И я, видя то, что твоему великому, государеву, делу стало в ево, Степанове, коварстве мотчание, а мне, богомольцу твоему, тово твоего великово, государева, дела больши тово стало держать за собою нельзе, и для тово я, богомолец ваш, октября в 7–й де[нь], призвав товарыща Степанова, сотника и посылал к Степану, чтобы он, Степан, для твоево великово, государева, дал подводы с проводника под старца, ково я пошлю к тебе, великому государю, с отпискою. И и к нему, Степану, ходили и, пришот, сказали: Степан подвод не дает, а говорит, де, что «Он меня, что малово робенка стращает, я, де, давно ис пеленок, не боюсь, де, тово я». А что иное говорил, и то ведает архимарит да сотник. Милостивый, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Буде я, многогрешной, за грубость свою явился недостоин твоих царьских очей придети и усты ко устом сказати такое твое великое дело, ускори, Господа ради, ково прислать ближняго и вернаго своего человека, и не одново хотю, да и из духовнаго чину добрых людей, чтобы то твое, велика государя, дело е безвестно не погибло, зане от неправеднаго пристава зело умогаюсь. И ныне обложен есмь от него узы смертными. А преже сего такоже, де, было – уморил напрасно для своего безделья. И поместа жив есмь аз, и люди, кем то дело мошно сыскать. Пис[ал] в тюрьме в Ферапонтова монастыря Никон своею рукою. Примечания Л. 57 Иже жыв сый... окован нищетою, паче желез... – Подобное начало у челобитной патриарха Никона к царю 9 октября 1668 г.; см.: л. 54. ...Степану Да Ивану Обрасцову... – Приставу Степану Наумову и стряпчему Ивану Образцову. Л. 58 ...да сотника и десятника... – Сотник и десятник – командиры стрелецких полков, в подчинении которых находились войсковые подразделения соответственно в сто и десять стрельцов. ... архимарит и сотник... – Архимандрит Ново-Спасского монастыря Иосиф и стрелецкий сотник Любим Саврасов. а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест с буквами по обеим сторонам: вверху IC ХС, внизу NI КА. На л. 57 об (оборот первого столбца) сохранились остатки печати. Б Испр. мной, в ркп. пощи. В Слово написано дважды. Г-Д Слова между строк. е Слово между строк. 5.Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (22 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из старых вотчин его, из села Короткова и из села Богословского, начали приезжать монахи и крестьяне с челобитьями об указе и привозили деньги. Наумов, по наказу, запрещал давать Никону бумагу и чернила; тот дразнил его: «Ты мне запрещаешь давать бумаги и чернил, а я с Москвы с собою привез четыре чернильницы и бумагу, вот смотри!» – и показывал бумаги дестей с восемь. Архимандрит Иосиф и ферапонтовский игумен Афанасий увлеклись общим примером, начали Никона называть патриархом, целовать в руку, поминать на ектениях по-прежнему; Иосиф дурно отзывался о новом патриархе Иоасафе; Никону это очень нравилось и он дарил Иосифа сукнами и шубами. Но прошел год – из Москвы ответа не было; Никон вышел из терпения и решился напомнить о себе другим способом. В октябре 1668 года явился в Москву от него монах Флавиан и подал царю письмо: «Иже жив сый привмененный с нисходящими в ров, седяй во тьме и сени смертней, окован нищетою паче желез, Богомолец ваш смиренный Никон, милостию божиею патриарх. Извещаю вам, великим государям, за собою великое ваше слово, а писать тебе нельзя, боюсь изменников твоих: послыша такое твое большое дело, меня изведут, а твое дело погаснет без вести. Пристав Степан Наумов, приходя, сказывал мне милость твою с часу на час, со дня на день, с месяца на месяц: но твоя милость удалилась от меня, зане прогневал ярость твою, и я, видя, что дело твое замедлилось, 7 сентября призывал к келье новоспасского архимандрита Иосифа, стрелецкого сотника Саврасова, ферапонтовского игумена, келаря и всех стрельцов и сказывал твое великое слово, чтоб архимандрит и сотник дали мне подводу и провожатых добрых, с кем бы мне к тебе с этим великим делом отпустить своего человека, и дело им объявил твое безголовное, что на Москве изменники твои хотят тебя очаровать или очаровали. Архимандрит, сотник и стрельцы согласились; но изменник келарь Макарий начал кричать: «Нам через государев указ подвод давать нельзя». Я сотнику и стрельцам велел взять моих лошадей и велел к тебе писать, что от меня слышали; но келарь для письма подьячего не дал; я говорил сотнику, чтоб ехал он сам и без письма; сотник хотел ехать, но Степан Наумов прислал человека своего: холоп, прибежав на