочет, и стал выше хитрости льстецов над которыми остроумно насмехался, говоря, что они явно чтут не Бога, а пурпур, и ничем не отличаются от Эврина, воды которого текут то в ту, то в другую, противную сторону. Глава 26 О смерти царя Иовиана    Так-то остановил царь стремление людей к вражде. Выехав вскоре из Антиохии, он прибыл в Тарс киликийский и там предал земле тело Юлиана. По совершении всего, относящегося к погребению, он провозглашен консулом и, поспешая в Константинополь, прибыл в одно местечко, называемое Дадастана, находящееся на пределах Галатии и Вифинии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Обретение мощей муч. Мины Калликелада. 17 февр. 457.             Протерий, патриарх Александрийский. 28 февр. Иаков, отшельник Сирийский 20 ноября. 458.            Анатолий, патриарх Цареградский. 3 июля. Ювеналий, патриарх Иерусалимский. 2 июля. 459.             Симеон столпник, преп. Сирийский. 1 сент. 461.             Лев, папа Римский. 18 февр. 465.             Иоанн Кущник, преп. Цареградский. 15 янв. Пелагия, преп. Палестинская. 8 окт. 467.             Феоктист преп., спостник Евфимию В. 3 сент. 470.            Авксентий, преп. Вифинский. 14 февр. 471.            Геннадий, патриарх Цареградский. 31 авг. Нон, еп. Илиопольский. Субб. с. 458–471.       Падение праха с неба в Цареграде. 6 ноября. 473.             Евфимий В., преп. Палестинский. 20 янв. 475.             Герасим преп., на Иордане. 4 марта. 477–484.       Мученики (два священника и 360 мирян), пострадавшие в Африке от ариан при Гунерике, короле Вандальском. 8 дек. 488.             Маркелл преп., игумен обители Неусыпающих. 29 декабря. 489.             Даниил столпник, преп. Фракийский, в Анапле. 11 дек. 490.             Фалалей, отшельник Сирийский. 27 февр. 6 век Евфросиния, преп. Александрийская. 25 сент. Тихон, еп. Амафунтский. 16 июня. Маркелл муч., еп. Анамейский. 14 авг. Лот преп., Арсинаит. Субб. с. Герман, преп. Вифлеем. Субб. с. Зоя, преп. Вифлеемская. 13 февр. Антипатр, еп. Востр. Субб. с. Препп. Египетские: Аммон, или Аммона. Субб. с. Аполлинария. 5 янв. Висарион. 6 июня. Витимий и Иеракс. Субб. с. Иоанн, нареченный Варсонофий. 21 февр. Паисий Вел. 19 июня. Серапион Синдонит. 14 мая. Таисия блаж. 10 мая. Феодора. 11 сент. Исихий пресв. и Пассирион, препп. Иерусалимские. Субб. с. Савин, архиеп. Кипрский. 12 мая. Акакий, еп. Мелитинский. 17 апр. Ксения, преп. Милосская. 21 янв. Препп. Палестинские: Ксенофонт, с Марией женой и двумя сынами. 26 янв. Мартириан и Фотиния. 13 февр. Фока и Геласий. Субб. с. Анфиса, муч. Римская. 8 дек. Полувий, еп. Ринокирский. 12 мая. Препп. отцы, избиенные в Синае и Раифе, и Феодул, сын Нила Постника. 14 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

( < < back) Арсений скончался в конце VIII века. ( < < back) и подвизался в XII веке. Мощи его почивают в Антониевой пещере. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. ( < < back) Полиевкт был замучен в царствование Валериана в 259-м году. Память его совершается 9-го января. ( < < back) от греческого глагола радуюсь, утешаюсь — в переводе значит: благодушный, веселый. ( < < back) царствовал с 364–378 г, Грациан — с 375–383 г. ( < < back) область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь — город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. ( < < back) Феодосий Великий царствовал с 379–395 г. ( < < back) епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17-го апреля. ( < < back) Акакий впоследствии за богоугодную жизнь был избран епископом Мелитинским; он присутствовал на 3-м Вселенском Эфесском соборе 431 года; скончался около 435 года. Память его совершается Церковью 17-го апреля. Синодий — преемник Акакия по кафедре. ( < < back) Евфимию было тогда около 29 лет. Это было в 406 г. ( < < back) Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. ( < < back) Кутиллийская лежала к северо-востоку от Иерусалима, в недалеком расстоянии от Иерихона, ниже лавры святого Саввы Освященного к Мертвому морю, отстоящей к востоку от Иерусалима на 12 верст. ( < < back) преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе — Ваий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы II Вселенского собора, свтт. - житие Императорская сакра о созыве собора в Константинополе, текст которой не сохранился, была издана святым императором Феодосием Великим весной 381 года. На собор приглашались епископы восточных провинций, которыми он правил. На западе империи властвовал Грациан, и единоличная юрисдикция Феодосия на западные провинции не распространялась. На собор съехалось 150 епископов. Вначале прибыли предстоятели православных общин из Сирии, Азии и Фракии; позже, когда соборные деяния уже начались, к ним присоединились епископы, прибывшие из Египта во главе с Тимофеем Александрийским, а также из Македонии, среди которых первенствовал Асхолий Фессалоникийский. Среди участников собора были святитель Кирилл, занимавший Иерусалимскую кафедру с 350 года, преемник Василия Великого по Кесарийской кафедре Элладий, родные братья святого Василия Григорий Нисский и Петр Севастийский, а также Акакий Веррийский, Амфилохий Иконийский, Оптим Писидийский, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский, Евлогий Едесский, Исидор Кирский и Отрей Мелитинский. В Константинополь приехали также 36 епископов духоборцев, или пневматомахов, считавшихся последователями Македония, во главе с Элевсием Кизическим и Маркианом Лампсакийским. Переговоры с ними приверженцев Никейского символа и учения о равночестности Святого Духа Отцу и Сыну не дали результатов, и македониане, покинув собор, выехали из столицы. Собор открылся в мае 381 года. На его первых заседаниях председательствовал святитель Антиохийский Мелетий. Император Феодосий, присутствовавший на открытии собора, накануне видел его во сне и, как рассказывает блаженный Феодорит, «объявил, чтобы не говорили ему, кто между ними Мелетий: он хотел сам, припоминая свой сон, узнать этого мужа. И действительно, лишь только весь сонм епископов вошел в царские палаты, Феодосий, оставив всех прочих, прямо подошел к великому Мелетию и, как любящий отца сын, сначала долго наслаждался его лицезрением, потом обнял его и начал целовать ему очи, уста, грудь, голову и… руку. При этом царь рассказал ему свой сон. Обласкал он также и всех других и попросил их, как отцов, рассудить о предложенных В самом начале соборных деяний было рассмотрено дело о рукоположении на Константинопольскую кафедру Максима Киника, и оно признано было незаконным и недействительным.

http://pravicon.com/info-3111

Когда для осуждения заблуждений Нестория 42 в малоазийском городе Ефесе в 431 г., был созван III Вселенский Собор, император византийский Феодосий II (401–450 гг.) пригласил присутствовать на нём и св. архиепископа Саака Партева. Но так как Армения в ту пору находилась в состоянии войны с персами, а св. Саак, как человек византийской ориентации, временно низложенный в 428 г., томился в тюрьме в Персии, то он, естественно, и не смог приехать на Собор. Язычники-персы, обладая большей частью Армении и враждуя с православной Византией, хотели оторвать от неё Армению как страну-союзницу не только в политическом, но и в церковном отношениях; с этой целью через сирийских несториан в Армению было занесено несторианство. В то время, как св. Саак томился в темнице у персов, на армянском архиепископском престоле сменили друг друга три сирийца-несторианина, посланные из Селевкии-Ктезифона архиепископы Сормак, Бркишо и Шмуел 43 . Несторианский католикосат Селевкии-Ктезифона был той христианской Церковью в Персии, которая имела прямые и постоянные контакты с персидским двором. В Персии для христиан в качестве официального языка был принят сирийский. Персидские цари, в целях ослабления византийского влияния в Армении усиливали позиции сирийского языка и выдвигали сирийских несторианских церковников, которые, бежав с Византии, где подверглись гонениям, нашли покровительство при дворе персидского царя. Сирийский католикос Селевкии-Ктезифона, при покровительстве «царя царей», стремился