монастырь, кричал, что Степан не велел никого отпускать и лошадей давать; приехал и сам Степан на конюший двор с ослопом, сотника и стрельцов хотел бить, лошадей всех взял к себе в руки и никому не дал, кричал: «Увижу, кто поедет! что он меня стращает! я не малый ребенок; у меня есть великое дело и на самого патриарха, и мне это дело надобно отпустить». Я говорил, чтоб сотник и стрельцы шли пешком в Кириллов; но Степан и в Кириллов пускать их не велел, кричал: «Моя в том голова!», но ведь его голова перед твоею очень недорога! На другой день отпустил он в Москву человека своего Андрюшку да вора стрельца Якимка, а меня велел заковать и около кельи поставить семь караулов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

42. Сие сделалось изветсным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 43. И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника. Петр выслал всех вон (ср. Мф.9:24–25 ; Мк.5:40 ; Лк.8:54 ): чтобы не смущаясь никакими внешними впечатлениями предаться молитве о воскрешении умершей (ср. Злат.). Бог услышал его молитву, и Тавифа, по его слову, воскресла. Естественно, что слух об этом необычайно великом чуде пронесся по всей Иоппии, и тамошнее христианское общество увеличилось многими новыми членами. У Симона кожевника: по всей вероятности, христианина. По раввинским правилам ремесло кожевника считалось нечистым; но апостол Симон Петр и Симон кожевник христианин стояли, без сомнения, выше таких предрассудков. Глава 10 Корнилий сотник, явление ему ангела и посольство от него к Петру (1–8) 1. В Кесарии был некоторый муже, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2. Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. В Кесарии: см. прим. к Деян.8:40 . – Сотник из полка, называемого Италийским: полка, состоявшего из природных италийцев, в отличии от воинов, набиравшихся в римскую службу из туземных жителей. Кесария была резиденцией римского прокуратора, правителя Палестины, и при нем был полк из природных римлян или итальянцев, как людей вполне надежных. Вероятно, и Корнилий, сотник из этого полка, был природный римлянин или итальянец. Из дальнейших сказаний о нем видно, что он не был иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй религиозно-нравственной настроенности (ст. 28, 34 и т.д. Деян.11:1 ; Деян.11:18 ; Деян.15:7 ). Этим объясняется та великая важность, какую видимо придает дееписатель этому событию, излагая его с большой подробностью и повторяя его (гл. 11) почти буквально с той же подробностью. Это был первый в апостольской истории пример, что язычник прямо, безо всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, переходил в христианство при видимом Божьем благоволении, это была эпоха в истории апостольской церкви и ввиду этого дееписатель так рельефно выставляет на вид такое событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Потому естественно, что при первой возможности построен был здесь казацкий город. Ясный документ говорит, что Бишкин построен и заселен полковником Черниговцем в 1663 г.. после того, город или городок Бишкин нередко упоминается между укрепленными местами Слободской Украйны, например, в грамоте 1681 г. и в указе 1708 года. В переписи князя Мансурова (1682 г.) сказано: « на Бишкинском мокром броду, что под Бишкинским городком, на стороже стоят Лиманские жители 6 человек с ружьем, 14 с косы. А по осмотре того броду на 10 саж., надолоб и башни нет». От 26 Сент. 1681 года «с табора под Бишкином писали: по указу Вел. Государя и по вашему милостливому приказу о построении надолобов под Бишкином от озера до болоти надолоби годно построили и еще свыше того». Эта работа так описана в переписи: «на Бишкинском Броду до городка до стены настроено вновь надолобы 260 сажень; от р. Донца на том же броду валом перекопано 40 сажень, городок вокруг 30 сажень. По правую сторону от мельницы вниз по Донцу засечено леса до Тендицкого брода мерою 600 сажень». По переписке 1697 года известен Бишкинский сотник. По случаю известия о переходе татар через Самару, Изюмский полковник Шидловский от 26 июня 1697 года, писал, что он «Бишкинскому сотникове Семену Онисьевичу велел стать его козаком у Бишкинского Броду». Таким образом, первый храм в Бишкине построен около 1665 года, тем более, что в 1742 г. к Успенскому храму местечка Бишкина посвящен был второй священик. Нынешний храм во имя Св. Тройцы, с приделом в честь Успения Божией Матери, построен в 1751 г. и перестроен в 1803 году. Вот несколько сведений о Бишкинцах из чугуевской переписки. Полковник Константин Донец извещал Чугуевского воеводу: «В нынешнем 188 (1680) г. Генваря 29 писал ко мне, полку моего, Змиевский сотник Демян Жученко, а к нему писал Бишкинский сотник Федор Савощенко: генваря 28 орда сильная приступом была под Бишкином и заледви от орды отбились; а сотник Демьян Жученко того ж числа к нему в Бишкин для помочи пошел и Чугуевские станичники с Харькова отпущены Генваря 29».