возглавить всё восточное христианство . В этот период гонений на православных армян со стороны персидского двора, константинопольский архиепископ св. Максимиан († 434), епископ св. Прокл Кизикский († 446–447), наследовавший чуть позже Максимиану, и св. Акакий Мелитинский († ок. 435) послали св. Сааку с его учениками Львом, Иоанном, Иосифом и Корюном, находившимися в то время в Константинополе, определения Ефесского Собора и сообщили ему об отлучении, произнесённом против Нестория. Св. Саак Партев, получивший от персов свободу, созвал в Аштишате в 435 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для примирения спорных сторон в придворных кругах придумана была своеобразная мера: признав действительным отлучения как Нестория, так и Кирилла и Мемнона (хотя они исходили от противоположных партий) и удалив их от собора, предложить прочим епископам обсудить недоумения и достигнуть единодушия. С посланием императора такого содержания был командирован в Ефес в начале августа комит Иоанн. Иоанну удалось собрать у себя всех епископов и прочитать (Нестория и Кирилла при этом, после многих споров и шума, пришлось удалить, Мемнон не пришел, сославшись на болезнь) указ императора: названные лица были взяты затем под стражу. Само собой понятно, что подобная мера ни к чему не могла привести. Отцы собора поспешили разъяснить в своем послании ее непоследовательность и просили сами и через посредство константинопольского клира освободить Кирилла и Мемнона из заключения, так как они подверглись ему без всяких оснований. Антиохийцы со своей стороны хотя, по–видимому, не ходатайствовали за Нестория (он был поручен Кандидиану), но примириться с противниками не находили возможным, так как принятые последними анафематизмы Кирилла считали еретическими. По требованию императора они, впрочем, представили теперь исповедание, где говорилось о едином Христе, Господе и Сыне и Пресвятая Дева называлась Богородицей; но это исповедание принималось не всеми. Решено было прибегнуть к другой мере. Объявленным через комита Иоанна декретом император повелевал каждой стороне выбрать по восемь делегатов и прислать в Константинополь для диспута в его присутствии; потом местом собрания назначен был Халкидон (из опасения волнений со стороны монахов). В состав делегации от православных вошли: легаты папы Филипп и Аркадий, Ювеналий, Флавиан Филиппийский, Фирм Кесарие–Каппадокийский, Феодот Анкирский, Акакий Мелитинский, Евоптий Птолемаидский (в Африке). От восточных были избраны: Иоанн Антиохийский, Иоанн Дамасский, Имерий Никомидийский, Павел Эмесский, Макарий Лаодикийский, Апрингий Халкидонский, Феодорит Киррский и Элладий Птолемаидский (в Финикии). Первым дана была от избравших их письменная инструкция — требовать анафематствования Нестория и его учения и освобождения Кирилла и Мемнона; вторым было внушено добиваться осуждения анафематизмов Кирилла. Совещания начались после 11 сентября; было до пяти конференций, но подробности о них мало известны. Каждая сторона, во всяком случае, оставалась при своем мнении. Восточные при этом могли убедиться, что император уже не хочет и слышать о Несторий, которому еще 3 сентября приказано было удалиться на покой. Но и Кирилл пока находился в заключении, и его собора император не признавал Вселенским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

По окончании Селевкийского собора десять епископов отправились в Константинополь для сообщения императору постановлений этого собора. Низложенные же сторонники Акакие во главе с последним поспешили предупредить их и тоже явились в Константинополь. Поддерживаемые придворной партией, они расположили к себе императора и представили ему все происшедшее на соборе в самом мрачном свете. Акакий назвал собор сборищем дурных людей, способных погубить церковь , и в особенности старался вооружить императора против св. Кирилла, представив дело с продажей церковных вещей в превратном виде и умолчав о тех побуждениях, которыми руководился св. Кирилл. Действуя на самолюбие императора, он