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С таким телом как опять разлучаться душе, и такому телу, как и для чего входить паки во гроб? Посему-то свв. отцы издревле полагали, что воскресшие святые не умирали уже паки, а сопровождали невидимо Господа на небо при Его вознесении, составив вокруг Него начатки обновлённого человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия“. Мк.15:39 . Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. У еванг. Матфея сказано: сотник и с ним стрегущие Иисуса, увидев землетрясение и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: истинно человек сей был (бе) Сын Божий. Сотник, т. е. начальник над сотней римских воинов, который распоряжался при распятии Иисуса Христа и с Ним двух разбойников. Устрашились весьма, потому что видели в затмении солнца и землетрясении гнев Божий и боялись, что они, служившие казни, подвергнутся наказанию Божию. Сын Божий. Распинатели, вероятно, знали, что Иисуса Христа судили за то, что Он называл Себя не только царем, но и Сыном Божиим, и в том спокойствии духа, с каким Он страдал, и в тех страшных знамениях, которые сопровождали смерть Его, видели, что действительно Он Сын Божий. Сотник этот назывался Лонгином и впоследствии сделался христианином и пострадал за Христа. Память его 16-го октября. Мк.15:40 . Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия. Мк.15:41 . которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему; и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Бяху же (тут были) и жены (женщины). Это – последовательницы или ученицы Христовы, так как известно, что между последователями Его были и женщины ( Лк.8:2 ). Из Апостолов, кроме Иоанна Богослова, никого не было у креста Господня, страх пересилил любовь к Учителю. Зато любовь женщин-учениц превозмогла всякий страх. Издалеча зряще (издали смотрели), потому что приблизиться ко кресту не позволяли им римские воины, сторожившие крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Митрополит Иларион: Всю свою жизнь Блаженнейший митрополит Владимир пребывал в послушании Церкви 7 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Будем молиться о том, чтобы Церковь объединяла всех людей вне зависимости от их политических взглядов и предпочтений. 7 июля. ПРАВМИР. 6 июля 2014 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в этот воскресный день, когда Русская Церковь совершает празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, мы слышали евангельский рассказ о том, как римский сотник подошел к Господу Иисусу Христу и сказал о том, что тяжело болен его сын. Господь Иисус Христос был готов прийти в дом к этому человеку для того, чтобы совершить исцеление, но сотник сказал: «Я недостоин того, чтобы Ты вошел в мой дом. Скажи только слово, и исцелится отрок мой». И к этому добавил: «Я у себя в подчинении имею воинов. И говорю одному: сделай то – и он делает, и другому: пойди туда – и он идет» (см. Мф. 8. 8-9). При чтении этого евангельского отрывка нас может удивить, почему сотник рассказывает Иисусу Христу об особенностях своей военной службы и о том, как в римской армии всё устроено: во-первых, какое это имеет отношение к той проблеме, с которой он обратился к Господу, во-вторых, почему вообще Спасителю должно быть интересно это знать? Между тем сотник говорит об очень интересной вещи – о том, что сила армии строится на беспрекословном послушании подчиненных своим начальникам. В армии есть очень четкая иерархия: у каждого подчиненного есть свои начальники, и у каждого начальника – свои подчиненные. И подчиненный не может через голову собственного начальника общаться с вышестоящим начальником. И начальствующее лицо не должно отдавать приказы нижестоящим, минуя своих непосредственных подчиненных. Но самое главное в этой системе – то, что приказы должны исполняться беспрекословно. Солдат не рассуждает, правильный это приказ или неправильный, а выполняет его, потому что он солдат и получил приказ от своего начальника.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vsy...