говорил, что св. Кирилл продал одному купцу священную ризу, подаренную Иерусалимскому епископу Макарию Константином Великим . Эту ризу потом видели на одной актрисе, которая плясала в ней и издевалась над православной верой. На его же стороне был и Константинопольский патриарх Евдоксий, разделявший убеждения ариан. С другой стороны, и прибывшие с Селевкийского собора епископы не обнаружили достаточной стойкости и твердости в защите постановлений этого собора. Как раз во время их пребывания в Константинополь прибыли с собора в Римини арианские епископы и, несмотря на предупреждение депутатов Селевкийского собора, вступили в соглашение с партией Акакие. Таким образом, прибывшие с Селевкийского собора депутаты-епископы оказались в одиночестве, и в конце 359 года они под влиянием запугиваний и угроз императора согласились даже подписать арианское исповедание веры, составленное на Соборе в Римини. Одержав победу над своими врагами, партия Акакие в январе 360 года созывает новый собор из 50 епископов. Главная задача этого собора была – отомстить тем полуарианским епископам, присутствовавшим на Селевкийском соборе, которым они были обязаны своим низложением. Этих епископов они, в свою очередь, лишили кафедр и в числе пострадавших был и св. Кирилл. Ему были поставлены в вину два обстоятельства. Во-первых, то, что он, лишенный епископства на созванном Акакием соборе, вошел в сношения для пересмотра своего дела с Василием Анкирским и Георгием Лаодикииским, а во-вторых, что будто бы он вместе с Евстафием Севастийским и Елпидием противодействовал Мелитинскому собору, на котором он сам присутствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

109 Lagrange, 1888. Р.642. Цитированное выше письмо Акакия Мелитинского указывает, что учение Раввулы не оставалось одиноким, но встречало сочувствие. Акакий Мелитинский писал самому Кириллу: «...si concedatur, ut dicatur atque doceatur ab eis, quod unaquoeque natura per semetipsam operetur, et hoec quidem passa sit, impassibilis vero illa permanserit, nihil est aliud, nisi duos iterum filios confiteri, et partes induci» [«...если допустить, как говорится и учится ими, что каждая природа действует через саму себя и одна перенесла страдание, а другая осталась бесстрастной, это опять ни что иное как исповедовать двух сыновей и вносить части»] (Synodicon adversus tragoediam Irinaei, LXXXIII//Migne, PG. T.84. Col.693 C; Mansi. T.V. Col.860 D–E; ACO. T.1:4. P.118–119). 111 Сведения, имеющиеся в житии Александра Акимита (Acta sanctorum. T.I. Р.1020–1029; ср. DChB. Т.4. Р.532 слл.) о поездке Раввулы в Константинополь, не имеют большой исторической ценности. Такова точка зрения Э.Шварца (Schwartz, 1914. S.23). 112 Имеются вполне определенные сведения о разногласиях среди восточных. См.: Глубоковский, 1890. Т.1. С.91. 113 Насколько отдельные епископы, даже митрополиты, в своих богословских мнениях были связаны решениями своего патриарха, видно из заявления Ивы на берито-тирском совещании: «Если я назвал его [Кирилла] еретиком, когда восточный собор анафематствовал [его] как еретика, то я следовал моему экзарху» (Mansi. T.VII. Col.237 C–D). На Халкидонском соборе египетские епископы отказались подписать постановление о вере, ссылаясь на отсутствие своего патриарха. См. также: DChB. Т.4. Р.532–533: «From his temporary vacillations to be attributed perhaps to his reluctance to separate himself from his patriarch and comprovincial prelates, Rabbulas speedily recovered» [«Раввула вскоре оправился от своих временных колебаний, которые следует отнести к его нежеланию отделять себя от своего патриарха и других епископов округа»]. 114 Согласно Bibliotheca Casinensis I. Appendix: «Florilegium Casinense». P.2931; ACO. T.1:4. P.38. Подписи под постановлением восточного собора вполне соответствуют подписям под посланием собора иерапольскому клиру. Вместе с тем отпадает гипотеза М.-Ж. Лягранжа, что подписи Раввулы в актах восточных фальсифицированы (Lagrange, 1888. Р.641).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010