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю четвертую (Мф.8:5–13) Первый из всех Евангелистов – богоглаголивый Матфей, посем священный Марко, потом Божественный Лука, а последний из всех – наперсник Христов Иоанн писал Божественные Евангелия. И по Божию смотрению, последние нечто умолчали из того, что писали первые, а показали то, что теми было умолчано. Мы сие ясно видим в истории нынешнего Евангелия. Богодухновенный Лука, повествуя о сотнике, хотя описует то, что опущено у Матфея, то есть, о том, что происходило прежде пришествия сотникова к Иисусу Христу: но умалчивает о пришествии сотниковом ко Господу нашему и о том, что он ему сказал, так как Евангелистом Матфеем уже описанное. Сие же дело есть смотрения Божественного промысла весьма чудное: ибо оно сим образом испровергает то подозрение, что аки бы един Евангелист списал свое Евангелие с Евангелия другого. Видим еще тут же и другое Божия промысла гораздо чуднейшее дело, то есть, Божественных Евангелистов совершенное согласие в главных и существенных частях повествований и предложений, хотя в разные времена и на разных местах писали они священные свои Евангелия. Доказательством сего есть сия же ныне чтенная Евангельская история. Ибо главное и существенное оной содержание есть вера сотникова и всемогущество Господня повеления. А конец имеет тот, чтобы показать нам, что чем выше и совершеннее вера человеческая в Бога, тем вящие и богатейшие изливаются на человека милости Божии. О семь же, согласно с Лукою, и Евангелист Матфей повествует, говоря: Мф.8:5–6 .  Во время оно, вшедшу Иисусу в Капернаум, приступи к Нему сотник, моля Его, и глаголя: Господи, отрок мой лежит в дому ослаблен, люте стражда. Сотник был родом иноплеменник, по должности воин, сто воинов под властию своею имущий, по вере идолопоклонник, но друг народу Иудейскому, для которого и синагогу он построил ( Лк.7:5 ). Раб его, расслаблен и недвижим лежа в дому, столь люто и болезненно страдал, что был уже близ врат смерти. Слыша убо сотник о преестественных чудесах Господа нашего Иисуса Христа и узнав, что Он пришел в Капернаум, во первых послал старейшин Иудейских, как повествует священный Лука, потом друзей ходатайствующих, наконец и сам, пришед к Нему, рассказал о болезни раба своего. Господи! говорил он: – раб мой лежит в дому моем расслаблен, от мучений болезненных люте страждущий. Сие точию сказал сотник: но когда хотел изъясниться и в просьбе о излечении раба, то предварил Богочеловек Иисус прошение его и, прежде нежели сказал он сие: молю, Господи, исцели его, предъобъявил Господь исполнение просьбы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В этих словах его выразилось крайнее, вряд ли понятное для психологии старейшин иудейских смирение: смирение римского офицера пред Иудейским Пророком. Дальнейшие слова сотника были еще более удивительны и чудесны. В них он исповедал свою веру во Христа не только, как прославленного иудейского Пророка и Целителя, но как Господа, которому подвластны все духовные силы мира; он, языческий сотник, обнаружил свою веру не только в «бытие духа», но даже прозрел и закон иерархии в этом духовном бытии. Он сказал Христу: «скажи только слово и выздоровеет слуга мой». И тут же обнаружил свою веру в могущественное Слово Христа: «Ибо я», – сказал сотник, – «и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходят; и слуге моему: «сделай то», и делает» ( Мф. 8:8–9 ). Этим кратким примером сотник установил параллель между мирской, военной иерархией земных отношений, и иерархией отношений в мире духовном. Смысл этой параллели таков: офицер гарнизона получает свою власть от лиц выше его стоящих, в конце концов от Римского Императора; сила этой власти непререкаема. В духовном мире – источник власти и силы есть Бог , Христос имеет власть от Бога и эта власть непререкаема над всеми духовными силами, как светлыми, так и злыми (изгнание бесов), над стихиями материального мира, над болезнью и смертью людей. Откуда, спросим мы, мог все это знать римский язычник? Его прозрение в тайны жизни человека и его вера во Христа поистине поразительны, чудесны, достойны всякого удивления. И Ев. Лука, говорит: «Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». А сотнику Он сказал (через посланных, а м. б. и лично, когда уже подходил совсем близко к дому, и сотник вышел к Нему): «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» ( Мф. 8:13 ). Ев. Лука к этому добавляет: «Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» ( Лк. 7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Воин, прободший ребро, получил в искусстве и письменности историческую известность. В миниатюре Евангелия Раввулы, в кодексе Эгберта 2280 , во фресках Урбана 2281 , на кортонском авории 2282 и на костяном ящике берлинского музея 2283 он назван Логином. То же в Евангелии Никодима 2284 . Сирийский писатель Соломон Бассорский в сочинении «Apis» называет его тем же именем, добавляя, что это тот самый воин, который плевал в лицо Иисуса Христа и давал Ему заушения – а ранее тридцать восемь лет был болен 2285 . По Золотой легенде, Логин, после труса, бывшего при воскресении Иисуса Христа, уверовал в Него. По другим преданиям, Логин страдал слепотой и был исцелен кровью Иисуса Христа, попавшей ему в глаза из прободенного ребра; обратился к вере Христовой; жил в Кесарии каппадокийской двадцать восемь лет и потерпел мученическую кончину 2286 . В ответах св. Василия на вопросы Григория Богослова в палатинской рукописи XV в. 269 2287 на вопрос о лице воина, прободшего ребро Иисуса Христа, дается ответ: « Λγινος» (л. 291). Вообще в памятниках письменности восточной мы доколе имеем мало сведений об этом лице; больше в западной 2288 . Но с именем Логина там и здесь выступает еще другое лицо, имеющее отношение к распятию Иисуса Христа, это Логин-сотник. В Евангелии сотник этот ( Мф. 27:54 ; Мк. 15:39 ; Лк. 23:47 ) не назван по имени; но уже в Евангелии Никодима он назван Логином, причем замечено, что он признал Распятого Сыном Божиим, потом отправился к Пилату и рассказал ему о случившемся 2289 . Григорий Нисский говорит, что сотник этот был епископом каппадокийским 2290 , а Феофан Керамей – что он претерпел мученическую кончину 2291 . Имя Логина-сотника упоминается в древних мартирологах, календарях и служебных минеях – греческих, славянских и латинских в числе святых; от XII в. сохранилась даже служба ему. По преданию, жизнеописание его составлено Исихием, пресвитером иерусалимским ; оно было у Метафраста 2292 . В макарьевских Четь-Минеях дан свод древних известий о нем: Логин-сотник был каппадокиец по происхождению; по долгу службы он присутствовал при распятии Иисуса Христа и вместе со стражей охранял Его гроб; после труса, бывшего при воскресении Иисуса Христа, уверовал в Него, оставил службу, подвергся преследованиям и был казнен отсечением головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Лук. 7 гл. 5 ст. Любит бо язык наш исонмище той созда нам, т. е. любит слово Божие, истинную веру и благочестие, хранившиеся в одном иудейском народе и отличавшие его от других народов; вследствие этой любви он построил на свой счет ( ατος) здание для синагоги, где происходили молитвенные собрания евреев. Итак сотник был язычником только по происхождению, а по духу был достойным сыном избранного народа Божия. Матф. 8 гл. 7 ст. 7. И глагола ему Иисус: аз пришед исцелю его; слова эти, может быть, сказаны были сотнику сначала чрез старейшин, а потом и лично, когда сотник вслед за своими друзьями явился ко Христу сам. Матф. 8, 8–9 и Лук. 7, 6–8 . Сначала чрез друзей, а потом и лично сотник просит Господа не входить под его кров. Не смотря на свое благочестие, заслужившее ему единодушное одобрение от иудейских старейшин, не смотря на свои услуги обществу верующих, не смотря на самую готовность Иисуса Христа посетить его дом, пред Его всесовершенной святостию и духовным величием, он чувствует столь глубоко свою греховность и ничтожество, что сначала не решается и на глаза предстать, а потом тем более не дерзает сретать в своем доме Святого Святых ( Дан. 9, 24 ). Несмь достоин, да под кров мой внидеши, но токмо рцы слово, и исцелеет отрок мой. Далее сотник показывает, почему он считает это возможным. Ибо аз человек есмь под властию ( Матф. 9 ), «а Ты (подразумевает) превыше всякого начальства и власти», – но имый под собою воины: и глаголю сему: иди, и идет: „а Ты всем повелеваешь и всяческая работна тебе» ( Пс. 118, 91 ). Здесь обнаруживается вера во Христа, не только как великого Чудотворца, но и как Владыку мира. Она возросла у сотника на почве его глубокого смирения: чем больше чувствовал он собственное недостоинство, тем яснее представлялось ему величие Христа. Ст. 10. Аминь глаголю вам: ни во Израили толики веры обретох. Среди народа иудейского еще не находил Господь ни такого смирения, ни такой веры в Него. Вместо того Он много находил гордости, ложной, но кичливой праведности – и возрастающего из этой почвы упорного неверия в Него, как Посланника Божия. Посему Он говорит дальше:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010